ния профессионального самосознания сту-дентов-экологов.
В качестве пятой методики, для объективизированной оценки использовалась внешняя экспертная оценка - (отзывы других преподавателей).
Использование вышеперечисленных методик позволяет нам получить более полную и достоверную информацию о состоянии развития профессионального самосознания.
Колесникова И.В.
генеральный директор ООО «КАРЗ»
ПРОБЛЕМА ГРАНИЦЫ И ПОГРАНИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ
Проблема границы актуальна для каждого поколения людей, поскольку затрагивает различные аспекты человеческого бытия. Но особую значимость она обретает в переходное время, когда рвется «историческая нить», рушатся сложившиеся границы, формируется новая система ценностей.
К сожалению, современное общество не позволяет человеку в полной мере реализовывать глубоко укоренившуюся идею консолидации. Не все люди готовы и способны принять новую систему ценностей как в силу своих индивидуальных особенностей, так и по причине царящего в обществе хаоса, неразберихи, раздробленности.
В современном обществе слишком много случайного, возрастает роль финансовой олигархии, бюрократический аппарат преимущественно занят реализацией своих целей. Границы человеческого бытия становятся неустойчивыми.
Чтобы «снять» возникшее отчужденное состояние между отдельными индивидами и обществом, необходимо пересмотреть все ценности и символы. Человек должен научиться отличать поверхностные символы от значимых, опирающихся на фундаментальные ценности. При этом не следует забывать, что многие ценности, вновь возникающие, становятся общезначимыми и выражают планетаризацию человеческого
сознания, способствуют упрочению границ его бытия. Россияне, отказавшись от уз тоталитаризма, сознательно выбирают интеграцию в «сверхличное целое».
Исследование границ человеческого бытия способствует успешному протеканию интеграции, позволяет понять свободу человека как многоступенчатый процесс, обусловленный множеством выборов и действий.
Понятие границы является «кристаллом» диалектики, раскрывающим взаимоотношения внешнего и внутреннего, своего и иного, конечного и бесконечного и др. Оно тесно сопряжено с другими категориями: «мера», «предел», «середина» и др.
Проблемы границы и пограничных отношений человеческого бытия требует решения следующих задач:
- исследовать феномен границы в историко-философском плане, определить категориальный аппарат, позволяющий вычленить различные аспекты пограничного;
- показать определенность границ человеческого бытия;
- изучить, каким образом граница соединяет и разъединяет существующие противоположности;
- выявить развивающийся и развивающий характер границ;
- рассмотреть пограничные проблемы человеческой свободы.
Ларина Е.Н.
ФГОУ ДПОС «ОРИППКРКСАПК» Научный руководитель -доктор психологических наук, профессор Маликова В.А.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ К САМОРАЗВИТИЮ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Анализ состояния проблемы становления подростка как субъекта саморазвития показал, что проблема формирования способнос-
ти к саморазвитию у старших подростков не была предметом специального исследования. Изучение психолого-педагогической литературы и результаты пилотажного исследования позволили выявить противоречия: между потребностью подростков в саморазвитии и недостаточной сформированностью способности к саморазвитию; между возрастающей потребностью практики в теоретико-методическом обеспечении формирования способности к саморазвитию у старших подростков и недостаточной разработанностью научнообоснованных рекомендаций для осуществления данного процесса.
Стремление найти пути разрешения названных противоречий и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане - это проблема обоснования структурно-функциональной модели формирования способности к саморазвитию у старших подростков. В практическом плане - проблема определения психолого-педагогических условий формирования способности к саморазвитию у старших подростков.
Результаты диссертационного исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Способность подростка к саморазвитию - сложное интегративное образование, комплекс индивидуально-психологических особенностей личности, определяющих успешность деятельности по саморазвитию и характеризующих субъектную позицию подростка в этом процессе в единстве мотивационно-ценностного (интерес к саморазвитию, личностная значимость саморазвития, осознанная потребность в саморазвитии), опеночно-ориентапионного (обобщенный образ Я как субъекта саморазвития, положительный прогноз вероятности деятельности по саморазвитию, программа саморазвития) и рефлексивно-результативного (владение средствами саморазвития, осознание процесса и результата саморазвития, прогноз дальнейшего саморазвития) компонентов.
2. Старшего подростка как субъекта саморазвития характеризуют интерес к саморазвитию и к собственной личности, неудовлетворенность собой (своими качествами и уровнем самоуправления), уверенность в возможности положительных изменений соб-
ственной личности, индивидуальный опыт (знания, умения, навыки), приобретенный в различных видах деятельности. В то же время знания подростков в области саморазвития являются неполными, представление о себе как о субъекте саморазвития недостаточно обобщено и не всегда осознано, отсутствуют четкая программа саморазвития. Т.е. старшему подростку присуще противоречие между потенциальной потребностью в саморазвитии и несформированностью реальной способности к данной деятельности.
3. Формирование способности к саморазвитию у старшего подростка будет эффективным при соблюдении следующих психологопедагогических условий: развитие мотивационно-ценностного отношения подростков к саморазвитию; формирование обобщенного образа «Я» как субъекта саморазвития; привитие навыков самоуправления, рефлексии процесса и результата саморазвития.
4. Структурно-функциональная модель формирования способности к саморазвитию у старших подростков способствует максимальному использованию потенциала субъектов педагогического процесса в целях решения исследуемой проблемы, поскольку представляет собой совокупность теоретико-методологического (исходные теоретические положения), психолого-педагогического (структура и принципы взаимодействия, функции и ресурсы субъектов саморазвития, содержание их совместной деятельности) и технологического (алгоритм реализации модели в целостном педагогическом процессе) блоков.
5. Результаты экспериментальной работы свидетельствуют о положительной динамике способности старших подростков к саморазвитию, разрешении противоречий в этом процессе, что проявляется в устойчивой мотивации к саморазвитию, активности и инициативности подростков в этом процессе, углублении самопознания и гармонизации самоотношения, развитии субъектных качеств и уровня самоуправления.
Выполненное исследование не претендует на исчерпывающий характер. Перспективными направлениями дальнейших научных поисков могут стать: изучение психолого-педаго-гических условий формирования способности
к саморазвитию с ориентацией на более широкие возрастные границы; дальнейшая разработка технологий формирования способности к саморазвитию у старших подростков.
Матвиевская Е.Г.
Оренбургский государственный педагогический университет
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года обозначила проблему качества образования как приоритетную, закрепила идею качества как стратегическое направление развития образовательной политики государства, а главной задачей российской образовательной политики обозначила «обеспечение современного качества образования».
Качество современного образования стало предметом исследования многих ученых (В.А. Кальней, Д.Ш. Матрос, Н.Н. Мельников, Д.М. Полев, М.М. Поташник, Н.А. Селезнева, И.Г. Салова, А.И. Субетто, В.П. Панасюк и др.), которые связывают проблему качества образования с развитием новой цивилизации ХХ1 века и с управлением развитием образовательных систем.
А.И. Субетто определяет новую «эпоху цивилизации» XXI века как интеллектуально-информационную, которая должна сменить энергетическую цивилизацию XX века. Для нового качества, мировой цивилизации характерно повышение социоге-нетических функций общественного интеллекта как носителя качества управления будущим со стороны общества. Такое управление будущим возможно «только при действии закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе».
Социокультурный аспект проблемы качества образования еще в начале XX века
обсуждали известные русские ученые И.А. Ильин, В.М. Бехтерев, Н.И. Пирогов, которые подчеркивали роль образования в воспитании молодежи, в сохранении здоровья и подготовке выпускников школ к жизни.
Философ И.А. Ильин в статье «Спасение в качестве» отмечал: «...русскому народу есть только один исход и одно спасение — возвращение к качеству и его культуре».
Стратегия модернизации российского образования направлена на усиление социально-гуманитарной направленности образования, знаний и умений, обеспечивающих активную социальную адаптацию выпускников школ. Такая ориентация ставит задачу перехода на новую систему показателей качества стандартов образования.
Проблема качества образования стала социально значимой не только в научном, но и в практическом плане в связи с повсеместной аттестацией образовательных учреждений и необходимостью стандартизированной объективной оценки качества работы по вариативным образовательным программам разноуровневого и разнопрофильного образования в связи с вхождением России в Болонский процесс.
Вхождение России с сентября 2003 г. в Болонский процесс дает надежду на то, что и на деле возобладает тенденция по отношению к образованию как приоритетной сфере, обеспечивающей стране развитие по пути будущей экономики знаний.
Болонская декларация указывает, что «Европа знаний» теперь уже широко признана как незаменимый фактор социального и гуманитарного развития... Важность образования и образовательного сотрудничества в развитии и укреплении устойчивых, мирных и демократических обществ является универсальной и подтверждается как первостепенная.».
«Европа знаний» - это тот тип развития общества, который только и может обеспечить успех государств в современных условиях.
Однако задача гармонизации национальных систем гарантии качества образования европейских стран непроста. Слишком много различий имеют образовательные системы европейских стран, начиная от принципов управления ими и заканчивая такими ас-