Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия формирования профессионального образа мира студентов в системе иноязычного вузовского образования'

Психолого-педагогические условия формирования профессионального образа мира студентов в системе иноязычного вузовского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗ МИРА / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОЗМОЖНОСТИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / FORMATION / PROFESSIONAL IMAGE OF THE WORLD / FOREIGN LANGUAGE EDUCATION / POSSIBILITIES / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыжкова Мария Анатольевна

Раскрываются различные подходы к определению понятия «профессиональный образ мира». Рассматриваются возможности иноязычного образования в становлении профессионального образа мира студентов. Наиболее подробно анализируются психолого-педагогические условия формирования профессионального образа мира студентов в системе иноя зычного вузовского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыжкова Мария Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and Pedagogical Conditions to Form Professional Image of Student’s World in the Foreign Language Higher Education

This article deals with various approaches to the definition of “professional image of the world”. It reveals possibilities of foreign language education in formation of professional image of the world. The author analyzes psychological and pedagogical conditions to create professional image of the world in foreign language higher education.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия формирования профессионального образа мира студентов в системе иноязычного вузовского образования»

Психолого-педагогические условия формирования профессионального образа... ББК 74.580.20

М.А. Рыжкова

Психолого-педагогические условия формирования профессионального образа мира студентов в системе иноязычного вузовского образования

M.A. Ryzhkova

Psychological and Pedagogical Conditions to Form Professional Image of Student’s World in the Foreign Language Higher Education

Раскрываются различные подходы к определению понятия «профессиональный образ мира». Рассматриваются возможности иноязычного образования в становлении профессионального образа мира студентов. Наиболее подробно анализируются психолого-педагогические условия формирования профессионального образа мира студентов в системе иноязычного вузовского образования.

Ключевые слова: формирование, профессиональный образ мира, иноязычное образование, возможности, пси-холого-педагогические условия.

This article deals with various approaches to the definition of “professional image of the world”. It reveals possibilities of foreign language education in formation of professional image of the world. The author analyzes psychological and pedagogical conditions to create professional image of the world in foreign language higher education.

Key words: formation, professional image of the world, foreign language education, possibilities, psychological and pedagogical conditions.

Формирование профессионального образа мира будущих специалистов в процессе иноязычного вузовского образования является одним из актуальных вопросов, рассматриваемых в психолого-педагоги-ческой литературе. Обращение к данной проблеме связано с изменившимися социальными и экономическими условиями в области профессионального образования. Будущий специалист должен уметь адаптироваться к меняющимся условиям, и эта адаптация возможна, на наш взгляд, при наличии сформированного профессионального образа мира.

Проблема формирования профессионального образа мира будущих специалистов обозначилась в науке относительно недавно. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать многообразие точек зрения на понятие «профессиональный образ мира», которое рассматривается как социальная характеристика человека - функции: инвариантный образ мира человека, включающий в себя профессиональные особенности [1, с. 44]; интегрированная характеристика системной организации, включающей в себя человека, его жизненный мир и сам образ жизни, преобразованный профессией [2, с. 81]; фундаментальное условие существования человека как субъекта профессиональной деятельности, имплицитная картина мира, обусловленная профессиональной принадлежностью, резуль-

тат взаимовлияния индивидуальных особенностей человека и профессии [3, с. 171].

Рассматриваемые подходы к трактовке профессионального образа мира позволяют обратить внимание на его структурные компоненты: когнитивный (понятия, представления о себе), эмоциональный (переживания, отношение к себе), поведенческий, мотивационный и ценностно-смысловой.

На когнитивном уровне происходит осмысление субъектом профессионального образа мира. Когнитивный уровень включает в себя:

- рефлексивную составляющую (студент осознает себя как субъекта профессиональной деятельности, свое отношение к профессии, к самопознанию);

- знаниевую составляющую (формируется образ профессии, представления о своей работе в будущем).

Мотивационный компонент понимается как специфический вид психической регуляции профессиональной деятельности, как особая форма внутренней активности субъекта. Мотивационный компонент включает в себя мотивы профессиональной деятельности, цели, интересы, идеалы, намерения.

Поведенческий компонент рассматривается как процесс взаимоотношения участников профессиональной деятельности, способность к действиям, возможность реализовать представление о себе в профессии и общении.

педагогика и психология

Ценностно-смысловой компонент профессионального образа мира рассматривается как один из основных. Его формирование способствует развитию индивидуальности, реализации процессов самоосу-ществления, личностного развития.

На основе изученной литературы мы полагаем, что профессиональный образ мира будущего специалиста выступает в качестве универсалии профессиональной культуры, которая представляет собой целостное отношение будущего специалиста к себе, к своей профессиональной деятельности и другим ее участникам и включает ценностно-смысловой, мотивационный, когнитивный и поведенческий компоненты.

Изучая проблему становления профессионального образа мира в процессе иноязычного вузовского образования, необходимо определить возможности последнего в ее решении. Иноязычное образование обладает возможностями формирования и развития профессионального образа мира студентов, которое следует рассматривать в контексте гуманизации и гуманитаризации системы профессионального образования. Это формирование обеспечивается демократизацией и регионализацией языковой образовательной сферы, ее вариативностью, многоукладностью и открытостью, а полноценная жизнедеятельность - внедрением новой образовательной концепции, построенной на идеях гуманизации и гуманитаризации образования, его развивающего деятельностного характера.

К возможностям иноязычного вузовского образования для формирования профессионального образа мира будущих специалистов относятся:

- расширение профессионального кругозора (иноязычное образование развивает понимание роли приобретаемой профессии в международном сотрудничестве, вырабатывает готовность к принятию новой информации, способствует появлению гибкости и многовариантности оценок происходящего, создает систему личностных и социально-психологических характеристик будущих специалистов);

- получение многоаспектного межкультурного образования (студент получает возможность овладеть правилами межкультурной коммуникации, осознать принадлежность к своему народу, понять мировую культуру в целом);

- понимание ценностей и смыслов современного мирового профессионального пространства (иноязычное образование интегрирует ценностное отношение студента к его профессиональной деятельности, помогает осознать принадлежность к своему народу, профессиональному сообществу).

Для того чтобы возможности иноязычного вузовского образования в формировании профессионального образа мира были успешно реализованы, необходимы специально организованные психоло-го-педагогические условия. В качестве таких условий мы выделяем:

1) обращение к духовному опыту студентов, к рефлексии их собственного профессионального образа мира;

2) обнаружение смысловой координаты в процессе иноязычного вузовского образования;

3) построение процесса иноязычного вузовского образования как текста культуры;

4) развитие субъектной позиции студента как активного участника процесса иноязычного образования;

5) обучение иностранному языку в контексте будущей профессиональной деятельности.

Рассмотрим данные психолого-педагогические условия более подробно.

Построение процесса иноязычного вузовского образования как гуманитарной практики позволяет студентам раскрыть смыслы профессионального образа мира и соотнести эти смыслы с собственной личностью, ее ценностями, раскрыть для себя не отдельные качества и даже не отдельные предметы, а целостный мир в целостном образе мира.

Обращение к духовному опыту студентов, к рефлексии их собственного профессионального образа мира обеспечивается системой средств, среди которых основную роль играют тексты и общение преподавателя со студентами. Взаимодействие с преподавателем происходит в процессе изучения специальных, философских, художественных текстов с целью обретения студентами духовно-нравственных ценностей, представлений о себе и оценки своего обращения к другим участникам профессиональной деятельности. В результате происходит формирование рефлексивной оценки собственного представления, уровня принятия себя и других участников педагогического процесса.

Обнаружение смысловой координаты в процессе иноязычного вузовского образования происходит в процессе изучения текстов, в которых отражена «мировая» культура, культура страны изучаемых языков, а также через тексты, создаваемые совместно преподавателями и студентами. В процессе такого корпоративного обнаружения смыслов у студентов формируется свой собственный, наполненный смыслами мир. В системе иноязычного вузовского образования встречаются два или более субъекта, которые извлекают множество задач из конкретной ситуации и предлагают гораздо большее множество способов их решения. Принцип общения, понимаемый как принцип развития, предполагает обязательную коммуникативную оправданность, которая создается тогда, когда студент понимает, что он делает и для чего. Понимание, про-блематизация, поиск смысла являются доминантами в процессе взаимодействия педагога и студента.

Раскрытию возможностей иноязычного образования в культурологическом плане способствует изучение неродного языка в сопровождении изучения

Психолого-педагогические условия формирования профессионального образа..

культуры народа - его носителя, причем этот процесс должен протекать одномоментно, а не в раздельных, хотя и пересекающихся плоскостях. В данном случае иноязычное образование становится ценностью развитой личности, что формирует ее способность быть социально мобильной в обществе, свободно входить в открытое информационное пространство. В процессе обучения на первый план выходит принцип культурного плюрализма, признание равноценности и равноправия всех этнических и социальных групп, составляющих данное общество. В современном по-ликультурном мире студенты призваны выполнять роль субъектов диалога культур, в том числе в процессе общения со специалистами в рассматриваемой области из других стран.

Диалог культур выступает в качестве перехода от «человека образованного» к «человеку культуры», соединяющему в своем мышлении и деятельности различные, не сводимые друг к другу культуры, формы деятельности, ценностные, смысловые спектры. Формирование «человека культуры» требует преобразования самого содержания иноязычного вузовского образования, при этом принцип диалога начинает приобретать всепроникающий характер.

Развитие субъектной позиции студента как активного участника процесса иноязычного образования направлено на его ценностно-рациональное изменение и преобразование. При этом изменение внешнего мира есть только предпосылка и условие самоиз-менения самого студента. В условиях современного развития общества, его динамики и постоянных инноваций ведущую роль приобретает активность самой личности, направленная на сознательный выбор профессионального пути, определение и выбор жизненных планов. Активная позиция студента заключается в анализе процессов профессионального развития, а также взглядов на собственное профессиональное становление. В центре иноязычного вузовского образования находится студент - субъект межкультурной коммуникации. В процессе иноязычного образования необходимо создавать ситуации, в которых студент будет «находиться в измерениях двух различных социо-

культурных общностей, рефлексируя над спецификой двух различных лингвосоциумов» [4, с. 58].

Профессиональный образ мира будущих специалистов в процессе иноязычного вузовского образования формируется под воздействием окружающей профессиональной среды и профессиональной деятельности. Условием формирования профессионального образа мира является создание проблемных ситуаций, в которых специалист, овладевая языком, видит проблемы, возникающие в контексте его профессии, понимает их и может предложить решение. Создание ситуаций профессиональной деятельности используется не только как способ мотивации, но и как деятельностное средство освоения студентом образцов нравственного поведения в отношениях между членами профессионального сообщества. Е.И. Пассов рассматривает ситуации профессионального делового общения в качестве условия реализации умений и знаний, полученных в процессе иноязычного образования [5, с. 105]. Данная возможность реализуется за счет включения реального индивидуального опыта в межкультурном общении, развития и поддержки заинтересованности каждого студента в изучении языка на протяжении всей жизни. Ситуации профессионального общения, деловые письма на иностранном языке активизируют инициативность, самостоятельность студентов.

В соответствии с выявленными психолого-педа-гогическими условиями иноязычное вузовское образование должно быть претворено в механизм развития культуры формирования образа мира и человека в нем. Следовательно, реализация психолого-педаго-гических условий иноязычного вузовского образования ориентирует студентов на изменение когнитивной структуры, мотивации, эмоционально-волевой сферы профессионального образа мира. Результатом языкового образования в формировании профессионального образа мира являются изменения, новообразования в интеллектуальном, нравственном, личностном развитии студентов, приобретение социального опыта и ориентация студентов в ценностях профессионального образования.

Библиографический список

1. Ханина И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира // Вестник Моск. ун-та. Сер.14 : Психология. - 1990. - №3.

2. Краснорядцева О.М. Психологический механизм «вписывания» информации в профессиональный образ мира // Теория деятельности: фундаментальная наука и социальная практика (к 100-летию А.Н. Леонтьева). - М., 2003.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М., 2005.

4. Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчика). - М., 1989.

5. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - 2-е изд. - М., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.