Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нейролингвистика / нейролингвистическое программирование / ассоциатив-ное мышление / репрезентативные системы / визуализация / геймификация / психические процессы / высшие учебные заведения / студенты / иностранные языки / методика преподавания иностранных языков / лексические умения / формирование лексических умений / neurolinguistics / neurolinguistic programming / associative thinking / representational sys-tems / visualization / gamification / mental processes / higher education institutions / students / foreign lan-guages / methods of teaching foreign languages / lexical skills / formation of lexical skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федькова Ольга Сергеевна, Сергеева Наталья Николаевна

В статье представлены результаты теоретического и практического исследования психолого-педагогических условий формирования лексических умений у студентов неязыкового вуза на основе принципов нейролингвистического программирования. Нейролингвистическое про-граммирование базируется на теоретических основах нейролингвистики, нейропсихологии, общей психологии, когнитивистики и нацелено на разработку моделей восприятия, усвоения и сохранения информации при задействовании психических процессов мышления, памяти, внимания. Ориента-ция на личностно ориентированный, коммуникативно-деятельностный, дифференцированный, компетентностный подходы в образовании обуславливает актуальность теоретического исследова-ния и практической значимости применения принципов нейролингвистического программирова-ния, нацеленных на создание психолого-педагогических условий для преодоления трудностей при формировании лексических умений. Теоретико-методологическую базу составляют исследования в области психолингвистики, методи-ки обучения иностранному языку, педагогики, психологии, нейролингвистики, нейролингвистиче-ского программирования, личностно ориентированный, системно-деятельностный, компетент-ностный, дифференцированный, личностно-деятельностный, коммуникативно-деятельностный подходы. В работе применялись следующие методы исследования: тестирование обучающихся, бе-седа, наблюдение за образовательным процессом, теоретический анализ учебной, научной и мето-дической литературы, обобщение результатов исследований в области обучения иноязычной лек-сике, классификация изученных данных, методического и лингвистического анализа, обработки результатов учебной деятельности студентов. Выделяются основные принципы восприятия, усвое-ния и сохранения информации, приводится психологическая характеристика типов личности в со-ответствии с ведущей репрезентативной системой: аудиальной, визуальной и кинестетической. Ав-торы статьи реализуют попытку преодоления трудностей на этапе формирования иноязычных лек-сических умений у студентов высшей школы через выбор методов, приемов и средств, направлен-ных на создание благоприятных психолого-педагогических условий обучения в соответствии с эта-пами формирования речевых навыков. Акцент делается на применении комбинированных методов, которые реализуют принципы репрезентации информации на основе нейролингвистического про-граммирования: визуализация, ассоциация, геймификация, методика набора ключевых слов, аудиолингвальный и аудиовизуальный методы. Процессы якорения и установления раппорта вы-деляются в качестве основных элементов нейролингвистического программирования, обеспечива-ющих создание благоприятных психолого-педагогических условий обучения. В результате изучения, сравнительного анализа и синтеза данных психолого-педагогической, науч-но-методической литературы разработаны алгоритм и микростратегии формирования лексических умений у студентов неязыкового вуза на основе принципов нейролингвистического программиро-вания. Для каждого этапа формирования лексических навыков выделены характерные методы, приемы и средства обучения, приведены конкретные микростратегии для наглядного представле-ния возможностей практической реализации серии учебно-коммуникативных упражнений в соот-ветствии с теоретическим обоснованием. Проведенное исследование позволяет поставить перспективные цели и задачи для дальнейшей ра-боты при развитии устно-речевых умений в сфере обучения иностранному языку студентов высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федькова Ольга Сергеевна, Сергеева Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR LEXICAL SKILLS DEVELOPMENT BASED ON THE PRINCIPLES OF NEUROLINGUISTIC PROGRAMMING

The article presents the results of theoretical and practical research of psychological and peda-gogical conditions for the formation of lexical skills among students of non-language specialty on the basis of the principles of neurolinguistic programming. Neurolinguistic programming is based on the theoretical foundations of neurolinguistics, neuropsychology, general psychology, cognitive science and is aimed at developing models of perception, acquisition and preservation of information with the involvement of mental processes of thinking, memory, attention. Orientation to the personality-oriented, communicative-activity, differentiated, competence-based approaches in education determines the relevance of theoretical research and practical significance of the application of neurolinguistic programming principles aimed at creating psychological and pedagogical conditions for overcoming difficulties in the formation of lexical skills. Theoretical and methodological basis is formed by research in the field of psycholinguistics, pedagogy, psy-chology, neurolinguistics, neurolinguistic programming, theoretical analysis of educational, scientific and methodological literature. The basic principles of perception, acquisition and preservation of information are highlighted, psychological characterization of personality types according to the leading representa-tional system (auditory, visual and kinesthetic) is given. The authors of the article realize the attempt to overcome difficulties at of teaching foreign language lexical skills with higher school students through the choice of methods, techniques and means aimed at creating favorable psychological and pedagogical condi-tions of learning in accordance with the stages of speech skills development. Emphasis is placed on the use of combined methods that implement the principles of information representation on the basis of neuro-linguistic programming: visualization, association, gamification, keyword technique, audiolingual and au-diovisual methods. The processes of anchoring and rapport building are highlighted as the main elements of neurolinguistic programming, providing the creation of favorable psychological and pedagogical condi-tions for teaching lexical skills. As a result of the study, comparative analysis and synthesis of psychological, scientific and methodological literature data the algorithm and microstrategies of lexical skills formation among students of non-language university on the basis of the principles of neurolinguistic programming were developed. For each stage of lexical skills formation, characteristic methods, techniques and means of training are high-lighted, specific microstrategies are given to visualize the possibilities of practical implementation in ac-cordance with the theoretical justification. The conducted research opens up prospects for more in-depth study in the development of oral-speech skills in the sphere of teaching a foreign language to higher school students.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ»

УДК 378.016:811.1'373

ББК Ш12/18-9-3 ГРНТИ 14.35.09 Код ВАК 5.8.2

Федькова Ольга Сергеевна,

SPIN-код: 3682-4820

аспирант кафедры профессионально-ориентированного языкового образования, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов; 26; старший преподаватель кафедры иностранных языков, Уральский федеральный университет имени первого президента России Б. Н. Ельцина; 620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира 19; e-mail: olga2201.fedkova@yandex.ru

Сергеева Наталья Николаевна,

SPIN-код: 1552-0305

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой профессионально-ориентированного языкового образования, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: snatalia2016@mail.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нейролингвистика; нейролингвистическое программирование; ассоциативное мышление; репрезентативные системы; визуализация; геймификация; психические процессы; высшие учебные заведения; студенты; иностранные языки; методика преподавания иностранных языков; лексические умения; формирование лексических умений

АННОТАЦИЯ. В статье представлены результаты теоретического и практического исследования психолого-педагогических условий формирования лексических умений у студентов неязыкового вуза на основе принципов нейролингвистического программирования. Нейролингвистическое программирование базируется на теоретических основах нейролингвистики, нейропсихологии, общей психологии, когнитивистики и нацелено на разработку моделей восприятия, усвоения и сохранения информации при задействовании психических процессов мышления, памяти, внимания. Ориентация на личностно ориентированный, коммуникативно-деятельностный, дифференцированный, компетентностный подходы в образовании обуславливает актуальность теоретического исследования и практической значимости применения принципов нейролингвистического программирования, нацеленных на создание психолого-педагогических условий для преодоления трудностей при формировании лексических умений.

Теоретико-методологическую базу составляют исследования в области психолингвистики, методики обучения иностранному языку, педагогики, психологии, нейролингвистики, нейролингвистиче-ского программирования, личностно ориентированный, системно-деятельностный, компетент-ностный, дифференцированный, личностно-деятельностный, коммуникативно-деятельностный подходы. В работе применялись следующие методы исследования: тестирование обучающихся, беседа, наблюдение за образовательным процессом, теоретический анализ учебной, научной и методической литературы, обобщение результатов исследований в области обучения иноязычной лексике, классификация изученных данных, методического и лингвистического анализа, обработки результатов учебной деятельности студентов. Выделяются основные принципы восприятия, усвоения и сохранения информации, приводится психологическая характеристика типов личности в соответствии с ведущей репрезентативной системой: аудиальной, визуальной и кинестетической. Авторы статьи реализуют попытку преодоления трудностей на этапе формирования иноязычных лексических умений у студентов высшей школы через выбор методов, приемов и средств, направленных на создание благоприятных психолого-педагогических условий обучения в соответствии с этапами формирования речевых навыков. Акцент делается на применении комбинированных методов, которые реализуют принципы репрезентации информации на основе нейролингвистического программирования: визуализация, ассоциация, геймификация, методика набора ключевых слов, аудиолингвальный и аудиовизуальный методы. Процессы якорения и установления раппорта выделяются в качестве основных элементов нейролингвистического программирования, обеспечивающих создание благоприятных психолого-педагогических условий обучения.

В результате изучения, сравнительного анализа и синтеза данных психолого-педагогической, научно-методической литературы разработаны алгоритм и микростратегии формирования лексических умений у студентов неязыкового вуза на основе принципов нейролингвистического программирования. Для каждого этапа формирования лексических навыков выделены характерные методы, приемы и средства обучения, приведены конкретные микростратегии для наглядного представления возможностей практической реализации серии учебно-коммуникативных упражнений в соответствии с теоретическим обоснованием.

Проведенное исследование позволяет поставить перспективные цели и задачи для дальнейшей работы при развитии устно-речевых умений в сфере обучения иностранному языку студентов высшей школы.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Федькова, О. С. Психолого-педагогические условия формирования лексических умений на основе принципов нейролингвистического программирования / О. С. Федькова, Н. Н. Сергеева. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2024. -№ 2. - С. 239-252.

© Федькова О. С., Сергеева Н. Н., 2024

Fedkova Olga Sergeevna,

Postgraduate Student of Department of Professionally Oriented Language Education, Ural State Pedagogical University; Senior Lecturer of Department of Foreign Language, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia

Sergeeva Natalia Nikolaevna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Professionally Oriented Language Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

FOR LEXICAL SKILLS DEVELOPMENT BASED ON THE PRINCIPLES

OF NEUROLINGUISTIC PROGRAMMING

KEYWORDS: neurolinguistics; neurolinguistic programming; associative thinking; representational systems; visualization; gamification; mental processes; higher education institutions; students; foreign languages; methods of teaching foreign languages; lexical skills; formation of lexical skills

ABSTRACT. The article presents the results of theoretical and practical research of psychological and pedagogical conditions for the formation of lexical skills among students of non-language specialty on the basis of the principles of neurolinguistic programming. Neurolinguistic programming is based on the theoretical foundations of neurolinguistics, neuropsychology, general psychology, cognitive science and is aimed at developing models of perception, acquisition and preservation of information with the involvement of mental processes of thinking, memory, attention. Orientation to the personality-oriented, communicative-activity, differentiated, competence-based approaches in education determines the relevance of theoretical research and practical significance of the application of neurolinguistic programming principles aimed at creating psychological and pedagogical conditions for overcoming difficulties in the formation of lexical skills.

Theoretical and methodological basis is formed by research in the field of psycholinguistics, pedagogy, psychology, neurolinguistics, neurolinguistic programming, theoretical analysis of educational, scientific and methodological literature. The basic principles of perception, acquisition and preservation of information are highlighted, psychological characterization of personality types according to the leading representational system (auditory, visual and kinesthetic) is given. The authors of the article realize the attempt to overcome difficulties at of teaching foreign language lexical skills with higher school students through the choice of methods, techniques and means aimed at creating favorable psychological and pedagogical conditions of learning in accordance with the stages of speech skills development. Emphasis is placed on the use of combined methods that implement the principles of information representation on the basis of neuro-linguistic programming: visualization, association, gamification, keyword technique, audiolingual and audiovisual methods. The processes of anchoring and rapport building are highlighted as the main elements of neurolinguistic programming, providing the creation of favorable psychological and pedagogical conditions for teaching lexical skills.

As a result of the study, comparative analysis and synthesis of psychological, scientific and methodological literature data the algorithm and microstrategies of lexical skills formation among students of non-language university on the basis of the principles of neurolinguistic programming were developed. For each stage of lexical skills formation, characteristic methods, techniques and means of training are highlighted, specific microstrategies are given to visualize the possibilities of practical implementation in accordance with the theoretical justification.

The conducted research opens up prospects for more in-depth study in the development of oral-speech skills in the sphere of teaching a foreign language to higher school students.

FOR CITATION: Fedkova, O. S., Sergeeva, N. N. (2024). Psychological and Pedagogical Conditions for Lexical Skills Development Based on the Principles of Neurolinguistic Programming. In Pedagogical Education in Russia. No. 2, pp. 239-252.

Введение. В основе современных образовательных стандартов системы высшего профессионального образования лежит компетентностный подход в корреляции с личностно ориентированным и деятельностным подходами. Компетент-ностный подход направлен на приобретение навыков и компетенций, необходимых для профессионального развития и социализации. Личностно ориентированное обучение нацелено на создание психологически комфортной среды обучения, способствующей развитию творческих, интеллектуальных способностей обучающихся.

Приоритетной задачей преподавания дисциплины «Иностранный язык» в вузе является развитие коммуникативной ком-

петенции, что определяет нацеленность на развитие таких языковых и социокультурных навыков, как способность порождать и понимать устные и письменные тексты на иностранных языках, способность осуществлять межъязыковое и межкультурное взаимодействие в устной и письменной формах, способность применять на практике систему лингвистических знаний о закономерностях функционирования изучаемого языка.

Развитие коммуникативной компетенции представляется возможным при достаточном уровне развитости иноязычных устно-речевых умений. Однако методами входного тестирования и собеседования было выявлено, что 70% студентов испыты-

вают сложности в продуктивной речи, что связано с ограниченным количеством иноязычных лексических единиц ментального лексикона и недостаточно развитыми активными лексическими навыками. Формирование лексических навыков лежит в основе формирования устно-речевых умений. Задачей преподавателя является создание психолого-педагогических условий, обуславливающих результативность обучения в соответствии с личностно ориентированным подходом.

Посредством методов наблюдения за обучением студентов, обобщения и анализа психолого-педагогической литературы, тестирования, обработки результатов учебной деятельности мы выявили основные причины, вызывающие трудности при обучении лексическим навыкам.

Первой значимой причиной является недостаток языковой практики. Формирование коммуникативных компетенций возможно только в условиях деятельностного подхода, в результате систематичного вовлечения обучаемого в различные виды речевой деятельности, что в условиях неязыкового вуза является проблематичным.

Во-вторых, следует учитывать вовлеченность и степень развитости психических процессов, таких как внимание, память, мышление, которые непосредственно задействованы при формировании речевых умений. Традиционной вузовской модели образования присуща модель обучения «дали информацию - проверили знания». При этом достаточно проблематичным представляется выстроить процесс обучения таким образом, чтобы обеспечить оптимальные психолого-педагогические условия для качественного восприятия, усвоения и запоминания учебной информации с учетом индивидуально-личностных характеристик. Применение личностно ориентированного обучения на практике до сих пор является проблемной задачей.

И наконец, следует отметить низкую мотивацию студентов неязыкового вуза к продвинутому изучению отдельно взятого непрофильного предмета. Обучающийся помещается в образовательную среду с большим количеством дисциплин и от него требуется запомнить огромный объем знаний по каждой из них. В результате эффект от обучения может быть минимальным, а в ряде случаев даже обратный. «Со временем чем больше информации преподносится ученику, тем интенсивнее он ее отвергает. Итог - потеря всякого интереса к новым знаниям» [4, с. 32].

Таким образом, мы считаем, что преодоление этих трудностей возможно при реализации личностно ориентированного

обучения, которое опирается на исследования в области общей психологии, психологии образования, когнитивистики, нейропсихологии и нейролингвистики. В последнее время при выборе эффективных методов и приемов обучения дисциплине «Иностранный язык» все большую актуальность приобретают исследования в области нейролингвистики и нейролингвистическо-го программирования.

В настоящее время нейролингвистиче-ское программирование (далее - НЛП) рассматривается как «модель человеческих коммуникаций и поведения, которая может быть эффективно использована для организации или описания взаимодействий в психотерапии, педагогике, менеджменте с точки зрения их оптимизации» [12, с. 11].

НЛП включает в себя 3 структурных составляющих: неврологию (кодирование опыта с помощью внутренних репрезентаций), лингвистику (отражение этого кодирования в речи и коммуникации) и поведение («внутренняя реальность» человека) [3, с. 15].

Один из основных принципов НЛП гласит, что субъективный опыт состоит из визуальных образов, звуков, чувств, вкусовых ощущений и запахов. Когда люди учатся, они собирают воедино компоненты знаков, звуков и чувств. Структура, по которой индивид выстраивает и комбинирует свой сенсорный опыт, в НЛП называется стратегией. Целесообразно изучить некоторые стратегии, принципы и инструментальные средства НЛП в аспекте обучения иноязычной лексике.

Теоретической и методической основой исследований послужили научные труды, посвященные взаимосвязи мышления и речи, вопросам порождения речи (Н. Хомский, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, Т. В. Ахутина, Т. В. Черниговская), в области педагогической психологии и лингвопсихологии (И. А. Зимняя, Б. B. Беляев, A. A. Леонтьев), психолингвистики (Н. И. Жинкин, Л. В. Щер-ба), посвященные основам обучения иностранному языку (Е. И. Пассов), когнитиви-стике (Р. Робертс, Р. Крез), нейролингви-стике и НЛП (Р. Бендлер, Д. Гриндер, Б. Бо-денхамер, М. Холл, Р. Дилц, Т. В. Черниговская).

Методологической базой исследования являются следующие подходы; личностно ориентированный, системно-деятельностный, компетентностный, дифференцированный, личностно-деятельностный, коммуникативно-деятельностный.

Мы полагаем, что обучение, основанное на принципах и стратегиях НЛП, позволяет выбрать методы, приемы и средства, направленные на преодоление трудностей

при формировании лексических навыков, способствует созданию благоприятных психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие коммуникативных и общепрофессиональных компетенций.

Методология и теоретическое обоснование. Одно из базовых утверждений НЛП состоит в том, что мы учимся посредством сенсорного опыта. Р. Дилц, один из основоположников НЛП, отмечает, что «... люди учатся посредством активизации нейрологических процессов. И чем больше вы можете использовать свою неврологию, тем больше вы в состоянии учиться и тем лучше вы будете учиться» [7, с. 14]. Активизация сенсорного опыта обеспечивает результативность усвоения знаний и формирования умений. Отмечается, что «... когда люди учатся или размышляют, они собирают воедино компоненты знаков, звуков, чувств, запахов или вкусов» [7, с. 12].

Исследования в области нейропсихологии и нейролингвистики доказывают, что обучение осуществляется в основном посредством визуального, аудиального и кинестетического каналов получения информации, определяемых в НЛП как репрезентативные системы. Тип личности каждого индивида определяется ведущей репрезентативной системой. Именно ведущая репрезентативная система должна определять тип коммуникации, выбор методов, средств и технологии обучения.

Так, студенты с ведущей визуальной репрезентативной системой лучше всего воспринимают и запоминают информацию с помощью образов. Отмечается, что презентация информации в виде лекции или прослушивание длинных аудиофайлов без опоры на видео или субтитры будут малоэффективными средствами обучения для студентов данного типа личности. Устные инструкции должны подкрепляться письменными. Развитие навыков говорения на иностранном языке является для таких студентов весьма проблематичным. Специалисты советуют студентам-визуалам садиться на первые парты, чтобы лучше воспринимать информацию, видеть мимику и жесты преподавателя [15]. При коммуникации ви-зуалы используют такие предикаты, как: видеть, выглядеть, выявлять, представлять, привлекательный, яркий, ясный и т. д.

Для этой группы наиболее эффективным будет выбор методов визуализации и геймификации с опорой на наглядность. Эффективными средствами и приемами обучения будут являться тексты в формате инфографики, просмотр видео с субтитрами, кроссворды, флеш-карты, интеллект-карты.

Аудиально сфокусированные студенты учатся посредством слушания. Так как слу-

ховые каналы доставляют информацию последовательно, аудиалы также думают и запоминают методичным, пошаговым и последовательным образом [2, с. 47]. Для восприятия информации аудиалы должны ее не только видеть, но и слышать. Преподавателю рекомендуется зачитывать инструкции к заданиям и вопросы к текстам вслух.

Для данной группы наиболее эффективными будут коммуникативно-деятельностный подход, метод аудиолингвизма, метод гейми-фикации, реализуемый в речевых и условно-речевых упражнениях. Эффективными формами и средствами обучения будут работа в парах и малых группах, дискуссия, ролевые игры, прослушивание аудио, просмотр учебного видеоматериала. Отмечается, что студенты-аудиалы успешно усваивают иностранный язык, легко развивают навыки говорения и быстро запоминают новую лексику [15].

Студенты с ведущей кинестетической репрезентативной системой учатся посредством физических действий. Лучше всего они запоминают то, что делали, а не то, что видели и слышали. Для этого типа наиболее эффективными будут деятельностный и коммуникативно-деятельностный подходы. Работа с кроссвордами, письменный пересказ, работа с флеш-картами, составление блок-схем и ассоциативных карт памяти, выступление с докладом или презентацией, работа в группе, ролевые коммуникативные игры будут являться эффективными средствами и формами обучения для данной группы.

На практике преподаватель не может строить урок с учетом индивидуально-личностных характеристик студентов с одним определенным типом личности. Например, если большая часть информации кодируется визуально, это означает, что она будет соответствовать только для 40-60% аудитории [2, с. 22]. Исследования в области нейролингвистики и нейропсихологии доказывают, что репрезентативным системам свойственна синестезия, т. е. «одновременное» переживание сенсорного опыта в двух или более модальностях [2, с. 38]. В связи с этим задача преподавателя состоит в выборе комбинированных методов и средств обучения, так как восприятие реальности осуществляется посредством всех сенсорных репрезентаций, одна из которых преобладает.

Р. Дилц предлагает стратегию обучения на основе НЛП, известную как РОСЭ модель. Цель процесса моделирования состоит в определении существенных элементов мышления и поведения при учете этапов умственной стратегии и роли каждого этапа в «нейрологической» программе [7, с. 38].

Согласно данной стратегии, эффективность обучения определяется следующими четырьмя факторами, обозначенными буквами аббревиатуры РОСЭ: репрезентативные системы, ориентация, связи, эффект.

Задействование репрезентативных систем и ориентация на ведущую репрезентативную систему являются важными психолого-педагогическими условиями обучения. Под связью подразумевается синестезия нескольких репрезентаций, необходимая для сохранения информации в долгосрочной памяти посредством запускания последовательных триггеров. Так, например, при просмотре видео задействуются визуальная и аудиальная сенсорные системы. Одновременная синестезия нескольких репрезентативных систем способствует сохранению сенсорного опыта и обеспечивает результативность (эффект) обучения [7, с. 41].

Развитие лексических навыков подразумевает запоминание большого количества лексических единиц. Специалисты в области нейролингвистического программирования выделяют основные принципы кодирования и сохранения новой информации в долгосрочной памяти.

Ассоциация. Усвоение новой информации происходит посредством взаимодействия нисходящих и восходящих мыслительных процессов [13, с. 40]. В нисходящих процессах задействуется уже известная в результате восприятия и понимания информация. Восходящие мыслительные процессы анализируют новую информацию, получаемую с помощью сенсорных репрезентативных систем. Согласно исследованиям, новая информация поступает от органов чувств, сравнивается и ассоциируется в различных областях коры головного мозга с ранее сохраненной. Утверждается, что «... запоминаемое сохраняется лучше, если мы можем связать его с чем-то, что мы уже знаем и помним» [16, с. 67]. Обучение должно строиться, таким образом, на основе ранее сформировавшихся навыков, в зоне ближайшего развития.

Р. Дилц утверждает, что усвоение значения лексической единицы и последующее запоминание должны осуществляться посредством ассоциации с референтным переживанием, т. е. значение изучаемой лексической единицы может вводиться на основе ассоциации с полученным ранее сенсорным опытом. Например, значение слова «fragile» (хрупкий) можно ввести посредством ассоциации с хрупким предметом, используя изображение этого предмета.

Ощущения. Ощущения позволяют кодировать сенсорный опыт. Чем больше органов чувств мы задействуем при изучении информации, тем проще она запоминается

[4, с. 74]. Отсюда следует, как уже отмечалось ранее, что выбор методов, приемов и средств обучения должен базироваться на одновременной синестезии нескольких репрезентативных систем. Важно подчеркнуть, что сенсорный опыт формирует эпизодические воспоминания, на основе которых выстраиваются новые нейронные связи.

Сенсорный опыт обеспечивает якоре-ние полученной информации. Под якоре-нием в НЛП понимается процесс, посредством которого любой стимул или репрезентация связаны с некоторой реакцией и таким образом запускают ее [2, с. 445]. Другими словами, сигналы, которые вызывают у нас прежнюю реакцию, называются триггерами или якорями [12, с. 131]. Чем сильнее эмоциональное восприятие, тем лучше запоминается и сохраняется информация.

При обучении лексике якорями или триггерами, запускающими воспоминания, могут являться красочные образы на основе иллюстраций, инфографика, видео, вызывающие эмоциональную реакцию, игровая ситуация, участие в лингвистических конкурсах, театрализованных постановках на иностранном языке.

Другим важным психолого-педагогическим условием обучения, обеспечивающим восприятие информации в позитивном аспекте, является установление раппорта между участниками учебного процесса. Раппорт является необходимым условием эффективной коммуникации. Раппорт устанавливается на основе общих интересов, ценностей, целей и подразумевает уважение к личности и мировоззрению другого человека. Присоединение и ведение - основные стратегии установления раппорта. Присоединение - это общее умение устанавливать раппорт при обсуждении общих интересов, друзей, работы и хобби, принимая во внимание эмоциональное состояние собеседника и учитывая планируемые результаты коммуникативного процесса. Эмоциональное присоединение обеспечивает ведение. «Выдающиеся учителя - это те, которые устанавливают раппорт и входят в мир ученика и тем самым облегчают ученику переход к лучшему пониманию предмета или умению. Они хорошо ладят со своими студентами, и хорошие отношения облегчают обучение» [17, с. 39].

На практике показано, что установлению раппорта способствует дифференцированное обучение с учетом сенсорной модальности, уровня развитости языковых навыков, приоритетных целей образования.

Эффективным методом в отношении реализации данного принципа будет метод геймификации. Игровая ситуация способствует установлению положительного рап-

порта, усвоению и отработке изучаемых языковых структур при одновременной синестезии нескольких репрезентативных систем (аудиальной, визуальной, кинестетической). Якорение информации происходит за счет референтного переживания и эмоционального воздействия.

Необычность, юмор. Проблема снижения мотивации к изучению дисциплины в рамках академического образовательного процесса заключается в отсутствии эмоционального аспекта информации, представленной на уроке. Эмоциональные воспоминания сохраняются в качестве сенсорного опыта лучше, чем нейтральные. Ученые, изучающие вопросы формирования би-лингвальных навыков, экспериментально доказали, что причиной трудности восприятия информации на изучаемом языке является потеря или снижение экспрессивности этой информации по сравнению с родным языком [26, p. 127]. Утверждается, что «Освоение языка становится успешным тогда, когда индивид способен понимать юмор и шутки на этом языке [26, p. 124]. Данный принцип лежит в основе мнемо-техник на основе НЛП: чтобы запомнить информацию, нужно связать ее с ярким, необычным образом.

Рекомендуется подбирать материал, который обеспечивает яркие воспоминания: аутентичные комедии и сериалы, анекдоты и шутки, юмористические рассказы и рекламные ролики.

Движение. Отмечается, что лучше запоминаются объемные и динамичные образы. Статические картинки обладают худшим качеством при их запоминании. Также этот принцип будет ведущим для репрезентации с помощью кинестетического канала получения информации. Просмотр видео, геймификация, в том числе с привлечением средств ИКТ, письменное изложение прочитанного, участие в спектаклях, музыкальных конкурсах, написание словарных слов от руки будут эффективными средствами обучения. В процессе письма задей-ствуется кинестетическая репрезентативная система. Э. Кириллова отмечает, что «Написание от руки - это медленный, вы-сокоскоординированный зрительно-

моторный процесс. Прописывание слов ручкой помогает гораздо проще осмыслить и запомнить информацию» [11, с. 121].

Символизм и упорядочивание. Исследования показали, что язык мозга - это прежде всего образы, картинки [4, с. 203]. Каждое понятие вызывает определенные визуальные ассоциации. Э. Кириллова отмечает, что «.если мы не представим картинку в голове, то мы не сможем думать. Самое большое количество нейронов в нашем мозге связано с

обработкой и интерпретацией зрительной информации [11, с. 143].

Слова выступают в качестве посредников, которые передают ключевые образы. Каждый человек использует радиальное мышление для связи ключевых слов с ключевыми образами посредством ассоциативных связей [4, с. 219]. Для достижения эффективности восприятия информации ее необходимо организовать и структурировать. Поскольку мозг оперирует преимущественно ключевыми понятиями, вербальную информацию лучше всего представить в нелинейном, схематическом виде. Использование схем, рисунков и текстов в формате инфографики задействует визуальные и кинестетические репрезентативные системы. Экспериментально доказано, что визуальная поддержка (рисунки, фотографии, картинки) является эффективным средством для разрешения многозначности и последующего восприятия текста [18].

Данный принцип лежит в основе метода создания интеллект-карт или нелинейных конспектов Т. Бьюзена. Процесс создания интеллект-карт задействует процессы ассоциативного мышления и визуализации. Ключевое слово в центре схемы стимулирует мышление и вызывает нужные ассоциативные связи. В процессе создания интеллект-карт используются элементы инфо-графики - стрелки, соединительные линии разных цветов, что задействует визуальную и кинестетическую репрезентативные системы и способствует запоминанию и усвоению информации. Создание интеллект-карты является творческим заданием, которое представляет графический и визуальный инструмент мышления для хранения , организации и упорядочения информации и может быть эффективным средством развития лексических навыков.

Упорядочивание изучаемых лексических единиц достигается посредством их объединения в набор ключевых слов. Методика набора ключевых слов, разработанная профессором Санкт-Петербургского государственного университета А. С. Штерн [25], имеет широкий спектр применения, в том числе она используется при обучении неродному языку. Экспериментально доказано, что если обучающихся перед чтением текста знакомить с набором ключевых слов к этому тексту, то уровень восприятия и осознания этого текста возрастает [19].

Средством формирования лексических навыков с опорой на методику ключевых слов будут аспективные аналитические упражнения, направленные на категоризацию понятий, подстановочные, трансформационные, условно-речевые упражнения.

Повторение. Память человека устроена

таким образом, что после получения новой информации забывается примерно 50% от всего полученного объема. Данное свойство памяти продемонстрировано на кривой забывания Эббингауза. Экспериментально доказано, что около 40% новой информации забывается в течение часа, а через двое или трое суток данное значение сводится к 70%.

Следовательно, для того чтобы полученный материал отложился в долгосрочной памяти, его нужно повторять с определенной периодичностью. Исследователи в области нейрокогнитивных технологий выдвигают следующий алгоритм запоминания, отраженный в методе Мейса: 1) повторение сразу после получения информации, 2) повторение через 20-30 минут после первого повторения, 3) повторение через сутки, 4) повторение через 2-3 недели, 5) повторение через 2-3 месяца [11, с. 84].

Данный метод запоминания должен быть реализован в самостоятельной работе студентов по отработке лексических навыков и в обязательном периодичном повторении пройденного материала в контексте речевых упражнений. В план каждого занятия нужно включать пункт повторения и отработки лексических единиц, усвоенных на предыдущем уроке.

Таким образом, проанализировав основные принципы усвоения и репрезентации информации, психофизиологические характеристики типов личности, мы можем сделать вывод о выборе основных методов, средств, стратегий, обеспечивающих психолого-педагогические условия для обучения лексическим навыкам на основе нейролинг-вистического программирования таких, как метод визуализации, метод ассоциации, методика набора ключевых слов, метод гейми-фикации, метод Мейса, стратегия РОСЭ.

В нашем исследовании мы рассмотрели, как данные методы будут реализованы в соответствии с этапами развития речевых навыков. Согласно схеме С. Ф. Шатилова любой речевой навык проходит 3 основных этапа: ориентировочно-подготовительный, стериотепизирующе-ситуативный, варьи-рующе-ситуативный [24, с. 15].

На ориентировочно-подготовительном этапе происходит представление речевой модели в совокупности ее грамматической, лексической и фонетической форм; создается ориентировочная основа для последующего формирования навыка; осознается лексическое значение представляемого речевого образца, происходит увеличение лексиче-

ского объема ментального лексикона.

На стереотипизирующе-сигуативном этапе - сначала на имитативно-практических действиях и действиях по аналогии с образцом, а затем на действиях осознанно-теоретического характера. Развитие навыка происходит посредством подстановочных, трансформационных, репродуктивных упражнений. Формируются рецептивные умения: узнавать и распознавать иноязычную лексику в устной и письменной речи.

На варьирующе-ситуативном этапе формируются пластические свойства речевого навыка за счет комбинации выполняемых действий и переноса действий с речевой моделью в новые условия. Данный этап отвечает за преемственность ранее пройденного материала по отношению к автоматизируемым речевым моделям. На данном этапе формируются продуктивные умения: употреблять лексическую единицу в соответствии с коммуникативными задачами и речевой ситуацией.

Научное исследование и результаты. В целях создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития лексических умений в ходе изучения дисциплины «Иностранный язык» целесообразно выделить методы, средства и приемы их формирования в соответствии с этапами развития речевых навыков и разработать микростратегии реализации методов, приемов и средств на основе нейролингвисти-ческого программирования.

В исследовании принимали участие студенты инженерных направлений Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина уровня А2 (Intermediate). Реализуемый курс обучения дисциплине «Иностранный язык» имеет коммуникативную направленность при реализации личностно ориентированного и коммуникативно-деятельностного подходов. Тематика курса определяется направлением «General English» и охватывает лексический минимум, необходимый для успешной коммуникации: «Travelling», «Technology», «Daily Life» и т. д.

В соответствии с теоретическим обоснованием в приведенной ниже таблице мы представили выбор методов, приемов и средств формирования лексических умений при реализации психолого-педагогических условий на основе нейролингвистического подхода в соответствии с этапами развития речевых навыков (табл.).

Таблица

Методы, приемы и средства формирования лексических умений при реализации психолого-педагогических условий

Ориентировочно-подготовительный этап

Методы • Визуализация • Ассоциация • Методика набора ключевых слов • Переводной метод • Метод аудиолингвизма • Аудиовизуальный метод • Метод Мейса • Метод контекста

Средства • Наглядность • Фонетические упражнения • Репродуктивные упражнения • Аспективные аналитические упражнения • Упражнения на развитие языковой догадки • Переводные упражнения • Использование ИКТ

Приемы • Синестезия репрезентации (визуальный образ, произношение и графическая форма написания) • Номинализация • Презентация лексики на основе аудиовизуального текста • Презентация лексики на основе аутентичного билингвального текста • Презентация лексики в контексте эмоциональной ситуации • Составление визуальных словарей • Работа с англо-английскими словарями дефиниций • Прием «Дерево ассоциаций» (фишбоун) • Аудиопазлы и видеопазлы (с использованием средств ИКТ) • Соотнесение • Ранжирование • Классификация

Стереотипизирующе-ситуативный этап

Методы • Визуализация • Ассоциация • Геймификация • Методика набора ключевых слов • Аудиовизуальный метод • Метод коммуникативной направленности • Метод интеллект-карт • Метод творческого письма • Метод лакунарных текстов • Метод Мейса • Метод сторителлинг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средства • Наглядность • Подстановочные упражнения • Трансформационные упражнения • Репродуктивные упражнения • Упражнения на развитие языковой догадки • Условно-речевые упражнения • Лексические игры • Средства ИКТ • Чтение аутентичных текстов

Приемы • Bоard games • Парные кроссворды • Создание интеллект-карт • Лексические кластеры • Описание фото, изображения • Угадывания слов, изображенных на флеш-картах с помощью дефиниций и наводящих вопросов • Создание коллокаций из набора ключевых слов • Составление простых предложений • Составление историй с набором ключевых фраз • Имитация • Сопоставление (список синонимов и антонимов) • Систематизация

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2024. № 2 247

Продолжение таблицы

• Заполнение пропусков и подстановка (gap-filling, doze-activities) • Перефразирование (лексические трансформации) • Письменное изложение с опорой на набор ключевых фраз

Варьирующе-ситуативный этап

Методы • Визуализация • Ассоциация • Геймификация • Метод коммуникативной направленности • Метод проектов • Метод интервью • Метод творческого письма • Метод критического мышления • Дискуссия

Средства • Условно-речевые упражнения • Речевые упражнения • Продуктивные упражнения • Лексические игры • Ролевые коммуникативные игры

Приемы • Устный пересказ с опорой на наглядность или набор ключевых фраз • Драматизация (участие в ролевой игре или постановке на иностранном языке) • Презентация проекта • Интервью и дискуссия, направленная на решение коммуникативной задачи • Приемы критического мышления («за» и «против», «достоинства и недостатки», коммуникативные кластеры) • Написание эссе

На ориентировочно-подготовительном этапе происходит восприятие значения и формы лексической единицы, отрабатывается произношение. Отработка произношения является важной составляющей формирования лексического навыка и обеспечивает узнавание лексической единицы в потоке живой речи. Психолого-педагогическим условием, обеспечивающим восприятие и усвоение, является сенсорный опыт посредством задействования сенсорных репрезентативных систем, ассоциативного мышления, основанного на восходящих и нисходящих мыслительных процессах.

Для введения новой лексики мы используем комбинированные методы и средства. Лексика вводится в контексте ситуации (метод контекста), предоставляется набор ключевых слов и фраз, значение которых нужно вывести, прослушав аудио или просмотрев видео. При этом используются аудиолингвальный и аудиовизуальный методы. Скрипт текста или отдельно взятые части этого текста служат визуальной опорой. Задействуются аудиальный и визуальный каналы получения информации. При подборе аудио- или видеоматериала следует учитывать принцип необычности и юмора для якорения информации и дальнейшего референтного воспоминания посредством ассоциативных связей. Закрепление лексики происходит в результате периодического повторения по методу Мейса в ходе самостоятельной работы студентов с применением в том числе средств ИКТ. Студенты работают с визуальным словарем, исполь-

зуя ресурс quizlet.com, который реализует метод геймификации, аудиолингвальный и аудиовизуальный методы при использовании трех основных каналов получения информации: аудиального, визуального, кинестетического.

На стереотипизирующе-ситуатив-ном этапе формируются рецептивные умения посредством имитативно-практических действий. Ведущим методом мы выделяем геймификацию в комбинации с другими методами, направленными на развитие сенсорного опыта. Упорядочивание и систематизация материала достигаются за счет приемов mind map (создание интеллект-карт), составления лексических кластеров, создания дерева ассоциаций (прием «фишбоун»). Использование средств ИКТ способствует усвоению материала. В качестве самостоятельной работы студенты используют интернет-сервисы составления интеллект-карт www.visme.com, игрофикацию на образовательной платформе Moodle. Повторение и отработка лексических навыков происходят в результате прохождения тестовых заданий на платформе Мoodle, направленных на развитие видов речевой деятельности: аудирования, чтения, письма, говорения. Задействование средств ИКТ обеспечивает усвоение при помощи визуального, аудиального и кинестетического каналов, повышает заинтересованность и мотивацию.

Действия сопоставления и подстановки реализуются на основе методики набора ключевых слов и методики лакунарных текстов. Методика лакунарных текстов приме-

няется в психолингвистике и может быть использована на этапе закрепления лексических навыков и проверки уровня владения языком. Методика заключается в удалении из текста определенных слов с целью воспроизведения учащимся исходного текста. Задача учащихся - заполнить пропуски-лакуны для восстановления текста.

Примером подобного задания может быть сравнение русского и английского вариантов одного текста. Студентам предлагалось ознакомиться с русским вариантом текста на тему «My working day at the university». Затем предлагался вариант на английском языке с наличием пропусков ключевых слов и фраз. Студенты должны были заполнить все пропуски в английском варианте, используя русский текст. Такого рода задания можно использовать как на этапе закрепления лексических навыков, так и в целях контроля владения лексикой. Усвоение новой лексики происходит, таким образом, посредством ассоциативного мышления, нисходящих и восходящих мыслительных процессов.

Развитие лексических навыков на данном этапе достигается с помощью условно-речевых упражнений на основе геймификации в рамках коммуникативно-деятельностного подхода (board games, «one minute talk», парные кроссворды). Навык формируется за счет осмысления значения семантической формы и

реализации ее в речи путем многократного повторения. Применение лексических игр приближает игровую ситуацию к условиям реального речевого общения, так как высказывание проходит 5 стадий формирования: 1) мотив, 2) мысль, з) внутреннее слово (внутреннее программирование), 4) значение внешнего слова (синтаксическая структура) , 5) формирование внешней речи [9, с. 350]. Игровая ситуация способствует якорению информации посредством вовлеченности эмоционального контекста.

Письменный пересказ и прием составления историй с опорой на набор ключевых слов способствуют запоминанию лексических единиц в результате осмысления и трансформационных действий.

На варьирующе-ситуативном этапе происходит развитие лексических умений в корреляции с развитием речевых навыков. Формируются продуктивные речевые умения, направленные на решение коммуникативных задач. Приемы критического мышления, реализуемые на этом этапе, способствуют развитию речемыслительных процессов на иностранном языке. Эффективным приемом является коммуникативный кластер, представленный в виде схемы, где в центре расположен вопрос для совместного обсуждения, а на ветвях представлены опции, в отношении которых нужно высказать свое суждение «за» или «против» (рис.).

Рис. Коммуникативный кластер

Речевая ситуация, направленная на решение коммуникативной задачи с использованием визуальной опоры, отвечает принципу систематизации и упорядочивания, задействует ассоциативное мышление, референтное переживание, аудиальную и визуальную репрезентативные системы, способствует якорению за счет вовлеченности эмоционального аспекта обсуждения. Данный прием используется на этапе как усвоения лексики, так и обобщения и контроля.

Другими эффективными приемами, которые запускают речемыслительные процессы на иностранном языке и формируют

лексические умения, являются творческое письмо, пересказ, описание фото или изображения, дискуссия и дебаты. Участие в конкурсах на иностранном языке и студенческих конференциях повышает мотивацию и заинтересованность, задействует сенсорный опыт, способствует развитию продуктивных речевых умений.

Приведенные методы, приемы и средства обучения базируются на реализации сенсорного опыта и задействуют три основных канала получения информации: аудиальный, визуальный, кинестетический. Синестезия сенсорного восприятия достигается за счет

комбинирования методов и средств, обеспечивающих усвоение информации при задействовании репрезентативных систем в соответствии со стратегией РОСЭ. Развитие лексических навыков на каждом этапе обуславливается реализацией принципов прочного запоминания: ассоциация, ощущение, необычность и юмор, движение, систематизация и упорядочивание, повторение. Достижению образовательных целей способствуют процессы якорения информации и установление раппорта. Образовательный процесс строится на основе коммуникативно-деятельностного и личностно-деятельностного подходов в соответствии с реализацией основного психолого-педагогического условия: «обучение через опыт».

Повторение и закрепление достигаются в результате самостоятельной работы студентов с привлечением средств ИКТ. Лексические навыки отрабатываются в результате самостоятельной работы студентов на образовательной платформе Moodle при выполнении заданий на развитие всех видов речевой деятельности: аудирование, письмо, чтение, говорение.

Текущий и промежуточный контроль осуществляется с помощью метода МРА (метод модифицированного поэлементного анализа). Он позволяет объективно оценить выделенные элементы знаний и умений, получить интегрированную информативную отметку учащегося, выявить «пробелы» в знаниях учащихся, отследить динамику изменения отдельных элементов знаний и умений в системе контрольных работ и определить проблемные элементы для закрепления и проработки. В рамках каждой изучаемой темы нами были выделены элементы анализа рецептивных и продуктивных лексических умений. Средствами контроля усвоения лексических навыков являлись тестирование с применением методики лакунарных текстов, приемов соотнесения лексической единицы с ее дефиницией, категоризации и систематизации, письменные задания в виде изложения, эссе, описания жизненного опыта, рассуждения, устные задания в виде обсуждения, дискуссии, описания изображения, рассуждения по представленному вопросу, устного пересказа.

Следует отметить, что основным критерием оценивания усвоения лексического объема является степень развитости продуктивных умений, т. е. переход пассивных лексических навыков в активные, умение реализовать лексические единицы в речи в виде коллокаций в результате внутреннего программирования на основе синтагматического и парадигматического принципов построения речевого высказывания [14, с. 205].

Анализ результатов текущего, проме-

жуточного и итогового контроля позволил выявить положительную динамику развития следующих лексических умений: узнавание графической и звуковой формы лексической единицы, умение написания и произношения лексической единицы, увеличение объема лексических единиц ментального лексикона, увеличение объема активного словарного запаса по отношению к пассивному, развитие умений применения лексической единицы в коммуникативной ситуации, умение применять лексические единицы в продуктивных видах речевой деятельности.

Заключение. Нейролингвистическое программирование направлено на изучение моделей того, как человек программирует мышление, эмоции и поведение в своей неврологии и языке и как он использует свой субъективный опыт для обработки, хранения и извлечения информации.

Создание психолого-педагогических условий, необходимых для развития лексических умений при изучении дисциплины «Иностранный язык» на основе нейролинг-вистического программирования, отвечает принципам личностно ориентированного, предметно-деятельностного, коммуника-тивно-деятельностного, компетентностного подходов в образовании. Предложенные методы, средства, приемы обеспечивают создание психолого-педагогических условий формирования лексических умений, позволяют преодолеть трудности в обучении, повышают мотивацию и заинтересованность, способствуют снятию напряженности, реализуют образовательные цели и задачи.

Формирование лексических умений в методике обучения иностранному языку рассматривается как комплексный процесс с взаимо-обусловленными этапами его протекания. Приведенный алгоритм и микростратегии формирования лексических умений подлежат реализации на основе методов коммуникативной направленности, геймификации, ассоциативного мышления, визуализации в соответствии с принципами нейролингвистического программирования, представленными в тексте исследования. Соответствие указанным принципам возможно посредством привлечения ряда методических средств и приемов, используемых в современных педагогических технологиях. Для каждого этапа формирования лексических навыков выделены характерные методы, приемы и средства обучения, приведены конкретные микростратегии для наглядного представления возможностей практической реализации теоретического обоснования. Материал статьи может представлять определенную ценность для теоретических исследований в области методики

обучения иностранным языкам и быть за- ния преподавателями иностранного языка

имствован для практического использова- высшей школы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахутина, Т. В. Порождение речи / Т. В. Ахутина. - М. : МГУ, 1989. - 215 с. - Текст : непосредственный.

2. Боденхамер, Б. НЛП. Полный курс освоения базовых приемов / Б. Боденхамер, М. Холл. - M. : Издательство «АСТ», 2023. - 448 с. - Текст : непосредственный.

3. Бэндлер, Р. Большая энциклопедия НЛП. Структура магии / Р. Бэндлер, Д. Гриндер. - M. : Издательство «АСТ», 2022. - 608 с. - Текст : непосредственный.

4. Владиславова, Н. В. НЛП. Развитие суперпамяти / Н. В. Владиславова. - М. : Издательство «АСТ», 2022. - 320 с. - Текст : непосредственный.

5. Воронина, Д. К. Формирование речевых навыков в профильно-ориентированном обучении иностранному языку (с примерами упражнений для студентов ИТ-специальностей) / Д. К. Воронина. - Текст : электронный // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 1. - С. 50-60. - DOI: 10.26170/2079-8717_2022_01_06. - EDN ZTQHNU. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48077784 (дата обращения: 05.02.2024).

6. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М. : Издательство «АСТ», 2023. - 575 с. -Текст : непосредственный.

7. Дилц, Р. Б. Динамическое обучение / Р. Б. Дилц, Т. А. Эпстайн. - Воронеж : НПО «МОДЭК», 2001. - 416 с. - Текст : непосредственный.

8. Диспенза, Д. Развивай свой мозг / Д. Диспенза. - М. : Эксмо, 2021. - 688 с. - Текст : непосредственный.

9. Залевская, A. A. Введение в психолингвистику / А. А. Залевская. - M. : Директ-Медиа, 2013. -561 с. - Текст : непосредственный.

10. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - М. : Логос, 2002. - 222 с. - Текст : непосредственный.

11. Кириллова, Э. Neuro English. Помоги мозгу выучить язык / Э. Кириллова. - М. : Де'Либри, 2021. -193 с. - Текст : непосредственный.

12. Ковалев, С. В. Основы нейролингвистического программирования: введение в человеческое совершенство / С. В. Ковалев. - М. : Твои книги, 2017. - 208 с. - Текст : непосредственный.

13. Крез, Р. Иностранный для взрослых. Как выучить новый язык в любом возрасте / Р. Крез, Р. Ро-бертс. - М. : Альпина Паблишер, 2017. - 208 с. - Текст : непосредственный.

14. Лурия, A Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. - СПб. : Питер, 2021. - 448 с. - Текст : непосредственный.

15. Максудов, У. О. Современные методы и приемы обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов / У. О. Максудов. - Текст : электронный // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2019. - № 47. - С. 215-219. - EDN WCXSYM. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37531611 (дата обращения: 15.01.2024).

16. Норденген, К. Мозг всемогущий. Путеводитель по самому незаменимому органу нашего тела / К. Норденген. - СПб. : Питер, 2021. - 256 с. - Текст : непосредственный.

17. О'Коннор, Д. Введение в нейролингвистическое программирование / Д. О'Коннор, Д. Сеймор. -Челябинск : Библиотека А. Миллера, 1998. - 272 с. - Текст : непосредственный.

18. Петрова, Т. Е. Инфографика как способ снятия неоднозначности на занятиях по русскому языку как иностранному / Т. Е. Петрова, Н. В. Калугина. - Текст : электронный // Мир без границ: русский язык как иностранный в международном образовательном пространстве : материалы Международной научно-практической конференции. - 2019. - C. 250-255. - EDN UCWNHD. - URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=37631956 (дата обращения: 05.12.2023).

19. Петрова, Т. Е. Выделение ключевых слов в вербальных и невербальных паттернах / Т. Е. Петрова, Е. И. Риехакайнен, А. С. Кузнецова [и др.]. - Текст : электронный // Социо- и психолингвистические исследования. - 2017. - № 5. - С. 149-156. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32293308 (дата обращения: 05.12.2023).

20. Потапова, Н. В. Психолого-педагогическое обоснование применения элементов нейролингвисти-ческого программирования на уроках английского языка / Н. В. Потапова, Н. Н. Сергеева. - Текст : электронный // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 9. - С. 99-109. - DOI: 10.26170/Р019-09-13. -EDN XZMRBO. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41538700 (дата обращения: 23.08.2023).

21. Сергеева, Н. Н. Геймификация при реализации приемов нейролингвистического программирования в процессе обучения лексике на занятиях английского языка / Н. Н. Сергеева, Н. В. Потапова, В. Ю. Миков. - Текст : электронный // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 5. - С. 139-146. -DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_16. - EDN TGJSKL. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49953046 (дата обращения: 25.01.2024).

22. Федькова, О. С. Формирование субординативного билингвизма при обучении иностранному языку в высшей школе / О. С. Федькова, Н. В. Лукманова. - Текст : электронный // Lurian Journal. - 2023. - Т. 4, № 3. - С. 8-21. - DOI: 10.15826/Lurian.2023.4.3.1. - EDN EIHSLO. - URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=56720217 (дата обращения: 17.01.2024).

23. Черниговская, Т. В. Чеширская улыбка кота Шредингера: мозг, язык и сознание / Т. В. Черниговская. - М. : Издательство «АСТ», 2023. - 496 с. - Текст : непосредственный.

24. Шатилов, С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз.» / С. Ф. Шатилов. - М. : Просвещение, 1986. - 223 с. - Текст : непосредственный.

25. Штерн, А. С. Перцептивный аспект речевой деятельности : автореф. дис. ... д-ра филол. наук / А. С. Штерн. - Л. : ЛГУ, 1990. - 33 с. - URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl0i000072i2i?page=i&r0tate= 0&theme=white (дата обращения: 11.02.2024). - Текст : электронный.

26. Costa, A. The bilingual brain / A. Costa. - UK : Penguin Books, 2021. - 157 p. - Text : immediate.

27. Fedkova, O. S. Neurolinguistic aspect of teaching English language vocabulary in higher education / O. S. Fedkova. - Text : electronic // Актуальные проблемы профессиональной сферы в современном мире : материалы X международной научно-практической конференции молодых ученых на иностранных языках, Екатеринбург, 16 марта 2023 года. Часть I / под редакцией Н. Н. Сергеевой. - Екатеринбург : УрГПУ, 2023. - P. 75-80. - EDN XEVGYG. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50354170 (mode of access: 01.02.2024).

REFERENCES

1. Akhutina, T. V. (1989). Porozhdenie rechi [Generation of Speech]. Moscow, MGU. 215 p.

2. Bodenhamer, B., Hall, M. (2023). NLP. Polnyi kurs osvoeniya bazovykh priemov [The Complete Manual for Neuro-linguistic Programming Practitioner Certification]. Moscow, Izdatel'stvo «AST». 448 p.

3. Bandler, R., Grinder, D. (2022). Bol'shaya entsiklopediya NLP. Struktura magii [The Big Encyclopedia of NLP. The Structure of Magic]. Moscow, Izdatel'stvo «AST». 608 p.

4. Vladislavova, N. V. (2022). NLP. Razvitie superpamyati [NLP. The Development of Super Memory]. Moscow, Izdatel'stvo «AST». 320 p.

5. Voronina, D. K. (2022). Formirovanie rechevykh navykov v profil'no-orientirovannom obuchenii in-ostrannomu yazyku (s primerami uprazhnenii dlya studentov IT-spetsial'nostei) [Speech Skills Development in Profession-Oriented Foreign Language Training (with Exemplary Exercises for It Students)]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 1, pp. 50-60. DOI: 10.26170/2079-8717_2022_01_06. EDN ZTQHNU. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48077784 (mode of access: 05.02.2024).

6. Vygotsky, L. S. (2023). Myshlenie i rech' [Thinking and Speech]. Moscow, Izdatel'stvo «AST». 575 p.

7. Diltz, R. B., Epstein, T. A. (2001). Dinamicheskoe obuchenie [Dynamic Learning]. Voronezh, NPO «MODEK». 416 p.

8. Dispenza, D. (2021). Razvivai svoi mozg [Develop Your Brain]. Moscow, Eksmo. 688 p.

9. Zalevskaya, A. A. (2013). Vvedenie v psikholingvistiku [Introduction to Psycholinguistics]. Moscow, Direkt-Media. 561 p.

10. Zimnyaya, I. A. (2002). Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical Psychology]. Moscow, Logos. 222 p.

11. Kirillova, E. (2021). Neuro English. Pomogi mozgu vyuchit' yazyk [Neuro English. Help Your Brain Learn a Language]. Moscow, De'Libri. 193 p.

12. Kovalev, S. V. (2017). Osnovy neirolingvisticheskogo programmirovaniya: vvedenie v chelovecheskoe sovershenstvo [Foundations of Neurolinguistic Programming: An Introduction to Human Excellence]. Moscow, Tvoi knigi. 208 p.

13. Krez, R., Roberts, R. (2017). Inostrannyi dlya vzroslykh. Kak vyuchit' novyi yazyk v lyubom vozraste [How Cognitive Science Can Help Adults Learn a Foreign Language]. Moscow, Al'pina Pablisher. 208 p.

14. Luriya, A. R. (2021). Yazyk i soznanie [Language and Cognition]. Saint Petersburg, Piter. 448 p.

15. Maksudov, U. O. (2019). Sovremennye metody i priemy obucheniya inostrannomu yazyku studentov ne-yazykovykh vuzov [Modern Methods and Techniques of Teaching a Foreign Language to Students of Non-language Universities]. In Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. No. 47, pp. 215-219. EDN WCXSYM. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37531611 (mode of access: 15.01.2024).

16. Nordengen, K. (2021). Mozg vsemogushchii. Putevoditel' po samomu nezamenimomu organu nashego tela [The Brain Almighty. A guide to the Most Indispensable Organ of Our Body]. Saint Petersburg, Piter. 256 p.

17. O'Konnor, D., Seymor, D. (1998). Vvedenie v neirolingvisticheskoe programmirovanie [Introducing Neuro-linguistic Programming]. Chelyabinsk, Biblioteka A. Millera. 272 p.

18. Petrova, T. E., Kalugina, N. V. (2019). Infografika kak sposob snyatiya neodnoznachnosti na zanyatiyakh po russkomu yazyku kak inostrannomu [Infographics as a Way to Remove Ambiguity in Teaching Russian as a Foreign Language]. In Mir bez granits: russkii yazyk kak inostrannyi v mezhdunarodnom obrazovatel'nom prostranstve: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsi, pp. 250-255. EDN UCWNHD. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37631956 (mode of access: 05.12.2023).

19. Petrova, T. E., Riehakainen, E. I., Kuznetsova, A. S. et al. (2017). Vydelenie klyuchevykh slov v verbal'nykh i neverbal'nykh patternakh [Keywords in Verbal and Nonverbal Patterns]. In Sotsio- i psikholingvisticheskie issledo-vaniya. No. 5, pp. 149-156. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32293308 (mode of access: 05.12.2023).

20. Potapova, N. V., Sergeeva, N. N. (2019). Psikhologo-pedagogicheskoe obosnovanie primeneniya ele-mentov neirolingvisticheskogo programmirovaniya na urokakh angliiskogo yazyka [Psychological and Pedagogical Justification for the Use of Elements of Neurolinguistic Programming in English Lessons]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 9, pp. 99-109. DOI: 10.26170/po19-09-13. EDN XZMRBO. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=41538700 (mode of access: 23.08.2023).

21. Sergeeva, N. N., Potapova, N. V., Mikov, V. Yu. (2022). Geimifikatsiya pri realizatsii priemov nei-rolingvisticheskogo programmirovaniya v protsesse obucheniya leksike na zanyatiyakh angliiskogo yazyka [Implementation of the Techniques Neuro-linguistic Programming for Teaching Vocabulary in English Classes]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 5, pp. 139-146. DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_16. EDN TGJSKL. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49953046 (mode of access: 25.01.2024).

22. Fedkova, O. S., Lukmanova, N. V. (2023). Formirovanie subordinativnogo bilingvizma pri obuchenii in-ostrannomu yazyku v vysshei shkole [Formaion of Subordinate Bilingualism when Teaching Foreign Language in Higher Education]. In Lurian Journal. Vol. 4. No. 3, pp. 8-21. DOI: 10.15826/Lurian.2023.4.3.1. EDN EIHSLO. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=56720217 (mode of access: 17.01.2024).

23. Chernigovskaya, T. V. (2023). Cheshirskaya ulybka kota Shredingera: mozg, yazyk i soznanie [Schrodinger's Cheshire Cat Smile: Brain, Language and Consciousness]. Moscow, Izdatel'stvo «AST». 496 p.

24. Shatilov, S. F. (1986). Metodika obucheniya nemetskomu yazyku v srednei shkole [The Methodology of Teaching German in Secondary School]. Moscow, Prosveshchenie. 223 p.

25. Shtern, A. S. (1990). Pertseptivnyi aspekt rechevoi deyatel'nosti [Perceptual Aspect of Speech Activity]. Avtoref. dis. ... d-ra filol. nauk. Leningrad, LGU. 33 p. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl0i000072i2i?page= i&rotate=o&theme=white (mode of access: 11.02.2024).

26. Costa, A. (2021). The Bilingual Brain. UK, Penguin Books. 157 p.

27. 2Fedkova, O. S. (2023). Neurolinguistic Aspect of Teaching English Language Vocabulary in Higher Education. In Sergeeva, N. N. (Ed.). Aktual'nye problemy professional'noi sfery v sovremennom mire: materialy X mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii molodykh uchenykh na inostrannykh yazykakh, Ekaterinburg, 16 marta 2023 goda. Part I. Ekaterinburg, UrGPU, pp. 75-80. EDN XEVGYG. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=50354170 (mode of access: 01.02.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.