Научная статья на тему 'ГЕЙМИФИКАЦИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИЕМОВ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ГЕЙМИФИКАЦИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИЕМОВ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ / ЛЕКСИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ГЕЙМИФИКАЦИЯ / ОСОБЕННОСТИ ГЕЙМИФИКАЦИИ / ПРИЕМЫ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Наталья Николаевна, Потапова Наталья Викторовна, Миков Вениамин Юрьевич

В статье представлены особенности применения технологии геймификации в процессе реализации приемов нейролингвистического программирования в целях развития лексических умений обучающихся на занятиях английского языка студентов первого курса УрТК НИЯУ МИФИ г. Заречный Свердловской области. Теоретико-методологической основой исследования явились: коммуникативно-когнитивный, системно-деятельностный, компетентностный, личностно-деятельностный подходы; теоретические основы обучения иностранному языку, педагогика, психология и психолингвистика обучения; исследования в области психофизических особенностей обучающихся первого курса среднего профессионального образования. Работа основана на следующих научных методах: наблюдение за обучением студентов среднего профессионального образования, теоретический анализ учебной, научной, методической литературы, федерального образовательного стандарта и примерной образовательной программы по специальности; обобщение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; классификация материалов исследования; сравнение; беседы; тестирование; описательный метод при изложении результатов исследования, при создании учебно-методического пособия для обучающихся среднего профессионального образования и методических рекомендаций для преподавателей; лингвистический и методический анализ при разработке заданий к занятию; обучающий эксперимент при проверке эффективности разработанного занятия; обработка результатов учебной деятельности студентов. Авторы статьи делают попытку преодолеть трудности в развитии лексических умений у обучающихся первого курса среднего профессионального образовательного учреждения через способы преодоления трудностей при обучении лексической стороне иностранного языка, а именно: парная работа студентов или работа в малых группах с целью развития социокоммуникативных навыков у студентов; похвала обучающегося преподавателем и корректировка его ошибок только после проговаривания вслух успешных моментов в ответе студента; приведение актуальных примеров и иллюстраций преподавателем; поиск преподавателем «якорей» для каждого конкретного обучающегося; развитие социокультурных компетенций у студентов-«одиночек»; перенос критики в предметную область - организация эффективной работы на занятии согласно четкому плану с ясными критериями оценивания, задействование их в различных формах работы (проектная и игровая). В работе рассмотрены особенности геймификации в целях повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка. © Сергеева Н. Н., Потапова Н. В., Миков В. Ю., 2022 Основанность на принципах (субъективности в восприятии окружающего мира и постоянного изменения сознания обучающегося), элементах (личностно ориентированный подход в обучении, основанный на учете ведущих каналов получения информации студента, значимых для него убеждений, представление четкого плана действий на занятиях иностранного языка) и приемах нейролингвистического программирования (выяснение типа мотивации студента, его ведущего языка программирования, первоначальное введение иноязычной лексики с подключением основных информационных каналов, предъявление «маршрута движения» - плана занятий с четко поставленной целью, задачами, способами их достижения и реализации, критериев оценивания и видов поощрений обучающихся), «якорение» студента (через схему ключей доступа - направления положения глаз обучающегося - педагог определяет психотип обучающегося, характер и суть его мыслей, внутренние переживания, «настраивается на волну» студента, тем самым обеспечивает взаимосвязь, контакт с обучающимся) через «ключи доступа» (катализаторы нейрологических процессов в сознании обучающегося); основанность на возрастных особенностях психики и физиологии обучающихся, использование примеров, которые актуальны для студентов данного возраста; учет значения цветовых решений в подаче информации и поведения педагога, визуальных образов и ситуации сильного эмоционального возбуждения, обучение на основе опорных сигналов позволили более эффективно вводить иноязычную лексику иностранного языка и отрабатывать ее на занятиях иностранного языка. Анализ действующих методических комплексов по английскому языку для студентов среднего профессионального образования позволил сделать вывод о недостаточности упражнений для реализации этапа первоначального введения иноязычной лексики и ее отработки. Разработано учебное пособие для обучающихся средних профессиональных учебных заведений по дисциплине «Иностранный язык» в целях развития лексических умений обучающихся, преодоления выявленных недостатков. Предложенные в пособии упражнения основаны на элементах, приемах нейролингвистического программирования, технологии геймификации. В результате применения представленных в данном пособии упражнений на занятиях иностранного языка вырос уровень развития лексических умений у обучающихся в экспериментальной группе. Проведенное исследование позволяет поставить перспективные задачи для дальнейшей работы в сфере обучения иностранному языку, развития лексических умений обучающихся профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Наталья Николаевна, Потапова Наталья Викторовна, Миков Вениамин Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE TECHNIQUES NEURO-LINGUISTIC PROGRAMMING FOR TEACHING VOCABULARY IN ENGLISH CLASSES

The article presents the features of the use of gamification technology in the process of implementing neurolinguistic programming techniques in order to develop lexical skills of first-year students of the UrTK National Research Nuclear University MEPhI, Zarechny, Sverdlovsk region, studying in English classes. The theoretical and methodological basis of the study was: communicative-cognitive, systemic-activity, competency-based, personal-activity approaches; theoretical foundations of teaching a foreign language, pedagogy, psychology and psycholinguistics of teaching; research in the field of psychophysical characteristics of first-year students of secondary vocational education. The work is based on the following scientific methods: theoretical: analysis of literature, scientific publications on the research problem; comparison, comparison, systematization, modeling; empirical: study and generalization of experience on the problem under study, observation, testing, questioning, conversation, analysis of students’ activities, experiential learning; statistical: processing the results of experimental training by mathematical methods, statistical analysis of the study and interpretation of the results. The authors of the article make an attempt to overcome the difficulties in the development of lexical skills in students aged 15-16 years through ways to overcome difficulties in teaching the lexical side of a foreign language, namely: pair work of students or work in small groups in order to develop socio-communicative skills among students; praising the student by the teacher and correcting his mistakes only after speaking aloud the successful moments in the student’s answer; bringing actual examples and illustrations by the teacher; search by the teacher of “anchors” for each specific student; development of socio-cultural competencies among students -“loners”; transferring criticism to the subject area - organizing effective work in the classroom according to a clear plan with clear evaluation criteria, using them in various forms of work (project and game); as well as ways to overcome these difficulties in teaching the lexical side of a foreign language, namely: pair work of students or work in small groups in order to develop socio-communicative skills among students; praising the student by the teacher and correcting his mistakes only after speaking aloud the successful moments in the student’s answer; bringing actual examples and illustrations by the teacher; search by the teacher of “anchors” for each specific student; development of socio-cultural competencies among students -“loners”; transferring criticism to the subject area - organizing effective work in the classroom according to a clear plan with clear evaluation criteria, using them in various forms of work (project and game). The paper considers the features of gamification in order to increase the motivation of students to learn a foreign language. Based on the principles (subjectivity in the perception of the surrounding world and the constant change in the student’s consciousness), elements (a student-centered approach to learning, based on taking into account the leading channels for obtaining student information, beliefs that are significant for him, presenting a clear plan of action in a foreign language class) and techniques neurolinguistic programming (finding out the type of student’s motivation, his leading programming language, the initial introduction of foreign vocabulary with the connection of the main information channels, the presentation of the “travel route” - a lesson plan with a clearly defined goal, tasks, ways to achieve and implement them, assessment criteria and types of incentives for students; “anchoring” of the student (through the scheme of access keys - the direction of the position of the student’s eyes - the teacher determines the psychotype of the student, the nature and essence of his thoughts, inner experiences, “tunes into the wave” of the student, thereby ensuring the relationship, contact with the student, as catalysts for neurological processes in the mind of the student) through “access keys”; based on the age characteristics of the psyche and physiology of students, the use of examples that are relevant for students of this age; taking into account the importance of color solutions in the presentation of information and the behavior of the teacher, visual images and situations of strong emotional arousal, learning based on reference signals), made it possible to introduce foreign vocabulary of a foreign language more effectively and work it out in foreign language classes. An analysis of the current methodological complexes in English for students of secondary vocational education led to the conclusion that the exercises were insufficient to implement the stage of the initial introduction of foreign vocabulary and its development. A textbook has been developed for students of secondary vocational schools in the discipline “Foreign Language” in order to develop the lexical skills of students, to overcome the identified shortcomings. The proposed exercises in the manual are based on the elements, techniques of neurolinguistic programming, and gamification technology. As a result of the application of the exercises presented in this manual in the classroom of a foreign language, the level of development of lexical skills among students in the experimental group has increased. The study opens up prospects for a more in-depth study of individual content aspects of the learning process and the development of lexical skills in the field of secondary vocational and higher education.

Текст научной работы на тему «ГЕЙМИФИКАЦИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИЕМОВ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

DO110.26170/2079-8717_2022_05_16 ГРНТИ 16.31.51

УДК 378.016:811.111 ББК Ш143.21-9

Код ВАК 5.8.2

Сергеева Наталья Николаевна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой профессионально-ориентированного языкового образования, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: snatalia2016@mail.ru

Потапова Наталья Викторовна,

преподаватель иностранных языков, Уральский технологический колледж филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ"»; 624251, Россия, г. Заречный, ул. Ленина, 27; e-mail: potapova_natalya@mail.ru

Миков Вениамин Юрьевич,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры межкультурной коммуникации, риторики и русского языка как иностранного, Институт филологии и межкультурной коммуникации, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: venechkam@yandex.ru

ГЕЙМИФИКАЦИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИЕМОВ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: методы обучения; нейролингвистическое программирование; лексические умения; геймификация; особенности геймификации; приемы нейролингвистического программирования; английский язык; методика преподавания английского языка

АННОТАЦИЯ. В статье представлены особенности применения технологии геймификации в процессе реализации приемов нейролингвистического программирования в целях развития лексических умений обучающихся на занятиях английского языка студентов первого курса УрТК НИЯУ МИФИ г. Заречный Свердловской области. Теоретико-методологической основой исследования явились: коммуникативно-когнитивный, системно-деятельностный, компетентностный, личностно-деятельностный подходы; теоретические основы обучения иностранному языку, педагогика, психология и психолингвистика обучения; исследования в области психофизических особенностей обучающихся первого курса среднего профессионального образования. Работа основана на следующих научных методах: наблюдение за обучением студентов среднего профессионального образования, теоретический анализ учебной, научной, методической литературы, федерального образовательного стандарта и примерной образовательной программы по специальности; обобщение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; классификация материалов исследования; сравнение; беседы; тестирование; описательный метод при изложении результатов исследования, при создании учебно-методического пособия для обучающихся среднего профессионального образования и методических рекомендаций для преподавателей; лингвистический и методический анализ при разработке заданий к занятию; обучающий эксперимент при проверке эффективности разработанного занятия; обработка результатов учебной деятельности студентов. Авторы статьи делают попытку преодолеть трудности в развитии лексических умений у обучающихся первого курса среднего профессионального образовательного учреждения через способы преодоления трудностей при обучении лексической стороне иностранного языка, а именно: парная работа студентов или работа в малых группах с целью развития социокоммуникативных навыков у студентов; похвала обучающегося преподавателем и корректировка его ошибок только после про-говаривания вслух успешных моментов в ответе студента; приведение актуальных примеров и иллюстраций преподавателем; поиск преподавателем «якорей» для каждого конкретного обучающегося; развитие социокультурных компетенций у студентов-«одиночек»; перенос критики в предметную область - организация эффективной работы на занятии согласно четкому плану с ясными критериями оценивания, задействование их в различных формах работы (проектная и игровая). В работе рассмотрены особенности геймификации в целях повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка.

Основанность на принципах (субъективности в восприятии окружающего мира и постоянного изменения сознания обучающегося), элементах (личностно ориентированный подход в обучении, основанный на учете ведущих каналов получения информации студента, значимых для него убеждений, представление четкого плана действий на занятиях иностранного языка) и приемах нейро-лингвистического программирования (выяснение типа мотивации студента, его ведущего языка программирования, первоначальное введение иноязычной лексики с подключением основных информационных каналов, предъявление «маршрута движения» - плана занятий с четко поставленной целью, задачами, способами их достижения и реализации, критериев оценивания и видов поощрений обучающихся), «якорение» студента (через схему ключей доступа - направления положения глаз обучающегося - педагог определяет психотип обучающегося, характер и суть его мыслей, внутренние переживания, «настраивается на волну» студента, тем самым обеспечивает взаимосвязь, контакт с обучающимся) через «ключи доступа» (катализаторы нейрологических процессов в сознании обучающегося); основанность на возрастных особенностях психики и физиологии обучающихся, использование примеров, которые актуальны для студентов данного возраста; учет значения цветовых решений в подаче информации и поведения педагога, визуальных образов и ситуации сильного эмоционального возбуждения, обучение на основе опорных сигналов позволили бо-

© Сергеева Н. Н., Потапова Н. В., Миков В. Ю., 2022

лее эффективно вводить иноязычную лексику иностранного языка и отрабатывать ее на занятиях иностранного языка.

Анализ действующих методических комплексов по английскому языку для студентов среднего профессионального образования позволил сделать вывод о недостаточности упражнений для реализации этапа первоначального введения иноязычной лексики и ее отработки. Разработано учебное пособие для обучающихся средних профессиональных учебных заведений по дисциплине «Иностранный язык» в целях развития лексических умений обучающихся, преодоления выявленных недостатков. Предложенные в пособии упражнения основаны на элементах, приемах нейро-лингвистического программирования, технологии геймификации. В результате применения представленных в данном пособии упражнений на занятиях иностранного языка вырос уровень развития лексических умений у обучающихся в экспериментальной группе. Проведенное исследование позволяет поставить перспективные задачи для дальнейшей работы в сфере обучения иностранному языку, развития лексических умений обучающихся профессионального образования.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Сергеева, Н. Н. Геймификация при реализации приемов нейролингвистиче-ского программирования в процессе обучения лексике на занятиях английского языка / Н. Н. Сергеева, Н. В. Потапова, В. Ю. Миков. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. - № 5. - С. 139-146. - DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_16.

Sergeeva Natalia Nikolaevna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Professionally Oriented Language Education, Ural State Pedagogical

University, Ekaterinburg, Russia

Potapova Natalia Viktorovna,

Lecturer of Foreign Languages, Ural College of Technology - Branch of the National Research Nuclear University MEPhI, Za-

rechny, Russia

Mikov Veniamin Yurievich,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Intercultural Communication, Rhetoric and Russian as a Foreign

Language, Institute of Philology and Intercultural Communication, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

IMPLEMENTATION OF THE TECHNIQUES

NEURO-LINGUISTIC PROGRAMMING FOR TEACHING VOCABULARY IN ENGLISH CLASSES

KEYWORDS: teaching methods; neurolinguistic programming; lexical skills; gamification; features of gami-fication; techniques of neurolinguistic programming; English language; English teaching methodology

ABSTRACT. The article presents the features of the use of gamification technology in the process of implementing neurolinguistic programming techniques in order to develop lexical skills of first-year students of the UrTK National Research Nuclear University MEPhI, Zarechny, Sverdlovsk region, studying in English classes. The theoretical and methodological basis of the study was: communicative-cognitive, systemic-activity, competency-based, personal-activity approaches; theoretical foundations of teaching a foreign language, pedagogy, psychology and psycholinguistics of teaching; research in the field of psychophysical characteristics of first-year students of secondary vocational education. The work is based on the following scientific methods: theoretical: analysis of literature, scientific publications on the research problem; comparison, comparison, systematization, modeling; empirical: study and generalization of experience on the problem under study, observation, testing, questioning, conversation, analysis of students' activities, experiential learning; statistical: processing the results of experimental training by mathematical methods, statistical analysis of the study and interpretation of the results.

The authors of the article make an attempt to overcome the difficulties in the development of lexical skills in students aged 15-16 years through ways to overcome difficulties in teaching the lexical side of a foreign language, namely: pair work of students or work in small groups in order to develop socio-communicative skills among students; praising the student by the teacher and correcting his mistakes only after speaking aloud the successful moments in the student's answer; bringing actual examples and illustrations by the teacher; search by the teacher of "anchors" for each specific student; development of socio-cultural competencies among students - "loners"; transferring criticism to the subject area - organizing effective work in the classroom according to a clear plan with clear evaluation criteria, using them in various forms of work (project and game); as well as ways to overcome these difficulties in teaching the lexical side of a foreign language, namely: pair work of students or work in small groups in order to develop socio-communicative skills among students; praising the student by the teacher and correcting his mistakes only after speaking aloud the successful moments in the student's answer; bringing actual examples and illustrations by the teacher; search by the teacher of "anchors" for each specific student; development of socio-cultural competencies among students - "loners"; transferring criticism to the subject area - organizing effective work in the classroom according to a clear plan with clear evaluation criteria, using them in various forms of work (project and game). The paper considers the features of gamification in order to increase the motivation of students to learn a foreign language.

Based on the principles (subjectivity in the perception of the surrounding world and the constant change in the student's consciousness), elements (a student-centered approach to learning, based on taking into account the leading channels for obtaining student information, beliefs that are significant for him, presenting a clear plan of action in a foreign language class) and techniques neurolinguistic programming (finding out the type of student's motivation, his leading programming language, the initial introduction of foreign vo-

cabulary with the connection of the main information channels, the presentation of the "travel route" - a lesson plan with a clearly defined goal, tasks, ways to achieve and implement them, assessment criteria and types of incentives for students; "anchoring" of the student (through the scheme of access keys - the direction of the position of the student's eyes - the teacher determines the psychotype of the student, the nature and essence of his thoughts, inner experiences, "tunes into the wave" of the student, thereby ensuring the relationship, contact with the student, as catalysts for neurological processes in the mind of the student) through "access keys"; based on the age characteristics of the psyche and physiology of students, the use of examples that are relevant for students of this age; taking into account the importance of color solutions in the presentation of information and the behavior of the teacher, visual images and situations of strong emotional arousal, learning based on reference signals), made it possible to introduce foreign vocabulary of a foreign language more effectively and work it out in foreign language classes.

An analysis of the current methodological complexes in English for students of secondary vocational education led to the conclusion that the exercises were insufficient to implement the stage of the initial introduction of foreign vocabulary and its development. A textbook has been developed for students of secondary vocational schools in the discipline "Foreign Language" in order to develop the lexical skills of students, to overcome the identified shortcomings. The proposed exercises in the manual are based on the elements, techniques of neurolinguistic programming, and gamification technology. As a result of the application of the exercises presented in this manual in the classroom of a foreign language, the level of development of lexical skills among students in the experimental group has increased. The study opens up prospects for a more in-depth study of individual content aspects of the learning process and the development of lexical skills in the field of secondary vocational and higher education.

FOR CITATION: Sergeeva, N. N., Potapova, N. V., Mikov, V. Yu. (2022). Implementation of the Techniques Neuro-Linguistic Programming for Teaching Vocabulary in English Classes. In Pedagogical Education in Russia. No. 5, pp. 139-146. DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_16.

Введение. Понятие нейролингвисти-ческого программирования возникло в начале XX века [2, с. 144], а ближе к середине XX века полученные исследователями знания стали применяться и в образовательной сфере. Учеными-нейропсихологами были выделены особенности в поведении людей и предложены техники, которые позволяют осуществлять образовательную деятельность более эффективно [19, с. 244; 14, с. 16]. Основываясь на эффективных техниках гейми-фикации, принципах, элементах и приемах нейролингвистического программирования, мы провели анализ учебных пособий по английскому языку для студентов среднего профессионального образования: И. П. Ага-бекян «Английский для инженеров» и Т. А. Карповой «English for Colleges» - на предмет применения приемов нейролингви-стического программирования и техники геймификации и эффективного первичного введения лексики иностранного языка. Выявленные недостатки (применение переводного способа предъявления новой лексики, представление лексических единиц в рамочке, отсутствие техники геймификации) позволили сделать вывод о необходимости создания учебно-методического пособия в целях развития лексических умений обучающихся на основе приемов нейролингвисти-ческого программирования с применением техники геймификации. При этом первичный этап предъявления лексики крайне важен для эффективного развития лексических умений, усвоения студентами первого курса лексического минимума, утвержденного федеральным государственным образовательным стандартом, в объеме не менее 1 200 слов. Представленные учебники английского языка для среднего профессио-

нального образования и содержащиеся в них упражнения включают в себя требуемый лексический минимум, но не способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся, формированию положительной внутренней мотивации к изучению английского языка. Следует усилить этап введения новой лексики и ее первичного закрепления [13, с. 388-394]. Для более эффективного введения лексики иностранного языка и ее первичной отработки [7, с. 7, 24; 13, с. 287; 17, с. 11] на основе разработанного пособия на занятиях английского языка применялась техника геймификации. Гей-мификация в образовании представляет собой процесс применения в учебном процессе игровых форм обучения, который дает большие результаты при применении элементов, приемов нейролингвистического программирования [8, с. 15; 18, с. 172]. Целью геймификации занятий иностранного языка являлись повышение мотивации обучающихся первого курса среднего профессионального образования и, как следствие, развитие их лексических умений. Представленное учебно-методическое пособие позволяет реализовать задачи активизации аудиального, визуального и кинестетического каналов получения информации при первичном введении иноязычной лексики; ее актуализации, «якорения», задействования ассоциативного мышления, создания семантических полей, выполнения репродуктивных, речевых упражнений и творческих заданий. В наибольшей степени геймифика-ция проводилась при выполнении первых двух упражнений (эмоциональное чтение лексики, пантомима, подбор антонимов или синонимов слов, формулирование определений, создание аудиального образа, чанты,

игровые задания) каждого раздела пособия для студентов и задания под номером шесть (задание творческого характера).

Полученные результаты исследования позволили сделать вывод об эффективности техники геймификации, применяемых элементов и приемов нейролингвистического программирования, предложенного учебно-методического пособия.

Методологические основания геймификации при обучении лексике английского языка обучающихся среднего профессионального образования. Теоретической и методической основой работы являются положения коммуникативно-когнитивного (Дж. Брунер, У. Риверс, Г. Ло-занов); системно-деятельностного (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Д. Б. Эль-конин); компетентностного (И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, О. Е. Лебедев, Дж. Равен, Н. Хомский), личностно-деятельностного (И. Л. Бим, И. А. Зимняя) подходов; основы обучения иностранному языку (Е. И. Пассов,

A. Н. Щукина, Н. Д Гальскова, А. А. Миролю-бова); педагогики и психологии (Р. Бэндлер, М. Гриндер, В. В. Давыдов, Р. Дилтс, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин), психолингвистики (Н. И. Жинкин, Л. В. Щерба) и психологии обучения иностранным языкам (Б. В. Беляев, А. А. Леонтьев, И. А. Зимняя); исследования в области особенностей психофизического развития подростков, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования (Д. Бокум, Г. Крайг,

B. С. Мухина).

Для решения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы использованы следующие научные методы: наблюдение за обучением студентов среднего профессионального образования Уральского технологического колледжа - филиала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» г. Заречный Свердловской области по специальности «техник-электрик», теоретический анализ учебно-методических материалов по преподаваемой дисциплине, научной, методической литературы, федерального образовательного стандарта и примерной образовательной программы по специальности; обобщение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; классификация материалов исследования; сравнение; беседы; тестирование; описательный метод при изложении результатов исследования, при создании учебно-методического пособия для обучающихся среднего профессионального образования и методических рекомендаций для преподавателей; лингвистический и методический

анализ при разработке заданий к занятию; обучающий эксперимент при проверке эффективности разработанного занятия; обработка результатов учебной деятельности студентов.

Научное исследование и результаты. Замотивированность студентов на изучение иностранного языка является основой эффективного развития лексических навыков и умений, предметных и метапредмет-ных компетенций у обучающихся колледжа. Совершенствование методики обучения иностранному языку, применение новых техник, приемов, основанность педагога на знаниях психофизических особенностей обучающихся позволяют преподавателю решать задачу мотивации студентов и повышать качество образования по дисциплине. Ш. А. Амона-швили отмечал, что желание учиться «нельзя возбудить силой, хотя оно поощряется внешней действительностью» [1, с. 304]. Построение образовательного процесса на основе принципов, элементов и приемов нейролингвистического программирования позволяет решить задачу формирования внутренней позитивной мотивации обучающихся среднего профессионального образования. Одним из средств решения данной задачи выступает техника геймификации. В рамках данного исследования геймифика-ция понималась шире, чем применение игровых элементов на занятии. Такое понимание представленного понятия ограничивает возможности применения данной технологии. Задействование элементов, приемов нейролингвистического программирования, игровых методик, позволяющих повысить мотивацию к изучению иностранного языка, предлагается считать геймификацией. Применение геймификации на занятиях английского языка позволяет создать необходимую атмосферу погружения в изучаемую тему, лексику иностранного языка. В рамках применения техники геймификации, наряду с элементами и приемами нейролингвистиче-ского программирования, применяются следующие мотивирующие к изучению иностранного языка элементы данной техники: осознание студентом личной необходимости в изучении иностранного языка (в связи со значимостью получения стипендии, похвалы учителя, применением иноязычных умений в рамках чемпионатов профессионального мастерства WorldSkills и т. п.), понимание обучающимся собственной успешности в освоении учебной дисциплины «Иностранный язык» (формирование рейтинга студентов в течение занятия, недели, месяца, семестра; поощрение самых успешных студентов в форме устной похвалы, похвальных листов, благодарственных писем им и их родителям; выдача сертификата

«антидвойка», успешность в карьере, возможность просмотра видео на иностранном языке, в том числе профессиональной направленности, и т. п.), нестандартная подача материала педагогом (погружение в лексику языка через ведущие каналы получения информации: аудиальный, визуальный, кинестетический, активные формы обучения, акцент на поведении преподавателя, личностно ориентированный подход в обучении языку, творческие, продуктивные задания по темам), своевременная обратная связь между педагогом и обучающимся (поддержание раппорта, эмоционального контакта, предоставление студенту индивидуального образовательного маршрута движения, контроль за его реализацией, своевременное корректирование, фиксация образовательных результатов согласно разработанному маршруту).

В целях осознания каждым студентом личной заинтересованности в изучении иностранного языка на вводном занятии проводится «мозговой штурм», в результате которого формируется ментальная карта под названием «Английский язык в моей жизни». Она рисуется на первой странице тетради, поэтому при каждом выполнении письменного задания обучающийся может к ней обратиться и поменять мотив к изучению иностранного языка. При этом мотивация, как правило, меняется от внешней положительной к внутренней положительной, то есть у студентов формируется личный мотив к изучению английского языка, который не привносится извне.

Успешность студента может быть сформирована только при выполнении заданий, которые ему по силам. Поэтому для

обучающихся с образовательными дефицитами особенно важно подбирать упражнения, находящиеся в зоне их ближайшего развития, постепенно усложняя задания. На первых занятиях следует применять формирующее оценивание для поддержки чувства успешности у студента. Особенно это касается тех студентов, у которых в школе сложилась низкая самооценка и требуется время для преодоления стереотипа «двоечника» или «троечника». Требования и критерии оценивания, предъявляемые к студентам, должны быть едиными, понятными и достижимыми.

На основе проведенного анализа применяемых учебно-методических пособий для изучения английского языка в средних профессиональных учебных заведениях было разработано учебное пособие «English for students. Развитие лексических умений обучающихся среднего профессионального образования на занятиях по английскому языку» для дополнительной отработки иноязычной лексики на этапе ее первичного введения. В содержание пособия входят 18 тем по шесть упражнений в каждой теме. Первое упражнение по теме направлено на устное проговаривание лексики с ее эмоциональной окраской, второе - игровое задание, третье упражнение - соотношение лексики и ее визуального образа, четвертое упражнение предполагает дополнение предложений словами по теме, пятое и шестое упражнения - продуктивного, творческого характера.

Индивидуальный маршрут преодоления трудностей и развития лексических умений обучающегося представлен в следующей таблице.

Таблица

ФИО обучающегося Группа Тип обуч-ся: (А, В, К) Способы преодоления трудностей в развитии лексических умений

1. Способы развития недоминирующего канала получения информации

аудиальный - имитируем любые звуки, которые слышим; - выполняем упражнение «shadowing» из пособия

визуальный - смотрим на новую лексическую единицу и записываем ее на лист бумаги, создаем карточки по теме; - смотрим на серию картинок, перемешиваем их, пытаемся восстановить их значение, порядок (последовательность) по памяти

кинестетический - смотрим на любое изображение, музыку, звуки и затем описываем (устно или письменно), какие эмоции, чувства, они у вас вызвали; - насыпаем разные субстанции в непрозрачные емкости, по очереди даем потрогать содержимое, пытаемся угадать, что находится внутри

Продолжение таблицы

2. Способы развития умения узнавания графической и звуковой формы лексической единицы (графически-звуковой)

увеличение объема лексического запаса по теме - метод ассоциаций; - закрепление новых лексических единиц на предметах интерьера квартиры; - создание визуальных словарей, лэпбуков по теме, ежедневное повторение новой лексики; - повторение изучаемой лексики перед сном в течение 10 минут; - проговаривание лексики с разной скоростью, громкостью и т. д.; - изображение новой лексики через пантомиму, озвучение; - придумывание антонимов к каждой лексической единице; - придумывание определений к новым лексическим единицам; - проговаривание новых лексических единиц с эмоциональным окрашиванием; - повторение слов по теме под ритм барабанов (чанты)

увеличение процента активного словарного запаса по отношению к пассивному словарному запасу - называние предметов, объектов, окружающих студента; обращение к словарю, в случае если какая-либо лексическая единица забыта; - составление предложений из лексики по выбранной для отработки теме; - составление диалогов по теме; - чтение текстов по теме; - просмотр фильмов, видео с необходимой лексикой

повышение скорости выполнения мыслительных операций с лексическими единицами - многократное повторение новой лексики вслух, в т. ч. с увеличением скорости проговаривания; - проговаривание диалогов по теме; - многократное чтение текста по теме вслух; - выполнение репродуктивных и продуктивных упражнений на время; - игровые упражнения с созданием ситуации «крайней необходимости»

уменьшение количества допускаемых фонетических, колло-кационных, лексических ошибок при применении иноязычной лексики - выполнение фонетических упражнений; - создание словарей, лэпбуков коллокаций, в т. ч. на основе прочитанных книг или просмотренных фильмов, прослушанных песен; - выполнение лексических упражнений (см. пп. 1, 2 п. 2 таблицы индивидуального маршрута)

3. Развитие умения применения лексической единицы в определенной ситуации общения (коммуникативный)

развитие умения произношения лексической единицы - многократное повторение новой лексики вслух, в т. ч. в форме чантов; - проговаривание диалогов по теме; - многократное чтение текста по теме вслух; - просмотр видео, фильмов и повторение текста за героями данных видео, фильмов; - пение иноязычных песен по образцу; - выполнение репродуктивных и продуктивных упражнений вслух

развитие умения применения лексической единицы, в том числе в новой коммуникативной ситуации, в продуктивных видах речевой деятельности - называние предметов, объектов, окружающих студента; обращение к словарю, в случае если какая-либо лексическая единица забыта; - составление предложений из лексики по выбранной для отработки теме; - составление диалогов по теме; - проговаривание диалогов по теме; - просмотр фильмов, видео с необходимой лексикой; составление вопросов по видео и обсуждение их в группе

развитие умения написания лексической единицы - графическое изображение лексической единицы; - составление словарей; - повторение иноязычной лексики из словаря; - выполнение письменных упражнений, в т. ч. написание эссе

увеличение количества употребляемых лексических единиц в устной и письменной речи - составление «майнд-мэп», дерева ассоциаций (фишбоун); - игра в ассоциации; - составление тематических разделов в словарях, лэпбуков по теме; - составление и проговаривание диалогов по теме; - чтение текстов по теме; - выполнение репродуктивных и продуктивных упражнений по заданной теме

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 202 2. № 5 145

Продолжение таблицы

4. Развитие умения владения знаниями о потенциале применения лексической единицы внутри системы языка: коллокации, синонимия, развитие языковой догадки (системно-языковой) - составление словарей коллокаций, в т. ч. тематических разделов; - составление синонимических словарей по теме; - выполнение упражнений на развитие языковой догадки (на словообразование; грамматические упражнения, угадывание значения слова (фразы) по контексту при выполнении упражнений на чтение, аудирование); - работа с англо-английскими словарями дефиниций; - чтение аутентичных текстов

5. Развитие умения применения лексической единицы в продуктивной речи (продуктивный) - создание коллокаций из предложенных слов; - угадывание слова, изображенного на карточке, через наводящие вопросы (работа в группах/парах); - написание историй по заданной теме (можно предложить начало истории или первое предложение); - обсуждение видео по теме, ответы на вопросы; - описание фото, изображения (аудиалам предлагается описать его словами или звуками; визуалам - написать список слов по теме или написать рассказ; кинестетикам - описать изображение с помощью жестов, пантомимы или проиграть сценку)

Индивидуальный образовательный маршрут позволяет отслеживать преодоление возрастных трудностей и развивать лексические умения обучающихся.

Заключение. Применение элементов и приемов нейролингвистического программирования, элементов геймификации не ограничивается предметной областью, а может быть задействовано в рамках изучения любой дисциплины. Их применение позволяет повысить мотивацию к изучению иностранного языка обучающимися и во-

влеченность преподавателя в процесс обучения иностранному языку, создает комфортную атмосферу на занятиях. Предложенное учебно-методическое пособие по развитию лексических умений на занятиях английского языка для студентов, основанное на элементах, приемах нейролингви-стического программирования и технике геймификации, позволяет повысить количество студентов с положительной внутренней мотивацией, уровень развития лексических умений обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агабекян, И. П. Английский для инженеров / И. П. Агабекян, П. И. Коваленко. - 10-е изд., стер. -Ростов н/Д. : Феникс, 2014. - 317 с.

2. Амонашвили, Ш. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы обучения родному языку и развития личности. Книга II / Ш. Амонашвили. - М. : Амрита, 2011. - 304 с.

3. Байрон, А. NLP - магия нейролингвистического программирования без тайн / А. Байрон, Р. Льюис, Ф. Пуселик. - М. : Речь, 2012. - 144 с.

4. Бэндлер, Р. Большая энциклопедия НЛП. Структура магии / Р. Бэндлер, Д. Гриндер. - М. : АСТ, 2015. - 448 с.

5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 2008. - 480 с.

6. Дилтс, Р. Изменение убеждений с помощью НЛП / Р. Дилтс. - М. : Класс, 1999. - 192 с.

7. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. - М. : Просвещение, 1991. - 222 с.

8. Кавтарадзе, Д. Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д. Н. Кавтарад-зе. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 176 с.

9. Карпова, Т. А. English for Colleges / Т. А. Карпова. - 11-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2014. - 288 с.

10. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. - М. : Смысл, 2003. - 288 с.

11. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов [и др.] ; под ред. Н. И. Гез. - М. : Высшая школа, 1982. - 374 с.

12. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка в средней школе / Е. И. Пассов. - М. : Просвещение, 2004. - 324 с.

13. Плигин, А. Now Let's Play English. Личностно-ориентированное обучение английскому языку / А. Плигин, И. Максименко. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. - 272 с.

14. Рахманов, И. В. Обучение устной речи на иностранном языке / И. В. Рахманов. - М. : Высшая школа, 1980. - 160 с.

15. Рахманов, И. В. Основные направления в методике преподавания иностранных языков в XIX-XX вв. / И. В. Рахманов. - М. : Педагогика, 1999. - 32 с.

16. Рогова, Г. В. Цели и задачи обучения ИЯ / Г. В. Рогова // ИЯШ. - 1974. - № 4. - С. 11-15.

17. Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. - М. : Просвещение, 1991. - 287 с.

18. Ушинский, К. Д. Психологические и логические основы обучения / К. Д. Ушинский // Избранные педагогические сочинения : в 2 т. Т. 2. - М., 1954.

19. Эггерт, М. Язык тела. Впечатляйте, убеждайте и добивайтесь успеха с помощью языка тела / М. Эггерт. - М. : Претекст, 2012. - 244 с.

20. Эльманович, В. НЛП. Методологическое пособие для начинающих / В. Эльманович. - СПб. : Психотерапевтический центр «Лад», 1994. - 66 с.

21. Potapova, N. V. Issues of student lexical skills development in English classes of secondary professional education with the use of neurolinguistic programming in distance learning environment / Н. В. Потапова, Н. Н. Сергеева, О. Е. Чернова // Языки и миграция в условиях глобализации : материалы саммита QS по предметным областям «Современные языки» и «Лингвистика» (Москва, 15-17 декабря 2020 г.) / Российский университет дружбы народов. - Москва, 2020. - С. 388-398.

REFERENCES

1. Agabekyan, I. P., Kovalenko, P. I. (2014). Angliiskii dlya inzhenerov [English for Engineers]. 10th edition. Rostov-on-Don, Feniks. 317 p.

2. Amonashvili, Sh. (2011). Gumannaya pedagogika. Aktual'nye voprosy obucheniya rodnomu yazyku i razvitiya lichnosti. Kniga II [Humane Pedagogy. Actual Issues of Teaching the Native Language and Personality Development. Book II]. Moscow, Amrita. 304 p.

3. Byron, A., Lewis, R., Puselik, F. (2012). NLP — magiya neirolingvisticheskogo programmirovaniya bez tain [NLP Is the Magic of Neuro-Linguistic Programming without Secrets]. Moscow, Rech'. 144 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Bandler, R., Grinder, D. (2015). Bol'shaya entsiklopediya NLP. Struktura magii [Big Encyclopedia of NLP. Structure of Magic]. Moscow, AST. 448 p.

5. Vygotsky, L. S. (2008). Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical Psychology]. Moscow, Pedagogika. 480 p.

6. Dilts, R. (1999). Izmenenie ubezhdenii s pomoshch'yu NLP [Changing Beliefs with NLP]. Moscow, Klass. 192 p.

7. Zimnyaya, I. A. (1991). Psikhologiya obucheniya inostrannym yazykam v shkole [Psychology of Teaching Foreign Languages at School]. Moscow, Prosveshchenie. 222 p.

8. Kavtaradze, D. N. (2009). Obuchenie i igra: vvedenie v interaktivnye metody obucheniya [Learning and Play: An Introduction to Interactive Teaching Methods]. 2nd edition. Moscow, Prosveshchenie. 176 p.

9. Karpova, T. A. (2014). English for Colleges. 11th edition. Moscow, KNORUS. 288 p.

10. Leontyev, A. A. (2003). Osnovy psikholingvistiki [Fundamentals of Psycholinguistics]. Moscow, Smysl. 288 p.

11. Gez, N. I., Lyakhovitsky, M. V., Mirolyubov, A. A. et al. (1982). Metodika obucheniya inostrannym yazykam v srednei shkole [Methods of Teaching Foreign Languages in Secondary School] / ed. by N. I. Gez. Moscow, Vysshaya shkola. 374 p.

12. Passov, E. I. (2004). Urok inostrannogo yazyka v srednei shkole [Foreign Language Lesson in High School]. Moscow, Prosveshchenie. 324 p.

13. Pligin, A., Maksimenko, I. (2005). Now Let's Play English. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie an-gliiskomu yazyku [New Let's Play English. Learner-Centered English Teaching]. Saint Petersburg, Praim-EVROZNAK. 272 p.

14. Rakhmanov, I. V. (1980). Obuchenie ustnoi rechi na inostrannom yazyke [Teaching Oral Speech in a Foreign Language]. Moscow, Vysshaya shkola. 160 p.

15. Rakhmanov, I. V. (1999). Osnovnye napravleniya v metodike prepodavaniya inostrannykh yazykov v XIX—XXvv. [The Main Directions in the Methodology of Teaching Foreign Languages in the XX-XX Centuries]. Moscow, Pedagogika. 32 p.

16. Rogova, G. V. (1974). Tseli i zadachi obucheniya IYa [Goals and Objectives of Teaching Foreign Language]. In IYaSh. No. 4, pp. 11-15.

17. Rogova, G. V., Rabinovich, F. M., Sakharova, T. E. (1991). Metodika obucheniya inostrannym yazykam v srednei shkole [Methods of Teaching Foreign Languages in Secondary School]. Moscow, Prosveshchenie. 287 p.

18. Ushinsky, K. D. (1954). Psikhologicheskie i logicheskie osnovy obucheniya [Psychological and Logical Foundations of Learning]. In Izbrannyepedagogicheskie sochineniya: v 2 t. Vol. 2. Moscow.

19. Eggert, M. (2012). Yazyk tela. Vpechatlyaite, ubezhdaite i dobivaites' uspekha s pomoshch'yu yazyka tela [Language of the Body. Impress, Persuade and Succeed with Body Language]. Moscow, Pretekst. 244 p.

20. Elmanovich, V. (1994). NLP. Metodologicheskoe posobie dlya nachinayushchikh [NLP. Methodological Guide for Beginners]. Saint Petersburg, Psikhoterapevticheskii tsentr «Lad». 66 p.

21. Potapova, N. V., Sergeeva, N. N., Chernova, O. E. (2020). Issues of Student Lexical Skills Development in English Classes of Secondary Professional Education with the Use of Neurolinguistic Programming in Distance Learning Environment. In Yazyki i migratsiya v usloviyakh globalizatsii: materialy sammita QS po pred-metnym oblastyam «Sovremennye yazyki» i «Lingvistika» (Moskva, 15—17 dekabrya 2020 g.). Moscow, pp. 388-398.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.