Научная статья на тему 'Психолого-педагогические технологии социально - трудовой адаптации детей с нарушениями в интеллектуальном развитии'

Психолого-педагогические технологии социально - трудовой адаптации детей с нарушениями в интеллектуальном развитии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
712
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL AND LABOR ADAPTATION / УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ / MENTALLY HANDICAPPED CHILDREN / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES / EDUCATIONAL PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гузикова Татьяна Алексеевна

В данной статье рассматривается проблема социально-трудовой адаптации умственно отсталых детей. Внимание авторов сосредоточено на существующих в настоящее время психолого-педагогических технологиях их социальной и трудовой адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гузикова Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with question of social and labor adaptation of children with intellectual disabilities. The author considers exiting technics of the educational psycgology for social and labor adaptation.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические технологии социально - трудовой адаптации детей с нарушениями в интеллектуальном развитии»

ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина». - Иваново, 2009.

2. Красинская, Л.Ф. Психолого-педагогическая компетентность преподавателя высшей

школы. Учебное пособие. - Самара, СамГУПС, 2010.

3. Романова, Н.Р. Основы педагогики высшей школы. Профессиональная компетентность и творческий потенциал педагога. Учебно-методическое пособие. - Иваново, ИГЭУ, 2016.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО -ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В _ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ_

Гузикова Татьяна Алексеевна

доцент кафедры психологии личности и специальной педагогики

ВлГУ им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых в г. Владимире

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается проблема социально-трудовой адаптации умственно отсталых детей. Внимание авторов сосредоточено на существующих в настоящее время психолого-педагогических технологиях их социальной и трудовой адаптации.

ABSTRACT

This article deals with question of social and labor adaptation of children with intellectual disabilities. The author considers exiting technics of the educational psycgology for social and labor adaptation.

Ключевые слова: социально-трудовая адаптация, умственно отсталые дети, психолого-педагогические технологии.

Keywords: social and labor adaptation, children with intellectual disabilities, mentally handicapped children, educational psychology.

Обращение к проблеме социально-трудовой адаптации лиц с нарушениями интеллектуального развития является актуальным в настоящее время, так как содержание данного понятия в словарях зачастую отсутствует или звучит в самом общем виде.

Термин «адаптация» имеет многоплановое содержание и не поддаётся однозначному определению. В научный словарь понятие «адаптация» было впервые введено немецким физиологом Х. Аубер-том в XIX веке (1865 г.). Этот термин обозначал процесс приспособления (привыкания) строения организмов и их органов чувств к изменяющимся условиям внешней среды. Выделяют несколько форм адаптации: биологическую, сенсорную, психологическую, социально-психологическую, социальную [7]. Дефектологический словарь в самом общем виде трактует данное понятие как «приспособление организмов к условиям существования» [2]. Для выполнения основной задачи коррекци-онно-развивающего обучения и воспитания умственно отсталых детей - наиболее полной подготовки их к жизни и труду в обществе - главной проблемой является не адаптация вообще, а социально-трудовая адаптация, в ходе которой коррекционно-направленный процесс обучения, воспитания и развития обеспечивает возможность наиболее эффективного включения выпускников в общественно значимую социально-трудовую деятельность.

Главной задачей специальной (коррекцион-ной) школы для детей с нарушениями интеллектуального развития является их социальная и трудовая адаптация в обществе. В 1990 году процессы социально-трудовой адаптации учащихся и выпускников вспомогательных школ изучали Н.И.

Букун, А.И. Даний, А.И. Иваницкий, А.И. Раку, В.С. Стратан. В коллективной монографии этих авторов под редакцией известного ученого, олиго-френопедагога Х.С. Замского даётся следующее определение понятию социально-трудовая адаптация: «Социально-трудовая адаптация является многогранным, непрерывным, динамичным, двуединым, дифференцированным процессом активного корригирующего воздействия специального обучения, воспитания и трудовой подготовки на личность аномального ребёнка, воздействия социальной и производственной микро- и макросреды на выпускника специальных школ, включающего рациональные формы их подготовки (на всех этапах развития и профессиональной деятельности) к жизни и труду в обществе, а также на процессы приспособления (вживания) под этим направляющим влиянием в школьном, производственном и других коллективах в трудовую, общественную деятельность в семейную жизнь, изменяющихся в условиях обучения, воспитания, общественного производства и окружающей социальной среды» [1].

Социально-трудовая адаптация детей, подростков и взрослых с нарушениями интеллектуального развития неразрывно связана с процессами их обучения, воспитания и профессионально-трудовой подготовки. Первоначальным этапом в процессе социально-трудовой адаптации умственно отсталых детей является их воспитание и обучение в дошкольном возрасте. Значительное место в этих процессах занимают многообразные виды труда детей. В программе коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с нарушениями интеллекта ясно представлены задачи и основные

направления трудового воспитания. Ученые указывают, что трудовое воспитание этих детей осуществляется в различных видах деятельности: труд в природе, хозяйственно-бытовой и ручной труд, начальное звено которого формируется средствами развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Это обеспечивает им самостоятельность в быту и независимость от взрослого, а также влияет на становление положительных качеств личности и поведение в социуме [3;6].

Обучение детей с нарушениями в интеллектуальном развитии в специальной (коррекционной) школе можно назвать следующим этапом процесса их социально-трудовой адаптации. Значимая роль принадлежит урокам ручного труда, урокам в школьных и производственных мастерских. Учащиеся узнают свойства материалов, учатся планировать предстоящие трудовые действия, распознавать ошибки, контролировать ход выполнения изделий, анализировать образец и результат своего труда, составлять словесный отчет.

Одной из самых сложных проблем социальной адаптации подростков с нарушениями интеллектуального развития является проблема их дальнейшего трудоустройства. В настоящее время профессионально-трудовая подготовка традиционно сложившаяся в коррекционных школах почти не востребована на рынке труда из-за спада производства и из-за возрастающего количества детей с выраженной степенью умственной и физической патологии. Возникла необходимость в поиске таких видов трудовой деятельности, которые были бы востребованы в обществе без дальнейшего специального образования. Разрабатываются новые программы профессиональной подготовки учащихся с нарушениями интеллекта. Например, ученики осваивают работу младшего медперсонала - санитара [4, с. 21-26].

Трудовая адаптация лиц с выраженной умственной отсталостью на современном этапе остаётся острой проблемой. Одним из перспективных направлений трудовой адаптации молодых людей с выраженными интеллектуальными нарушениями является обучение их профессиональным навыкам обслуживающего труда (уборка помещений, мытьё посуды, сервировка и уборка посуды в обеденном зале). Эти виды труда являются наиболее доступными в плане освоения. Технологии трудовой адаптации молодых людей с выраженными интеллектуальными нарушениями нашли отражение в программе курса профессиональной подготовки «Уборщик служебных помещений» [4, с. 66-70].

Проблема социально-трудовой адаптации лиц со сложными нарушениями развития является одной из самых острых проблем специальной педагогики. Особенностями личности таких людей являются снижение потребности в общении, отсутствие речи как основного средства коммуникации. Одним из способов помощи лицам, которые испытывают трудности в овладении речью на достаточном для социального взаимодействия уровне, является использование альтернативной (или дополнительной) коммуникации. Направления использования альтернативной коммуникации в работе свечной

мастерской: визуальное расписание, осуществление личного выбора, ежедневное социальное взаимодействие посредством специфических пиктограмм [4, с. 212-217].

Совокупность средств и методов обучения и воспитания детей, подростков и взрослых с нарушениями интеллектуального развития, возможность реализовывать образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие задачи, наличие систем правил слежения, контроля и корректировки познавательной деятельности умственно отсталых лиц по сути представляют психолого-педагогические технологии их социально-трудовой адаптации.

Литература

1. Букун Н.И., А.И. Даний, А.И. Иваницкий, А.И. Раку, В.С. Стратан. Совершенствование процессов социально-трудовой адаптации учащихся и выпускников вспомогательных школ: Монография.

- КГПИ им. И. Крянгэ. - 1990 - 169с.

2.Краткий дефектологический словарь /под ред. А.И. Дьячкова и др. - М.: Просвещение. - 1964.

- 398 с.

3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. 4-е изд. - М. : Просвещение. - 2011. -196с.

4. Модернизация предпрофильного и начального профессионального образования лиц с нарушениями интеллекта. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 7-8 ноября 2012 г. / Под науч. ред. И.М. Яковлевой. -М.: ГБОУ ВПО ВГПУ, 2012- 256 с.

5. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями / Под ред. Б.П. Пузанова: 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 439 с. - (Серия «Коррекционная педагогика»).

6. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: СБ. 1. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000. - 224 с.

7. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: Метод. пособие /под. ред. Е.М. Старобиной - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М., 2007. - 304 с.

7. Социальная адаптация, реабилитация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья : учебник для студ. учреждений высш. образования / [Т.Г. Богданова, Н.А. Степанова. К.Б. Вовненко, Т.М. Попова] ; под ред. Т.Г. Богдановой. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 240 с. - (Сер. Бакалавриат).

8. Специальная педагогика : в 3 тт.: учеб. пособие для студ. учеб. заведений / под ред. Н.М. Назаровой. - Т.3: Педагогические системы специального образования / Н.М. Назарова, Л.И. Аксенова, Л.В. Андреева и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 400с.

9. Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью: Метод. пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 203. - 120с. (Коррекционная школа).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.