Научная статья на тему 'Психолого-педагогические средства и методы профилактики правонарушений'

Психолого-педагогические средства и методы профилактики правонарушений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1721
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОНАРУШЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА / СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / MINORS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL METHODS AND MEANS / POLICE OFFICERS FOR JUVENILE AFFAIRS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чуносов Михаил Александрович

В статье, рассмотрены субъекты профилактики правонарушений. Показан психологический инструментарий профилактической деятельности сотрудников полиции по делам несовершеннолетних. Конкретизированы методы и средства проведения профилактических мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL MEANS AND METHODS OF PREVENTION OF OFFENSES

In the article, subjects of crime prevention are considered. The psychological toolkit of preventive activity of police officers on affairs of minors is shown. The methods and means of conducting preventive measures are specified.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические средства и методы профилактики правонарушений»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / РБУСИОШвУ

УДК: 159.9.019.4

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ

ПРАВОНАРУШЕНИЙ

М. А. Чуносов1

В статье, рассмотрены субъекты профилактики правонарушений. Показан психологический инструментарий профилактической деятельности сотрудников полиции по делам несовершеннолетних. Конкретизированы методы и средства проведения профилактических мероприятий.

Ключевые слова: правонарушение, несовершеннолетние, психолого-педагогические методы и средства, сотрудники полиции по делам несовершеннолетних.

Борьба с преступностью в широком общесоциальном плане связанна с идеей профилактики правонарушений с использованием экономических, социально-культурных, воспитательных и правовых мер. Успешная борьба с преступностью возможна толь ко при комплексном воздействии, причем не только в рамках её изучения, но и при разработке профилактических мероприятий.

Необходимость скорейшего решения этой проблемы обусловлена наличием сложной криминогенной ситуацией и сохраняющейся тенденции количества совершенных правонарушений, несовершеннолетними. Так, например, в России, в количество расследованных преступлений совершаемых несовершеннолетними и при их участии 5-6 лет: 2011 г - 71910, 2012 г. - 64270, 2013 г. - 67225, 2014 г. -59549, 2015 г. - 61833. В 2016 году число несовершеннолетних совершивших преступления и при их соучастии достигло 53736. Как следствие, можно констатировать что преступность в молодёжной среде принимает рецидивный характер.

Именно поэтому в последнее десятилетие профилактика правонарушений поведения среди несовершеннолетних является одной из составляющих социальной политики государства в сфере детства. Об этом свидетельствует ряд законов и специальных программ: Конституции РФ, «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989), Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы

1 Чуносов Михаил Александрович - кандидат психологических наук, доцент, Начальник кафедры специальных дисциплин Крымского филиал Краснодарского университета МВД России, г. Симферополь, voker.rb.sas@gmail.com

профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 № 172, федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы; Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. № 942 были утверждены «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. ; Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»; Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 утверждена национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. И др.

Проблема профилактики правонарушений исследуется различными научными отраслями: юридической (Г. Аванесов, Э. Алауханов, А. Бакаев, М. Ветров, И. Гельфанд, А. Долгова, А. Закалюка, А. Иванова, Н. Кобец, В. Кудрявцева, Д. Кириллов, А. Лекарь, В. Лелеков, П. Михайленко, Н. Остапенко, Е. Петров, В. Старцева-Тарасова, Г. Фильченков, Т. Шестакова и др.), психологических (А. Бандура, С. Беличева, В. Белов, Е. Бровко, Р. Благута, Д. Бойко, М. Дмитриев, Е. Змановськая, Ю. Парфенов, И. Саламатина, Б. Скиннер, Э. Толмен, Д. Уотсон, Н. Федорова, Т. Шестакова и др.) и педагогических (А. Беспалько, С. Бодьора, Ю. Галагузов! Н. Зобенько, С. Замула, Г. Залотова, С. Коношенко, И. Козубовский, В. Королёв, Н. Клишевич, В. Мойсиенко, В. Ожерховская, А. Селецкий, С. Тарарухин и др.) науках.

В целом, термин «профилактика» является междисциплинарным термином, и рассматривается в нескольких контекстах: «профилактика» как система мероприятий, направленных на предупреждение преступлений и преступности; «профилактика» как социальная практика, обеспечивающая преобразование общественных отношений; «профилактика» как психолого-педагогическая система мер перевоспитания и формирования личности.

В целом, профилактика правонарушений представляет собой комплекс социально-организационных мероприятий, направленных на устранение, преобразование, нивелирование факторов, причин и условий совершения правонарушений. Процесс профилактики правонарушений включают цели, задачи, а также психолого-педагогический инструментарий, включающий содержательный ресурс (методы и приёмы), технологическое обеспечение и организационные формы, которые дают возможность сформировать у несовершеннолетних умения противостоять криминогенным влиянием социума.

Ранее, в своих работах мы отмечали, что профилактика правонарушений осуществляется в социальном, социально-психологическом и социально-педагогическом направлениях [1]. Реализация указанных направлений зависит от компетенции субъектов профилактики и может быть самым различным. А. Бакаев, отмечает, что основным субъектом профилактики правонарушений, является государство, которое реализует свои функции через органы государственной власти.

Также, к субъектам профилактики можно отнести органы местного самоуправления, организации, общественные объединения и граждане. Несмотря на различие субъектов профилактики, они функционируют не изолированно, а в определенном взаимодействии, образуя таким образам, систему профилактики правонарушений несовершеннолетних [2].

С позиции психолого-педагогической науки, как отмечает Н. Зобенько, субъекты профилактики правонарушений делятся на субъекты общей и специализированной профилактики. К субъектам общей профилактики автор относит органы и учреждения системы образования, здравоохранения, социального обслуживания, опеки, культуры, сферы досуга др. К субъектам субъекты специализированной профилактики, автор относит поведения комиссии по делам несовершеннолетних, подразделения по предупреждению правонарушений в среде несовершеннолетних, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и др. [3].

Одним из субъектов профилактической деятельности является сотрудники полиции по делам несовершеннолетних, деятельность которых регламентируется Федеральным законом «О полиции» [4], а также внутриведомственными инструкциями Министерства внутренних дел Российской федерации. На основании указанных документов, сотрудники полиции обязаны осуществлять профилактику правонарушений.

Несовершеннолетние являются особым «объектом» профилактического воздействия, что детерминировано: спецификой становления личности детей и подростков на начальном этапе их жизненного пути; восприимчивостью к различным видам влияния как позитивного, так и негативного плана; началом процесса формирования мировоззрения и др.

Выделяя несовершеннолетних в особый объект, детерминирует рассмотрение проблемы обеспечения профилактической деятельности, сотрудниками полиции по делам несовершеннолетних, с использования психолого-педагогического инструментария. Таким образом, целью нашей работы является рассмотрение средств и методов профилактики правонарушений, которые могут использовать сотрудники полиции по делам несовершеннолетних.

Анализ литературных источников (Ж. Дандарова, И. Дубровина, С. Игумнов, И. Кон, М. Контдатьев, С. Костромина, А. Маклаков, Н. Москаличова, Е. Пенатова, В. Прокофьева, А. Реан, Е. Сергиенко, В. Ситников, Д. Фельдштейн, В. Шабалина и др.) позволяет нам рассматривать несовершеннолетних, в контексте терминов, принятых в современной психолого-педагогической науки.

Цель психолого-педагогической профилактики правонарушений, её конечные результаты зависят от того, насколько правильно определено содержание и технологии, какие использованы формы, методы и средства. Учитывая психолого-педагогический аспект профилактики правонарушений, наш собственный опыт

реализации социально-профилактической деятельности, позволяет нам сделать обобщения, относительно специфики проведения профилактических мероприятий.

Профилактические мероприятия целесообразно осуществлять в формате традиционных уроков (занятий), с использованием учебных пособий, плакатов или лекции, с демонстрацией мультимедийных материалов и обсуждением в классе, индивидуальным обучением или обучением в малых группах. При организации профилактических мероприятий необходимо учитывать психолого-возрастные и личностные особенности несовершеннолетних (интересы, потребности, ценностные ориентации и т. д.). Исходя из половозрастных особенностей, должны дифференцироваться и цели профилактических занятий. Профилактику правонарушений целесообразно проводить в индивидуально-групповой организационной форме. Способ достижения цели реализуется при помощи профилактических методов. Методы психолого-педагогической профилактики делинквентного поведения дифференцируются на группы:

- словесные методы - источником профилактического воздействия является устное или печатное слово (лекция, рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой);

- наглядные методы - источником профилактического воздействия являются наблюдаемые явления, предметы, наглядные пособия;

- практические - источником профилактического воздействия являются практические действия, выполняемые объектами профилактической работы (ролевые и деловые игры, групповая дискуссия, упражнения, тестирование и анкетирование, тренинги решения социально-педагогических задач на профилактическую тему и др.)

Рассказ и лекция представляют является монологической формой, которые реализуются от одного лица - сотрудника полиции по делам несовершеннолетних. Лекцию целесообразно применять для несовершеннолетних среднего и старшего школьного возраста.

Одним из основных методов, используемых при психолого-педагогической профилактике правонарушений, являются методы убеждения и упражнения. Убеждение, как метод основывается на разъяснении и доказательстве правильности или необходимости определенного правомерного поведения. В процессе убеждения субъект профилактики воздействует на сознание, чувства и волю несовершеннолетнего.

Метод упражнения связан многократным повторением несовершеннолетними социально-приемлемых действий с целью с формирования у них определенных просоциальных нравственных умений и привычек.

Кроме методов, в профилактическом процессе целесообразно широко приемы и средства профилактики. Наиболее часто в социально-профилактической практике применяются такие приёмы как переубеждение, предупреждение, стимулирования мышления, приём поиска эмоционально-значимого объекта.

Средства профилактики правонарушений представляют собой совокупностью материальных, эмоциональных и других условий, которые используются сотрудник полиции по делам несовершеннолетних в профилактических целях. В качестве психолого-педагогических средств профилактики правонарушений могут выступать:

- книги, нормативные документы правовой направленности (уголовный, административный кодексы, положения, приказы и др.);

- видеоматериалы на тему криминологической направленности;

- средства массовой информации криминологической направленности;

- ориентированные на профилактику правонарушений социальные плакаты, которые призваны вызывать у объекта профилактического воздействия эмоциональную реакцию по отношению к противоправному явлениям;

- сюжетные рисунки и фотографии криминологической направленности.

Книги и нормативные документы правовой направленности отражают

общегосударственные нормы регулирования отношений между субъектами права. Сотрудники полиции по делам несовершеннолетних, используют для этих целей тезисы из «Уголовного кодекса Российской федерации» [5], и «Кодекса Российской федерации об Административных правонарушениях» [6]. Применение указанных средств направленно на информирование граждан о противоправных деяниях, об условиях совершения правонарушений, а также о последствиях.

Видеоматериалы криминологической направленности направлены на информирование о сути противоправных деяний, о последствиях совершения противоправных поступков, и о деятельности органов власти по пресечению и раскрытию преступлений. Как правило, видеоматериалы берутся из средств массовой информации (интернет, телевидение, радио, периодическая печать и др.). Недостатком данного средства является его ограниченность в использования при профилактической работе с несовершеннолетними, в виду особенностей их социально-психологического развития (статьи в газетах и журналах, а также телепрограммы профилактической направленности детям не интересны). Однако видеосюжеты криминологической направленности, взятые из средств массовой информации, могут эффективно использоваться на профилактических занятиях.

Социальные плакаты, профилактической направленности, предназначены для правового просвещения подрастающего поколения, а также формирования негативного эмоционального отношения к противоправным действиям. Положительной особенностью социального плаката является:

- содержание плаката может быть дифференцировано, в зависимости от возраста несовершеннолетних;

- плакат может использоваться в индивидуально-групповой профилактической работе с различными возрастными категориями детей и подростков;

- плакат может выступать как средство массовой информации (может быть расположенный в фойе учебного заведения);

В целом, использование психолого-педагогического инструментария позволит сотрудникам полиции более эффективно осуществлять профилактические мероприятия с несовершеннолетними, что в конечном итоге создаст условия для снижения преступности в целом.

Литература

1. Чуносов М. А. Направления профилактики правонарушений в Республике Крым // по материалам Всерос. науч.-практ. конф. от 5 февр. 2016 г. «Развитие государственности и права в Республике Крым» - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2016. - С. 261-264

2. Бакаев А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. М. 2004. 218 с.

3. Зобенько Н. А. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в Российской федерации (1990-2005 г.): дис...канд. пед. наук. Ивано-Франковск, 2007, 184 с.

4. Федеральный закон «О полиции». М. 2014. 48 с.

5. Уголовный кодекс Российской федерации. М. 2014. 224 с.

6. Кодекс Российской федерации об административных правонарушениях. М. 2017. 608 с.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL MEANS AND METHODS OF PREVENTION

OF OFFENSES

Chunosov M.A.

Chunosov Mikhail Aleksandrovich — Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Special Disciplines of the Crimean branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Simferopol

Abstract. In the article, subjects of crime prevention are considered. The psychological toolkit of preventive activity of police officers on affairs of minors is shown. The methods and means of conducting preventive measures are specified.

Key words: offense, minors, psychological and pedagogical methods and means, police officers for juvenile affairs.

References

1. Chunosov M.A. Napravlenija profilaktiki pravonarushenij v Respublike Krym // po materialam Vseros. nauch.-prakt. konf. ot 5 fevr. 2016 g. «Razvitie gosudarstvennosti i prava v Respublike Krym» — Krasnodar: Krasnodarskij universitet MVD Rossii, 2016. — S. 261-264

2. Bakaev A.A. Sistema profilaktiki pravonarushenij nesovershennoletnih. M. 2004.

218 s.

3. Zoben'ko N.A. Profilaktika deviantnogo povedenija nesovershennoletnih v Rossijskoj federacii (1990-2005 g.): dis...kand. ped. nauk. Ivano-Frankovsk, 2007, 184 s.

4. Federal'nyj zakon «O policii». M. 2014. 48 s.

5. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj federacii. M. 2014. 224 s.

6. Kodeks Rossijskoj federacii ob administrativnyh pravonarushenijah. M. 2017. 608 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.