Научная статья на тему 'Психолого-педагогический аспект формирования у несовершеннолетних морально-ценностной устойчивости к идеологии экстремизма'

Психолого-педагогический аспект формирования у несовершеннолетних морально-ценностной устойчивости к идеологии экстремизма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
140
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
Область наук
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / МОРАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / EXTREMISM / DELINQUENT BEHAVIOR / MINORS / LEGAL EDUCATION / SOCIO-PSYCHOLOGICAL EDUCATION / MORAL-VALUE IMPROVEMENT / PSYCHO-PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чуносов Михаил Александрович

Рассмотрена проблема проявления экстремизма среди несовершеннолетних. Показаны направления профилактики экстремизма. Описаны целевая направленность правового и социально-психологического просвещения, а также морально-ценностного совершенствования в контексте профилактики экстремизма у несовершеннолетних. Показаны теоретические основания и модель психолого-педагогической технологии профилактики экстремизма у несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical aspect of the formation of moral value protection against the ideology of extremism among minors

The problem of manifestation of extremism among minors is considered. Areas for the prevention of extremism are shown. The target orientation of legal and social education, as well as moral development of minors, is described. The theoretical grounds and model of psychological and pedagogical technology for the prevention of extremism among minors.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогический аспект формирования у несовершеннолетних морально-ценностной устойчивости к идеологии экстремизма»

Психолого-педагогический аспект формирования у несовершеннолетних морально-ценностной устойчивости к идеологии экстремизма

Чуносов Михаил Александрович - доцент Краснодарского университета МВД России, Крымский филиал, кандидат психологических наук, г. Симферополь

Процессы, которые произошли в нашем обществе в течение последнего десятилетия, характеризуются обострением старых и возникновением новых общественных проблем, одной из которых является экстремизм. Это понятие известно человечеству на протяжении многих столетий

Под экстремизмом принято понимать приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике) [1]. В современном мире это понятие тесно связано с политическими процессами жизни общества и государства, поскольку сейчас, в эпоху активного развития информационных технологий, экстремистская деятельность различных групп и организаций оказывает всё большее влияние на настроение общества.

Разнообразие видов и форм экстремизма говорит о динамичности и многосторонности этого явления, эти стороны могут классифицироваться как экстремизм международный и внутригосударственный, как политический, национальный и религиозный [2].

Очевидно, что сохранение стабильной тенденции в росте количества несовершеннолетних, вовлечённых в экстремистскую деятельность, свидетельствует, с одной стороны — о сложной социальной ситуации, с другой — о недостаточной профилактической работе общественных и государственных учреждений.

Учитывая значительную опасность экстремизма, на протяжении всей новейшей истории России возникал вопрос об организации эффективного противодействия

экстремистской деятельности. Первостепенной задачей в рамках этой организации стало формирование нормативно-правовой и законодательной базы, позволяющей противостоять преступлениям экстремистской направленности, что обусловило принятие Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» [3].

Особую опасность представляет экстремизм среди несовершеннолетних. Его природа связана с социально-групповыми особенностями сознания. Криминализация обществом «экстремизма» как противоправного деяния (ст. 282 УК РФ), позволяет утверждать, что экстремистские проявления в среде несовершеннолетних можно отнести к актам делинквентного поведения [4].

Под делинквентным поведением мы понимаем такое поведение несовершеннолетних, при котором они совершают «противоправные поступки», которые имеют внешние признаки «правонарушений», но за которые они не могут нести юридическую ответственность в силу того, что у них не наступило состояние юридической «дееспособности». «Делинквентное поведение» состоит из «делинквентных поступков» (актов), и всегда конкретизировано [5]. То есть по внешним признакам поведение похоже на конкретные правонарушения, описанные

в законодательстве, а именно в «Уголовном кодексе РФ» и «Кодексе РФ об административных правонарушениях», с той лишь разницей, что эти поведенческие проявления осуществляются «недееспособными» в криминальном смысле лицами — несовершеннолетними.

В целом, можно констатировать, что изменения, которые произошли в мире в XXI веке, связанные с процессами глобализации, интеграции и информатизации общества, опосредованно усиливают распространение экстремистских идей в молодёжной среде, и ставят перед обществом задачи, направленные на поиск путей снижения процесса роста экстремизма и повышение эффективности его профилактики.

Профилактика является предметом исследования как юридической, так и психолого-педагогической науки. При этом за рубежом профилактические подходы дифференцируются вокруг двух общих категорий: исправительная (corrective) превенция и предупреждающая (preclusive) превенция. Исправительная превенция (corrective prevention) традиционно рассматривается как необходимая часть работы с несовершеннолетними делинквентами [6, с. 54-56].

Понятие «профилактика» в юридических науках исследовали Г. Аванесов, Э. Алау-

ханов, А. Бакаев, М. Ветров, А. Врач, И. Гельфанд, А. Долгова, А. Закалюка и многие другие специалисты.

В общенаучном плане «профилактика» является междисциплинарным термином и рассматривается в нескольких контекстах: «профилактика» как система мероприятий, направленных на предупреждение преступлений и преступности; «профилактика» как социальная практика, обеспечивающая преобразование общественных отношений; «профилактика» как психолого-педагогическая система мер перевоспитания и формирования личности.

В нашей работе профилактику мы будем рассматривать в психолого-педагогическом контексте как комплекс социально-организационных мероприятий, направленных на устранение, преобразование, нивелирование факторов, причин и условий появления экстремизма; систему психолого-педагогических мероприятий, направленных на усиление контролирующей функции сознания несовершеннолетних. Комплекс данного определения носит формирующий характер, что позволяет отнести её в русло психолого-педагогической науки [7].

Мы полагаем, что профилактика экстремизма среди несовершеннолетних должна осуществляться в таких направлениях: правовое просвещение; социально-пси-

хологическое просвещение; морально-ценностное просвещение.

Правовое просвещение направлено на формирование у несовершеннолетних системы представлений об экстремизме как негативном явлении в жизни общества; выработку навыков оценки общественных явлений и жизненных ситуаций с правовой точки зрения; формирование знаний об ответственности за экстремистские проявления и др.

Социально-психологическое просвещение направлено на формирование моделей социально-позитивного поведения; критического отношения к источникам экстремистской пропаганды (состояний внешней среды, средствам массовой информации и др.); умений реализовывать способы отказа от совершения экстремистских действий; умений предвосхищать последствия совершения экстремистских актов и др.

Морально-ценностное совершенствование направлено на формирование психологической установки об ответственности человека за свои поступки, нравственно-правовой устойчивости личности, условий, при которых несовершеннолетние смогли бы самостоятельно прийти к мысли, что закон не цель, а средство для нормального функционирования общества.

Реализацию мероприятий по профилактике экстремизма среди несовершеннолетних целесообразно осуществлять при помощи психолого-педагогических технологий (Технология — наука о мастерстве — «techno» — мастерство, «logos» — наука), которые позволят наиболее эффективно решать профилактические цели.

Ранее в своих работах мы отмечали, что психолого-педагогическая профилактика экстремизма у несовершеннолетних основывается на положениях бихевиористической теории, психологической теории деятельности и теории функциональных систем, в соответствии с которыми личностный рост несовершеннолетних рассматривается как главная цель и основывается на системном, интеграционном, личност-но-деятельностном и технологическом методологических подходах. Составляющие психолого-педагогической профилактики экстремизма у несовершеннолетних включают цели, задачи, содержательный ресурс, технологическое обеспечение и организационные формы, которые дают возможность сформировать у несовершеннолетних способность противостоять криминогенному влиянию внешней и внутренней среды через усиление контролирующей функции сознания [8].

В целом, технологии психолого-педагогической профилактики экстремизма должны

быть ориентированы на формирование у несовершеннолетних:

- субъективного представления об экстремизме как о противоправном явлении;

- представлений о неотвратимости наказания за экстремистские проявления;

- способностей предвосхищать появление экстремистских намерений;

- негативного эмоционального отношения к экстремизму как социальному явлению;

- общеморальных и этических установок по отношению к себе и другим людям.

На основании вышеизложенного нами были сделаны модельные построения и разработана алгоритмическая модель технологии психолого-педагогической профилактики экстремизма среди несовершеннолетних. Структурно технология содержит пять основных этапов.

Первый этап — правовое просвещение, которое включает ознакомление с понятием «экстремизм». Цель данного этапа - научить несовершеннолетних распознавать экстремистские проявления, уметь их классифицировать.

Второй этап — актуализация эмоционально значимых референтных лиц (родители, родственники,друзья, подруги и др.) и социально-значимых явлений.

Третий этап — формирование негативного эмоционального отношения к экстремиз-

му как явлению. Это позволит сформировать у несовершеннолетнего внутреннюю негативную установку к экстремизму (через ассоциативные представления о негативных последствиях экстремизма — если бы они были осуществлены по отношению к эмоционально значимым лицам).

Четвёртый этап — информирование об особенностях наказания за экстремизм и о последствиях, которые ожидают несовершеннолетнего на социальном, эмоциональном и физиологическом уровнях.

Пятый этап — формирование умения предвидеть последствия совершения экстремистских действий в логике: «узнаю правонарушение» — «вспоминаю последствия» — «рассчитываю потери» (социальные, эмоциональные, физиологические) — «делаю выводы» — «принимаю решение».

В целом, профилактика экстремизма среди несовершеннолетних представляет собой комплекс социально-организационных мероприятий, направленных на устранение, преобразование, нивелирование факторов, причин и условий появления экстремистских проявлений у несовершеннолетних посредством правового и социально-психологического информирования, и морально-ценностное совершенствование психолого-педагогическими методами.

Литература:

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М. - 1993.

2. Мартыненко К.Б. Политический терроризм: понятие, признаки, классификация. Северо-Кавказский юридический вестник. - 1999. - № 7. -С. 66-67.

3. О противодействии экстремистской деятельности: федеральный закон от 25.07.02 г. № 114-ФЗ // Российская газета. - 2002. - 30 июля.

4. Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации / [С.А. Бо-женок, Ю.В. Грачева, Л.Д. Ермаков и др.]/ ред. А.И. Рарог. - М.: Проспект, 2014. -960 с.

5. Чуносов М.А. Теоретический анализ категории «делинквентное поведение» // Вестник академии знаний. 2013 №4. С. 154-159.

6. Саламатина И.И. Ресоциализация делинквентных групп несовершеннолетних (на материале США и Англии): автореф. на соискание научн. степени док. пед. наук: спец. 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» / И.И. Саламатина - Москва, 2007. - 57 с.

7. Чуносов М.О. Теоретичне обгрун-тування категорп «сощально-педаго-пчна профшактика делшквентно! по-ведшки неповнол^шх» // Проблеми сучасно! педагопчно! свiти. Сер: пе-дагогша i психолопя. 2013 №41. Ч. 3. С. 151-157.

8. Чуносов М.А., Таранин М.А. Концептуальные основы профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних // Альманах современной науки и образования «Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики». 2015. №12. С. 196-199.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.