Научная статья на тему 'Психолого-педагогические подходы к решению проблемы противопожарной профилактики в образовательных учреждениях'

Психолого-педагогические подходы к решению проблемы противопожарной профилактики в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
111
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Пожарная безопасность. Обучение пожарной безопасности. Возрастные группы / Fire safety. Fire safety training. Age groups of schoolchildren

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Т. В. Зязина, В. А. Горюнов, М. А. Аванесян

Потребность обучения школьников правилам пожарной безопасности подтверждается статистиков пожаров из-за шалости детей с огнем. Приводится психологически-педагогические особенности обучения основам пожарной безопасности школьников различных возрастных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Т. В. Зязина, В. А. Горюнов, М. А. Аванесян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL APPROACHES TO SOLVING THE PROBLEM OF FIRE PREVENTION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The need to teach students the rules of fire safety is confirmed by the statistics of fires because of the prank of children with fire. Psychological and pedagogical features of teaching the basics of fire safety of schoolchildren of different age groups are given.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические подходы к решению проблемы противопожарной профилактики в образовательных учреждениях»

Основные направления современной психотерапии: сб. статей. - Москва, Когито-центр, 2000. - С. 42-54

5. The Efficacy of Cognitive Behavioral Therapy: A Review of Meta-analyses. / S. Hofmann et al. Онлайн-публикация в журнале Cognitive Therapy and Research от 31.07.2012 [Электронный ресурс]. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3584580/

6. Практическое руководство по схема-терапии. Методы работы с дисфункциональными режимами при личностных расстройствах / А. Арнтц, Г. Якоб. Отдельное изд. - 2016.

7. Применение интегративной телесно-ориентированной психотерапии при затяжных депрессивных и тревожных расстройствах / Онлайн-публикация в журнале «Современная терапия психических расстройств» [Электронный ресурс]. URL.: http://psypharma.ru/ru/primenenie-integrativnoy-telesno-orientirovannoy-psihoterapii-pri-zatyazhnyh-depressivnyh-i#

УДК 614.8, 37.01

Т.В. Зязина, В.А. Горюнов, М.А. Аванесян

Воронежский государственный педагогический университет

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Потребность обучения школьников правилам пожарной безопасности подтверждается статистиков пожаров из-за шалости детей с огнем. Приводится психологически-педагогические особенности обучения основам пожарной безопасности школьников различных возрастных групп.

Ключевые слова: Пожарная безопасность. Обучение пожарной безопасности. Возрастные группы.

T. V. Zyazin, V.A. Goryunov, M.A. Avanesyan

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL APPROACHES TO SOLVING THE PROBLEM OF FIRE PREVENTION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The need to teach students the rules of fire safety is confirmed by the statistics of fires because of the prank of children with fire. Psychological and pedagogical features of teaching the basics of fire safety of schoolchildren of different age groups are given.

Keyword: Fire safety. Fire safety training. Age groups of schoolchildren.

В настоящее время наблюдается положительная динамика основных показателей обстановки с пожарами, количество пожаров снизилось с 2013 по 2017 годы более чем на 10%. Однако проблема профилактики пожаров остается актуальной и имеющий большой социально-экономический эффект.

Так, по данным ВНИИПО МЧС только в 2017 году в пожарах погибло 7824 человека, и был нанесен прямой материальный ущерб в размере 14,2 млрд. руб. За 2017 год на пожарах погибло 245 детей дошкольного возраста, 110 детей школьного возраста и 14 учащихся средних и высших профессиональных образовательных учреждений.

Таблица 1

Количество пожаров за 2013-2017 гг., возникшие по причине шалости детей с огнем

Год Объект пожара

Производ- Здания Здания Сельско- Жилой

ственные торговых общественного хозяйственные сектор

здания предприятий назначения объекты

и склады

2013 43 16 34 16 1797

2014 33 6 24 17 1797

2015 21 16 24 19 1575

2016 44 14 27 11 1388

2017 54 12 28 12 1211

Как показывает статистика, значительное количество пожаров в жилом секторе связано с неосторожным обращением детей с огнем.

Формирование у детей и подростков основ пожарной безопасности невозможно без средств педагогики. Необходимость усиления функций социального воспитания в работе общеобразовательных учреждений отмечается в ряде нормативно-правовых и научно-методических документах, таких как ФЗ РФ «О пожарной безопасности», ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» и многим другим.

В школьном возрасте принято выделять три периода: младший, средний и старший школьный возраст. Каждый возрастной период отличается своими физическими и психическими особенностями, социальным статусом в школе и в жизни, а, следовательно, и играми, представляющими собой пожарную или иную опасность.

Младший школьный возраст (7-10 лет) - ребенок не умеет еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Все внимание направляется на отдельные, бросающиеся в глаза предметы или их признаки. В этом возрасте мотивами поджогов могут стать игра со спичками и любопытство, во многом связанное с отсутствием защитной психологической реакции на пожарную опасность.

У младших школьников необходимо формировать осознанное пожаробезопасное поведение, а целесообразно научить детей в пожароопасной ситуации не прятаться или предпринимать действия по ликвидации огня, а очень быстро выбрать оптимальный безопасный путь самоспасания и спасания других людей.

Средний школьный возраст (11-15 лет) - одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Подросток требует признания своей самостоятельности, своего равенства, хотя для этого отсутствуют реальные условия, и физические, и интеллектуальные и социальные. В этом возрасте возможны умышленные поджоги, неверно принимаемые за проявления героизма и самостоятельности.

Большое внимание следует уделять опасности возникновения пожаров, их тушения неподготовленными людьми, разъяснению, к каким последствиям это может привести. Особое внимание необходимо уделять организации свободного времени подростков (организация клубов, секций, кружков), поскольку свободно-стихийное форма общения школьников часто связана с отрицательно направленными развлечениями.

Старший школьный возраст (16-18 лет) - предполагает не только физическое созревание, но также приобщение к культуре, овладение определенной системой знаний, норм и навыков, благодаря которым индивид может трудиться, выполнять общественные функции и нести социальную ответственность.

При обучении правилам пожарной безопасности целесообразно использовать имеющиеся данные по происшедшим пожарам, материалы периодической печати, радио, телевидение, проводить встречи со специалистами пожарного дела.

В этом возрасте школьников рекомендуется привлекать к массово-разъяснительной

работе по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем, пожарно-профилактической работе и оказанию помощи при тушении пожаров в школах, путем создания дружин юных пожарных.

При проведении занятий по пожарной безопасности следует учитывать происшествия, имевшие место в школе или на территории населенного пункта района (района города): характерные нарушения требований пожарной безопасности, разжигание костров в запрещенных местах в пожароопасный период, происшедшие пожары и т.д.

Необходимо вести противопожарную разъяснительную работу среди школьников в неразрывной связи с общим учебно-воспитательным процессом, и во время уроков, и во время внеклассных и внешкольных мероприятий. Прочные навыки соблюдения требований пожарной безопасности формируются у человека лишь в ходе длительной и систематической разъяснительной работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пожары и пожарная безопасность в 2017 году: Статистический сборник. Под общей редакцией Д.М. Гордиенко. - М.: ВНИИПО, 2018, - 125 с.

2. Педагогам и родителям о пожарной безопасности: Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. - М: ВНИИПО, 2005. - 148 с.

3. Пожарная безопасность: учебно-методический комплекс (для педагогических вузов); Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ.- Томск:издательство ТГПУ,2008.-151 с.

УДК 502.5

Т.В. Зязина, В.А. Горюнов, А.А. Зайцева

Воронежский государственный педагогический университет

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВНУТРИДВОРОВЫХ ДЕТСКИХ РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗОН В НОВОСТРОЙКАХ Г. ВОРОНЕЖА

Рассматриваются проблемы экологического состояния детских рекреационных внутридворовых площадок в новостройках г. Воронежа. В работе представлены результаты сравнительных исследований загрязнения детских рекреационных площадок, находящихся в различных условиях по отношению к загрязнению автотранспортом.

Ключевые слова: окружающая природная среда. Экологические загрязнения. Загрязнение воздуха. Локальные загрязнения.

T. V. Zyazin, V.A. Goryunov, A.A. Zaitsev

PROBLEMS OF ECOLOGICAL SAFETY OF CHILDREN'S RECREATIONAL AREAS IN NEW BUILDINGS OF VORONEZH

The problems of ecological state of children's recreational indoor playgrounds in new buildings of Voronezh are considered. The paper presents the results of comparative studies of pollution of children's recreational areas in different conditions in relation to pollution by road. Keyword: natural environment. Ecological pollution. Air pollution. Local pollution.

В настоящее время в России и в том числе г. Воронеже интенсивно осуществляется жилищное строительство. Современные жилые дома объединяются в крупные жилищные комплексы, которые включают помимо собственно жилых зданий, различные элементы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.