УДК 004.588
Н.Е. Егорова, Е.В. Дружинина
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Одной из основных причин возникновения пожаров является неосторожное обращение с огнем, при этом некоторая доля таких пожаров связана с детскими шалостями. Грамотное и систематическое обучение детей правилам пожарной безопасности позволит снизить эту печальную статистику.
Ключевые слова: обучение детей, пожарная безопасность, интерактивное приложение.
N.E. Egorova, Е. V. Druzhinina
TEACHING PRESCHOOLERS FIRE SAFETY RULES
One of the main causes of fires is careless handling of fire, with some of these fires associated with children's pranks. Competent and systematic training of children in fire safety rules will reduce this sad statistics.
Keywords: training of children, fire safety, interactive application.
В современном обществе созданы и широко используются различные технологии защиты населения при чрезвычайных ситуациях. Но при этом риск возникновения опасности и возможность поражения больших групп населения либо отдельных граждан остаются высокими. Такое положение характерно не только в крупных городах, но и в отсутствии техногенных объектов.
В последние годы в нашей стране смертельные случаи в результате чрезвычайных ситуаций и несчастных случаев занимают третье место среди причин смерти, а среди граждан моложе 3 5 лет преобладают [ 1 ]. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий приводит следующие статистические данные за 2017 год:
Число чрезвычайных ситуаций 257
Число погибших 556
Число пострадавших 36402
Общее количество пожаров 132406
Число погибших при пожарах, чел. 7782
Число травмированных при пожарах, чел. 9305
Если чрезвычайные ситуации возникают, как правило, из-за техногенных причин, либо природных катаклизмов, то причиной возникновения пожаров очень часто выступает человеческий фактор. Пожары возникают как от умышленного поджога (в 2017 году это число составляет 14046), так и от неосторожного обращения с огнём (в 2017 году - 37876). К сожалению данную статистику пополняют пожары, возникшие из-за неосторожного обращения с огнём детьми, например, число таких пожаров в 2017 году составило 1825.
Дети составляют одну из самых незащищённых категорий граждан. Дошкольники и младшие школьники, уже пытаются проявлять свою самостоятельность и независимость от взрослых, но у них полностью отсутствует жизненный опыт. В случае возникновения
опасности для их жизни дошкольники не могут оценить ситуацию и принять правильное решение. Поэтому задача обучения дошкольников поведению в чрезвычайных ситуациях остается актуальной.
Была поставлена цель разработать мультимедийное приложение, направленное на обучение детей нормам обращения с огнём и огнеопасными предметами, а также основным правилам поведения при пожарах. Приложение должно быть интерактивным и иметь вид, способный привлечь внимание ребёнка.
В качестве основной платформы при разработке интерактивного приложения была выбрана среда Macromedia Flash, в которой главным инструментом по разработке программ служит объектно-ориентированный язык ActionScript.
При разработке стиля программы основными цветами были выбраны: светлый глубокий жёлтый, глиняный коричневый и бриллиантовый оранжево-жёлтый (см. рис. 1). Выбранные оттенки относятся к тёплым цветам и призваны создать дружественную атмосферу, которая способствовала лучшему восприятию информации [3].
Рис. 1. Титульное окно интерактивного приложения
У дошкольников и младших школьников высоко развита наглядно-образная память, а смысловая стоит на втором месте. Дети лучше запоминают цвета, конкретные предметы, лица, факты, события, но не всегда могут установить причинно-следственные факторы. При разработке мультимедийного приложения исключительная роль отводилась анимации. Чтобы имитировать чрезвычайную ситуацию или продемонстрировать движение различных объектов, использовались анимационные возможности среды Macromedia Flash. Использование анимации позволило визуально представить скучную текстовую информацию. Динамичность происходящего на экране позволяет ребёнку понять процессы или их взаимосвязи.
В разработанном приложении ребёнку не просто сухо объясняется, что можно, а чего нельзя, ему предоставляется самостоятельно найти ошибки в поведении главных героев, самому побывать в роли пожарного и потушить пылающий огонь (см. рис. 2).
t
1
f
?
Й2
/1ис. 2. Фрагмент интерактивного приложения
В результате выполненной работы была разработана интерактивная обучающая система. На основе инструктажа по технике безопасности и анализа существующих компьютерных игр был разработан пользовательский интерфейс и соответствующие программные составляющие. Следующим шагом было проведено тестирование, выявлены и устранены недостатки, допущенные при создании проекта. Поскольку данный проект имеет расширение SWF, то установки дополнительного программного обеспечения не требуется.
Консультации с воспитателями детского сада способствовали лучшему пониманию целей и задач создаваемого приложения, разработке оптимальных способов подачи материала, а также исправлению недочетов и реализации новых идей. В ходе работы был представлен готовый к использованию проект. Дальнейшее сотрудничество с воспитателями дошкольных учреждений и учителями начальных классов позволит в будущем усовершенствовать и расширить разработанный программный продукт, добавив в него новые возможности.
1. Анализ причин смертности населения России / М.И. Давыдов и др. // Вестник Российской АМН. 2007. - № 7. - С. 17-27.
2. Статистика пожаров РФ 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wiki-fire.org.
3. Егорова Н.Е., Солодун С.А. Об алгоритме разработки обучающей системы / Актуальные вопросы естествознания: сб. материалов ТТ Межвузовской научно-практической конференции (12 апреля 2017) С. 176- 179.
УДК 355.232.6(063)
Р.Г. Ежов, Н.М. Панькин
ВУНЦ ВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г.Воронеж)
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ Н НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
В статье представлены основные задачи и направления экологического воспитания и образования военнослужащих и лиц гражданского персонала
Ключевые слова: Экологическое образование, экологическая безопасность,
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ