Рис. 4. АСВ-2 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грачев В.А., Поповский Д.В. Газодымозащитная служба: Учебник. -М. ПожКнига, 2004.-384 с.
2. Грачев В.А., Собуръ С.В., Коршунов И.В., Маликов И.А. Средства индивидуальной защиты органов дыхания пожарных (СИЗОД): Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - М. ПожКнига, 2012. - 190 с.
3. Юбилейный сборник трудов Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны. - М.: ВНИИПО МВД России, 1997. - 539 с.
4. http://fire-tmck.m/entsiklopediya/istoriya.html.
УДК: 002.6:37.016 Н.Е. Егорова
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АЛГОРИТМИЗАЦИИ
Для повышения эффективности учебных занятий по формированию навыка алгоритмизации разработано специальное интерактивное приложение. Приложение позволяет самостоятельно разрабатывать алгоритмы профессионально ориентированных задач пожарной безопасности.
Ключевые слова: алгоритмизация, блок-схема, информатика, учебный процесс
N.E. Egorova
THE USE OF INTERACTIVE APPROACH IN LEARNING ALGORITHMS
An interactive application has been developed. This application is designed for testing and formation of algorithmization skills. The application allows you to independently develop algorithms professionally oriented tasks of fire safety.
Keywords: algorithmic, block diagram, informatics, the learning process
Тема «Алгоритмизация и программирование» является центральной темой курса информатике и при этом самой трудной. Количество часов, отводимое для успешного освоения данного нелегкого учебного материала, явно недостаточно.
Одним из способов повышения качества подачи материала является использование обучающих программных приложений. Использование их на практических занятиях и в часы самостоятельной подготовки позволит существенно сократить время изучения и закрепления нового материала, а тем самым ускорить процесс обучения.
При изучении темы «Алгоритмизация и программирование» наибольшее внимание следует уделить именно основным принципам алгоритмизации и разработке самих алгоритмов, в этом случае обучающемуся в будущем будет легче перейти с одного языка программирования на другой [1].
Для реализации выше поставленных целей было разработано интерактивное приложение, которое позволяет:
- обучающемуся самостоятельно анализировать и разрабатывать структуры алгоритмов для задач различной сложности;
- преподавателю проводить проверку знаний и умений по теме «Алгоритмизация».
Интерактивное приложение было разработано в среде Macromedia Flash 8.0 и
скомпилировано в виде исполняемого .swf файла.
Первоочередной задачей при разработке данного приложения была возможность организации автоматической проверки умений и навыков обучающихся по составлению блок-схем различных структур (линейная, ветвящаяся, циклическая и смешанная). Во время практического занятия преподаватель ограничен временными рамками, а потому не имеет возможности проверить правильность составления алгоритмов большого числа разнообразных по сложности задач у всех присутствующих на занятии. Применение интерактивного проверочного модуля позволяет сократить время на проведение проверочной работы по предыдущим темам.
На рабочем экране приложения отображается условие поставленной задачи, пустой каркас готовой блок-схемы и набор текстовых наполнителей, среди которых есть неправильные, но весьма правдоподобные варианты (рис. 1).
v v V v v v v v v v v v v v v v v v v v v v v ^
Цва пожарных автомобчля спешат на пожар: один находится на расстоянии /./ км от места пожара и движется со скоростью V; км/ч, другой находится расстоянии ¿.1км и передвигается со скоростью VI км/ч. Определить через сколько мину! н^ пожар прибудет первый автомобшг-
!')л(у cxc.it, г.сдаст^ :>щи:...:
вывод Ь I вывод шг VI > Уг
ввод V/, Уг
ввод Lt,Li\ ti;
вывод t2
вывод mi
»ВОД tl,t2
Рис. 1. Рабочий экран интерактивного приложения
Интерактивное приложение содержит несколько десятков различных задач, которые выдаются обучающемуся случайным образом.
Задачи сгруппированы по видам алгоритмов (линейный, ветвящийся, циклический, смешанный). Рекомендуется начинать работу в приложении с задач линейной структуры, как самых простых.
Обучающийся должен путем обычного перетаскивания заполнить пустую блок-схему недостающими элементами. Кнопка «Проверить» запускает программу проверки правильности заполнения блоков алгоритма и, если имеются ошибочные блоки, выводится
соответствующее сообщение «В блок-схеме есть ошибки. Исправляй!» (рис. 2).
|Д А А А А А А А А А А А А А А
Дна пожарных автомобиля спешат на пожар олнн нахолни'й на расстоянии 1.1 км от места пожара н лвнжсгся со скоростью У/ км ч. другой находится на расстоянии /..• *м и перелетается со скороомо Уг км/ч Определить черс! сколько минут на пожар прибудет першим автомобиль
.и"........... "
ВЫ ВОЛ 1|
\AAAAAAA/
О'ача.иГ) *
/виол 1.|.\|.1.:Л:^"
_к_
И fi.wK-cxe.Mi' ест ь ошибки. Нспртияй!
ввод Li.Lt
V.
ВЫВО.1 1111
ВВОД ll.tr
60
нывол I:
вмвщ Ш)
_I
пи > ш:
Сюмд
ш
Рис. 2. Решение задачи ветвящейся структуры
Количество неверно заполненных блоков сохраняется в специальную переменную, значение которой будет увеличиваться и при следующих проверках, содержащих ошибки. Только, когда блок-схема будет заполнена полностью правильно, выводится итоговое окно, в котором отображается общее число ошибок и итоговая оценка.
Правильному решению поставленной задачи также способствует то, что неверно заполненные блоки подсвечиваются синим цветом. Блоки, которые заполнены правильно, цвет не изменяют.
Поскольку необдуманное заполнение элементов блок-схемы влечет за собой немалое количество ошибок, а значит неудовлетворительную отметку, обучающемуся невыгодно искать правильные наполнители методов простого перебора, а потому ему придется изучить основные принципы алгоритмизации [2].
Важную роль в методике обучения программированию следует отводить самостоятельной работе обучающихся, поскольку только самостоятельная разработка алгоритмов должным образом способствует развитию алгоритмического мышления и закреплению необходимых навыков.
Интерактивное приложение получило положительные отзывы обучающихся, а его использование на занятиях по информатике и информационным технологиям по сравнению с традиционными методами преподавания показало высокую эффективность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Егорова Н.Е., Арбузова А.А. Разработка электронного учебного пособия «Визуальное представление алгоритмов» / сборник материалов XI Международной научно-практической конференции «Пожарная и аварийная безопасность», посвященной году пожарной охраны - Иваново : ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2016. С. 501 - 503.
2. Егорова Н.Е., Солодун С.А. Об алгоритме разработки обучающей системы / Актуальные вопросы естествознания: сб. материалов II Межвузовской научно-практической конференции (12 апреля 2017) С. 176 - 179.