Научная статья на тему 'Использование интерактивной доски SmartBoard на уроках информатики и ИКТ'

Использование интерактивной доски SmartBoard на уроках информатики и ИКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
896
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусинская М. А.

В данной статье рассматриваются методы и приемы использования интерактивной доски SmartBoard на уроках информатики и ИКТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мусинская М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивной доски SmartBoard на уроках информатики и ИКТ»

М. А. Мусинская

Гимназия № 4 им. А. С. Пушкина, г. Йошкар-Ола

Использование интерактивной доски SmartBoard на УРОКАХ информатики и ИКТ

В данной статье рассматриваются методы и приемы использования интерактивной доски Smart-Board на уроках информатики и ИКТ.

В настоящее время интерактивная доска (ИД) — одно из наиболее эффективных ТСО. Рассмотрим некоторые приемы и методы использования ИД на уроках информатики и ИКТ.

Объяснение принципов работы с приложениями путем выполнения действий непосредственно на доске. Помимо наглядности, выполнения тех или иных операций есть, на мой взгляд, великолепная возможность продемонстрировать внешний вид той или иной кнопки, диалогового окна и т. п. В программном обеспечении для этих целей используется на ИД SmartBoard инструмент «Лупа», который увеличивает часть экрана.

Демонстрация с помощью презентаций PowerPoint, видеофильмов, программы SmartNotebook и др. Такой вид работы может быть применен на всех этапах урока: начиная с проверки домашнего задания и заканчивая проведением проверочных работ. Большую помощь учителю в этом случае оказывает инструмент «Затенение экрана». Им можно закрыть как весь экран, так и его часть. Например, при проведении проверочной работы на знание определений и терминов, решение задач и т. д., когда, с одной стороны, записаны вопросы, а с другой — ответы, закрытые шторкой. Затем можно выполнить самопроверку.

Online-демонстрация, то есть работа с web-страницами, электронной почтой, ресурсами Интернета, online-тестами и т. д.

Выделение записей непосредственно во время демонстрации презентации, видеофильма и т. д. ИД SmartBoard позволяет выполнять записи, подчеркивать, выделять, чертить линии и стрелки поверх любого демонстрационного материала. Например, в презентации PowerPoint можно создавать специальные пустые белые слайды для решения задач, причем стирать написанное не надо, так как при переходе к другому слайду все исчезнет автоматически (при необходимости записи можно и сохранить).

Ввод данных в формы. В программном комплексе ИД есть виртуальная клавиатура, которая доступна в любой момент. Многие учителя используют мультимедийные диски по предмету, ЦОР, электронные ресурсы ОМС, где для проверки знаний учащихся используются поля для ввода данных. Для уроков информатики тоже есть подобные материалы, кроме того учителю информатики не составляет труда создать презентацию с полями для ввода данных, которые, например, будут сразу проверять правильность решения задачи. Такой прием можно использовать при решении заданий ЕГЭ по информатике, когда от ученика требуется дать ответ в строго определенной форме.

Рассмотрим также возможности приложения SmartNotebook. Начнем с того, что лист, на котором выполняются записи, можно растягивать вниз почти неограниченно. Такая функция дает возможность записывать большие программы при изучении темы «Алгоритмизация и программирование», решать объемные задачи.

Программа позволяет перемещать любые размещенные в ней объекты: текст, изображения, объекты мультимедиа и т. д. Благодаря такой функции становятся возможными следующие приемы работы:

• создание схем средствами инструментов рисования или изображений встроенной коллекции (блок-схемы, топология сетей, логические элементы, строение компьютера, графы и т. д.). Учитель может заранее подготовить необходимый материал (в этом случае ученик будет только перемещать объекты), а может дать задание на самостоятельное построение схемы, или ученик будет размещать текст в уже готовой схеме;

• прием «Поставь в соответствие». Может быть использован при изучении составных частей компьютера. В верхней части страницы размещены устройства ПК, в нижней даны названия этих устройств. Задание — расположить название под изображением устройства;

• прием «Классификация». Также в качестве примера возьмем тему «Устройство компьютера». Страница разделена на две части: внешние устройства и внутренние устройства. В нижней части страницы находятся названия устройств. Задание — расположить названия по заданному признаку;

• прием «Размести в таблице». Дана пустая таблица, например, «Элементы блок-схемы». Необходимо ее заполнить, поместив наименования, графическое обозначение, описания частей.

Преимущества размещения перед вписыванием: экономия времени, выполнение большего числа заданий, всем понятный и хорошо видный печатный текст.

Тем не менее, есть задания, в которых оптимальным решением является вписывание: заполнение пропусков, решение кроссвордов, исправление ошибок в программах и т. п.

В программу встроена функция распознавания рукописного текста, поэтому то, что не очень аккуратно написал ученик, можно преобразовать в напечатанный текст.

В коллекции программы есть такой фон, как лист в клетку, что немаловажно при решении некоторых задач по информатике.

Кроме этого ИД — прекрасный инструмент как для индивидуальной (проверочные задания), так и совместной работы (защита проектов, прием «мозговой штурм» и т. п.) учащихся.

Итак, ИД предоставляет широкие возможности для применения как классических, так и инновационных методов и приемов обучения на уроках информатики и ИКТ.

Список использованных источников

Степаненко О. В. Интерактивная доска: приемы использования на уроках информатики в начальной школе // БИНОМ. Лаборатория знаний 2010-2012: интернет-газета. — 2012.— № 1. — Февраль. — ИЯЬ: http://www.gazeta.lbz.ru

Г. В. Прозорова

Тюменский нефтегазовый университет, г. Тюмень Опыт проектирования специализированных компетенций

БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ

направления «Информационные системы и технологии»

В статье описан опыт проектирования целей подготовки выпускников направления «Информационные системы и технологии» к деятельности в геологии и нефтегазодобыче как области их специализации. Цели определены в формате профессиональных компетенций, дифференцированных по уровням квалификации бакалавров и магистров.

Необходимость эффективного использования существующих и разработки новых прикладных информационных технологий требует от ИТ-инженера компетентности в области их применения. Условия ее формирования в процессе обучения определяются в вариативной части основной образовательной программы подготовки выпускника, разрабатываемой вузами самостоятельно на основе Государственных образовательных стандартов 3-го поколения (ФГОС). В соответствии с ними, цели подготовки в конкретной предметной области (далее — области специализации) должны быть заданы как профессиональные компетенции и дифференцированы по уровням квалификации бакалавров и магистров.

В исследованиях проблем подготовки ИТ-специалистов имеются отдельные решения задачи их специализации:

а) проектирование содержания учебных программ на основе требований работодателя [1];

б) использование в процессе обучения общепрофессиональным дисциплинам профессионально ориентированных задач и ситуаций [2];

в) использование автоматизированных систем обработки информации при решении задач предметной области [3].

Все эти исследования были выполнены до принятия ФГОС.

Согласно компетентностному подходу в образовании, проектирование целей обучения выпускника вуза как его профессиональных компетенций выполняется на основе анализа деятельности действующего специалиста [4]. Поэтому специализированные компетенции выпускника должны быть определены на основе анализа деятельности инженера этого же направления в конкретной области специализации.

Нами спроектированы цели специализированной подготовки выпускников направления подготовки 230400 «Информационные системы и технологии» (ИСТ) со специализацией «Геология и нефтегазодобыча». Процесс проектирования осуществлен в четыре этапа.

На первом этапе компетенции выпускника направления ИСТ, прописанные в ФГОС [5; 6], разделены на инвариантные и вариативные относительно специализации. Формулировка вариативных в стандарте содержит ссылку на конкретную область деятельности. Эти компетенции относятся к производственно-технологической деятельности бакалавра ИСТ («способность использовать технологии разработки объектов профессиональной деятельности в областях...» [5]) и научно-исследовательской деятельности магистра («умение проводить разработку и исследование теоретических и экспериментальных моделей объектов профессиональной деятельности в областях.» [6]). Остальные виды деятельности являются инвариантными относительно специализации.

На втором этапе в результате опроса специалистов отрасли определены виды деятельности инженера ИСТ в геологии и нефтедобыче, имеющие специфику отраслей [7]:

• создание баз пространственно-координированных (геологических, геофизических, геолого-промысловых и т. д.) данных;

• обработка геолого-геофизических данных;

• построение цифровых моделей нефтяных и нефтегазовых месторождений (геологической, фильтрационной, постоянно-действующей и т. д.);

• создание и использование цифровых карт и геоинформационных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.