Научная статья на тему 'Психолого-педагогические особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными'

Психолого-педагогические особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
740
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ / AGE PECULIARITIES / JUVENILE CONVICTS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL INFLUENCE / EDUCATIONAL WORK WITH JUVENILE CONVICTS / EDUCATIONAL COLONIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гусева Екатерина Васильевна

В статье рассмотрены возрастные особенности несовершеннолетних осужденных, наиболее важные изменения в их психическом и физическом развитии, актуальные проблемы во взаимоотношениях с родственниками, сверстниками и специалистами воспитательных колоний. Раскрыты некоторые мотивы противоправных деяний, совершаемых подростками. Описываются психолого-педагогические особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, приводящие к тем или иным изменениям в личностной сфере. Рассматриваются условия для наибольшего положительного эффекта от воспитательной работы в воспитательных колониях. Отмечается, что воспитательная работа должна основываться на потенциале личности несовершеннолетнего осужденного, на информации о реальности и желательности планируемых воздействий, подросток должен воспринимать воспитателя как уважаемого и значимого человека. Воспитатель должен проявлять гибкость, демократичность, обязательным условием воспитательной деятельности является установление позитивного психологического контакта с подростками. В заключение статьи подчеркивается необходимость постоянного конструктивного сотрудничества воспитателей с психологами и педагогами, поскольку только совместные усилия, единые требования и педагогическая компетентность помогут исправить негативные свойства личности и развить необходимые качества для социальной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гусева Екатерина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF EDUCATIONAL WORK WITH JUVENILE CONVICTS

The article considers the age peculiarities of juvenile convicts, the most important changes in their mental and physical development, actual problems in relations with relatives, peers and specialists of educational colonies. Revealed some of the motives for the unlawful acts committed by teenagers. The article describes the psychological and pedagogical features of educational work with young convicts, leading to certain changes in the personal sphere. The conditions for the greatest positive effect of educational work in educational colonies are considered. Educational work should be based on the potential of the personality of the juvenile convict, on information about the reality and desirability of the planned impacts, the teenager should perceive the educator as a respected and significant person. The educator should be flexible, democratic, a prerequisite for educational activities is the establishment of positive psychological contact with adolescents. In conclusion, the article emphasizes the need for constant constructive cooperation of educators with psychologists and teachers, since only joint efforts, common requirements and pedagogical competence will help to correct the negative properties of the individual and develop the necessary qualities for social adaptation.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378

Гусева Екатерина Васильевна

кандидат психологических наук,

старший преподаватель кафедры пенитенциарной

психологии и педагогики,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]

Ekaterina V. Guseva

Candidate of Psychology,

Senior Lecturer of the Department of penitentiary psychology and pedagogy,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ

Аннотация. В статье рассмотрены возрастные особенности несовершеннолетних осужденных, наиболее важные изменения в их психическом и физическом развитии, актуальные проблемы во взаимоотношениях с родственниками, сверстниками и специалистами воспитательных колоний. Раскрыты некоторые мотивы противоправных деяний, совершаемых подростками.

Описываются психолого-педагогические особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, приводящие к тем или иным изменениям в личностной сфере. Рассматриваются условия для наибольшего положительного эффекта от воспитательной работы в воспитательных колониях.

Отмечается, что воспитательная работа должна основываться на потенциале личности несовершеннолетнего осужденного, на информации о реальности и желательности планируемых воздействий, подросток должен воспринимать воспитателя как уважаемого и значимого человека. Воспитатель должен проявлять гибкость, демократичность, обязательным условием воспитательной деятельности является установление позитивного психологического контакта с подростками.

В заключение статьи подчеркивается необходимость постоянного конструктивного сотрудничества воспитателей с психологами и педагогами, поскольку только совместные усилия, единые требования и педагогическая компетентность помогут исправить негативные свойства личности и развить необходимые качества для социальной адаптации.

Ключевые слова: возрастные особенности, несовершеннолетние осужденные, психолого-педагогическое влияние, воспитательная работа с несовершеннолетними осужденными, воспитательные колонии.

Summary. The article considers the age peculiarities of juvenile convicts, the most important changes in their mental and physical development, actual problems in relations with relatives, peers and specialists of educational colonies. Revealed some of the motives for the unlawful acts committed by teenagers.

The article describes the psychological and pedagogical features of educational work with young convicts, leading to certain changes in the personal sphere. The conditions for the greatest positive effect of educational work in educational colonies are considered.

Educational work should be based on the potential of the personality of the juvenile convict, on information about the reality and desirability of the planned impacts, the teenager should perceive the educator as a respected and significant person. The educator should be flexible, democratic, a prerequisite for educational activities is the establishment of positive psychological contact with adolescents.

In conclusion, the article emphasizes the need for constant constructive cooperation of educators with psychologists and teachers, since only joint efforts, common requirements and pedagogical competence will help to correct the negative properties of the individual and develop the necessary qualities for social adaptation.

Keywords: age peculiarities, juvenile convicts, psychological and pedagogical influence, educational work with juvenile convicts, educational colonies.

Несовершеннолетние осужденные представляют собой специфический специальный контингент. Возрастные особенности данной категории осужденных определяют необходимость проведения воспитательной работы с ними с особым вниманием, что возможно лишь при проведении

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF EDUCATIONAL WORK

WITH JUVENILE CONVICTS

© 2019 Гусева Е. В.

ВЕСТНИК СЮИ

комплексной работы, направленной на исправление негативных свойств личности и развитие необходимых качеств для социальной адаптации.

Несовершеннолетние осужденные по периодизациям психического развития человека, которые существуют в психологической науке, относятся к подростковому (10-14 лет) и юношескому (14-18 лет) возрастным периодам, однако поскольку их часто характеризует отставание в личностном развитии, нередко осужденные юноши и девушки 15-18 лет по психическому развитию соответствуют подростковому периоду.

Подростковый период характеризуется активным ростом организма как в физическом, так и в психическом плане. В этом возрасте происходит изменение структуры сознания, восприятия окружающего мира и окружающих людей, всей психической деятельности. В результате таких изменений отмечается общий подъем жизнедеятельности, который проявляется в излишней активности, инициативности, что не всегда соответствует физическим силам и возможностям. Подростки часто могут игнорировать просьбы о послушании, не подчиняться установленному укладу из-за преобладания процессов возбуждения над процессами торможения.

При нормальном развитии у подростков сознание и интеллектуальное развитие переходит на новый уровень функционирования, формируются сознательность, надежность, серьезность и обязательность во всех сферах жизнедеятельности, что в свою очередь влияет на развитие способностей анализировать свои поступки и действия. Сформированность морального и правового сознания подростка является критерием успешности его социализации, достаточной развитости внутреннего и внешнего контроля, что создает психологические (личностные) предпосылки ответственности за свое поведение [1].

Основная часть несовершеннолетних осужденных характеризуется неустойчивыми эмоциональными реакциями; раздражительностью; коммуникабельностью; готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию; подражательностью; завышенным чувством собственного достоинства; желанием быть впереди сверстников; стремлением действовать наперекор другим; выраженным желанием быть наравне со взрослыми во взаимоотношениях, а также детской непосредственностью, доверчивостью; недостаточно сформированным умением обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с условиями реальности. В данный возрастной период проявляется повышенный интерес к интимным и половым вопросам в результате гормональной перестройки организма детей.

Антиобщественное противоправное поведение наиболее часто возникает у подростков, которым уделялось недостаточное внимание со стороны взрослых, педагогически запущенных и имеющих проблемы в интеллектуальном развитии. Было отмечено, что большинство правонарушений, которые совершаются в подростковом возрасте, стихийные, незапланированные, возникающие в результате сложившихся обстоятельств.

Наиболее опасные преступления (разбойные нападения, изнасилования и убийства) чаще всего совершаются группой подростков, поскольку участники могут распределить усилия, кроме того, группа способствует снятию страха.

Таким образом, противоправные деяния, совершаемые подростками, могут быть обусловлены эмоциональными срывами, желанием быть лидером или следованием за лидером, групповым давлением.

Согласно статистическим данным в последние годы криминологическая характеристика несовершеннолетних осужденных ухудшилась: растет количество тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними (убийств, совершенных с умыслом; преступлений с причинением тяжелых телесных повреждений; преступлений сексуального характера с применением насилия; ограблений как с применением физического насилия, так и без него); увеличилось число подростков, которые имеют преступный опыт; у основной части нет образования; у многих родители лишены родительских прав. В воспитательных колониях увеличивается количество несовершеннолетних осужденных, которые имеют различные виды зависимости (табакокурение, алкоголизм, наркомания, вдыхание летучих веществ, зависимость от лекарств), а также заболевания, передающиеся половым путем.

В качестве основных проблем несовершеннолетних осужденных, которые требуют проведения работы в социальном, педагогическом, психологическом, воспитательном планах в период их нахождения в воспитательной колонии, можно выделить проблемы приспособления в социуме и отклонения в поведении.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Воспитательная работа с несовершеннолетними осужденными должна носить особенный характер: необходимо учитывать индивидуальность подростка, его поведенческие проявления, акцентировать внимание на его положительных качествах, создать условия для активации желания измениться самому и менять свою жизнь.

Воспитательное воздействие на несовершеннолетних осужденных должно основываться на социальной, психологической и педагогической информации о них, на данных, полученных в результате целевого наблюдения.

Так, информация о перинатальном развитии, развитии ребенка в младенческом и раннем детском возрасте, о различных травмах, общесоматических и инфекционных заболеваниях; о психическом, невропатическом, патохарактерологическом, интеллектуальном и физическом развитии ребенка; о семейных взаимоотношениях и его мнения об этом; о составе и членах семьи; о проявлении заинтересованности членов семьи в жизнедеятельности ребенка; о круге общения и взаимодействия; о процессе обучения и успехах в данном виде деятельности; об увлечениях и интересах; о способах распоряжения своим личным временем; о взаимоотношениях со сверстниками и основных способах взаимодействия с ними; об участии в общественной жизни образовательного или иного учреждения; о жилищно-бытовых условиях проживания; о желании и возможности работать позволит лучше изучить индивидуальные особенности подростка и учесть их при подборе эффективных способов воздействия для развития индивидуальных характеристик личности. Также важна информация об отношении несовершеннолетних осужденных к нормам права, к совершенному преступлению. Кроме того, необходимо собрать данные о наличии алкогольной, наркотической или иной зависимости.

Большое значение для положительного результата воспитательного воздействия имеет принятие несовершеннолетними требований и форм работы воспитательной деятельности, поэтому она должна быть организована в рамках целостной воспитательной концепции, сотрудники, работающие с подростками, должны придерживаться компетентной и гибкой позиции.

Воспитательная работа должна основываться на потенциале личности несовершеннолетнего осужденного, на информации о реальности и желательности планируемых воздействий, подросток должен воспринимать воспитателя как уважаемого и значимого человека. Положительный эффект от воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными будет выше, если во взаимоотношениях с воспитанниками воспитатель будет проявлять гибкость, демократичность, доверительность, поэтому обязательным условием воспитательной деятельности является установление позитивного психологического контакта с подростками.

Таким образом, эффективность воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными зависит от многих факторов, касающихся как психических и физических особенностей развития личности подростка, так и личности воспитателя, особенностей психолого-педагогического подхода к организации воспитательной деятельности.

Необходимо понимать, что любые воспитательные воздействия на несовершеннолетних осужденных приводят к тем или иным изменениям в личностной сфере. В зависимости от особенностей отношений между воспитанниками и воспитателями круг эмоциональных проявлений может быть огромным: от умиротворения и радости до агрессии и депрессии. При подборе правильных средств психолого-педагогического воздействия на несовершеннолетних осужденных будут происходить качественные изменения в их личностном развитии.

Традиционно к методам воспитательной деятельности относят индивидуальные и групповые формы обучения (обучение навыкам конструктивного общения и взаимодействия, обучение навыкам саморегуляции, постановки и реализации целей и т. д.), индивидуальные и групповые беседы (информационные и профилактические), дискуссии, психологические, ролевые и деловые игры, педагогические тренинги, организация полезной трудовой деятельности, досуговые мероприятия и др.

Изучение отношения несовершеннолетних осужденных к различным формам воспитательной работы показывает, что наиболее популярными являются досуговые и познавательные мероприятия. Большинство подростков позитивно относятся к различным формам дискуссий, которые базируются на принципе психологического равенства воспитателя и воспитанника и соответствуют стремлениям несовершеннолетнего быть компетентными, независимыми, уважаемыми [2].

Подводя итоги, подчеркнем, что воспитательная работа с несовершеннолетними осужденными предполагает необходимость постоянного, тактичного, конструктивного сотрудничества воспитателей с психологами и педагогами, так как только совместные усилия, единые требования

ВЕСТНИК СЮИ

и педагогическая компетентность помогут исправить негативные свойства личности воспитанников и развить необходимые качества для социальной адаптации.

Библиографический список

1. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983. 284 с.

2. Организация и методика воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях: учебное пособие / под. общ. ред. Ю. И. Калинина; М-во юстиции Российской Федерации. Акад права и упр. Рязань: Акад. права и упр. Минюста России, 2003. 228 с.

References

1. Stolin V. V. Samosoznanie lichnosti [Self-consciousness of personality]. Moscow, 1983, 284 p. [in Russian].

2. Organizatsiya i metodika vospitatel'noi raboty s osuzhdennymi v ispravitel'nykh uchrezhdeniyakh: uchebnoe posobie [Organization and methodology of educational work with convicts in correctional institutions]. In Y. I. Kalinin (ed.). Ryazan, 2003, 228 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.