Научная статья на тему 'Психолого-педагогические особенности мотивации младших школьников'

Психолого-педагогические особенности мотивации младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7750
1772
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шевырдяева Ксения Сергеевна

В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной в образовательных учреждениях Пензенского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические особенности мотивации младших школьников»

К. С. Шевырдяева

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной в образовательных учреждениях Пензенского региона.

Ключевые слова: мотивация, мотивация младших школьников, особенности мотивации.

У многих учащихся школ возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач развития у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формированием у них активной жизненной позиции.

В младшем школьном возрасте в рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующих возрастных этапах. Именно поэтому проблема изучения психологических особенностей учебной мотивации на каждом возрастном этапе очень важна.

Проблема мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С одной стороны, это происходит потому, что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требуют сегодня познания закономерностей поведения человека, и особенно в отношении побуждений и их реализации. С другой стороны, назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций человека к действию с социальной детерминацией его психики.

В зарубежных исследованиях изучению мотивов уделяется большое внимание. Выполнены многочисленные теоретические и экспериментальные работы по вопросам побуждений в поведении человека и животных. Изучение мотивации ведется интенсивно в различных областях психологической науки с использованием множества методов [1, с. 5].

Г. Олпорт в своей книге «Личность» как представитель «персоналистического» направления выдвинул идею личностного подхода к мотивации человека. В его теории самореализации личность рассматривается как первопричина человеческого поведения.

В теории мотивации Э. Даффи поведение описывается через его направленность (подход, общая линия поведения) и интенсивность (внутреннее возбуждение и активность). При определении мотивации необходимо выявить активацию и ее направление.

Д. Берлайн разработал сложную систему мотивации, согласно которой потребность определяет ответы организма. Но сама потребность у него тесно связана с потенциалом возбуждения первичных структур, и поэтому его теория физиологична [2, с. 29].

Экспериментальное изучение потребностей и мотивов было начато в отечественной психологии А. Н. Леонтьевым и его учениками (Л. И. Божович, А. В. Запорожец и др.). Интерес к этой проблеме возник у Леонтьева в связи с его работой по теории развития человеческого сознания. В своей концепции он выделил в качестве единицы человеческого сознания «смысл», который он определил как отражение в голове человека объек-

тивного отношения того, что побуждает его действовать, к тому, на что его действие направлено.

Следовательно, характер действий субъекта с предметом будет зависеть, с точки зрения Леонтьева, не только от того, что представляет собой этот предмет объективно, но и от того, в каком отношении он стоит к субъекту, каким его потребностям отвечает. Такого рода общий теоретический вывод, естественно, сосредоточил внимание исследователя на изучении мотивов, придающих смысл человеческой деятельности и, таким образом, влияющих на ее протекание. Экспериментальные исследования мотивов под руководством Леонтьева проводились на детях дошкольного возраста и преследовали цель показать, как меняется деятельность испытуемых под влиянием изменения мотивов, побуждающих эту деятельность.

В исследованиях, проведенных под руководством А. В. Запорожца, была обнаружена зависимость протекания мыслительных процессов ребенка от мотивов его деятельности [2, с. 36, 38].

Многочисленные исследования проведены отечественными психологами по вопросам мотивов деятельности, и в частности мотивов учебной деятельности. Так, Л. И. Божович и ее сотрудники и последователи длительное время изучали мотивы школьников. При анализе направленности личности были выделены широкие социальные мотивы получения знаний и мотивы, порожденные самой учебной деятельностью. Исследуя отношение школьников к учению, Л. И. Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников. Божович и ее сотрудники под мотивом понимают внутреннюю позицию личности, придя к выводу о том, что одним из важнейших моментов, раскрывающих сущность отношений школьников к учению, является совокупность мотивов: «При этом под мотивами учения мы понимаем то, ради чего учится ребенок, что побуждает его учиться» [3, с. 25, 28].

Предмет исследования в данной статье - мотивация учения младших школьников.

Объект - учащиеся с первого по четвертый классы.

Цель - исследование психологических особенностей учебной мотивации младших школьников.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить литературу по данной проблеме;

- провести исследование мотивов учебной деятельности учащихся;

- выполнить количественный и качественный анализ результатов.

Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двух значениях: как система факторов, детерминирующих поведение, и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность [4, с. 462, 463].

Мотив - это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое или неосознаваемое им вообще [1, с. 3].

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность [5, с. 224].

Мотив учения - это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности [6, с. 11].

Данная работа включает две части: теоретический обзор проблемы мотивации и исследование мотивации учения учащихся начальной школы.

Исследование проводилось на базе МБОУ ООШ с. Обвал Тамалинского района Пензенской области среди учащихся младших классов со следующим распределением по возрастам:

класс 1 - возраст 6-7 лет (10 человек); класс 2 - возраст 7-8 лет (11 человек); класс 3 - возраст 8-9 лет (8 человек); класс 4 - возраст 9-10 лет (9 человек).

Исследование проводилось методом письменного опроса (в качестве инструмента исследования была использована анкета), так как он позволяет охватить большее количество школьников. Применялась проективная методика (незаконченные предложения).

Методика определения школьной мотивации (Н. Г. Лускановой) может использоваться на любом этапе обучения. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится индивидуально с каждым ребенком по анкете Н. Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Использование незаконченных предложений позволяет выявить особенности эмоционального отношения школьников к различным компонентам образовательной среды. Эта методика может применяться на любом этапе школьного обучения. Она проводится как индивидуально, так и в групповой форме. В первом (а иногда и во втором) классе, пока ребенок еще не овладел в достаточной степени навыками письма, методика реализуется только в индивидуальном режиме, в форме беседы. На последующих этапах школьного обучения возможно применение групповой формы психодиагностики.

Методика изучения учебной мотивации (М. Р. Гинзбурга) направлена на выявление мотивов учения (внешнего, игрового, получения отметки, позиционного, социального, учебного), проводится на любом этапе школьного обучения как в индивидуальной, так и в групповой форме. Методика представлена в виде четырех неоконченных предложений с предлагаемыми на них ответами.

Результаты исследования

Методика определения школьной мотивации (Н. Г. Лускановой)

Результаты по данной методике показали, что из 38 (100 %) респондентов (учащихся 1-4 классов) у 13 (34 %) сформировано отношение к себе как к школьнику, естественно, у них высокая учебная активность (1 класс - 2 человека, 2 класс - 3 человека, 3 класс - 3 человека, 4 класс - 5 человек), у 15 (40 %) опрошенных отношение к себе как к школьнику практически сформировано (1 класс - 3 человека, 2 класс - 4 человека, 3 класс - 4 человека, 4 класс - 4 человека) и 10 (26 %) человек положительно относятся к школе, но она привлекает их больше внеучебными сторонами (1 класс - 5 человек, 2 класс - 4 человека, 3 класс - 1 человек, 4 класс - 0 человек) (рис. 1).

6 5 4 3 2 1 0

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

25- 30 бл. 20-24 бл. 15-19 бл.

Рис. 1

Незаконченные предложения

По результатам данной методики можно сделать вывод, что в первом классе доминируют «эмоционально благополучные» ответы: так, из 10 учащихся только у трех встречаются «неблагополучные» ответы ( их количество равно 6) с использованием ответов «отказ». Во втором классе у четырех из 11 учащихся результаты стремятся к «неблагополучным» ответам, но преобладают «эмоционально благополучные». Ответы «отказ» встречались редко. В третьем классе «неблагополучные» ответы практически отсутствуют. В целом у всех респондентов ответы «благополучные». В четвертом классе отсутствуют ответы «отказ», доминируют «благополучные» ответы.

В целом у 38 опрошенных преобладают «эмоционально благополучные» ответы, которые указывают на позитивное или нейтральное отношение к заданным в незаконченных предложениях ситуациям. Отсутствие «неблагоприятных» ответов свидетельствует о том, что учащиеся не переживают тревоги, страха, обиды, злости и других отрицательных эмоций.

Методика изучения учебной мотивации (М. Р. Гинзбурга)

У детей в первом классе из 10 человек у четырех нормальный (средний) уровень учебной мотивации, у пяти - сниженный уровень, у одного - низкий уровень. Во втором классе из 11 человек у семи нормальный (средний) уровень учебной мотивации, у четырех - сниженный уровень. В третьем классе у двух человек высокий, у пяти нормальный (средний), у одного сниженный уровень учебной мотивации. В четвертом классе из девяти респондентов у одного очень высокий уровень учебной мотивации, у четырех - высокий уровень и у четырех - средний (нормальный) уровень учебной мотивации (рис. 2).

Заключение

Проведя исследование мотивации учащихся начальной школы, можно выделить следующие психологические особенности: вначале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношение школьной одежды), затем возникает интерес к первым результатам учебного труда (к первым написанным буквам, к отметкам учителя) и лишь после этого - к процессу, содержанию учения.

Анализируя результаты исследования, можно сделать вывод, что в данной школе снижения мотивации учения к концу начальных классов не происходит.

У детей, поступающих в школу, преобладают широкие социальные мотивы, отражающие внутреннюю позицию школьника, связанную с потребностью занять новое положение среди окружающих.

Список литературы

1. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. - М. : Просвещение, 1983. - 96 с.

2. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. - М. : Мысль, 1976. -159 с.

3. Божович, Л. И. Психологическое развитие школьника и его воспитание / Л. И. Божович, Л. С. Славина. - М. : Просвещение, 1979. - 212 с.

4. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. - М. : Владос, 2008. - 640 с.

5. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - М. : Логос, 2008. - 384 с.

6. Маркова, А. К. Формирование интереса к учению у школьников / А. К. Маркова. - М. : Просвещение, 1986. - 192 с.

Шевырдяева Ксения Сергеевна

лаборант,

кафедра педагогики и психологии профессионального образования,

Пензенский государственный университет E-mail: pippo@pnzgu.ru

УДК 371.11 Шевырдяева, К. С.

Психолого-педагогические особенности мотивации младших школьников / К. С. Шевырдяева // Вестник Пензенского государственного университета. - 2013. - № 4. - C. 25-29.

Shevyrdyaeva Kseniya Sergeevna

assistant,

sub-department of pedagogy

and psychology of professional education,

Penza State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.