Научная статья на тему 'Мотивационная готовность к школе как основа успешного формирования универсальных учебных действий'

Мотивационная готовность к школе как основа успешного формирования универсальных учебных действий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6779
1020
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ / ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ / УЧЕБНЫЕ МОТИВЫ / МОТИВЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сергеева Любовь Викторовна

Автор раскрывает влияние мотивационной готовности ребенка к школе на формирование универсальных учебных действий, в частности, познавательных. Опирается на позицию Л.И. Божович, согласно которой условием успешности учащегося является появление у него новообразования «внутренняя позиция школьника», представляющая сплав познавательной потребности и потребности в общении на новом уровне. Выделяет условия успешного формирования универсальных учебных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивационная готовность к школе как основа успешного формирования универсальных учебных действий»

Здоровье и урок

Сергеева Любовь Викторовна

учитель начальных классов ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 64 г. Москва

J V,

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ к ШКОЛЕ

КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

S__________________________________________________________________г

Аннотация. Автор раскрывает влияние мотивационной готовности ребенка к школе на формирование универсальных учебных действий, в частности, познавательных. Опирается на позицию Л.И. Божович, согласно которой условием успешности учащегося является появление у него новообразования «внутренняя позиция школьника», представляющая сплав познавательной потребности и потребности в общении на новом уровне.Выделяет условия успешного формирования универсальных учебных действий.

Ключевые слова: мотивационный подход, основные виды универсальных учебных действий, формирование умения учиться, учебные мотивы, мотивы установления отношений со сверстниками и взрослыми, учебная деятельность.

Проблема мотивации в целом исследуется достаточно широко. Существует большое число работ по этой проблеме, в том числе и по проблеме мотивации учения младших школьников. Однако результаты изучения данной проблемы часто носят неоднозначный, а нередко и противоречивый характер. Есть еще малоразработанные аспекты, которые требуют дальнейшего изучения в силу большого практического значения этой проблемы.

Проблема мотивационной готовности к школе в последнее время стала очень актуальной и популярной среди исследователей разных специальностей.

От определения её сущности, показателей готовности, путей её формирования зависит, с одной стороны, определения целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, с другой - успешность последующего развития и обучения детей в школе.

Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент-залог надёжности и качества будущей постройки.

Подготовка ребёнка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей 6-7 летнего возраста, ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и в конечном итоге благополучие в его школьной и взрослой жизни.

К сожалению, в категорию слабоуспевающих и неуспевающих учащихся в последнее время часто попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного развития.

Часто, основной причиной неуспеваемости большинства учащихся является своего рода их «незрелость», недостаточная готовность к сложному процессу обучения. Именно поэтому, крайне актуальной является проблема своевременного выявления такого рода незрелости детей.

В психологической теории и практике эта проблема отражена в исследованиях таких известных отечествен-

ных психологов, как Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Н. И. Гуткина, И. В. Дубровина, Е. Е. Кравцова, А. Н. Леонтьев, Н. Г Лусканова, А. К. Маркова, В. С. Мухина, Т А. Нежнова, Н. В. Нижегородцева, Е. Е. Сапого-ва, Л. И. Цеханская, Д. Б. Эльконин и др.

Исследователями и практиками отмечается, что важным является уровень не только интеллектуального, но и личностного развития ребёнка, в частности развития его мотивационной сферы.

Мотивационный компонент готовности к школе исследовался в работах Л. И. Божович, А. К. Марковой, Л. С. Славиной, Т А. Нежиной, Н. И. Гуткиной, М. В. Матюхина и др.

Значительным моментом в готовности ребенка к школе Л. И. Божович считала развитие мотивационной сферы. Она выделяла две группы мотивов, побуждающих детей к учебной деятельности. Первые - связывала с «содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения» («познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении умениями, знаниями и навыками»), вторые - социальные мотивы, связанные с «потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений».

Л. И. Божович считала, что «внутренняя позиция школьника» формируется вследствие синтеза мотивов двух групп:

- мотивы, связанные с потребностью в общении;

- мотивы, связанные с потребностями в интеллектуальной активности.

Л. И. Божович, говоря об особенностях психического развития ребенка, начинающего школьное обучение, отмечала важность наличия такого новообразования, возникающего на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, как «внутренняя позиция школьника» - целостное, новое отношение ребёнка к окружающей действительности и к самому себе, которая является критерием готовности ребенка к школе, облегчающим его обучение.

28

Эксперимент и инновации в школе 2012/1

Здоровье и урок

Л. И. Божович считала, что у ребенка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень развития познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться, должна возникнуть опосредованная мотивация, внутренние этические инстанции, самооценка, что в совокупности и определяет психологическую готовность ребенка к школе.

В работах Л. И. Божович выделяются несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Основным критерием готовности к школе в трудах Л. И. Божович выступает новообразование «внутренняя позиция школьника», представляющая собой сплав познавательной потребности и потребности в общении на новом уровне.

Группа авторов исследования (Е.3. Басина, Е. А. Бугри-менко, А. Л. Венгер, М. Р Гинзбург и др.), проводимого под руководством Д. Б. Эльконина (1988) в контексте проблемы перехода ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту, отмечали, что существенным моментом в психологической перестройке личности ребенка, является наличие готовности к принятию положения школьника, которое включает в себя ряд моментов, а именно:

• наличие интереса именно к школьному содержанию занятий;

• отказ от характерных для дошкольного детства ориентации в плане организации деятельности и поведения (предпочтение школьным формам обучения);

• признание авторитета учителя.

Е. Е. Сапогова отмечала, что «одна из причин отставания в младших классах - несовпадение момента достаточных предпосылок к учению и момента фактического прихода в школу, объективная неготовность к обучению».

Под готовностью ребенка к школе В. С. Мухина понимает предпосылки, помогающие ребенку приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учебе, к которым она относит желание ребенка стать школьником, Л. А. Венгер (1977), говоря о готовности ребенка к школе, рассматривал этот вопрос с точки зрения формирования предпосылок собственно «школьных» психологических качеств, которые могут быть сформированы у ребенка к моменту поступления в школу и являются условиями успешного обучения.

К данным качествам он относил, во-первых, наличие соответствующих мотивов учения (желание поступить в школу, приобрести положение школьника), - с одной стороны, и, с другой, - развитие любознательности, умственной активности; во-вторых, произвольность внешнего, двигательного поведения, произвольное управление внутренними психическими действиями, предпосылками которых является формирование к концу дошкольного возраста иерархии мотивов.

Опираясь на системный подход (И.В. Блауберг В.А. Дмитриенко, В. В. Краевский, И. С. Ладенко, А. И. Уёмов, П. Г Щед-ровицкий и др.), мы считаем, что готовность ребенка к школьному обучению - есть ансамбль-сочетание компонентов, охватывающих основные сферы развития ребенка: интеллектуальную, личностную, социальную, эмоциональную, волевую, физическую, морфологическую; психическое и соматическое здоровье. Совокупность сфер развития представляет

единую целостную систему школьной готовности, все стороны которой тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

0. С. Газман, Н. Г. Харитонова (1987) отмечают, что под готовностью детей к обучению понимается желание учиться, умение учиться, способность мобилизовываться (обладать волей), понимание своего общественного долга ученика, готовность жить в коллективе и активно работать вместе с товарищами.

На основе обобщения теоретических подходов к решению проблемы психологической готовности к школе можно выделить ряд её признаков.

1. Сильное желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива).

2. Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире.

3. Способность к выполнению основных мыслительных операций.

4. Достижение определённого уровня физической и психологической выносливости.

5. Развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств.

6. Определённый уровень речевого и коммуникативного развития (должен быть вежливым, уметь вступать в контакт, соблюдать нормы, принятые в школе, быть дисциплинированным).

Содержательная характеристика личностной готовности включает в себя:

1. Принятие новой социальной позиции.

2. Позитивное отношение к школе. Учителям, учебной деятельности, к самому себе.

3. Развитие желания ходить в школу.

4. Произвольное управление своим поведением.

5. Объективность самооценки.

6. Потеря «детскости», непосредственности.

Психологическая готовность к школе предполагает

наличие у ребёнка: высокого уровня мотивации, интеллекта и сферы произвольности, то есть личностную и интеллектуальную готовность к школе. Для успешного обучения в школе важны оба аспекта, так как ребёнку необходимы скорейшая адаптация к новым условиям, безболезненное вхождение в новую систему формализованных школьных отношений.

Итак, психологическая готовность к школе формируется у ребёнка на протяжении дошкольного детства и является комплексным структурным образованием, включающим интеллектуальную, личностную (мотивационную), социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность.

Важным условием успешного формирования универсальных учебных действий и всей учебной деятельности в целом является развитие мотивационной сферы. Чтобы ребёнок успешно он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьёзным» занятиям «ответственным» поручениям.

Многочисленные исследования указывают на ведущее значение школьной мотивации.

Мотивы учения Л. И. Божович понимает широко: это «то, ради чего учится ребёнок... то, что побуждает его учиться». Она выделяет две группы мотивов учения:

1) широкие социальные мотивы учения, которые связаны с отношениями школьника к окружающей его социальной действительности;

Эксперимент и инновации в школе 2012/1

29

Здоровье и урок

2) учебные интересы - мотивы, «связанные с самой деятельностью, с её содержанием и процессом выполнения». Это непосредственный интерес к той деятельности, которую дети выполняют, и к тем знаниям, которые получают в школе.

Учебная мотивация состоит из познавательных и социальных мотивов. Познавательные мотивы учения связаны непосредственно с учебной деятельностью. К ним относятся «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями. Навыками и знаниями» (Л. И. Божович). Социальные мотивы учения, или широкие социальные мотивы учения, связаны «с потребностями ребёнка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определённое место в системе доступных ему общественных отношений» (Божович Л. И.).

Сформированность у ребёнка учебно-мотивационной сферы, хорошая работоспособность и достаточная для школьных нагрузок функциональная зрелость играют важнейшую роль в овладении учебной деятельностью. Отмечается, что многие дети приходят в школу с недостаточно выраженной учебной мотивацией, при этом у них остаётся неудовлетворённой потребность в игре.

А. К. Максимова выделяет положительную и отрицательную учебную мотивацию. При положительной мотивации ребёнок с удовольствием хочет идти в школу, его интересует содержательная сторона учебного процесса. Отрицательная мотивация проявляется в том, что ребёнок идёт в школу из-за страха возможных неприятностей, которые могут возникнуть при отказе от учебной деятельности. Он пытается избежать конфликтов в семье.

Говоря о мотивации, мы говорим о побуждении к чему-то. В данном случае о побуждении к учёбе. А это значит, что у ребёнка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое.

Считается, что к моменту поступления в школу в мотивационной сфере ребёнка начинают доминировать учебные мотивы, вследствие чего формируется «внутренняя позиция школьника». Как было показано Л.И. Божович, к началу обучения в школе ребёнок начинает стремиться к функции ученика, что формирует мотивационную готовность к школьному обучению. Учебные мотивы и мотивы установления отношений со сверстниками и взрослыми в рамках учебной деятельности действительно становятся во главу угла, что полностью перестраивает мотивационную сферу ребёнка.

Проанализировав теоретические аспекты мотивационной готовности, все мотивы можно условно разделить на следующие группы:

- социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»);

- учебно-познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому;

- оценочные мотивы, стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятёрки»);

- позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»);

- внешние по отношению к школе и учению мотивы («Я пойду в школу, потому что мама так сказала»);

- игровой мотив, неадекватно перенесённый в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).

В связи со всем вышесказанным, изучение развития мотивационной сферы детей и их отношения к школе приобретает особую значимость для успешного обучения в школе, и как следствие этого успешно формируются основные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные).

Мотивационный подход предполагает, что только при наличии учебной мотивации ученик становится субъектом учения, а учение - целенаправленной деятельностью.

Все вышеизложенные компоненты присутствуют в концепции универсальных учебных действий. Целесообразно поэтому оценивать готовность школьников к обучению не только и не столько на основе знаний, умений, навыков, сколько на базе сформированности основных видов универсальных учебных действий. Основанием образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет -формирование умения учиться.

Литература

1. Божович A.M. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.

2. Божович A.M., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М., 1979.

3. Власова Н. Н. Изучение доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. 1977. № 1.

4. Гуткина Н.И. Психологическая подготовка детей к школе в группе развития // Активные методы в работе школьного психолога. М., 1990.

5. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М., 1993, 1996.

6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993, 1996.

7. Костикова М.Н. Анализ условий преодоления детьми затруднений при выполнении заданий как один из методов определения готовности к школьному обучению // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М., 1987.

8. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.

9. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.

10. Маркова А. К., Орлов А. Б., Фридман A. M. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983.

11. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.

12. Нежнова Т. А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1988. № 1.

13. Сиденко Е. А. Тренинг мотивации достижения в зарубежной психолого-педагогической практике // Инновационные проекты и программы в образовании - 2010. - № 5.

14. Универсальные учебные действия в начальной школе / Под ред. А. Г Асмолова. М., 2008.

15. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А. К. Марковой. М, 1986.

16. Цеханская Л. И. Диагностика степени овладения некоторыми предпосылками учебной деятельности // Диагностика умственного развития дошкольников. М., 1978.

30

Эксперимент и инновации в школе 2012/1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.