Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучающиеся / дистанционное обучение / психологические трудности / технические трудности / онлайн-обучение / деятельность / респонденты / преподаватель / подходы и методы / students / distance learning / psychological difficulties / technical difficulties / online learning / activities / respondents / a teacher / approaches and methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ловпаче Фатима Гучипсовна, Пафифова Бэла Казбековна

В данной статье рассматриваются психолого-педагогические особенности дистанционного обучения в вузе, а также направления и проблемы организации образовательного процесса в условиях противодействия коронавирусной инфекции в вузах России. Актуальность проблемы аргументируется тем, что в настоящее время возникла такая необходимая форма обучения, как дистанционная, и в современных условиях она наиболее востребована и перспективна. Основное внимание в статье обращено на внедрение дистанционных образовательных технологий, где онлайн-обучение рассматривается как неотъемлемая составляющая стройной системы образования, характеризующаяся рядом особенностей. В ходе исследования решались задачи: установить проблемы, обусловленные дистанционным форматом обучения; проанализировать данные и определение алгоритма решения задач, и выработку рекомендаций, направленных на формирование психологически комфортных условий для обучающихся в рамках дистанционного обучения; установить алгоритм, который нацелен на выявление и изучение психологических трудностей, возникающих в процессе дистанционного обучения. Методология исследования основывалась на применении анкетирования, целью которого было выявление и изучение психологических проблем, возникающих в процессе дистанционного обучения. На основе анализа данных был сделан вывод, что большинство студентов желают продолжить обучение в традиционно привычной форме, которая является более эффективной при восприятии информации, усвоении материала и отработке необходимых умений и навыков. Также авторами были предложены рекомендации преподавателям и обучающимся, направленные на уменьшение дискомфорта в процессе занятий в онлайн-формате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ловпаче Фатима Гучипсовна, Пафифова Бэла Казбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF DISTANCE LEARNING AT A UNIVERSITY

The article discusses psychological and pedagogical features of distance learning at a university, as well as trends and problems of organizing the educational process in the context of counteracting coronavirus infection in Russian universities. The urgency of the problem is argued by the fact that at present distance learning has become the most demanded and promising form of education. Special attention is paid to the introduction of distance learning technologies, where online learning is considered as an integral part of a harmonious education system, characterized by a number of features. As part of the research the following tasks have been solved: the problems caused by the distance learning mode have been set; data have been analyzed and an algorithm for solving problems have been defined, and recommendations aimed at creating psychologically comfortable conditions for students in the framework of distance learning have been developed; an algorithm aimed at identifying and studying the psychological difficulties arising in the process of distance learning has been formed. The research methodology was based on the use of a questionnaire, the purpose of which was to identify and study psychological problems arising in the process of distance learning.It has been concluded that the majority of students wish to continue their education in the traditional familiar form, which is more effective in perceiving information, mastering the material and developing the necessary skills and abilities. Also, the authors have proposed recommendations for teachers and students aimed at reducing discomfort during classes in an online format.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2023-15-2-86-91 УДК 378.016:[159.9+37.01]

Ловпаче Ф.Г., Пафифова Б.К.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Ловпаче Фатима Гучипсовна

кандидат психологических наук, доцент, кафедры философии, социологии и педагогики ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия e-mail.: Fatima. lovpache (e-mail, г и тел.: +7 (918) 420 79 56

Пафифова Бэла Казбековна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры философии, социологии и педагогики ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия e-mail.: bela.paf(ci),yandex. г и тел.: +7 (918) 227 54 17

Аннотация

В данной статье рассматриваются психолого-педагогические особенности дистанционного обучения в вузе, а также направления и проблемы организации образовательного процесса в условиях противодействия коронавирусной инфекции в вузах России. Актуальность проблемы аргументируется тем, что в настоящее время возникла такая необходимая форма обучения, как дистанционная, и в современных условиях она наиболее востребована и перспективна. Основное внимание в статье обращено на внедрение дистанционных образовательных технологий, где онлайн-обучение рассматривается как неотъемлемая составляющая стройной системы образования, характеризующаяся рядом особенностей. В ходе исследования решались задачи: установить проблемы, обусловленные дистанционным форматом обучения; проанализировать данные и определение алгоритма решения задач, и выработку рекомендаций, направленных на формирование психологически комфортных условий для обучающихся в рамках дистанционного обучения; установить алгоритм, который нацелен на выявление и изучение психологических трудностей, возникающих в процессе дистанционного обучения.

Методология исследования основывалась на применении анкетирования, целью которого было выявление и изучение психологических проблем, возникающих в процессе дистанционного обучения.

На основе анализа данных был сделан вывод, что большинство студентов желают продолжить обучение в традиционно привычной форме, которая является более эффективной при восприятии информации, усвоении материала и отработке необходимых умений и навыков.

Также авторами были предложены рекомендации преподавателям и обучающимся, направленные на уменьшение дискомфорта в процессе занятий в онлайн-формате.

Ключевые слова: обучающиеся, дистанционное обучение, психологические трудности, технические трудности, онлайн-обучение, деятельность, респонденты, преподаватель, подходы и методы

Для цитирования: Ловпаче Ф.Г., Пафифова Б.К. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения в вузе // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2023. Том 15, № 2. С. 86-91. /Ш/)\: сЫ. о}^ 10.47370 2078-1024-2023-15-2-86-91.

Lovpache F.G., Pafifova В.К.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF DISTANCE LEARNING ATA UNIVERSITY

Fatima G. Lovpache

PhD (Psychol.), Associate Professor, Department of Philosophy, Sociology and Pedagogy of FSBEI HE «Maikop State Technological University», Maikop, Russia

e-mail: Fatima.lovpache(ci),mail.ru тел.: +7 (918) 420 79 56

Bela K. Pafifova

Ph. D. (Pedag.), Associate Professor, Department of Philosophy, Sociology and Pedagogy of FSBEI HE «Maikop State Technological University», Maikop, Russia

e-mail: bela.paf@yandex.ru тел.: +7 (918) 227 54 17

Abstract

The article discusses psychological and pedagogical features of distance learning at a university, as well as trends and problems of organizing the educational process in the context of counteracting coronavirus infection in Russian universities. The urgency of the problem is argued by the fact that at present distance learning has become the most demanded and promising form of education. Special attention is paid to the introduction of distance learning technologies, where online learning is considered as an integral part of a harmonious education system, characterized by a number of features. As part of the research the following tasks have been solved: the problems caused by the distance learning mode have been set; data have been analyzed and an algorithm for solving problems have been defined, and recommendations aimed at creating psychologically comfortable conditions for students in the framework of distance learning have been developed; an algorithm aimed at identifying and studying the psychological difficulties arising in the process of distance learning has been formed.

The research methodology was based on the use of a questionnaire, the purpose of which was to identify and study psychological problems arising in the process of distance learning.lt has been concluded that the majority of students wish to continue their education in the traditional familiar form, which is more effective in perceiving information, mastering the material and developing the necessary skills and abilities.

Also, the authors have proposed recommendations for teachers and students aimed at reducing discomfort during classes in an online format.

Keywords: students, distance learning, psychological difficulties, technical difficulties, online learning, activities, respondents, a teacher, approaches and methods

For citation: Lovpache F.G., Pafifova B.K. Psychological and pedagogical features of distance learning at a university Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologiceskogo universiteta. 2023. Volume 15, No. 2. P. 86-91. https: doi. org 10.47370 2078-1024-2023-15-2-86-91.

На стыке двух эпох возникла новая форма обучения - дистанционная. И уже в первые десятилетия XIX века новая система получила стремительное развитие и распространение. Согласно экспертным данным, дистанционное обучение - это эффективный инструмент, успешно используемый в процессе подготовки специалистов для различных отраслей народного хозяйства.

В современных условиях эта новация в сфере образования - одна из наиболее востребованных и перспективных. Благодаря четким принципам и гибким методам дистанционное образование в кратчайшие сроки стало значимым компонентом в общей системе образования.

Онлайн-обучение - неотъемлемая составляющая стройной системы образования, и оно характеризуется рядом особенностей.

Повсеместный внезапный (для учащихся) переход на удаленный режим обучения (и не только обучения) стал частью - пазлом - в общей онлайн картине пандемии. Однако для образовательной системы новый подход к обучению не стал нововведением - дистанционная форма применялась и раньше и уже была специальной темой обсуждения в научной литературе [3].

Основными и неоспоримыми преимуществами дистанционного обучения являются вариативность, модульность, мотивация на самостоятельное изучение и формирование навыков критического мышления [4].

Дистанционная форма позволяет ярче проявиться у обучающихся таким личностным характеристикам, как целе-ориентированность, уровень ответственности, умение принимать нестандартные

решения. Повышается интеллектуальный уровень обучающихся [2].

В нынешних условиях подобная форма обучения позволяет формировать и развивать цифровые компетенции и налаживать взаимодействие субъектов образовательной среды [4].

Несомненно, в пользу онлайн-форма-та образовательного процесса свидетельствует и то немаловажное обстоятельство, что благодаря ему нивелируются культурные особенности обучающихся и преодолеваются географические барьеры.

Но не стоит упускать из виду такой важный психологический нюанс дистанционной формы как безальтернативный вариант обучения, который создает ощутимый дискомфорт и способен привести к снижению эффекта и отсутствию удовлетворенности результатами обучения.

А значит, к компетенциям специалистов, задействованных в обеспечении работы в дистанционном формате, следует отнести определение и разрешение как технической, так и психолого-педагогической проблематики.

Наиболее подвержены негативным факторам психологического характера обучающиеся высшего звена. Дистанционный формат значительно сокращает непосредственное - глаза в глаза - общение с преподавателем. Именно такое отсутствие традиционного общения создает психологические затруднения, которые наиболее явно прослеживаются в первый год. Обусловлено это процессом адаптации, который неминуем для первокурсников, независимо от формы обучения. При этом первый год обучения - важная веха в жизни студента,

определяющая его дальнейшее профессиональное становление.

Мы провели среди обучающихся первых курсов МГТУ анкетирование, направленное на выявление и изучение психологических проблем, возникающих в процессе дистанционного обучения.

Основные задачи нашего исследования:

1. Установление проблем, обусловленных дистанционным форматом обучения.

2. Анализ данных и определение алгоритма решения проблем.

3. Выработка рекомендаций, направленных на формирование психологически комфортных условий для учащихся в рамках дистанционного обучения.

Анкетирование проводилось на основе опросника, содержащего шесть вопросов. На протяжении полутора лет (2020/2022 уч.г.) опросили 60 обучающихся первых курсов (17-18 лет), очной формы обучения на факультетах педиатрии и аграрных технологий и 40 обучающихся 1-2 курсов заочной формы обучения разных факультетов.

1-й вопрос «вызывает ли у вас какие-либо трудности процесс дистанционного обучения?» предполагал два варианта ответа - ДА/НЕТ.

По данным опроса, 51,0% респондентов испытывает затруднения, 49,0% дали отрицательный ответ.

2-й вопрос направлен на конкретизацию испытываемых трудностей - психологические или технические - в процессе освоения учебного материала в дистанционном формате.

В анкете уточнялось, что к психологическим относятся: нетрадиционный формат, сложности с концентрацией и адаптацией при опосредованном контакте с преподавателем, технические трудности - низкая скорость интернет-соединения, внезапные отключения от сети и т.п. Предполагался и собственный вариант ответа.

По результатам опроса, у 43,0% респондентов возникали технические затруднения, обусловленные низкоскоростным интернет-соединением или его полным отсутствием. Лишь 26,5% указывают на психологические проблемы при восприятии информации онлайн-формата.

30% респондентов указали «свой вариант», а некоторые пояснили, в чем конкретно испытывают затруднение -дословно: «недостаточно времени на выполнение заданий», «просто дискомфорт какой-то», «не могу заниматься у компьютера всё время!».

Отметим, 29,4% респондентов дали отрицательный ответ на первый вопрос и не указали ничего при ответе на второй.

Наше исследование охватывало и проблему опосредованного восприятия партнеров при дистанционном общении, когда, в отличие от привычного «лицом к лицу», зрительный контакт преподавателя и учащихся затруднен. В связи с этим анкета содержала такие вопросы:

3-й вопрос: «является ли для вас важным визуальный контакт с преподавателем?»

4-й вопрос: «является ли для вас важным визуальный контакт с другими студентами во время занятий?»

Подразумевались только два варианта ответов - ДА/НЕТ.

На третий вопрос 69,5% опрошенных дали ответ «ДА», 29, % - «НЕТ».

На четвертый вопрос 45% ответили «ДА», 56% - «НЕТ».

Последующий вопрос направлен на определение факторов, вызывающих дискомфорт в процессе занятий. Возможные причины разделены на группы: 1-я (33,5%) - технические (а именно «проблемы с интернетом», «плохое соединение, возникает раздражение», «пропадает связь», «посторонние шумы, некачественный звук», «технические неполадки», респонденты указали также

на «отсутствие компьютерной грамотности, несовместимость платформ с операционной системой, что привело к пропуску занятий и сложностям с загрузкой ответов на задания» и проч.); 2-я (21,6%) - психологические («отсутствие живого общения», «нехватка искренности чувств и эмоций», «отсутствие социального взаимодействия», «стесняюсь отвечать», «скованность в общении, чувство неловкости при ответе», «непривычно»! Респонденты указывали на дискомфорт, обусловленный невозможностью непосредственно контактировать с преподавателем.

Часть респондентов указывает на дискомфорт в когнитивной сфере: «непонимание практических заданий», «нехватка времени на обдумывание», «нехватка информации», отмечая «неорганизованность других студентов во время занятия, невыполнение ими просьб преподавателя», а также негативное воздействие домашней обстановки на образовательный процесс (11,8%). И лишь 33,4% респондентов совершенно не испытывали дискомфорта.

И 5-й вопрос: «хотели бы вы вернуться к традиционной форме обучения и почему?»

Большинство (64,7%) дали ответ «ДА». Готовы продолжать дистанционное обучение 23,5%. 8% оставили вопрос без однозначного ответа и еще 4% затруднились с ответом.

Прозвучали такие причины, по которым респонденты отдают предпочтение традиционной форме обучения: «лучшее усвоение материала», «возможность непосредственного контакта с другими студентами, преподавателем»; учащиеся указали на то, что в привычной форме обучения «отрабатываются практические умения и навыки», «коллективная работа выявляет ошибки и облегчает процесс их устранения», «лучше воспринимается, запоминается и усваивается материал» и т.п.

Обучающиеся, отдавшие предпочтение дистанционному формату, назвали ряд его преимуществ: «удобнее учиться дома», «позволяет работать и учиться одновременно», «больше времени для выполнения заданий» и т.п. Респонденты, положительно воспринявшие дистанционную форму обучения, - это в основном студенты заочной формы обучения, и, вероятно, подобная реакция обусловлена высокой адаптивностью этой возрастной группы (20-35 лет) и осознанным стремлением к обучению без прекращения трудовой деятельности.

На основе анализа данных, полученных в результате опроса, нами сделан вывод: большинство студентов, несмотря на отсутствие значительных затруднений в процессе дистанционного обучения, желают продолжить обучение в традиционной форме - привычной и, по мнению респондентов, более эффективной при восприятии информации, усвоении материала и отработке необходимых умений и навыков.

Наши рекомендации преподавателям и обучающимся, направленные на уменьшение дискомфорта в процессе занятий и усиление их эффекта, можно сформулировать следующим образом:

1. Грамотное применение инструментов визуализации (например, веб-камер), позволяющих наладить контакт с учащимися. Присутствие в зоне видимости на каждом этапе, в том числе на этапе самостоятельного выполнения заданий [1].

2. Применение средств, позволяющих максимально наглядно отображать информацию, например, учебных фильмов, роликов и презентаций, с обязательными пояснениями и комментариями преподавателя [5].

3. Акцент на вербальных средствах коммуникации, позволяющих повысить уровень восприятия учащимися транслируемой информации. Интонационно многообразная, отчетливая речь.

ISSN2078-102Д VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA 2023.15/2

4. Возможность использования обратной связи при возникновении технических неполадок на платформе «Электронная образовательная среда университета».

5. Использование заданий, предусматривающих совместную работу и направленных на выработку коммуникативных навыков.

6. Осмысленный подход к определению времени, отводимого на

выполнение заданий, учитывающий нюансы дистанционного формата.

Безусловно, существует ряд проблемных моментов в дистанционном формате обучения, которые требуют детальной проработки, что создает предпосылки для проведения дальнейших исследований, пополнения базы данных и тщательного изучения различных аспектов этой формы обучения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ендовицкий Д.А., Чупандина Е.Е. В ответ на требования времени: организация образовательного процесса в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2020. № 3. С. 5-12.

2. Заводчикова Н.И., Плясунова У.В., Суворова М.А. Использование системы дистанционного обучения MOODLE для организации самостоятельной работы студентов дневной формы обучения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22, № 4. С. 170-174.

3. Концептуальная записка: Образование в эпоху COVID-19 и в последующий период [Электронный ресурс]. URL: https://www. un.org/sites/un2.un.org/files/policy_brief_-_education_ during_covid-19_and_beyond_russian.pdf (дата обращения: 30.03.2021).

4. Перминова JI.M. Цифровое образование в контексте теории и практики // Вестник Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2020. № 42. С. 19-25.

5. ЯчинаН.П., Фернандез О.Г.Г. Развитие цифровой компетентности будущего педагога в образовательном пространстве вуза // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2018. № 1. С. 134-138.

REFERENCES:

1. Endovitsky D.A., Chupandina Е.Е. In response to the demands of the time: organization of the educational process in the context of preventing the spread of a new coronavirus infection // Bulletin of Voronezh State University. Series: Problems of higher education. 2020. No. 3. P. 5-12.

2. Zavodchikova N.I., Plyasunova U.V., Suvorova M.A. Using the MOODLE distance learning system to organize independent work of full-time students // Bulletin of Kostroma State University named after N.A. Nekrasov. Series: Pedagogy. Psychology. Social Kinetics. 2016. Vol. 22, No. 4. P. 170-174.

3. Concept note: Education in the era of COVID-19 and beyond [Electronic resource]. URL: https://www. un.org/sites/un2.un.org/files/policy_brief_-_education_during_covid-19_and_beyond_ russian.pdf (Accessed 30. 03.2021).

4. Perminova L.M. Digital education in the context of theory and practice // Bulletin of Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs. Series: Pedagogical and Psychological sciences. 2020. No. 42. P. 19-25.

5. Yachina N.P, Fernandez O.G.G. Development of digital competence of the future teacher in the educational space of the university // Bulletin of the Voronezh State University. Series: Problems of higher education. 2018. No. 1. P. 134-138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.