Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ'

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
141
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международное образование / образовательная миграция / социальнопсихологическая адаптация / интеракция / межличностная коммуникация / international education / educational migration / socio-psychological adaptation / interaction / interpersonal communication

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тхакушинов Асланчерий Китович, Ловпаче Фатима Гучипсовна, Пафифова Бэла Казбековна, Триль Юлия Николаевна

В последние десятилетия Россия стала частью единого мирового образовательного и культурного пространства. Расширение свобод и возможностей личности дает человеку право сформировать свой социально-профессиональный выбор, исходя из внутренних потребностей и личных интересов. Актуальность данной темы обусловлена ростом образовательной миграции и связанной с ней проблемой адаптации иностранных студентов к новой социокультурной среде. Целью исследования было изучение факторов, оказывающих влияние на процесс адаптации иностранных обучающихся в российском вузе. В работе были использованы методы анализа и синтеза, структурно-функциональный, а для получения эмпирических данных – интервьюирование и анкетирование. В ходе работы были определены факторы, влияющие на процесс адаптации иностранных обучающихся в российском образовательном учреждении. Прежде всего, это индивидуальные психологические качества личности, личные симпатии-антипатии обучающихся, а также религиозные, политические, общественные, этнопсихологические и духовные особенности. В результате исследования авторы пришли к выводу о необходимости разработки программ адаптации и внедрения их в образовательный процесс с учетом выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Тхакушинов Асланчерий Китович, Ловпаче Фатима Гучипсовна, Пафифова Бэла Казбековна, Триль Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS AT A RUSSIAN UNIVERSITY

In recent decades Russia has become a part of a global educational and cultural space. Expansion of individual freedoms and opportunities gives a person the right to form his social and professional choice based on internal needs and personal interests. The relevance of the topic is due to the growth of educational migration and the related problem of adaptation of foreign students to a new socio-cultural environment. The aim of the research is to study the factors influencing the adaptation process of foreign students in a Russian university. The methods of analysis and synthesis, structural and functional ones have been used, and to obtain empirical data interviewing and questioning have been used. In the course of the research the factors influencing the adaptation process of foreign students in a Russian educational institution have been identified. First of all, these are the individual psychological qualities of a person, personal sympathies and antipathies of students, as well as religious, political, social, ethnopsychological and spiritual characteristics. As a result of the study the authors have concluded that it is necessary to develop adaptation programs and introduce them into the educational process, taking into account the identified problems.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ»

УДК 316.6:378.1

DOI: 10.24411/2078-1024-2020-13015

Тхакушинов А.К., Ловпаче Ф.Г., Пафифова Б.К., Триль Ю.Н.

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ

Тхакушинов Асланчерий Китович, доктор социологических наук, профессор, действительный член (академик) Российской академии образования, президент ФГБОУ ВО «МГТУ», заведующий кафедрой философии, социологии и педагогики ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия

Ловпаче Фатима Гучипсовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры философии, социологии и педагогики ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия, е-mail: Fatima. lovpache@mail. т

Пафифова Бэла Казбековна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры философии, социологии и педагогики ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия, е-mail: bela.paf@yandex.ru

Триль Юлия Николаевна, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры философии, социологии и педагогики ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия, е-mail: seva.spb72@mail.ru

Аннотация

В последние десятилетия Россия стала частью единого мирового образовательного и культурного пространства. Расширение свобод и возможностей личности дает человеку право сформировать свой социально-профессиональный выбор, исходя из внутренних потребностей и личных интересов. Актуальность данной темы обусловлена ростом образовательной миграции и связанной с ней проблемой адаптации иностранных студентов к новой социокультурной среде.

Целью исследования было изучение факторов, оказывающих влияние на процесс адаптации иностранных обучающихся в российском вузе.

В работе были использованы методы анализа и синтеза, структурно-функциональный, а для получения эмпирических данных - интервьюирование и анкетирование. В ходе работы были определены факторы, влияющие на процесс адаптации иностранных обучающихся в российском образовательном учреждении. Прежде всего, это индивидуальные психологические качества личности, личные симпатии-антипатии обучающихся, а также религиозные, политические, общественные, этнопсихологические и духовные особенности. В результате исследования авторы пришли к выводу о необходимости разработки программ адаптации и внедрения их в образовательный процесс с учетом выявленных проблем.

Ключевые слова: международное образование, образовательная миграция, социально-психологическая адаптация, интеракция, межличностная коммуникация.

Для цитирования: Тхакушинов А.К., Ловпаче Ф.Г., Пафифова Б.К., Триль Ю.Н. Проблемы социально-психологической адаптации иностранных студентов в российском вузе //Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. Вып. 3(46). С. 126-134. DOI: 10.24411/2078-1024-2020-13015.

Tkhakushinov A.K., Lovpache F.G., Pafifova B.K., Tril Yu.N.

PROBLEMS OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS AT A RUSSIAN UNIVERSITY

Tkhakushinov Aslancheriy Kitovich, Doctor of Sociology, a professor, a full member (an academician) of the Russian Academy of Education, President of the FSBEI HE «MSTU», head of the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogy FSBEI HE «Maykop State Technological University», Maykop, Russia

Lovpache Fatima Guchipsovna, Candidate of Psychology, an assistant professor of the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogy FSBEI HE «Maykop State Technological University», Maykop, Russia, e-mail: Fatima. lovpache @mail. ru

Pafifova Bela Kazbekovna, Candidate of Pedagogics, an associate professor, an assistant professor of the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogy FSBEI HE «Maykop State Technological University», Maykop, Russia, e-mail: bela.paf@yandex.ru

Tril Yulia Nikolaevna, Candidate of Sociology, an associate professor, an assistant professor of the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogy FSBEI HE «Maykop State Technological University», Maykop, Russia, e-mail: seva.spb72@mail.ru

Abstract

In recent decades Russia has become a part of a global educational and cultural space. Expansion of individual freedoms and opportunities gives a person the right to form his social and professional choice based on internal needs and personal interests. The relevance of the topic is due to the growth of educational migration and the related problem of adaptation of foreign students to a new socio-cultural environment.

The aim of the research is to study the factors influencing the adaptation process of foreign students in a Russian university.

The methods of analysis and synthesis, structural and functional ones have been used, and to obtain empirical data interviewing and questioning have been used. In the course of the research the factors influencing the adaptation process of foreign students in a Russian educational institution have been identified. First of all, these are the individual psychological qualities of a person, personal sympathies and antipathies of students, as well as religious, political, social, ethnopsychological and spiritual characteristics. As a result of the study the authors have concluded that it is necessary to develop adaptation programs and introduce them into the educational process, taking into account the identified problems.

Keywords: international education, educational migration, socio-psychological adaptation, interaction, interpersonal communication.

For citation: Tkhakushinov A.K., Lovpache F.G., Pafifova B.K., Tril Yu.N. Problems of social and psychological adaptation of foreign students at a Russian university // Vestnik Majkopskogo Gosudarstvennogo Technologicheskogo Universiteta. 2020. Issue. 3 (46). P. 126-134. DOI: 10.24411 /2078-1024-2020-13015.

Развитие современного мира предполагает расширение границ взаимодействия различных стран и культур. Этот процесс охватывает различные области социальной жизни всех мировых государств, в том числе и сферу образования. Современные изменения в геополитике и культурно-социальной сфере нашей страны оказали большое влияние на образовательную (учебную) миграцию. Ежегодно в Российскую Федерацию прибывают тысячи молодых людей, чтобы получить знания в нашей стране. О большом интересе к российскому образованию говорят цифры: OECD (Международная организация экономического сотрудничества и развития - прим. авт.) отмечает, что в России обучается около «.. .3% студентов от общемирового количества молодых людей, решивших получать высшее образование за рубежом» [11]. В докладе Международного департамента и Центра социологических исследований приводится точная цифра — 156 211 иностранных студентов, конкурс на одно место (бюджет) составляет 5 человек [12]. И эти цифры увеличиваются каждый год.

Система российского международного образования ориентирована, прежде всего, на решение важнейших глобальных задач человечества, а также общие ценности культурно-экономической кооперации [8, с. 127]. Именно поэтому молодежь из разных стран мира выбирает обучение в России. Большой популярностью у иностранных обучающихся пользуются лечебный, инженерно-экономический, фармацевтический и технологический факультеты.

В связи с увеличением образовательной миграции возрос интерес ученых к изучению проблем, возникающих у иностранных обучающихся. Такие авторы, как М. Бельски, С.В. Березин,

С. Боннер, В.В. Гриценко, Н.М. Лебедева, К. Оберг, А.В. Переведенцев, В. Петер-сен, Е.Е. Письменная, Е. Равенштейн, Л.Л. Рыбаковский, V. Linneweber и др. исследуют социально-психологические проблемы современной учебной миграции. Несмотря на немалое количество работ в этой области, окончательно проблемы, связанные с образовательной миграцией, пока не изучены.

Основная задача, которая сегодня стоит перед иностранными обучающимися, приезжающими из другой страны в Россию, - получение образования. Молодой человек, временно обучающийся в другом государстве, подобен «визитеру», который после получения образования в вузе возвращается в родную страну, где реализует накопленный багаж знаний и опыта. Исследователи отмечают, что именно эти иностранцы-«визитеры» в процессе адаптации испытывают большие трудности: поскольку время их пребывания в чужой стране ограничено сроком обучения, им не удается в полной мере усвоить ценности и нормы культуры принимающего государства [4, с. 84]. При этом «процесс социально-психологической адаптации не может быть отделен от развития личности, ее становления. Напротив, он теснейшим образом связан с гармоническим развитием индивидуальности» [3, с. 220].

Во время обучения у иностранцев формируются разнообразные социальные связи и взаимодействия с новым социумом. Их характер, как правило, влияет не только на скорость и успех адаптации, но и на эффективность учебы иностранного обучающегося и уровень приобретенных им знаний и умений [5, с. 154].

В настоящее время в Республику Адыгея на подготовительный факультет

из разных стран прибывает молодежь, желающая не только изучить русский язык, но и в дальнейшем получить образование в Майкопском государственном технологическом университете. В процессе адаптации к новой среде у иностранных обучающихся возникает ряд проблем как психологических, так и связанных с образовательной деятельностью, получением знаний.

«Большой психологический словарь» определяет социальную адаптацию, во-первых, как процесс активного приспособления индивида к условиям окружающей среды, и во-вторых, как состояние человека, отражающее его возможности выполнить конкретные биосоциальные функции. К ним относятся адекватное восприятие окружающих реалий и собственного организма, а также адекватная система отношений и взаимодействия с окружающими [2, с. 19-20]. Исходя из этого можно сказать, что социальная адаптация - сложный процесс взаимодействия человека и окружающей среды (прежде всего, социального окружения), результаты которого могут быть различны:

- собственно приспособление человека к социальной среде жизнедеятельности, которое позволяет ему более или менее успешно функционировать как индивиду и участнику различных социальных ситуаций;

- активное утверждение человека в социальной среде, позволяющее ему не только успешно функционировать, но и личностно развиваться в общении и деятельности;

- конфликтное взаимодействие человека и среды, приводящее к дезадаптации: нарушениям функционирования, потере внутренней личностной активности, высокой психической напряженности и т.д. [1, с. 344-345].

Любой человек после прибытия в другое государство находится в состоянии стресса, вызванного «культурным шоком» [10, р. 178]. Обучающимся нужно не только приспосабливаться к другому климату, продуктам, непривычным

бытовым условиям, отсутствию родных и друзей, но и новому статусу, необычным традициям, культурным правилам, ценностям и нормам, принятым в чужой стране. Именно поэтому одной из важнейших задач университета является адаптация иностранных учащихся к новой образовательной и культурной среде.

Необходимость учета этнопсихологических особенностей в работе с иностранными обучающимися разных регионов не вызывает сомнения. В последнее время увеличилось количество обучающихся из стран ближнего зарубежья (Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан), африканских стран (Чад, Алжир), Ближнего Востока (Сирия, Палестина), Южной Азии (Непал), Латинской Америки (Бразилия) и т.д.

Для того чтобы выяснить круг проблем, с которыми сталкиваются иностранные обучающиеся в Республике Адыгея во время адаптации, авторы провели социально-психологическое пилотажное исследование методом интервьюирования и анкетирования. Выборка включала иностранных граждан, обучающихся на разных факультетах и специальностях Майкопского государственного технологического университета. Всего в исследовании участвовало около 100 обучающихся, а также преподаватели, работающие с ними.

В ходе работы выяснилось, что процесс адаптации к учебе в университете для многих обучающихся проходит тяжело. Так, 78% опрошенных отметили проблемы языкового и культурного барьера, возникающие при социальных контактах с местным населением. У 65% респондентов вызывают адаптационные сложности новый климат и отсутствие привычных продуктов. А 53% опрашиваемых указали на несоответствие принятого у них на Родине стиля одежды и манер поведения в общественных местах.

Активное межличностное общение, новые коммуникационные связи могут усугубить предвзятое отношение к иностранным гражданам со стороны

местного населения. Именно поэтому требуется выяснить, при каких условиях межэтническая интеракция может способствовать максимально комфортному общению и снизить вероятность возникновения конфликтов.

В результате проведенного исследования среди обучающихся на вопрос анкеты: «С какими сложностями Вы сталкиваетесь в общении с однокурсниками?» было выявлено, что (диагр. 1)

— 79% опрошенных указали, что не испытывали сложностей в общении.

— ни один отвечающий не столкнулся с предвзятым отношением со стороны окружающих,

— 15% отметили, что общение складывается по-разному и у 6% обучающихся общение не складывается.

При этом на вопрос: «С кем Вам легче всего устанавливать контакт?» (диагр. 2)

— 48% указали, что им легче устанавливать контакт с российскими обучающимися,

— 52% легче даются контакты с иностранными обучающимися из других стран.

Состав обучающихся по интеллектуальному уровню достаточно неоднороден. Не очень высокий уровень общеобразовательной подготовки в основном имеют студенты из Средней Азии (Таджикистан, Туркменистан), в связи с чем они чувствуют себя неуверенно и поэтому большое значение придают комфортной психологической обстановке на занятиях, ценят желание преподавателя помочь. Это стимулирует их, эмоционально поддерживает, способствует эффективному результату. С какими же трудностями сталкиваются обучающиеся непосредственно в процессе обучения?

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Как правило, все лекционные занятия вызывают чувство разочарования, напряженности и паники, поскольку обучающийся не успевает усвоить научную информацию, передаваемую в быстром темпе на чужом языке. Страх допустить ошибку, боязнь насмешек со стороны однокурсников приводят к естественным защитным реакциям организма на стресс: беспокойству, растерянности, сомнениям, волнениям, интроверсии. Выполнение конспектов лекций сопровождается страхом перед преподавателем обнаружить непонимание материала и беспомощность в грамотном и четком изложении своих идей письменно.

Приэтом чтение не вызы вает особых сложностей у иностранн ых обучающихся, однако, анализ текста, выполнение различных з аданий по его содержанию создают лзределенные труд ности о поэтому при в одят к апат ии , ску ку, нбру-шениям дисциплины и в конечном счете нежзланшовыпол нять треб ования преподавателя. Не меньшие затрстиения

вызывает и устный опрос по изученной теме. Сомнения в правильности ответов, недостаток лексики при изложении усвоенного материала, страх совершить ошибку - всё это вызывает состояние длительного стресса.

На вопрос анкеты: «Легко ли вам рассказывать учебный материал?» (диагр. 3) обучающиеся отвечали следующим образом:

- 24% испытывают затруднения при изложении учебного материала.

- 3% студентов не могут отвечать перед аудиторией,

- 12% способны отвечать только преподавателю без группы. Однако большинство — 58% достаточнолегко могут изложить озучнатыо оатериал. Что подтверждают и преподаватели, работающие в этих группах.

При этом двох знаоое языка (Чнтгр. 8% толыко РТЫ оцениреют, как хорошее. А 90% - большинство указали, что нвплохв гладеютрхсскомязыкох, хотя периодииески ивпхггыохюттрудности.

Диаграмма 3

12%

Легко ли Вам рассказывать учебный материал

Диаграмма 4

Как Вы оцениваете свое знание русского языка

Неудачи в учебе и стрессовые ситуации обучающиеся переживают по-разно му.Навопр ос « Как В ы реагируете та неудачу?» (диагр. 5)

— 54% респондентов ответили, что пepeживaюа неуд ачи внутри се бя, стараясь не проя влять эмоции;

— 20% очень эмоциональны, могут проявлять бурную реакцию;

— 26% стараются спокойно решить проблему, не проявляя эмоции, умеют управлять ими.

Од Ту

ограничивается только учебой. С кем же проводят С2ободное время р ебята из других стран? (диагр. 6)

Свободное от учебы время 58% опрошенных предпочитают проводить со с о-имисоотечественниками, ВУеотдыха-ют вместе с деузьуми иу имугихстран и только 15% проводят досуг с российски-ми[ обучающимиса.

Нужно заметить, при-

езжающая на обучение, характеризуе ся некоторым этноцентризмом. Особенно он отмечается у девушек. Их приезжает в Россию меньше, чем парней, они более сеуснителсны, чыэтоды Дольивую чесые сыободноуо времдни пуивудят дома (по месту жительства).

Ответы oпpбшбвaeDыx на вои прос: «С уемВам лeтpeвРICтpaиеaть

Диаграмма 5

Как Вы реагируете на неудачу

Диаграмма 6

С кем Вы предпочитаете проводить свободное от учебы время

15%

58%

личные отношения?» Были следующими (диагр. 7):

- 47% опрошенных готовы выстраивать свои личные отношения только со своими соотечественниками;

— 38% ценят представителей противоположного пола из России (в основном мужчины) и 15% готовы строить взаимоотношения с представителями из

других стран. В процессе изучения вопроса адаптации иностранных студентов Майкопского государственного технологического университета было установлено, что на социально-психологическую интеракцию представителей различных этнокультурных групп влияет ряд факторов. Это прежде всего индивидуальные психологические качества и личные

Диаграмма 7

С кем Вам легче выстраивать личные отношения

симпатии-антипатии обучающихся, а также религиозные, политические, общественные, этнопсихологические и духовные особенности принимающего социума.

Не меньшее воздействие оказывают стереотипы и ментальные установки, а также небольшой жизненный и коммуникативный опыт иностранной молодежи. Именно поэтому требуется дальнейшее изучение и конкретизация всех вышеперечисленных факторов.

В результате проведенного анализа можно констатировать, что система подготовки иностранных обучающихся нуждается в ее дальнейшем совершенствовании. Можно рекомендовать разработать для иностранных обучающихся первого года обучения примерные

адаптационные программы социально-психологической, коммуникативной направленности, способные помочь гармонично адаптироваться и успешно взаимодействовать с местным социумом.

Также эффективным и успешным способом реализации адаптационных программ будет разработка и внедрение в учебный процесс психологических тренингов, которые будут включать в себя блоки, направленные на успешный процесс приспособления к ситуации.

Знание психологических особенностей и ментальных установок обучающихся позволяет преподавателю ориентироваться в различных ситуациях общения, предотвращать недоразумения и обогащать диапазон педагогического взаимодействия.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. 2-е изд., перераб. СПб.: Питер, 2008. 368 с.

2. Большой психологический словарь / сост. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 672 с.

3. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979. С.219-233.

4. Камара Ишака. Иностранные студенты в России: проблемы социальной адаптации. // Теория и практика общественного развития. 2012. № 8. С. 82-85.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ловпаче Ф.Г. Социально-психологические аспекты образовательной миграции // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия, 3: Педагогика и психология. 2016. № 4 (188). С. 149-154.

6. Пафифова Б.К. К вопросу о формировании коммуникативной культуры профессионального и межличностного общения у будущих специалистов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2014. Вып. 3. С. 116-121.

7. Письменная Е.Е Учебная миграция в Россию: современные тенденции. М., 2008.

8. Триль Ю.Н. Национальные обряды и этнокультурное образование // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2016. Вып. 1. С. 126-131.

9. Berry J.W. Immigration, acculturation and adaptation // Applied psychology: An international review. 1997. Vol. 46. P 5-34.

10. Oberg K. Culture shock: adjustment to new cultural environments // Practical Anthropology. 1960. Vol. 7. P. 177-182.

11. Доклад на официальном сайте OECD «Overview of the education system (EAG 2019)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gpseducation.oecd.org/CountryProfile?primaryCo untry=RUS&treshold=5&topic=EO

12. Студенты из Китая - вторые по численности иностранцы в российских вузах [Электронный ресурс] // Ведомости. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/management/ articles/2015/08/11/604362-kitaiskie-studenti-rossiiskih-vuzah.

REFERENCES:

1. Bityanova M.R. Social Psychology: a textbook. 2nd ed., rev. SPb.: Peter, 2008. 368 p.

2. Big psychological dictionary / comp. by B.G. Meshcheryakov, V.P. Zinchenko. SPb.: Prime-EVROZNAK, 2007. 672 p.

3. Zotova O.I., Kryazheva I.K. Some aspects of social and psychological adaptation of a personality // Psychological mechanisms of social behavior regulation. M., 1979. P. 219-233.

4. Kamara Ishaka. Foreign students in Russia: problems of social adaptation. // Theory and practice of social development. 2012. No. 8. P. 82-85.

5. Lovpache F.G. Socio-psychological aspects of educational migration // Bulletin of the Adygh State University. Series, 3: Pedagogy and Psychology. 2016. No. 4 (188). P. 149-154.

6. Pafifova B.K. On the question of the formation of a communicative culture of professional and interpersonal communication among future specialists // Bulletin of the Maykop State Technological University. 2014. Issue. 3. P. 116-121.

7. Pismennaya E.E. Educational migration to Russia: current trends. M., 2008.

8. Tril Yu.N. National rituals and ethnocultural education // Bulletin of Maykop State Technological University. 2016. Issue. 1. P. 126-131.

9. Berry J.W. Immigration, acculturation and adaptation // Applied psychology: An international review. 1997. Vol. 46. P 5-34.

10. Oberg K. Culture shock: adjustment to new cultural environments // Practical Anthropology. 1960. Vol. 7. P. 177-182.

11. Report on the official website of the OECD «Overview of the education system (EAG 2019)» [Electronic resource]. Access mode: https://gpseducation.oecd.org/CountryProfile?primaryCountry= RUS&treshold=5&topic=EO

12. Students from China are the second largest foreigners in Russian universities [Electronic resource] // Vedomosti. Access mode: http://www.vedomosti.ru/management/articles /2015/08/11/604362-kitaiskie-studenti-rossiiskih-vuzah.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.