Научная статья на тему 'Опыт открытия высшего учебного заведения в регионе в постперестроечный период'

Опыт открытия высшего учебного заведения в регионе в постперестроечный период Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление в образовании / реформы в образовании / реги-ональное образование / Майкоп / Адыгея / МГТУ / Асланчерий Тхакушинов / откры-тие университета / востребованные профессии / престижные профессии / management in education / reforms in education / regional education / Maykop / Adygea / MSTU / Aslancheriy Tkhakushinov / establishing a university / demand-ed professions / prestigious professions.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тхакушинов Асланчерий Китович, Сиюхова Аминет Магаметовна

Предметом исследования в статье являются мероприятия по открытию нового технического вуза в г. Майкоп Республики Адыгея в сложных социально-политических и социально-экономических условиях переходного периода в исто-рии России 1990-х годов. Авторами достоверно описываются события и кон-кретные управленческие решения в ходе реализации идеи создания нового вуза на базе трех техникумов. Критерием достоверности служит тот факт, что один из авторов был главным инициатором данной идеи и непосредственным испол-нителем. Междисциплинарный характер исследования обусловил комплексный метод, сочетающий исторический подход, методологию социологии управления, исследовательский аппарат социологии образования как составной части социо-логии культуры, и автобиографический метод, основанный на личных воспоми-наниях авторов. Научная новизна заключается в выборе объекта исследования – Майкопского государственного технологического университета. Основные выво-ды статьи: планы по реорганизации какой-либо социальной сферы легче всего ре-ализовывать, когда в обществе назрели кризисные ситуации и у большинства населения возникло желание перемен; успеху дела в значительной мере должно содействовать наличие сильного лидера, который бы рационально совмещал лич-ные карьерные амбиции с безусловным желанием принести пользу стране и реги-ону; для реализации социального проекта по созданию нового вуза в регионе необ-ходимо было наличие объективной потребности в обучении специалистов по ме-ту жительства; немаловажным фактором успешности проекта является спо-собность лидера противостоять неизбежному противодействию конкурентов в сфере имеющегося сектора образовательной деятельности и инертности управ-ленцев, не понимающих необходимости нововведений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тхакушинов Асланчерий Китович, Сиюхова Аминет Магаметовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF ESTABLISHING A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION IN THE REGION IN THE POST-PERESTROIKA PERIOD

The subject of the research is establishing a new technical university in the city of Maykop, the Republic of Adygea in difficult socio-political and socio-economic conditions of the transition period in the history of Russia in the 1990s. The authors reliably describe events and specific managerial decisions during the implementation of the idea of creat-ing a new university on the basis of three technical schools. The criterion of reliability is the fact that one of the authors was the main initiator of this idea and the direct executor. The interdisciplinary nature of the study led to a comprehensive method that combined the historical approach, the methodology of management sociology, the research appa-ratus of the sociology of education as an integral part of the sociology of culture, and the autobiographical method based on the personal memories of the authors. Scientific novel-ty lies in the choice of the object of the research Maykop State Technological University. The main conclusions of the are the following: it is easier to implement plans for the re-organization of any social sphere when crisis situations have ripened in society and the majority of the population have a desire for change; the success of the business should be facilitated to a large extent by the presence of a strong leader who would rationally com-bine personal career ambitions with an unconditional desire to benefit the country and the region. To implement a social project and to create a new university in the region, it was necessary to have an objective need for training local specialists. An important factor in the success of the project is the ability of the leader to withstand the inevitable opposi-tion of competitors in the field of the existing educational sector and passivity of manag-ers who do not understand the need for innovation.

Текст научной работы на тему «Опыт открытия высшего учебного заведения в регионе в постперестроечный период»

ISSN 2078-1024

VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

УДК 378.6

DOI: 10.24411/2078-1024-2020-11016

Тхакушинов А.К., Сиюхова А.М.

ОПЫТ ОТКРЫТИЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В РЕГИОНЕ В ПОСТПЕРЕСТРОЕЧНЫЙ ПЕРИОД

Тхакушинов Асланчерий Китович, доктор социологических наук, профессор, действительный член (академик) Российской академии образования, президент ФГБОУ ВО «МГТУ», заведующий кафедрой философии, социологии и педагогики ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия

Сиюхова Аминет Магаметовна, доктор культурологии, доцент, профессор кафедры философии, социологии и педагогики

ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия Е-mail: aminsi@mail.ru

Предметом исследования в статье являются мероприятия по открытию нового технического вуза в г. Майкоп Республики Адыгея в сложных социально-политических и социально-экономических условиях переходного периода в истории России 1990-х годов. Авторами достоверно описываются события и конкретные управленческие решения в ходе реализации идеи создания нового вуза на базе трех техникумов. Критерием достоверности служит тот факт, что один из авторов был главным инициатором данной идеи и непосредственным исполнителем. Междисциплинарный характер исследования обусловил комплексный метод, сочетающий исторический подход, методологию социологии управления, исследовательский аппарат социологии образования как составной части социологии культуры, и автобиографический метод, основанный на личных воспоминаниях авторов. Научная новизна заключается в выборе объекта исследования -Майкопского государственного технологического университета. Основные выводы статьи: планы по реорганизации какой-либо социальной сферы легче всего ре-ализовывать, когда в обществе назрели кризисные ситуации и у большинства населения возникло желание перемен; успеху дела в значительной мере должно содействовать наличие сильного лидера, который бы рационально совмещал личные карьерные амбиции с безусловным желанием принести пользу стране и региону; для реализации социального проекта по созданию нового вуза в регионе необходимо было наличие объективной потребности в обучении специалистов по мету жительства; немаловажным фактором успешности проекта является спо-

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

собность лидера противостоять неизбежному противодействию конкурентов в сфере имеющегося сектора образовательной деятельности и инертности управленцев, не понимающих необходимости нововведений.

Ключевые слова: управление в образовании, реформы в образовании, региональное образование, Майкоп, Адыгея, МГТУ, Асланчерий Тхакушинов, открытие университета, востребованные профессии, престижные профессии

Для цитирования: Тхакушинов А.К., Сиюхова А.М. Опыт открытия высшего учебного заведения в регионе в постперестроечный период // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. Вып. 1(44). С. 159-170. DOI: 10.24411/2078-1024-2020-11016.

Tkhakushinov A.K., Siyukhova A.M.

EXPERIENCE OF ESTABLISHING A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION IN THE REGION IN THE POST-PERESTROIKA PERIOD

Tkhakushinov Aslancheriy Kitovich, Doctor of Sociology, professor, a full member (academician) of the Russian Academy of Education, President of FSBEI HE "MSTU", head of the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogy FSBEI of HE "Maykop State Technological University", Maykop, Russia

Siyukhova Aminet Magametovna, Doctor of Cultural Studies, an associate professor, professor of the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogy FSBEI of HE "Maykop State Technological University", Maykop, Russia E-mail: aminsi@mail.ru

The subject of the research is establishing a new technical university in the city of Maykop, the Republic of Adygea in difficult socio-political and socio-economic conditions of the transition period in the history of Russia in the 1990s. The authors reliably describe events and specific managerial decisions during the implementation of the idea of creating a new university on the basis of three technical schools. The criterion of reliability is the fact that one of the authors was the main initiator of this idea and the direct executor. The interdisciplinary nature of the study led to a comprehensive method that combined the historical approach, the methodology of management sociology, the research apparatus of the sociology of education as an integral part of the sociology of culture, and the autobiographical method based on the personal memories of the authors. Scientific novelty lies in the choice of the object of the research - Maykop State Technological University. The main conclusions of the are the following: it is easier to implement plans for the reorganization of any social sphere when crisis situations have ripened in society and the majority of the population have a desire for change; the success of the business should be

160

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

facilitated to a large extent by the presence of a strong leader who would rationally combine personal career ambitions with an unconditional desire to benefit the country and the region. To implement a social project and to create a new university in the region, it was necessary to have an objective needfor training local specialists. An important factor in the success of the project is the ability of the leader to withstand the inevitable opposition of competitors in the field of the existing educational sector and passivity of managers who do not understand the needfor innovation.

Key words: management in education, reforms in education, regional education, Maykop, Adygea, MSTU, Aslancheriy Tkhakushinov, establishing a university, demanded professions, prestigious professions.

For citation: Tkhakushinov A.K., Siyukhova A.M. The experience of establishing a higher educational institution in the region in the post-perestroika period // Vestnik Maykopskogo Gosudarstvennogo Technologicheskogo Universiteta. 2020. Issue 1(44). P. 159-170. DOI: 10.24411/2078-1024-2020-11016.

Вопросы развития современного высшего образования носят острый, порой конфликтный характер, чему есть множество причин исторического, экономического, политического и социокультурного характера. Не случайно этим вопросам посвящено немало научных публикаций отечественных и зарубежных исследователей, раскрывающих комплексно, либо точечно данную проблему [1; 2; 3; 4]. Реформы, захватившие нашу страну в начале 1990-х годов, не могли не отразиться на системе образования. Отказ от социалистических принципов в политике и экономике привел управленцев высшего федерального уровня к мысли о необходимости изменения советской системы образования, несмотря на то, что она обеспечивала достаточно высокое качество подготовки специалистов и имела авторитет на международном уровне [5].

Исследователи обращают внимание, что в первые постсоветские годы произошло перераспределение управления образованием с жестко централизованного на рассредоточенное путем передачи управленческих полномочий из федерального центра субъектам федерации и муниципалитетам. В этом процессе многие увидели источник снижения общего качества профессиональной подготовки специалистов и повод к тотальному развалу системы образования. Однако другие отметили, что помимо негативных тенденций, такая децентрализация позволила регионам усилить свои возможности в расширении собственного образовательного пространства [3; 6; 7].

Известно, что по статистическим данным в советский период в России соотношение количества учебных заведений и численности населения по регионам было

161

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

весьма неравномерным. Так, на начало 1990-х гг. в самом благополучном в этом отношении Центральном федеральном округе на 10000 человек приходилось 241 студент, при этом в Южном и Северо-Кавказском округах в среднем этот индекс был равен 146, что было самым низким показателем по сравнению со всеми остальными регионами России [8, с. 72]. Нехватка мест в вузах для потенциальных студентов у себя дома вынуждала их уезжать в другие регионы для обучения. После получения образования в центральных городах России львиная доля выпускников не возвращалась к месту своего жительства, тем самым обусловливался постоянный дефицит квалифицированных кадров для разных отраслей хозяйства на местах.

Главным толчком к изменению сложившейся ситуации стало принятие в 1992 г. «Закона об образовании», позволившего разомкнуть жесткие границы государственного контроля в системе подготовки специалистов в вузе. Следующим шагом стали разработка и принятие в 1993 г. проекта «Региональные проблемы образования» в рамках Федеральной программы развития образования, в котором предусматривалась поддержка развития образовательных учреждений регионов с учетом местных социально-экономических и культурных потребностей и интересов [6, с. 76]. Регионам были переданы полномочия по регулированию количества и профессиональной направленности образовательных организаций, что дало возможность открытия дополнительных специальностей в имеющихся вузах, а также формирования новых образовательных учреждений вузовского типа и множества филиалов вузов центральных городов в небольших населенных пунктах.

Отмена количественного ограничения абитуриентов вузов за счет организации коммерческих мест в негосударственных образовательных учреждениях позволила поступать в институты и университеты всем желающим, независимо от уровня их базовых школьных знаний. В данном случае перед организаторами новых образовательных учреждений стояла дилемма - получить быструю прибыль сейчас в коммерческих негосударственных образовательных организациях, обеспечив выпускников дипломами, но не высоким уровнем знаний по профессии, либо идти трудным путем создания нового учебного заведения в рамках государственного сектора, постепенно наращивая кадровый и материальный потенциал, привлекая абитуриентов для получения престижных профессий, при этом развивая сферу подготовки необходимых для региональной экономики специалистов технологической и социальной направленности.

Большинство организаторов новых образовательных учреждений пошли по первому пути. В регионах было открыто огромное количество филиалов вузов центральных российских городов, часто в необорудованных помещениях и без необходимой лабораторной базы. Так, например, с 1991 по 2006 г. на Дальнем

162

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

Востоке работали 46 филиалов дальневосточных вузов и 26 филиалов крупных вузов из других регионов страны [9, с. 226]. В этот же период в Республике Адыгея функционировали более двух десятков хозрасчетных филиалов вузов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Краснодара. Время показало их несостоятельность, и большинство из них были закрыты по собственной инициативе из-за отсутствия перспективы развития, либо были ликвидированы по решению Министерства образования как неэффективные.

Идея создания нового высшего учебного заведения на бюджетной основе в г. Майкоп, получившего статус республиканского центра Республики Адыгея в 1991 г., принадлежала А.К. Тхакушинову, одному из авторов настоящей статьи, в то время занимающему должность директора профессионально-технического училища. Как известно, в начале 1990-х гг. в результате резкого изменения политико-экономической ситуации после распада СССР, не обеспеченной достаточно обоснованной с научно-теоретической и государственно-законодательной точек зрения, произошел значительный спад промышленного производства, большинство предприятий региона сократили объемы выпуска продукции, либо были вовсе ликвидированы [6, с. 75]. Так закрылся завод по производству мебели «Дружба», являвшийся долгие годы одним из главных градообразующих предприятий г. Майкопа. В такой ситуации значительно упал спрос на специалистов рабочих и среднетехнических профессий, массово готовившихся в системе среднего профессионального образования в республике. Новые рыночные отношения в стране требовали гибкого реагирования на меняющиеся потребности населения в получении востребованных престижных профессий. Имеющийся в Адыгее единственный университет не мог удовлетворить данные потребности, поэтому у обладающего качествами дальновидности и расчетливости, а также склонного к гуманистическим идеалам социально-экономического развития родного края А.К. Тхакушино-ва возник амбициозный план открытия технологического института на имеющейся учебно-материальной базе трех техникумов - деревообрабатывающего, автодорожного и сельскохозяйственного.

В сложных условиях экономической и политической нестабильности последнего десятилетия XX века идея реорганизации и объединения техникумов в новый вуз испытывала сильное противодействие в первую очередь со стороны директоров этих техникумов и руководства действующего университета. Первые понимали, что с реорганизацией неизбежно понизится их статус, и из главных руководителей они в лучшем случае станут деканами, или заведующими кафедрами. Управленцы Адыгейского государственного университета также не могли не видеть в новом вузе конкурента, предлагающего подготовку по востребованным

163

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

профессиям и оттягивающего часть потенциальных абитуриентов. Однако поток протестных писем с их стороны в руководящие органы республики не остановил А.К. Тхакушинова, возможно даже добавил азарта в борьбе за достижение поставленных целей. Предпринятые им неоднократные поездки в Москву на встречу с руководителями Минобра, представленный пошаговый проект реорганизации техникумов в технологический вуз, убедительно изложенные экономические и социальные обоснования необходимости его открытия привели к желаемому результату, и 13 декабря 1993 г. было принято постановление Правительства Российской Федерации №1279 о создании на базе трех техникумов Майкопского государственного технологического института. Первым ректором был назначен сам А.К. Тхакушинов, имеющий на тот период, помимо опыта работы руководителем в профессиональном учебном заведении, ученую степень кандидата педагогических наук. Нужно добавить, что бывшие директора техникумов получили руководящие должности в новом вузе и проработали в нем до конца своей профессиональной карьеры вплоть до выхода на пенсию.

В 1994 году Майкопский государственный технологический институт (МГТИ) получил лицензию на право ведения образовательной деятельности по 10 образовательным программам в сфере высшего и 12 программам в сфере среднего профессионального образования и осуществил первый набор студентов. В 2004 году после успешного прохождения государственной аккредитации с установлением государственного аккредитационного статуса по типу «высшее учебное заведение» вида «университет» Майкопский государственный технологический институт был переименован приказом Минобразования России от 25.03.2004 №8 в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Майкопский государственный технологический университет» (МГТУ).

При решении о направленности профессиональной подготовки студентов в МГТУ были учтены потребности Адыгеи в специалистах регионального хозяйственно-экономического комплекса, а также степень престижности профессий, сложившаяся на тот период. Так, основываясь на долгосрочной программе развития туризма в республике, обладающей богатым природно-ландшафтным потенциалом, могущим приносить стабильную экономическую прибыль и удовлетворять рекреационные потребности не только местного населения, но и туристов из других регионов России и из-за рубежа, был организован факультет новых социальных технологий, готовящий специалистов в области туроператорской деятельности, сервиса и связей с общественностью. Первые наборы на это направление составляли более сотни человек, обучающихся на бюджетных местах. По мере насыщения рынка рабочих мест в этом сегменте экономики прием на данные специальности постепенно

164

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

сокращался, и на сегодняшний день продолжается их выпуск в минимальном объеме для поддержания стабильного кадрового обеспечения отрасли.

Необходимость сохранить уникальный природный комплекс Республики Адыгея потребовал подготовку специалистов в сфере охраны окружающей среды и техносферной безопасности. Экологический факультет, открытый одним из первых в МГТУ, впоследствии расширил круг профессиональной направленности и стал выпускать также специалистов лесного хозяйства и ландшафтного строительства. Обучение специалистов и бакалавров по этим профессиям осуществляется стабильно по настоящее время, количество абитуриентов на бюджетные места ежегодно остается в пределах 50 человек.

На обеспечение потребностей народно-хозяйственного комплекса Республики Адыгея направлена деятельность технологического, инженерного факультетов и факультета аграрных технологий. Производство и промышленная переработка продукции сельского хозяйства, организация работы транспорта и безопасности дорожного движения, строительство гражданских и промышленных объектов, развитие нефтегазового сектора производства обеспечиваются выпускниками аграрного, инженерного и технологического факультетов вуза. Интенсивно развивающаяся тенденция цифровизации всех отраслей народного хозяйства потребовала большое количество специалистов в сфере информационных технологий, которых начал готовить МГТУ на факультете информационных систем в экономике и юриспруденции. В 2004 г. в результате огромных усилий, предпринятых руководством университета, при вузе был открыт медицинский институт, готовящий врачей, которых в республике, особенно в сельской местности, до этого периода ощущалась острая нехватка.

Общая тенденция в стране постперестроечного периода на смещение интересов абитуриентов к престижным профессиям с точки зрения получения хороших материальных дивидендов в дальнейшем была учтена и в МГТУ. С самого начала деятельности вуза были открыты финансово-экономический факультет и факультет управления, готовящие специалистов в сфере банковского дела, экономики, маркетинга, менеджмента, государственного и муниципального управления. Впоследствии также было организовано обучение бакалавров по специальности юриспруденция. Заметная доля мест на этих направлениях была хозрасчетной, т.е. обучающиеся лично оплачивали обучение по профессии. Огромные наборы на данные специальности в начале 2000-х гг. постепенно уменьшились в связи с недостатком рабочих мест по этим профессиям, и в настоящее время подготовка по ним ведется исключительно на хозрасчетной основе. При этом, сегодня у выпускников, уже имеющих дипломы юристов и экономистов, есть возможность заочно получить второе высшее образование по профессии нефтяников, специалистов

165

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

электросетей, транспортных процессов и других востребованных направлений, в соответствии со сложившейся экономической ситуацией в регионе. Таких примеров в практике Майкопского государственного технологического университета существует множество, причем, за вторым технологическим образованием в вуз приходят не только его выпускники, но и закончившие другие вузы.

В начале своего пути Майкопский государственный технологический университет испытывал все трудности, характерные для образовательной системы страны конца 1990-х - начала 2000-х гг. В эти годы, по справедливому замечанию И.Ю. Костюченко, в российском образовании происходило столкновение двух противоположных тенденций. Внешний негативный фактор влияния выражался в инвестиционном кризисе, снижении уровня финансирования образования, отсталости материально-технического обеспечения и пр., что подталкивало образовательную систему к обвалу. Однако в противодействие такой тенденции действовал другой фактор - внутренний, заключавшийся в саморазвитии образовательной системы, росте ее внутреннего потенциала, в интенсивном развитии сферы образовательных услуг [10]. В Майкопском государственном технологическом университете в русле второй тенденции для повышения научно-педагогической квалификации действующего педагогического состава и будущих производственников уже в 1996 году была открыта аспирантура, а в 1998 и 2005 году - специализированные советы по защите кандидатских диссертаций по сельскохозяйственным, биологическим и экономическим специальностям. Постепенно повысился общий уровень остепененности преподавателей вуза, и сегодня на некоторых кафедрах он составляет 100 %. Это явилось несомненно важным фактором повышения качества образования выпускников МГТУ.

На современном этапе важным показателем эффективности высшего учебного заведения является включенность в международные связи по подготовке специалистов для иностранных государств, а также обучение по обмену местных студентов - граждан России - в зарубежных странах. Чтобы соответствовать данному критерию в МГТУ в 2003 г. был открыт факультет международного образования, готовящий иностранных студентов к обучению в российских вузах, на котором учатся студенты из Африки, Ближнего востока, Средней Азии, Восточной Европы и Южной Америки. Многие из выпускников факультета успешно закончили подготовку по основной профессии в МГТУ и других университетах России и стали авторитетными специалистами и управленцами во многих профессиональных сферах своих стран. Также десятки лучших студентов МГТУ из Адыгеи получили возможность прохождения практики в зарубежных университетах.

Статус университета предполагает активную научно-исследовательскую деятельность, чему вуз соответствует в полной мере. В представлении МГТУ на

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

сайте Министерства образования и науки Республики Адыгеи указывается, что значительный интерес для развития экономики региона и России в целом представляют разрабатываемые сегодня в университете направления развития науки и техники, такие как исследования процессов формирования и регулирования рыночной экономики в республике; устойчивое развитие горных и предгорных районов Республика Адыгея; биология, селекция и разведение новых сортов плодовых культур, курильского чая; анализ развития и разработка прогнозных сценариев сельскохозяйственного производства в регионе; работы по изучению рекреационного потенциала и туристских ресурсов Республики Адыгея; работы в области производства органоминеральных удобрений, биогаза; сохранение старых «черкесских садов» и пр. [11]

В 2018 г. Майкопский государственный технологический университет отметил значимую дату - 25-летие со дня основания. За столь короткий срок вуз стал крупным учебным и научно-исследовательский центром федерального значения. Он объединяет свыше 10 тысяч студентов, учащихся, аспирантов, докторантов, преподавателей и сотрудников, занятых в образовательном процессе по программам высшего и среднего профессионального образования, программам подготовки кадров высшей квалификации, переподготовки и повышения квалификации работающего населения, программам дополнительного образования школьников. Университет имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности по 70 образовательным программам, направлениям и специальностям.

Несмотря на общие трудности, испытываемые в системе российского образования на современном этапе, МГТУ находится в фарватере новых образовательных и управленческих технологий. Ярким примером тому может служить лидирующее место университета во внедрении в образовательную деятельность принципов бережливого производства, активно применяющего на практике программу «Бережливый вуз». Приемник А.К. Тхакушинова на посту ректора университета С.К. Куижева стала председателем ассоциации бережливых вузов России, что является прямым доказательством высоких достижений МГТУ в деле бережливого производства. Университет не только сам перешел на платформу бережливости, но и обучил на базе организованной «Фабрики процессов» огромное число работников разных отраслей экономики и управления Республики Адыгея основным принципам и методам бережливого ведения хозяйственной и управленческой деятельности.

Проанализировав бесценный опыт создания нового вуза в государстве с развитой системой высшего образования, можно сделать определенные выводы, которые будут учтены следующими поколениями реформаторов. Во-первых, подобные планы легче всего реализовывать, когда в обществе назрели кризисные

167

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

ситуации и у большинства населения возникло желание перемен. Уловить момент, когда происходят кардинальные сдвиги в сознании общества и, особенно, в сознании элиты, увидеть эту точку бифуркации, открывающую новые возможности социального развития - задача, посильная выдающимся личностям. Успеху дела в значительной мере должно содействовать наличие такого лидера, который бы рационально совмещал личные карьерные амбиции с безусловным желанием принести пользу стране и региону. Отбросив излишнюю скромность, скажем, что основатель и первый ректор МГТУ А.К. Тхакушинов обладал в полной мере данными качествами. Это позже подтвердилось тем, что в 2007 г. указом президента России он был назначен на должность главы Республики Адыгея, которую с успехом исполнял более 10 лет.

Во-вторых, для реализации нового социального проекта, каким является открытие нового вуза, необходимо было наличие объективной потребности в обучении специалистов по мету жительства с тем, чтобы противодействовать выездной образовательной миграции населения и формировать стабильную систему обеспечения высококвалифицированными специалистами региональное производство и управление.

В-третьих, немаловажным фактором успешности проекта является способность лидера противостоять неизбежному противодействию конкурентов в сфере имеющегося сектора образовательной деятельности и инертности управленцев, не понимающих необходимости нововведений, превратить противников в союзников, убедив их пользе дела не только для общества, но и для них лично.

В-четвертых, для успешности нового образовательного учреждения лидеру необходим подбор команды единомышленников, в первую очередь мотивированных любовью к профессии педагога и способных выдержать временные трудности, неизбежно связанные с множеством болезней роста.

Современное общество и государство понимает важность развития образовательного пространства. В доказательство этому можно упомянуть реализуемый на современном этапе нацпроект «Образование», направленный на оптимизацию всех ступеней образовательной сферы, в том числе и уровня высшего профессионального образования. В последнем обращении к Федеральному собранию 15 января 2020 г. президент России В.В. Путин обозначил приоритет внимания к развитию сферы образования на всех уровнях, начиная от дошкольного заканчивая университетским. Таким образом, можно сделать выводы, что в данной сфере наступили времена, когда все хотят перемен. Вместе с политической элитой к позитивным преобразованиям, способным вернуть высокий статус и международное признание отечественной школе, готово все педагогическое сообщество. Однако

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

нужно понимать, что безусловно необходимое количественное увеличение классов, школ, ссузов и вузов, обеспечение образовательных учреждений компьютерными классами, организация бесплатного питания в младших классах, увеличение бюджетных мест в региональных вузах и пр. сами по себе не дадут желаемого эффекта. Главным средством достижения поставленных целей должны стать люди - грамотные, гуманистически ориентированные управленцы и профессиональные, любящие свою работу, преподаватели.

Литература:

1. Рыбаков С.В. Дискурсивные контексты единого образовательного пространства // Дискурс-Пи. 2018. №1(30). С. 33-39.

2. Егоршин А.П., Гуськова И.В. Тенденции развития системы образования в России // Экономика и управление. 2012. №2(76). С. 120-125.

3. Горбунов А.П. Российская высшая школа в условиях рыночных реформ 1990-х гг. // Новый исторический вестник. 2006. №1(14). С. 181-207.

4. Brennan B. Continuing Professional Education in Australia: A Tale of Missed Opportunities. Springer Singapore, Springer Science+Business Media Singapore, 2016. 257 p.

5. Чжан Я. Основные принципы политики РФ в сфере высшего образования в 1990-е годы // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: материалы VIII Международной научно-практической конференции / отв. ред. Д.В. Буяров, Д.В. Кузнецов. Благовещенск, 2018. С. 612-615.

6. Мерзлякова Г.В., Даньшина С.А. Эволюция системы управления высшим профессиональным образованием в 1990-е годы (на материалах Среднего Поволжья) // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2012. №1. С. 75-82.

7. Замошникова Н.Н. Развитие системы высшего профессионального образования в Российской Федерации с 1990 по 2015 годы: взгляд из региона // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2015. №4(63). С. 99-108.

8. Томских А.А. Прошлое и настоящее высшего профессионального образования России (отраслевой и территориальный аспект) // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. 2010. №5(34). С. 70-82.

9. Макаренко В.Г. Высшее образование на дальнем востоке России в контексте рыночных реформ, национальных традиций, инноваций и безопасности (1991-2011 гг.) // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. 2012. №4(164). С. 32-39.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2020. 1/44

10. Костюченко И.Ю. Дилемма российского образования в 1990-е годы // Государственное управление. Электронный вестник. 2012. №32. С. 16.

11. Министерство образования и науки Республики Адыгеи [Электронный ресурс]: офицальный сайт. URL: http://adygheya.minobr.ru/node/1107

Literature:

1. Rybakov S.V. Discursive contexts of a single educational space // Diskurs-Pi. 2018. No. 1(30). P. 33-39.

2. Egorshin A.P., Guskova I.V. Trends in the development of the education system in Russia // Economics and Management. 2012. No. 2(76). P. 120-125.

3. Gorbunov A.P. Russian Higher School in the Context of Market Reforms of the 1990s // New historical bulletin. 2006. No. 1(14). P. 181-207.

4. Brennan B. Continuing Professional Education in Australia: A Tale of Missed Opportunities. Springer Singapore, Springer Science + Business Media Singapore, 2016. 257 p.

5. Zhang Ya. Basic principles of the policy of the Russian Federation in the field of higher education in the 1990s // Russia and China: history and prospects of cooperation: materials of the VIII International Scientific and Practical Conference / ed. by D.V. Buyarov, D.V. Kuznetsov. Blagoveshchensk, 2018. P. 612-615.

6. Merzlyakova G.V., Danshina S.A. The evolution of the higher professional education management system in the 1990s (based on materials from the Middle Volga region) // Bulletin of the Udmurt University. Series: History and Philology. 2012. No. 1. P. 75-82.

7. Zamoshnikova N.N. The development of higher professional education in the Russian Federation from 1990 to 2015: a view from the region // Scientific notes of Za-baykalsky State University. 2015. No. 4(63). P. 99-108.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Tomskikh A.A. The past and present of higher professional education in Russia (industry and territorial aspect) // Scientific notes of Zabaykalsky State Humanitarian Pedagogical University named after N.G. Chernyshevsky. 2010. No. 5(34). P. 70-82.

9. Makarenko V.G. Higher education in the Far East of Russia in the context of market reforms, national traditions, innovations and security (1991-2011) // Bulletin of the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences. 2012. No. 4(164). P. 32-39.

10. Kostyuchenko I.Yu. The dilemma of the Russian education in the 1990s // Public Administration. Electronic bulletin. 2012. No. 32.P. 16.

11. Ministry of Education and Science of the Republic of Adygea [Electronic resource]: official site. URL: http://adygheya.minobr.ru/node/1107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.