Научная статья на тему 'Психолого-педагогические основы самореализации старшеклассников в учебной деятельности'

Психолого-педагогические основы самореализации старшеклассников в учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
495
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL BASICS / EDUCATIONAL ACTIVITY / SELF-ACTUALISATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курышева Ирина Владимировна

В статье представлен теоретический анализ психолого-педагогических основ самореализации старшеклассника в учебной деятельности. Рассматривается процесс самореализации в историческом аспекте с нескольких сторон: как процесс, как деятельность, как творчество, как потребность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical basics of self-actualisation of senior school students in educational activity

The article presents the theoretical analysis of psychological and pedagogical basics of self-actualisation of a senior school student in educational activity. The process of self-actualisation is considered in the historical aspect from different sides: as a process, as an activity, as a creative work and as a necessity.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические основы самореализации старшеклассников в учебной деятельности»

И. В. Курышева

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа представлена кафедрой общей педагогики Нижегородского государственного педагогического университета. Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор В. В. Николина

В статье представлен теоретический анализ психолого-педагогических основ самореализации старшеклассника в учебной деятельности. Рассматривается процесс самореализации в историческом аспекте с нескольких сторон: как процесс, как деятельность, как творчество, как потребность.

Ключевые слова: психолого-педагогические основы, учебная деятельность, самореализация.

I. Kurysheva

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL BASICS OF SELF-ACTUALISATION OF SENIOR SCHOOL STUDENTS IN EDUCATIONAL ACTIVITY

The article presents the theoretical analysis of psychological and pedagogical basics ofself-actualisation of a senior school student in educational activity. The process of self-actualisation is considered in the historical aspect from different sides: as a process, as an activity, as a creative work and as a necessity. Key words: psychological and pedagogical basics, educational activity, self-actualisation.

Обращение к проблеме самореализации личности учащихся в учебной деятельности на современном этапе развития образования объясняется следующими причинами. Во-первых, в соответствии с Законом «Об образовании» (ст. 14), содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации. В связи с этим в школе должны быть созданы такие условия, которые позволят каждому учащемуся выстроить свое образовательное пространство для самореализации [1].

Во-вторых, есть требования современного общества к личности учащихся; человек, который не способен самореализоваться, не востребован в обществе, поэтому чем благоприятнее условия, созданные для самореализации, тем больше возможностей для ее осуществления. В-третьих, недостаточность рассмотрения проблемы самореализации личности в учебной деятельности в контексте способов активизации обучения.

В связи с этим особенно значимо рассмотрение теоретических основ самореализации,

Психолого-педагогические основы самореализации старшеклассников в учебной деятельности

выявление сущности данного процесса именно в учебной деятельности.

С позиций нашего исследования, одним из условий самореализации учащихся в учебной деятельности является использование интерактивных методов обучения, суть которых сводится к тому, что созидание человеческого «Я» происходит в ситуациях взаимодействия [4, с. 242].

Рассматривая состояние проблемы самореализации в современной науке, можно сделать вывод, что понимание самореализации получило многоаспектное рассмотрение в работах философов, психологов, педагогов. Философский аспект проблемы самореализации представлен в работах следующих ученых: Л. Г. Брылевой, И. Ведина, И. А. Идинова, В. В. Зотова, Л. Н. Коган, В. И. Муляр, Л. А. Цыре-новой, Г. К. Чернявской, Р. А. Зобова, В. Н. Келасьева и др. Психологический аспект проблемы самореализации затронули Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Л. А. Коростылева, Д. Н. Леонтьев. В педагогике проблемой самореализации занимались Е. А. Никитина, В. В. Ни-колина, Е. В. Коротаева и др.

Анализ определений самореализации (Л. А. Коростылева, Е. А. Никитина, Е. В. Коротаева) показывает, что данный процесс предполагает обязательную возможность развития личности в деятельности, раскрытие как генетических, так и личностных возможностей. Особенно важен, с позиций нашего исследования, тот факт, что процесс самореализации происходит в деятельности. Поэтому с педагогической точки зрения проблема самореализации в учебной деятельности затрагивает разработку средств и педагогических условий, которые позволят личности реализоваться в деятельности и общении.

Дополним данный вывод точкой зрения И. Б. Котовой и Е. Н. Шиянова, которые считают, что потребность в выражении себя как личности возникает в процессе педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Обучение совершается на основе определенного учебного содержания, которое педагогу необходимо преобразовать в содержание обучения, стимулируя к активизации уже имею-

щийся у школьников жизненный опыт, интерес, знания и побуждая к перестройке прежних представлений [8, с. 145].

Данное утверждение тесно связано и с психологическим аспектом рассмотрения проблемы самореализации, так как наиболее распространенный подход к рассмотрению самореализации на психологическом уровне — это представлять ее в трех аспектах: как потребность, как деятельность и как объективный и субъективный результат этой деятельности.

Как потребность самореализация представляет собой высшее желание человека реализовать свои таланты и способности. В результате ее удовлетворения личность становится тем, кем она может и должна стать в силу своих возможностей и способностей (Л. А. Коростыле-ва, Н. Н. Михайлов, Л. Н. Коган).

Поддерживая отношение к самореализации как потребности человека, Л. Н. Коган дает определение самореализации с акцентом на это условие: «... самореализация как сознательный и активный процесс возможна тогда, когда человек осознает свои интересы, потребности и способности, которые она и воплощает, опредмечивает в практической деятельности» [2, с. 134].

Таким образом, исключительно как потребность самореализация проявляться не может, реализация потребностей предполагает обязательное наличие целенаправленной деятельности. Следовательно, вторым аспектом для рассмотрения самореализации с психологической точки зрения будет деятельность.

Анализ психолого-педагогической литературы (Н. П. Аникеева, С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский, Э. Фромм, В. В. Давыдов и др.) показал, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в значимой деятельности. Причем важно акцентировать внимание на том, что данные ученые отмечают: для развития личности, ее самореализации особенно важен такой вид деятельности, как общение и взаимодействие с другими людьми. С. Л. Рубинштейн об этом писал так: «Человеческая личность в целом формируется лишь через посредство своих отношений к другим людям» [5, с. 36]. Утверждая актуаль-

ПЕДАГОГИКА

ность общения и взаимодействия в учебной деятельности, данные исследователи считают его существенным фактором организации педагогического процесса и управления учебно-познавательной деятельностью.

Самореализация учащихся в процессе использования интерактивных методов обучения выражается в следующих видах деятельности:

• взаимодействие учащихся между собой при работе в группах, совместном выполнении проектов, презентаций, участии в учебных тренингах;

• взаимодействие учащихся между собой и с учителем при организации дискуссий, диспутов, дебатов, обсуждении проблем, анализе конкретных ситуаций, организации деловых и ролевых игр;

• взаимодействие учащихся с различными источниками информации: учебник, учебное пособие, компьютер; данные формы взаимодействий представляют собой выполнение учащимися творческих заданий из учебного пособия, выполнение интерактивных заданий с использованием компьютера, обучение по электронным учебникам и обучающим программам.

Процесс самореализации при использовании в учебной деятельности интерактивных методов обучения будет более продуктивным, если учитывать интересы, возрастные особенности и потребности учащихся, а также предоставлять учащимся право выбора возможно большего числа видов деятельности, что позволяет им расширить свой опыт и сделать более осознанный выбор [3, с. 74—75].

Психологические особенности развития старшеклассников оказывают влияние на процесс самореализации в учебной деятельности с использованием интерактивных методов обучения: появляются новые мотивы учения; психические процессы старшеклассников способствуют интеллектуализации учебной дея-

тельности; в период подросткового возраста происходит активное формирование образа собственного «Я».

По мнению Н. Ф. Талызиной, особенно важным для осуществления процесса самореализации в учебной деятельности является преобладание внутренней мотивации учения над внешней [7, с. 71]. Таким образом, процесс самореализации личности будет зависеть от того, насколько выражены внутренние мотивы и их доминирование над внешними мотивами.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что процесс самореализации предполагает обязательную возможность развития личности, раскрытие как генетических, так и личностных возможностей. Психолого-педагогическими основами процесса самореализации в учебной деятельности являются: процесс взаимодействия участников образовательного процесса; совместная деятельность учителя и учащихся в учебной деятельности; эмоциональные переживания, ощущение успеха, в которых заключаются мотивы и потребности в учебной деятельности.

Учитывая вышеизложенные основы процесса самореализации, основными условиями для ее осуществления в учебной деятельности будут: активизация познавательной деятельности учащихся интерактивными методами обучения, создание ситуации успеха на уроке, освоение нового опыта. И тогда следует согласиться с точкой зрения А. А. Серикова о том, что самореализация как стремление к признанию своего образа «Я» окружающими относится к основным личностным функциям. Потребность утвердить себя, добиться признания называется фундаментальной человеческой принадлежностью. Ее удовлетворение является необходимым условием и источником нормального развития школьника, в ходе самореализации формируется положительный образ «Я» [6, с. 16-19].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон РФ «Об образовании». М.: Новая школа, 1992. 61 с.

2. Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. 252 с.

3. Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М.: Сентябрь, 2003. 176 с.

4. Николина В. В. Интерактивные педагогические технологии в подготовке учителя как способ развития его профессиональной компетентности // ЯоББюа О1ошисеш1а. ХЬУ1—11, 2008. С. 241—244.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. 1. 485 с.

6. Сериков В. В. Личностно ориентированное образование // Педагогика. 1994. № 5. С. 16—19.

7. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983.

8. Шиянов Е. Н. Развитие личности в обучении. М.: Академия, 1999. 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.