Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые технологии / онлайн-платформы / система оценивания / критическое мышление / мотивация / digital technologies / online platforms / assessment system / critical thinking / motivation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конягина Людмила Николаевна, Мельцаев Дмитрий Михайлович, Ядров Константин Павлович

Актуальность исследования связана с активным использованием цифровых инструментов в высшей школе. Одной из проблем подготовки будущих специалистов выступает контроль знаний. Под контролем понимается определение уровня знаний, достигнутых обучающимся в результате целенаправленной образовательной деятельности. В рамках контроля обеспечивается не только проверка результатов работы обучающихся, но и результатов собственной работы преподавателя, степень результативности используемых инструментов и внесение необходимых коррективов. Система контроля знаний представляет собой обязательный компонент образовательного процесса. В условиях цифровизации необходимо использовать онлайн-платформы, позволяющие создавать оценочные задания различных форматов. В рамках исследования были выделены наиболее востребованные платформы, позволяющие сэкономить время педагога на проверке тестовых заданий, а также увидеть динамику успеваемости студентов. Способ, которым осуществляется контроль на практике, оказывает влияние на стимулирование интереса у студентов, их мотивацию к изучению различных предметов и подготовку к будущей профессии, а также на развитие ключевых профессиональных навыков, формируемых в процессе контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Конягина Людмила Николаевна, Мельцаев Дмитрий Михайлович, Ядров Константин Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of the research is related to the active use of digital tools in higher education. One of the problems of training future specialists is knowledge control. Control refers to the determination of the level of knowledge achieved by the student as a result of purposeful educational activities. As part of the control, it is ensured not only that the results of the students' work are checked, but also the results of the teacher's own work, the degree of effectiveness of the tools used and the necessary adjustments are made. The knowledge control system is a mandatory component of the educational process. In the context of digitalization, it is necessary to use online platforms that allow you to create assessment assignments in various formats. As part of the study, the most popular platforms were identified, which allow saving the teacher's time on checking test assignments, as well as seeing the dynamics of student academic performance. The formation of students' interest, positive motivation to study individual disciplines and their own professional training, the development of important professional qualities that are formed during the control process depends on how control is organized in practice.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

8. Фуряева, T.B. Психолого-педагогическая диагностика: учебное пособие для вузов / Т.В. Фуряева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Изд-во Юрайт, 2023. - 247 с.

9. Шмырева, H.A. Концептуальные основания проектирования пространственно-образовательной среды в дошкольных образовательных организациях / H.A. Шмырева, Г.Ю. Лопаткин // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2021. - Т. 5, № 1(17). - С. 52-62

10. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - Москва: Смысл, 2001.-365 с.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков Конягина Людмила Николаевна

Российский университет кооперации (г. Москва); кандидат филологических наук, доцент кафедры начального образования Мельцаев Дмитрий Михайлович Государственный университет просвещения (г. Мытищи); кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогического образования Ядров Константин Павлович Российский новый университет (г. Москва)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ В

УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Аннотация. Актуальность исследования связана с активным использованием цифровых инструментов в высшей школе. Одной из проблем подготовки будущих специалистов выступает контроль знаний. Под контролем понимается определение уровня знаний, достигнутых обучающимся в результате целенаправленной образовательной деятельности. В рамках контроля обеспечивается не только проверка результатов работы обучающихся, но и результатов собственной работы преподавателя, степень результативности используемых инструментов и внесение необходимых коррективов. Система контроля знаний представляет собой обязательный компонент образовательного процесса. В условиях цифровизации необходимо использовать онлайн-платформы, позволяющие создавать оценочные задания различных форматов. В рамках исследования были выделены наиболее востребованные платформы, позволяющие сэкономить время педагога на проверке тестовых заданий, а также увидеть динамику успеваемости студентов. Способ, которым осуществляется контроль на практике, оказывает влияние на стимулирование интереса у студентов, их мотивацию к изучению различных предметов и подготовку к будущей профессии, а также на развитие ключевых профессиональных навыков, формируемых в процессе контроля.

Ключевые слова: цифровые технологии, онлайн-платформы,система оценивания, критическое мышление, мотивация.

Annotation. The relevance of the research is related to the active use of digital tools in higher education. One of the problems of training future specialists is knowledge control. Control refers to the determination of the level of knowledge achieved by the student as a result of purposeful educational activities. As part of the control, it is ensured not only that the results of the students' work are checked, but also the results of the teacher's own work, the degree of effectiveness of the tools used and the necessary adjustments are made. The knowledge control system is a mandatory component of the educational process. In the context of digitalization, it is necessary to use online platforms that allow you to create assessment assignments in various formats. As part of the study, the most popular platforms were identified, which allow saving the teacher's time on checking test assignments, as well as seeing the dynamics of student academic performance. The formation of students' interest, positive motivation to study individual disciplines and their own professional training, the development of important professional qualities that are formed during the control process depends on how control is organized in practice.

Key words: digital technologies, online platforms, assessment system, critical thinking, motivation.

Введение. На современном этапе развития системы образования перед профессиональным сообществом стоит глобальная задача подготовки высококвалифицированных специалистов \4~\. В связи с этим возрастает необходимость подготовки методического обеспечения, направленного на достижение образовательных целей. В условиях информационного общества одним из перспективных направлений деятельности является использование цифровых технологий обучения. Это связано, прежде всего, с тем, что происходящие в обществе изменения подразумевают большую свободу и независимость студентов по отношению к географическому расположению образовательной организации. Благодаря цифровизации люди могут продуктивно взаимодействовать независимо от местоположения. Преобразования в обществе также ориентируют общество на переход в онлайн-коммуникацию [51.

Актуальность исследования связана с активным использованием цифровых инструментов в высшей школе. Одной из проблем подготовки будущих специалистов выступает контроль знаний. Под контролем понимается определение уровня знаний, достигнутых обучающимся в результате целенаправленной образовательной деятельности. Контроль может являться частью занятия, тогда педагог обеспечивает оценку знаний студентов, проверяет уровень их владения необходимым учебным материалом. Контроль включает не только оценку успехов студентов, но и оценку эффективности работы преподавателя, эффективности используемых методов и вносит коррективы там, где это необходимо Г21.

Проверка знаний студентов рассматривается как ключевой аспект обучения. В процессе контроля преподаватель и студенты взаимодействуют, обеспечивая оперативную обратную связь для отслеживания прогресса в освоении учебного материала и уровня владения предметными знаниями.

Изложение основного материала статьи. В психолого-педагогической литературе описываются проблемы организации контроля знаний обучающихся. Среди авторов можно выделить Р.П. Аркаеву, А.Б. Искандерову, Н.Н. Локтионову, Н.А. Федорову и др. С психологической точки зрения контроль знаний описывается в трудах Н.В. Басовой, В.В. Давыдова, И.А. Зимней и др. С точки зрения Н.В. Басовой, контроль знаний будет более результативным, если педагог будет учитывать личностные характеристики обучающихся Г61.

В.А. Сластенин отмечает, что контроль знаний позволяет осуществлять внешнюю и внутреннюю обратную связь. Внешняя связь предполагает контроль со стороны педагога, а внутренняя заключается в реализации самоконтроля. Благодаря контролю знаний становится возможным получить информацию, которая позволит педагогу внести необходимые коррективы в процесс обучения. Нельзя не согласиться с тем, что чем результативнее осуществляется обратная связь, тем

успешнее протекает подготовка будущего специалиста. В.А. Сластенин подчеркивает, что контроль знаний является обязательным элементом образовательного процесса в связи с тем, что каждый субъект обучения теряет рычаги управления своей деятельностью, если не обладает данными о собственных результатах Г71.

Одним из наиболее востребованных инструментов контроля знаний в условиях цифровизации является тестирование. Авторы нередко описывают его характерные особенности в своих исследованиях. A.B. Боцоева, С.К. Гучетль, Л.А. Лазаренко утверждают, что тестовые задания представляют собой один из популярных способов интерактивного оценивания. К обязательным критериям тестов авторы относят честность, валидность, однозначность, разнообразность, адаптивность [11.

Т.Л. Герасименко, Л.В. Зенина убеждены в том, что при контроле знаний студентов посредством написания рефератов, курсовых работ на первый план встает вопрос об оригинальности подобных исследований. В этом контексте авторы предлагают применять адаптивные тесты в качестве основного инструмента проверки знаний. Адаптивное тестирование предусматривает использование разнообразных подходов, которые позволяют изменять порядок, содержание и уровень сложности заданий в зависимости от ответов студентов. Основная цель адаптивных тестов заключается в том, чтобы задания соответствовали уровню знаний и способностей обучающихся [31.

Авторы выделяют основные принципы контроля знаний обучающихся в условиях обучения в вузе. В первую очередь, доступ к системе тестирования необходимо осуществлять исключительно по индивидуальным идентификаторам, при этом предусмотреть защиту от несанкционированного доступа. Во-вторых, проведение тестирования целесообразно сопровождать видеонаблюдением, что подтвердит причастность конкретного студента к результатам теста. В-третьих, стоит предусмотреть ограничение по времени, которого было бы достаточно для прочтения вопроса и выбора правильного ответа.

A.B. Хорошева, К.В. Скворцов выделяют положительные черты использования инновационных инструментов в цифровой среде вуза в рамках организации контроля знаний студентов Г91:

- эффективное использование времени как у студентов, так и у преподавателей, освобождение ресурсов для других образовательных задач; обеспечение оперативной обратной связи для оценки собственного уровня знаний студентов;

- объективная оценка знаний благодаря четким критериям оценивания в цифровом пространстве университета, что помогает преподавателям формировать ясное представление о знаниях студентов;

- возможность анализа динамики знаний обучающихся, что позволяет преподавателям прогнозировать дальнейшие шаги обучения и внедрять инновационные методы;

- развитие критического мышления студентов в процессе поиска информации;

- обеспечение всесторонней оценки знаний по конкретной дисциплине или теме.

Важно определиться с механизмом составления тестовых заданий для студентов с целью контроля знаний в условиях цифровизации. Необходимо выстраивать вопрос таким образом, чтобы избежать случайного угадывания верного ответа. Наиболее распространенным типом тестовых заданий является множественный выбор или вопросы закрытого типа, в рамках которых студенты должны выбрать один или несколько правильных ответов. В подобных заданиях возрастает уровень надежности, при соблюдении условия о грамотной формулировки вопроса и ответов. Преподаватели могут использовать изображения, видео, звуковые файлы в вариантах ответов Г81.

Одним из надежных способов тестирования является включение вопросов на соответствие, где студентам предлагается два списка, которые необходимо сопоставить между собой. Рекомендуется добавлять в один из списков больше вариантов, повышая тем самым надежность теста.

В тестирование целесообразно добавлять творческие задания, например эссе, однако педагогу в данном случае придется оценивать представленный ответ вручную. Среди прочих востребованных элементов в тестирование можно включать выбор пропущенных слов, перенос на изображение. Данные возможности позволяют разнообразить тестирование и повысить объективность контроля знаний студентов [101.

В рамках исследования предстояло выделить онлайн-платформы, позволяющие педагогам разрабатывать проверочные материалы и организовывать контроль знаний студентов. Исследование было проведено в форме опроса. В нем приняло участие 73 преподавателя высшей школы, использующие в своей практике интерактивные инструменты контроля знаний. Респондентам было предложено выделить онлайн-платформы, обладающие широким функционалом для разработки тестовых заданий и проведения контроля знаний студентов. Полученные результаты представлены на рис. 1.

Рисунок 1. Онлайн-платформы, обладающие широким функционалом для контроля знаний студентов, по

мнению респондентов

Как показывают полученные результаты, большинство педагогов (90%) предпочитают использовать онлайн-платформу Зосгайуе. Возможности платформы позволяют создавать групповые занятия, размещать тестовые задания и опросы.

Педагоги оперативно получают данные о прохождении тестов, что позволяет им в режиме реального времени определять потребности группы и устранять проблемы в обучении.

По мнению 86% респондентов, большим спектром возможностей обладает интерактивная платформа Kahoot. Функционал позволяет организовывать занятия в игровом формате, проводить онлайн-викторины. Благодаря готовым шаблонам, тестирование может быть подготовлено за несколько минут. Для визуального оформления вопросов на платформе представлена функция прикрепления фото и видеоматериалов.

Quizizz выделило 80% педагогов высшей школы. Одним из преимуществ платформы является усиление результатов за верные и быстрые вопросы. Педагоги подготавливают презентации с включением в них тестовых заданий.

72% преподавателей предпочитают в своей работе использовать OnlineTestPad. На платформе существует возможность подготовки тестов, кроссвордов, опросов. Педагоги могут ограничивать время не для всего теста, а для некоторых отдельных вопросов. В личном кабинете педагога можно отслеживать динамику успеваемости обучающихся, а также создавать план-график заданий.

"^гег.тевыделило 64% опрошенных педагогов. Они указывали, что данный сервис используется ими преимущественно для подготовки домашних заданий. Существует возможность настраивать обратную связь, добавлять ссылки, картинки к заданиям.

Madtest целесообразно применять для контроля знаний студентов по мнению 57% респондентов. Онлайн-платформа позволяет персонализировать процесс обучения, а именно настроить возможность комментировать отдельные варианты ответов, оставлять индивидуальный текст для каждого результата.

Выводы. Система контроля знаний представляет собой обязательный компонент образовательного процесса. В условиях цифровизации необходимо использовать онлайн-платформы, позволяющие создавать оценочные задания различных форматов. В рамках исследования были выделены наиболее востребованные платформы, позволяющие сэкономить время педагога на проверке тестовых заданий, а также увидеть динамику успеваемости студентов.

Все аспекты системы контроля оказывают психологическое воздействие на личность будущего специалиста. Эффективная организация контроля влияет на формирование у студентов интереса, позитивной мотивации к изучению конкретных предметов и собственной профессиональной подготовки, а также на развитие важных профессиональных качеств, которые формируются в процессе контроля.

Литература:

1. Боцоева, A.B. К вопросу об инновационных подходах к контролю и интерактивному оцениванию знаний обучающихся в цифровой образовательной среде вуза / A.B. Боцоева, С.К. Гучетль, Л.А. Лазаренко // Проблемы современного педагогического образования. -2021. -№ 73-1. - С. 343-346

2. Быстренина, И.Е. совершенствование информационной системы контроля и анализа знаний студентов вуза / И.Е. Быстренина, И.С. Мартынов // Бизнес и дизайн ревю. - 2022. - № 4(28). - С. 141-150

3. Герасименко, Т.Л. Особенности контроля знаний студентов при дистанционном обучении / Т.Л. Герасименко, Л.В. Зенина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-4. - С. 100-103

4. Дюндин, A.B. Организация текущего и промежуточного контроля знаний студентов в дистанционном обучении / A.B. Дюндин, H.H. Савченкова // Системы компьютерной математики и их приложения. - 2021. - № 22. - С. 346-351

5. Жавнер, Т.В. Контроль знаний студентов в технических ВУЗах (на примере Инженерно-строительного института СФУ) / Т.В. Жавнер, В.В. Воног, Ю.В. Тахавеева // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. -2016. - № 23. - С. 46-50

6. Неброй, К.Ю. К вопросу о видах контроля качества знаний студентов аграрного вуза / К.Ю. Неброй // Современные тенденции развития аграрной науки: Сборник научных трудов международной научно-практической конференции, Брянск, 01-02 декабря 2022 года / Брянский государственный аграрный университет. Том Часть 3. - Брянск: Брянский государственный аграрный университет, 2022. - С. 298-302

7. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. для вузов / В.А. Сластенин. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.-576 с.

8. Ткаченко, Е.В. Особенности контроля знаний студентов при дистанционной форме организации учебного процесса / Е.В. Ткаченко, Л.А. Логинова // НАУКА ЮУрГУ. СЕКЦИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК: материалы 74-й научной конференции, Челябинск, 19 апреля 2022 года - 21 2021 года / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Южно-Уральский государственный университет. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2022. - С. 77-80

9. Хорошева, A.B. Новые цифровые инструменты контроля знаний обучающихся в системах дистанционного обучения / A.B. Хорошева, К.В. Скворцов // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2023. - № 9(256). - С. 65-76

10. Шаушенова, А.Г. Методические основы контроля знаний студентов в системе дистанционного обучения / А.Г. Шаушенова, С.Д. Жумасеитова, М.Б. Онгарбаева // Вопросы устойчивого развития общества. - 2021. - № 9. -С. 206-211

Педагогика

УДК 376.1

кандидат психологических наук, доцент Королева Юлия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

БАРЬЕРЫ ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. Социализация современного ребенка происходит в новых условиях социальной ситуации развития -цифровой среды, оказывающей значительное влияние на все виды деятельности подрастающего поколения. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) испытывают сложности в процессе цифровой социализации, обусловленные внешними и внутренними барьерами. Статья посвящена выявлению специфики барьеров цифровой социализации обучающихся с ОВЗ. В работе представлены результаты опроса 300 педагогов, работающих в специальных школах с обучающимися с умственной отсталостью, с нарушениями слуха и с нарушениями речи. Эмпирическое исследование подтвердило, что наиболее часто на пути цифровой социализации детей с ОВЗ возникают внешние барьеры в виде материально-технического обеспечения цифровыми средствами, а также внутренние барьеры, связанные с общими для всех и специфическими особенностями психофизиологического и личностного развития обучающихся с ОВЗ. Опрос педагогов показал, что обучающиеся с нарушениями речи достоверно чаще по сравнению с другими группами лиц с ОВЗ не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.