Научная статья на тему 'Новые цифровые инструменты контроля знаний обучающихся в системах дистанционного обучения'

Новые цифровые инструменты контроля знаний обучающихся в системах дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
113
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / система дистанционного обучения / СДО / компьютерное тестирование / интерактивная лекция / база данных / distance education / distance education system / LMS / computer testing / interactive lecture / database

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Хорошева Анна Владимировна, Скворцов Константин Васильевич

Цифровизация привнесла в образовательные системы множество новых возможностей, в том числе использование цифровых инструментов для контроля знаний обучающихся. В статье обсуждаются ключевые свойства базы данных тестовых заданий, необходимых для обеспечения эффективного контроля знаний в образовательных организациях. Описаны основные требования к тестовым заданиям, позволяющие повысить их надежность и адаптировать к различным категориям тестируемых и целям контроля знаний. В данной статье рассматривается опыт использования цифровых инструментов контроля знаний обучающихся в системах дистанционного обучения в ВЮИ ФСИН России и даны методические рекомендации по их разработке. В работе предложена типовая структура электронного курса обучения, содержится алгоритм создания базы тестовых заданий для дальнейшего формирования тестов, использующихся как цифровые инструменты контроля знаний и оценки успеваемости обучающихся. Раскрываются особенности работы с новыми инструментами и даются примеры их использования. Результаты исследования подтверждают эффективность новых цифровых инструментов контроля знаний обучающихся в системах дистанционного обучения ведомственных вузов ФСИН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New digital tools for monitoring the knowledge of students in distance learning systems

Digitalization has brought many new opportunities to educational systems, including the use of digital tools to control students' knowledge. The article discusses the key properties of the database of test items necessary to ensure effective knowledge control in educational organizations. The main requirements for test tasks are described, which make it possible to increase their reliability and adapt them to various categories of test-takers and the goals of knowledge control. This article discusses the experience of using digital tools for monitoring the knowledge of students in distance learning systems at VLI of the FPS of Russia and provides methodological recommendations for their development. The paper proposes a typical structure of an e-learning course, contains an algorithm for creating a database of test items for further generation of tests used as digital tools for monitoring knowledge and assessing students' progress. The features of working with new tools are revealed and examples of their use are given. The results of the study confirm the effectiveness of new digital tools for monitoring the knowledge of students in distance learning systems of departmental universities of the FPS of Russia.

Текст научной работы на тему «Новые цифровые инструменты контроля знаний обучающихся в системах дистанционного обучения»

УДК 159.9.07

ЭО1: 10.51522/2307-0382-2023-256-9-65-76

АННА ВЛАДИМИРОВНА ХОРОШЕВА

доцент кафедры специальной техники и информационных технологий ВЮИ ФСИН России, кандидат физико-математических наук, доцент, полковник внутренней службы

И d_anya@list.ru Владимир

КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ СКВОРЦОВ

доцент кафедры специальной техники и информационных технологий ВЮИ ФСИН России, кандидат технических наук, капитан внутренней службы И skvortsov@33.fsin.gov.ru, htpps://orcid.org/0000-0001-8611-3353

Владимир

Новые цифровые инструменты контроля знаний обучающихся в системах дистанционного обучения

Аннотация. Цифровизация привнесла в образовательные системы множество новых возможностей, в том числе использование цифровых инструментов для контроля знаний обучающихся.

В статье обсуждаются ключевые свойства базы данных тестовых заданий, необходимых для обеспечения эффективного контроля знаний в образовательных организациях. Описаны основные требования к тестовым заданиям, позволяющие повысить их надежность и адаптировать к различным категориям тестируемых и целям контроля знаний.

В данной статье рассматривается опыт использования цифровых инструментов контроля знаний обучающихся в системах дистанционного обучения в ВЮИ ФСИН России и даны методические рекомендации по их разработке. В работе предложена типовая структура электронного курса обучения, содержится алгоритм создания базы тестовых заданий для дальнейшего формирования тестов, использующихся как цифровые инструменты контроля знаний и оценки успеваемости обучающихся. Раскрываются особенности работы с новыми инструментами и даются примеры их использования. Результаты исследования подтверждают эффективность новых цифровых инструментов контроля знаний обучающихся в системах дистанционного обучения ведомственных вузов ФСИН России.

Ключевые слова: дистанционное обучение, система дистанционного обучения, СДО, компьютерное тестирование, интерактивная лекция, база данных

Для цитирования

Хорошева А. В., Скворцов К. В. Новые цифровые инструменты контроля знаний обучающихся в системах дистанционного обучения // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2023. № 9. С. 65-76. doi.org/10.51522/2307-0382-2023-256-9-65-76.

5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

© Хорошева А. В., Скворцов К. В., 2023

ANNA V. KHOROSHEVA

Assistant Professor of the Department of Special Equipment and Information Technologies of the VLI of the FPS of Russia, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Colonel of the Internal Service El d_anya@list.ru Vladimir

KONSTANTIN V. SKVORTSOV

Assistant Professor of the Department of Special Equipment and Information Technologies of the VLI of the FPS of Russia, Candidate of Physical and Mathematical

Sciences, Associate Professor, Captain of the Internal Service E skvortsov@33.fsin.gov.ru, htpps://orcid.org/0000-0001-8611-3353

Vladimir

New digital tools for monitoring the knowledge of students in distance learning systems

Аннотация. Digitalization has brought many new opportunities to educational systems, including the use of digital tools to control students' knowledge.

The article discusses the key properties of the database of test items necessary to ensure effective knowledge control in educational organizations. The main requirements for test tasks are described, which make it possible to increase their reliability and adapt them to various categories of test-takers and the goals of knowledge control.

This article discusses the experience of using digital tools for monitoring the knowledge of students in distance learning systems at VLI of the FPS of Russia and provides methodological recommendations for their development. The paper proposes a typical structure of an e-learning course, contains an algorithm for creating a database of test items for further generation of tests used as digital tools for monitoring knowledge and assessing students' progress. The features of working with new tools are revealed and examples of their use are given. The results of the study confirm the effectiveness of new digital tools for monitoring the knowledge of students in distance learning systems of departmental universities of the FPS of Russia.

Ключевые слова: distance education, distance education system, LMS, computer testing, interactive lecture, database

Для цитирования

Khorosheva A. V., Skvortsov K. V. New digital tools for monitoring the knowledge of students in distance learning systems // Vedomosti of the penal system. 2023. № 9. С. 65-76. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2023-256-9-65-76.

5.8.1 General pedagogy, history of pedagogy and education (pedagogical sciences)

В настоящее время активно идет процесс цифровизации всех сфер деятельности человека, в том числе и сферы образования. Современный преподаватель должен быть готов к активному использованию информационных технологий при организации образовательного процесса, применять дистанционные технологии, владеть основами электронного обучения. На протяжении последних трех лет образовательный процесс проходил то в традиционной форме, то в дистанционной, то в смешанном формате. В связи с этим возникала необходимость в постоянной перестройке подходов к изложению материала, проведению практических и лекционных занятий, а также осуществлению контроля знаний обучающихся.

Целью настоящей работы является изложение круга вопросов, связанных с применением современных цифровых инструментов контроля знаний обучающихся, на основе авторского опыта преподавания дисциплин кафедры специальной техники и информационных технологий ВЮИ ФСИН России в период с 2020 по 2023 годы, в том числе в дистанционном формате.

В ВЮИ ФСИН России при реализации образовательного процесса активно используется электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС), включающая в себя систему дистанционного обучения (СДО) Moodle. СДО позволяет создавать интерактивные учебные курсы, управлять ими, организовывать взаимодействие между участниками образовательного процесса. Разработанный в ВЮИ ФСИН России типовой электронный курс предусма-

тривает удобный механизм учета успеваемости курсантов по каждой теме изучаемой дисциплины, позволяющий отслеживать в динамике процесс ее освоения, в том числе процесс исправления неудовлетворительных оценок и индивидуальной отработки каждого пропущенного занятия.

Рассмотрим структуру типового электронного учебного курса в СДО (рисунок 1). Весь учебный материал дисциплины (электронного курса) разделен на темы. В каждой теме располагаются как пассивные ресурсы («Файл», «Папка»), в которых размещен учебный материал лекций по теме, презентации, видеофрагменты, гиперссылки на видеоконференции), так и интерактивные элементы («Лекция», «Задание», «Тест»), позволяющие получить обратную связь от обучающихся.

В качестве инструментов контроля знаний в указанном электронном курсе используются интерактивная лекция, задание и тест. Указанные цифровые инструменты контроля знаний обучающихся включены в каждую тему электронного курса и логически связаны друг с другом: каждое следующее практическое задание выполняется только при условии получения проходного балла за предыдущее, доступ же к первому практическому заданию темы открывается только после прохождения обучающимся интерактивной лекции по данной теме. Последовательность заданий по дисциплине или теме завершается выполнением теста, доступ к которому возможен только после выполнения всех практических заданий. Такое построение электронного курса в ведомственном вузе обеспечивает требуемую наполняемость оценок

ЭЛЕКТРОННЫЙ КУРС

Методические материалы (рабочая программа дисциплины, планы занятий, методические рекомендации по организации самостоятельной работы)

Учебные пособия, дополнительные материалы по теме

Лекция 1

Лекция т

Интерактивная лекция 1

Тема 1

Интерактивная лекция т

Практические задания 1...к

Практические задания 1...к

Тест 1

Тест т

Тема 2

Тема п

ЭКЗАМЕН

Рисунок 1. Структурная схема типового электронного курса

по каждому предмету, своевременное закрытие задолженностей обучающимися по отдельным темам, организацию всех видов текущего контроля успеваемости обучающихся, наиболее полную и объективную оценку знаний, умений и навыков, полученных в ходе занятий и в процессе самостоятельной работы.

Кроме того, промежуточная аттестация по дисциплине в виде экзамена может быть успешно реализована как итоговый тест по всем темам курса, вопросы для которого выбираются случайным образом из категорий и подкатегорий банка вопросов по каждой изученной теме электронного курса.

Компьютерное тестирование широко применяется в образовательных организациях и считается одним из эффек-

тивных цифровых инструментов контроля знаний обучающихся, особенно при дистанционном формате обучения, где контроль знаний является одной из основных методических проблем. Можно отметить следующие положительные аспекты использования компьютерного тестирования как при очном, так и при дистанционном формате обучения:

- экономия времени и ресурсов как преподавателей, так и обучающихся, которые могут быть использованы для других образовательных целей, оперативное предоставление обратной связи о результатах тестирования, что помогает обучающимся быстро оценить свои знания и понять свои ошибки;

- объективное оценивание уровня знаний обучающихся, поскольку пре-

доставляются четкие и ясные критерии оценки, что позволяет преподавателям и руководству образовательной организации иметь объективную информацию о знаниях обучающихся;

- возможность анализа и контроля результатов обучения в динамике, благодаря чему можно определить эффективность образовательного процесса, выявить слабые места и корректировать педагогическую деятельность для повышения качества обучения;

- унификация процесса оценивания знаний, поскольку все обучающиеся выполняют задания одного уровня сложности и на одну и ту же тему, что дает возможность сравнивать и интерпретировать полученные данные на основе единых критериев;

- активизация познавательных способностей обучающихся при поиске правильных ответов, правильной интерпретации вопросов, что стимулирует активное обучение и запоминание информации, а также развитие критического мышления и умения применять знания на практике;

- всесторонняя оценка знаний по отдельной теме или по дисциплине в целом, поскольку вопросы могут быть ориентированы на понимание, анализ, синтез и оценку информации, что способствует комплексному контролю уровня знаний обучающихся, а последовательность задач, позволяет оценить степень усвоения материала;

- возможность настраивать разные типы вопросов и различные форматы ответа.

В педагогическом аспекте СДО предоставляет преподавателям возможность формировать обширные базы данных с тестовыми заданиями по разным дисциплинам. Разделение этих заданий на категории и подкатегории позволяет структурировать материалы и облегчает

выбор подходящих заданий для составления тестов. Это дает возможность преподавателям создавать более качественные и разнообразные тесты, адаптируя их к индивидуальным потребностям обучающихся.

Важно подчеркнуть, что в ВЮИ ФСИН России СДО характеризуется информационной структурой учебных курсов, построенной на модели, подробно описанной в научной статье А. В. Хорошевой [1]. Такая информационная модель позволяет создавать единый банк вопросов по дисциплине. Затем из банка вопросов несложно сгенерировать отдельные тесты, предназначенные для обучающихся по разным специальностям и направлениям подготовки, в очном или дистанционном формате обучения, при промежуточном, текущем или ином виде контроля знаний. Более того, этот же банк тестовых заданий может быть использован для формирования специального теста, предназначенного для тестирования той или иной категории действующих сотрудников ФСИН России. Так, например, в образовательном процессе ВЮИ ФСИН России используется база данных тестовых заданий по дисциплине «Информационные технологии в юридической деятельности» [2], включающая 500 тестовых заданий открытого и закрытого типа.

Процедура разработки базы данных тестовых заданий для проведения контроля знаний в форме компьютерного тестирования, на наш взгляд, может быть описана из последовательности действий, включающих в себя несколько этапов.

На первом этапе работы необходимо построить информационную модель базы данных тестовых заданий.

Второй этап заключается в разработке самих тестовых заданий по разделам и темам электронного курса,

а также в распределении по категориям и подкатегориям базы данных.

Результатом первых двух этапов является полный перечень тестовых заданий, структурированный в соответствии с разработанной информационной моделью базы данных.

Третий этап заключается в размещении спроектированной базы данных в СДО или в альтернативной программе для проведения тестирования. Например, в ВЮИ ФСИН России кроме тестирования в СДО используется программное средство МуТез1Х [3], предоставляющее схожие возможности.

Четвертый этап состоит в настройке и отладке базы данных в указанных выше программных средствах, их необходимой корректировке и уточнении в соответствии с требованиями к формированию тестовых заданий.

Следуя указанному алгоритму, сотрудниками кафедры специальной техники и информационных технологий ВЮИ ФСИН России разработаны базы данных тестовых заданий для всех дисциплин, реализуемых на кафедре. Полученный опыт позволил в 2022 году по заявке УФСИН России по Владимирской области провести опытно-конструкторскую работу (ОКР) по созданию базы данных тестовых заданий для контроля знаний сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) Российской Федерации ОКР «Тест-ИТСОН-22» [4]. Объектом исследования являлся процесс проектирования и создания базы данных тестовых заданий для контроля знаний как отдельных категорий сотрудников УИС (специалисты инженерно-технического обеспечения учреждений и органов УИС; часовые-операторы пульта управления техническими средствами охраны, начальники караула, помощники начальника караула, заместители начальника учреждения, ку-

рирующие вопросы охраны; операторы постов видеоконтроля), а также обучающихся образовательных организаций ФСИН России. В результате выполнения ОКР разработана база данных, включающая в себя 600 тестовых заданий различного типа, структурированных по наиболее актуальным темам в соответствии с программой учебного курса «Инженерно-технические средства охраны и надзора»[5, 6].

Также в 2022 году кафедра специальной техники и информационных технологий ВЮИ ФСИН России в качестве соисполнителя успешно реализовала ОКР по разработке базы данных тестовых заданий для контроля знаний обучающихся образовательных организаций ФСИН России, изучающих дисциплину «Специальная техника», «Тест-Спецтех-ника-22»» [7]. В результате исследования были получены:

- опытный образец программного средства «Тестирование обучающихся», предназначенный для проведения контроля знаний обучающихся образовательных организаций ФСИН России по дисциплине «Специальная техника», в том числе дистанционно [8];

- база данных тестовых заданий для контроля знаний обучающихся образовательных организаций ФСИН России по дисциплине «Специальная техника», включающая в себя 225 тестовых заданий [9, 10].

Разработанные базы данных включают в себя вопросы как открытого, так и закрытого типа (единичный и множественный выбор, на восстановление последовательности, установление соответствия и другие), охватывают весь материал учебных курсов и легко адаптируются к проведению любых форм контроля знаний. Особое внимание при этом было уделено составлению разнообразных тестовых вопросов и расчет-

ных заданий для проведения текущего контроля знаний по каждой теме электронного курса.

Подчеркнем, что разработанные базы данных позволяют также формировать вариативные тесты разного объема для текущего контроля знаний обучающихся, а также для промежуточной аттестации по дисциплине, и могут применяться обучающимися для самостоятельной работы. При создании теста из объемного банка вопросов, входящих в базу, автоматически формируется случайная бесповторная выборка заданного объема либо по выбранной теме, либо по всем темам курса. Фактически каждому курсанту генерируется индивидуальный билет тестового типа, что обеспечивает высокую степень надежности при контроле знаний обучающихся.

При составлении тестов рекомендуется формировать тестовые задания таким образом, чтобы избежать случайного угадывания правильных ответов тестируемыми. Для этого следует использовать как можно больше разнообразных типов вопросов, которые позволяет использовать СДО. Самый популярный тип тестового вопроса при создании тестов - «Множественный выбор» или вопрос в закрытой форме, позволяющий создавать вопросы с выбором одного или нескольких ответов. Надежность такого вида тестовых заданий зависит от количества предлагаемых вариантов ответов и от их грамотной формулировки, а задания на множественный выбор всегда надежнее, чем вопросы с выбором единственного правильного ответа. Такого рода вопросы предоставляют преподавателям достаточно много гибких возможностей для создания тестов: можно включать изображения, звук и другие мультимедийные объекты в сам вопрос и/или в его варианты ответов.

При ответе на вопрос типа «Верно/ Неверно» («Истина/Ложь», «True/False») обучающемуся предлагается на выбор только два возможных варианта ответа: «Верно» или «Неверно». Такого вида вопросы становятся надежными от случайного угадывания, если в одном тестовом задании предлагается оценить истинность не одного, а одновременно четырех и более высказываний [11].

Более устойчивыми к угадыванию являются вопросы типа «Короткий ответ» и «Числовой ответ», где в первом случае обучающийся должен ввести слово или короткую фразу из нескольких слов, которые соответствуют одному из установленных преподавателем эталонов ответов, во втором - число. При этом преподаватель может указывать допустимую погрешность вводимого числа, что позволяет обозначить диапазон значений верного ответа.

Интересным вариантом тестового задания является тип вопроса «Вычисляемый», который позволяет создавать числовые вопросы с использованием специальных подстановочных символов. Его главная цель - создание множества версий одного вопроса с разными входными числовыми значениями, чтобы обучающиеся не могли использовать при ответе заранее известный им единственный правильный вычисляемый числовой ответ.

Достаточно надежными также являются вопросы «На соответствие», содержащие элементы двух списков, которые необходимо сопоставить, причем во втором списке элементов может быть больше, чем в первом, что позволяет еще больше повысить надежность теста. В модуле тестирования каждое соответствие имеет одинаковый вес, вносящий свой вклад в суммарную оценку вопроса.

Включение в базу тестовых заданий вопросов типа «Эссе» позволяет диф-

ференцировать задания по творческой составляющей, в качестве ответа на него вводится небольшой фрагмент текста, который оценивается преподавателем вручную.

Кроме упомянутых выше типов тестовых вопросов в СДО, тестовый модуль содержит следующие элементы: «Выбор пропущенных слов», «Перетаскивание в текст», «Перетаскивание маркеров», «Перетащить на изображение». Они помогают разнообразить базу тестовых заданий и повысить объективность контроля знаний обучающихся.

Другим важным цифровым инструментом контроля знаний обучающихся в СДО является интерактивная лекция, позволяющая не только изучить теоретический материал электронного курса, но и проверить, насколько обучающийся хорошо усвоил изученное. В этом цифровом инструменте логически завершенные блоки теоретического материала чередуются с тестовыми заданиями, упражнениями, контрольными вопросами. Обучающийся сможет осознанно ответить на тестовые задания только в случае внимательного и успешного усвоения материала теоретических блоков.

В СДО можно реализовать лекцию по линейному и нелинейному принципам. Самый простой вариант лекции - линейный, при котором теоретические блоки изучаемого материала выстроены в одну цепочку с последующими тестовыми заданиями к нему. При неправильном ответе на вопрос теоретического блока обучающийся возвращается к его повторному изучению, таким образом, получается многократное повторение и закрепление материала. В конце лекции, обучающийся получает оценку за усвоенный материал. Нелинейная организация лекции дает возможность обучающемуся выбрать свою траекторию ее прохождения, которая требует прохождения всех ее блоков.

Подготовка нелинейной лекции требует большей подготовки от преподавателя, чем создание линейной лекции. Целесообразным будет подготовка макета лекции, тщательное продумывание связей между теоретическими блоками и блоками тестовых заданий.

Создание интерактивной лекции любого вида необходимо начать с разработки ее сценария. Следует заранее продумать ответы на следующие вопросы:

1. Что будет расположено на каждой странице лекции? Как разбить теоретический материал на блоки? Где на странице разместить интерактивные элементы, иллюстрации, видеоматериалы?

2. Какие тестовые задания будут даны обучающимся после каждого теоретического блока? Какие типы заданий лучше использовать?

3. На какую страницу лекции следует направить обучающегося после того, как он дал правильный ответ на тестовое задание, и куда направить его в случае неверного ответа?

В ВЮИ ФСИН России интерактивные лекции используются, как правило, в качестве инструмента контроля усвоения обучающимися изученного теоретического материала в часы самоподготовки, а также для подготовки к различным видам текущего контроля успеваемости.

В структуре типового электронного курса (рисунок 1) представлен еще один элемент, который используется в качестве инструмента контроля знаний обучающихся, - «Задание». В нем могут размещаться практические задания, расчетные задачи, контрольные вопросы. Данный элемент оценивается преподавателем вручную. Ответом на «Задание» может быть файл одного из допустимых в СДО форматов (файлы документов, электронные таблицы, презентации, изображения, видеофайлы, аудиофайлы) или короткий ответ, который обучаю-

Рисунок2. Алгоритм прохождения электронного курса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

щийся вводит во встроенном текстовом редакторе.

При оценивании ответа обучающегося с использованием «Задания» преподаватель может оставлять отзыв в виде комментария, или загружать файл обучающегося со своими исправлениями и замечаниями, или оставить аудио-отзыв.

Для успешного освоения электронного курса целесообразно придерживать-

ся приведенного ниже алгоритма его прохождения, описанного в виде блок-схемы (рис. 2). На схеме представлены все этапы текущего и промежуточного контроля по дисциплине, реализованные с помощью инструментов СДО. Промежуточный контроль представлен в виде экзамена. При неудачном про-

хождении какого-либо интерактивного элемента, связанного с текущим контролем успеваемости, обучающийся может повторить попытку его выполнения. Для элементов, связанных с промежуточным контролем, количество попыток прохождения соответствует требованиям локального акта вуза о порядке проведения промежуточной аттестации.

Следуя указанному алгоритму, обучающийся может осваивать электронный курс как под управлением преподавателя, так и самостоятельно. Для того, чтобы преподавателю было удобно контролировать прохождение курса обучающимися, целесообразно использовать разграничение прав доступа для различных групп пользователей. СДО позволяет формировать сложные логические условия доступа к разным элементам электронного курса, которые могут быть ограничены по разным параметрам или их комбинациям. Например, можно задать условия, при которых доступ к заданию будет предоставляться только до или после определенной даты и времени, при выполнении определенных элементов курса, при достижении определенной оценки, а так же по принадлежности к определенной учебной группе.

Разработка цифровых инструментов контроля знаний обучающихся в системах дистанционного обучения как в форме тестирования, так и в других рассмотренных формах требует определенной подготовки. Сформулируем следующие базовые методические рекомендации, которые могут помочь в этом процессе как новичку, так и опытному преподавателю:

1. Первоначально необходимо определить образовательную цель предстоящего контроля знаний. Например, проверить усвоение определенной темы, развить определенные навыки или оценить способность обучающихся к при-

менению знаний на практике. Четкое определение образовательных целей поможет сосредоточиться на ключевых аспектах контроля и выбрать соответствующие методы и задания.

2. Разработать разнообразные типы заданий. Так, например, в банк тестовых заданий необходимо включить различные формы ответов, такие как множественный выбор, вопросы с коротким ответом, эссе и так далее. Это позволит оценить различные аспекты знаний обучающихся.

3. Объем и глубина практических и тестовых заданий должна носить дифференцированный характер, обеспечивающий возможность проведения контроля знаний различных категорий от обучающихся образовательных организаций ФСИН России до действующих сотрудников учреждений и органов УИС.

4. При оценивании заданий обеспечивать обратную связь с обучающимися. Она помогает им понять свои ошибки, улучшить свои знания и навыки, а также мотивирует к дальнейшему развитию. При формулировке обратной связи старайтесь быть конкретными и точными. Укажите, где именно обучающийся допустил ошибку или где можно улучшить ответ. Дайте подробные объяснения, почему определенный ответ правильный или неправильный, чтобы обучающиеся могли лучше понять материал и исправить ошибки.

5. Включать (активировать) элементы времени. Ограничение времени выполнения задания является эффективным способом разнообразить цифровые методы контроля знаний и создать условия, более близкие к практике. Ограниченное время подразумевает ограниченные ресурсы и помогает развить у обучающихся навыки быстрого и точного решения задач.

6. Для оценки знаний обучающихся необходимо использовать аналитические инструменты, доступные в СДО, которые позволяют собирать информацию о процессе обучения и результатах контроля, а также проводить анализ этих данных для улучшения качества применения цифровых инструментов контроля знаний.

Таким образом, СДО предоставляет возможность использования широкого спектра цифровых инструментов контроля знаний обучающихся, совместное использование которых позволяет

проводить и текущий, и промежуточный контроль успеваемости как при дистанционном, так и при смешанном формате обучения. Приведенная структура электронного курса и алгоритм его прохождения позволяют связать воедино различные виды инструментов контроля знаний в рамках изучения любой дисциплины. Предложенные авторами методические рекомендации по их разработке могут служить основой формирования банка контрольных заданий для оценки знаний и умений обучающихся.

1. Хорошева А. В. Создание информационной системы дистанционного обучения в ведомственном вузе // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2022. Т. 18. № 2. С. 17-25.

2. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2021622925 Российская Федерация. База данных тестовых заданий по дисциплине «Информационные технологии в юридической деятельности» : № 2021622213 : заявл. 19.10.2021 : опубликовано 13.12.2021 / Хорошева А. В., Скворцов К. В. ; заявитель Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Владимирский юридический институт федеральной службы исполнения наказаний».

3. Компьютерное тестирование знаний MyTestXPro. [сайт]. URL: кйр8://ту1е81х.рго/"тк1/Заглавная_стра-ница (дата обращения: 23.08.2023).

4. Пункт 4 Плана научно-технической деятельности Федеральной службы исполнения наказаний на 2022 год : Утв. директором ФСИН России 23.11.2021 (документ опубликован не был).

5. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2022622313 Российская Федерация. База данных тестовых заданий для контроля знаний сотрудников УИС в области применения и эксплуатации инженерно-технических средств охраны и надзора : № 2022622217 : заявл. 13.09.2022 : опубликовано 22.09.2022 / Карабанов Р. М., Рычаго М. Е., Скворцов К. В. ; заявитель Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Владимирский юридический институт федеральной службы исполнения наказаний».

6. Дробот А. Н., Корнилова Ю. А., Рябова Н. В., Швагер Н. Н. Основные результаты научно-технической деятельности ФСИН России за 2022 год. Выпуск 3 / Тверь : ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2023. С. 33.

7. Пункт 9 Плана научно-технической деятельности Федеральной службы исполнения наказаний на 2022 год : Утв. директором ФСИН России от 23.11.2021 (документ опубликован не был).

8. Дробот А. Н., Корнилова Ю. А., Рябова Н. В., Швагер Н. Н. Указ. сочинение. С. 31.

9. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2022623168 Российская Федерация. «База тестовых заданий по дисциплине «Специальная техника» : № 2022623133 : заявл. 23.11.2022 : опубликовано 30.11.2022 / Рычаго М. Е., Скворцов К. В. ; заявитель Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Владимирский юридический институт федеральной службы исполнения наказаний».

10. Дробот А. Н., Корнилова Ю. А., Рябова Н. В., Швагер Н. Н. Указ. сочинение. С. 32.

11. Рычаго М. Е, Тихомиров Р. Н. Некоторые математические вопросы контроля знаний в системах дистанционного обучения // Информационные технологии в УИС. 2020. № 3. С. 19.

1. Khorosheva A. V. Creation of an information system for distance learning in a departmental university // Bulletin of the Voronezh State Technical University. 2022. V. 18. No. 2. P. 17-25.

2. Certificate of state registration of the database No. 2021622925 Russian Federation. Database of test tasks in the discipline «Information technologies in legal activity»: No. 2021622213 : declared 10/19/2021: published on 12/13/2021 / Khorosheva A. V., Skvortsov K. V.; applicant Federal State Educational Institution of Higher Education «VLI of the FPS of Russia».

3. Computer testing knowledge MyTestXPro. [website] URL: https://mytestx.pro/wiki/Main_Page (accessed 05/20/2023).

4. Clause 4 of the Plan of Scientific and Technical Activities of the Federal Penitentiary Service for 2022: Approved. director of the Federal Penitentiary Service of Russia on November 23, 2021 (the document was not published).

5. Certificate of state registration of the database No. 2022622313 Russian Federation. Database of test tasks for monitoring the knowledge of the employees of the penal system in the field of application and operation of engineering and technical means of protection and supervision: No. 2022622217 : declared. 09/13/2022 : published on 09/22/2022 / Karabanov R. M., Rychago M. E., Skvortsov K. V.; applicant Federal State Educational Institution of Higher Education «VLI of the FPS of Russia».

6. Drobot A. N., Kornilova Yu. A., Ryabova N. V., Shvager N. N. The main results of the scientific and technical activities of the Federal Penitentiary Service of Russia for 2022. Issue 3 / Tver : FGI SRIIT of the FPS of Russia, 2023. P. 33.

7. Clause 9 of the Plan of Scientific and Technical Activities of the Federal Penitentiary Service for 2022: Approved. director of the Federal Penitentiary Service of Russia dated November 23, 2021 (the document was not published).

8. Drobot A. N., Kornilova Yu. A., Ryabova N. V., Shvager N. N. Decree. composition. P. 31.

9. Certificate of state registration of the database No. 2022623168 Russian Federation. "Base of test tasks in the discipline «Special Equipment»: No. 2022623133: declared 11/23/2022 : published on 11/30/2022 / Rychago M. E., Skvortsov K. V.; applicant Federal State Educational Institution of Higher Education «VLI of the FPS of Russia».

10. Drobot A. N., Kornilova Yu. A., Ryabova N. V., Shvager N. N. Decree. composition. P. 32.

11. Rychago M. E., Tikhomirov R. N. Some mathematical issues of knowledge control in distance learning systems // Information technologies in UIS. 2020. No. 3. P. 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.