Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЕДОМСТВЕННОМ ВУЗЕ'

СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЕДОМСТВЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ КУРС / АЛГОРИТМ ПРОХОЖДЕНИЯ КУРСА / СОЗДАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ В СИСТЕМЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хорошева А.В.

Рассматривается процесс разработки системы дистанционного обучения для эффективной организации образовательного процесса ведомственного вуза на основе платформы дистанционного обучения Moodle. В ходе решения поставленной задачи разработана информационная структура электронных курсов Владимирского юридического института ФСИН России, созданы новые системные пользовательские роли, которые позволяют сделать работу в системе более безопасной и удобной, в том числе с точки зрения контроля образовательного процесса в целом и активности каждого пользователя. Для преподавателей предложена типовая структура электронного курса, позволяющая удобно размещать методические материалы по преподаваемым дисциплинам, получать обратную связь от обучающихся, проводить различные виды контроля формирования у обучающихся компетенций в соответствии с рабочими программами дисциплин. Такая структура позволяет отражать результаты текущего контроля успеваемости обучающихся в журнале учета учебных занятий, что является отличительным чертой организации обучения в ведомственном вузе. Для обучающихся был предложен авторский алгоритм прохождения электронного курса, который может быть реализован как при дистанционном или смешанном формате обучения, так и при обучении в очном формате. На примере информационного сопровождения дистанционного обучения для дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности» описан процесс формирования базы данных тестовых заданий. Экспериментальное тестирование, проведенное автором среди обучающихся по итогам изучения дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности», показало эффективность выбранного подхода к организации электронных курсов в электронной информационно-образовательной среде ведомственного вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING AN INFORMATION SYSTEM FOR DISTANCE LEARNING AT A DEPARTMENTAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article discusses the process of developing a distance learning system for the effective organization of the educational process of a departmental university, based on the Moodle distance learning platform. In the course of solving the task, we developed the information structure of the electronic courses of the Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, created new system user roles, which make it possible to make work in the system safer and more convenient, including from the point of view of controlling the educational process as a whole and the activity of each user. For professors, a typical structure of an electronic course is proposed, which makes it possible to conveniently place methodological materials on the disciplines taught, receive feedback from students, and carry out various types of control over the formation of students' competencies in accordance with the work programs of disciplines. Such a structure makes it possible to reflect the results of the current monitoring of the progress of students in the study log, which is a distinctive feature of the organization of education in a departmental university. For students, we proposed an author's algorithm for completing an electronic course, which can be implemented both in distance or blended learning formats, and in full-time learning. On the example of information support of distance learning for the discipline "Information technologies in legal activity", the process of forming a database of test items is described. Experimental testing, conducted by the author among students following the results of studying the discipline "Information Technologies in Legal Activity", showed the effectiveness of the chosen approach to organizing electronic courses in the electronic information and educational environment of a departmental university

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЕДОМСТВЕННОМ ВУЗЕ»

DOI 10.36622/VSTU.2022.18.2.003 УДК 004.6

СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В ВЕДОМСТВЕННОМ ВУЗЕ

А.В. Хорошева

Владимирский юридический институт ФСИН России, г. Владимир, Россия

Аннотация: рассматривается процесс разработки системы дистанционного обучения для эффективной организации образовательного процесса ведомственного вуза на основе платформы дистанционного обучения Moodle. В ходе решения поставленной задачи разработана информационная структура электронных курсов Владимирского юридического института ФСИН России, созданы новые системные пользовательские роли, которые позволяют сделать работу в системе более безопасной и удобной, в том числе с точки зрения контроля образовательного процесса в целом и активности каждого пользователя. Для преподавателей предложена типовая структура электронного курса, позволяющая удобно размещать методические материалы по преподаваемым дисциплинам, получать обратную связь от обучающихся, проводить различные виды контроля формирования у обучающихся компетенций в соответствии с рабочими программами дисциплин. Такая структура позволяет отражать результаты текущего контроля успеваемости обучающихся в журнале учета учебных занятий, что является отличительным чертой организации обучения в ведомственном вузе. Для обучающихся был предложен авторский алгоритм прохождения электронного курса, который может быть реализован как при дистанционном или смешанном формате обучения, так и при обучении в очном формате. На примере информационного сопровождения дистанционного обучения для дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности» описан процесс формирования базы данных тестовых заданий. Экспериментальное тестирование, проведенное автором среди обучающихся по итогам изучения дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности», показало эффективность выбранного подхода к организации электронных курсов в электронной информационно-образовательной среде ведомственного вуза

Ключевые слова: система электронного обучения, дистанционное обучение, электронный курс, алгоритм прохождения курса, создание и распределение ролей в системе

Введение

В настоящее время дистанционные технологии в системе высшего образования занимают важное место. Начиная с весны 2020, все вузы страны вынуждены периодически переходить с традиционного формата обучения на дистанционный или смешанный формат, причем переходы, как правило, происходят достаточно быстро. Поэтому для каждого вуза очень важно использовать надежную и удобную систему дистанционного обучения, позволяющую организовать образовательный процесс в соответствии со спецификой вуза, и поддерживать ее в актуальном состоянии.

Во владимирском юридическом институте ФСИН России успешно функционирует система дистанционного обучения, которая используется постоянно, вне зависимости от формата обучения и учитывает все особенности образовательного процесса в ведомственном вузе.

Постановка задачи

Перед рабочей группой сотрудников вуза была поставлена задача: за короткое время и

© Хорошева А.В., 2022

без привлечения какого-либо дополнительного финансирования организовать качественное дистанционное обучение для всех категорий обучающихся: курсантов и студентов очного обучения, слушателей заочного обучения и факультета профессионального обучения и дополнительного профессионального образования. Необходимо было организовать проведение учебных занятий, оценивание результатов обучения, синхронное и асинхронное взаимодействие участников образовательного процесса.

При этом проведение занятий должно было проходить в режиме онлайн в соответствии с расписанием занятий, необходимо было также организовать самостоятельную работу обучающихся, текущий контроль знаний, проведение промежуточной аттестации по дисциплинам и ряд других функций.

Сложность поставленной задачи заключалась в определенной специфике образовательного процесса в ведомственном вузе, связанной с необходимостью исполнения курсантами специальных обязанностей по службе (заступление в наряд по охране общественного порядка, занятия строевой и служебной подготовкой,

участие в большом количестве торжественных и спортивно-массовых мероприятий).

Важной особенностью организации обучения в ведомственном вузе является повышенный контроль успеваемости каждого курсанта по всем предметам, что отражается в виде оценок текущей успеваемости выставляемых преподавателем на каждом учебном занятии семинарского типа. Наличие в журнале учета учебных занятий неудовлетворительных оценок, а также пропусков занятий, влечет за собой обязанность курсанта ликвидировать задолженность в строго установленные сроки. Ликвидация задолженности закрывается индивидуально, успешным отчетом с оценкой по соответствующей теме. Поэтому при разработке информационной структуры образовательной среды дистанционного обучения необходимо было предусмотреть удобный механизм дистанционного учета успеваемости курсантов по каждой теме изучаемой дисциплины, позволяющий отслеживать в динамике процесс освоения дисциплины, в том числе процесс исправления неудовлетворительных отметок и индивидуальной отработки каждого пропущенного занятия.

В связи с вышеизложенным, а также в связи с необходимостью обеспечения образовательного процесса части обучающихся по особой ведомственной специализации, предусматривающей работу со сведениями, составляющими государственную тайну, решалась дополнительная задача разграничения доступа обучающихся одного курса к дисциплинам и содержащимся в них информационным материалам, с учетом избранной ведомственной специализации.

Кроме того, необходимо было обеспечить преподавателям возможность создавать подходящим образом структурированные электронные курсы по каждой преподаваемой дисциплине со стандартным набором функциональных возможностей по их редактированию и наполнению учебно-методическими материалами, получению обратной связи от обучающихся в синхронном и асинхронном режиме.

Отталкиваясь от современного опыта ряда вузов по созданию новых электронных платформ для организации процесса обучения [1], [2], было принято принципиальное решение по осуществлению необходимых настроек, корректировок и модернизации под указанные выше требования одной из существующих платформ дистанционного обучения, подобно тому, как это было реализовано в работе [3].

Методы исследования

При проведении работы использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ, обобщение, формализация), эмпирические (эксперимент, наблюдение, сравнение).

Результаты

В рамках решения поставленной задачи, был проведен всесторонний анализ доступных систем дистанционного обучения, удовлетворяющих описанным выше условиям организации образовательного процесса в ведомственном вузе, и, в качестве базовой платформы, выбрана система дистанционного обучения Моо-dle, которая обладает рядом следующих достоинств:

- это бесплатная система с открытым исходным кодом, которая позволяет создавать для нее полезные расширения различного назначения;

- подходит для организации дистанционного обучения крупного учебного заведения;

- позволяет создавать и редактировать хорошо структурированные курсы для дистанционного обучения;

- позволяет разграничивать права доступа как к системе в целом, так и к элементам и ресурсам курса и обеспечить индивидуальную траекторию обучения.

Однако в данной системе нет возможности организовать онлайн взаимодействие с обучающимися, поэтому такого рода взаимодействие реализовывалось с помощью доступных платформ для проведения видеоконференций со ссылкой в системе дистанционного обучения на страницах соответствующих курсов.

В ходе решения поставленной задачи, на сервере кафедры специальной техники и информационных технологий, была развернута система дистанционного обучения, в которой для всех обучающихся и преподавателей вуза были созданы личные кабинеты с безопасной аутентификацией пользователей, настроен дизайн сайта, прописаны пользовательские роли и разрешения системы в соответствии с заданным функционалом. Также для всех категорий пользователей были разработаны инструкции по работе в системе, которые доступны с любой страницы системы.

Для удобного размещения курсов (дисциплин) была спроектирована информационная структура системы дистанционного обучения

вуза (рис. 1), которая позволила контролиро- существующих курсов в соответствии с дей-вать процесс создания новых и корректировку ствующими учебными планами.

Рис. 1. Структура размещения курсов в системе дистанционного обучения

На верхнем уровне данной структуры располагаются факультеты вуза, далее происходит распределение по специальностям и направлениям подготовки, затем по формам обучения, по ведомственным специализациям или профилям и по курсам обучения. Как уже отмечалось выше, в вузе реализуется образовательная программа специалитета, в рамках которой осуществляется подготовка кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка. Поэтому специальность правоохранительная деятель -ность, в свою очередь, разделена на ведомственные специализации, одна из которых предусматривает освоение дисциплин, содержание которых предусматривает работу со сведениями, составляющие государственную тайну, что в соответствии с законодательством [4] существенно ограничивает реализацию вузом программы специалитета с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Избранная информационная структура (рис. 1), оказывается доста-

точно гибкой по отношению к наполнению одного и того же учебного курса для обучающихся с разными ведомственными специализациями на основе подходящего разграничения прав доступа обучающихся только к соответствующему сектору информационной системы.

Остановимся на некоторых вопросах реализации образовательного процесса в рассматриваемой системе дистанционного обучения.

В системе предусмотрено, что в каждом курсе обучения размещаются дисциплины (электронные курсы) в соответствии с актуальными учебными планами на текущий учебный год (рис. 2). Каждая дисциплина проиндексирована и размещена в структуре курсов в соответствии с рабочими учебными планами по специальностям и направлениям подготовки, реализуемыми в вузе, с учетом ведомственной специализации (профиля подготовки).

Параллельно созданию структуры размещения электронных курсов, особое внимание было уделено работе по разграничению прав доступа к различным функциям системы для

каждой группы пользователей. Для выполнения этой задачи были скорректированы стандартные роли системы, то есть наборы разрешений, которые можно назначать пользователям в различных контекстах. Подчеркнем, что именно

комбинация ролей и контекста определяет способность конкретного пользователя совершать те или иные операции на заданной странице системы [5].

| ВЮИ ФСИН России Инструкции по работе в среде диета ни

Владимирский юридический институт

Личный кабинет / Администрирование [ Курсы / Управление курсами и категориями / Юридический факультет / 40.05,02 Правоохранительная деятельность / Очная форма обуч( / Специализация ОРД / 1 курс / История государства и права России [1 ОРД)

Управление курсами и категориями

Отображение: Категории курсов и курсы -

Катагорми курсов

Создать новую категорию

Юридический факультет

1 а> + о - да

□ — 40.05.C2l с.ааоаюа-.'-ельная де=-ельность <И ф ~ 0]®"

■ Очная ферма обучи

« 4 О

■ Специализация ОРД.

® 4- ф - 01=-

□ 1 курс ® + О • 211В-

□ ■V « - 1718-

п Зкурс г» ф + о - 171="

□ 4 курс - 22]®"

Хкурс

Создать новый курс

Отсортировав *урсы ' На странице: Все ~

+ □ Экономика (1 ОРД) О в +

□ Философия (1 ОРД} О 0

+ Р Теория государства и права ОРД) О 0

* в. Специальная профессиональная подготовка [1 ОРД) о в ® Ф *

+ в Русский язык в деловой документации [1 ОРД) о в ® +

□ Римское право(ЮРД) о 0

* □ Религиоведение [1 ОРД) о в «> + ^

Рис. 2. Размещение дисциплин в системе дистанционного обучения

Отметим, что в системе Moodle имеется возможность добавлять новые роли пользователей, например, путем изменения существующих стандартных ролей, которые предлагаются в исходном варианте версии системы [6]. На вкладке Управление ролями раздела Администрирование (рис. 3) расположен список доступных ролей, каждую из которых можно отредактировать или удалить. При управлении ролями администратор имеет право отредактировать в каждой роли каждую из ее возможностей, которых более 350, то есть для семи стандартных ролей системы Moodle общее количество управляемых параметров превышает 6*1018 значений!

Для организации работы с содержанием курсов для профессорско-преподавательского состава кафедр были созданы роли «Руководитель» (для начальников кафедр) и «Преподаватель с правом редактирования» (для остальных преподавателей). Прототипом для обеих ролей послужила стандартная роль системы Moodle -«Учитель с правом редактирования». При этом роль «Руководитель» обладает большим количеством возможностей по сравнению с ролью «Преподаватель с правом редактирования» для обеспечения общего руководства по работе с

электронными курсами. Так, «Руководитель» обладает правом добавлять новых преподавателей на курс и удалять их, в отличие от «Преподавателя с правом редактирования».

Еще одной важной ролью, позволяющей создавать новые курсы на уровне факультетов, является роль «Создатель курсов», модифицированная нами на основе одноименной стандартной роли, которой были переданы некоторые расширенные права роли «Управляющий».

Применительно к специфике нашего вуза, была сгенерирована совершенно новая роль «Учебный отдел», которая предоставляет права мониторинга активности всех участников образовательного процесса (и преподавателей, и обучающихся) и позволяет оценивать наличие учебных материалов, правильность их размещения в структуре созданных электронных курсов, своевременность выполнения заданий обучающимися, наличие выставленных отметок, необходимых комментариев к ним со стороны преподавателей. Подчеркнем, что пользователи, которым присваивается роль «Учебный отдел», несмотря на широкие права по мониторингу, не имеют прав на изменение учебного контента, исправление выставленных оценок и других функций по организации обучения по

дисциплине, - они выступают лишь в качестве наблюдателей.

Таким образом, всем обучающимся была присвоена роль «Студент», всем преподавателям - роль «Преподаватель с правом редактирования», работникам, закрепленными за каж-

дым факультетом с целью создания и корректировки курсов, - роль «Создатели курсов», а сотрудникам учебного отдела - роль «Учебный отдел». Кроме того, сотрудниками с ролями «Администратор» и «Управляющий» обеспечивается общая организацию работы системы.

Управление ролями Разрешить назначение рэлей Разрешить переопределение ролей Разрешить переключение между рэлями Разрешить просмотр роли

Роль О Описание Краткое название Редактировать

Управляющий Управляющие имеют доступ к курсу и могут изменять его. Они, как правило, не участвуют в курсах. manager 4- О В

Создатель курса Создатели курсов могут создавать новые курсы. coursecreator Л- * » a

Учитель Учителя могут делать в курсе всё, в том числе изменять элементы курса и оценивать студентов. editingteacher Ф » 0

Ассистент (без права редактирования) Ассистент может преподавать в курсах и выставлять оценки, но он не может изменять содержание курса. teacher » e

Студент Обычно студенты обладают меньшим набором прав в рамках курса. student Ф » 0

Руководитель rukovoditel о e

Преподаватель [с правом редактирования) prepodavatel * » s

Гость Обычно гости имеют минимальный набор прав и не могут нигде вводить текст. guest * »

Создатели курсов cours ecreator2 Ф о 0

Учебный отдел uchebotdel * » m

Аутентифициро ванный пользователь Все пользователи, вошедшие в систему user * »

Рис. 3. Управление ролями в системе Moodle

Следующим этапом решения поставленной задачи стала работа по наполнению системы дистанционного обучения вуза содержательным учебным материалом, структурированным в соответствии с рабочими программами дисциплин и утвержденным расписанием занятий.

Весь учебный материал дисциплины (электронного курса) разделен на темы. В каждой теме располагаются пассивные ресурсы («Файл», «Папка», в которых размещен теоретический материал лекций по теме, презентации, видеофрагменты, гиперссылки на видеоконференции) и интерактивные элементы («Лекция», «Задание», «Тест»), позволяющие получить обратную связь от обучающихся (рис. 4). Преподаватель, при желании, может использовать и другие интерактивные ресурсы системы, например «Форум», «Семинар», «Глоссарий».

Элементы, размещенные в теме, логически связаны друг с другом: каждое следующее практическое задание выполняется только при условии получения проходного балла за

предыдущее, доступ же к первому практическому заданию открывается только после прохождения интерактивной лекции, предваряющей серию практических заданий. Каждую серию практических заданий рекомендуется завершать выполнением теста, доступ к которому возможен только после выполнения всех заданий. Такой порядок функционирования системы дистанционного обучения ведомственного вуза обеспечивает требуемую наполняемость оценок по каждому предмету, своевременное закрытие задолженностей обучающихся по отдельным темам. В конечном счете, такое построение курса позволяет организовать все виды текущего контроля успеваемости обучающихся в период проведения занятий в дистанционном формате и обеспечить наиболее полную и объективную оценку знаний, умений и навыков, полученных в ходе занятий и в процессе самостоятельной работы, степени сфор-мированности элементов соответствующих компетенций, закрепленных в руководящих документах.

ЗАЧЕТ

Тема п

ЭКЗАМЕН

Рис. 4. Структурная схема электронного курса

Методические материалы (рабочая программа дисциплины, планы занятий, методические рекомендации по организации самостоятельной работы)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тема 1

Учебные пособия, дополнительные материалы по теме

Лекция 1 Видеоконференция 1 -N — Интерактивная лекция 1 -N —/ Практические задания 1...к =5 Тест 1

...

Лекция т Видеоконференция п Инт ерактивная лекция т -N —✓ Практические задания 1...к —N Тест т

Тема 2

Отметим, что промежуточная аттестация по дисциплине в виде зачета может быть успешно реализована, как итоговый тест по всем темам курса, вопросы для которого выбираются случайным образом из категорий и подкатегорий банка вопросов по каждой изученной теме электронного курса.

При этом в процессе реализации образовательного процесса в созданной системе дистанционного обучения постепенно формируется уникальная база данных тестовых заданий по дисциплине, которая полностью охватывает весь материал учебного курса и легко адаптируется к проведению любых форм контроля знаний.

В рамках настоящего исследования, автором была проведена специальная экспериментальная работа по информационному сопровождению учебной дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности» для курсантов первого курса ведомственного вуза, реализуемой в дистанционном формате. Особое внимание при этом было уделено

составлению разнообразных тестовых вопросов и расчетных заданий для проведения текущего контроля знаний по каждой теме. При составлении тестов были учтены рекомендации [7] по формированию тестовых заданий повышенной стойкости относительно случайного угадывания правильных ответов. В результате была сформирована реляционная база данных из 500 тестовых вопросов различного типа, реализованная на языке СУБД LMS Moodle 3.8, которая успешно прошла государственную регистрацию в установленном законодательством порядке [8].

Промежуточная аттестация в виде экзамена реализуется в системе в виде элемента «Задание», ответом на который является письменная работа обучающегося. Причем подготовка ответа и сам ответ по билету происходит в условиях синхронного взаимодействия в режиме реального времени в форме видеоконференции.

Приведенная выше структурная схема электронного курса позволяет описать алгоритм его успешного прохождения в виде блок-схемы (рис. 5). На схеме представлены все этапы текущего и промежуточного контроля по дисциплине. Промежуточный контроль представлен в виде зачета в одном семестре и экзамена в другом. При неудачном прохождении какого-либо интерактивного элемента, связанного с текущим контролем успеваемости, обучающийся может повторить попытку его выполнения. Для элементов, связанных с промежуточным контролем, количество попыток прохождения соответствует требованиям локального акта вуза о порядке проведении промежуточной аттестации.

Следуя указанному алгоритму, обучающийся может осваивать электронный курс, как под управлением преподавателя, так и самостоятельно.

Для удобства контроля прохождения курса преподавателем удобно использовать разграничение прав доступа для различных групп пользователей. Система дистанционного обучения позволяет формировать сложные логические условия, которые ставят ограничения по различным параметрам или их комбинациям: по датам доступа, при выполнении предыдущих элементов и ресурсов курса, по принадлежности к определенной группе обучающихся, на основе полей в профиле обучающегося. Например, ограничение доступа по датам и группам, позволяет настроить график прохождения электронного курса в соответствии с расписанием занятий, что особенно важно для ведомственного вуза.

Возвращаясь к упомянутому выше эксперименту автора, отметим, что экспериментальный электронный курс «Информационные технологии в юридической деятельности» был сконструирован в соответствии со схемой, представленной на рис. 4, а курсанты первого курса придерживались предложенного алгоритма прохождения данного курса исключительно в дистанционном формате (рис. 5). В журнале учебных занятий были выставлены оценки, отражающие результаты текущего и рубежного контроля успеваемости обучающихся по дисциплине, также выставлена итоговая оценка за курс. Промежуточная аттестация в виде экзамена была проведена в дистанционном формате, в режиме онлайн, с использованием видеоконферен-цсвязи.

С целью проверки остаточных знаний и глубины сформированности соответствующих компетенций по данному предмету, через три месяца после сдачи экзамена, автором на основе указанной выше базы данных тестовых заданий

по дисциплине, было проведено специальное тестирование 35 курсантов-первокурсников. Из 500 заданий, входящих в базу, автоматически формировалась случайная бесповторная выборка объемом в 18 заданий - три тестовых вопроса по каждой из 6 тем. Фактически каждому курсанту генерировался индивидуальный билет тестового типа. Средний балл по дисциплине в период сессии составил 3,37 баллов, а при проверочном тестировании остаточных знаний среди тех же обучающихся - 3,26 баллов. Сравнение полученных результатов с показателями успеваемости, зафиксированными на экзамене, показали высокий уровень остаточных знаний.

Заключение

Таким образом, поставленная задача по созданию системы дистанционного обучения ведомственного вуза была успешно решена. Ключевым моментом при создании подобных систем, на наш взгляд, является разработка подходящей информационной структуры и определение оптимального набора пользовательских ролей в системе, что позволяет организовать образовательный процесс большого вуза, характеризующегося сложной структурой и реализацией нескольких профессиональных образовательных программ.

В ходе данного исследования, на примере конкретной учебной дисциплины, был описан авторский алгоритм прохождения обучающимися электронного учебного курса, который обеспечил, как указано выше, хороший уровень остаточных знаний по этой дисциплине.

В перспективе представляется целесообразным провести аналогичное исследование, состоящее в сравнении показателей успеваемости по данной дисциплине, полученных в ходе экзаменационной сессии и последующего тестирования остаточных знаний обучающихся при реализации обучения в очном или смешанном форматах.

Литература

1. Комлева Н.В., Вилявин Д.А. Цифровая платформа для создания персонализированных адаптивных онлайн курсов // Открытое образование. 2020. Т. 24. № 2. С. 65-72.

2. Разработка электронной платформы для организации образования онлайн на основе компетентностного подхода / С.А. Коваленко, Н.И. Гребенникова, В.А. Малинов-кин, П.С. Скочко // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2021. Т. 17. № 3. С. 25-31.

3. Азарченков А.А., Козленкова А.А. Особенности применения системы управления электронным обучением Moodle в ФГБОУ ВО «Брянский государственный технический университет» // Эргодизайн. 2019. № 2(4). С. 68-74.

4. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53, ст. 7598.

5. Хорошева А.В. Организация интерактивного курса информатики в системе дистанционного обучения // Информационные технологии в УИС. 2020. № 4. С. 66-72.

6. СДО Moodle. URL: https://docs.moodle. org/310/en/Roles _and_permissions (дата обращения 31.01.2022).

7. Рычаго М.Е., Тихомиров Р.Н. Некоторые математические вопросы контроля знаний в системах дистанционного обучения // Информационные технологии в

УИС. 2020. № 3. С. 16-22.

8. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2021622925 Российская Федерация. База данных тестовых заданий по дисциплине «Информационные технологии в юридической деятельности»: № 2021622213: заявл. 19.10.2021: опубл. 13.12.2021 / А.В. Хорошева, К.В. Скворцов; заявитель Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Владимирский юридический институт федеральной службы исполнения наказаний».

Поступила 03.02.2022; принята к публикации 19.04.2022 Информация об авторах

Хорошева Анна Владимировна - канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры специальной техники и информационных технологий, Владимирский юридический институт ФСИН России (600020, Россия, г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67е), e-mail: d_anya@list.ru

CREATING AN INFORMATION SYSTEM FOR DISTANCE LEARNING AT A DEPARTMENTAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION

A.V. Khorosheva

Vladimir Law Institute of the FPS of Russia, Vladimir, Russia

Abstract: the article discusses the process of developing a distance learning system for the effective organization of the educational process of a departmental university, based on the Moodle distance learning platform. In the course of solving the task, we developed the information structure of the electronic courses of the Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, created new system user roles, which make it possible to make work in the system safer and more convenient, including from the point of view of controlling the educational process as a whole and the activity of each user. For professors, a typical structure of an electronic course is proposed, which makes it possible to conveniently place methodological materials on the disciplines taught, receive feedback from students, and carry out various types of control over the formation of students' competencies in accordance with the work programs of disciplines. Such a structure makes it possible to reflect the results of the current monitoring of the progress of students in the study log, which is a distinctive feature of the organization of education in a departmental university. For students, we proposed an author's algorithm for completing an electronic course, which can be implemented both in distance or blended learning formats, and in full-time learning. On the example of information support of distance learning for the discipline "Information technologies in legal activity", the process of forming a database of test items is described. Experimental testing, conducted by the author among students following the results of studying the discipline "Information Technologies in Legal Activity", showed the effectiveness of the chosen approach to organizing electronic courses in the electronic information and educational environment of a departmental university

Key words: e-learning system, distance learning, e-course, course completion algorithm, creation and distribution of roles in the system

References

1. Komleva N.V., Vilyavin D.A. "Digital platform for creating personalized adaptive online courses", Open Education, 2020, vol. 24, no. 2, pp. 65-72.

2. Kovalenko S.A., Grebennikova N.I., Malinovkin V.A., Skochko P.S. "Development of an electronic platform for organizing online education based on a competency-based approach", Bulletin of Voronezh State Technical University (Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta), 2021, vol. 17, no. 3, pp. 25-31.

3. Azarchenkov A.A., Kozlenkova A.A. "Features of the application of the Moodle e-learning management system in FSBEI HE «Bryansk State Technical University»", Ergodesign, 2019, no. 2(4), pp. 68-74.

4. "On education in the Russian Federation: Feder. law of 29 Dec. 2012 No. 273-FZ", Collection of Legislation of the Russian Federation, 2012, no. 53, art. 7598.

5. Khorosheva A.V. "Organization of an interactive informatics course in the system of distance learning", Information Technologies in the UIS (Informatsionnye tekhnologii v UIS), Tver, 2020, no. 4, pp. 66-72.

6. LMS Moodle, available at: https://docs.moodle.org/310/en/Roles_and_permissions (date of access 31.01.2022).

7. Rychago M.E., Tikhomirov R.N. "Some mathematical issues of knowledge control in distance learning systems", Information Technologies in the UIS (Informatsionnye tekhnologii v UIS), Tver, 2020, no. 3, pp. 16-22.

8. Khorosheva A.V., Skvortsov K.V. "Database of test tasks in the discipline «Information technologies in legal activity»" ("Baza dannykh testovykh zadaniy po distsipline «Informatsionnye tekhnologii v yuridicheskoy deyatel'nosti»"), certificate of state registration of the database No. 2021622925 Russian Federation, no. 2021622213: Appl. 10/19/2021: publ. December 13, 2021, applicant Federal State Educational Institution of Higher Education «Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service».

Submitted 03.02.2022; revised 19.04.2022 Information about the author

Anna V. Khorosheva, Cand. Sc. (Physics and Mathematics), Associate Professor, Vladimir Law Institute of the FPS of Russia of the FPS of Russia (67e Bolshaya Nizhegorodskaya str., Vladimir 600020, Russia), e-mail: d_anya@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.