Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
837
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чарыкова И. А., Филипович Л. В.

На основании теоретического анализа литературных источников и большого практического опыта психологического сопровождения спортивных команд в статье представлены основные этапы, задачи и критерии психологической подготовленности спортсменов на этапах многолетней подготовки, психологические методы и их значимость. В данной статье освещены направления работы тренера и психолога при психолого-педагогическом сопровождении подготовки спортсменов.Based on the theoretical analysis of literary sources and extensive practical experience of psychological support of sports teams, the article presents the main stages, objectives and criteria of psychological preparedness of athletes at the stages of long-term training, psychological methods and its significance. In the article the directions of work for a trainer and a psychologist at psychological and pedagogical maintenance of preparation of athletes are covered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ»

УДК 796.015.154

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

И. А. Чарыкова, канд. мед. наук,

Л. В. Филипович,

государственное учреждение «Республиканский научно-практический

центр спорта», Республика Беларусь

Аннотация

На основании теоретического анализа литературных источников и большого практического опыта психологического сопровождения спортивных команд в статье представлены основные этапы, задачи и критерии психологической подготовленности спортсменов на этапах многолетней подготовки, психологические методы и их значимость. В данной статье освещены направления работы тренера и психолога при психолого-педагогическом сопровождении подготовки спортсменов.

PSYCHO-PEDAGOGICAL BASES OF LONG-TERM TRAINING OF ATHLETES

Abstract

Based on the theoretical analysis of literary sources and extensive practical experience of psychological support of sports teams, the article presents the main stages, objectives and criteria of psychological preparedness of athletes at the stages of long-term training, psychological methods and its significance. In the article the directions of work for a trainer and a psychologist at psychological and pedagogical maintenance of preparation of athletes are covered.

Введение

Актуальность данного исследования заключается в том, что анализ литературных источников по проблеме психолого-педагогических основ многолетней подготовки спортсменов показал, насколько актуальна, важна и востребована данная проблема в спорте. Психологические проблемы в спорте имеют свою специфику, в отличие от других видов человеческой деятельности, т.к. экстремальные условия спорта отличаются особой интенсивностью, частотой и характером протекания. Доказано, что спортивная деятельность является одним из средств воспитания социально значимых личностных качеств. Роль спорта в формировании личности велика и заключается в том, что он способствует образованию основ двигательных действий, в которых выражается характер человека, его индивидуальные психофизиологические особенности и спортивно-важные качества. Но для того, чтобы выполняемые спортсменом действия стали устойчивыми и надежными, они должны оформиться в систему навыков, благодаря которым в экстремальных условиях соревнований спортсмен способен совершать наиболее эффективные поступки с учетом складывающихся обстоятельств, социального запроса, фактора личностного развития.

Многолетняя спортивная подготовка - это процесс, объединяющий соревновательную и тренировочную деятельность, обеспечивающий преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки на всех этапах: начального отбора, начальной подготовки, начальной и углубленной специализации, спортивного совершенствования.

Основным критерием эффективности многолетней подготовки служит спортивный результат. Вместе с тем необходимо отметить, что одним из важнейших компонентов спортивной подготовки является формирование личности спортсмена, обладающего высоким духовно-нравственным потенциалом.

Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса - это сложный многофакторный процесс. Одним из таких факторов, играющих особую роль на начальном этапе подготовки, является отбор одаренных детей и подростков, их спортивная ориентация.

Спортивный отбор - это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта) [1].

Спортивный отбор - длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (антропометрических, медико-биологических, педагогических, психологических, социологических и др.) [2].

На начальном этапе отбора проводится просмотр детей 6-10 лет с проведением элементарного педагогического тестирования, по результатам которого ориентировочно определяется предрасположенность к занятиям тем или иным видом спорта. В группы начальной подготовки спортивных школ принимаются дети в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта. Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учителя физической культуры, данные медицинского обследования, антропометрические и психологические обследования.

Этап начальной подготовки очень важен в становлении личности ребенка, т.к. именно на этом этапе закладывается основа дальнейшего овладения спортивным мастерством в избранном виде спорта. На начальном этапе спортивных занятий целесообразно выдвигать на первый план задачу достижения разносторонней физической подготовленности и развивать физические качества, применяя специальные комплексы упражнений в игровой форме.

На этапе начальной специализации важно уделять внимание всесторонней физической подготовленности детей, овладению ими рациональной спортивной техникой. На этом этапе не должны проводиться тренировочные занятия с большими физическими и психическими нагрузками, предполагающими применение однообразного, монотонного учебного материала.

Этап углубленной специализации характеризуется тем, что в этом возрасте практически завершается формирование всех функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность и устойчивость детского организма по отношению к неблагоприятным факторам, проявляющимся в процессе тренировки. На этом этапе тренировочный процесс становится более специфичным. Удельный вес специальной подготовки возрастает за счет увеличения времени, отводимого на выполнение специально подготовительных и соревновательных упражнений. Суммарный объем и интенсивность тренировочных нагрузок значительно увеличивается. На этом этапе происходит индивидуализация тренировочного и соревновательного процессов. Средства тренировки в большей мере по форме и содержанию соответствуют соревновательным упражнениям, в которых специализируется спортсмен.

На этапе углубленной специализации важнейшей задачей является обеспечение овладения спортивной техникой в усложненных условиях, ее индивидуализация, развитие тех физических и волевых качеств, которые способствуют совершенствованию технического и тактического мастерства спортсмена.

Этап спортивного совершенствования формируется из спортсменов, выполнивших спортивный разряд кандидата в мастера спорта. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей. Задачами этого этапа являются дальнейшее повышение уровня специальной физической подготовки, технического и тактического мастерства, формирование психологической устойчивости [3-6].

Целью данной работы явилось изучение психолого-педагогических основ и подходов к формированию спортивно-важных качеств спортсменов, необходимых для достижения максимальных результатов.

Задачи исследования

- определение основных задач и критериев психологической подготовленности спортсменов на этапах многолетней подготовки;

- психологические методы и их значимость на различных этапах многолетней подготовки спортсменов;

- определение направлений психолого-педагогического сопровождения подготовки спортсменов.

Результаты исследования

Психологическое сопровождение является важным современным компонентом в системной работе со спортсменами. Оно дополняет учебно-тренировочную и соревновательную деятельность и способствует развитию не только мастерства и физических качеств спортсмена, но и формированию дея-тельностно-обусловленных субъектных свойств личности [7].

Психологическое сопровождение затрагивает все этапы многолетней подготовки.

Психологические методы и их значимость на этапах многолетней подготовки спортсменов представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Психологические методы и их значимость на этапах многолетней подготовки спортсменов_

Методы Этапы многолетней подготовки

начальная подготовка начальная специализация углубленная специализация спортивное совершенствование

Психологические + + +++++ ++++ ++++

Психофизиологические + + ++++ +++++ +++

Нейрофизиологические (стабилометрия) ++ ++++ +++++ +++

Примечание: «+» - значимость методик на этапах подготовки.

Как видно из данных таблицы, значимость применяемых методов психологического обеспечения различна на этапах многолетней подготовки. Психологической особенностью этих этапов является несформированность психологической структуры спортивной деятельности, мотивации, появление причин окончания занятий спортом. В связи с этим возникают задачи этапов многолетней подготовки, которые направлены на формирование мотивационной структуры личности (воспитание спортсмена); спортивно-важных качеств личности, (целеустремленность, решительность, волевые качества и т.д.); механизмов психорегуляции двигательных действий; высокое развитие значимых для конкретного вида спорта интеллектуальных качеств. В эти периоды должны регулярно проводиться диагностика и развитие психологических предпосылок помехоустойчивости (к стрессам, тренировочным нагрузкам), развитие такого качества, как соревновательная надежность спортсмена. Большое внимание должно уделяться профилактике дисгармоний личностного развития - работе над прочностью усвоения нравственных норм и ценностей [8, 9].

На основании вышеизложенного в таблицах 2-4 представлены основные этапы, задачи и критерии психологической подготовленности спортсменов на этапах многолетней подготовки.

Таблица 2 - Основные задачи и критерии психологической подготовленности спортсменов на этапах начального отбора и начальной подготовки_

Этапы подготовки Основные задачи Ведущие критерии подготовленности

Начальный отбор массовый просмотр детей 6-10 лет с целью их ориентации на занятия тем или иным видом спорта психомоторные качества координационные способности

Спортивная практика свидетельствует о том, что на первом этапе далеко не всегда можно выявить идеальный тип детей, сочетающих антропометрические, функциональные и психические качества, необходимые для дальнейшей специализации в определенном виде спорта. Существенные индивидуальные различия в биологическом развитии начинающих значительно затрудняют эту задачу. Поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, следует использовать как ориентировочные.

Этап начальной подготовки психологический контроль с целью дальнейшего определения сильных и слабых сторон психологической-подготовленности занимающихся гармоничное развитие личности формирование мотивации к занятиям спортом выраженная динамика прироста индивидуальных психофизиологических качеств динамика прироста координационных способностей

На основе анализа результатов обследования окончательно решается вопрос об индивидуальной спортивной ориентации занимающегося.

Исходя из представленных в таблице данных, действия тренера и психолога при психолого-педагогическом сопровождении подготовки спортсменов (этап начального отбора) будут включать следующее: подготовку разнообразных упражнений, а также игровых элементов для получения гарантированного удовольствия от выполнения этих заданий; подготовку в удобном для запоминания виде правил честной спортивной борьбы; формирование и реализацию плана проведения контрольных тренировок в соревновательных условиях для адаптации детей к присутствию зрителей; подготовку заданий и средств оценки для развития внимания, памяти, мышления; развитие произвольности движений (способности подчинить свои действия сознательно поставленной цели, определенному правилу); подбор способов, заданий и критериев оценивания основных параметров условий и двигательных действий; формирование сенсорной основы движений, рефлексии, самоконтроля; развитие способности регулировать силовые, временные, пространственные параметры двигательного действия; формирование специализированных восприятий на основе различения основных параметров движений и заданий правильной структуры восприятия [10, 11].

Таблица 3 - Задачи и критерии психологической подготовленности спортсменов на этапах начальной и углубленной специализации_

Этапы подготовки Основные задачи Ведущие критерии подготовленности

Этап начальной специализации оценка проявления активности и упорства в спортивной борьбе, самостоятельности, целеустремленности, спортивного трудолюбия, способности мобилизоваться во время соревнований и т.п. воспитание волевых качеств приобретение опыта психологической готовности к соревнованиям уровень психофизиологической подготовленности уровень самостоятельности, решительности, целеустремленности, способности мобилизовать себя на проявление максимальных усилий в соревновании, реакции на неудачное выступление в нем активность и упорство в спортивной борьбе, способность максимально проявить свои волевые качества динамика психоэмоционального состояния спортсмена

Окончание таблицы 3

Этапы подготовки Основные задачи Ведущие критерии подготовленности

На этом этапе следует всесторонне изучить личность спортсмена, его психо- и нейрофизиологические особенности, а не отдельные способности. Поэтому комплексная многоуровневая оценка должна проходить как в лабораторных условиях, так и в процессе тренировочной и соревновательной деятельности

Этап углубленной специализации динамические наблюдения за развитием психологических спортивно-важных качеств в избранном виде спорта формирование эмоционально-волевой готовности к тренировочной и соревновательной деятельности повышение способности противостоять стрессовым условиям расширение опыта психологической готовности к соревновательной деятельности прогрессирующая динамика основных показателей психофизиологической и нейрофизиологической подготовленности; психологическая готовность к повышению требований учебно-тренировочного процесса; выполнение модельных показателей психологической подготовленности

На этом этапе происходит отбор в юношеские сборные команды по видам спорта

Психолого-педагогическое обеспечение этапа начальной и углубленной специализации заключается в мобилизации резервов психики спортсмена для достижения высокой эффективности тренировочного процесса, и, в конечном итоге, результативности соревновательной деятельности.

Работа тренера и психолога в этот период должна быть направлена на:

- социализацию и мониторинг успешности сочетания решения спортсменами чисто спортивных и более широких жизненных задач (ознакомление с системами отношений в разных ситуациях, нормами и ценностями, регулирующими взаимоотношения в спортивной и внеспортивной жизни, моделями поведения, обеспечивающими эффективность соревновательной деятельности, сочетанием мотивов достижения и аффиляции);

- предоставление реальных возможностей проявить себя, реализовать профессионально важные свойства личности, занять достойное место в команде, получить материальные блага, преимущества и привилегии на основе занятий спортом с наличием реальной перспективы их возрастания, поддержки социума, команды;

- диагностику профессионально важных свойств личности с целью получения рекомендаций по индивидуализации деятельности в выбранном виде спорта, и для самореализации личности;

- прочность усвоения нравственных норм и ценностей, что обеспечит естественное и обязательным следование правилам честной спортивной борьбы, а также контроль заинтересованности спортсмена в приобретении специальных знаний и навыков, контроль за соперничеством, общением;

- привлечение спортсменов к постановке тренировочных и соревновательных задач, планированию и программированию своих действий, в том числе, требующих координации усилий, ранжирования задач по значимости, самостоятельного поиска способов их решения;

- обучение прогнозированию развития событий, оценке вероятности достижения целей, рациональным причинным схемам объяснения успехов (собственные усилия) и самокритичности, нацеленности на поиск выхода при неудачах;

- освоение необходимых психотехнических умений, привлечение спортсмена к разработке способов восстановления и оценке их эффективности;

- моделирование соревновательных ситуаций, введение усложненных условий на тренировках, создание у спортсменов «запаса прочности», повышающего надежность выступлений;

- формирование знаний и представлений по совокупности объективных и субъективных признаков оптимального боевого состояния и на основе их систематического наблюдения, измерения и сопоставления;

- профилактику изменений структуры самоконтроля;

- формирование навыков общения, компетентности (социальной, профессиональной, коммуникативной и др.), разрешения межличностных конфликтов, сопротивления психологическому давлению [12, 13].

Таблица 4 - Основные задачи и критерии психологической подготовленности спортсменов на этапе спортивного совершенствования_

Этапы подготовки Основные задачи Ведущие критерии подготовленности

Этап спортивного совершенствования углубленная индивидуализация психологической подготовленности повышение способности противостоять стрессовым условиям, как тренировочного процесса, так и соревновательной деятельности повышение психической устойчивости спортсмена в соревнованиях выполнение модельных характеристик, определяющих высокий уровень психологической подготовленности спортсмена уровень психологической подготовленности (способность противостоять стрессовым условиям спортивной деятельности) динамика психоэмоционального состояния спортсмена

Этап спортивного совершенствования совпадает с возрастом, благоприятным для достижения высоких спортивных результатов. На этом этапе главными задачами являются подготовка к соревнованиям и успешное участие в них. Поэтому по сравнению с предыдущими этапами тренировки приобретают еще более специализированную направленность. Спортсмен использует весь комплекс эффективных средств, методов и организационных форм тренировки, чтобы достигнуть наивысших результатов в соревнованиях

Этап высшего спортивного мастерства в теории спортивной тренировки принято подразделять на две стадии: стадию максимальной реализации индивидуальных возможностей и стадию сохранения достижений, по завершении которой активные выступления в большом спорте прекращаются. На этом этапе в связи с высокой интенсивностью психических нагрузок, с необходимостью как можно более полной реализации потенциала спортсмена высокого класса в большом спорте наиболее важны задачи разработки программ психической реабилитации, сокращения психических нагрузок за счет психологически обоснованного, ориентированного на учет психологических факторов и индивидуальных программ психологического обеспечения подготовки спортсменов [14-18].

Поэтому работа заключается в следующем:

- точное дозирование воздействий, особенно усиливающих мотивацию на фоне высокой психической напряженности;

- акцентирование значимости не только спортивного результата, но и совершенствования двигательных навыков, укрепления самооценки, личностного и социального роста;

- обеспечение новизны обстановки, дающей свежие впечатления, проведение предсоревновательных и реабилитационных сборов вне обычных тренировочных баз, дополнительная сенсорная стимуляция (зрительная или слуховая), интеллектуальные и эмоциональные стимулы, дающие новые впечатления;

- включение в работу на тренировках разнообразных, эмоционально насыщенных игровых, соревновательных элементов, заданий, связанных с обучением концентрации внимания, сохранением помехоустойчивости интеллектуальных функций на фоне нарастающего утомления;

- составление программ специализированных тренировочных нагрузок на основе результатов психодиагностики и анализа индивидуально-психологических особенностей;

- нахождение индивидуальных резервов роста спортивного мастерства, повышающих адаптированность спортсменов к различным видам тренировочных нагрузок;

- прогнозирование психологических проблем, возникающих в связи с многомерными проявлениями психики в деятельности, опережающая постановка задач по реализации сильных сторон психической индивидуальности и компенсации слабых;

- психологическое обеспечение выступлений элитных спортсменов в ответственных соревнованиях (составление программ действий на основе информации о своем состоянии, состоянии соперников и опыта встреч с ними, моделирование), составление программ психической реабилитации;

- соблюдение режима работы и отдыха, реабилитационные мероприятия, совершенствование коммуникативных и психотехнических навыков (концентрации внимания, идеомоторики, визуализации, регуляции уровня активации, преодоления стресса);

- использование средств психической реабилитации во время и после соревнований [19-21].

Заключение

Из представленного выше материала следует, что основные методические положения психолого-педагогической подготовки предусматривают преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков, юношей, юниоров и взрослых спортсменов, соблюдение принципа постепенности в процессе многолетней тренировки спортсменов.

На наш взгляд, эти положения должны лежать в основе программно-нормативных документов, регламентирующих работу физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса.

Список использованных источников

1. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры и спорта: учеб. пособие для института физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 285 с.

2. Губа, В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта / В.П. Губа, - М.: Советский спорт, 2008. - 245 с.

3. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов вузов физ. культуры / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2000. - 480 с

2 Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Советский спорт, 2006. - 296 с.

3 Алексеев, А.В. Преодолеть себя! / А.В.Алексеев. 4-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 280 с.

6. Киселев, Ю.Я. Победи! Размышления и советы психолога спорта / Ю.Я.Киселев. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 328 с.

7. Багадирова, С. К., Спортивная психология / С.К.Багадирова, - М.: Directmedia, 2014.

8. Киселев, Ю.Я. Психическая готовность спортсмена: пути и средства достижения / Ю.Я.Киселев. - М.: Советский спорт, 2009. - 276 с.

9. Психологическое обеспечение спортивной деятельности: монография // под общ. ред. Г.Д.Бабушкина. - Омск: изд-во СибГУФК, 2006. - 380 с.

10 Практикум по спортивной психологии / под ред. И.П. Волкова. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с.

11. Педагогика физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.Д.Неверкович [и др.]; под ред. С.Д. Неверковича. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 336 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Горская, Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. Учебное пособие Краснодар, 2008 г. - 209с.

13. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.

14. Байковский, Ю. В. Педагогическая система многоуровневой подготовки специалистов по горным видам спорта и обеспечению безопасности человека в экстремальных условиях горной среды / Ю. В. Байковский, А. Н. Блеер // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2011. - № 3. - С. 76-79.

15. Дашинимаева, А. Б. Исследование индивидуально-типологических особенностей стрелков высокой квалификации (на примере стрельбы из лука) / А.Б.Дашинимаева, Е.В.Романина // Спортивный психолог, 2012. - № 3 (27). - С. 35-39.

16. Блеер, А. Н. Исследование зависимости стратегий поведения в экстремальной ситуации от паттернов коры больших полушарий / А. Н. Блеер, В. Н. Каташинский, А. Н. Варданян, Г. А. Аминев, Э. Г. Аминев // Спортивный психолог, 2012. - № 1 (25). - С. 58-65.

17. Наконечная, Л. Е. Взаимосвязь психомоторных показателей и особенностей личности с игровым амплуа на этапе высшего спортивного мастерства / Л. Е. Наконечная, Е. В. Романина // Экстремальная деятельность человека, 2013. - № 4 (29). - С. 3-6.

18. Родионов, А.В. Психология физического воспитания и спорта: учеб. для вузов / А.В. Родионов. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2004. - 576 с.

19 Речкалова, О. Л. Особенности психологической подготовки в различных видах спорта [Текст]: учебное пособие / О. Л. Речкалова. - Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. - 84 с.

20. Родионов, А.В. Практическая психология физической культуры и спорта / А.В.Родионов. - Махачкала: Изд-во «Юпитер», 2002. - 160 с.

21. Педагогический контроль за специальной физической и технической подготовленностью спортсменов в учебно-тренировочном процессе по баскетболу, волейболу, гандболу и теннису: учеб.-метод пособие / А.Г. Мовсесов [и др.]; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. -Минск: БГУФК, 2007. - 51 с.

11.10.2018

УДК 799.3

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В СТРЕЛЬБЕ ПУЛЕВОЙ

Н. А. Юрчик, канд. пед. наук, доцент,

УО «Белорусский государственный университет физической культуры»

Аннотация

В данной статье представлен материал о применении современнъх технических средств в стрельбе пулевой при подготовке квалифицированнъх. спортсменов-стрелков.

THE USE OF TECHNICAL MEANS IN THE SHOOTING

Abstract

The article presents a material on the effective use of Computer shooting Simulator in the training process of qualified shooting athletes.

Введение

В настоящее время на современном этапе развития стрелкового спорта вопросы эффективного обеспечения учебно-тренировочного процесса квалифицированных спортсменов-стрелков и оснащения современными техническими средствами представляют предмет научных дискуссий и поисков. Накопленный в последние годы практический и теоретический материал не позволяет прийти к единому мнению по многим аспектам данной проблемы.

Актуальность. Стрельба пулевая относится к сложнокоординационным видам спорта. Успех в стрельбе определяется в основном не столько уровнем развития процессов энергообразования и функциональных возможностей сердечно-сосудистой, и дыхательной систем спортсмена, сколько совершенством его технического мастерства, проявлением тактических способностей и психических качеств. Современный высокий уровень спортивных результатов в стрельбе пулевой требует от представителей науки поиска эффективных средств и методов, которые бы позволили более интенсивно и полно раскрыть потенциальные возможности спортсмена в соревновательных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.