3. Белогуров А.Ю. Теория и практика гуманитаризации естественно-научного образования: дис. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, 1997. - 140 с.
4. Бердяев Н.А. Человек и машина // Вопросы философии. - 1989. - № 2. - С. 153-157.
5. Вербицкая Л.Гуманитарное образование в современной России // Высшее образование в России. - 1996. - № 1. - С. 74-84.
6. Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Дымарская О.Я., Чередниченко Г.А. Социально-гуманитарное образование: ориентации, практики, ресурсы совершенствования. - М.: ЦСП, 2006.
7. Котельников Г.А., Гричаникова И.А. Гумани-
таризация высшего образования как фактор формирования нравственной культуры студентов. -Белгород: БелГТАСМ, 1998. - 52 с.
8. Сноу Ч.П. Портреты и размышления. - М.: Прогресс, 1985. - С. 195-226.
9. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. -М., 1994. - 274 с.
10. Шевцова Г.В. Компаративный анализ приоритетных направлений в разработке образовательных программ по гуманитарным дисциплинам в инженерном образовании США и Европы // Вестник ТГПУ - 2010. - Вып. 12 (102). - С. 12-19.
УДК 159.9:37
Ермакова Ольга Евгеньевна
кандидат психологических наук Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета
ermakova@bsk.vsu.ru
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
На основе теоретического анализа построена модель стилевых характеристик инновационной деятельности. Описывается структура индивидуального стиля инновационной деятельности учителя, которая включает в себя четыре компонента: ценностно-смысловой, операциональный, динамический, рефлексивный.
Описываются условия формирования индивидуального стиля инновационной деятельности учителя в процессе профессиональной подготовки: информационное просвещение о сущности инновационных процессов в современном образовании; развитие креативности; развитие мотивации достижения успеха; моделирование ситуаций будущей профессиональной деятельности; активизация рефлексивной позиции в деятельности; развитие коммуникативных умений, отработка индивидуальных стратегий поведения, необходимых для осуществления инновационной деятельности.
Ключевые слова: индивидуальный стиль инновационной деятельности учителя, функции индивидуального стиля инновационной деятельности учителя, условия формирования индивидуального стиля инновационной деятельности учителя.
Происходящие в стране социально-экономические преобразования обусловили радикальные перемены в образовании. На современном этапе развития образования существенно изменились требования к уровню профессиональной подготовки всех участников образовательного процесса.
Основным фактором реформирования системы образования в современных условиях выступает личность учителя. Достижение высокого качества образовательных услуг возможно только при наличии высококвалифицированных педагогических кадров, стремящихся постоянно совершенствовать свое мастерство, мобильно реагирующих на происходящие в образовательном пространстве перемены. Важнейшими качествами личности педагога на современном этапе развития системы образования должны стать инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Для формирования обозначенных качеств личности нужен педагог, умеющий подходить к решению
учебно-воспитательных задач творчески, с опорой на современные достижения психолого-педагогической науки и инновационный педагогический опыт, способный прогнозировать процесс осуществляемой инновационной деятельности, анализировать ее результаты. Одним из основных требований, предъявляемых на сегодняшний день государством и обществом к учителю, является постоянное целенаправленное повышение уровня квалификации и личностного профессионального роста.
В современных условиях значительно меняются функции высшей школы, усложняются учебно-воспитательные задачи, что в свою очередь, требует совершенствования профессиональной подготовки педагогов. В ряде исследований выявлены несоответствия между функциональной подготовкой педагогических кадров и творческим характером их инновационной деятельности.
Инновационная деятельность учителя представляет собой педагогическую деятельность, основанную на творческом подходе, нестандартном решении профессиональных проблем. Как целостное личностное образование, готовность к инно-
вационной педагогической деятельности выражает мотивационную направленность личности на творческий подход, творческий стиль мышления, высокий уровень профессиональных компетенций, зрелую гражданскую и профессиональную позицию. Индивидуальный стиль педагогической деятельности является средством эффективного приспособления к объективным требованиям инновационной деятельности в условиях реформирования системы образования.
В контексте этих соображений актуальным является вопрос о подготовке будущих педагогов к инновационной деятельности. Очевидным становится факт того, что приоритетным в системе профессиональной подготовки педагогов выступает формирование инновационного стиля педагогической деятельности педагога, готового отказаться от известных штампов, преодолеть профессиональные стереотипы, способного выйти за рамки действующих нормативов, найти нестандартные способы решения педагогических задач.
В современных условиях важно ориентировать и мотивировать будущего учителя на нестандартные решения, творческий подход, инновации в профессиональной деятельности. Поэтому подготавливать будущих учителей к инновационной педагогической деятельности необходимо уже на стадии их профессиональной подготовки.
Важность изучения психолого-педагогических условий формирования индивидуального стиля инновационной педагогической деятельности объясняется тем, что комплекс индивидуальных особенностей учителя может не в полной мере удовлетворять требованиям инновационной педагогической деятельности. Тогда педагог на сознательном или бессознательном уровне мобилизует свои важные для профессиональной деятельности качества, в тоже время происходит компенсация тех, которые препятствуют достижению успеха в этой деятельности. В результате чего создаётся индивидуальный стиль деятельности учителя.
Начало исследований индивидуального стиля в отечественной психологии положено работами Е.А. Климова и В.С. Мерлина, которые отталкивались от идей Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова о том, что:
- имеются стойкие личностные особенности, от которых зависит успех деятельности;
- возможны разные по способу осуществления, но равнозначные по конечному результату варианты приспособления к деятельности;
- имеются возможности компенсации слабо выраженных способностей и др.
Исследование проблемы формирования индивидуального стиля педагогической деятельности отражено в работах З.Н. Вяткиной, Л.И. Духовой, Н.А. Загуменных, Л.Ф. Квитовой, Е.А. Климова, Ю.М. Кулюткина, А.К. Марковой, Л.М. Митиной,
A.Я. Никоновой, Н.И. Петровой, Л.С. Подымовой, Н.Ю. Посталюк, А.В. Торховой, В.Д. Шадрикова и других ученых.
В работах последних лет также представлены исследования различных аспектов индивидуального стиля педагогической деятельности. С.Г. Измайловым (2001) изучались условия развития индивидуального стиля деятельности преподавателей в процессе повышения их квалификации. Предметом исследования Е.В. Яфаровой (2001) являлась педагогическая система формирования у студентов индивидуального стиля общения. Изучались также условия и способы формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности учителя (О.А. Лапина, 2002), его становление и развитие в системе повышения квалификации (О.Н. Чепко-ва, 2003) и в системе непрерывного образования (Л.И. Евланова, 2009); формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности будущего учителя (Г.В. Сорокина, 2004) и его становление в процессе практической подготовки (Н.А. Веригина, 2006); становление индивидуального стиля деятельности молодого педагога (Ю.А. Горькова, 2010); социально-психологические детерминанты становления индивидуального стиля профессиональной деятельности у студентов педагогических специальностей (Е.К. Гафуров, 2012); индивидуальный стиль профессиональной педагогической деятельности и факторы её эффективности в условиях перехода на новые образовательные стандарты (А.С. Поляков, 2015) и т.д.
Однако, особенности формирования индивидуального стиля в процессе профессиональной подготовки в вузе и дополнительного профессионального образования остаются малоизученными.
В.Д. Шадриков отмечал, что индивидуальный характер деятельности не является следствием компенсации, а есть выражение деятельности через личные качества. При этом автор подчеркивал взаимную связь деятельности и личности.
B.Д. Шадриков указывал на то, что отдельные профессиональные качества не компенсируют друг друга, а в процессе взаимодействия образуют индивидуально своеобразную систему, проявляющуюся в индивидуальном стиле деятельности [7].
Л.И. Евланова рассматривает «индивидуальный стиль деятельности педагога как динамичную систему внешней и внутренней деятельности, в процессе которой определенные компоненты одних систем проявляются во внутренних изменениях и внешних действиях других» [3, с. 8]. Автор приводит следующие характеристики индивидуального стиля деятельности: системность, осознанность, определенность, динамичность, инстру-ментальность, действенность, устойчивость.
Совершенствование индивидуального стиля в процессе непрерывного образования Л.И. Евла-новой понимается как динамичный и регулируе-
мый процесс самообучения педагога, в ходе которого происходит изменение, прежде всего, базовых компонентов индивидуального стиля профессионала, таких как: педагогическая направленность, способности к анализу, целеполаганию, планированию и проектированию своей деятельности [3].
Л.Ф. Квитова описывает структуру индивидуального стиля деятельности молодого педагога как взаимодополняющее единство компонентов пяти структурных блоков: содержательного, ценностно-смыслового, деятельностного, творческого и рефлексивного [4].
Н.А. Веригина выделяет три взаимосвязанных компонента стиля педагогической деятельности: мотивационно-ценностный, содержательно-дея-тельностный, рефлексивно-преобразующий. По мнению автора, становление индивидуального стиля педагогической деятельности представляет собой длительный, многостадийный процесс изменения структурных компонентов стилевой системы деятельности на всем протяжении ее развития.
Н.А. Веригиной выделяются следующие уровни индивидуального стиля будущего учителя:
- внестилевой уровень, который характеризуется низкой мотивацией, педагогической направленностью, отсутствием потребности реализовывать свои умения и навыки в педагогической деятельности;
- репродуктивный уровень, характеризуется неустойчивым интересом к педагогической профессии, стремлением избежать выполнения творческих заданий;
- поисковый уровень характеризуется осмысленным овладением профессиональными знаниями и умениями, стремлением к индивидуализации и самоутверждению;
- творческий уровень отличает осознанное положительное отношение студента к будущей профессии, творческий подход к решению педагогических задач, активная рефлексивная позиция [1].
Опираясь на теорию интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, исследования Л.С. Поды-мовой и В.А. Сластенина, под индивидуальным стилем инновационной педагогической деятельности мы понимаем целостную систему операций, обеспечивающую эффективное взаимодействие учителя с учащимися и определяемую целями, задачами инновационной педагогической деятельности, свойствами различных уровней индивидуальности учителя.
В результате теоретического анализа были выделены следующие функции индивидуального стиля инновационной деятельности учителя: компенсаторная, выражающаяся в адаптации субъекта деятельности к ее условиям и требованиям и приспособление к ним за счет компенсации отдельных негативных особенностей; оптимизирующая, направленная на достижение максимально возмож-
ных для индивидуальности результатов и внешней и внутренней гармонии с собой.
При построении модели стилевых характеристик инновационной деятельности учителя мы исходили из того, что характеристики индивидуального стиля инновационной деятельности учителя складываются из специфики инновационной деятельности и особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности. Теоретический анализ вариантов решения проблемы исследования позволил нам построить модель стилевых характеристик инновационной деятельности, согласно которой индивидуальный стиль инновационной деятельности учителя включает в себя четыре компонента: ценностно-смысловой, операциональный, динамический, рефлексивный.
Ценностно-смысловой компонент индивидуального стиля инновационной деятельности включает в себя творческую направленность на осуществление педагогической деятельности, высокую заинтересованность педагогов в инновациях, стремление к достижению высоких результатов в педагогической деятельности за счет введения новшеств, поиск способов и приёмов инновационной деятельности и др.
В операциональный компонент индивидуального стиля входят умения и навыки учителя, необходимые для осуществления им инновационной деятельности. К ним относятся творческие способности; готовность идти на риск, способность к принятию рискованных решений; коммуникативные умения (умение убеждать коллег в своей правоте, отстаивать свою точку зрения, способность работать в команде и др.); рефлексивные умения (прогнозирование возможных последствий введения новшеств в образовательный процесс, действия контроля и самоконтроля инновационной деятельности и др.); способность к самообразованию.
Динамический компонент индивидуального стиля инновационной деятельности учителя включает в себя следующие компоненты: овладение инновационными технологиями обучения и воспитания детей; развитие личностных и профессиональных качеств учителя; положительная динамика качества образования (высокие результаты обучения детей; участие в конкурсах профессионального мастерства и др.).
В рефлексивном компоненте индивидуального стиля инновационной деятельности можно выделить следующие составляющие: способности к самоанализу инновационной деятельности, анализу и самооценке профессиональных и личностных возможностей в ходе осуществления инновационной деятельности; формирование позитивной «Я-концепции»; становление профессиональной позиции; построение концепции профессионального роста.
На основе выделенных нами компонентов индивидуального стиля инновационной педагогической деятельности, мы обозначили следующие критерии его сформированности:
- восприимчивость к педагогическим новшествам;
- креативность;
- коммуникативные способности;
- готовность к риску;
- локус контроль, характеризующий интерналь-ность / экстернальность причины успехов и неудач собственной инновационной деятельности;
- позитивное отношение к себе как к субъекту инновационной педагогической деятельности [5].
В.Д. Шадриков указывает на следующую логику формирования различных психологических систем профессиональной деятельности: формирование ее мотивов, цели; представления о программе деятельности (структура, о способы выполнения, программа); информационной основы деятельности; формирование подсистемы профессионально важных качеств. В ходе освоения человеком профессии происходит перестройка имеющихся у него определенных качеств исходя из особенностей данной профессиональной деятельности, развиваются новые качества и способности, в результате формируется индивидуальный стиль деятельности [7].
А.В. Торхова в качестве механизма, который обеспечивает становление стиля профессиональной деятельности, рассматривает личностно-деятель-ностную саморегуляцию, побуждающую педагога к профессиональному самовоспитанию и самообразованию. Автор выделяет 3 фазы становления индивидуального стиля педагогической деятельности: адаптация, индивидуализация и интеграция. На первой фазе (адаптации) происходит усвоение норм и овладение формами и средствами профессиональной деятельности. Вторая фаза характеризуется поиском средств для развития своей индивидуальности. На третьей фазе складывается достаточно устойчивая личностная структура личности, позволяющие самореализации в профессии [6].
По мнению Е.К. Гафурова становление стиля профессиональной деятельности является результатом взаимовлияния социума и индивида. Этот процесс неразрывно связан с социализацией, в ходе которой человек усваивает нормы и способы осуществления профессиональной деятельности. При этом в основе формирования стиля профессиональной деятельности педагога лежат его индивидуально-психологические особенности, на которые накладываются усвоенные им приемы осуществления педагогической деятельности. Человек, преломляя эти приемы через свою индивидуальность, интериоризирует их и делает своими. Автор считает, что оптимальной средой, способствующей становлению стиля профессиональной деятельности будущего учителя, является полистилистическое
образовательное пространство. Это образовательное пространство представляет собой структурированную педагогическую реальность, возникающую в результате пересечения многих пространств: персонального, интерперсонального, информационного, деятельностного и средового [2].
В ходе проведенного теоретического анализа нами был выделен комплекс психолого-педагогических условий формирования индивидуального стиля инновационной деятельности учителя, который включает в себя:
- информационное просвещение о сущности инновационных процессов в современном образовании;
- развитие креативности;
- развитие мотивации достижения успеха;
- моделирование ситуаций будущей профессиональной деятельности;
- развитие коммуникативных умений, отработка индивидуальных стратегий поведения, необходимых для осуществления инновационной деятельности;
- активизация рефлексивной позиции в деятельности.
На наш взгляд, формирование индивидуального стиля инновационной педагогической деятельности в процессе профессиональной подготовки возможно через специальную организацию образовательного процесса.
Выделенные нами условия были реализованы в программе развития индивидуального стиля инновационной педагогической деятельности в процессе профессиональной подготовки в вузе и на курсах повышения квалификации педагогических кадров. Именно такой подход к организации профессиональной подготовки педагогов позволит решить проблему формирования индивидуального стиля инновационной деятельности учителя.
Библиографический список
1. Веригина Н.А. Становление индивидуального стиля педагогической деятельности будущего учителя в процессе практической подготовки: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. - Чита, 2006. - 22 с.
2. Гафуров Е.К. Социально-психологические детерминанты становления индивидуального стиля профессиональной деятельности у студентов педагогических специальностей: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2012. - 25 с.
3. Евланова Л.И. Совершенствование индивидуального стиля деятельности учителя в системе непрерывного образования: дис. . канд. пед. наук. - Новосибирск, 2009. - 216 с.
4. Квитова Л.Ф. Обеспечение готовности студентов педагогических учебных заведений к формированию индивидуального стиля педагогической деятельности: дис. ... канд. пед. наук. -Тюмень, 1999. - 176 с.
5. Подымова Л.С., Ермакова О.Е. Индивидуальные стилевые особенности освоения учителем инновационной деятельности // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические
науки. - 2013. - № 13 (32). - С. 101-105.
6. Торхова А.В. Становление индивидуального стиля деятельности будущих учителей // Педагогика. - 2006. - № 8. - С. 63-71.
7. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Логос, 1996. - 320 с.
УДК 378
Микаилов Даниял Алиевич
Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала
Prior105j@yandex.ru
СУЩНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИКИ
В статье анализируется сущность формирования правовой компетентности личности, реализуемого под влиянием различных факторов, включающих в себя не только процесс правового воспитания личности, но и другие процессы, которые носят непреднамеренный характер воздействия на сознание личности. Так как правовая компетентность педагога выступает качеством субъекта, обеспечивающим регулирование образовательных отношений на основе правовых норм, ее формирование начинается с усвоения основных правовых норм, отраженных в учебно-правовых дисциплинах.
Ключевые слова: компетентность, правовая компетентность, компонент правовой компетенции, правовое воспитание личности, правовое формирование личности.
Компетентностное образование - проблема, которая на сегодняшний день остается сверхактуальной, однако недостаточно исследованной. В настоящее время не существует общепринятого определения компетенции, хотя уже можно говорить о складывающейся концепции компетенции.
В психолого-педагогической теории и практике существуют различные подходы к пониманию терминов «компетенция» и «компетентность». Понятия «компетентность» и «компетенция» трактуются неоднозначно. До последнего времени ни в философском, ни в психологическом, ни в педагогическом полных и кратких словарях толкование терминов «компетентность» и «компетенция» не было обнаружено.
В психологии преобладает точка зрения, согласно которой понятие «компетентность» включает знания, умения, навыки, а также способы выполнения деятельности (Т.С. Волох, И.Д. Белоновская, Р.К. Шакуров, А.И. Щербаков и др.). Х.А. Алижа-нова трактует это понятие как «доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей» [1; 4; 5; 6].
Т.С. Волох в определение компетентности включает знания, умения, опыт, теоретико-прикладную подготовленность к использованию знаний [6]. Е.О. Филиппова под компетентностью понимает владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения [5].
Быть компетентным означает способность (умение) мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Отсюда вытекает понятие
«компетенция», которое происходит от латинского слова competere и обозначает квалификацию и пригодность в какой-то должности.
В мае 2011 года Президент РФ утвердил «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан». В соответствии с данным документом, «государственная политика должна быть направлена на формирование высокого уровня правовой культуры населения, безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства». В связи с этим отмечается необходимость правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права.
В Профессиональном стандарте педагога (Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н) перечисляются следующие компоненты правовой компетентности педагогических работников:
- знание приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;