Научная статья на тему 'О подходе к построению модели формирования индивидуального стиля инновационной деятельности учителя в процессе профессиональной подготовки'

О подходе к построению модели формирования индивидуального стиля инновационной деятельности учителя в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / INDIVIDUAL STYLE / INNOVATIVE ACTIVITY OF TEACHER / STAGES OF FORMATION OF INDIVIDUAL STYLE OF INNOVATION IN PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермакова Ольга Евгеньевна

В статье рассматриваются подходы к становлению индивидуального стиля у будущих учителей в процессе их практической подготовки в вузе; совершенствованию индивидуального стиля педагогической деятельности в системе непрерывного образования. Описывается структура индивидуального стиля инновационной деятельности, включающая ценностно-смысловой, операциональный, динамический, рефлексивный компоненты. Рассматривается классификация индивидуального стиля инновационной деятельности учителя, которая включает в себя следующие виды: потенциальный, динамический, продуктивный и рефлексивный. Выявлен комплекс психолого-педагогических условий формирования индивидуального стиля педагогической инновационной деятельности: просвещение в области инноватики; развитие мотивации достижения успеха; моделирование педагогических ситуаций; развитие умений и навыков, необходимых для осуществления инновационной деятельности; активизация рефлексивной позиции в инновационной деятельности. Предлагаются этапы и средства формирования индивидуального стиля инновационной деятельности в процессе профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермакова Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the approach to the construction of a model of formation of individual style of innovative activity of the teacher in the process of professional training

Discusses approaches to the formation of individual style of future teachers during their practical training in the University; the improvement of individual style of pedagogic activity in system of continuous education. Describes the structure of individual style of innovation, which includes axiological, operational, dynamic, reflexive components. Discusses the classification of the individual style of innovative activity of a teacher that includes the following types: potential, dynamic, productive and reflective. Identified a complex of psycho-pedagogic conditions of formation of individual style of pedagogic innovation: education in the field of innovation; development of motivation of achievement of success; modelling of pedagogic situations; the development of skills necessary for the implementation of innovative activity; activisation of reflective position in innovation. Offered the stages and modelling targeted pedagogic situations, active learning methods.

Текст научной работы на тему «О подходе к построению модели формирования индивидуального стиля инновационной деятельности учителя в процессе профессиональной подготовки»

УДК 378

Ермакова Ольга Евгеньевна

кандидат психологических наук Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета

ermakova@bsk.vsu.ru

О ПОДХОДЕ К ПОСТРОЕНИЮ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье рассматриваются подходы к становлению индивидуального стиля у будущих учителей в процессе их практической подготовки в вузе; совершенствованию индивидуального стиля педагогической деятельности в системе непрерывного образования. Описывается структура индивидуального стиля инновационной деятельности, включающая ценностно-смысловой, операциональный, динамический, рефлексивный компоненты. Рассматривается классификация индивидуального стиля инновационной деятельности учителя, которая включает в себя следующие виды: потенциальный, динамический, продуктивный и рефлексивный. Выявлен комплекс психолого-педагогических условий формирования индивидуального стиля педагогической инновационной деятельности: просвещение в области инноватики; развитие мотивации достижения успеха; моделирование педагогических ситуаций; развитие умений и навыков, необходимых для осуществления инновационной деятельности; активизация рефлексивной позиции в инновационной деятельности. Предлагаются этапы и средства формирования индивидуального стиля инновационной деятельности в процессе профессиональной подготовки.

Ключевые слова: индивидуальный стиль, инновационная деятельности учителя, этапы формирования индивидуального стиля, профессиональная подготовка.

Радикальные перемены, происходящие в современном образовании, изменили и повысили требования к уровню профессиональной подготовки всех участников образовательного процесса, ориентированных на реализацию инновационной деятельности. В связи с этим одной из важных задач является подготовка педагогов к инновационной деятельности, результатом которой будет выступать их готовность и способность к введению новшеств в свою профессиональную деятельность.

Готовность к инновационной деятельности выражает мотивационную направленность личности педагога на реализацию творческого подхода в своей деятельности, творческий стиль мышления, высокий уровень профессиональных компетенций, зрелую гражданскую и профессиональную позицию.

В ходе освоения человеком профессии происходит перестройка имеющихся у него определенных качеств исходя из особенностей данной профессиональной деятельности, появляются новые свойства личности, развиваются способности, в результате формируется индивидуальный стиль деятельности.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности является средством эффективного приспособления к объективным требованиям инновационной деятельности в условиях непрерывных изменений, происходящих в современном образовательном пространстве. Очевидным становится факт того, что приоритетным направлением в системе профессиональной подготовки педагогов выступает формирование индивидуального стиля педагогической деятельности.

В психолого-педагогической науке в достаточной степени изучены вопросы, связанные с фор-

мированием индивидуального стиля педагогической деятельности. Исследованию этой проблемы посвящены работы З.Н. Вяткиной, Н.А. Загуменных, Л.И. Духовой, Л.Ф. Квитовой, Е.А. Климова, Ю.М. Кулюткина, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, А.Я. Никоновой, Н.И. Петровой, Л.С. Подымовой, Н.Ю. Посталюк, В.Д. Шадрикова и других ученых.

Рассматриваются вопросы формирования индивидуального стиля учителя на различных этапах его профессионализации: становление индивидуального стиля у будущих учителей в процессе обучения в вузе (Н.А. Веригина, Г.В. Сорокина); его совершенствование в системе непрерывного образования (Л.И. Евланова) и др. Однако исследованию особенностей формирования индивидуального стиля инновационной деятельности в психолого-педагогической науке уделяется недостаточное внимание.

По мнению Г.В. Сорокиной, процесс становления индивидуального стиля профессиональной деятельности студентов представляет собой моделирование их деятельности в определенных условиях среды.

Г.В. Сорокина в качестве средства формирования индивидуального стиля деятельности предлагает технологию организации самостоятельной работы. Данная технология заключается в структурировании учебного материала и его представление в виде модулей, соответствующих выделенным автором этапам формирования индивидуального стиля деятельности: ориентировочному, поисковому и рефлексивному. Каждый модуль предусматривает вариативные задания для самостоятельной работы.

Задания ориентировочного этапа нацелены на ознакомление обучающихся с особенностями основных стилей деятельности педагогов. Основные формы работы, применяемые в данном модуле: по-

148

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

© Ермакова О.Е., 2016

сещение студентами уроков различных учителей с целью анализа индивидуальных стилей их педагогической деятельности; выполнение научно-исследовательской работы.

Задания поискового этапа преследуют цель выявить склонность обучающихся к тому или иному профессиональному стилю. Эти задания включают: самоанализ уровня сформированное™ профессиональных навыков; ролевые игры; практическую деятельность в условиях реального педагогического процесса.

Задания рефлексивного этапа формирования индивидуального стиля деятельности имеют практический, исследовательский и творческий характер. Их цель - дать обучающимся возможность разобраться в конкретных педагогических ситуациях, приобрести опыт их моделирования на основе педагогических задач, провести микроисследования и рефлексию собственного опыта и себя в профессии. Основными средствами являются: проведение научных исследований; анализ педагогических теорий, концепций, научных результатов; проектирование педагогического процесса [4].

Л.И. Евланова в качестве базовых компонентов индивидуального стиля деятельности учителя выделяет педагогическую направленность, способности к анализу, целеполаганию, планированию/ проектированию. Именно совершенствование указанных способностей в системе непрерывного образования, по мнению автора, способствуют изменениям в индивидуальном стиле деятельности учителя.

Л.И. Евланова выделяет три уровня проявления индивидуального стиля педагогической деятельности: потенциальный, допустимый, оптимальный, которые легли в основу разработанной автором педагогической модели совершенствования индивидуального стиля деятельности учителя в системе непрерывного образования. В основу данной модели положены принципы: непрерывности образования, интегративности, интерактивности, индивидуализированности и дифференцированно-сти, обогащения, креативности. В предложенной модели автор переносит акцент с образовательной деятельности вообще на самообразовательную деятельность учителя.

Л.И. Евланова выделяет следующие критерии и показатели совершенствования индивидуального стиля деятельности учителя в системе непрерывного образования:

- ценностно-целевой (направленность учителя на самосовершенствование стиля деятельности и самореализацию);

- когнитивный (уровень развития когнитивных компонентов индивидуального стиля);

- деятельностный (владение инновационными технологиями, самоорганизованность, активность, инициативность, целеустремленность, гибкость,

продуктивность, планирование, самоанализ и рефлексия своей деятельности);

- регулятивный (характеризует рефлексивную, деятельностную и эмоционально-волевую самоорганизацию педагога; выражает эффективность его самообразования).

В качестве методов и средств, направленных на совершенствование базовых компонентов индивидуального стиля деятельности педагога в системе непрерывного образования Л.И. Евланова предлагает педагогические технологии (проектное, проблемное, обучение, технология постановки цели, методы интерактивного обучения и др.), включающие как внешние способы работы с индивидуальными системами профессиональных моделей (диалогизация, проблематизация, персонализа-ция), так и внутренние (интериоризация/экстери-оризация) [2].

Как отмечает Н.А. Веригина, решающим фактором эффективного становления индивидуального стиля педагогической деятельности будущего учителя является обогащение содержания и методов профессиональной практической подготовки. Под «обогащением» автор понимает «внесение в практическую подготовку элементов, повышающих ее ценность, полезность и способствующих успешному становлению индивидуального стиля педагогической деятельности будущего учителя» [1, с. 14].

Н.А. Веригиной предлагается структурно-логическая модель становления индивидуального стиля педагогической деятельности, включающая компоненты и уровни стиля и соотносимые с динамикой их развития этапы практической подготовки. Согласно данной модели практическая подготовка, ориентированная на становление индивидуального стиля педагогической деятельности будущего учителя, должна включать следующие этапы: ори-ентационно-мотивационный, операционно-регуля-тивный, интегративно-обобщающий.

Целью ориентационно-мотивационного этапа является формирование устойчивой мотивации профессиональной деятельности, а также мотивации к овладению индивидуальным стилем педагогической деятельности, стимулирование процессов саморазвития и самосовершенствования.

Операционно-регулятивный этап нацелен на овладение обучающимися профессиональными ценностями и смыслами, развитие умения соотносить свои индивидуальные возможности с нормативными требованиями к профессии учителя.

Интегративно-обобщающий этап предполагает реализацию идей и убеждений будущего педагога, воплощение его индивидуального стиля в процессе педагогической практики, формирование адекватной самооценки и положительного самосознания, развитие креативности.

По мнению Н.А. Веригиной, становлению у будущих учителей индивидуального стиля деятель-

ности способствует: личностно ориентированный характер практической подготовки; обеспечение единства информационного и деятельностного аспектов профессионального образования; обогащение практической подготовки заданиями, моделирующими основные типы профессиональных педагогических задач; насыщение педагогической практики ценностно-смысловым аспектом; включение методов контекстного обучения [1].

При определении характеристик индивидуального стиля инновационной деятельности учителя мы основывались на положениях Л.И. Духовой, Н.В. Кузьминой, Е.А. Климова, Л.Н. Макаровой, А.Н. Марковой, В.С. Мерлина, А.Я. Никоновой, Л.С. Подымовой, Н.Ю. Посталюк, В.А. Сластени-на, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова и других исследователей о том, что:

- существуют стойкие личностные качества, обеспечивающие достижение успеха в деятельности, при этом у каждой личности имеются собственные варианты приспособления к деятельности;

- стиль деятельности выступает средством приспособления к требованиям социума и профессиональной деятельности;

- стиль деятельности представляет собой ин-тегративную характеристику, включающую в себя индивидуально-типологические особенности субъекта деятельности и специфические особенности самой деятельности

- структура инновационной деятельности включает четыре компонента: мотивационный, креативный, технологический и рефлексивный;

- структура индивидуального стиля деятельности содержит содержательные, динамические и результативные характеристики;

- стиль деятельности является условием её самоорганизации.

В ходе теоретического рассмотрения различных подходов к изучению индивидуального стиля педагогической деятельности нами была определена структура индивидуального стиля инновационной деятельности, содержащая следующие компоненты: ценностно-смысловой, операциональный, динамический, рефлексивный [3].

На основании результатов проведенного исследования были выявлены следующие особенности ценностно-смыслового компонента индивидуального стиля инновационной педагогической деятельности: нацеленность на достижение высоких результатов при освоении инновационной деятельности; высокая степень самостоятельности в принятии решений; понимание необходимости саморазвития и самосовершенствования; готовность идти на риск, связанный с введением новшеств.

Операциональный компонент включает в себя совокупность умений и навыков, необходимых для осуществления инновационной деятельности (креативность, готовность к риску, коммуникативные

и рефлексивные умения, способности к самообразованию и др.).

Динамический компонент индивидуального стиля инновационной деятельности учителя характеризуется произошедшими изменениями, как в операционных, так и психологических механизмах профессиональной деятельности.

Рефлексивный компонент индивидуального стиля инновационной деятельности включает анализ и самооценку профессиональных и личностных возможностей по освоению инновационной деятельности; формирование позитивной «Я-концепции»; становление профессиональной позиции; построение концепции профессионального роста.

В ходе проведенного исследования мы установили, что ведущими компонентами в структуре индивидуального стиля инновационной деятельности являются креативность, мотивация достижения успеха, готовность к риску, направленность локуса контроля (интернальность/экстернальность причины успехов и неудач собственной инновационной деятельности), позитивное самоотношение. Эти результаты легли в основу классификации индивидуального стиля инновационной деятельности учителя, которая включает в себя следующие виды: потенциальный, динамический, продуктивный и рефлексивный [3].

Для педагога с потенциальным стилем инновационной деятельности характерна высокая мотивация достижения успеха, потенциальная готовность к внедрению новшеств в собственную профессиональную деятельность. Динамический стиль инновационной деятельности характеризуется сочетанием высокой мотивации к достижению результатов в процессе осуществляемой инновационной деятельности и быстротой, скоростью принятия и реализации новшеств без анализа возможных рисков от их внедрения. Учитель с продуктивным стилем инновационной деятельности ориентирован на высокие результаты при освоении и внедрении новшеств, его отличает успешность осуществления инновационной деятельности, достижение личностно-значимых результатов, связанных с самореализацией и саморазвитием. Рефлексивный стиль инновационной деятельности характеризуется ответственностью педагога в ходе освоения инноваций, наличием интернального ло-куса контроля, постоянным анализом и рефлексией возникших затруднений.

В результате теоретического анализа вариантов решения проблемы и экспериментального исследования был выявлен комплекс психолого-педагогических условий формирования индивидуального стиля инновационной деятельности учителя, включающий следующие условия: информационное просвещение об инновационных процессах в современном образовании; развитие мотивации достижения успеха; моделирование

150

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

ситуаций, направленных на предотвращение влияния напряженных условий и рисков выполнения профессиональной деятельности; развитие умений и навыков, необходимых для осуществления инновационной деятельности (креативности, коммуникативных умений и др.); активизация рефлексивной позиции в инновационной деятельности.

Согласно предлагаемой нами модели профессиональная подготовка педагогов, нацеленная на формирование индивидуального стиля инновационной деятельности, должна включать следующие этапы: мотивационный, операциональный и рефлексивный.

Цель мотивационного этапа заключается в формировании у обучающихся осознанной потребности в творческом осуществлении профессиональной деятельности, направленности на инновационную деятельность, развитие мотивации достижения успеха.

Операциональный этап направлен на формирование и развитие профессионально-личностных качеств, необходимых в инновационной деятельности: креативности, умений и навыков управления творческим процессом, коммуникативных и рефлексивных умений, выработки навыков уверенного поведения и принятия критики и др.

Третий этап (рефлексивный) нацелен на развитие профессиональной рефлексии, осознание обучающихся себя в качестве субъекта инновационной деятельности, развитие адекватной самооценки и позитивного самовосприятия; осознание своих потребностей и возможностей, их соотнесение с требованиями инновационной деятельности; осознание перспективы профессионального и личностного роста.

На наш взгляд, формированию индивидуального стиля инновационной деятельности учителя в процессе профессиональной подготовки будут способствовать: целенаправленное моделирование педагогических ситуаций, проведение занятий с использованием активных методов обучения (решение психолого-педагогических ситуаций, ролевые игры, дискуссии и др.).

В процессе профессиональной подготовки педагогические задачи позволяют смоделировать инновационную педагогическую деятельность. При этом обучающиеся ставятся в условия, требующих от них проявления профессионально значимых качеств, соотнесения индивидуальных качеств и возможностей с особенностями инновационной деятельности. Целенаправленное моделирование педагогических ситуаций будет способствовать тому, что обучающиеся начнут осознавать необходимость активного расширения имеющихся знаний, умений и навыков.

Таким образом, индивидуальный стиль инновационной деятельности является интегративной характеристикой, объединяющей индивидуально-типологические особенности субъекта деятельности и специфику самой инновационной деятельности.

Предложенная нами модель может решить проблему формирования индивидуального стиля инновационной педагогической деятельности в процессе профессиональной подготовки.

Библиографический список

1. Веригина Н.А. Становление индивидуального стиля педагогической деятельности будущего учителя в процессе практической подготовки: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. - Чита, 2006. - 22 с.

2. Евланова Л.И. Совершенствование индивидуального стиля деятельности учителя в системе непрерывного образования: дисс. ... канд. пед. наук. - Новосибирск, 2009. - 216 с.

3. Подымова Л.С., Ермакова О.Е. Индивидуальные стилевые особенности освоения учителем инновационной деятельности // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2013. - №> 13 (32). - С. 101-105.

4. Сорокина Г.В. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности будущего учителя: дисс. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2004. - 189 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.