Библиографический список
1. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание молодежи. - М., 2009.
2. Ковалева, Г.А. Воспитывая гражданина. “ М., 2009.
3. Государственный архив Новосибиской области. Ф.П-4.- Оп.4.-Д.545,- Л.32.
4. Государственный архив Новосибиской области. Ф.П-4. - Оп.З.-Д 404.-Л. 69.
Bibliography
1. Aleshina, N.V. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi. - M., 2009.
2. Kovaleva, G.A. Vospitihvaya grazhdanina. ? M., 2009.
3. Gosudarstvennihyj arkhiv Novosibiskoyj oblasti. F.P-4.- Op.4.-D.545,- L.32.
4. Gosudarstvennihyj arkhiv Novosibiskoyj oblasti. F.P-4. - Op.Z.-D 404.-L. 69.
Статья поступила в редакцию 15.05.12
УДК 316.62
Snigireva E.M. FEATURES OF DEVELOPMENT OF INDIVIDUAL STYLE OF PEDAGOGICAL ACTIVITY OF TEACHER IN SYSTEM OF ADDITIONAL TRADE EDUCATION. In the article essential characteristics of individual style of pedagogical activity of a teacher are determined; conditions for its development and self-development are substantiated. Possibilities of system of additional vocational education for development of individual style of pedagogical activity of a teacher are revealed.
Key words: a teacher, pedagogical activity, individual style, development, a self-reflection, self-control, selfdevelopment, additional vocational education.
Е.М. Снигирева, ст. преп. каф. педагогики и психологии ГБОУ ДПО ЧИППКРО, г. Челябинск,
E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье определены сущностные характеристики индивидуального стиля педагогической деятельности учителя, обоснованы условия его развития и саморазвития. Раскрыты возможности системы дополнительного профессионального образования для развития индивидуального стиля педагогической деятельности учителя.
Ключевые слова: учитель, педагогическая деятельность, индивидуальный стиль, развитие, самореф-лексия, саморегуляция, саморазвитие, дополнительное профессиональное образование.
В ключевых направлениях национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в качестве основного фактора обновления российской системы образования выступает личность учителя, постоянно совершенствующего свое мастерство, мобильно реагирующего на изменения, происходящие в образовательном пространстве, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения, готового обучаться в течение жизни.
Осознанная на государственном уровне потребность общества в новом типе учителя определила необходимость изучения особенностей развития индивидуального стиля педагогической деятельности учителя, от которого зависит развитие обучающегося как субъекта и качество школьного образования в целом. Описывая принципы модернизации педагогического образования, А.Я. Данилюк отмечает, что социально значимые качества личности невозможно передать как информацию, они «взращиваются в человеке другой личностью, обладающей такими качествами» [1, с. 40].
Профессиональная деятельность человека в значительной мере зависит от его индивидуальных особенностей. Индивидуализация, которую можно рассматривать как специфическую форму развития, является также способом приспособления человека к объективно заданным условиям трудовой деятельности. Процесс индивидуализации в труде педагога может иметь разные выражения: индивидуальные различия и индивидуальный стиль деятельности.
Индивидуальные различия в педагогическом труде представляют собой отдельные эпизодические проявления особенностей выполнения учителем профессиональной деятельности, которые могут проявляться практически во всех сторонах педагогической деятельности: в выборе профессии, специализации заданий и ситуации внутри профессии, в отношении к профессии и профессиональной мотивации, в выборе способов работы и т.д. Становление индивидуальных различий происходит в ходе включения, интеграции человека в систему общественных отношений, сравнения себя с другими людьми. Приобретая в результате процесса профессионализации устойчи-
вый характер, индивидуальные различия могут способствовать становлению индивидуального стиля деятельности.
В разное время в отечественной науке рассматривались различные аспекты проблемы индивидуального стиля педагогической деятельности: содержательные характеристики стиля педагога; методологические и теоретические основы формирования стиля; возможность диагностики стиля на практике; условия развития индивидуального стиля педагога. Значительный вклад в разработку данной проблемы внесли Н.А. Аминов, К.М. Гуревич, В.И. Загвязинский, И.А. Зимняя, С.Г. Измайлов, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, Л.Н. Макарова, А.К. Маркова, А.Я. Никонова, Н.И. Петрова, Е.С. Рапацевич, В.А. Сластенин,
А.В. Торхова и др.
Традиционно в отечественной и зарубежной психологии ученые в своих исследованиях опираются на концепции В.С. Мерлина, согласно которому индивидуальный стиль рассматривается как проявление вариативности способов деятельности [2], и Е.А. Климова, который под индивидуальным стилем понимает совокупность общих и особенных способов работы, позволяющих максимально использовать ценные качества человека и компенсировать его недостатки [3].
Анализ психолого-педагогической литературы по изучению индивидуального стиля педагогической деятельности позволил нам выделить два подхода к объяснению сущности индивидуального стиля педагогической деятельности.
Первый подход отражает детерминанты, служащие объектом изучения и характеризующие структуру индивидуального стиля: свойства личности (Г.А. Берулава, Ю.А. Горькова, Ю.Н. Калюткин, Л.М. Митина, В.Д. Сластенин, А.В. Торхова, О.Н. Чепкова), особенности деятельности (А.А. Деркач, В.И. Загвязинский, С.Г. Измайлов, Н.В. Кузьмина, А.К Маркова, О.Л. Маркова, И.П. Подласый и Л.И. Евланова), особенности общения (А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик).
В соответствии со вторым подходом основанием классификации является изменяемость уровня индивидуального стиля педагогической деятельности. Одни авторы определяют индивидуальный стиль как устойчивую систему способов деятель-
ности, свойств личности, позволяющей учителю приспособиться к условиям окружающей действительности (Ю.А. Горькова,
A.К Маркова, О.Л. Маркова, А.Я. Никонова, Е.С. Рапацевич, О.Н. Чепкова), другие - как динамическую систему внешней и внутренней деятельности педагога (Н.А. Аминов, Г.А. Берула-ва, Л.И. Евланова, И.А. Зимняя, С.Г. Измайлов, Е.П. Ильин, Л.Н. Макарова, А.В. Торхова).
Таким образом, индивидуальный стиль педагогической деятельности является не только устойчивой характеристикой индивидуальности, которая детерминируется свойствами личности или условиями окружающей действительности, но и изменяющейся характеристикой, которая определяет образ педагогической деятельности в результате отражения специфики ее содержания.
Ориентируясь на вышеизложенные подходы, индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя определяется двумя группами характеристик.
Первую группу образуют относительно устойчивые компоненты, к которым относят индивидуально-психологические особенности учителя: индивидуально-типологические (темперамент, черты характера, особенности нервной системы) и личностные (целеустремленность, гибкость мышления, саморефлексия, ответственность и др.). Данная группа характеристик в основном обусловлена природными свойствами человека.
Во вторую группу характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности учителя входят динамические компоненты: субъектно-деятельностные особенности, способности учителя, цели, задачи, условия, функции и требования деятельности. Субъектно-деятельностные особенности учителя включают: характер взаимодействия педагога и обучающихся, мотивационную готовность учителя к самоизменению, выбор форм, способов и приемов выполнения деятельности и др. Очевидно, что данные особенности формируются и преобразуются в течение всей жизни.
Обе группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности взаимосвязаны и взаимозависимы. Индивидуально-психологические и личностные особенности являются базовой основой для развития динамических компонентов индивидуального стиля деятельности педагога. В свою очередь субъектно-деятельностные особенности и особенности педагогической деятельности влияют на личностные качества учителя, переводя их на более высокий качественный уровень. В совокупности обе группы характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности обеспечивают приспособленность учителя к меняющимся условиям окружающей действительности.
Поскольку личностные качества педагога, а также условия деятельности в течение времени могут изменяться, соответственно индивидуальный стиль деятельности педагога может приобретать новый качественный уровень (видоизменяться). Иными словами, индивидуальный стиль педагогической деятельности можно развивать.
Под развитием индивидуального стиля педагогической деятельности мы понимаем процесс качественного преобразования профессионально значимых качеств личности (относительно устойчивых и динамических), способностей, возможностей учителя и способов деятельности, позволяющих осуществлять новые функции в профессиональной и общественной деятельности. В соответствии с этим в основе развития индивидуального стиля педагогической деятельности находится направленность на совершенствование тех его составляющих, которые сформированы не в полной мере или не отвечают социально обусловленным потребностям и ожиданиям.
Следует отметить, что педагогу, как сложноорганизованной, саморегулирующей и саморазвивающейся системе нельзя навязывать пути развития индивидуального стиля педагогической деятельности, так как он, ориентируясь на свои ценностные предпочтения, выбирает наиболее благоприятный. Выход очевиден - через интегрированный комплекс внешнего воздействия на учителя и саморазвития педагога.
Под саморазвитием мы понимаем осознанную деятельность учителя, направленную на реализацию себя как личности, используя свои индивидуально-своеобразные особенности и возможности с учетом требований педагогической деятельности. Проблемой изучения процесса саморазвития личности, его механизмов, психолого-педагогических условий занимались такие выдающиеся ученые как: А.Г. Асмолов, В.В. Загвязинский,
B.А. Караковский, В.В. Краевский, П.И. Пидкасистый, М.М. Поташник, В.В. Сериков, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина и др. По их мнению, основанием для планирования деятельности, определения способов, средств и форм для достижения целей, оцени-
вания результатов и регулирования процесса саморазвития деятельности является мотивационная готовность учителя.
Чтобы принять индивидуальность ребенка, учитель должен научиться ценить свою индивидуальность, стремиться к самореализации и саморазвитию. Педагог может развивать свой стиль деятельности самостоятельно или в рамках дополнительного профессионального образования. Как показал анализ педагогической литературы, большими возможностями для развития индивидуального стиля педагогической деятельности учителя располагает система дополнительного профессионального образования (через систему повышения квалификации и профессиональную переподготовку педагогов).
На наш взгляд, внимание следует привлечь к двум основным функциям системы дополнительного профессионального образования: развивающей и адаптирующей. В условиях непрерывного профессионального образования учитель интегрирует учебную, трудовую (практическую) и общественную деятельности. В результате данной интеграции учитель развивается как личность, обеспечивая «приращение» новых мотивационносмысловых ориентаций, новых способов деятельности, качественно нового профессионального опыта.
Кроме того, система дополнительного профессионального образования призвана адаптировать субъекта педагогической деятельности к постоянно изменяющимся условиям действительности за счет совершенствования уже приобретенных знаний, умений и навыков и получения новых.
Таким образом, дополнительное профессиональное образование, понимаемое как образование адаптивное и развивающее, способно активно и компетентно осуществлять развитие профессионально значимых качеств личности, творческий потенциал педагога, индивидуальный стиль педагогической деятельности.
Процесс развития индивидуального стиля педагогической деятельности учителя в системе дополнительного профессионального образования возможен при наличии следующих условий.
Во-первых, должна быть создана адаптивная информационно-образовательная среда, под которой мы понимаем совокупность свойств и параметров образовательного процесса (отношения, ценности, символы, вещи, предметы и др.), усиливающих внутреннюю активность учителей и обеспечивающих актуализацию их внутреннего мира, личностного роста и самореализацию. Подчеркнем, что интенсивное развитие индивидуального стиля педагогической деятельности учителя, характеризующееся его ориентацией на максимально целесообразное использование собственных внутренних ресурсов и возможностей образовательной среды, зависит от субъектного развития учителя в процессе творческой самореализации индивидуальных особенностей педагогической деятельности. Таким образом, при организации образовательного процесса необходимо использовать личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы.
Личностно-ориентированный подход в системе дополнительного профессионального образования призван развить у педагогов механизмы адаптации, самореализации, саморазвития, саморегуляции, являющиеся базовыми при развитии индивидуального стиля педагогической деятельности учителя. В свою очередь системно-деятельностный подход можно трактовать как «систему деятельности», главной целью которой является формирование способности к активной деятельности во всех ее формах.
Во-вторых, должна быть организована совместная деятельность преподавателя системы дополнительного образования и учителя школы по проектированию процесса развития индивидуального стиля, индивидуальных траекторий развития на основе самоанализа и саморефлексии.
Саморефлексия сопровождает процесс самоанализа и саморегуляции учителя, который осмысливает свой профессиональный опыт, создавая тем самым новые возможности для развития индивидуального стиля педагогической деятельности. По мнению К.В. Вербовой, Т.П. Воробьевой, С.Г. Измайлова, О.А. Конопкина, Б.Ф. Ломова, В.И. Моросановой, Л.М. Пермино-вой, Г.С. Прыгина, Л.И. Рувинского, саморегуляция является условием совершенствования деятельности и развития активности личности. Так, С.Г. Измайлов считает, что развитие стиля деятельности в процессе повышения квалификации педагогов осуществляется как рефлексивный диалог учителя и преподавателя, являющийся условием актуализации и активизации процесса саморегуляции [4].
В-третьих, должно осуществляться научно-методическое сопровождение, обусловленное принципом субъект-субъектно-
го взаимодействия, которое включает использование различных форм (индивидуальных, групповых, коллективных, дистанционных), средств (информационно-коммуникационных) и методов организации учебного процесса (проблематизации, диалогиза-ции, гармонизации личности, социально-ролевой индентифика-ции, проблемно-поисковых, исследовательских, проектных), способствующих активизации процессов саморефлексии, самоактуализации, саморегулирования, самореализации личности и направленных на максимальную индивидуализацию траектории развития педагога.
Необходимо подчеркнуть, что коллективные формы организации деятельности предполагают решение проблемно-жизненных ситуаций, в результате которых происходит объединение своего опыта с чужим, сопоставление результата деятельности, анализ причин, что способствует самоактуализации, самореализации и саморазвитию педагога.
В-четвертых, в образовательном процессе должны использоваться приемы преодоления психологического барьера у педагога (тренинги, свободное самовыражение, проявление творческих способностей, свободный выбор способов решения задач, форм, направлений и видов деятельности и т.д.).
И, наконец, должна быть создана зона неопределенности деятельности, «возникающая в результате того, что одна и та же конечная цель может быть осуществлена при помощи различных движений, операций и промежуточных целей» [2, с. 184].
В условиях вариативности перед учителем встает проблема выбора наиболее оптимальных и эффективных способов и приемов осуществления педагогической деятельности. В современной системе образования выбор или разработка собственных технологий обучения и воспитания, осуществляющиеся на основе личных убеждений учителя, и составляет по существу его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Учителю необходимо выработать не просто индивидуальный, а индивидуально-оптимальный стиль своей деятельности, отвечающий его индивидуальным особенностям и позволяющий реализовывать педагогические задачи в постоянно изменяющихся условиях окружающей действительности.
Библиографический список
Кроме всего вышеизложенного, необходимо отметить следующее. В условиях переориентации целевых ориентиров школьного образования появляется необходимость решения новых педагогических задач. При этом задачи, возникающие в ходе освоения личностно-ориентированной по направленности и деятельностной по сути педагогической парадигмы, требуют от педагогов гибкости мышления и владения методологической культурой, обеспечивающей ориентацию в постоянно изменяющихся условиях действительности.
Наиболее эффективное изменение характеристик индивидуального стиля личности происходит при изменении требований к педагогической деятельности учителя. Рассматривая индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя как интеграл субъективных и объективных характеристик личности педагога, направленный на решение профессиональных задач в постоянно изменяющихся условиях окружающей действительности, можно утверждать, что он отражает требования, которые предъявляет современное общество к учителю. По мировым стандартам, современный учитель - это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель авторских методик и программ, опирающихся на передовой педагогический опыт и новые технологии обучения, адаптирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целепо-лагания и рефлексии [5].
Итак, в данной статье определены детерминирующие признаки индивидуального стиля педагогической деятельности учителя, включающие относительно устойчивые и динамические компоненты. Раскрыта сущность процесса развития индивидуального стиля педагогической деятельности учителя, предполагающего не только внешнее воздействие образовательной системы, но и процессы самоанализа, саморефлексии, самоактуализации и самореализации. Обоснована эффективность развития индивидуального стиля педагогической деятельности учителя в системе дополнительного профессионального образования, обусловленная взаимосвязью внешних и внутренних условий.
1. Данилюк, А.Я., Принципы модернизации педагогического образования // Педагогика. - 2010. - № 5.
2. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности / под ред. Е.А. Климова - М.; Воронеж, 1996.
3. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань, 1969.
4. Измайлов, С.Г. Теоретико-методологические подходы к исследованию индивидуального стиля деятельности преподавателя системы непрерывного образования. - М., 2001.
5. Данильченко, В.М. Развитие индивидуального стиля педагогической деятельности в контексте глобального образования [Э/р]. - Р/д: / / http: www.irex.ru/press/pub/polemika/15/dan
Bibliography
1. Danilyuk, A.Ya., Principih modernizacii pedagogicheskogo obrazovaniya // Pedagogika. - 2010. - № 5.
2. Merlin, V.S. Psikhologiya individualjnosti / pod red. E.A. Klimova - M.; Voronezh, 1996.
3. Klimov, E.A. Individualjnihyj stilj deyateljnosti v zavisimosti ot tipologicheskikh svoyjstv nervnoyj sistemih. - Kazanj, 1969.
4. Izmayjlov, S.G. Teoretiko-metodologicheskie podkhodih k issledovaniyu individualjnogo stilya deyateljnosti prepo-davatelya sistemih neprerihvnogo obrazovaniya. - M., 2001.
5. Daniljchenko, V.M. Razvitie individualjnogo stilya pedagogicheskoyj deyateljnosti v kontekste globaljnogo obrazovaniya [Eh/r]. - R/d: // http: www.irex.ru/press/pub/polemika/15/dan
Статья поступила в редакцию 15.05.12
УДК 377.5
Sokolova M.G. THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS OF FORESTRY IN SECONDARY SPECIAL EDUCATIONAL INSTITUTION. The article reveals methodological approaches to the process of formation the professional competence of future specialists of forestry in secondary special educational institution - activity, competent, integrative; gives foundations for using of these approaches purposely to form professional competences of future specialists in the process of learning at Chebarkul Agroforestry College.
Key words: approach, professional competence, activity, competent, integrative approaches.
М.Г. Соколова, зам. директора Чебаркульского агролесохозяйственного колледжа (ЧАЛК),
г. Чебаркуль, Е-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА В ССУЗЕ
В статье раскрываются методологические подходы к процессу формирования профессиональной компетентности будущих специалистов лесного хозяйства в ссузе - деятельностный, компетентностный, интегративный,