УСУЛИ ТАЪЛИМ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
Ходжаева Мубина Джалоловна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка ТГУПБП
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВЫДЕЛЕНИЯ ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
Разработка системы становления и развития деловых качеств учащихся предусматривает выяснение их сущности, номенклатуры, психолого-педаго-гического обоснования условий, способствующих их формированию. Для того чтобы выявить сущность деловых качеств учащихся и определить их состав, необходимо рассмотреть основные концепции, являющиеся базовыми для решения этой проблемы.
Изучение личности всегда было и продолжает оставаться для философов, социологов, психологов, педагогов одной из самых интригующих тайн и самых трудных проблем. В сущности, все философские, психологические, социологические, педагогические знания вносят свою лепту в понимание личности: что ее формирует, почему существуют индивидуальные различия, как происходит ее развитие и какие изменения происходят в ней на протяжении всей жизни.
В отечественной философской и психологической литературе проблеме определения личности уделялось и уделяется по сей день огромное внимание. Необычайное разнообразие определений показывает, что ещё далеко не решен вопрос о выработке принципов, критериев отбора характеристик, с помощью которых описывалось бы с достаточной полнотой и научностью это явление и определялось понятие «личность».
Для иллюстрации, уточнения понятия «личность» и выяснения подхода к нему, свойственного педагогике, приведем определения данного понятия, содержащиеся в научных трудах:
- «Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена
общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты» (6,12).
- «Личность - субъект общественного поведения и коммуникаций» (1,87).
- «Личность - это индивид, определивший свою деятельную позицию ко
всему, что его окружает: к труду, к социальному строю, к задачам коллектива, к судьбе другого человека» (5,8).
- «Личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности» (11,126).
- «Личность человека - наиболее обобщенная система его жизнедея-
тельности» (7,67).
- «Личность - человек как носитель сознания» (10,187).
- «Личность - человеческий индивид как продукт общественного развития,
субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретными условиями жизни общества» (7,67).
- «Личность - это человек как носитель совокупности психических свойств
и качеств, определяющих социально значимые формы деятельности и
поведения» (14,168).
- «Личность есть особый орган в структуре психики индивида, ответственный за принятие решений и их последствия» (4,66).
Авторов, чьи точки зрения приведены выше, обилие определений личности не только не пугает, а наоборот. По их мнению, смысловые оттенки, вносимые каждым новым определением, дают возможность лучше понять данное явление. Следовательно, личность необходимо рассматривать с разных точек зрения, иногда противоречащих друг другу позиций. Общая идея представленных точек зрения заключается в том, что такой феномен, какличность, может быть рассмотрен или сконструирован исходя из различных предпосылок, а различные конструкции могут быть оценены через возможность понимать феномен и управлять им.
Личность может быть описана со стороны своих мотивов и стремлений, составляющих содержание ее «личного мира», то есть уникальной системы личностных смыслов, индивидуально своеобразных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний. Личность рассматривается как система черт относительно устойчивых, внешне проявляемых характеристик индивидуальности, которые запечатлены в суждениях субъекта о самом себе, а также в суждениях других людей о нем
Личность описывается и как деятельное «Я» субъекта, как система планов, отношений, направленности, смысловых образований, регулирующих выход ее поведения за пределы исходных планов.
Личность рассматривается и как субъект персонализации, то есть потребности и способности индивида вызывать изменения в других людях.
Психология, изучая человека, называет его по-разному, в зависимости от цели и аспекта этого изучения. Если человек рассматривается просто как представитель человеческого рода, то используется термин индивид. Индивидом называют любого человека, новорожденного и взрослого, здорового и больного, независимо от его качеств и особенностей.
Когда индивид сознательно и целенаправленно выполняет определенную деятельность (умственную или физическую, теоретическую или практическую), познает и преобразует в процессе этой деятельности окружающий мир, то его уже называют субъектом. Заметим, что индивид, участвующий в некоторой деятельности, не всегда является субъектом этой деятельности. Так, например, когда ребенок манипулирует игрушками, то он еще не субъект этой деятельности, ибо это манипулирование производится им неосознанно и нецеленаправленно. Учащийся, выполняющий задание учителя в силу лишь внешних побуждений (по привычке подчиняться взрослым или в силу другого внешнего побуждения), также не является подлинным субъектом этой учебной деятельности. Пока он лишь объект учебно-воспитательных воздействий учителя, который в этом случае и является подлинным субъектом учебно-воспитательного процесса. Учащийся становится субъектом своей учебной деятельности лишь по мере того, в какой степени он осознает подлинные цели учения и целенаправленно выполняет учебную работу ради осуществления этих целей, принимаемых как личностно значимые.
Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы. Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечатлению, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, какую-то собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагает глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе.
Каждый человеческий индивид обладает неповторимым своеобразием физических и психических особенностей (физической конституцией, типом нервной системы, характером, темпераментом, потребностями, способностями и т. д.). Рассматривая и изучая это своеобразие, психологи говорят об индивидуальности человека.
Индивидуальность человека формируется на основе унаследованных задатков в процессе воспитания и обучения, под влиянием социальных
условий и общественной среды, в которой живет, воспитывается и работает человек, а также в процессе самовоспитания, играющего огромную роль в развитии индивидуальности человека.
Наконец, когда рассматривают человека как члена определенного общества, как субъекта человеческих отношений и сознательной деятельности, то говорят о его личности.
О человеке как о личности можно говорить, лишь начиная с некоторого этапа его жизнедеятельности. Иными словами, не всякий человеческий индивид со своей индивидуальностью является личностью. С. Л. Рубинштейн так охарактеризовал различие между этими понятиями: «Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему»(12,67).
Поэтому личность весьма часто определяют как систему отношений человека к окружающему миру и к самому себе. Отношение человека к окружающему миру выражается в его взглядах, убеждениях, в его мировоззрении, в его отношениях с другими людьми, а самое главное - в его деятельности (трудовой, учебной или иной). Отношение человека к самому себе выражается в его представлении о самом себе, в его самооценке, в его идеалах, в том, каким бы он хотел себя видеть. Личность - это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенных, социально значимых свойств. Личность есть целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.
Учащийся является личностью в той мере, в какой у него развиваются социальные качества, в какой он становится сознательным субъектом своей учебной и общественно полезной деятельности.
Следовательно, определение личности должно быть достаточно широко, чтобы вместить все эти аспекты. Все вышеприведенные определения подчеркивают тесную связь и сложное сочетание социального и индивидуального в личности каждого человека.
В педагогике понятие личности используется для обоснования программ и методов формирования у индивида социально ценных свойств. В педагогике личность понимается как социальная сущность человека. Отсюда следует необходимость воспитания личности с тем, чтобы человек мог адаптироваться к общественным условиям и интегрироваться в общественные отношения (3,40).
В педагогической и психологической литературе выделяется два основных критерия сформированности личностных качеств (2,153).
Первый критерий предполагает такое развитие мотивационной сферы человека, при которой он способен управлять собственными непосредственными побуждениями: преодолевать свои желания ради чего-то другого, сдерживать свои потребности, проявлять интерес к явлениям социальной жизни. При этом должны быть развиты социально значимые мотивы, то есть побуждения, заданные обществом (3,240).
Второй критерий предполагает развитие способности индивида к сознательному руководству собственным поведением.
Сплав данных критериев составляет суть личностных качеств. Один критерий без другого качества не дает. Наличие же двух критериев указывает на то, что человек способен к сознательному опосредованному поведению. Формирование личностных качеств происходит на основе развития сфер индивидуальности (3,251). Следовательно, чтобы сформировать деловые качества, необходимо развивать индивидуальность старшеклассников.
Как видим, личностные и индивидуальные качества дополняют друг друга, поэтому в педагогических целях необходимо предусмотреть развитие личности и развитие индивидуальности, не противопоставляя их одно другому. При этом личностные качества формируются на основе развития сфер индивидуальности. Следовательно, чтобы воспитывать личность, необходимо развивать индивидуальные качества.
По Р. Кеттеллу (15,326) качеством личности называется длительно существующая характеристика, проявляющаяся последовательно в поведении индивида в широком спектре различных ситуаций. Качество характеризует поведение человека в большей или меньшей степени. Говоря о личностном качестве, мы соотносим его с границами проявления этого качества у разных людей - от весьма выраженного проявления до весьма малого.
В психологической литературе понятия «свойство», «особенность», «качество» применительно к личности часто употребляются как синонимы.
Свойство, как известно, есть проявление некоторой стороны того или иного предмета при взаимодействии с другими. В таком проявлении обнаруживается внутреннее содержание предмета, раскрывающее его качественную определенность (9,144-145).
Психическое свойство - это способность индивида на определенные объективные воздействия закономерно отвечать определенной деятельностью (13,129).
В динамической структуре личности К.К. Платонов (10,187) различает эти понятия, в каждое из них он вкладывает свой особенный смысл. «Свойство - это наиболее широкое понятие, это нечто присущее личности, ее черта..., обусловливающая ее сходство или различие с другими личностями. Особенность - это такое свойство, которое отличает данную личность или
данный тип личностей от других. Можно сказать и так: особенность личности - это ее индивидуальное свойство или их совокупность. Качество -это наиболее существенное свойство, дающее личности определенность». Следовательно, качества личности - обобщенные свойства личности.
Каждое качество, обрисовывая одну из сторон личности, вне ее в целом не существует. Поэтому у человека качества не изолированы, а находятся во взаимосвязи (2,214).
Таким образом, все разграничения между понятиями: «качество», «черта», «особенность», «свойство», несомненно, относительны и условны, однако мы фиксируем на них внимание для того, чтобы определить место деловых качеств в структуре личности и индивидуальности. Понятие «личность» есть синтез всех характеристик индивидуума в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде.
Все вышеприведенные определения подчеркивают тесную связь и сложное сочетание социального и индивидуального в личности каждого человека. Основаниями выделения деловых качеств считаем приведенные выше положения, изложенные в рамках подхода, называемого конструктивным альтернативизмом, а также теоретическим подходом, который описывает личность в терминах ее качеств.
Список литературы:
1. АнаньевБ.Г. Человек как предмет познания. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. - 156с.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. -М.:Просвещение, 1995.-349с.
3. Гребенюк О.С, Гребенюк Б. Основы педагогики индивидуальности. - Калининград, 2000. - 572с.
4. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. -М.: Дом педагогики, 1996. -208с.
5. Кряжев П.Е. Общество и личность. -М., 1961. -128с.
6. Кон И.С. Личность как субъект общественных отношений. -М., 1971.-162с.
7. Косов Б.Л. Личность человека - наиболее обобщенная система его жизнедеятельности //Вопросы психологии. -1997. -№6.- 167с.
8. Левитов Н.Д. Психология характера. -М.:Просвещение,1969. - 424с.
9. Материалистическая диалектика. т. 1.-М., 1981, -374с.
10. Платонов К.К. Понятие «структура» в учении о личности. / Сб. «Проблемы личности». Материалы симпозиума, т.1.-1969.
11. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива.-М.:Просвещение, 1978. - 176с.
12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1989, -267с.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2000. -712с.
14. Теоретические проблемы психологии личности. Под ред. Е.В. Шороховой. - М. : Наука», 1974, -318с.
15. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. (Основные положения, исследования и применение). -СПб. : Питер Пресс, 1997. - 608с.
М.Дж. Ходжаева
Психолого - педагогические основания выделения деловых качеств
личности
Ключевые слова: личность,индивид, индивидуальность, субъект, качество, психология, свойства личности
В данной статье автором изучено выделение деловых качеств личности в психолого- педагогической науке.
Автор подчеркивает, что личность весьма часто определяют как систему отношений человека к окружающему миру и к самому себе, которая выражается в его взглядах, убеждениях, в его мировоззрении, в его отношениях с другими людьми, а самое главное - в его деятельности (трудовой, учебной или иной). Отношение человека к самому себе выражается в его представлении о самом себе, в его самооценке, в его идеалах, в том, каким бы он хотел себя видеть. Автор делает вывод, что личностные и индивидуальные качества дополняют друг друга, поэтому в педагогических целях необходимо предусмотреть развитие личности и развитие индивидуальности, не противопоставляя их одно другому. При этом личностные качества формируются на основе развития сфер индивидуальности. Следовательно, чтобы воспитывать личность, необходимо развивать индивидуальные качества.
M.Dj. Khojayeva
Psychologico-Pedagogical Fiundations of Singling out Individual Working Qualities of Personality
Key words: personality, individual, individuality, subject, quality, psychology, individual's
property
Elaboration of the system of formation and development of pupils' working qualities envisages an ascertainment of their essence, nomenclature, psychologico-pedagogical substantiation of the conditions promoting their formation. Home philosophical and psychological literatures have been paying great attention to the problem of definition in reference to an individual.
Personality is rather often defined as a system of relations between man and milieu and his/her attitude towards himself/herself. Man's attitude to the surrounding world is expressed in his views, convictions, outlook and in his activities (labour, studies, etc.) - the formers being the main indicator. Man's attitude towards himself is conveyed in his imagination, self-estimation, ideals, in the way he would like to be himself. Personal and individual qualities reciprocate one another, so, in pedagogics personal and individual qualities shouldn't be mutually opposed. Thereby, personal qualities are formed on the basic of individual development. In order to bring up a personality one ought to develop individual qualities.