Научная статья на тему 'Личность художника и развитие индивидуального творческого стиля'

Личность художника и развитие индивидуального творческого стиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3399
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / МНОГООБРАЗИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ В ИЗУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ / A VARIETY OF METHODOLOGICAL ORIENTATIONS IN THE STUDY OF PERSONALITY / ИНДИВИД / INDIVIDUAL / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / INDIVIDUALITY / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / INDIVIDUAL ABILITIES / ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО / CREATIVITY / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МАНЕРА ХУДОЖНИКА / INDIVIDUAL STYLE OF THE ARTIST'S INDIVIDUAL STYLE / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткаченко Л.А., Ткаченко А.В.

В работе рассматриваются понятия личность, индивид, индивидуальность, индивидуальный стиль художника. Многомерность понятия феномена личности послужила основанием для осознания междисциплинарного статуса проблемы личности, которую в равной мере изучают философия, социология, психология и другие науки. Каждая наука исследует отдельные грани личности человека. Человекличность раскрывается в своей целостности как деятельное существо, субъект выбора индивидуального жизненного пути, свободного, ответственного, целенаправленного поведения, обладающий целостной системой многообразных неповторимых индивидуальных качеств. Обращение к исследованию личности приводит к рассмотрению различных ориентаций: полярных, взаимодополняющих, таких как объективная и субъективная, детерминистская и индетерминистская, монологическая и диалогическая. Многообразие методологических ориентаций в изучении личности соответствует многообразию образов человека. Понятие личности человека отличают от понятий индивид и индивидуальность. Для художника характерна определенная манера это художественный почерк, совокупность приемов, индивидуальных стилистических и технических особенностей в творчестве. В конце ХХ века наблюдается развитие «индивидуального» стиля каждого отдельного художника. «Стиль» в отношении отдельного человека означает набор признаков, характеризующих индивидуальную манеру творца. В работе дано авторское определение понятия «индивидуальный стиль» художника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Artist’s Personality and Development of Individual Creative Style

The paper deals with the concept of identity, individual, individuality, individual style of an artist. Multidimensionality of the concept of personality phenomenon served as the basis for understanding the status of interdisciplinary problems of personality, which is equally studied philosophy, sociology, psychology and other sciences. Each science studies individual facets of human personality. Human identity is revealed in its entirety as an active being, the subject choice of an individual way of life, a free, responsible, purposeful behavior, having an integrated system of multiple unique individual qualities. Appeal to the study of personality leads to the consideration of various orientations: polar, complementary, such as objective and subjective, deterministic and indeterministic, monologue and dialogue. The diversity of methodological orientations in the study of personality corresponds to the diversity of human images. The concept of a person’s identity different from that of the individual and personality. For the artist, characterized by a certain manner, it is an artistic handwriting, a set of techniques, individual stylistic and technical features in the works. The end of the 20th century have seen the development of “individual” style for each individual artist. “Style” in relation to an individual means a set of features that characterize the individual style of the creator. In the paper the author's definition of “personal style” of the artist.

Текст научной работы на тему «Личность художника и развитие индивидуального творческого стиля»

УДК 347.782

ЛИЧНОСТЬ ХУДОЖНИКА И РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТВОРЧЕСКОГО СТИЛЯ

Ткаченко Людмила Анатольевна, кандидат искусствоведения, доцент, директор института дополнительного профессионального образования, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: ludmilatk@bk.ru

Ткаченко Андрей Викторович, кандидат искусствоведения, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: ludmilatk@bk.ru

В работе рассматриваются понятия личность, индивид, индивидуальность, индивидуальный стиль художника. Многомерность понятия феномена личности послужила основанием для осознания междисциплинарного статуса проблемы личности, которую в равной мере изучают философия, социология, психология и другие науки. Каждая наука исследует отдельные грани личности человека. Человек-личность раскрывается в своей целостности как деятельное существо, субъект выбора индивидуального жизненного пути, свободного, ответственного, целенаправленного поведения, обладающий целостной системой многообразных неповторимых индивидуальных качеств. Обращение к исследованию личности приводит к рассмотрению различных ориентаций: полярных, взаимодополняющих, таких как объективная и субъективная, детерминистская и индетерминистская, монологическая и диалогическая. Многообразие методологических ориентаций в изучении личности соответствует многообразию образов человека. Понятие личности человека отличают от понятий индивид и индивидуальность.

Для художника характерна определенная манера - это художественный почерк, совокупность приемов, индивидуальных стилистических и технических особенностей в творчестве. В конце ХХ века наблюдается развитие «индивидуального» стиля каждого отдельного художника. «Стиль» в отношении отдельного человека означает набор признаков, характеризующих индивидуальную манеру творца. В работе дано авторское определение понятия «индивидуальный стиль» художника.

Ключевые слова: личность, многообразие методологических ориентаций в изучении личности, индивид, индивидуальность, индивидуальные способности, творческое начало, индивидуальная манера художника, индивидуальный стиль.

THE ARTIST'S PERSONALITY AND DEVELOPMENT OF INDIVIDUAL CREATIVE STYLE

Tkachenko Lyudmila Anatolievna, Candidate of Art History, Docent, Director of the Institute of Continuing Professional Education, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: ludmilatk@bk.ru

Tkachenko Andrey Victorovich, Candidate of Art History, Docent of Department of Arts and Crafts, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: ludmilatk@bk.ru

The paper deals with the concept of identity, individual, individuality, individual style of an artist. Multidimensionality of the concept of personality phenomenon served as the basis for understanding the status of interdisciplinary problems of personality, which is equally studied philosophy, sociology, psychology and other sciences. Each science studies individual facets of human personality. Human identity is revealed in its entirety as an active being, the subject choice of an individual way of life, a free, responsible, purposeful behavior, having an integrated system of multiple unique individual qualities. Appeal to the study of personality leads to the consideration of various orientations: polar, complementary, such as objective and subjective, deterministic and indeterministic, monologue and dialogue. The diversity of methodological orientations in the

study of personality corresponds to the diversity of human images. The concept of a person's identity different from that of the individual and personality.

For the artist, characterized by a certain manner, it is an artistic handwriting, a set of techniques, individual stylistic and technical features in the works. The end of the 20th century have seen the development of "individual" style for each individual artist. "Style" in relation to an individual means a set of features that characterize the individual style of the creator. In the paper the author's definition of "personal style" of the artist.

Keywords: personality, a variety of methodological orientations in the study of personality, individual, individuality, individual abilities, creativity, individual style of the artist's individual style.

Изучение творческих групп художников конца ХХ века в Сибири на примере группы «Бедная Лиза» ставит ряд вопросов: значимость личности, развитие индивидуального творческого стиля художника, взаимодействие личности и коллектива. ХХ век отмечен развитием «индивидуального» творческого метода каждого отдельного художника. Изучение творческой личности, картины мира художника, его индивидуального стиля обретает актуальность в связи с утверждением нового видения на место и роль человека-творца в развивающемся обществе, признание возможности его воздействия на умы человечества и на ускорение социального развития.

Исследование индивидуального авторского стиля, мироощущения, места художника в отечественном искусстве представляется невозможным без обращения к таким понятиям, как «личность», «индивид», «индивидуальность», «индивидуальный стиль».

Личность является объектом всех антропо-центричных отраслей знаний - философии, культурологии, истории, психологии, социологии, филологии и других наук. Теория личности изучается специальной дисциплиной персонологией, вышедшей из работ философов-функционалистов Ш. Ревунье и особенно Э. Мунье. Выдающийся представитель отечественной философии ХХ века Н. О. Лосский создал оригинальную систему персонализма. Он отмечал, что «во главе всех стоит личность, потому что только личность может быть творцом и носителем полноты бытия» [5, с. 91-92].

Понятие «личность» в европейских языках передается словами, происходящими от латинского persona, что обозначало «маска» (можно сравнить с русским «личина») - слепок с лица предка, ритуальная или театральная маска. Значение понятия менялось на протяжении истории развития человечества. В период Античности в правовом

смысле персоной считалось любое юридическое лицо, но не каждый человек (например, раб). Существенные черты личности появляются в Средневековье - нечто самостоятельное, одаренное разумом, обладающее достоинством. В «Новой философской энциклопедии» читаем: «Каждая личность есть индивид и субъект, но только обладание особым достоинством делает субъект личностью» [6, с. 400].

Теоцентрическое понятие личности сменилось в философии и культуре Возрождения на антропоцентрическое: личность стала отождествляться с яркой, многосторонней индивидуальностью, способной достичь всего, что захочет, такое значение остается актуальным до настоящего времени. Понимание личности в Новое время претерпевает изменения: личность отождествлялась с сознанием или самосознанием (Декарт, Фихте, Гегель), рассматривалась как цельная природа человека - единство души и тела (Ф. Бэкон), представлялась «как совокупность общественных отношений» (К. Маркс, Ф. Энгельс) или определялось, что «тело есть основной субъект личности» (Л. Фейербах) [6, с. 401].

В ХХ веке при всем разнообразии теоретических подходов к изучению личности, ее сущностью признается многомерность. Именно многомерность феномена личности послужила основанием для осознания междисциплинарного статуса проблемы личности, которую в равной мере изучают философия, социология, психология и другие науки.

Прежде чем приступить к рассмотрению понятия «личность» обратимся к определению «индивид» - это единичный представитель человеческого рода, единое природное существо; отдельный представитель человеческой общности [1, с. 536], единичное сущее, неразложенное на

элементы [6, с. 104]. Понятие «человеческий индивид» обозначает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик.

Существует несколько определений понятия «личность». Под «личностью» мы понимаем:

в философии:

- человека как субъекта отношений и сознательной деятельности [2, с. 344];

- устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующую индивида как члена общества или общности [7, с. 538];

в культурологии:

- целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций [4, с. 243];

в социологии:

- человеческого индивида как продукта общественного развития, субъекта труда, общения, познания, детерминированного конкретно-историческими условиями жизни общества [9, с. 256]. Обращение к социологической концепции может показаться не важным при изучении личности художника, так как отправной точкой социологических исследований личности является постижение не индивидуальных особенностей человека, а той социальной системы, в которую он включен и тех социальных функций и ролей, которые он в ней выполняет. Изучение социальной системы позволяет понять ценностные ориентации личности, ее притязания и идейную направленность, возможную степень ее творческого проявления. Для раскрытия особенности личности художника необходимо отметить, что социальное поведение демонстрируется не только сегодняшним положением человека, но и его прошлым жизненным опытом, а также характером усвоенных им культурных ценностей, в которых аккумулирована предшествующая история человечества. Каждый индивид как личность - это продукт не только существующих отношений, но и всей предшествующей истории, а также своего собственного развития и самосознания.

Таким образом, приходим к заключению, что определений понятия «личность» достаточно много, мы выделяем в них два значения: 1) человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности (лицо в широком

смысле слова) и 2) устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

В науке ХХ века человек-личность выступает как многомерный объект и раскрывается в своей целостности:

1. Как участник историко-эволюционного процесса, субъект выбора индивидуального жизненного пути, в ходе которого им осуществляется преобразование природы, общества и самого себя;

2. Как деятельное существо, сущность которого порождается, преобразуется и отстаивается в совместном существовании с другими людьми;

3. Как субъект свободного, ответственного, целенаправленного поведения, обладающий целостной системой многообразных неповторимых индивидуальных качеств.

В философии и гуманитарных науках выделяются полярные и вместе с тем взаимодополняющие ориентации, в которых акцентируются различные аспекты бытия личности: объективная и субъективная, детерминистская и индетерми-нистская, монологическая и диалогическая и др.

Для рассмотрения личности художника представляется важным обращение к субъективной ориентации, в которой личность предстает как активное, творческое начало, порождающее мир, проектирующее действительность и собственное будущее, выходящее в своих поступках и деяниях за пределы самого себя (например, в христианской антропологии, экзистенциализме, персонализме). Среди взаимодополняющих ориентаций, имеющих принципиальное значение для изучения личности художника, могут быть выделены монологическая и диалогическая ориентации. Первая проявляется в методологическом изоляционизме, антропоцентризме, человек при этом рассматривается вне мира, а мир вне человека. Вторая связана с включением личности в пространство межличностного и внутриличностного общения, диалога, в том числе диалога с самим собой (М. Бубер, Ж. Лакан, М. Бахтин).

Исследователи персоналистской ориентации (Э. Мунье, Ш. Ревунье) анализируют проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого «Я», борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути и индивидуальности.

Многообразие методологических ориента-ций в изучении личности соответствует и многообразию образов человека: «человек ощущающий», «человек-потребитель», «человек-деятель» и др. Остановимся на образе «человека-деятеля», кем и является художник - основа для построения культурно-исторического, системно-деятель-ностного подхода к пониманию личности. Здесь личность понимается как субъект свободного, ответственного выбора, активно действующий в обществе и стремящийся к достижению целей. При оказании практической помощи личности при таком подходе, акцент делается на поиске оптимальных форм организации совместной деятельности и общения между людьми.

В рамках биологического, социологического и психологического подходов детерминация развития личности понимается как взаимодействие двух факторов - среды и наследственности. Являясь условием осуществления деятельности человека, социальная среда (общественные нормы, ценности, роли, церемонии, системы знаков, с которыми сталкивается индивид) представляет собой источник развития личности, а не «фактор», определяющий ее поведение. Основой и движущей силой развития личности выступает совместная деятельность и общение людей, посредством которых происходит приобщение личности к культуре.

Обратимся к понятию «индивидуальность». Оно выражает уникальное своеобразие человека, неповторимое сочетание природных особенных (соматических, психологических, мировоззренческих) качеств, которые отличают данного человека от другого. «Индивидуальность» человека может быть рассмотрена как качество, формируемое на основе унаследованных задатков в процессе социализации, обучения и воспитания человека, но при этом одновременно предполагающее собственную трансформацию в ходе саморазвития, самоопределения и самопреодоления (то есть в процессе самореализации) личности [1, с. 538; 11, с. 210].

С одной стороны, индивидуальность личности связана с традициями. Выделение себя из социальной общности посредством осознания своей индивидуальности ограничивает власть традиций над личностью. С другой стороны, понятие «индивидуальность» необходимо для описания

динамики инновационных процессов и анализа ситуаций выбора и принятия решений.

В качестве субъекта культуры человек может быть охарактеризован с позиций общего и особенного, как личность и как индивидуальность. Понятие «личность» позволяет рассматривать человека как носителя определенных социальных качеств, общественных ролей, элемента структуры, а его деятельность соотносить с нормативно установленными принципами, обозначает те особенные соматические, психологические и мировоззренческие качества, которые отличают данного человека от всех других. Индивидуальность личности определяет ее духовный потенциал и теснейшим образом связана со свободой выбора и самоопределением. Природа человека оказывается «биполярной: в постоянной «нераздельности и неслиянности»... Западноевропейская культура провозглашает ценность индивидуального начала, причем постепенное накопление элементов индивидуальности определяет направление ее эволюции на уровне поступательного развития всей культуры, цикличного развития каждой эпохи, на уровне развития мировоззрения отдельной личности, принадлежащей этой культуре» [7, с. 256].

Итак, понятие личность следует отличать от понятий индивида и индивидуальности. Соотношение понятий «индивид» (продукт антро-позенеза), «личность» (индивид, усвоивший общественно-исторический опыт) и «индивидуальность» (индивид, преобразующий мир) может быть передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают» [6, с. 402].

В ХХ веке каждый художник стремился создать свой индивидуальный стиль. Понятие «индивидуальный» имеет несколько значений, схожих в разных словарях. Для рассмотрения стиля художника остановимся на следующем определении: личный, свойственный данному индивидууму, отличающийся характерными признаками от других [8, с. 102].

Понятие «стиль» в отношении отдельного человека означает набор признаков, характеризующих индивидуальную манеру творца. Манера - это художественный почерк, совокупность приемов, индивидуальных стилистических и технических особенностей в творчестве художника.

Ценность индивидуальной манеры в искусстве была осознана вместе с раскрепощением индивидуальности в первой половине XVI века, что проявилось в выдвижении мощных независимых личностей и в возникновении искусства маньеризма. С этого момента личная манера художника становится постоянным и необходимым признаком творчества.

Явление «стиль» так же, как феномен художественности, ускользает от дефиниций и может быть адекватно выражено лишь на языке того искусства, которому оно принадлежит. Стиль есть «символическое выражение мирочувство-вания». При этом человек является одновременно субъектом и объектом такого «мирочувство-вания», частью «мировой картины». Поэтому существует столько же миров, а следовательно и стилей, сколько культур и людей, и даже для каждого человека в отдельности стиль - однажды существующее и никогда не повторяющееся переживание [10, с. 11].

Техника искусства как система определенных материалов, способов и приемов их обработки также участвует в создании стиля. Техника - часть цивилизации - входит в художественное творчество как «тело» искусства, соединяясь с его «душой» - художественно-образным смыслом. Но творчество начинается там, где кончается предметное утилитарное восприятие. Поэтому «стиль» - не содержание и не «внутренняя форма», а некая структура, существующая между ними и в представлении зрителя [10, с. 13].

Интуитивное суждение о ценности, художественное переживание становятся стилистическими оценками. Стиль - это художественный смысл формы. Состоявшийся стиль - признак «художественного согласия» творца, его эпохи, места действия, материала [3, с. 540].

Можно дать определение «индивидуальный стиль» художника. Это некая неповторимая субстанция на уровне ощущений художника и зрителя, выражающая всеобъемлющую целостность процесса художественного формообразования и создания художественного образа в определенном историческом времени и пространстве посредством совокупности индивидуальных стилистических и технических особенностей, приемов и признаков, характеризующих индивидуальную манеру творца [10, с. 13].

Специфика современного гуманитарного знания характеризуется взаимодействием объективного и субъективного, где личность рассматривается как активный субъект, преобразующий социальную действительность. Многомерность феномена личности послужила основанием для осознания междисциплинарного статуса проблемы личности, которую в равной мере изучают философия, социология, психология и другие науки. Что касается личности художника, то в рассматриваемый период наблюдается развитие «индивидуального» стиля для каждого отдельного художника. Понятие «стиль» в отношении отдельного человека означает набор признаков, характеризующих индивидуальную манеру творца.

Литература

1. Большая энциклопедия / под ред. С. А. Кондратова. - М.: Терра, 2006. - Т. 18. - 596 с.

2. Большая энциклопедия / под ред. С. А. Кондратова. - М.: Терра, 2006. - Т. 26. - 596 с.

3. Власов В. Г. Стили в искусстве: слов. - СПб.: Лита, 2003. - 792 с.

4. Культура и культурология: слов. / сост. и ред. А. И. Кравченко. - М.: Академ. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 528 с.

5. Лосский Н. О. Мир как осуществление красоты. - М.: Прогресс-Традиция, 1998. - 416 с.

6. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В. С. Степина. - М.: Мысль, 2001. - Т. 2. - 894 с.

7. Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. - Минск: Изд. В. М. Скакун, 1998. - 896 с.

8. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М.: Рус. яз., 1990. - 432 с.

9. Социологический словарь / под ред. С. А. Ерофеев. - М.: Экономика, 1999. - 428 с.

10. Ткаченко А. В., Ткаченко Л. А. Творчество скульптора А. П. Хмелевского в контексте художественных тенденций изобразительного искусства последней трети ХХ - начала XXI века. - Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2014. - 188 с.

11. Философский энциклопедический словарь / ред. кол. С. С. Аверинцев. - 2-е изд. - М.: Совет. энцикл., 1989. -815 с.

References

1. Bol'shaia entsiklopediia [Great Encyclopedia]. Ed. S.A. Kondratova. Moscow, Terra Publ., 2006, vol. 18. 596 p. (In Russ.).

2. Bol'shaia entsiklopediia [Great Encyclopedia]. Ed. S.A. Kondratova. Moscow, Terra Publ., 2006, vol. 26. 596 p. (In Russ.).

3. Vlasov V.G. Stili v iskusstve [Styles in Art: Dictionary]. St. Petersburg, Lita Publ., 2003. - 792 p. (In Russ.).

4. Kul'tura i kul'turologiia [Culture and Culture: Dictionary]. Comp. and ed. A.I. Kravchenko. Moscow, Academic Proect Publ., Ekaterinburg, Business Book Publ., 2003, 528 p. (In Russ.).

5. Losskii N.O. Mir kak osushchestvlenie krasoty [World as the implementation of beauty]. Moscow, Progress-Tradition Publ., 1998, 416 p. (In Russ.).

6. Novaia filosofskaia entsiklopediia [The New Encyclopedia of Philosophy]. Ed. V.S. Stepina. Moscow, Mysl' Publ., 2001, vol. 2, 894 p. (In Russ.).

7. Noveishii filosofskii slovar' [Newest Philosophical Dictionary]. Comp. A.A. Gritsanov. Minsk, V.M. Skakun Publ., 1998, 896 p. (In Russ.).

8. Ozhegov S.I. Tolkovyi slovar' russkogo iazyka [Dictionary of Russian language]. Moscow, Russkii iazyk Publ., 1990, 432 p. (In Russ.).

9. Sotsiologicheskii slovar' [Sociological dictionary]. Ed. S.A. Erofeev. Moscow, Economics Publ., 1999, 428 p. (In Russ.).

10. Tkachenko A.V. Tkachenko L.A. Tvorchestvo skul'ptora A.P. Khmelevskogo v kontekste khudozhestvennykh tendentsii izobrazitel'nogo iskusstva poslednei treti XX - nachala XXI veka [Creativity sculptor A.P. Hmelevskogo in the context of the artistic trends of the fine arts of the last third of the twentieth - the beginning of the twenty-first century]. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture and Arts Publ., 2014. 188 p. (In Russ.).

11. Filosofskii entsiklopedicheskii slovar' [Philosophical Encyclopedic Dictionary]. Ed. count. S.S. Averincev. Moscow, Sovetskaia entsiklopediia Publ., 1989. 815 p. (In Russ.).

УДК 778.5

«ОТТЕПЕЛЬНЫЙ» ЛЕНИН СЕРГЕЯ ЮТКЕВИЧА

Сопин Артем Олегович, аспирант, кафедра киноведения, Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова (г. Москва, РФ). E-mail: oarts@mail.ru

В статье предпринимается попытка рассмотреть фильм Сергея Юткевича «Рассказы о Ленине» (1957) в контексте времени и его творчества. В советское время этот материал вынужденно рассматривался с идеологических позиций, а в постсоветское не рассматривался вообще, несмотря на значительное место, занимаемое творчеством Юткевича в истории советского киноискусства. Политически непредвзятое обращение к анализу фильма представляется актуальным для изучении истории советского

Целью статьи было рассмотрение наиболее характерных особенностей фильма в контексте времени, то есть и историческом, и творчески-биографическом. Так, рассматриваются обсуждение с актером трактовки главного героя; выбор визуальной эстетики, в том числе ситуация со сменой оператора; специфика построения художественного мира фильма (хронотопы Горок и «внешнего мира»).

Материалом статьи, помимо самого фильма, были переписка режиссера с актером (частично обнародованная ими самими при жизни, частично цитирующаяся по архивным источникам), а также воспоминания других создателей. Исследование проводилось комплексным методом, сочетающим традиционный критический анализ особенностей фильма с историческими, общеискусствоведческими, культурологическими и социологическими элементами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.