Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА КАРАТИСТОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА КАРАТИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
143
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TRAINING PROCESS / KARATE / MARTIAL ARTS / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / КАРАТЭ / ВОСТОЧНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хохлова Н.И., Родермель Т.А.

Цель исследования - выявить взаимосвязь психологических и педагогических компонентов тренировочного процесса спортсменов, занимающихся карате. Методика и организация исследования. В эксперименте участвовали две экспериментальные группы: ЭГ1 - 25 человек и ЭГ2 - 18 человек (г. Нижневартовск), группы находились в предсоревновательном периоде. Участие в опросе приняли дети в возрасте от 8 до 17 лет и взрослые от 33 до 49 лет с уровнем подготовленности от 1 года и выше. Для анализа педагогических и психологических компонентов тренировочного процесса авторы посетили несколько (6-8) тренировок в исследуемых спортивных группах, в процессе которых было осуществлено: 1) целенаправленное наблюдение, диагностика взаимоотношений тренера со спортсменами, определение стиля педагогической деятельности тренера. Результаты исследования и выводы. Показано, что минимизация психологических составляющих затрудняет реализацию потенциала спортсмена как в тренировочном процессе, так и в личностном развитии. При этом отсутствие ориентировки тренера на осознание спортсменом выполняемых действий обуславливает затруднения во взаимодействии тренера и спортсмена. При наличии разных педагогических стилей деятельности тренера в оценке спортсменов преобладает эмоциональный компонент. Сочетание высоких показателей по эмоциональному компоненту и затруднений во взаимодействии спортсменов с тренером свидетельствует о фиксации спортсменов на внешних составляющих аспектах тренировочного процесса, что ограничивает возможности как самих спортсменов, так и результативности тренировочного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хохлова Н.И., Родермель Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-pedagogical components of training process in karate

Objective of the study was to identify the relationship between the psychological and pedagogical components of the process of training of athletes involved in karate. Methods and structure of the study. Sampled for the study were the 8-17 year-old children and 33-49 year-old adults with at least 1 year of training experience (Nizhnevartovsk). They were divided into two experimental groups: EG1 - 25 subjects and EG2 - 18 subjects. The athletes were subjected to a questionnaire survey in the preseason. To analyze the pedagogical and psychological components of the training process, the authors visited several (6-8) training sessions in the studied groups, during which they conducted focused observation, analyzed the relationship between the coach and the athletes, determine the style of the coach’s pedagogical activity. Results of the study and conclusions. It is shown that minimization of the impact of the psychological components makes it difficult to realize the athlete’s potential both in the process of training and during personal development. At the same time, failure to foster in the athletes awareness of the actions taken causes difficulties in interaction between the coach and the athletes. In the presence of different pedagogical styles of coaching, it is the emotional component that prevails in the athletes’ assessment. The combination of high rates in terms of the emotional component and difficulties in interaction between the coach and the athletes indicates the fixation of the latter on the external components of the training process, which both restricts the athletes’ potential and reduces the effectiveness of the training process.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА КАРАТИСТОВ»

психолого-педагогические компоненты тренировочного процесса каратистов

УДК/UDC 159.9.072

Поступила в редакцию 20.01.2020 г.

Кандидат психологических наук, доцент Н.И. Хохлова1 Кандидат философских наук, доцент Т.А. Родермель1

1 Сургутский государственный университет, Сургут

psycho-pedagogical components of TRAiNiNG process iN KARATE

PhD, Associate Professor N.I. Khokhlova1 PhD, Associate Professor T.A. Rodermel1

1 Surgut State University, Surgut

Информация для связи с автором: apokin_vv@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - выявить взаимосвязь психологических и педагогических компонентов тренировочного процесса спортсменов, занимающихся карате. Методика и организация исследования. В эксперименте участвовали две экспериментальные группы: ЭГ1 - 25 человек и ЭГ2 - 18 человек (г. Нижневартовск), группы находились в предсоревновательном периоде. Участие в опросе приняли дети в возрасте от 8 до 17 лет и взрослые от 33 до 49 лет с уровнем подготовленности от 1 года и выше. Для анализа педагогических и психологических компонентов тренировочного процесса авторы посетили несколько (6-8) тренировок в исследуемых спортивных группах, в процессе которых было осуществлено: 1) целенаправленное наблюдение, диагностика взаимоотношений тренера со спортсменами, определение стиля педагогической деятельности тренера.

Результаты исследования и выводы. Показано, что минимизация психологических составляющих затрудняет реализацию потенциала спортсмена как в тренировочном процессе, так и в личностном развитии. При этом отсутствие ориентировки тренера на осознание спортсменом выполняемых действий обуславливает затруднения во взаимодействии тренера и спортсмена. При наличии разных педагогических стилей деятельности тренера в оценке спортсменов преобладает эмоциональный компонент. Сочетание высоких показателей по эмоциональному компоненту и затруднений во взаимодействии спортсменов с тренером свидетельствует о фиксации спортсменов на внешних составляющих аспектах тренировочного процесса, что ограничивает возможности как самих спортсменов, так и результативности тренировочного процесса.

Ключевые слова: тренировочный процесс, каратэ, восточные единоборства, психологическое сопровождение.

Annotation

Objective of the study was to identify the relationship between the psychological and pedagogical components of the process of training of athletes involved in karate.

Methods and structure of the study. Sampled for the study were the 8-17 year-old children and 33-49 year-old adults with at least 1 year of training experience (Nizhnevartovsk). They were divided into two experimental groups: EG1 - 25 subjects and EG2 - 18 subjects. The athletes were subjected to a questionnaire survey in the preseason. To analyze the pedagogical and psychological components of the training process, the authors visited several (6-8) training sessions in the studied groups, during which they conducted focused observation, analyzed the relationship between the coach and the athletes, determine the style of the coach's pedagogical activity.

Results of the study and conclusions. It is shown that minimization of the impact of the psychological components makes it difficult to realize the athlete's potential both in the process of training and during personal development. At the same time, failure to foster in the athletes awareness of the actions taken causes difficulties in interaction between the coach and the athletes. In the presence of different pedagogical styles of coaching, it is the emotional component that prevails in the athletes' assessment. The combination of high rates in terms of the emotional component and difficulties in interaction between the coach and the athletes indicates the fixation of the latter on the external components of the training process, which both restricts the athletes' potential and reduces the effectiveness of the training process.

Keywords: training process, karate, martial arts, psychological support.

Введение. На протяжении нескольких лет в России активно популяризируется спортивная деятельность на разных этапах онтогенеза [2]. Одним из востребованных видов спорта являются восточные единоборства, в частности карате. Особое сочетание в карате философских, житейских представлений, особенности мотивации и структуры подготовки спортсмена в восточных единоборствах обуславливают необходимость пристального внимания к тренировочному процессу спортсменов.

Цель исследования - выявить взаимосвязь психологических и педагогических компонентов тренировочного процесса спортсменов-каратистов.

Методика и организация исследования. В эксперименте (совместно с Д. С. Дьяковой [1]) участвовали две экс-

периментальные группы: ЭГ1- 25 человек и ЭГ2-18 человек (г Нижневартовск), группы находились в предсоревновательном периоде. Участие в опросе приняли дети в возрасте от 8 до 17 лет и взрослые от 33 до 49 лет с уровнем подготовленности от 1 года и выше.

Для анализа педагогических и психологических компонентов тренировочного процесса мы посетили несколько (6-8) тренировок в исследуемых спортивных группах, в процессе которых было осуществлено: 1) целенаправленное наблюдение «Наблюдение за поведением спортсменов на спортивной тренировке» [3]; 2) диагностика взаимоотношений тренера со спортсменами - методика Ю. Л. Ханина и А. Стамбулова «Шкала тренер-спортсмен» [3]; 3) определение стиля педагогической деятельности тренера - методика «Индивидуаль-

№ 3 • 2020 Март | March

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

ный стиль педагогической деятельности тренера» (А. М. Марковой, А. Я. Никоновой) [3].

Результаты исследования и их обсуждение. Для наблюдения были определены компоненты тренировочного процесса: построение, разминка, установка тренера на выполнение упражнения, выполнение упражнения, ожидание (очереди, оценки), установка тренера на самостоятельную работу, выполнение упражнения, заключительная часть [3]. В соответствии с тем что карате - это деятельность, мы определили психологические компоненты рассматриваемого процесса: формирование потребностно-мотивационной сферы спортсменов, постановка цели, создание ориентировочной основы деятельности, действия, операции, контроль операций, оценка процесса. Помимо данного в психологическом подходе выделяется общая психологическая подготовка и специфическая составляющая тренировочного процесса спортсмена. Общая подготовка включает операционально-техническую сторону деятельности: деятельности, направленной на изучение тактики ведения боя, формирование основных действий путем варьирования задач на формирование специфических качеств «чувство времени», «чувство дистанции» и «чувство удара». Специфическая подготовка включает развитие мотивационно-потребностной стороны деятельности, направленной на развитие смыслов, посредством расширения мировоззренческих позиций [1]. Данная подготовка выстраивается на основе раскрытия исторических, философских корней данного вида боевого искусства. Карате сформировалось в рамках восточной культуры, поэтому определим несколько тенденций различий европейского и восточного представлений. Различия констатируются в переходе: от европейской активности к восточному спокойствию; от монолога - к диалогу; от дисбаланса, импульсивности - к равновесию; от обособления, дискретности - к единению (с людьми и природой); от глобализма - к минимализму - все это, несомненно, должно находить отражение в боевом искусстве. Мир в восточном представлении един, соответственно, и во всех видах деятельности надо стремиться к контекстности, целостности. Рассмотрим, как реализуется вышесказанное в подготовке спортсменов.

В результате наблюдения в двух группах констатировались следующие педагогические компоненты. Разминка (20 мин) -спортсменам комплекс знаком, поэтому после приветствия участники тренировки приступают к выполнению разминоч-ного комплекса. Установка тренера на выполнение упражнения (3-5 мин перед каждым заданием) - показ упражнения и выполнение упражнения (15-20 мин). Тренер как в ЭГ1, так и в ЭГ2 ставил акцент на правильности выполнения упражнений: система действий «показ-повтор», тренер требовал внимательности и неукоснительности выполнения. Стояла задача доведения до автоматизма спортсменами перечня действий, причем образ идеального варианта был только в сознании тренера.

Анализируя психологические аспекты тренировки, следует отметить, что в рамках операционально-технической стороны деятельности тренером в течение данных занятий не формировалась общая ориентировка в ведении боя, не обсуждалась тактика его ведения. Несмотря на наличие формирования основных действий путем показа и повторения, отсутствовало варьирование задач в том числе и на достижение специфических качеств «чувство времени, дистанции, удара». Тренеры не обращаются к философским корням карате и как результат, не формируется смысловая сторона деятельности. Даже при достижении высоких результатов констатируются лишь операционно-технические аспекты формируемых действий, теряется сверхзадача данного вида спорта. Анализируя результаты диагностики особенностей

взаимоотношений тренера со спортсменами [3], акцентируем внимание на некоторых показателях.

По всем рассматриваемым параметрам кроме «тренер недостаточно требователен ко мне», констатируются статистически незначимые различия между показателями в обеих группах (при p<0,01), поэтому прокомментируем результаты в целом. Наименьший показатель - по параметру «тренеру явно не хватает чуткости в отношении с людьми», что свидетельствует о неприятии стиля взаимодействия тренера некоторыми спортсменами. Статистически значимые различия (при p<0,05) между спортсменами двух групп констатировались по показателю «тренер недостаточно требователен ко мне», не были выяснены мотивы данного комментария: несоответствие оценок деятельности или недостаточность контроля со стороны преподавателя. Около 30 % опрашиваемых фиксируют ориентированность тренера на шаблонность и игнорирование индивидуальных особенностей. Более половины респондентов фиксируют высокие показатели относительно технической стороны деятельности, ориентировку на соревнование и достижение конкретных результатов. При этом личностное общение «тренер всегда выслушивает мое мнение» и практически в полном составе спортсмены доверяют тренеру, что не исключает ряд негативных моментов.

Самоанализ тренеров по методике «Индивидуальный стиль педагогической деятельности тренера» [3] показал, что у одного из тренеров преобладал эмоционально-импровизационный стиль, а у другого - рассуждающе-методический стиль. В оценке тренеров спортсменами как в ЭГ1, так и в ЭГ2 было выявлено преобладание эмоционального компонента (критерий Манна-Уитни, при р<0,05), свидетельствующего, что тренер симпатичен спортсмену как личность. Независимо от возраста спортсменов тренер для них становится значимым эмоционально близким взрослым, что обуславливает мотивацию спортсменов к занятиям.

Выводы. Данное исследование позволило определить необходимость включения и основные векторы психологического сопровождения тренировочного процесса спортсменов-каратистов в рамках проектной деятельности.

Литература

1. Дьякова Д.С. Психолого-педагогический анализ тренировочного процесса спортсменов каратэ / Д.С. Дьякова, Н.И. Хохлова // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма, психологического сопровождения и оздоровления различных категорий населения: Сб. ст. XVIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Сургут: ИД «Россиз-дат» (ИП Казаченко Л.Ю.), 2019. - С.142-146.

2. Кудинова В.А. Мониторинг развития видов спорта в России / В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов // Теория и практика физ. культуры. -2019. - № 5. - С. 42-43.

3. Мельник Е.В. Психология тренера: теория и практика: методические рекомендации / Е.В. Мельник, Е.В. Силич, Н.В. Кухтова. - Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2014. - 58 с.

References

1. Dyakova D.S., Khokhlova N.I. Psikhologo-pedagogicheskiy analiz trenirovochnogo protsessa sportsmenov karate [Psychological and pedagogical analysis of training process of karatékas]. Sovershenst-vovanie sistemyi fizicheskogo vospitaniya, sportivnoy trenirovki, tur-izma, psihologicheskogo soprovozhdeniya i ozdorovleniya razlichnyih kategoriy naseleniya [Improving system of physical education, sports training, tourism, psychological support and rehabilitation of various categories of the population]. Proc. XVIII nat. res.-pract. conf. with international participation. Surgut: ID «Rossizdat» (IP Kazachenko L.Yu.), 2019. pp.142-146.

2. Kudinova V.A., Karpov V.Yu. Monitoring razvitiya vidov sporta v Rossii [Sports progress statistics analysis for Russia]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. no. 5.pp. 42-43.

3. Melnik E.V., Silich E.V., Kukhtova N.V. Psihologiya trenera: teoriya i praktika: metodicheskie rekomendatsii [Trainer Psychology: Theory and Practice: Guidelines]. Vitebsk: Masherov VSU publ., 2014.58 p.

100

http://www.teoriya.ru

№3 • 2020 Март | March

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.