Научная статья на тему 'Особенности развития психомоторных качеств юношей 12-14 лет на начальном этапе спортивной подготовки в карате'

Особенности развития психомоторных качеств юношей 12-14 лет на начальном этапе спортивной подготовки в карате Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
132
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КАРАТЕ / КАТА / КУМИТЕ / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕСТИРОВАНИЕ / ПСИХОМОТОРИКА / KARATE / KATA / KUMITE / SPORTS PREPARATION / TESTING / PSYCHOMOTILITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Захаров Олег Юрьевич, Ермаков Павел Николаевич, Быков Николай Николаевич

Включение карате в программу Олимпийских игр 2020 г. в Токио актуализировало проблему подготовки конкурентоспособного спортивного резерва по олимпийским видам программы карате: ката и кумите. Цель исследования: выявить особенности динамики психомоторики каратистов под воздействием тренировочного процесса, построенного на основе интеграции особенностей традиционной восточной педагогики обучения комплексам ката и современной системы спортивной подготовки на начальном этапе спортивной подготовки. В исследовании приняли участие 37 юношей-каратистов со стажем спортивной подготовки не менее одного года, в возрастном периоде 12-14 лет. Тестировались: степень мотивации к тренировочному процессу, быстрота простой зрительно-моторной реакции, лабильность нервной системы, концентрация внимания, способность к дифференциации кинематических и динамических характеристик движения, оперативная образная память, волевые качества. За три года у спортсменов экспериментальной группы (ката), по сравнению со спортсменами контрольной группы (кумите), произошло статистически достоверное превышение показателей: в быстроте простой зрительно-моторной реакции на 2,8%; концентрации внимания на 21,8%; способности к дифференциации кинематических и динамических характеристик движения на 31,8%; оперативной памяти на 35,0%. У спортсменов контрольной группы (кумите) отмечается статистически достоверное превышение показателей по сравнению со спортсменами экспериментальной группы: волевых качеств на 10,3%, максимальной частоты движений на 8,9%. Изменение показателя степени мотивации у спортсменов обеих групп статистически недостоверно. Интеграция особенностей традиционной восточной педагогики обучения комплексам ката и современной системы спортивной подготовки является перспективным направлением совершенствования тренировочного процесса для спортсменов, специализирующихся в ката.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Захаров Олег Юрьевич, Ермаков Павел Николаевич, Быков Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF PSYCHOMOTOR QUALITIES OF YOUNG MEN OF 12-14 YEARS AT THE INITIAL STAGE OF SPORTS PREPARATION IN KARATE

Inclusion of karate in the program of the Olympic Games 2020 in Tokyo made this sport even more attractive that updated the preparation problem competitively of the capable sports reserve by the Olympic types of the program of karate: kata and kumite. The research objective: to reveal features of impact of the training process constructed on the basis of integration of features of traditional east pedagogics of training in complexes of the kata and the modern system of sports preparation on the organism of the athletes who are doing karate at the initial stage of sports preparation. In the research 37 youth karatekas, with the experience of sports preparation not less than one year, took part in the age period of 12-14 years. Motivation degree to training process, speed of simple visually motor reaction, lability of nervous system, concentration of attention, ability to differentiation of kinematic and dynamic characteristics of the movement, random access figurative memory, strong-willed qualities were tested. In three years, athletes of experimental group (kata), in comparison with athletes of control group (kumite), had statistically reliable excess of indicators (in %): in speed of simple visually motor reaction on 2.8; concentration of attention on 21.8; abilities to differentiation of kinematic and dynamic characteristics of the movement on 31.8; random access memory on 35.0. At athletes of control group (kumite), statistically reliable excess of indicators in comparison with athletes of experimental group is noted: strong-willed qualities on 10.3, the maximum frequency of movements on 8.9. Change of the motivation exponent in athletes of both groups are statistically doubtful. Integration of features of traditional east pedagogics of training in complexes of the kata and the modern system of sports preparation is the perspective direction of improvement of training process for the athletes specializing in the kata.

Текст научной работы на тему «Особенности развития психомоторных качеств юношей 12-14 лет на начальном этапе спортивной подготовки в карате»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРНЫХ КАЧЕСТВ ЮНОШЕЙ 12-14 ЛЕТ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

В КАРАТЕ

О.Ю. ЗАХАРОВ, АПиП ЮФУ, г. Ростов-на-Дону, Россия;

П.Н. ЕРМАКОВ, ЮРНЦ РАО, г. Ростов-на-Дону, Россия;

Н.Н. БЫКОВ,

РГЭУ (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, Россия

Аннотация

Включение карате в программу Олимпийских Игр 2020 г. в Токио актуализировало проблему подготовки конкурентоспособного спортивного резерва по олимпийским видам программы карате: ката и кумите. Цель исследования: выявить особенности динамики психомоторики каратистов под воздействием тренировочного процесса, построенного на основе интеграции особенностей традиционной восточной педагогики обучения комплексам ката и современной системы спортивной подготовки на начальном этапе спортивной подготовки. В исследовании приняли участие 37 юношей-каратистов со стажем спортивной подготовки не менее одного года, в возрастном периоде 12-14 лет. Тестировались: степень мотивации к тренировочному процессу, быстрота простой зрительно-моторной реакции, лабильность нервной системы, концентрация внимания, способность к дифференциации кинематических и динамических характеристик движения, оперативная образная память, волевые качества. За три года у спортсменов экспериментальной группы (ката), по сравнению со спортсменами контрольной группы (кумите), произошло статистически достоверное превышение показателей: в быстроте простой зрительно-моторной реакции - на 2,8%; концентрации внимания - на 21,8%; способности к дифференциации кинематических и динамических характеристик движения - на 31,8%; оперативной памяти - на 35,0%. У спортсменов контрольной группы (кумите) отмечается статистически достоверное превышение показателей по сравнению со спортсменами экспериментальной группы: волевых качеств - на 10,3%, максимальной частоты движений - на 8,9%. Изменение показателя степени мотивации у спортсменов обеих групп статистически недостоверно. Интеграция особенностей традиционной восточной педагогики обучения комплексам ката и современной системы спортивной подготовки является перспективным направлением совершенствования тренировочного процесса для спортсменов, специализирующихся в ката.

Ключевые слова: карате, ката, кумите, спортивная подготовка, тестирование, психомоторика.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF PSYCHOMOTOR QUALITIES OF YOUNG MEN OF 12-14 YEARS AT THE INITIAL STAGE OF SPORTS PREPARATION IN KARATE

O.Yu. ZAKHAROV, APP SFU, Rostov-on-Don, Russia;

P.N. ERMAKOV, SRSC of RAE, Rostov-on-Don, Russia;

N.N. BYKOV, RSUE (RINH), Rostov-on-Don, Russia

Abstract

Inclusion of karate in the program of the Olympic Games 2020 in Tokyo made this sport even more attractive that updated the preparation problem competitively of the capable sports reserve by the Olympic types of the program of karate: kata and kumite. The research objective: to reveal features of impact of the training process constructed on the basis of integration of features of traditional east pedagogics of training in complexes of the kata and the modern system of sports preparation on the organism of the athletes who are doing karate at the initial stage of sports preparation. In the research 37 youth karatekas, with the experience of sports preparation not less than one year, took part in the age period of 12-14 years. Motivation degree to training process, speed of simple visually motor reaction, lability of nervous system, concentration of attention, ability to differentiation of kinematic and dynamic characteristics of the movement, random access figurative memory, strong-willed qualities were tested. In three years, athletes of experimental group (kata), in comparison with athletes of control group (kumite), had statistically reliable excess of indicators (in %): in speed of simple visually motor reaction on 2.8; concentration of attention on 21.8; abilities to differentiation of kinematic and dynamic characteristics of the movement on 31.8; random access memory on 35.0. At athletes of control group (kumite), statistically reliable excess of indicators in comparison with athletes of experimental group is noted: strong-willed qualities on 10.3, the maximum frequency of movements on 8.9. Change of the motivation exponent in athletes of both groups are statistically doubtful. Integration of features of traditional east pedagogics of training in complexes of the kata and the modern system of sports preparation is the perspective direction of improvement of training process for the athletes specializing in the kata.

Keywords: karate, kata, kumite, sports preparation, testing, psychomotility.

Введение

Актуальность исследования определяется тем, что в связи с включением карате в программу Олимпийских игр возникла необходимость в повышении эффективности подготовки спортивного резерва в данном виде спорта [1]. Решение этой задачи невозможно без выявления характера динамики психомоторики спортсмена в процессе тренировки на всех этапах спортивной подготовки. Отсутствие модельных характеристик психомоторики каратистов на этапах начальной подготовки и специализации не позволяет тренерам, во-первых, объективно и точно выявлять наиболее перспективных спортсменов-каратистов для дальнейших занятий профессиональным спортом, а во-вторых, оптимизировать систему спортивной подготовки на основе индивидуального подхода и учета закономерностей развития психомоторики под воздействием специфических тренировочных нагрузок.

Гипотеза: мы предположили, что интеграция особенностей традиционной восточной педагогики обучения комплексам ката и современной системы спортивной подготовки является более эффективным средством подготовки спортсменов, специализирующихся в ката, чем в кумите.

Цель исследования: выявить особенности воздействия тренировочного процесса, построенного на основе интеграции особенностей традиционной восточной педагогики обучения комплексам ката и современной системы спортивной подготовки на организм спортсменов, занимающихся карате на начальном этапе спортивной подготовки.

Материал и методы исследования

В работе приняли участие 37 юных каратистов в возрасте 12-14 лет, со стажем спортивной подготовки не менее одного года, занимавшихся карате в муниципаль-

ном бюджетном учреждении «Спортивная школа № 11 г. Ростова-на-Дону» в период 2016-2019 гг.

Тренировочный процесс соответствовал требованиям Федерального стандарта спортивной подготовки вида спорта «Карате» (начальный и тренировочный этапы подготовки) [6].

В процессе исследования сделана попытка сравнительного анализа традиционной восточной педагогики обучения искусству карате и современной методологии обучения спортивной технике в избранном виде спорта [2] (табл. 1).

В процессе исследования спортсмены в конце каждого учебного года (май - июнь) проходили дополнительное тестирование уровня развития психомоторных качеств, а именно: степени мотивации к тренировочному процессу; быстроты простой зрительно-моторной реакции; лабильности нервной системы; концентрации внимания; способности к дифференциации кинематических и динамических характеристик движения; оперативной образной памяти, волевых качеств. Мотивация и волевые качества исследовались по методике Е.П. Ильина

[4, 5].

Быстрота простой зрительно-моторной реакции, концентрация внимания (таблицы Шульте-Платонова), лабильность нервной системы (Теппинг-тест), оперативная образная память (запоминание картинок) и способность к дифференциации кинематических и динамических характеристик движения (контактная координационо-метрия по профилю) проводились на диагностическом комплексе «НС-ПсихоТест» [7].

Результаты тестирования сравнивались со среднестатистическими результатами прошлого года и результатами юношей, занимающихся единоборством (кумите), с целью выявления особенностей воздействия тренировочного процесса на психомоторику.

Таблица 1

Особенности восточной педагогики обучения ката относительно современной методология обучения спортивной технике

Традиционная восточная методология обучения спортивной технике ката Современная методология обучения спортивной технике

Организация обучения базируется на принципах строгой иерархии и авторитета Организация обучения базируется на принципах взаимосотрудничества тренера и спортсмена

Успешность обучения определяется наличием у ученика способности точно подражать своему учителю в выполнении ката Успешность обучения определяется способностью тренера грамотно применять весь спектр средств обучения двигательным навыкам

Использование сложных символических средств, таких как: форма взаимоотношений; ритуальные поклоны; особые элементы тренировочной униформы и их цвета, отражающие ранг и статус единоборца; терминология Прагматичность и рационализм во взаимоотношениях и условиях организации и реализации процесса обучения и совершенствования спортивной техники избранного вида спорта

Почитание возраста и старшинства Почитание достигнутых спортивных результатов

Главная миссия процесса обучения боевым искусствам, духовное развитие и совершенствование личности через физическое совершенствование (физическую тренировку) Главная миссия процесса обучения в спортивной подготовке - достижение максимально возможного спортивного результата

Акцентированное использование в процессе освоения и совершенствования ката философской концепции чередования двух противоположных начал человека (инь и ян), то есть твердости и мягкости, гибкости и жесткости, покоя и движения На этапах обучения и совершенствования спортивной техники избранного вида спорта ограниченное использование метода «контраста»

Обучение и совершенствование ката используется как средство психотренинга, как средство психологической подготовки и духовного совершенствования Процесс обучения и совершенствования спортивной техники в единоборствах весьма ограниченно используется в качестве средства психологической подготовки

Поощрение к самоотдаче при обучении формальным комплексам ката, а также к постоянному телесному и духовному самосовершенствованию Акцент в основном делается на поощрении к достижению максимального спортивного результата

Статистический анализ. Рассчитывались: среднее арифметическое значение показателя (Хср); ошибка среднего (т); процентное изменение Хср к исходному значению показателя; а также абсолютное и процентное изменение показателя; оценивалась статистическая достоверность изменений с вероятностью (Р) не менее 95%.

Результаты исследования

Как видно из табл. 2, исходный уровень быстроты простой моторной реакции у каратистов, занимающихся

Динамика изменения показателей быстроты

ката и кумите, ниже среднего для юношей данного возраста. Через год спортивной тренировки у спортсменов обеих групп отмечается незначительное повышение этого показателя. В дальнейшем отмечается значительное улучшение быстроты реакции, при этом у спортсменов, занимающихся кумите, отмечается более высокий уровень быстроты реакции, т.к. реальные тренировочные и соревновательные поединки создают более благоприятные условия для развития этого качества.

Таблица 2

простой зрительно-моторной реакции (мс)

Статистический показатель Возраст

12 лет, исходный уровень 12 лет, П=18/19 13лет, П=14/17 14 лет, п =14/15

Хср ± т (ката/кумите) 371±42/354 ±38 365 ± 37/350 ± 29 337±31/314 ± 73 279 ± 28/254 ± 34

% к исходному уровню 100 98,4/98,8 92,3/89,7 82,8/80,0

Прирост показателей (абсолютное значение) - 6/4 28/36 58/60

Прирост показателей в % отношении) - 2,2/1,6 7,7/10,3 17,2/20,0

Р - > 0,05 < 0,05 < 0,05

Ежегодное анкетирование с целью выявления степе- пах (табл. 3). Значительное повышение степени мотива-ни мотивации к занятиям карате выявило, что этот ции у спортсменов, занимающихся кумите, связано с ухо-показатель у каратистов 12-14 лет является наиболее дом из группы трех наименее мотивированных подрост-консервативным и достаточно высоким в обеих груп- ков.

Таблица 3

Динамика изменения степени мотивации к занятиям карате (балл)

Статистический показатель Возраст

12 лет, исходный уровень 12 лет, п = 18/19 13 лет, п = 14/17 14 лет, п =14/15

Хср. ± т (ката/кумите) 52,1 ± 4,4/37,0 ± 3,7 51,0 ± 3,47/40,1 ± 2,9 48,0 ± 3,2/44,2 ± 2,4 52,4 ± 2,44/53,0 ± 2,32

% к исходному уровню 100 98,0/101,0 94,1/101 106/120,0

Прирост показателей (абсолютное значение) - -1/3 -3/4 -1/7

Прирост показателей (в % отношении) - 2,0/-1 -3/1 -1/20

Р - > 0,05 < 0,05/> 0,05 > 0,05/< 0,05

Таблица 4

Динамика изменения показателей концентрации внимания (%)

Статистический параметр и показатель Возраст

12 лет, исходный уровень 12 лет, п = 18/19 13 лет, п =14/17 14 лет, п = 14/15

Хср. ( ката/кумите) 39,5 ± 8,47/40,4 ± 3,47 42,2 ± 7,73/39,2 ± 6,25 44,0 ± 6,32/43,8 ± 4,17 52,7 ± 7,56/46,01 ± 5,72

% к исходному уровню 100 106,8/97,0 111,4/111 133,4/116

Прирост показателей (абсолютное значение) - 2,7/1,2 4,5/4,6 33,2/16,8

Прирост показателей (в % отношении) - 6,8/-3 11,4/11,0 33,4/11,6

Р - > 0,05 < 0,05 < 0,05

По показателю концентрации внимания отмечается значительное повышение этого показателя у каратистов, занимающихся ката во второй и третий год занятий. У каратистов, занимающихся кумите, положительная динамика изменения концентрации внимания соответствует среднему уровню.

Таблица 5

Динамика изменения показателей способности к дифференциации кинематических и динамических характеристик движения

Статистический показатель Возраст

12 лет, исходный уровень 12 лет, п = 18/19 13 лет, п = 14/17 14 лет, п =14/15

Хср. (ката / кумите) -среднее время касания 0,81 ± 0,15/0,78 ± 0,23 0,83 ± 0,32/0,80 ± 0,87 0,60 ± 0,240,75 ± 0,44 0,52 ± 0,42/0,73 ± 0,51

% к исходному уровню 100 102,4/102,6 74,0/96,0 64,2/96,2

Прирост показателей (абсолютное значение) - -0,02/-0,02 0,21/0,03 0,29/0,05

Прирост показателей (в % отношении) - -2,4/-2,6 26,0/4,0 35,8/3,2

Р - > 0,05 < 0,05 < 0,05/> 0,05

Существенные отличия в структуре исследуемых психомоторных качеств отмечаются в результате тренировки в повышении координации движений рукой. У каратистов, занимающихся ката, прирост этого показателя на порядок

выше, чем у каратистов, занимающихся кумите. .

Таблица 6

Динамика изменения показателей оперативной памяти на зрительные образы

Статистический показатель Возраст

12 лет, исходный уровень 12 лет, П=18/19 13 лет, П=14/17 14 лет, п =14/15

Хср (ката/кумите) 3,2 ± 1,4/2,9 ± 1,1 3,1 ± 2,0/3,3 ± 1,7 4,5 ± 2,1/3,4 ± 1,4 5,2 ± 2,1/3,7 ± 1,8

% к исходному уровню 100 96,8/113 140,6/117,2 162,5/127,5

Прирост показателей (абсолютное значение) - -0,1/0,4 1,3/0,5 2,0/0,8

Прирост показателей (в % отношении) - -3,2/13,0 40,6/17,2 62,5/27,5

Р - > 0,05 < 0,05 < 0,05

Еще более высокий прирост отмечается в улучшении оперативной памяти на зрительные образы у каратистов, занимающихся ката, при этом абсолютное значение этого показателя достаточно высокое для подростков.

Таблица 7

Динамика изменения показателей волевых качеств (балл)

Статистический показатель Возраст

12 лет, исходный уровень 12 лет, П =18/19 13 лет, П =14/17 14 лет, п =14/15

Хср. (ката/кумите) 18,1 ± 4,4/21,2 ± 4,4 20,2 ± 4,4/20,4 ± 4,4 25,2 ± 3,7/27,2 ± 3,7 29,0 ± 3,7/36,1 ± 3,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

% к исходному уровню 100 111,1/95,5 138,9/128,6 160,0/170,3

Прирост показателей (абсолютное значение) - 1,3/-0,8 7,1/6,0 9,9/15,9

Прирост показателей (в % отношении) - 11,1/4,5 38,9/28,6 60,0/70,3

Р - < 0,05 < 0,05 < 0,05

Существенное повышение волевых качеств у спортсменов, занимающихся карате, начинается после года занятий, при этом у занимающихся кумите, темпы роста показателей выше, чем у занимающихся ката.

Таблица 8

Динамика изменения показателей лабильности нервной системы (Теппинг-тест)

Статистический показатель Возраст

12 лет, исходный уровень 12 лет, П = 18/19 13 лет, п =14/17 14 лет, п=14/15

Хср (ката/кумите) 26,8 ± 3,7/27,3 ± 3,7 31,5 ± 4,25/32,8 ± 2,9 37,2 ± 3,4,/39,4 ± 4,2 41,5 ± 5,2/44,7 ± 6,3

% к исходному уровню 100 117,5/120,1 138,8/144,3 154,8/163,7

Прирост показателей (абсолютное значение) - 4,7/5,5 10,6/12,1 14,7/17,4

Прирост показателей (в % отношении) - 17,5/20,1 38,8/44,3 54,8/63,7

Р - < 0,05 < 0,05 < 0,05

Частота движений - единственное из исследуемых психомоторных качеств, которое статистически достоверно улучшается у каратистов с первого года тренировки, при этом у каратистов, занимающихся кумите, абсолютный и относительный прирост выше, чем у каратистов, занимающихся ката.

Обсуждение результатов

Полученные нами объективные количественные результаты в основном подтверждают результаты исследований, посвященных качественному анализу психотрени-рующего аспекта ката [3]. Вместе с тем полученная точная количественная характеристика динамики изменений исследуемых психомоторных качеств в зависимости от стажа занятий создает предпосылки для разработки модельных характеристик психомоторики спортсменов-единоборцев на начальном этапе подготовки, что позволяет оптимизировать процесс спортивной подготовки юных каратистов в ката.

Выводы

1. Интеграция особенностей традиционной восточной педагогики обучения комплексам ката и современной системы спортивной подготовки является перспективным направлением повышения эффективности тренировочного процесса каратистов.

2. Выявлено, что наибольший эффект разработанная нами методика тренировки в ката для развития психомоторных качеств повышает способность к дифференциации кинематических и динамических характеристик движения, концентрацию внимания, оперативную память на зрительные образы.

3. Установлено, что в условиях интеграции особенностей традиционной восточной педагогики обучения комплексам ката и современной системы спортивной подготовки при высоком исходном уровне мотивации у спортсменов, занимающихся ката, в дальнейшем он не снижается.

4. Полученные результаты могут быть использованы в создании модельных характеристик психомоторики каратистов на этапе начальной специализации, а также в системе спортивного отбора и ориентации.

5. Необходимы дополнительные исследования, направленные на совершенствование методики, с целью повышения лабильности психомоторики и волевых качеств у каратистов, занимающихся ката.

Литература

1. Ермаков, П.Н. Карате в олимпийской программе: перспективы вида на массовом уровне / П.Н. Ермаков, О.Ю. Захаров // Вестник Российского международного олимпийского университета. - № 1. - 2018. -С. 84-91.

2. Захаров, О.Ю. Особенности традиционной восточной методологии обучения комплексам ката / О.Ю. Захаров, Н.Н. Быков // Экстремальная деятельность человека. - 2019. - № 2 (52). - С. 79-82.

3. Захаров, О.Ю. Взаимосвязь субъективной удовлетворенности с индивидуальными предпочтениями тренировочных практик в гетерогенных группах кон-

тактных единоборств / О.Ю. Захаров, М.Б. Ингерлейб // Спортивный психолог. - 2018. - № 1 (48). - С. 69-73.

4. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. -СПб: Питер-Пресс, 2008. - 511 с.

5. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2010. - 288 с.

6. Министерство спорта Российской Федерации // Федеральные стандарты спортивной подготовки по олимпийским видам спорта. - URL: https://www.minsport.gov. ru/sport/podgotovka/82/27858/

7. Нейрософт. HC-Психотест спорт. - URL: https:// neurosoft.com/ru/catalog/view/id/141

References

1. Ermakov, P.N. and Zakharov, O.Yu. (2018), Karate in the Olympic program: prospects of the look at the mass level, Vestnik Rossiyskogo Mezhdunarodnogo Olimpiyskogo Universiteta, no. 1, pp. 84-91.

2. Zakharov, O.Yu. and Bykov, N.N. (2019), Features of traditional east methodology of training in kata complexes, Ekstremal'naya deyatel'nost' cheloveka, no. 2 (52), pp. 79-82.

3. Zakharov, O.Yu. and Ingerleyb, M.B. (2018), Interconnection of subjective satisfaction with individual preferences training the practician in heterogeneous groups of contact single combats, Sportivniy psiholog, no. 1 (48), pp. 69-73.

4. The Ministry of Sport of the Russian Federation (2015), Federal standards of sports preparation on the Olympic sports [Online], URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/ podgotovka/82/27858/

5. Ilyin E.P. (2008), Sport psychology, SPb: St. Petersburg Press, 511 p.

6. Ilyin E.P. (2010), Will psychology, SPb: St. Petersburg Press, 288 p.

7. Neurosoftware. NS Psychotest of sport [Online], URL: https://neurosoft.com/ru/catalog/view/id/141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.