ющим миром, характерных для проявления коммуникативной толерантности. Для определения направлений педагогической деятельности в формировании коммуникативной толерантности студентов будущих специалистов отрасли «Физическая культура и спорт», нами были учтены их особенности: социально-возрастные, психологические, индивидуальные, установленные на основе анализа психолого-педагогической литературы и результатов проведённых нами исследований. В результате анализа результатов тестов А. Басс - А. Дарки, Айзенка, Т. Лири, Айзенка и Меграбян - Эпштейна [1] было определено что индекс враждебности по шкалам А. Басс - А. Дарки как у женщин (8,6), так и у мужчин (8,7) выше нормы (6-7), что создает трудности в общении; при анализе результатов теста Т. Лири были выявлены средние показатели, но приближенные к верхнему порогу таких шкал, как авторитарность, эгоистичность, агрессивность, подозрительность, что соответствует адаптивному поведению респондентов как женщин а так же и мужчин. С нашей точки зрения, выявленные показатели тестов требуют педагогического воздействия для уменьшения агрессивности, эгоистичности и подозрительности студентов; высокий уровень нейротизма определен по тесту Айзенка у мужчин и женщин (выше 14) что свидетельствует об эмоциональной нестабильности респондентов, перепадах настроения, тревожности, мнительности; Низкий уровень развития эмпатии выявлен у 85% группы мужчин 45 баллов, (низкий менее 57) и средний уровень (от 57 до 80) у 9% группы женщин. В качестве педагогического метода развития коммуникативной толерантности нами были включены в учебные занятия по гимнастике в заключительной части его -дыхательные упражнения, аутотренинг, концентрация внимания на развиваемых личностных качествах, медитация по методике сахаджа йоги [5].
ЛИТЕРАТУРА
1. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. - СПб. : Питер, 2007.
- 512 с.
2. Састамойнен, Т.В. Внедрение оздоровительных систем йоги в практику психофизической рекреации / Т.В. Састамойнен, В.У. Агеевец // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 5. - C. 47-50.
REFERENCES
1. Eliseev, O.P. (2007), Workshop on the psychology of the personality, publishing house “Peter”, St. Petersburg.
2. Sastamoinen T.V. and Ageevets V.U. (2004), “Implementation of the health systems of yoga in practice mental and physical recreation”, Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 47-50.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.02.2014.
УДК 796.853.26
МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ БЫСТРОТЫ ДИЗЪЮНКТИВНЫХ РЕАГИРОВАНИЙ В КАРАТЭ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛАЗЕРНОГО ТРЕНАЖЕРА-СТИМУЛЯТОРА ВИЗУАЛЬНО-МОТОРНЫХ РЕАГИРОВАНИЙ
Иван Николаевич Мандыч, соискатель,
Юрий Леонидович Орлов, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры спорта молодежи и
туризма (РГУФКСМИТ), Москва
Аннотация
Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать методику тренировки быстроты дизъюнктивных реагирований, позволяющую улучшить показатели реакции у спортсменов 14-15 лет занимающихся на этапе начальной спортивной подготовки в спортивном карате.
Предмет исследования - быстрота дизъюнктивных реагирований, как одно из важнейших проявлений быстроты, необходимых для спортсмена каратеиста и методы ее тренировки. В данном исследовании нами была разработана методика тренировки быстроты дизъюнктивных реагирований с использованием лазерного тренажера-стимулятора визуально-моторных реагирований. В результате проведения исследования были получены данные о влиянии систематической тренировки с использованием лазерного тренажера-стимулятора визуально-моторных реагирований на показатели быстроты дизъюнктивных реагирований у спортсменов-каратистов 14-15 лет.
Ключевые слова: двигательная реакция, дизъюнктивные реагирования, каратэ, единоборства, тренажер.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.05.111.p94-98
TECHNIQUE OF TRAINING OF SPEED OF DISJUNCTIVE REACTIONS IN KARATE WITH USE OF THE LASER EXERCISE MACHINE STIMULATOR OF
VISUAL-MOTOR REACTIONS
Ivan Nikolaevich Mandych, the competitor,
Yury Leonidovich Orlov, the candidate of pedagogical sciences, professor,
Russian State University of Physical Culture of Sports of Youth and Tourism, Moscow
Annotation
Research objective - to develop and experimentally prove a technique of training of speed of the disjunctive reactions, allowing improving reaction indicators at athletes of 14-15 years engaged at a stage of initial sports preparation in sports karate. Object of research - speed of disjunctive reactions, as one of the most important manifestations of speed necessary for the athlete of karateka and methods of its training. In this research, we developed a technique of training of speed of disjunctive reactions with use of the laser exercise machine stimulator of visual-motor reactions. Because of carrying out research, data on influence of systematic training with use of the laser exercise machine stimulator of visual-motor responses on the indicators of speed of disjunctive reactions at karatekas of 14-15 years have been obtained.
Keywords: motor reaction, disjunctive reactions, karate, single combats, exercise machine.
ВВЕДЕНИЕ
Тренировка быстроты реакции в каратэ начинается уже с самого начала обучения. Спортсмены каратисты выполняют большой объем упражнений «на счет» (как тренер дает команду к выполнению действий упражнения, считая на японском языке от 1 до 10). Таким образом, тренируются реакция на аудиальный (слуховой) раздражитель, что не вполне соответствует реальной соревновательной практике. Дети настраиваются только на звуковой сигнал, их внимание направленно на то, чтобы услышать счет тренера и быстро среагировать на него, выполнив заданное действие. На начальных этапах обучения, упражнения, выполняемые фронтальным методом «на счет» тренера, занимают от 50 до 70% от всего времени тренировок.
Для формирования комплексов навыков, необходимых в боевом взаимодействии, целесообразно было бы использовать зрительный анализатор, поскольку он играет основную роль в соревновательной деятельности спортсмена-каратиста специализирующегося в кумитэ. Немаловажная задача на данном этапе, по нашему мнению, это научить детей концентрироваться не на своих внутренних ощущениях, не на окружающих звуках, а на комплексе раздражителей, основным из которых является визуальный.
Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать методику тренировки быстроты дизъюнктивных реагирований, позволяющую улучшить показатели реакции у спортсменов 14-15 лет в спортивном каратэ.
Предмет исследования - быстрота дизъюнктивных реагирований, как одна из важнейших составляющих быстроты действий в спортивном каратэ, и методы ее тренировки.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что тренировка быстры дизъюнктивных реагирований в спортивном каратэ приведет к улучшению показателей
двигательной реакции в каратеистов 14-15 лет если:
• в процессе тренировки на спортсменов будет происходить систематическое воздействие, направленное на развитие специализированных двигательных реагирований;
• заменить в процессе тренировки быстроты двигательных реагирований звуковую сигнальную систему на визуальную (световую) - более специфическую для спортивного каратэ.
МЕТОДИКА
Метод тренировки быстроты дизъюнктивных реагирований с использованием лазерного тренажера-стимулятора визуально-моторных реагирований.
Для тренировки быстроты двигательных реагирований нами был разработан и запатентован лазерный тренажер-стимулятор визуально-моторных реагирований. Суть тренажера состоит в том, что он по заданию тренера может последовательно проецировать на любую поверхность от 1 до 8 лазерных точек красного цвета. Располагая точки на поверхности определенным образом можно эмитировать атаку из определенной зоны или открывшуюся для атаки зону противника.
Три уровня - верхний, средний и нижний были разбиты на возможные зоны атаки:
1. Уровень дзедан (верхний - голова, шея) был разбит на 3 зоны: зона удара ногой или по круговой траектории, зона прямого удара рукой, зона удара ногой или по круговой траектории.
2. Уровень тюдан (средний - грудь, живот, бок, спина) 3 зоны: зона кругового удара ногой, зона прямого удара рукой или ногой, зона кругового удара ногой.
3. Уровень гедан (нижний - таз, бедро, голень, стопа) 2 зоны: зона попытки выведения из равновесия, зона попытки выведения из равновесия.
При расположении лазерных точек на поверхности учитывались зоны возможной
атаки.
Тренировка дизъюнктивной двигательной реакции:
Дизъюнктивные двигательные реагирования в спортивном каратэ проявляются при выполнении каратистом защитно'-ответных действий, в той ситуации, когда каратист не знает точно из какой зоны и в какой уровень будет нанесен удар.
Тренировки быстроты реакции выбора проходила при реагировании на два условных сигнала. Количество сигналов зависело от тренированности занимающихся. Появлению сигнала в определенной зоне соответствовала определенная информационная нагрузка.
Тренировка выбора из 2-х (на каждый сигнал спортсмены выполняли определенное действие). Сигналы подавались из следующих зон:
1. Зона 2 и 5 (сигнал в данном конкретном случае имитировал возможную атаку противника в верхний или средний уровень рукой). Спортсменам давалось задание при появлении сигнала из зоны 2 выполнять защитное действие агэ укэ и контратаку гьяку дзуки тюдан, а при появлении сигнала из зоны 5 - защитное действие гедан барай и ответный удар гьяку дзуки дзедан.
2. Зоны 1 и 3 (сигнал в данном случае имитировал атаки ногой в голову с правой или левой стороны маваси или ура маваси). Спортсменам давалось задание при появлении сигнала в зоне 1 выполнять правой рукой защитное действие тейшэ уке и левой рукой контратаковать ударом дзуки тюдан, а при появлении сигнала в зоне 3 - защитное действие тейшэ уке левой рукой и контратаку дзуки тюдан.
3. Зоны 4 и 6 (сигнал имитировал атаки ногой в корпус с правой или левой стороны маваси гэри). При появлении удара в зоне 4 спортсмен выполнял уход в право с блоком левой рукой гедан барай и контратаку правой рукой маэ тэ дзуки в любой уровень, а при появлении сигнала в зоне 6 спортсмен должен был выполнить, согласно заданию тренера, уход в левую сторону с блоком гедан барай правой рукой и контратаку левой рукой в любую зачетную зону.
4. Зоны 7 и 8 (сигнал из этих зон имитировал попытки выведения из равновесия, выполняемые с правой или левой стороны). Спортсменам давалось задание при появлении сигнала в зоне 7 выполнять уход от подсечки и атаку ногой в голову маваси гэри дзедан, а при появлении сигнала в зоне 8 - уход от подсечки и контратаку ура мавси гэри дзедан.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Педагогический эксперимент проводился в период с 2011 по 2013 год на базе: ДЮСШ города Щелково; УСК «Подмосковье» город Щелково; МОУ ФОК «Олимп» города Ивантеевка; а так же при поддержке федерации каратэ Щелковского муниципального района и ряда культурно спортивных клубов и общеобразовательных школ Щелковского муниципального района.
Для определения уровня быстроты дизъюнктивных реакций у занимающихся был проведен тест с использованием лазерного тренажера-стимулятора визуально-моторных реагирований и скоростной видеосъемки.
Тест поводился в тренировочном занятии после разминки, в начале основной части занятия. Спортсмену давалось задание выполнять защитно-ответные действия по сигналу тренажера, это фиксировалось на видеокамеру со скоростью съемки 1000 кадров в секунду. Давались задания: реагировать определенным действием на один сигнал и иным действием на другой сигнал (дизъюнктивная реакция). Отснятые видео материалы обрабатывались на компьютере, и высчитывалась скорость реагирования спортсменов.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Спортсмены, тренировавшиеся на протяжении эксперимента с использованием лазерного ситуационного тренажера, в контрольном тесте показали лучшие результаты в показателе быстроты дизъюнктивной двигательной реакции, чем спортсмены, в тренировке которых тренажер не использовался.
Таблица 1
Результаты тестирования быстроты дизъюнктивной двигательной реакции
в контрольной и экспериментальной группе, в основном и контрольном тестах (мс)
№ п/п Основной тест Контрольный тест
Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа
1 300,1 305 305,1 287,1
2 301,9 300,9 296 286,1
3 299,7 298,6 301,6 285,6
4 301,9 300,4 305,3 285
5 299,9 301,2 292,8 287
6 301,7 300,5 295 283,6
7 301 301,8 306,7 285,4
8 303,4 301,7 300,1 285
9 300,7 301,1 298,2 283
10 301,5 299,9 299,6 286
Ср. знач 301,18 301,11 300,04 285,38
Ср. откл 0,90 1,05 3,72 0,98
Размах 3,70 6,40 13,90 4,10
Из таблицы 1. следует, что в начале эксперимента при выполнении основного теста контрольная и экспериментальная группы показали приблизительно одинаковые результаты. В конце же эксперимента при выполнении контрольного теста спортсмены из экспериментальной группы были примерно на 25 мс быстрее спортсменов из контрольной группы. Различия между группами достоверны при р<0,001. Гипотеза подтверждена.
В процессе выполнения тестирований дифференцированной и дизъюнктивной двигательной реакции записывалось количество совершенных спортсменами ошибок.
Обработав данные, мы получили результаты по количеству ошибок выполненных при выполнении тестов. Из таблицы 2 следует, что уменьшился процент ошибок выполнения действия в экспериментальной группе по отношению к началу эксперимента, и по отношению к контрольной группе.
Таблица 2
Ошибки при выполнении тестирований дифференцированной и дизъюнктивной
двигательной реакции (в %)
Основной тест Контрольный тест
Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа
Дизъюнктивные реагирования 21 22 15 6
Дифференцированные реагирования 9 10 9 2
ВЫВОДЫ
1. Дизъюнктивная реакция на световой раздражитель в экспериментальной группе была в среднем короче, чем в контрольной, ошибок спортсмены стали допускать значительно меньше. По нашему мнению это говорит о влиянии тренировки именно реакции именно на визуальный - специфический для каратэ раздражитель.
2. Проведенное нами исследование показало, что спортсмены каратисты, тренировавшиеся с использованием ситуационного тренажера, показали лучшие результаты в тестах на быстроту простых двигательных реакций, а так же дифференцированных и дизъюнктивных реагирований, чем спортсмены, в тренировочном процессе которых не использовался данный тренажер.
3. Применение методов с использованием лазерного ситуационного тренажера дало положительные результаты и подтвердило гипотезу исследования, говорящую о том что, целенаправленный переход от звуковых сигналов к световым в тренировочном процессе, приведет к улучшению показателей двигательных реагирований у каратистов, занимающихся на этапах начальной спортивной подготовки.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.05.2014.
УДК 796. 077.5
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА»
Артем Анатольевич Манойлов, кандидат педагогических наук, доцент, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта
Аннотация
В статье приводятся результаты исследования динамики показателей профессиональной направленности личности студентов направления «Адаптивная физическая культура» на всём протяжении обучения в вузе. Анализируя полученные данные, автор делает вывод о том, что динамика профессиональной направленности в целом и отдельных ее составляющих носит вариативный характер. На момент прохождения учебной практики и практики по специальности зафиксирован её самый низкий уровень. Наименьшие оценки у таких составляющих профессиональной направленности, как «сопротивляемость» и «общая валентность». Данный факт свидетельствует о том, что образовательные технологии и стратегия построения учебного процесса в вузе не стимулирует рост профессиональной направленности личности и отдельных ее составляющих у будущих специалистов в области адаптивной физической культуры.
Ключевые слова: подготовка физкультурных кадров, профессиональная направленность