Научная статья на тему 'Психолого-педагогические и гигиенические условия в деятельности педагога, укрепляющие здоровье младшего школьника'

Психолого-педагогические и гигиенические условия в деятельности педагога, укрепляющие здоровье младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонова Ю. В.

Анализ литературы социально-педагогического и психологического направления показывает, что на здоровье школьников в процессе общения учеников с учителем влияют следующие условия: благоприятный психологический климат, поддержание комфортной температуры, регулярное проветривание, педагогическая поддержка, социальное общение, совместная деятельность. Для решения вопроса укрепления здоровья школьников необходимо конкретизировано определить психолого-педагогические условия, обеспечивающие целостное состояние внутреннее благополучие в эмоциональной, поведенческой, познавательной сферах младшего школьника. По нашему мнению в эмоциональной сфере это снятие эмоционального напряжения, социально-психологический климат. В познавательной сфере – организация саногенного и социального общения. В поведенческой сфере – руководство соблюдением нравственных норм, понимание и адекватное оценивание своего поведения, самоконтроль, самооценка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические и гигиенические условия в деятельности педагога, укрепляющие здоровье младшего школьника»

Только целенаправленная организация повышения квалификации на этапе внедрения ФГОС обеспечит создание необходимых условий для реализации ФГОС, повысит уровень профессиональной компетентности педагогов.

В настоящее время перед учреждениями дополнительного профессионального образования стоит задача обучения учителей-предметников среднего звена на курсах повышения квалификации по введению ФГОС в основной школе, ожидаемым результатом которого будет являться профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС ООО, а именно:

- обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;

- принятие идеологии ФГОС основного общего образования;

- освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся;

- овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.

Список литературы:

1. Губанова Е.В. Обеспечение готовности педагогов к реализации ФГОС / Е.В. Губанова // Управление начальной школой. - 2012. - № 6. - С. 28-32.

2. Маскаева А.М. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся [Текст] / А.М. Маскаева // Инициативы XXI века. -2010. - № 3. - С. 43-51.

3. Приказ МО и Н РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования».

4. Распоряжение Правительства РФ от 27.02.2010 №246-р «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

5. Приказ МО и Н РФ № 1897 от 17.12.2010 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта основного общего образования».

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА, УКРЕПЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

© Тихонова Ю.В.*

Центр детского творчества «Сулпан», г. Уфа

Анализ литературы социально-педагогического и психологического направления показывает, что на здоровье школьников в процессе об-

* Заведующий Социально-педагогическим отделом.

щения учеников с учителем влияют следующие условия: благоприятный психологический климат, поддержание комфортной температуры, регулярное проветривание, педагогическая поддержка, социальное общение, совместная деятельность.

Для решения вопроса укрепления здоровья школьников необходимо конкретизировано определить психолого-педагогические условия, обеспечивающие целостное состояние внутреннее благополучие в эмоциональной, поведенческой, познавательной сферах младшего школьника.

По нашему мнению в эмоциональной сфере это снятие эмоционального напряжения, социально-психологический климат. В познавательной сфере - организация саногенного и социального общения. В поведенческой сфере - руководство соблюдением нравственных норм, понимание и адекватное оценивание своего поведения, самоконтроль, самооценка.

Известно, что «общение традиционно рассматривается в качестве процесса, включающего в себя передачу и обмен информацией, взаимодействие и взаимопонимание людей в сложившейся системе общественных отношений» [8, с. 16].

Учитывая, сказанное выше подчеркнем, что сейчас в школах общаясь, педагог с учениками, учитывая образовательный стандарт второго поколения, уделяет внимание не только формированию знаний, умений, навыков, но и стремятся сохранить и укрепить здоровье учащихся, учитывая гигиенические или определенные психолого-педагогические условия.

По мнению ученого Н.Ф. Дика важными условиями в сохранении психологического здоровья учащихся и педагогов являются:

1. гигиенические условия;

2. использование учителем различных видов преподавания: словесного, наглядного, аудиовизуального, самостоятельной работы (условная норма не менее трёх за урок);

3. благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения;

4. темп и особенности окончания урока [2, с. 9-12].

Обобщая и анализируя статью М. Макарова «Чтобы школьники были здоровыми» на укрепление их здоровья необходимо соблюдать следующие гигиенические, психолого-педагогические условия: поддержание комфортной температуры, регулярное проветривание классных комнат, чистота полов в кабинетах, наличие сменной обуви и уход за растениями в классе. По мнению автора немало важным условием укрепления здоровья школьников является юмор и смех на уроке.

Добрый юмор и смех, с одной стороны дарят здоровье, с другой стороны -настраивают на доверительное общение ученика с учителем» [6, с. 60-61].

Особый интерес для нас представляет взгляд М. Ткачук, которая считает, что для укрепления здоровья школьников необходимо в воспитательной

работе создавать доброжелательный настрой в коллективе, где каждый готов помочь другу, на основе доверия. Для этого автор стремится к тому, чтобы «в ходе совместной деятельности каждый ребенок мог проявить себя, раскрыть свою индивидуальность, получить заряд бодрости и массу положительных эмоций». Для улучшения настроения предлагается принять «известное психологическое упражнение учитесь улыбаться перед зеркалом». Медики и психологи утверждают, что это упражнение не только формирует позитивный настрой, но и приводит к улучшению состояния внутренних органов. Дети постепенно понимают входе выполнения упражнения, что «положительные эмоции, жизнерадостное настроение помогают пережить временные неудачи и огорчения, а оптимизм, помноженный на чувство уверенности в себе, станет ключом к успеху».

Следующим психолого-педагогическим аспектом укрепления здоровья является формирование положительных эмоций через музыку. Музыка «способна поднять настроение, успокоить, развеселить, вдохновит на добрые дела, стать средством борьбы с переутомлением» [10, с. 42-43].

Укрепляющим психолого-педагогическим условием с точки зрения С. Чернера, А. Вайганга, А. Романовой является педагогическая поддержка. Авторы подчеркивают, что главной функцией педагогической поддержки является «... стимулирование заинтересованного, активного отношения к учебному труду, создание ситуации успешности, пробуждение веры в свои возможности. Когда учитель начальной школы не задает, а предлагает варианты домашнего задания, он демонстрирует свое доверие к детям, тем самым вызывает такое же доверительное отношение с их стороны. Если учитель в своей практике использует метод само- или взаимооценки знаний учащимися, то это, как показатели наблюдения, не приводят к завышенным оценкам: дети ценят доверие учителя» [12, с. 28-29].

В школьной практике, как подчеркивает В.И. Панов, сохранение психологического здоровья, а также индивидуальное развитие личности осуществляется, во-первых, учитывая субъективную позицию, которая формируется педагогом при помощи учебных, социальных, проблемных задач. Во-вторых, сохранение здоровья обязательно происходит через социальное общение.

Многие специалисты склонны считать, что на здоровье школьников влияет совместная деятельность. Так, Л.И. Уманский выделил «три вида совместной деятельности: 1) совместно-индивидуальную; 2) совместно-последовательную; 3) совместно-взаимодействующую» [11, с. 57-58].

Данную точку зрения относительно самостоятельности мы находим в трудах Ш.А. Амонашвили, который подтверждает, что «социально-зависимая самостоятельность» ребенка формируется в процессе духовной общности учителя с учащимися, а также в процессе постоянного сотрудничества учащихся между собою [1, с. 42].

Особый интерес для нас представляет мнение С.Л. Рубинштейна выказавшегося о необходимости создания благоприятного социально-психологи-

ческого климата для здоровья школьников. Ученый отмечает, что «недоброжелательность окружения сковывает, парализует особенно очень чувствительных и нечувствительных людей. Почувствовав доброжелательную атмосферу, они сразу находят себя, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны» [9, с. 469].

Осмысливая и обобщая литературу социально-психологического и педагогического направления и учитывая результаты, полученные на практике, именно комплексное сочетание психолого-педагогических условий и соблюдение гигиенических условий утвержденные правил СанПиН 2.4.2 1178-03 положительно влияют на психологическое здоровье младших школьников.

Для решения задачи сохранение психологического здоровья младших школьников требуется определить психолого-педагогические условия, которые способствуют обеспечению целостного состояния внутреннего благополучия в эмоциональной, поведенческой, познавательной сферах.

Прежде чем выявить такие условия, раскроем содержание данных сфер личности младшего школьника. Эмоциональная составляющая психологического здоровья выражается в отношении к объектам жизнедеятельности и их самооценке тесно связанных с познавательной составляющей важнейшими характеристиками, среди которых скорость реакции и способность к модификации. Поведенческая сфера включает моменты вызывающие низкий, высокий уровень тревоги связанный с действием или поступками, находящихся в определенной взаимосвязи с самооценкой [7, с. 525].

В эмоциональной сфере адекватными психолого-педагогическими условиями, обеспечивающими целостное внутреннее благополучие младшего школьника, являются снятие эмоционального напряжения, социально-психологический климат.

В познавательной сфере сохранение психологического здоровья предполагает, во-первых, организацию саногенного общения включающего психологическую поддержку и доверительно-сотруднические отношения, когда педагог, обучая ученика, развивает способность к анализу и синтезу, которая осуществляется через поэтапность ситуаций и вопросов. Однако учитывая сказанное в общении учителей и учеников, особенно в школьной практике часто возникают трудности при установлении доверия из-за чрезмерно значимых условий. Подтверждение, мы находим у Ксензовой Г.Ю. которая раскрывает в педагогической ситуации двух учителей начальных классов причины трудностей. «Одна ожидала улучшений от того, что скоро ей позволят ставить отметки, которые помогут ей лучше выучить детей. Другая сетовала на то, что сейчас без отметок всем детям комфортно, а с введением отметочного обучения возникнут конфликты в классе, непонимание, взаимоотчужде-ние детей, что вызовет новые проблемы в работе с учениками» [3, с. 45]. Приведенный пример указывает, на противоположную позицию педагогов в обучении детей, в отличие от ученого И.С. Кона, более 20 лет назад выска-

зал, что «формирующаяся личность - это не объект каких-то внешних воздействий, а активный субъект саморазвития» [5, с. 31].

Обобщая и анализируя идеи И.С. Кона, многие специалисты в частности Т.С. Кабаченко отмечает, что позитивное формирование активности младшего школьника в деятельности зависит во многом от его отношений с родителями и учителем. «Эффективность совместной деятельности реализуется через систему целей, иерархизированных в зависимости от их важности в общем контексте», то есть в совместной деятельности ребенок может быть, например, на первых или, наоборот, на вспомогательных ролях» [4, с. 194].

Учитывая вышеизложенное по нашему мнению на сохранение здоровья младшего школьника в познавательной сфере, влияет не только саногенное общение, но и организация социального общения. Под организацией социального общения мы понимаем познавательную активность на уроке и на внеклассных занятиях через обсуждение.

Следующим психолого-педагогическим условием обеспечивающим сохранение здоровья школьников в поведенческой сфере является руководство соблюдением нравственных норм младшими школьниками, понимание и адекватное оценивание своего поведения, самоконтроль, самооценка.

Принимая во внимание ранее изложенное отметим, что формирование здорового подрастающего поколения, определяется сотрудническими, доброжелательными отношениями окружающих в обществе, семье, школе через взаимное понимание и согласованность положительно влияющие на психологическое здоровье личности.

Список литературы:

1. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? - М.: Просвещение, 1986. - 176 с.

2. Дик Н.Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников: здоровьесберагющие технологии обучения и воспитания в начальных классах / Н.Ф.Дик. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 311, [1] с.

3. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 128 с.

4. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 544 с.

5. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.

6. Макаров М. Чтобы школьники были здоровыми // Воспитание школьников. - 2005. - № 1. - С. 59-61.

7. Михеева Ю., Рахимов А. Здоровьесберегающие психилого-педагоги-ческие условия // В мире научных открытий. - 2011. - № 3.1 (15). - С. 524-532.

8. Творогова Н.Д. Общение: диагностика и управление. - М.: Смысл, 2002. - 246 с.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.

10. Ткачук М. Влияние положительных эмоций на здоровье школьников // Воспитание школьников. - 2007. - № 9. - С. 42-43.

11. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии / Под. ред. Е.В. Шороховой. - М.: Изд-во «Наука», 1977. - С. 54-71.

12. Чернер С., Вайганг А., Романова А. Педагогическая поддержка -главное условие учебно-воспитательного процесса, направленного на сохранение здоровья школьников // Директор школы. - 2003. - № 5. - С. 27-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.