Научная статья на тему 'Психолого-педагогические детерминанты развития отечественного образования'

Психолого-педагогические детерминанты развития отечественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ПАРАДИГМА / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / HUMANIZATION / ACTIVITY PARADIGM / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / CULTURAL STUDIES SOCIOLOGIZATION / PERSONALITY-ORIENTED EDUCATION / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масленников Александр Александрович

В статье раскрываются теоретические и практико-ориентированные проблемы модернизации отечественного образования, роль инновационных технологий в отечественном образовании, психолого-педагогические и социокультурные аспекты образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DETERMINANTS OF THE DEVELOPMENT OF DOMESTIC EDUCATION

The article reveals theoretical and practically-orientated problems of native education modernization, role of innovative technologies in native education, psychopedagogical and socio cultural aspects of educational activity.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические детерминанты развития отечественного образования»

8. Кузнецова, М. Д. Личностные детерминанты субъектности http://www.hse.ru/pubs/lib/data/access/ram/ticket/85/1399014345a858de76b9fda718ec97793dd01c80e6/%D0%A2% D0%B5%D0%BA%D1%81 %D1%82.pdf

9. Мясищев, В. Н. Личность и отношения человека / В. Н. Мясищев // Психология отношений. Москва - Воронеж, 1995.- С. 342 - 353.

10. Ольховская, Т. А. Становление субъектности студента университета. Оренбург, 2007. - 330 с.

11. Петровский, В. А. Феномен субъектности в психологии личности [Текст]: дис. д-ра психол. наук: 19.00.11 / В. А. Петровский. - М., 1993. -76 с.

12. Петровский, В. А., Личность в психологии: парадигма субъектности, Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.

13. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. — СПб: Питер, 2003. — 512 с.

14. Серых, А. Б. Субъектность педагога как условие формирования психологической готовности к взаимодействию с виктимными детьми // Развитие личности. - 2006. - № 1.- С. 155 - 161.

15. Чудновский, В. Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии [Текст] / В. Э. Чудновский // Психологический журнал. - 1993. - Т. 14, № 5. - С. 3 - 13.

16. Шадриков, В. Д. Субъект и субъектность деятельности: определение понятий // В кн.: Человек, субъект, личность в современной психологии. - М.: Институт психологии РАН, 2013. - Т. 1. - С. 176 - 179.

17. Потлачук, Н. В. Коммуникативная компетентность сотрудников криминальной милиции [Текст] / Н. В. Потлачук // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. Аспирантские тетради [Текст]. - СПб., 2007. - N 20(49). - С. 171 - 174.

18. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — Санкт-Петербург: Питер, 1999. — 232 с.

19. Волкова, Е. Н. Субъектность педагога: теория и практика: автореф. дис. канд. д-ра психол. наук: 19.00.07 / Е. Н. Волкова. - М., 1992 - 1998. - 22 с.

20. Щукина, М. А. Опросник «Уровень развития субъектности личности» руководство по применению Методическое пособие. - Тюмень изд-во Тюменского государственного университета, 2005. - С. 6 - 91.

Психология

УДК:159.923

кандидат психологических наук Масленников Александр Александрович

Частное образовательное учреждение высшего образования «ИНСТИТУТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ КАВКАЗА» (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье раскрываются теоретические и практико-ориентированные проблемы модернизации отечественного образования, роль инновационных технологий в отечественном образовании, психолого-педагогические и социокультурные аспекты образовательной деятельности.

Ключевые слова: гуманитаризация, деятельностная парадигма, инновационные технологии, культуроведческая социологизация, личностно-ориентированное образование, модернизация.

Annotation. The article reveals theoretical and practically-orientated problems of native education modernization, role of innovative technologies in native education, psychopedagogical and socio cultural aspects of educational activity.

Keywords: humanization, activity paradigm, innovative technologies, cultural studies sociologization, personality-oriented education, modernization.

Введение. Приоритетным вектором государственной политики для большинства стран мира в современных социально-экономических условиях выступает образование. Ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, профессор В.А. Садовничий в выступлении на Совете по науке и образованию отмечал, что проблемы национальной безопасности неразрывно связаны с уровнем образованности народа. Возрождение России немыслимо без обеспечения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социокультурного развития. Информатизация, стремительное развитие инновационных технологий, введение многоступенчатой системы подготовки, возрастающий уровень международной коммуникации, расширение перечня и рынка образовательных услуг, требуют усиленного внимания к модернизации отечественной образовательной системы с целью повышения её конкурентоспособности. Содержание понятия «образование» претерпевает фундаментальные преобразования, всё чаще соотносится с ценностно-смысловыми приоритетами общества, все основательней провозглашается культурная направленность образования [1].

Изложение основного материала статьи. Академик Российской академии образования Б.С. Гершунский, подчеркивая ценностный аспект образования, выделяет три системных аспекта: государственная ценность характеризуется как морально-нравственная, духовно-культурная, интеллектуальная и экономическая основа страны; общественная ценность объединена с подготовкой специалистов, обладающих готовностью решать широкий блок производственных и социально-значимых задач, определяемых конкретно-исторической ситуацией; личностная ценность связана с реализацией личностью системы потребностей, включая и познавательную [3].

Гуманитаризация как стратегическое направление, реализуемое в системе современного отечественного образования, располагается в едином смысловом поле с культурой, духовностью, моралью, гуманистическими мотивами личности. Угрожающая перспектива - формирование поколения технократов, которые в угоду умственной забавы и браваде интеллектуальных возможностей способны подтолкнуть общество к бездне культа бескультурья [4].

Гуманитарная парадигма различается с технократической по целям развития личности в образовательной среде. Технократическая парадигма ориентирована на цели: быстрее, больше, выгоднее.

Такая ориентация приводит к упрощению представлений обучающихся о мире, а затем и к тому, что они, став инженерами, начинают исправлять мир, приводить его в соответствие собственным воззрениям [4, с. 229].

Образовательная среда призвана содействовать процессу окультуривания личности, а для этого обучающимся необходимознать не только историю страны, но и историю культуры [4]. В современном обществе востребован человек не только знающий, но и действующий в соответствии с этим знанием.

Идея гуманизации отечественного образования подразумевает пересмотр базовых установок, которые основываются на традиционном обучении, строго регламентированном взаимодействии в системе: учитель-ученик, на стратегию личностно-развивающего образовательного пространства. Подчеркивается, что отечественное образование должно быть личностно-ориентированным и способствовать удовлетворению права на получение образования с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и способностей личности. Направленность индивидуальных стратегий, которые отражают базовые образовательные потребности человека и психолого-педагогические способы их удовлетворения, должны коррелировать, усиливая друг друга.

Смена парадигм в отечественном образовании порождает противоречивые направления всей системы. С одной стороны, системе образования необходимо адаптироваться к происходящим социально-экономическим и политическим преобразованиям. Но она должна быть и стабильной в своей психологической и педагогической основе. Система образования должна вбирать инновационные образовательные доктрины, но вместе с тем, она должна быть прогностичной, моделировать будущее, так как молодые специалисты работают в условиях, принципиально отличных от периода их учебы. Образование призвано формировать у личности потребность к творчеству, способствовать превращению творчества в форму ее бытия, в инструмент свершений во всех аспектах деятельности [4]. Это актуализирует значимость исследований, проектирующих инновационные тенденции в образовательной среде. Член корреспондент Российской академии образования, профессор А.А. Вербицкий выделяет актуализированные современными условиями проектные тенденции. Во-первых, рассмотрение всех уровней образования как неотъемлемой составляющей системы непрерывного образования, что подразумевает решение вопросов преемственности между школой, вузом и будущей профессиональной деятельностью. Во-вторых, индустриализация обучения и сопровождающая её технологизация. В-третьих, переход от информационных форм к активным стратегиям обучения. В-четвертых, поиск психолого-дидактических условий перехода от регламентированных способов организации учебно-воспитательного процесса к развивающим и активизирующим [2].

Говоря о новых приоритетах в образовании, В.А. Попков и А.В. Коржуев подчеркивают, что система образования призвана формировать у обучающихся систему непрофессиональных компонентов знаниевого и процессуально-деятельностного характер: а) формирование умений целостного восприятия окружающего мира и ощущения единства с ним, а также целостного восприятия процесса и результата деятельности; б) владение технологиями принятия оптимальных решений, умениями адаптироваться к изменениям, прогнозировать ход развития возникшей в процессе деятельности ситуации, предупреждать негативные последствия чрезвычайных событий; в) овладение культурой системного подхода в деятельности и важнейшими общеметодологическими принципами организации, конструирования устойчивых систем, а также формирование у будущего выпускника толерантности в суждениях и деятельности [6, с. 10-11]. Данная тенденция актуализирует поиск и конструирование интегративных образовательных структур в обучение и их практическую реализацию, отход от специализации и наращивании мировоззренческих ориентаций в картине мира выпускников.

Пути воплощения интегративности в образовательном процессе соотносятся с деятельностной направленностью высшего образования. Актуальность деятельностной парадигмы в образовании определяется тем, что идет интенсивный процесс отмирания старых и появления новых профессий. Это влечет существенные изменения в содержании и методах профессиональной подготовки и переподготовки людей, которые должны основываться на фундаментальных философских, социологических и психологических исследования деятельности, сознания и личности. Необходимо подчеркнуть что, продолжительной период отечественная система образования находилась на позициях гностического подхода - основной задачей ставилось формирование у учащихся фундаментальных знаний. На современном этапе приоритеты меняются. Осуществляется переход от гностического подхода к деятельностному. При этом основной стратегический ориентир образования трактуется как формирование способности к труду во всех его формах.

Необходимо подчеркнуть, что современные требования к выпускнику актуализируют задачу подготовки целеустремленной личности, проявляющей необходимый уровень предпринимательской культуры, легко адаптирующейся к складывающимся в профессиональном и социальном сообществах нормам и ценностям, проявляющей способность конструктивно преодолевать стрессовые ситуации деятельности.

Наиболее перспективной и современной в данном отношении нам представляется система управления по ценностям в организации, в рамках которой поведение людей регулируется благодаря интеграции и развитию ценностей. Сопоставляя понятия «мотивация» и «ценность», важно отметить, что ценности определяют содержание направленности личности, позволяют оценить значимость мотивов и построить их иерархию. По словам Ф.Е. Василюка «ценность - единственная мера сопоставления мотивов». Ценность сама по себе не обладает побудительной энергией, но способна вызвать эмоции, например, когда действия человека идут ей вразрез. Автор отмечает, что «в отличие от мотива, который всегда, будучи моим, твоим или его мотивом, обособляет индивидуальный жизненный мир, ценность есть то, что, напротив, приобщает индивида к некоторой надындивидуальной общности и целостности, но, подчеркнем, не растворяет его в этой общности, а парадоксальным образом индивидуализирует его» [2].

На наш взгляд, преимущество системы управления организацией по ценностям над мотивационной системой состоит в более целостном подходе к решению проблем соотношения личности и группы и коллективной мотивации персонала. Если построение мотивационной системы заключается в подборе эффективных методов стимуляции сотрудников, обладающих различной мотивационной направленностью, то управление по ценностям подразумевает согласование ценностей и мотивов как отдельных сотрудников, так и подразделений, построение единой иерархической системы корпоративных ценностей, которая находит отклик у каждого члена команды.

Ценности, в отличие от мотивов и интересов, не подразумевают конфликтов, люди могут расходиться в целях, убеждениях, но ценности при этом могут либо совпадать, либо пересекаться. В крайнем случае, они совсем не будут иметь точек пересечения, но это не значит, что ситуацию нельзя изменить.

Когда корпоративные ценности и ценности отдельного сотрудника совпадают или пересекаются, то есть когда сотрудник разделяет эти ценности, создается хорошая платформа для эффективной работы. Мотивация человека, отношение к труду переходит на иной уровень, появляется энтузиазм, стойкий интерес к делу, усиливается ответственность, развиваются навыки самоконтроля. Ориентир на командную работу позволяет каждому работнику почувствовать важность своего участия в бизнесе и возможность заявить о собственном субъективном видении ситуации, проявить индивидуальность. Таким образом, можно говорить о более и менее популярных ценностях, то есть ценностях, которые с большей или меньшей вероятностью найдут отклик у персонала и обнаружат те или иные области пересечения с системой ценностей сотрудников.

В любом случае, может случиться так, что на первых этапах реализации системы управления по ценностям у отдельных сотрудников ни одна из утвержденных корпоративных ценностей не найдет личностного отклика, то есть у этих сотрудников будут существовать отдельные собственные ценности, никак не связанные с декларируемыми.

С. Долан и С. Гарсия предлагают осуществлять выбор основных ценностей с максимальным участием сотрудников на всех уровнях организации. Коллективная визуализация желаемого будущего, выраженного в итоговых ценностях, помогает избежать такого рассогласования [4].

Тем не менее, ответственность за решение об утверждении корпоративных ценностей, так или иначе, лежит на руководстве, и может сложиться ситуация, когда отдельные сотрудники окажутся «за бортом» общего ценностного поля. В этом случае очень важно соблюсти грань между отстраненностью и жестким стилем управления и не перейти к таким методам руководства как идеологическое давление, «зомбирование» персонала. К сожалению, в настоящее время корпоративная культура многих организаций отдает определенной искусственностью, и либо отвращает сотрудников от разноплановой корпоративной атрибутики, либо ограничивает их мировоззрение.

Корпоративные ценности могут быть не навязаны, но транслированы работнику, переданы через смысловое и эмоциональное отношение к ним. Здесь во главу угла становятся лидерские навыки руководителя, в частности, его способность вдохновить подчиненных. Вдохновлять сотрудников можно различными способами, в частности, используя феномен эмоционального заражения. Вслед за Е.Д. Парыгиным мы определяем заражение как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям, которая проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя» [6]. Как отмечает Г.М. Андреева, традиционно феномен заражения рассматривается в контексте антисоциального поведения и стихийных бедствий, в то время как его роль в социально одобряемом поведении остается малоисследованной [1].

На корпоративных митингах во время выступления харизматичного лидера можно наблюдать заражение аудитории такими эмоциональными состояниями, как энтузиазм, воодушевление, эмоциональный подъем и т. п. У сотрудников изменяются выражения лиц, позы, появляется оптимизм, позитивное отношение к работе, убежденность в успехе, желание действовать. Умение использовать механизм заражения зависит от ораторского мастерства и уровня эмоционального интеллекта руководителя. Менеджер может использовать различные техники публичного выступления, такие, например, как установление и поддержание контакта с аудиторией, в том числе невербального. Большую роль играют характеристики голоса, артистизм, возможности риторики, произнесение лозунгов.

Выводы. Несмотря на то, что отечественная система образования по научно-теоретическим разработкам сближается с инновационными исследованиями мирового сообщества, повседневная практика функционирования этой системы не удовлетворяет общество. В частности, плоды научных изысканий, отраженных в диссертациях и монографиях, слабо апробируются в реальной практике обучения. Вместе с тем, отмечаются стихийное внедрения инноваций, что, несомненно усугубляет ситуацию, поскольку метод «проб и ошибок» в применении к образовательному процесс недопустим.

Существенно, что рассмотренные инновационные тенденции отечественного образования согласуются с основными направлениями реформирования образовательных систем мирового сообщества, определенных в материалах ООН по вопросам образования, науки и культуры. К этим направлениям отнесены: общепланетарный глобализм и гуманизация образования; культуроведческая социологизация и экологизация содержания обучения; междисциплинарный подход и интеграция в образовательных дисциплинах.

Литература:

1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования - 2008. - № 1. -С. 65-86.

2. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: Монография. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 75 с.

3. Гершунский Б.С. Образование как религия 3-его тысячелетия: гармония знания и веры. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 128 с.

4. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. - М.: Тривола, 1994. - 304 с.

5. Коротеева О.С., Хорева Л.В. Новые образовательные технологии в информационном пространстве // Образовательные технологии. - 2008. - № 2. - С. 64-74.

6. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования: Учебное пособие для системы дополнительного педагогического образования. - М.: Акад. Проект, 2004. - 432 с.

7. Садовничий В.А. Концепция и стратегия развития образовательного законодательства России: доклад Президента Российского союза ректоров, академика В.А. Садовничего на заседании Комиссии для рассмотрения замечаний и предложений, поступивших в ходе обсуждения проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (г. Москва, 31. 01. 2011) / В. А. Садовничий // Вестник образования России. - 2011. - № 4. - С. 68-75.

Психология

УДК:159.923

кандидат психологических наук Масленников Александр Александрович

Частное образовательное учреждение высшего образования «ИНСТИТУТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ КАВКАЗА» (г. Ставрополь); аспирант Волков Владимир Викторович Частное образовательное учреждение высшего образования «ИНСТИТУТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ КАВКАЗА» (г. Ставрополь)

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация. В статье раскрывается проблема необходимости выявления особенностей личностной адаптации студентов разной этноконфессиональной принадлежности в условиях поликультурного образовательного пространства. Обзорно описываются авторские достижения в плане решения данной проблемы.

Ключевые слова: адаптации студентов, этноконфессиональная принадлежность, поликультурное образование, смысложизненная стратегия личности.

Annotation. The article deals with the problem of the need to identify the features of personal adaptation of students of different ethnie and religious affiliation in a multicultural educational space. Review describes the author's achievements in terms of solving this problem.

Keywords: students' adaptations, ethno-confessional affiliation, multicultural education, life strategy of the individual.

Введение. Россия, страны СНГ являются многонациональными по своей структуре на всей территории, что определяет развитие поликультурного образовательного пространства, создает специфические условия адаптации и социализации подрастающего поколения. Образование становится все более и более поликультуронасыщенным. Современная геополитическая социально-психологическая ситуация ставит важную психолого-педагогическую проблему - включение личности в новое для них образовательное пространство.

Возникает необходимость развития теории и технологии становления многонационального поликультурного образовательного пространства, разработки системы приобщения юношества к национальным и общечеловеческим ценностям, воспитания культуры межнациональных отношений подрастающего поколения, поддержки и защиты личности в ее смысловом выборе, нравственном становлении и самовыражении. Решение данного вопроса включает в качестве обязательной составляющей аспект адаптации личности к новым реалиям жизни и обучения.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время в отечественной психологии прочно укрепилось представление о том, что адаптация должна рассматриваться как процесс, включающий в себя не только усвоение, но и активное воспроизводство индивидом общественных отношений. По мнению Д.И. Фельдштейна, процессы социализации-индивидуализации (основные

смысловые конструкты социальной адаптации) выступают как единый неразрывный процесс, хотя определенное доминирование социализации или индивидуализации может проявляться на определенных этапах личностного развития (теория поуровневого развития личности). Этот аспект проблемы адаптации чрезвычайно важен применительно к проблеме адаптации молодого поколения в современном российском обществе. Традиционно в отечественной психологии считается, что показателем успешной адаптации человека, в том числе, конечно же, и представителей молодежной выборки, является его социализация, то есть успешное усвоение социального опыта, требований и ожиданий социума в новых условиях жизни. Индивидуализация же - стремление человека понять свое «Я» - не рассматривается как важнейший компонент адаптации, которому зачастую, для достижения «психологического» комфорта в новом жизненном мире, приходится перестроить не только внешние атрибуты жизни и начать соответствовать требованиям новому культурному контексту, но и качественно изменить свои смысложизненные ориентации, общую жизненную направленность, пересмотреть свою систему ценностей. Проблема адаптации, применительно к условиям поликультурного образования, должна рассматриваться как определенный баланс между социализацией и индивидуализацией личности, поскольку именно во взаимодействии этих важнейших составляющих личности, происходит формирование личностного как смысложизненной концепции, которая понимается как индивидуальная обобщенная система взглядов на цели, процесс и результат своей жизни. Успешная личностная адаптация предполагает прежде всего осознанное обращение к разного рода ценностным ориентирам, определяющим мировоззренческие установки и поведенческие паттерны. В основе этой концепции лежат ценности и потребности, отношения и конструкты конкретной личности. Смысложизненная концепция начинает складываться к подростковому возрасту, может изменяться и трансформироваться на протяжении жизни человека, но на определенном этапе онтогенеза, на этапе юности, становится достаточно устойчивой (Столин В.В., Столина Т.В.). Таким образом, можно сказать, что смысложизненная концепция — это стержневая направленность личности, ее смысл жизни. Она содержит в себе те жизненные смысловые универсалии, те ценности, которые и составляют основу личности. Понять и описать механизм адаптации студентов разной этноконфессиональной направленности возможно, лишь выявив динамику и особенности смысловых образований как компонентов формирования смысложизненной концепции личности.

Реалии современного мира во многом изменили и затруднили традиционную логику адаптации в период юности. Межнациональные конфликты и войны, всеобщая секуляризация (процесс освобождения от влияния религии), кризис политической власти, рыночная экономика вызвали сильный накал социальных проблем, негативных явлений в духовной жизни общества в целом и каждого отдельного человека. Стремление определенных слоев к национальной нетерпимости и разобщенности, к культивации этноцентризма обострили проблемы адаптации человека, особенно в поликультурной и инокультурной среде. Данные обстоятельства усугубляются социальной отчужденностью и пассивностью молодого поколения,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.