ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАТРУДНЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
© Джумагалиева Ж.Н.*
Зеленгинская средняя общеобразовательная школа, Астраханская область, с. Зеленга
Автор статьи рассматривает психолого-педагогические затруднения, которые возникают у учащихся начальной школы при изучении иностранных языков. В статье уделяется внимание формированию положительной мотивации в процессе изучения иностранных языков, рассматривается взаимосвязь между уровнем овладения родным языком и иностранным. Автор считает, что необходимо определить содержание языковых явлений, которые должны быть сопоставлены друг с другом из-за их резкого отличия, а также описать случаи сближения механизмов родного и английского языков, способствующие овладению второго языка.
Ключевые слова: речевой механизм, речевое высказывание, коммуникативные функции, смысловые единицы, личностные психологические барьеры.
Для всех учителей иностранного языка, работающих в начальной школе, в условиях перехода на новые ФГОС крайне актуальной становится проблема подготовки младших школьников к итоговой аттестации за курс начальной школы. Поэтому важно проанализировать проблемы затруднений у учащихся начальной школы в процессе изучения иностранного языка. Леонтьев А.И. экспериментально доказал, что любой нормальный ребенок может и должен овладеть английским языком и свободно пользоваться им в общении. Если учащийся начальной школы испытывает затруднения в овладении иностранной речью, причины необходимо искать не в неспособности ребенка к языкам, а в технологиях и методиках преподавания. В данной статье хотелось бы остановиться на анализе основных затруднений учащихся начальной школы, возникающих в процессе усвоения английского языка.
Первая трудность заключается в отсутствии у младшего школьника действенных и актуальных мотивов овладения английским языком. В раннем детстве в таких мотивах не было необходимости, ибо речевая функциональная тенденция и языковая среда составляли достаточно сильный импульс для усвоения языка. Теперь же, когда школьник владеет родным языком, с помощью которого он решает все проблемы общения, удовлетворяет основные жизненные, социально-культурные и познавательные интересы, необходи-
* Учитель английского языка.
мость владения вторым иностранным языком не переживается им как актуальная потребность. Следовательно, у младшего школьника необходимо целенаправленно формировать мотивацию к изучению иностранного языка. Таким мотивом может стать побуждение к расширению круга общения, обмена информацией со своими сверстниками из разных стран. Необходимо органически ввести элементы его будущей жизни в жизнь настоящую, чтобы уже сегодня он жил так как, возможно, будет жить в будущем. В таком случае мотивы изучения английского языка станут действительными и актуальными.
Вторая трудность освоения английского языка связана с овладением учащимися родным языком. На уроках английского языка ученик, во-первых, невольно переводит на родной язык смысловые единицы второго языка, то есть осознание им этих единиц достигается не с помощью английского языка, а посредством родного. Во-вторых, при попытках построить речевое высказывание на английском языке ученик использует речевые структуры родного языка. Если речевой механизм второго языка еще не сформирован, то речевой механизм родного языка подменяет и даже вытесняет его.
Таким образом, возникает проблема ослабления влияния механизма родного языка в процессе освоения английского языка. Следует определить содержание языковых явлений, которые должны быть сопоставлены друг с другом из-за их резкого отличия, а также описать случаи сближения механизмов родного и английского языков, способствующие овладению второго языка.
Третья трудность - это личностные психологические барьеры, которые могут возникнуть у части школьников в отношении второго языка: неуверенность в том, что они смогут заговорить на английском языке, стеснительность и боязнь стать посмешищем из-за ошибок в речи, боязнь того, что за допущенными ошибками последуют нежелательные оценки. Возникновению этих барьеров может способствовать частый неуспех, завершающийся не стимулирующими, не подбадривающими оценками и отношением учителя английского языка к обучающемуся. Вот почему необходимо усилить роль стимулирующих оценок в процессе обучения английскому языку. Давая оценку работе ученика на уроке английского языка, учитель должен, прежде всего, отметить положительные стороны в его речевых навыках и умениях и на таком фоне высказывать свои замечания, указывать пути устранения пробелов. Учитывая все выше сказанное, можно выделить два дидактических требования, которые необходимо учитывать в процессе обучения английскому языку младших школьников.
Первое: максимально опираться на возможность формирующего обучения, то есть не просто использовать уже сложившиеся психические особенности ребенка для целей эффективного овладения английским языком, а активно строить, формировать эти психические особенности в учебном процессе. В этом смысле обучение английскому языку должно носить не просто обучающий, но и развивающий характер.
Второе: методика этого обучения должна быть такой, чтобы при ней могли максимально реализоваться индивидуальные преимущества каждого отдельного ученика.
Принимая во внимание цели обучения и главную - научить общению на английском языке, а также поддерживать постоянный интерес к предмету, учитель находится в постоянном поиске новых средств обучения, озабочен тем, как сделать урок английского интереснее.
Одной из главных задач на начальном этапе обучения является постановка правильного произношения, поэтому особое внимание необходимо уделить такому этапу урока английского языка как фонетическая зарядка. Для ребят особую трудность представляют звуки, когда нужно вытягивать вперед язык, чтобы помочь им в этом, можно использовать на уроках английского языка стихотворение «Little Kitty». Дети лучше воспринимают и усваивают материал, если он как-то обыгрывается, инсценируется, в этом хорошую помощь оказывают стихотворения на английском языке. Можно попросить детей принести игрушки, коврик, на что они с удовольствием откликаются (реализуется принцип наглядности).
На начальном этапе обучения английскому языку важно соблюдение принципа «опора на родной язык». Как справедливо отмечает П.В. Сысоев, ученые не пришли к единому мнению относительно использования родного языка на уроках иностранного языка [6]. Одни считают, что использование только иностранного языка приведет к скорейшему формированию иноязычной коммуникативной компетенции. Другие, наоборот, призывают к разумному включению родного языка на уроках иностранного. Принцип обучения с опорой на родной язык можно успешно реализовать с помощью книги С.В. Лосевой «Английский в рифмах». Например, при обучении числам (цифрам) применяют два этапа: первый - ознакомление с опорой на русский язык; второй - закрепление в считалочках.
Таким образом, не смотря на объективные трудности при изучении английского языка можно выделить и преимущества начала обучения иностранному языку в начальной школе:
- бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и др.;
- стимулирующее влияние на общие речевые способности ребенка;
- раннее обучение иностранному языку дает большой практический эффект в плане повышения качества владения первым иностранным языком, создает базу для продолжения его изучения в основной школе, а также открывает возможности для обучения второму (третьему) иностранным языкам, необходимость владения которыми становится все более очевидной;
- неоспорима воспитательная и информативная ценность раннего обучения иностранному языку, которая проявляется в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке. При этом постоянное обращение к опыту ребенка, учет его менталитета, восприятия им действительности позволяет детям лучше осознать явления собственной национальной культуры сравнении с культурой стран изучаемого языка.
Изучение иностранных языков в младших классах представляет учащимся возможность формирования устной речи:
- правильно произносить и различать на слух звуки, слово, словосочетания и предложения иностранного языка; соблюдать интонацию основных типов предложения;
- овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках тематики начального этапа, освоить продуктивный лексический минимум в объеме не менее 500 лексических единиц;
- получить представление об основных грамматических категориях изучаемого языка, распознавать изученную лексику и грамматику при чтении и аудировании и использовать их в устном общении;
- понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность и языковую догадку;
- участвовать в диалогическом общении: вести этикетный диалог и элементарный двусторонний диалог-расспрос в ограниченном круге ситуаций повседневного общения;
- кратко высказываться на темы, отобранные для начальной школы, воспроизводить наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора;
- овладеть техникой чтения вслух; читать про себя учебные и облегченные аутентичные тексты, пользуясь приемами ознакомительного и изучающего чтения;
- писать краткое поздравление и личные письмо (с опорой на образец), заполнить простую анкету о себе;
- освоить элементарные сведения о стране изучаемого языка [3, с. 62].
Список литературы:
1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. - М., 2003.
2. Погорелова Е.В Проблемы раннего обучения английскому языку в школе // Методика обучения иностранному языку. - 2006. - № 2 (10).
3. Программно-методические материалы: Иностранные языки. Начальная школа. Для общеобразовательных учебных заведений. - 2-е изд. - М.: «Дрофа», 2011.
4. Рогова Г.В, Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: пособие для учителя. - М.: Просвещение.
5. Сысоев П.В. Культурное самоопределение личности в контексте диалога культур: Монография. - Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 145 с.
6. Сысоев П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 4. - С. 17-23.
7. Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование: Что это такое? // Иностр. языки в школе. - 2006. - № 4. - С. 2-14.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
© Щербина Ю.В.*
Национальный исследовательский томский политехнический университет,
г. Томск
Автор статьи обращает внимание на необходимость применения активных методов обучения для реализации основных задач языковой подготовки студентов технических специальностей; рассматривает основные виды активных методов обучения и особенности их применения; описывает опыт использования данных методов в рамках изучаемых тем. В статье рассмотрено применения активных форм обучения для реализации компетентностного подхода к иноязычной подготовке студентов технических специальностей.
Ключевые слова активные методы обучения, компетентностный подход, языковая подготовка студентов технических специальностей, дискуссии, игровые методы, тренинги.
Тенденции к глобализации и международной образовательной интеграции определяют необходимость обеспечивать компетентностный подход к процессу обучения иностранному языку на неязыковых специальностях. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования подразумевает развитие ряда компетенции, умений и навыков, необходимых для формирования конкурентоспособного специалиста. Выход российских специалистов на международный рынок труда сформировал следующие основные задачи обучения иностранному языку на современном этапе: обучение навыкам разговорно-бытовой и профессионально-ориен-
* Преподаватель кафедры Лингвистики и переводоведения Института международного образования и языковой коммуникации.