УДК 811.111*243:373.3
И. А. Иценко
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ
ЯЗЫКАМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Рассматривается проблема обучения английскому языку в начальной школе, основанная на интенсивных методах обучения, опирающихся на методологию К. Лозанова, известного болгарского ученого, Г. Китайгородской и др. Автор статьи предлагает раннее обучение английскому языку с использованием авторского учебного пособия «Английский интенсивный курс для детей и их родителей» А. А. Вострикова, Е. Н. Дудиной и И. А. Иценко. Главными факторами обучения английскому языку в интенсивном режиме являются создание особых педагогических условий и развитие способностей школьников к изучению английского языка с опорой на продуктивную педагогику, свободное общение на изучаемом языке, овладение навыками речепорождения и совершенствование коммуникативных навыков на родном и на изучаемом языках. Продуктивная педагогика состоит из четырех дидактических циклов, описанных в статье.
Ключевые слова: педагогические условия, интенсификация обучения, формирование языковой компетенции, развитие способностей, короткий промежуток времени, дидактический цикл, коммуникативные навыки.
Никогда изучение иностранных языков не занимало приоритетное место в школьном образовании, какое оно заняло в конце XX и начале XXI в. Назрела необходимость в грамотных специалистах в различных областях деятельности, в совершенстве владеющих иностранными языками.
Родители желают дать детям достойное образование, где изучение иностранного языка становится неотъемлемой частью жизни. Стремительное развитие человечества в целом, интеграция России в мировое сообщество, процессы глобализации, охватившие весь мир, и темпы развития, которые задает нам современная действительность, свидетельствуют о необходимости владения, по меньшей мере, одним иностранным языком. Свободное общение на иностранном языке резко повышает конкурентоспособность личности в процессе ее жизнедеятельности. В стране имеется массовая потребность овладения иностранными языками, и на сегодняшний день английский язык занял лидирующую позицию [1].
Современное состояние информационных ресурсов общества, убыстряющиеся темпы их пополнения и обновления, переход на новые образовательные стандарты приводят к пересмотру как методологических позиций, так и технологических решений. Остро встает вопрос обеспечения организации учебного процесса в условиях многократного увеличения объема учебной информации и ограничения бюджета времени без физических и психологических перегрузок обучающихся и обучаемых (А. А. Алхазишвили, Ш. А. Амонашвили,
Н. Д. Никандров, П. И. Пидкасистый и др.).
В связи с этим в школе необходимо оптимизировать образовательный процесс по освоению навыков иноязычной речи, обеспечивающих эффективное и качественное обучение общению детей на иностранных языках. Решить обозначенную проблему, на наш взгляд, возможно, интенсифициро-
вав процесс обучения иностранным языкам с начальной школы. Однако существующие общеобразовательные программы обучения иностранным языкам в школе не позволяют сформировать у обучающихся требуемые навыки.
Согласно современной Концепции модернизации российского образования, педагогический процесс должен быть направлен на формирование у обучаю -щихся ключевых компетенций за счет оптимизации и интенсификации образовательного процесса [2].
Становится актуальной проблема изменений педагогических условий оптимизации процесса обучения иностранным языкам в начальной школе за счет его интенсификации по времени и содержанию обучения.
Психолого-педагогические условия обеспечения эффективности интенсификации процесса обучения иностранным языкам вытекают из его принципов: личностно ориентированного обучения, коллективного взаимодействия, концентрированности в организации учебного материала и учебного процесса, полифункциональности упражнений и ролевой организации образовательного процесса.
Все вышеназванные принципы интенсификации процесса обучения иностранным языкам обеспечивают четкую взаимосвязь учебного материала и учебной деятельности и способствуют эффективной реализации целей обучения. Таким образом, интенсификация обучения предполагает [3-5]:
1. Достижение конкретных многообразных целей обучения иностранному языку различного контингента обучаемых, обоснованных на условиях обучения (количестве учебных часов, сетке часов, наполняемости учебной группы, формировании особого учебного пространства).
2. Использование психологических знаний, личностно ориентированного и компетентностного подходов.
Раннее изучение иностранных языков способствует развитию детей, не оказывает отрицательного воздействия на изучение других предметов в начальной школе, повышает их культурный и общеобразовательный уровни. Изучение иностранного языка положительно влияет на знание родного языка, позволяет детям стать более успешными в изучении других школьных предметов, развивает логику и совершенствует мыслительную деятельность школьников через совершенствование коммуникативных навыков [6].
Интенсивное обучение возникло как необходимость ускорения процесса обучения иностранным языкам с целью достижения результата за более ко -роткое время. Впервые идея интенсивного обучения возникла у Г. К. Лозанова после достижения им и демонстрации в ЮНЕСКО в 1959 г. эффекта сверхзапоминания, после чего стало возможным ускорить процесс обучения иностранному языку. Усо -вершенствованием и реализацией его идей занялись его ученики Л. Ш. Гегечкори, Г. А. Китайгородская, М. А. Майорова, В. В. Петрусинский, И. Е. Шварц, И. Ю. Шехтер и др. Интенсификация обучения возможна, если возникла необходимость ускорить педагогический процесс и достичь результата обучения за более короткое время, нужно повысить качество обучения за отведенное учебное время и добиться одного и другого одновременно [7].
При анализе технологии интенсивного обучения Г. К. Лозанова было выявлено, что она опирается на увеличение объема часов, работу с большими массивами лексических единиц, коммуникативную направленность, работу в режиме говорения по готовым речевым образцам, игровую направленность, обыгрывание речевых ситуаций, ролевые коммуникативные игры, пассивную и речевую грамматику.
Отсюда появилась необходимость разработать педагогические условия интенсификации процесса обучения иностранным языкам в начальной школе на основе комплекса технологии Г. К. Лозанова и перспективных способов интенсификации обучения, взятых из различных инновационных технологий.
Был изучен ряд современных образовательных технологий (Ш. А. Амонашвили, В. С. Библер, Г. А. Китайгородская, С. Ю. Курганов, А. М. Куш-нир, С. Н. Лысенкова, Б. П. Никитин, Е. И. Пассов, А. Г. Ривин, А. Н. Тубельский, В. Ф. Шаталов, Р. Штейнер и др.). И в качестве подходов в разработке и реализации педагогических условий интенсификации процесса обучения иностранным языкам воспользуемся концептуальными взглядами педагогов-инноваторов на интенсивное обучение: «субъект-субъектные» взаимоотношения учителя и учащихся и игровой метод с элементами проблемности и творчества (Ш. А. Амонашвили);
развитие ребенка с раннего возраста (Б. П. Никитин); самостоятельный выбор сложности задания (Б. П. Никитин, М. Монтессори); создание условий опережающего развития и развитие навыков творческого поиска (Б. П. Никитин); моделирование содержания обучения через проблему, а не тему (Е. И. Пассов); обучение в динамических парах, когда «каждый учит каждого» (В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин, С. Н. Лысенкова, А. Г. Ривин); работа над предупреждением ошибок (С. Н. Лысен-кова); использование опорных схем в процессе обучения (С. Н. Лысенковой, В. Ф. Шаталов); методики рационального овладения знаниями и практические навыки работы с первоисточниками (В. С. Библер и С. Ю. Курганов); природосообразное образование (В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин, А. М. Кушнир, М. Монтессори, Л. Н. Толстой, Р. Штейнер и др.); личностно ориентированный подход (Е. И. Пассов, К. Роджерс, Л. Н. Толстой, Р. Штейнер и др.); использование абсолютной оценки, а не относительной (З. М. Агишева, Л. Н. Толстой, А. Н. Тубельский, Р. Штейнер и др.); формирование личностного смысла учебы как повышение мотивации обучения (В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин, А. Н. Тубельский); развитие навыков рефлексии (Е. А. Сазанова, А. Н. Тубельский); особое образовательное пространство (А. Н. Ту-бельский); индивидуальное творчество детей и активизация креативного и чувственного мышления (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин); психологизация процесса обучения (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин) [8].
Опираясь на теоретические положения интенсификации обучения, можно на уроках иностранного языка в начальной школе создать такие педагогические условия, которые позволяют формировать у детей языковые компетенции за короткий промежуток обучения. Это позволяет разработать структуру педагогического процесса, направленного на интенсификацию обучения иностранным языкам согласно с новой целью обучения. Целью обучения иностранным языкам в начальной школе считается: свободное общение на изучаемом языке, овладение навыками свободного речепорожде-ния и совершенствование коммуникативных навыков на родном и на изучаемом языках.
Изменение цели обучения ведет за собой необходимость пересмотра всех компонентов педагогического процесса [9-12].
При внесении в них изменений и рассмотрении их взаимосвязей согласно новой цели была создана модель интенсификации процесса обучения иностранным языкам в начальной школе с позиции формирования ключевых компетенций.
Педагогические условия объясняются соблюдением системы дидактических принципов, внесени-
ем изменений в содержание, формы, методы и средства обучения. К общепедагогическим и методическим принципам интенсификации процесса обучения иностранным языкам в начальной школе можно отнести следующее:
Общепедагогические принципы: личностно
ориентированного обучения, природосообразно-сти, коллективного взаимодействия, развития способностей к изучаемому языку.
Методические принципы: от речеконструирова-ния к речепорождению с выходом на свободную диалогическую и монологическую речь, активной грамматики, самостоятельности, значимости и приоритетности информационных тем, оценивания абсолютной успешности ребенка с применением многономинационного подхода, полифункциональности.
Все принципы обеспечиваются педагогическими условиями интенсификации процесса обучения иностранным языкам в начальной школе за счет изменения содержания обучения [4].
Особенностью содержания разработанного курса “English Intensive Course for Children and Their Parents” является введение лексики крупными блоками на основе сверхзапоминания и цикличное введение нового материала, состоящего из четырех ступеней.
I ступень: проблемное знакомство с образовательным стандартом и усвоение учебного материала с формированием мотивов его изучения, самостоятельное формулирование некоторых правил.
II ступень: исследовательская работа, связанная с выявлением основных особенностей творческого задания, и формулировка некоторых закономерностей, связанных с изучением иностранного языка (правил произношения, правил чтения, письма, грамматики и т. д.).
III ступень: конструирование творческого задания для себя или партнера, если учащиеся работают по модели «Я - учитель, ты - ученик», «ты -учитель, я — ученик». Если учащиеся работают по модели переводчика, то демонстрируют навыки перевода и чтения с родного языка на изучаемый и с изучаемого языка на родной.
IVступень: моделирование творческой деятельности. Учащиеся предъявляют наработанный ими на конструкторской основе собственный творческий материал и в зависимости от выбранной модели либо предъявляют его партнеру, либо работают самостоятельно [9].
Педагогические условия интенсификации процесса обучения ИЯ
Заказ социума, требования ФГОС (модель)
Цель: овладение навыками свободного речепо-рождения и совершенствование коммуникативных навыков.
Содержание курса сконструировано таким образом, чтобы:
- заинтересовать детей в изучении устных тем;
- постоянно поддерживать мотивацию изучения английского языка на высоком уровне;
- особенностью построения содержания можно считать порядок построения тем и логические взаимосвязи между собой;
- имеет не только обучающую, но и воспитательную направленность;
- сформировать и развить у младших школьников навыки и правила общения со сверстниками и взрослыми не только на изучаемом языке.
Формы и методы
1. Организационные формы курса: классноурочная, групповая и индивидуальная, парная.
2. Методы обучения:
- словесные,
- наглядные,
- практические,
- информационно-коммуникационные,
- проблемные,
- частично-поисковые,
- эвристические,
- активные,
- творческие,
- самостоятельной творческой деятельности.
3. Требования к учителю: профессиональные компетентности, связанные с реализацией интенсивного обучения.
4. Новые формы занятий.
Средства
Учебно-методический комплекс, включающий в себя:
- учебные пособия;
- тетради творческих заданий;
- методические, демонстрационные и дидактические пособия;
- мультимедийные аудио- и видеоматериалы;
- методические, демонстрационные и дидактические пособия для учителей иностранных языков, направленные на освоение технологии интенсивного обучения английскому языку в начальной школе;
- дидактические пособия для учителей иностранных языков.
Принципы:
- личностно ориентированного обучения,
- природосообразности,
- коллективного взаимодействия,
- развития способностей к изучаемому языку,
- от речеконструирования к речепорождению с выходом на свободную диалогическую и монологическую речь,
- активной грамматики,
- самостоятельности,
- значимости и приоритетности информационных тем,
- оценивания абсолютной успешности ребенка,
- полифункциональности упражнений.
РЕЗУЛЬТАТ обучения ИЯ
Свободное говорение на изучаемом языке в объеме 2 500-3 500 лексических единиц, чтение с полным и частичным пониманием прочитанного, прямой и обратный синхронный перевод, автоматическое соблюдение правил грамматики устной и письменной речи, понимание прослушанного текста, владение навыками письма и сочинения.
Лексика вводится крупными блоками на основе сверхзапоминания и ведется цикличное введение нового материала, состоящего из четырех этапов:
- конструирование фраз и моделирование устной речи,
- расстановка непереводимых включений,
- исследование грамматических явлений,
- синхронный прямой и обратный перевод.
При изменении педагогических условий интенсификации процесса обучения иностранным языкам в начальной школе изменяются и требования к педагогическим кадрам. Учителю необходимо изучить новое содержание курса, овладеть новыми формами, методами и средствами обучения, также применять общепедагогические и методические принципы на практике [1].
Освоение содержания обеспечивается разработанными средствами обучения, а именно: учебнометодическим комплексом, включающим в себя: учебные пособия “English Intensive Course for Children and Their Parents”; тетради творческих заданий; методические, демонстрационные и дидактические пособия; мультимедийные аудио- видеоматериалы, методические, демонстрационные и дидактические пособия для учителей иностранных языков.
Учителя начальной школы, обучающие детей по основным предметам, отметили, что они стали более успешны и по остальным предметам, а также начали проявлять большую активность в обычной жизни и в образовательном процессе. По результатам диагностики можно говорить о достигнутой положительной динамике по всем видам речевой деятельности при освоении английского языка. Учащиеся, прошедшие эксперимент, овладели навыками свободного речепорождения (график).
100
BO
6O
4O
З балла 2 балла 1 балл O баллов
2O
O
■ ш L ■
1 1 ■ 1
1 замер 2 замер 3 замер 4 замер
Результаты диагностики по спонтанному говорению
Разработанные педагогические условия интенсификации процесса обучения иностранным языкам в начальной школе позволяют за короткий срок обучения овладеть свободным речепорожде-нием на английском языке.
Получено подтверждение результативности использования учебного курса “English Intensive Course for Children and Their Parents”.
Обучаемые за три года овладели всеми видами речевой деятельности, на основе самостоятельной творческой работы, и у них появилась возможность изучать второй и третий иностранные языки на основе английского языка.
Список литературы
1. Дудина Е. Н., Иценко И. А., Психолого-педагогические особенности формирования сверхзапоминания в интенсивном курсе английского языка в начальной школе: Тез. докл. VI Всерос. конф. студ., аспир. и молодых ученых 15-20 апреля 2002 г. «Педагогика и психология». Томск, 2003. С. 66-67.
2. Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения. М.: Высш. шк., 1982. 136 с.
3. Бирюкова Ю. Н. Отчет о III Всероссийском семинаре для учителей «Обучение английскому языку в российских школах» // Учеб.-метод.
журн. «Английский язык в школе (English at school)». 2008. № 3. С. 43-47.
4. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.
5. Дудина Е. Н. Формирование коммуникативной компетенции при интенсивном обучении младших школьников иностранному языку // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 2 (80). С. 80-85.
6. Востриков А. А. Основы педагогической психологии, психодидактики и технологии продуктивного обучения в начальной школе. Личностно-ориентированная педагогика: учеб. пос. Сибирская школа развития. Томск: ТГПУ, 1997. № 3. 320 с.
7. Елухина И. В. Интенсификация обучения аудированию на начальном этапе // ИЯШ. 1986. № 5. С. 15-19.
8. Иценко И. А. Особенности обучения учителей методике креативного интенсивного обучения иностранному языку в начальной школе // Наука и образование: мат-лы IX Всерос. конф. студ., аспир. и молодых ученых (г. Томск, 25-29 апреля 2005 г.), Т. 3. Ч. 1: Педагогика. Томск: Центр учеб.-метод. литературы ТГПУ, 2005. С. 274-281.
9. Китайгородская Г. А. Принципы интенсивного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1988. № 6. С. 3-8.
10. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: Высш. шк., 2000. 165 с.
11. Лозанов Г. К. Основы суггестологии. София, 1973. 124 с.
12. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
Иценко И. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры.
Научно-исследовательский Томский политехнический университет.
Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 01.04.2013.
I. A. Itsenko
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE INTENSIVE TEACHING OF FOREIGN LANGUAGES IN PRIMARY SCHOOL
This article is devoted to the problem of the English language teaching in Primary school and using intensive methods based on methodology by K. Lozanov, G. Kitaigorodskaya and others. The author suggests the beginning of studying English in primary school using special course “English Intensive Course For Children And Their Parents” by Vostrisov A. A., Dudina E. N and Itsenko I. A. The main factors of learning are special pedagogical conditions. The mastering of thought activity in foreign languages requires the student’s immersion in the language activity. Such deepness can be achieved in two ways: the first way is connected with the increasing of hours for studying English per week; the second way is connected with the increasing of hours of the independent studying English, language training and the work together with the partner. The productive pedagogic consists of 4 didactic cycles. The content and methods of the creative project activity are based on the principles of the creative studying and psycholinguistics which allow creating new technological ways, which differ from the traditional teaching of English.
Key words: intensive methods, special course, pedagogical conditions, language activity, independent studying, principles of the creative studying, technological ways.
National Research Tomsk Polytechnic University.
Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.
E-mail: [email protected]