3. Лящевко Е.И. К проблеме понимания в обучении математике II Проблемы и перспективы развития методики обучения математике: Сб. науч. работ, представленных на 52-е Герценовские чтения / Под ред. В.8. Орлова. СПб., 1999,
4. Брейтигам Э.К., Tese Д.П. Интегрированные уроки математики и информатики II Информатика и образование. 2002. № 2.
Е.Н. Дудина
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИКИ СПОСОБНОСТЕЙ В ИНТЕНСИВНОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Томский государственный педагогический университет
Глобальные изменения, происходящие в политической, общественной, экономической, культурной жизни европейского общества оказывают влияние на все общественные институты, различные объединения людей и непосредственно на конкретного человека. Преодоление межгосударственных границ, свобода передвижения, единые экономические и культурные пространства открывают перспективы для реализации потенциальных возможностей каждой личности. Реформа всего общественно-экономического уклада сопровождается целым рядом противоречивых явлений. Огромные возможности, открывающиеся перед личностью, ставят определенные требования для вживания ее в это пространство, а ломка стереотипов приводит к поиску новых форм поведения, реагирования, стиля жизни. Движение мирового сообщества к миру без границ, новое видение жизненного пространства, глобализация общественного и индивидуального мировоззрения приводит к необходимости сотрудничества и коммуникации между странами на различных основах и уровнях. Поиск единого языка для осуществления понимания - важная современная проблема. Стирание языкового барьера, прямое межличностное общение становятся насущной потребностью (З.А. Малькова, Б.Л. Вульфсон, К.А. Абульханова,
Н.В. Васина, Л.Г. Лаптев, В.А. Сластенин и др.).
В европейских странах процесс интернационализации образования становится необратимым, изучение иностранных языков выходит за рамки педагогической проблемы и приобретает статус политического характера, так как социальная среда становится многонациональной и поликультурной. Обучение языку становится не профессией, а одной из общих компетенций, которые должны освоить выпускники школы.
Общественно-политические и социально-экономические преобразования в России привели к открытости общества, вхождение его в мировое сообщество. От личности требуется творческий поход к выполняемой деятельности, молодое поколение должно обладать креативным интеллектом, чтобы справиться с информационным потоком. Традиционное школьное образование во многом не соответствует новым требованиям. Поэтому современная школа и
педагогическая наука вынуждены искать новые альтернативные и эффективные технологии обучения. Задачами таких технологий служит обеспечение выпускников большей компетентностью и подготовка молодых людей к освоению массовых интеллектуально сложных профессий. Уход от знаньевого подхода в обучении к информационно-деятельному формирует у учащихся индивидуальную шкалу личностных достижений. Выпускник становится компетентным в общих, и специальных проблемах.
Иностранные языки становятся востребованными современным российским обществом, знание европейских языков - не только престижно, но и необходимо.
Уровень владения иностранным языком выпускников школ остается невысоким. Причинами этому являются:
- программы с малым лексическим объемом;
- не во всех школах ведется преподавание иностранного языка в начальных классах и упускается сенситивный возраст ребенка для более успешного усвоения иностранного языка;
- современные школьные программы не располагают необходимыми теоретическими и технологическими разработками по интенсивному обучению иностранным языкам; такое обучение носит в основном эпизодический характер;
- учебных часов недостаточно для практического овладения языком;
- содержание учебников, их ориентация и используемая методика не выводит всех учащихся на свободное иноязычное общение;
- первичная языковая подготовка растянута на долгие школьные годы, многолетнее обучение фиксирует комплексы недостижения в изучении иностранного языка: возникают страхи говорения, комплексы общения и др.
Очевидно, что языковая подготовка в школе в первую очередь требует серьезнейшего пересмотра.
Уже нельзя растягивать на годы процесс обучения иностранному языку, поэтому обучение должно нести интенсивный и сжатый во времени характер. Как правило, современное общество требует знания минимум двух иностранных языков, и процесс по их
изучению должен быть интенсифицирован. Естественно, что многие существующие образовательные
технологии не могут обеспечить практического овладения несколькими иностранными языками за период обучения в средней школе. Возникают противоречия между требованиями информационного общества и реальными возможностями современных образовательных курсов, которые не могут обеспечить массового и быстрого изучения иностранных языков в рамках практического применения. Это противоречие активно стимулирует развитие новых образовательных технологий.
Одним из альтернативных направлений в развитии современной педагогической науки и практики стали технологии интенсивного, природосообразного и продуктивного обучения. Они способны удовлетворить потребность практической педагогики в подготовке выпускника к высокому темпу жизни, освоению навыков работы с большими массивами информации и гуманизации межличностных отношений.
Так возникла технология интенсивного обучения Г.К. Лозанова, основанная на педагогике резервных возможностей, которая в нашей стране стала катализатором в разработке целого семейства инновационных технологий интенсивного обучения иностранным языкам (Г.А. Китайгородской, 3. Давыдовой и др.), направленных на выполнение социального заказа и повышение эффективности преподавания иностранного языка. Многие из этих технологий направлены на повышение эффективности процесса обучения и носят интенсивный характер, т.е. стремятся, за короткое время (от нескольких месяцев до двух-трех лет) завершить обучение.
С другой стороны, практика показывает, что изучение иностранного языка наиболее эффективно в сенситивном периоде, в возрасте до двенадцати лет, так как он является оптимальным для формирования первичных навыков изучения иностранного языка в целом, облегчает и упрощает изучение другого иностранного языка в дальнейшем (Ш.А. Амонашвили, М.З. Биболетова, Дж. Брунер, Н.В. Добрынина, Л.С. Выготский, Е.А. Ленская, Е.И, Негневицкая,
З.Н. Никитенко, В. Пенфильд, Р. Робертс, С Д. Рубинштейн, Б. Уайт, Т. Элиот и др.). Организация интенсивного обучения в этом возрасте позволяет за школьный период овладеть двумя, тремя иностранными языками в рамках практического применения. Однако таких технологий для начальной школы, можно сказать, не существует. Становится актуальным в рамках решения данного противоречия осмыслить проблему интенсивного обучения иностранному языку в начальной школе. Изучая психолого-педагогичес-кие механизмы интенсивного обучения иностранным языкам, автор показала, что интенсивные методики преподавания в значительной степени активизируют процессы восприятия и усвоения основ общения, вскрывают новые резервы в мотивации коммуника-
тивных действий и развивают коллективное взаимодействие, имеют живительные силы для методики преподавания иностранных языков.
Однако массовое обучение учащихся в начальной школе сталкивается с неготовностью детей изучать иностранный язык. Литературные и авторские исследования показали, что примерно 30 % детей готовы успешно изучать иностранный язык, все остальные испытывают различные затруднения в этом процессе, которые связаны с отсутствием специальных способностей к изучению иностранного языка [1]. Возникает проблема организации массового обучения иностранным языкам в условиях неготовности большинства учащихся к эффективному изучению иностранного языка как практической деятельности. Исходя из характера этой проблемы, автор провела исследование, раскрывающее особенности педагогики способностей в интенсивном обучении иностранным языкам в начальной школе, а именно изучила психо-лоШ'Педагогические особенности интенсивного обучения иностранного языка в массовой образовательной технологии.
Рассматривая различные аспекты решения проблемы массового обучения иностранным языкам на современном этапе, автор пришла к вывод}; что ее можно решить на основе природосообразного и продуктивного обучения. Обучение иностранному языку следует рассматривать как освоение учащимися одной из специальных компетенций, а личные достижения каждого ребенка по различным видам учебных действий как индивидуальные творческие достижения. Группой специалистов (A.A. Востриков, Е.Н. Дудина, И.А. Иценко) разработан и апробирован курс интенсивного обучения английскому языку в начальной школе [2, с. 232; 3, с. 127].
Интенсивное обучение иностранному языку в начальной школе предполагает начало обучения со второго полугодия первого класса или со второго класса, так как этот возраст является наиболее благоприятным для обучения иностранному языку: ученики уже адаптировались к школьной деятельности, научились читать и писать на родном языке, приобрели элементарные школьные навыки. Ведущие виды учебной деятельности и формирование коммуникативной языковой базы при изучении иностранного языка осуществляются с минимальными затруднениями. С этого момента значительно проще обучить детей навыкам самообразования и самосовершенствования в овладении иностранным языком как важнейшем компоненте продуктивного учебного процесса. Курс дает возможность дальнейшего обучения в странах изучаемого языка, так как включает 2 000-2 500 единиц активной лексики и основных грамматических форм, достаточных для общения.
Принципы природосообразного обучения требуют организации такого педагогического процесса, при котором учащиеся легко, свободно и с удоволь-
ствием обучаются. Реализация этого и других принципов природосообразного образования возможно в рамках продуктивного обучения. В качестве варианта продуктивного обучения в курсе интенсивного обучения иностранному языку были использованы теории и технологии Сибирской системы продуктивного образования (A.A. Востриков) [4]. Эта технология основана на психопедагогике резервных возможностей и предлагает реализацию в педагогическом процессе пяти ведущих резервов, которые скрыты и не используются в классическом обучении. Первый резерв связан с необходимостью выявления дидактических затруднений, что испытывают учащиеся при каждом виде учебной деятельности и тренировки тех способностей, которые эти затруднения снимают.
Выравнивание учащихся по высоким показателям уровня способностей успешно учиться позволяет значительно сократить затраты учебного времени на усвоение содержания обучения по сравнению с классической системой преподавания. Второй резерв связан с интенсификацией интеллектуальных процессов учащихся в педагогическом процессе. Обычно каждый ученик при классических формах обучения активен только в период непосредственного общения с учителем. Это происходит при опросах и коллективных формах работы. Если замерить время интеллектуального напряжения, которое испытывает каждый ребенок в течение недели, то оно незначительно, до одного часа в неделю. Продуктивная педагогика требует от организатора учебного процесса, чтобы не менее 50 % учебного времени было связано с интенсивной интеллектуальной работой. Осуществляется это за счет самостоятельной творческой деятельности детей на уроке. Интенсификация интеллектуальных процессов также приводит к ускорению формирования способностей как к учебной деятельности, так и к качественному усвоению содержания обучения. Это обеспечивает креативная педагогика.
Третий резерв - это отношение ребенка к учебному процессу - его мотивация. Данный аспект имеет огромное значение в качестве усвоения учебного материала, если ребенок обучается для кого-то (учителя, родителей, за оценку и т.д.), его мотивы не стимулируют к умственному напряжению, а больше к формальным формам учебной деятельности. Если мотивация обучения внутренне обусловлена, связана с интересом ребенка, со стремлением самореализоваться, самовыразиться, то это приводит к добросовестному выполнению учебных заданий.
Формирование ряда личностных качеств, необходимых для успешного освоения учебных действий на иностранном языке (коммуникативность, эмпатия, выразительность, умение нравиться и др.) является важнейшим фактором успешности обучения в продуктивной педагогике. Это осуществляется на основе педагогики формирования личности и выступает четвертым резервом интенсивного обучения.
Пятый резерв эффективности связан с организацией восприятия первичного учебного материала, который заложен, как правило, в представленном учебном пособии. Известно, что существует большое разнообразие возможностей восприятия информации, связанных с психофизиологическими особенностями восприятия (аудиал, кинестетик, визуал. левополушарный, правополушарный, от скорости протекания психических процессов, типа высшей нервной деятельности). Необходима такая структура учебного пособия, которая позволяет усваивать учебный материал с первого предъявления и снимает затруднения, связанные с индивидуальными особенностями восприятия материала.
Использование в образовательной технологии этих резервов классического обучения в продуктивном педагогическом процессе приводит к его существенной интенсификации, не вызывая побочного умственного утомления (A.A. Востриков, ПК. Лозанов, Г.А. Китайгородская) [5].
Таким образом, ориентация на основные принципы природосообразного образования и организацию продуктивного обучения на основе резервных возможностей классического образования позволяет создать интенсивный курс обучения иностранному языку нового типа. Одним из важнейших компонентов этого курса образовательной технологии стал вводный цикл пособия, который направлен на тренировку способностей к легкому и свободному выполнению ведущих учебных действий при изучении иностранного языка.
Формирование способностей к изучению иностранного языка в этом возрасте (7-12 лет) создают условия для успешного усвоения других иностранных языков. Важным аспектом интенсивного обучения иностранному языку является формирование навыка самообразования, который позволяет учащемуся не только ориентироваться на учителя и готовый учебный курс, но и самостоятельно совершенствовать языковые навыки, а они могут совершенствоваться всю жизнь.
Обучение должно быть основано на принципах природосообразного образования, поскольку только такое образование позволяет реализовать идеи «свободной школы». Это значит, что учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы детям было легко, радостно и свободно учиться. Ведущие принципы природосообразного образования предопределяют структуру и характер интенсивного обучения иностранным языкам в начальной школе. Автором было показано, что принцип легкости, свободы и увлекательности обучения для своей реализации требует исследования дидактических затруднений по ведущим видам учебной деятельности и разработки системы тренировок необходимых способностей. Принцип самостоятельности и творческой активности в учебном процессе требует изуче-
ння подходов и способов активизации интеллектуальных процессов у учащихся в обучении и организации учебной деятельности таким образом, чтобы самостоятельная творческая активность детей была не менее 50 % учебного времени. Принцип свободы выбора учебной деятельности может быть реализован при эффективном формировании внутренних мотивов обучения и установок на соревновательный и активный типы поведения. В этих условиях уча-щнеся неизбежно будут ориентировать все возможные варианты интересов в рамках учебных, программ.
Продуктивное природосообразное обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к естественному развитию и индивидуальным особенностям учащихся, реализуя принципы легкости, свободы и увлекательности обучения (А. Дистервег, Д. Дьюи, Я.А. Коменский, А.М. Куш-нир, М. Монтессори, И.Г. Пестолоцци, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, С. Френе, Р. Штейнер и др.).
Изучение взаимодействия особенностей интенсивного обучения с принципами природосообразного образования показало, что для интенсивного обучения иностранным языкам в начальной школе эти: принципы носят системообразующий характер и определяют дальнейшие теоретические исследования и технологические разработки.
Для того чтобы изучение иностранного языка было легким, доступным и эффективным, необходимо устранить дидактические затруднения, с которыми учащиеся сталкиваются при обучении. Главной проблемой на сегодняшний день является проблема развиваемых способностей к каждому виду учебной деятельности. Обычно ученики не готовы решать поставленные задачи, из-за чего появляются трудности при обучении, понижается успеваемость, падает интерес.
Существующие представления в теоретической психологии о способностях к учебной деятельности почти не обеспечивают подходы и практику развития и тренировки различных способностей. Концепция прямого развития учебных и творческих способностей в школе как обязательная и самостоятельная форма учебной деятельности была известна уже у М. Монтессори, однако в современной школе она получила свое развитие только в Сибирской системе продуктивного образования.
В рамках этой концепции способности рассматриваются как проявляемая возможность легко и свободно выполнять тот или иной вид деятельности. Если учащемуся предлагается определенный вид учебной деятельности, и он ее легко осваивает, свободно и быстро выполняет, то можно сказать, что он обладает способностью к данному виду деятельности. Если в ходе знакомства с этой деятельностью или ее выполнения ребенок испытывает различные затруднения, то это означает, что у этого ученика слабо выражена способность к данному виду деятельнос-
ти. Вот почему данная концепция рассматривает проблему способностей к учебной и творческой деятельности как комплекс «затруднение в деятельности -легкость и свобода деятельности». С этой точки зрения нельзя говорить о способностях вообще, а следует говорить только о способностях к конкретным видам учебной и творческой деятельности. Исходя из вышесказанного можно диагностировать характер проявления способностей ко всем видам учебной деятельности и, осмыслив психолого-педагогические механизмы их проявления, организовать тренировку тех способностей, которые проявляются в виде дидактических затруднений. Такая тренировка направлена на уменьшение таких затруднений и создание условий для легкого и свободного выполнения этого вида деятельности.
Дальнейшее изучение сложностей и субъективных трудностей учащихся в процессе обучения иностранному языку в начальной школе позволило автору выйти на понимание таких категорий, как дидактические затруднения в обучении иностранному языку и необходимые условия организации педагогического процесса, снимающие эти затруднения.
Было показано, что для плодотворной реализации принципов природосообразности в обучении необходимо исследовать и максимально уменьшить возникающие при обучении дидактические затруднения, чтобы для всех детей в классе учебный процесс протекал свободно, легко и эффективно. Автором исследованы особенности дидактических затруднений, с которыми дети сталкиваются при обучении, и определены пути и способы преодоления этих затруднений. Педагогическая диагностика этих затруднений позволяет выявить недостаток приобретаемых способностей и определить индивидуальную характеристику траектории тренировки этих способностей. Реализация принципа легкости и свободы обучения осуществляется путем предварительной тренировки специальных способностей в учебном процессе. Повышение обучаемости до средних показателей у всех учащихся класса открывает путь для интенсификации и значительного повышения эффективности реального обучения.
Описываемая концепция тренировки приобретаемых способностей основана на технологии лично-стно ориентированного обучения, что требует разработки и ведения системы индивидуальных карт. Для каждого ученика определяются траектория тренировки каждого вида способностей в процессе предварительного обучения и этапы ведения каждого обучаемого в интенсивный курс обучения для того, чтобы группа в целом была готова для успешного усвоения содержания курса. Каждый учащийся реально видит уровень своей компетенции по разным видам учебной деятельности, вместе с учителем и самостоятельно он повышает уровень и ликвидирует пробелы.
При подготовке к формирующему эксперименту были определены пути и способы тренировки базовых способностей в реальном учебном процессе. С этой целью была разработана система тренировочных упражнений по каждому виду способностей к выделенным видам учебной деятельности, а также разработаны упражнения перехода от тренировки способностей к выполнению учебных действий в интенсивном режиме обучения, а также по практическому применению имеющихся способностей. Данные диагностики способностей к изучению иностранного языка вносились в специальный протокол на каждого учащегося, затем эти сведения разносились в сводные протоколы по каждой тренируемой способности.
Протокол развития способности к изучению
иностранного языка
Номинации Занятие №
Баллы I Р
Ч Эмоциональная сфера
0 Фотографическая ИЯМЯ'ЧЬ
□ Тактильная память І
о Зрительная шшятъ
+ Илякхлря тивная память
▲ Ассоциативное запоминали;
* Воображение
Слуховая память
★ Творчество
■чт Знание лексики
Й Диктат-
ш Чтение слов
Была определена система творческих заданий, направленная на поддержание тренируемых способностей на нужном уровне, которые были включены в курс интенсивного обучения. Система обучения построена на основе усвоения способов умственных и чувственных действий. Разработанная система приемов, творческих заданий и моделей была включена в учебное пособие, которое стало основой учебно-методическо-
го комплекса. Формирующий эксперимент представлял собой реально протекающий педагогический процесс на курсах дополнительного образования, составляющий шесть учебных часов в неделю. На начальном этапе учебного процесса в течение полутора-двух месяцев осуществлялась диагностика дидактических затруднений и специальная тренировка базовых способностей. В результате таких тренировок 95 % учащихся курса интенсивного обучения английскому языку показали высокую готовность к легкому и свободному усвоению содержания обучения.
Примером, иллюстрирующим полученные результаты, являются сводные протоколы одной из экспериментальных групп, которые приводятся ниже.
Фамилия, имя Зрительная намять
1 2 3 '41
Велицина Ю. 4 “1 1— 9 10 12)
Белобородов С. 8 12 15 13
БуэлъИ. 7 11 10 13
ГуриковаА, 5 8 10 і і
Кондратьева Ю. 5 15 14
Кротова К. 4 9 13 12
Смольникова Д. 9 10 12 ІЗ
Ширямов С, 1~~ 6 Г 12 15 13
Эгдит С. 4 7 14 ; 11
В первом протоколе приведены результаты учебной деятельности на запоминание при одноразовом предъявлении. Тренировалась зрительная память (16 предметов в одном предъявлении).
Фамилия, имя Ассоциативная память
1 ^ 2 3 ! 4
Белицина Ю. 4 и- 9 15 15
Белобородов С. 5 л ~9 14 13
Буэль И. 5 10 и 11
Гурикова А, 4 13 16 14
Кондратьева Ю. 18 19 1 17
Кротова К. 3 10 10 1 12 1
Смольникова Д. 5 19 Г 19 Гб
Ширямов С. 3 13 14 ^ 10 1
Зглнт С. 3 8 9 9
Во втором протоколе приведены результаты учебной деятельности, направленной на развитие ассоциативной памяти - на умение выстраивать ассоциативные цепочки при предъявлении 20 пар слов. В протоколах отражены четыре временных этапа проверки уровня развития и проявления способностей:
1 - на начальном этапе занятий;
2 - после тренировочных занятий (примерно через 20 занятий);
3 - в юнце учебного года;
4 - в начале следующего учебного года.
По материалам протокола отслеживается эффект нарастания и удержания на более высоком уровне способностей к запоминанию, что оказывает существенное влияние на легкость и свободу запоминания иноязычной лексики.
Автор изучила пути и способы применения полученных теоретических сведений и технологических
приемов обучения немецкому языку, а также других школьных предметов. Анализ качества обучения учащихся интенсивных курсов основывался помимо объективных критериев, связанных с характером оценок по этим предметам, на анкетировании учителей, у которых эти дети учатся, и родителей. Изучение эффективности обучения но разным школьным предметам показало, что успеваемость по другим предметам у этих детей повысилась. Анкетирование выявило, что разработанный автором этап предварительного формирования базовых способностей к учебной деятельности на курсах английского языка имеет некий универсальный характер, так как послужил основанием для улучшения эффективности усвоения учебного материала но другим предметам, В результате полученных теоретических и экспериментальных данных были разработаны рекомендации по ведению предварительных тренировок способностей при интенсивном обучении иностранному языку в начальной школе - это методическое пособие к вводному курсу по изучению английского языка для учителей. Выделенные рекомендации стали основой для компоновки структуры действующего курса и учебника.
Тренировка приобретаемых способностей по разрабатываемой автором технологии выступает как предварительный этап обучения, она так и представлена в курсе и базовом учебном пособии.
Экспериментальное исследование подтвердило, что легкости и свободы обучения иностранному языку в начальной школе можно достигнуть, если изучить основные дидактические затруднения при обучении каждому виду учебной деятельности и организовать предварительную тренировку необходимых способностей, сохраняя ее как поддерживающую методику на протяжении всего процесса обучения.
Полученные в исследовании теоретические положения, подтвержденные экспериментом, позволили сформировать концепцию предварительного развития специальных способностей к изучению иностранных языков как важнейшего условия реализации принципов легкости, свободы в обучении. Сделан вывод о том, что разработанная концепция и технология могут быть использованы не только при обучении иностранным языкам, но и в процессе обучения другим предметам в начальной школе.
Литература
1. Бушков Л,И. К проблеме языковых способностей II Иностранные языки в школе. 1980. № 3.
2. Востриков A.A. и др. English Intensive Course for Children and Their Parents. 1-й год обучения. Томск; Новосибирск, 1999.
3. Востриков A.A. 14 др. English Intensive Course for Children and Their Parents. Тетрадь творческих заданий. 1-й год обучения.
Томск; Новосибирск, 2000.
4. Востриков A.A. Теория, технология и методика продуктивной педагогики в начальной школе. Томск, 1999.
5. Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. М., 1986.
Ж/1, Иценко
ОСОБЕННОСТИ КРЕАТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ ИНТЕНСИВНОГО
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Томский государственный педагогический университет
В последние десятилетия в странах Евросоюза произошла существенная продуктивизация школьного образования. Сибирская система продуктивного образования также выступает как новая образовательная технология, направленная на продуктивное становление личности учащегося. И на первый план мы выводим понятие компетентности.
Компетентность - это уровень осведомленности личности в той или иной сфере деятельности', позволяющий ответственно выполнять эту' деятельность.
В настоящее время владение интеллектуально сложной профессией помимо профессиональной компетентности дополняется комплексом общих компетентностей:
- владение иностранными языками,
- умение пользоваться компьютером и основными офисными программами,
- умение грамотно говорить на родном и изученных языках,
- умение набирать информацию на компьютере со скоростью не менее 100 знаков в минуту,
- читать со скоростью не менее 200 слов в минуту?
- обладать высоко! эмоциональной устойчивостью,
- быть общительным и вызывать симпатию у окружающих,
- быть аккуратным и исполнительным и т.п.
Современная школа в России переживает сложный период. С одной стороны, идет развитие и становление рыночных отношений, с другой стороны, общество переходит из развитых индустриальных отношений в постиндустриальные. Современные рыночные условия жестко отразились на подготовке