Научная статья на тему 'Психолого педагогические аспекты самореализации личности в профессиональной деятельности'

Психолого педагогические аспекты самореализации личности в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
458
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пивкин С. Д.

В статье рассматриваются этапы и уровни самореализации личности в ее стремлении к творческому саморазвитию. Особое внимание уделяется ведущим силам реализации личности, способствующим наиболее ее полному самовыражению и достижению творческих результатов в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper studies stages and levels of self fulfillment of a personality in achieving creativity and self improvement. A focus is on leading forces of self fulfillment enabling the personality to fully express himself and achieve creative output in the professional activity.

Текст научной работы на тему «Психолого педагогические аспекты самореализации личности в профессиональной деятельности»

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПИВКИН С.Д.

В статье рассматриваются этапы и уровни самореализации личности в ее стремлении к творческому саморазвитию. Особое внимание уделяется ведущим силам реализации личности, способствующим наиболее ее полному самовыражению и достижению творческих результатов в профессиональной деятельности.

Потребность человека преобразовать окружающий мир и себя в нем, постичь истинные ценности бытия возвращает нас к таким универсальным понятиям, как самопознание, самооценка, самонаблюдение, самоопределение, самоутверждение, самоуправление, самореализация, самосовершенствование, самоконтроль и другим сторонам трудно постижимой самости. Наиболее важным из образований самости, как считает В.И. Андреев, является саморазвитие личности, которое как бы возвышается над всеми процессами самости и характеризует личность в ее стремлении к внутреннему росту. По мнению автора, наивысшим уровнем саморазвития является творческое саморазвитие, которое представляет собой «особый вид творческой деятельности субъект-субъектной ориентации, направленной на интенсификацию и повышение эффективности процессов самости, среди которых системообразующими являются самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, творческая самореализация и самосовершенствование личности» [1, с. 67].

Самоуправление, самоорганизация, самоконтроль - вот далеко неполный арсенал, который используется для достижения личностно значимых результатов в своем развитии, однако, овладение ими не может являться самоцелью, они могут служить средством или механизмом для выполнения профессиональных задач в каком-либо виде деятельности, в котором эта личность способна проявить себя в наибольшей степени. Человек по своей социальной природе стремится выразить себя через результаты своего труда и удовлетворить свою потребность в индивидуальном и профессиональном росте как определенным образом сложившаяся личность или, точнее говоря, реализовать себя в конкретном виде деятельности.

Самореализация может рассматриваться как реализация личностного потенциала, высших способностей и возможностей человека, его самости, свободной воли в любых направлениях деятельности и его самосовершенствование в гармонии с окружающей действительностью и социумом.

Единонаправленные по своей сути, но разные по проявлениям психологические самопро-цессы - самопознания, самооценки, самоопределения, самоуправления, саморегуляции и самоорганизации - представляют собой платформу для развертывания структуры самореализации и самосовершенствования человека, который стремится заявить о себе как о созидающей личности, способной внести что-то новое в этот мир, оставить свой след за счет уникальности своего бытия и сотворения своего «Я» в нем. Логика выстраивания структуры самореализации личности, следовательно, может с определенной долей условности обрести некую последовательность, если принять во внимание, что познание самого себя и все, связанные с этим процессы, не происходят изолированно друг от друга, а тесно переплетаются между собой и ведут к некой конечной цели существования человека на земле: выразить себя

The paper studies stages and levels of self fulfillment of a personality in achieving creativity and self improvement. A focus is on leading forces of self fulfillment enabling the personality to fully express himself and achieve creative output in the professional activity.

доступными средствами как неотъемлемую часть этого бесконечно сложного и развивающегося мира. Синергетичность и открытость такой структуры вполне согласуется с необходимостью учитывать ее связи с внешней средой и социумом, поскольку признание саморазви-вающего характера выстраиваемой системы в гармонии с окружающим миром есть условие ее жизнеспособности. Философским основанием такой системы могут служить идеи становления «возможного», предельно свободного человека в работах Р. Декарта, И. Канта,

Н.А. Бердяева, М.М. Бахтина, М.К. Мамардашвили и других. Обретение человека своей самости представляет собой не что иное, как становление зрелой личности как таковой. Это, по сути, является ответом на новые вызовы времени, которые вынуждают специалистов говорить о развитии человека как самоорганизующейся и саморазвивающейся личности в условиях предельной свободы самовыражения. Социальная среда определяет новые рамки и возможности роста и воспитания человека как творческой личности, развивающейся в процессе самообразования и самовоспитания. В результате активного использования творческого потенциала индивида развитие перетекает в саморазвитие личности, обладающей большими степенями свободы в реализации своих потенциальных способностей, в творческой самореализации.

Включение в структуру самореализации самопознания необходимо и в высшей степени оправданно, поскольку без самопознания невозможно поступательное движение вперед. С самого первого момента самосознания субъект становится открытым этому миру и включенным в его предметную и духовную сферу, пронизывающие все материальное и идеальное пространство. Самочувствие, самонаблюдение и самоотношение расширяют знание субъекта о себе самом и служат тем необходимым инструментарием, без которого человек теряет связь с окружающим миром предметов, явлений и идей. Самооценка дает возможность субъекту определить свои слабые, сильные стороны, найти свое место в этом мире и способствует тому, что у него формируется понимание своего назначения и призвания. Самоопределение подводит своеобразную черту под длительный и трудный процесс выбора жизненного пути, который чаще всего обретает форму профессионального становления. Знание своих возможностей и способностей, а также личных качеств позволяет субъекту управлять своими действиями и поступками и наилучшим образом организовать свой внутренний потенциал для решения жизненно значимых задач, а также контролировать свой прогресс в достижении поставленных целей.

Схема. Структура самореализации личности

Глобальная цель скрепляет возводимое субъектом главное здание своей жизни, которое он строит на протяжении всего жизненного цикла. Цель должна быть достойной для того, чтобы человек сформировался как зрелая и состоявшаяся личность. Выбор глобальной цели субъектом происходит не спонтанно, а является плодом размышлений, осознанных решений и свободного выбора. Серьезные идеи, увлечения и намерения могут прийти и случайно, но всегда за ними стоит нечто значительное, оправдывающее те физические, интеллектуальные и духовные затраты, а также время, которые индивид тратит на главное дело своей жизни. Как правильно выбрать достойную цель в жизни - далеко непраздный вопрос. Некоторые авторы дают подробные рекомендации и определяют критерии, позволяющие из обилия целей, малых и больших, выбрать главную, личностно значимую, которая, как путеводная звезда, могла бы вести его по жизни. Поставленная цель требует того, чтобы все личностные ресурсы человека были, прежде всего, правильно учтены, а затем соответствующим образом организованы и направлены на достижение этой цели. Стремясь к достижению цели, индивид вкладывает весь свой внутренний потенциал и интеллект в ее осуществление. Если глобальная цель достойна того, то нередко она требует наивысшего напряжения сил для претворения ее в жизнь. И тогда можно говорить о том, что, добиваясь цели, зрелая личность совершенствует себя, иногда на грани возможного. Наиболее впечатляющие плоды дают творческие виды деятельности, соответственно поднимающие планку достижений до уровня творческой самореализации личности. Реализовать творческий потенциал удается далеко не каждому: это задача поистине глобального масштаба для любой личности. Однако именно такая задача при-

носит наибольшее удовлетворение человеку, поскольку она полностью захватывает, возвышает и раскрывает его как творчески одаренную и свободную личность.

Вопрос о том, как важно понять, что человек идет в правильном направлении и занят настоящим творческим трудом, а не просто впустую растрачивает свою энергию, является результатом долгих размышлений и раздумий. Нередко приходится слышать, что жизнь проходит, а человек продолжает мучительно себя искать и, не найдя себя, заканчивает жизнь трагически. Для того чтобы этого не произошло, необходима постоянная внутренняя работа над собой, необходимо себя совершенствовать, идти вперед, не останавливаться на достигнутом.

Несмотря на трудность выявления того, что является удовлетворительным для самореализации одной личности и совершенно недостаточно для другой, тем не менее, всегда предпринимались попытки создать некую шкалу для определения уровня самореализации человека. Окончательно решить эту задачу не представляется возможным в силу субъективности этого понятия. Вместе с тем вполне допустимо пользоваться в практических целях шкалой уровней самореализации личности, которая учитывает основные результаты творческого труда:

- уникальный уровень самореализации гениальной личности;

- высокий профессионально-творческий уровень самореализации личности;

- недостаточный или средний уровень самореализации личности;

- низкий уровень несамореализовавшейся личности.

Обобщая и осмысливая вышеизложенное, можно следующим образом охарактеризовать

личности, представленные в данной шкале. Для гениальной личности с уникальным уровнем самореализации характерны: высокий интеллект; предельно высокая креативность; гиперактивность психики; склонность к крайним эмоциональным состояниям; чрезвычайно мощная активность бессознательного (В.Н. Дружинин).

Для личности с высоким профессионально-творческим уровнем самореализации характерны: творческая активность (З. Фрейд); высокая мотивация личностного роста (Г. Олпорт, А. Маслоу); потребность в полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей (А. Маслоу); способность восхождения к идеальному «Я», самораскрытию (Р. Ассарджиоли); высокая мотивация достижений (А.М. Матюшкин); независимость - личные стандарты важнее стандартов группы, некомфортность оценок и суждений; открытость ума -готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость нового; высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях; развитое эстетическое чувство, стремление к красоте (А. Олах); сильный характер; смешанные черты женственности и мужественности в поведении; склонность к проявлению крайних эмоциональных состояний и психофизическому истощению; высокая тревожность и плохая адаптивность к социальной среде (В.Н. Дружинин); чувство юмора (К. Тейлор).

Для личности с недостаточным или средним уровнем самореализации характерны: недостаточный уровень креативности; невысокая самооценка, неуверенность в себе; низкая мотивация личностного роста; неярко выраженная потребность в реализации своих способностей и жизненных возможностей; сдержанность, слабо проявляющаяся способность самораскрытия; недостаточная мотивация достижений; зависимость от мнения, оценок и суждений группы; низкая восприимчивость нового; недостаточно развитое эстетическое чувство; сдержанная активность в нестандартных ситуациях, неярко проявляющийся характер; редко проявляемое чувство юмора; слабая социальная активность.

Для несамореализовавшейся личности или личности с низким уровнем самореализации характерны: чрезвычайно слабо выраженная способность креативности или отсутствие таковой; заниженная (либо завышенная) самооценка; отсутствие мотивации личностного роста;

плохо выраженная (либо чрезмерная) потребность в реализации жизненных возможностей; нежелание или неумение выразить себя; крайне низкая мотивация достижений (либо неопределенная); сильная зависимость от мнения, оценок и суждений группы или безразличие к таковым; склонность к устоявшемуся укладу жизни, невосприимчивость нового; неразвитость эстетического чувства; пассивность в социальной среде или полное отсутствие интереса к окружающим; безвольный или слабый характер.

Совокупность различных факторов, определяющих успешность осуществления намеченных индивидом глобальных целей и задач, выступает как «ведущие силы» самореализации личности. Долголетний опыт наблюдения и исследования в этой области позволяет говорить о том, что в эту совокупность входят следующие компоненты 1) способности, 2) мотивация, 3) воля и 4) личные качества.

Личностно-деятельностный подход к проблеме самореализации характеризует этот процесс как сознательную работу индивида над собой в целях совершенствования его интеллектуальных, эмоциональных и морально-волевых качеств. Самореализация личности возможна только в деятельности, ибо вне деятельности личность не может проявить свой потенциал и способности. Деятельностный подход позволяет утверждать, что способность к внутренней работе над собой развивается в деятельности, связанной с решением профессионально и лич-ностно значимых задач. Из перечисленного ряда компонентов остановимся на личных характеристиках человека, которые также в немалой степени влияют на его достижения как само-развивающейся творческой личности.

Под чертой характера принято понимать устойчивые формы или шаблоны поведения, которые возникают в определенных ситуациях с достаточной вероятностью, так что можно предвидеть это поведение [5].

В результате профессиональной самоорганизации индивид формирует в себе определенные черты характера, способствующие его успешной самореализации в конкретной сфере деятельности. К ним, очевидно, можно отнести следующие наиболее важные интеллектуальные, эмоциональные и морально-волевые черты характера:

- склонность к конкретной профессиональной работе, профессиональный интерес;

- стремление к профессиональному самосовершенствованию и росту;

- стремление к достижению результата и успеху;

- любознательность, коммуникабельность, открытость новому;

- эрудиция, изобретательность, творческий подход к работе;

- стремление к развитию и саморазвитию как профессионального работника;

- готовность трудиться с эмоциональным подъемом, радоваться и переживать за результаты своего труда;

- уверенность в себе, ответственность за выполняемый труд;

- сила воли, настойчивость в выполнении взятого на себя обязательства;

- стремление осуществлять самоконтроль.

Наличие тех или иных черт характера во многом определяет пристрастия и наклонности человека, которые располагают его к конкретным видам деятельности. Сознательная работа человека над собой с целью совершенствования интеллектуальных, эмоциональных и морально-волевых черт характера приводит к тому, что он растет в своих собственных глазах и с большей уверенностью берется за трудные и творческие задачи, которые не только приносят ему удовлетворение, но и меняют его как личность, способную к значительным свершениям в своей жизни. Творчески зрелая личность не склонна ограничивать себя рутинной работой, а по возможности стремится превратить труд в радостное занятие при наличии, конечно, соот-

ветствующих условий. Умение сделать свою жизнь интересной, творчески осмысленной, нацеленной на достижение значительных результатов - далеко не праздное занятие, а требует развития определенных стараний и воспитания в себе соответствующих качеств. Желание добиться успеха в своих делах не является тем качеством холодного прагматика, оно воспитывает в человеке чувство долга и ответственность за выполняемое дело, ведет его к более значительным свершениям и достижениям в жизни. Индивидуальные качества человека позволяют ему справляться с жизненными проблемами или наоборот уводят его от главного в жизни, поэтому работа над собой никогда не должна прекращаться, как нет предела совершенству. Стремление к неким высотам в профессиональной или иной деятельности, умение добиться успеха не только мобилизует в человеке внутренние ресурсы, но и одновременно внутренне преобразует и совершенствует его как постоянно развивающуюся личность.

Библиографический список

1. Андреев В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого развития конкурентоспособности. - Казань: Центр инновационных технологий, 2004.

2. Бердяев Н.А. Самопознание. - М.: «Книга», 1991

3. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. 2002. № 2.

4. Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. - СПб.: Русск. Христ. Гуманит. Ин-т, 1997.

5. Орлов Ю.М. Восхождение личности. - М.: Просвещение. 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.