С. Д. Пивкин, Н. Ш. Валеева, А. И. Мингалеева
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИННОВАЦИОННОМ КУРСЕ
Ключевые слова: самоопределение, потенциально более значимая личность, самосознание, дополнительное образование.
Статья посвящена самоопределению инженеров в техническом вузе, в том числе за счет использования возможностей дополнительного образования. Рассматриваются проблемы самосознания, осознания своих объективных возможностей как относящихся к потенциально более значимой личности, самооценки и самовыражения на уровне смыслов.
Key words: self-identification, potentially significant personality, self-consciousness, optional courses.
This paper studies self-identification of engineers within conventional education followed by optional courses. An emphasis is placed on self-consciousness, awareness of human actual capabilities as related to potentially significant personality, as well as self-assessment and self-manifestation based on consciousness.
В ранний студенческий период особого звучания достигает осознание себя как индивидуальности и, в особенности, размышления над своей субъективной жизненной позицией.
Осмысленное отношение к своему будущему,
связанному во многом с профессиональной
деятельностью, заставляет молодое поколение
принимать решения, которые оказывают влияние на
их последующую жизнь. Современные условия жесткой конкуренции на рынке труда поднимают значимость этой проблемы на новый уровень.
Личность, стоящая перед проблемой
самоопределения, испытывает при принятии решения огромное давление со стороны общества, задающего социальный заказ на определенный род деятельности. Обостряется противоречие между необходимостью выполнения социальной роли, навязываемой
обществом, и стремлением преодолеть внешние обстоятельства и поиском опоры внутри себя. Понимание приходит, когда человек находит тонкую грань между собой и остальным миром, противостоящим ему, и в силу этого не становящимся враждебным ему, его экзистенциальному осознанию своего места в этом мире. Многократно возрастает значение состояния внутренней устойчивости и гармонии внутреннего мироощущения. Человек учится находить себя в существующем миропорядке, познавать окружающий его сложный мир, в том числе через свою профессию.
Профессиональное самоопределение
молодого поколения претерпевает сложные процессы и отнюдь не прекращается с поступлением в вуз или иное учебное заведение. Диверсификация
профессиональной подготовки, в том числе использование возможностей дополнительного образования в вузе, являющегося предметом нашего рассмотрения, ставит перед молодыми людьми новые вопросы и вызовы:
- в какой мере дополнительная подготовка удовлетворяет индивидуальным потребностям обучающихся,
- как влияет дополнительное образование на профессиональные характеристики выпускника, его конкурентоспособность,
- возможна ли гармонизация параметров основного образования с дополнительным,
- достаточно ли у соискателя интеллектуальных и физических ресурсов для обучения двум специальностям одновременно,
- в какой мере новые технологические решения обеспечивают привлекательность и эффективность дополнительного образования.
Ответы на поставленные вопросы не столь однозначны, как это может показаться на первый взгляд. Для этого требуется проведение лонгитюдных экспериментальных исследований и обобщения результатов практической работы.
В многочисленных работах, посвященных самоопределению, следует выделить:
1) временные рамки как компоненты самоопределения - психологическое настоящее и будущее. Основная функция психологического настоящего - саморазвитие через самопознание и самореализацию, психологического будущего -обеспечение смысловой и временной перспективы;
2) позиция человека в процессе самоопределения - как субъекта собственной жизни. Важнейшей характеристикой личности в качестве субъекта самоопределения выступают знание своих объективных возможностей, своих жизненных ценностей и осознание своих целей;
3) обусловленность самоопределения
соотношением общественного и индивидуального;
4) роль самосознания в процессе
самоопределения - осознание своих качеств и их оценка, представление о своем реальном и желаемом «Я», оценка себя и другого [9, с.45].
Последний пункт вызывает особый интерес у исследователей в силу сложности и масштабности поставленной проблемы.
Самосознание непосредственно вытекает из нашего понимания своей самости. Самость, т.е.
интегральная целостность, “одноличность”,
«подлинность» индивида, на основании которой он отличает себя от внешнего мира и от остальных людей. Самость - это единство “реальной” идентичности индивида и его самосознания” [6, с.15]. Сознательное “Я” подчинено или включено в самость,
наделенную своими особенными признаками, неким голосом и внутренним пониманием своей идентичности и непохожести на других. “Сила “Я” обозначает способность индивида поддерживать свою самость против внешних (давление среды) и внутренних (спонтанные эмоциональные влечения) факторов.” [6, с. 18] “Я” нуждается в
самоутверждении, в понимании того, что власть и влияние, которыми оно обладает, реальны и определяют поведение человека. Процесс постижения своей самости не прекращается в течение жизни, и на каждом ее этапе в него вносится новое содержание.
Каждый человек с различной степени глубины видит образ своего “Я”. Более того, этот образ в его представлении и представлении окружающих его людей может быть разным, как-то: идеальным, более и менее реалистичным, искаженным и т.п. Однако при всех расхождениях в видении этого образа его внутренняя идентичность, как отпечатки пальцев, не позволяет его путать ни с чем другим. Очень важно найти признаки этой идентичности и учесть их в практической работе. Человек ищет себя в профессии, но и условия реализации профессиональных интенций
предоставляют новые возможности для самопознания еще формирующейся личности. Человек по-новому открывает себя в работе, как бы рождается заново в реальном труде и вместе с эти трудом преобразует себя в нравственном, эмпирическом и профессиональном планах.
Ряд таких известных ученых, как М.М. Бахтин, В.П. Зинченко, М.К. Мамардашвили, А.А. Пузырей, придерживается весьма продуктивной точки зрения о том, что необходим поиск и создание условий для роста и движения человека вперед как потенциально более значимой личности чем, то, что она теперь есть. Человек стремится выразить себя в этом сложном мире, ищет возможность сказать свое слово, заявить о себе так, как это ему еще не удавалось сделать.
«Указанный подход можно рассматривать как исследование в рамках психологии становления «возможного» человека - человека в перспективе своего развития; иными словами, с точки зрения того, кем он может быть и должен еще стать, т. е. наличного ставшего» [4, с. 30]. Некоторые ученые, в частности М.К. Мамардашвили, склонны считать, что по-
настоящему увидеть мир новым и себя в нем возможно через мир чувств и переживаний, через искусство. Для него произведения искусства не что иное, как «сильная форма, есть орудие вертикального просечения жизни» [7, с. 204]. В широком смысле этого слова искусство оказывается текстом сознания, помогающим преодолевать узкие рамки наличествующего бытия. Не состоит ли наша задача в таком случае, чтобы создать условия для приближения нашей актуальной деятельности к формам искусства в широком их понимании? “Осуществить значит: развернуть нечто до полноты его существа, вывести к этой полноте, рго^сеге -про-из-вести” [7, с. 192]. Эта полнота, «объемность понимания действительности» реализуема в формате
«полного текста», выходящего за рамки обыденной ситуации и выводящего нас на уровень смыслов. Смысл позволяет взглянуть на окружающее бытие в другом масштабе, чем это допускает обыденная ситуация.
«Смысл создает, таким образом, условия для выхода человека в иное измерение (вертикальное) -измерение полных и незавершенных образов и ситуаций, которые возмещают неполноту и незавершенность эмпирических событий. Чтобы «спасти себя от эмпирической зависимости, человек обращается к «полным текстам» (ведь можно не дожить до встречи со смыслом собственной жизни!). Полный текст восполняет эмпирические данные и обеспечивает нашу независимость от эмпирических событий. Можно выразить эту мысль, используя изречение из Евангелия: «В начале было Слово, и Слово было Бог» [4, с.33].
Реальный план нашей жизни не всегда оказывается доступен нам в повседневной действительности, а тяга познать жизнь в ее совершенном и предельно ясном виде, ее высший смысл в исчерпывающей полноте, а также высший смысл существования субъекта в реальном мире непреодолима в человеке. И здесь мы сталкиваемся с не менее важной проблемой: каковы пределы свободы в познании себя, как вобрать в себя ту «полноту», недоступную для нашего понимания в обыденной жизненной ситуации, как ощутить свою идентичность в бурно несущемся потоке жизни? Очевидно, часть ответа на этот вопрос следует искать в ценностносмысловой сфере субъекта, и эта сфера тесно связана с развитым самосознанием, со способностью к самопознанию.
Уникальной способностью человека остается его дар самопознания. Он присущ человеческой натуре, хотя потребность в нем у разных людей проявляется по-разному. К тому же результаты самопознания не одинаковы и не имеют очевидных границ. “Тайна личности, ее единственности никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек
- микрокосм и заключает в себе все. Но актуализировано и оформлено в его личности лишь индивидуально-особенное.” [2, с.14]. Несмотря на архисложность этой задачи человек стремится познать себя и ответить на вопрос первостепенной важности: каково его назначение в реальном мире?
Как отмечают многие исследователи, самоопределяющаяся личность - это
самооценивающий субъект. Желание индивида ощутить себя живым существом и осознать свою ценность приводит к такому феномену, как самооценка. Остановимся более подробно на этом феномене, он вызывает практический интерес у специалистов для установления начальных параметров при определении курса обучения, в особенности носящего инновационный характер.
“Самооценкой Куперсмит называет присущее индивиду чувство собственной ценности, которое для других людей проявляется в тех или иных его реакциях. Самооценка, которую вырабатывает и
поддерживает человек, является сугубо личным и субъективным психологическим состоянием. Тем не менее, как считает Куперсмит, ее можно изучать, поскольку она проявляется в поведении” [3, с.146].
Изучая себя, человек одновременно и оценивает себя. Без самооценки невозможно ориентироваться в жизни, строить свое поведение среди людей, ставить перед собой задачи и реализовывать их в жизни, найти свое место, самоопределиться, проявить свой жизненный потенциал как существа мыслящего.
Самооценка позволяет правильно планировать свои действия, при необходимости корректировать намеченные планы для более полной реализации поставленных целей, формировать свою позицию в жизни, отказываться от ложных идеалов и ценностей.
Самооценка свидетельствует о способности индивида понять, что может он достигнуть в своей непосредственной деятельности, опираясь на
жизненный опыт, который он накопил к данному моменту. Разумеется, человек оценивает себя по-разному в зависимости от возраста, психологического состояния, образования и прочих факторов. Однако даже такое разное знание о себе позволяет ему ориентироваться в окружающей обстановке и
осуществлять профессиональную или иную
значимую деятельность и удовлетворять его потребности развития и саморазвития. Субъект заинтересован в адекватной самооценке своих внутренних ресурсов для того, чтобы правильно планировать свои действия и строить свое поведение и в целом жизненную стратегию.
Стремление понять себя учит слышать свой внутренний голос и осознать себя как субъекта собственной жизни. Как ощутить себя творцом своего бытия? Очевидно, необходимо создавать такие условия, которые позволили бы человеку увидеть себя «обновленным», способным к нравственнодуховному, интеллектуальному и общекультурному развитию. Человек должен быть подготовленным и зрелым для того, чтобы создать внутри себя «инструментарий» (некий психологический орган), облегчающий этот путь внутреннего обновления. Некоторые исследователи, в частности Т. М. Буякас, предлагают использовать в качестве такого инструментария «общекультурные символы». «Сопряжение себя с символом погружает человека в пространство, внутри которого индуцируются высшие смыслы и состояния, отличные от тех, которые порождаются нашим эмпирическим потоком» [4, с. 35]. Связывая событие со смыслом, человек оказывается вовлеченным в создание нового смысла, т.е. в не прекращающийся процесс, поскольку вопрос о смысле остается вечным. По мнению авторов, смысл открывает некое пространство для порождения новых смыслов вместе с человеком, вовлеченным в его (символа) реальность. Узнавая новое во вне, человек ищет новое в себе и открывает новые семантические смыслы в знакомом. И здесь правомерно сказать о внутреннем диалоге, в котором смысл становится живым участником и в результате
которого рождается подчас в муках тот новый смысл, новое знание, открывающее человеку путь к истинному пониманию себя, к его самосовершенствованию. Внутри субъекта рождается «прочувственное», осознанное бытие человека для себя, которое определяет его отношение к жизни, себе, работе, сложившееся на основе прожитого индивидуального опыта, обладающего реальной психологической силой.
Если следовать указанной логике, то очевидным становится, что первоначально искусственно созданная символьная форма, столь необходимая для сложных видов человеческой деятельности, через переживание и чувственный опыт обретает силу живого воздействия на человека, на его понимание своей сути и предназначения. Внешняя активность человека никоим образом не умаляет значение внутренней работы, его внутреннего голоса, напротив, мыслящий человек живет особой внутренней жизнью, напряжение которой определяет его творческое лицо и индивидуальность. Опыт человека уникален прежде для него самого, субъект постоянно ведет с собой внутренний диалог: что-то его не устраивает в настоящем, он анализирует свое поведение, вслушивается в свой внутренний голос, ищет гармонии внутри себя. Эта напряженная, порой мучительная внутренняя работа выливается в какое-то принятие взвешенных решений значимого
характера, т.е. человек стремится найти смысл
каждому своему поступку. На основе сосредоточенного внутреннего переживания, выливающегося в обретение нового смысла, складывается механизм внутреннего видения, столь свойственного прозорливым или обладающим
творческим складом людям. Видящий взор, озарение, своеобразный инсайт есть следствие того
психологического инструментария, который развил в себе человек, пытаясь обрести новые смыслы, определяющие его стратегию равно как в конкретной ситуации общения, так и в процессе профессионального взаимодействия или в жизненно определяющих событиях. В процессе диалога с самим собой, сосредоточенного внутреннего переживания, сложившегося чувственного опыта человек узнает себя в постижении новых смыслов, открывающих перед ним новые горизонты и главный смысл, что он есть для себя самого.
Учитывая особенную значимость самооценки для профессионального самоопределения субъекта, нами было проведено экспериментальное исследование студентов технического вуза, отобранных для прохождения инновационного курса «Переводчик в сфере профессиональной
коммуникации» в рамках дополнительного
образования. Дополнительное образование, как нам представляется, призвано не только повысить статус учащегося студента, но и дать ему возможность наиболее полно раскрыться на этапе обучения в вузе, расширить свои профессиональные и общекультурные интересы и предпочтения в период их активного формирования.
Набор учащихся по указанной специальности осуществлялся исключительно на основе интереса к профессии. Признавая высокую мотивированность отобранного контингента студентов, безусловную ценность для организации инновационного обучения представляет психологический облик обучающихся, их способность к реализации своих внутренних ресурсов и возможностей, потенциал для их дальнейшего развития и саморазвития.
Проведенный опрос подтвердил положение о том, что знание психологических характеристик личности открывает большие возможности для адаптации разработанного курса к конкретной аудитории. Что более существенно - выявленные данные являются веским психологическим основанием для обучающихся правильно оценить себя, свои слабые и сильные стороны, имеющиеся внутренние резервы, правильно планировать свою профессиональную или иную значимую деятельность и в конечном итоге строить свою жизненную линию.
Результаты проведенного обследования дают также основания положительно ответить на ряд поставленных выше вопросов. Однако они требуют развернутых экспериментальных исследований в данном направлении для того, чтобы расширить наше представление о том, в какой мере дополнительное образование, спектр предлагаемых дисциплин и академических курсов способны удовлетворить познавательные интересы обучающихся, их растущее стремление к диверсификации своих знаний, получаемых по окончании высшего учебного
заведения, их глубине, уровню и профессиональной ориентированности, а также открыть те заманчивые горизонты для нравственно-духовного,
интеллектуального и общекультурного развития, которые студенты не смогли обнаружить, постигая тот стандартный набор академических курсов, который предлагает специализированный
технический вуз.
Литература
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
2. Бердяев Н.А. Самопознание. М.: «Книга», 1991
3. Бернс Р. Я- концепция и Я- образы. В: Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХРАМ-М», 2000.
4. Буякас Т.М. Проблема и психотехника
самоопределения личности // Вопросы психологии. 2002. № 2.
5. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3.
6. Кон И.С. Категория «Я» в психологии. В:
Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХРАМ-М», 2000.
7. Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. СПб.: Русск. Христ. Гуманит. Ин-т, 1997.
8. Пивкин С.Д. Концепция самореализации языковой
личности в рамках модели смылообразования /
С. Д. Пивкин // Вестник Казан. технол ун-та. - 2011. -Т. 14. № 1.
9. Шустова И.Ю. Процесс самоопределения
старшеклассников // Педагогика. 2005. № 5.
© С. Д. Пивкин - канд. пед. наук, доц. каф. иностранных языков НХТИ КНИТУ, [email protected]; Н. Ш. Валеева - д-р пед. наук, проф., зав. каф. социальной работы, педагогики и психологии, [email protected]; А. И. Мингалеева - ст. препод. каф. иностранных языков в профессиональной коммуникации КНИТУ.