Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТИЗМ / РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ФГОС / НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТЕМП РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ревякина О.С.

В данной статье рассмотрены особенности развития детей с расстройствами аутистического спектра, а так же представлены варианты начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ревякина О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

56

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

[Электронный ресурс] // NB: Проблемы общества и политики. - 2013. -С. 74-103. - Режим доступа: http://e-notabene.ru/pr/article_455.html (дата обращения: 27.03.2016).

3. Сунцова А.С. Теории и технологии инклюзивного образования. -Ижевск: изд-во «Удмуртский университет», 2013. - 110 с.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

© Ревякина О.С.1

Крымский республиканский центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, г. Симферополь

В данной статье рассмотрены особенности развития детей с расстройствами аутистического спектра, а так же представлены варианты начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова аутизм, расстройства аутистического спектра, федеральный государственный образовательный стандарт, ФГОС, начальное общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования, индивидуальный темп развития.

Аутизм - это комплексное нарушение развития, включающее проблемы с социальным взаимодействием, освоением языка и целым рядом эмоциональных, когнитивных, двигательных и сенсорных способностей, а также отставание в развитии этих способностей. Наряду с этим часто наблюдаются специфические формы поведения [2].

В последние годы, аутистические расстройства стали объединять по аббревиатурой РАС - расстройства аутистического спектра. Среди аутистиче-ских расстройств есть строго аутизм (Каннера, Аспергера, Ретта, атипичный), а также аутистическое поведение.

В настоящее время в отечественной психологии и педагогике особую актуальность приобретает проблема социализации детей с расстройствами

1 Педагог-психолог.

аутистического спектра. За последние 10 лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз [4].

Причины роста заболеваемости, как и причины самого аутизма, неизвестны. Многие исследования подтверждают роль генетических факторов. Тем не менее, единой причины, вызывающей это заболевание, до сих пор найти не удалось [1].

Для аутизма и расстройств аутистического спектра характерны проблемы с установлением контакта, формированием отношений, мышлением и общением (не важно, жестами, словами или знаками). Эти комплексные проблемы развития могут проявляться по-разному и встречаться в разных сочетаниях. Не у каждого ребенка с одним и тем же общим диагнозом все эти проблемы обнаруживаются в одной и той же степени. Например, дети с синдромом Аспергера нередко обладают большим лексическим запасом и могут рано начинать читать, но при этом испытывают трудности с осмысленным употреблением слов в верном эмоциональном ключе. Они могут просто повторять слова или понимать их исключительно в прямом словарном значении. Кроме того, им тяжело даются отношения с другими людьми и общение, сопровождающееся эмоциями и жестами.

Аутизм и расстройства аутистического спектра характеризуются тремя ключевыми, или первичными, проблемами - установление близких отношений, постоянный обмен эмоциональными жестами и использование ранних слов или знаков с эмоциональной нагрузкой.

Существуют также вторичные симптомы, такие как склонность к навязчивому повторению одних и тех же действий (например, постоянное выстраивание предметов в линию), хлопанью в ладоши или самостимуляции. Повторение написанных фраз, или воспроизведение наизусть целых книг, которые читались ребенку, или телепередач, которые он смотрел, - это тоже примеры вторичных признаков аутистических расстройств. Поскольку аналогичные симптомы наблюдаются при многих других видах нарушений развития и, стало быть, неспецифичны для аутизма, они не должны быть основными критериями при постановке диагноза [2].

С развитием науки и улучшением диагностического инструментария эта категория детей, на первый взгляд, появилась неожиданно и заняла особое место. Но эти дети были всегда. Рост детей с подобными отклонениями наблюдается и достиг уже таких масштабов, что их невозможно игнорировать. Поэтому проблема их социальной адаптации стала предметом особого внимания психологической и педагогической науки. Исходя из вышесказанного, следует, что ребенок с подобными особенностями может появиться в классе у каждого из Вас. Так как дети в любом случае попадают в систему образования, в детские дошкольные учреждения, школы, интернаты и т.д.

Попадая в образовательную систему, с чем же сталкивается особенный ребенок? В первую очередь стоит обратиться к педагогике, что такое урок в педагогике.

58

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Бударный А.А. писал, что урок - это такая форма организации учебного процесса, при которой педагог в течении точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изученного предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых [1]:

- четкая форма обучения;

- точно установленное время;

- критерии оценивания;

Такие факторы особенности работы педагога создают дополнительное напряжение к уже и так имеющемуся у ребенка, и являются первыми факторами стресса при попадании особенного ребенка в систему образования.

Говоря о работе с подобной категорией детей, необходимо отметить, что подходы в работе педагога и психолога существенно разнятся. В модели деятельности педагога заложена критериальность оценки достижений ребенка, закрепленная в баллах и описанная в системе требований к знаниям умениям и навыкам ребенка. Освоение программного материала четко распределено на временные промежутки, в то время как индивидуальный темп развития может серьезно запаздывать, не соответствуя таким заранее заложенным срокам.

Также школьная программа предполагает равномерный темп усвоения программы, что абсолютно противоречит особенностям детей с РАС.

В работе психолога превалирует другая модель деятельности - безоценочное восприятие ребенка во всей совокупности его достоинств и недостатков. Работа психолога позволяет индивидуализировать темп продвижения в освоении системы знаний, умений и навыков, необходимых для успешной адаптации к образовательной среде.

С введением инклюзивной формы обучения, необходимость осущетв-ления индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании принимает еще большую актуальность.

Неизбежность появления детей в школе и повышенный риск возникновения выраженных и устойчивых форм дезадаптации привела к внедрению специальных ФГОС для таких детей. Это первый документ в образовательной организации, который помогает детям интегрироваться в образовательную среду, рассчитанную на детей без существенных отклонений в развитии. Стандарт описывает и определяет, какой должна быть среда и требования к педагогам и условиям. На наш взгляд, эффективная социальная адаптация детей с РАС достигается посредством индивидуального психолого-педагогического сопровождения на основе вариативности используемых методов и форм работы при активном участии родителей и всех участников процесса образования и развития ребенка.

В приложении 8 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представлены варианты начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (табл. 1) [3].

Таблица 1

Требования к АООП НОО обучающихся с РАС

Вариант 8.1 Вариант 8.2 Вариант 8.3 Вариант 8.4

Соответствует ФГОС НОО. Обязательна специальная поддержка учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося Освоение НОО на основе АООП (для детей с ЗПР) Для обучающихся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью Для обучающихся с РАС, осложненными умственной отсталостью в сочетании с нарушениями зрения, ОДА (тяжелыми и множественными нарушениями развития)

Нормативный срок освоения Нормативный срок освоения Нормативный срок освоения Нормативный срок освоения

4 года (1-4 классы) Для детей, получивших дошкольное образование 5 лет (1-5 классы). Для детей, не получивших дошкольное образование 6 лет (1-6 классы) 6 лет (1-6 классы) 6 лет (1-6 классы)

Коррекционные курсы Коррекционные курсы Коррекционные курсы Коррекционные курсы

Для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР Направлена на обеспечение полноценного эмоционально-личностного и когнитивного развития обучающихся, преодоление коммуникативных барьеров «Формирование коммуникативного поведения» (фронтальные и инд.); «Музыкально-ритмические занятия» (фронтальные); «Социально-бытовая ориентировка» (фронтальные) «Формирование коммуникативного поведения» (фронтальные и инд.); «Музыкально-ритмические занятия» (фронтальные); «Социально-бытовая ориентировка» (фронтальные) «Развитие познавательной деятельности» (инд.) «Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие» (фронтальные и инд.); «Сенсорное развитие» (инд.); «Двигательное развитие» (фронтальные); «Предметно-практические действия» (инд.); «Коррек-ционно-развивающие занятия» (инд.)

Список литературы:

1. Никольская О.С. Развитие клинико-психологических представлений о детском аутизме // Синдром детского аутизма.

2. Стенли Гринспен, Серена Уидер На ты с аутизмом.

3. ФГОС НОО ОВЗ-07 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/.

4. ht:tps://www.autismspeaks.org/Ыog/2015/П/16/beЫnd-stience-new-1-45-autism-prevalence-survey.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.