УДК 373.1
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
БЕКБАЕВА МАРИЯМ ТЕМИРГАЛИЕВНА
Магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры Начального образования Казахского национального педагогического университета имени Абая
ОКСИКБАЕВА ГУЛЬЗАМИРА ЖАЛГАСБАЕВНА
Учитель русского языка СШ № 53 Алматинской области, Илийского района, Ащибулакского сельского округа.
Аннотация. В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей их роли в обучении и развитии у учащихся начальных классов.
Ключевые слова: творческие способности, творческое воображение, творческая деятельность, младший школьный возраст, познавательная деятельность, учебно-воспитательный процесс, творчество,
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Формирование творческой личности, умеющей оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуация, действовать инициативно и креативно - является главной задачей для современной начальной школы. Высокоразвитое воображение и умение создавать нечто оригинальное, отличающееся от обыденного - основные составляющие творческой личности.
Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т.д. - там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое. Творчество может рассматриваться в двух аспектах: психологическом и философском. Психология творчества исследует процесс, психологический «механизм» протекания творческого акта как субъективного акта индивида. Философия рассматривает вопрос о сущности творчества, который по-разному ставился в разные исторические эпохи [1].
В современном энциклопедическом словаре понятие «творчество» определяется, как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью [2].
Н.А.Бердяев считает: «Творчество - абсолютно оригинальное создание человеком небывалого, откровение самой человеческой природы».
А. Карманов выделяет «творчество», как уникальную компиляцию, понятную для творца и непонятную для окружающих [3].
Высказывания ученых, так или иначе, выделяют общее в понятии «творчество» - это порождение чего-то нового, оригинального и близкого духовно по отношению к своему творцу.
Творческие способности - это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов.
Способности обязательно опираются на естественные качества человека (умения), они есть в постоянном процессе усовершенствования личности. Творческие способности сами по себе не гарантируют творческих достижений. Для их достижения необходимый "двигатель", который запустил бы в работу механизм мышления, то есть необходимые желания и воля, нужная "мотивационная основа".
Выделяют такие компоненты творческих способностей личности:
• Мотивационно-творческая активность и направленность личности.
• Интеллектуально-логические способности.
• Интеллектуально-эвристические, интуитивные способности.
• Мировоззренческие свойства личности.
• Моральные качества, которые способствуют успешной учебно-творческой деятельности.
• Эстетичные качества.
• Коммуникативно-творческие способности.
• Способности к самоуправлению личности своей учебно-творческой деятельностью.
Считается, что творческими способностями обладает каждый рядовой человек, просто
либо о них не догадывается, либо не развивает. Каждая человеческая единица индивидуальна, однако в течение жизни получается, что человек уподобляется «серой массе», забывая, что когда-то были совсем другие мечты, желания. Так вот, творческими способностями человека считают особый, отличный от других взгляд на самые обыденные вещи.
Понятие творческие способности включает в себя, кроме того, достаточно широкий кругозор, так как чем больше у человека интересов, тем больше возможности у него увидеть одну и ту же вещь с разных ракурсов.
Творческие способности личности не сразу дают о себе знать, в каждом случае поиск себя, своего таланта - это индивидуальный процесс. И совсем не обязательно, что творческие способности наделяют своего владельца умением правильно и быстро находить решение. Это опять же индивидуально.
Особенности творческих способностей
Творческие способности можно условно разделить на следующие виды:
■ одаренность;
■ талант;
■ гениальность.
К особенностям творческих способностей еще относят гибкость ума, оригинальность, скорость мысли.
Творчество и творческие способности настолько переплетены между собой, что порой тяжело, исходя из способностей, определить, к чему есть тяга, а что - просто получается хорошо. Именно поэтому своевременное выявление именно творческих способностей.
Исходя из вышесказанного, можно разделить творческие способности на три основных
типа:
■ первый тип - служат созиданию;
■ второй тип - умеют соединить образованное;
■ третий тип - которые могут все полученное преобразовать.
Творческие способности человека - это дар, который требует постоянной работы, усердия, где-то даже умения противостоять окружающим, не сдаваться перед трудностями, для развития творческих способностей проводится специальная работа.
Под творческой работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творчески выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений и личностных качеств.
Творчество и творческая деятельность определяет ценность человека, стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Главное в идеях творчества - не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести "таинственному цветку" в душе ребенка.
Творчество доступно детям, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует ее.
В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребенка.
Творческие упражнения — предполагают действия с материалом, связанные с внесением новых элементов (преобразование, дополнение и т. д.) или смысловую обработку материала. В ходе творческих упражнений человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие определенную ценность. Эти идеи могут воплощаться в конкретные продукты творческой деятельности.
Творческие упражнения способствуют развитию воображения, которое является значимым фактором, влияющим на развитие личности.
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны) [4].
Воображение - это психический процесс, который заключается в способности создания новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, способность представлять отсутствующий или реально не существующий образ удерживая его в сознании и мысленно манипулируя им.
Воображение человека выражается:
1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности;
2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью;
3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют, симулируют действительность;
4) в создании образов, соответствующих описанию объекта. Имеет аналитико-синтетический характер, как и другие психические процессы (мышление, память, восприятие)
Воображение - это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из "царства" животных. Будучи психологической основой творчества, воображение обеспечивает как историческое создание форм культуры, так и освоение их в онтогенезе. Воображение - это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само это понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).
С.Л. Рубинштейн подчеркивал: "Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое".
Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях. С.Л. Рубинштейн пишет: "Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов" [6].
Особую форму воображения образует мечта, а также грёза и фантазия. Мечта обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем, мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска .
Воображение включается в познавательную деятельность субъекта, которая с необходимостью имеет свой предмет. А.Н. Леонтьев писал, что "Предмет деятельности
[5].
выступает двояко: первично - в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично - как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может".
Воображение является значимым фактором, влияющим на развитие личности. Идеалы как воображаемый образ, которому человек хочет подражать или к которому стремится, служат образцами для организации его жизнедеятельности, личностного и нравственного развития [7].
Воображение может быть 4 основных видов:
1) активное - характеризуется тем, что пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы;
2) пассивное - образы такого воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека;
3) продуктивное - в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается;
4) репродуктивное - ставится задача воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть, и хотя здесь присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество .
Первые образы воображения у ребенка связаны с процессами восприятия и его игровой деятельностью. Полуторагодовалому ребенку еще неинтересно слушать рассказы (сказки) взрослых, так как у него еще отсутствует опыт, порождающий процессы восприятия. Вместе с тем можно наблюдать, как в воображении играющего ребенка чемодан, например, превращается в поезд, безмолвная, равнодушная ко всему происходящему кукла в плачущего, обиженного кем-то человечка, подушечка - в ласкового друга. В период формирования речи ребенок еще более активно использует в своих играх воображение, ибо его жизненные наблюдения резко расширяются. Однако все это происходит как бы само собой, непреднамеренно.
Школьный период характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике .
Доказано, что воображение теснейшим образом связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающими учебную деятельность. Таким образом, не уделяя достаточно внимания развитию воображения, учителя начального звена снижают качественный уровень обучения [8].
У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения. Оно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом) .
В.С. Мухина отмечает, что в младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности .
В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Л.С. Выготский разделяет мечтательность и творческое воображение: «При своей нормальной и полной форме воля кончается действием, но у людей нерешительных и безвольных колебания не кончаются никогда или же решение остается без исполнения, неспособным осуществиться и подтвердиться практически. Творческое воображение в полной своей форме стремится внешним образом подтвердить себя таким делом, которое существует
не только для самого творца, но и для всех других. Напротив, у чистых мечтателей воображение остается во внутренней их сфере в плохо обработанном состоянии и не воплощается в художественном или практическом изобретении. Мечтательность представляет эквивалент слабоволия, и мечтатели не способны проявить творческое воображение». Здесь мечтательность сравнивается с безволием, а творческое воображение - с волей.
Состояние творческого воображения детей зависит от следующих факторов:
- возраста;
- умственного развития;
- особенностей развития, т. е. присутствия какого-либо нарушения психофизического развития;
- индивидуальных особенностей личности: устойчивости, осознанности и направленности мотивов, оценочных структур образа «Я», особенностей коммуникации, степени самореализации и оценки собственной деятельности, черт характера и темперамента;
- разработанности процесса обучения и воспитания.
Младший школьный возраст квалифицируются как наиболее благоприятный, сенситивный для развития творческого воображения, фантазии. Игры, разговоры детей отражают силу их воображения, можно даже сказать, буйство фантазии. В их рассказах, разговорах реальность и фантазия нередко смешиваются, и образы воображения могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные.
Наиболее яркое и свободное проявление воображения младших школьников можно наблюдать в игре, в рисовании, сочинении рассказов и сказок. В детском творчестве проявления воображения многообразны: одни воссоздают реальную действительность, другие - создают новые фантастические образы и ситуации. Сочиняя истории, дети могут заимствовать известные им сюжеты, строфы стихотворений, графические образы, порой совсем не замечая этого. Однако нередко они специально комбинируют известные сюжеты, создают новые образы, гиперболизируя отдельные стороны и качества своих героев. Школьник в своей творческой деятельности начинает опираться на специальные знания и умения: в области рисования на знание принципов построения рисунка, в конструктивной деятельности на специальные технические знания и умения, помогающие практически создавать ту или иную техническую модель, в литературном творчестве-на знание правил письменной речи.
Неустанная работа творческого воображения - эффективный способ познания и усвоения младшему школьнику окружающего мира, возможность выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития творческого подхода к миру. Развитию творческого воображения младшего школьника способствуют следующие условия:
- включение учащихся в различные виды деятельности;
- использование нетрадиционных форм проведения уроков;
- создание проблемных ситуаций;
- применение ролевых игр;
- самостоятельное выполнение работы;
- использование различных материалов;
- использование различных типов заданий, в том числе и психолого-педагогических.
Творческое воображение является основой наглядно-образного мышления,
позволяющего младшему школьнику ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны). От восприятия творческое воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того,
творческое воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой. С помощью воображения человек может перелетать в иные миры, возвращаться в свое прошлое или переноситься в свое будущее.
Для современной начальной школы делается социальный заказ, который предполагает развитие творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы. Также достаточно актуально в современной системе развивающего обучения встаёт вопрос о развитии творчества, как вида деятельности, который имеет развивающую функцию. В настоящее время, очевидно, что дети перестают читать, так как появляется множество источников знаний, и разработка и организация творческих работ для начальной школы помогут развить интерес к литературному чтению в начальной школе.
Творческие люди - двигатель прогресса, так как само по себе творчество - это создание нового. Привить креативность личности, возможно, начиная с раннего детства, пока больше свободного времени у ребёнка и более развита фантазия. Изучением данной проблемы занимались такие учёные и педагоги, как Г.Н. Кудина, З.Н. Новолянская, Л.Е. Стрельцова, Н.Д. Тамарченко, Д.Б. Эльконин, А.М. Матюшкина, А.В. Запорожец и другие [9].
Таким образом, воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может выступать как средство создания образов, не программирующих активную деятельность, а заменяющих ее.
1. Финогентов В.Н. Философия: Учебное пособие/ Изд-е УТИС. - Уфа, 2010.-359 с.
2. Современный Энциклопедический Словарь. Большая Российская Энциклопедия. - М, 1997. - с. 601. С. 56
3. Серавин, А.И. Исследование творчества. - СПб.: «Копи-Парк», 2005. - 200 с. С.35. С.76
4. Кириллова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей //Дошкольное воспитание.2010. - № 2. с. 41 - 46.
5. Харвест. С. Ю. Головин. Словарь практического психолога- М.: АСТ,1998. - с. 51.
6. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ, студентов педагогических институтов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров . - М., Просвещение, 2005. - 470 с.
7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М., 2007. С.90
8. Стогова Л.И. Особенности организации уроков литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО. МБОУ Рождественская СОШ - 2016.- С.10 - 20с.
9. Богословский В.В., Степанов А.А., Виноградова А.Д Общая психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов - 2004. - 389 с.
ЛИТЕРАТУРА