УДК 378.14:57-057.87-054.6
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ» ИНОСТРАННЫМ УЧАЩИМСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА
Е.В. Трофимова, О.И. Волощенко, В.И. Задорожный
Ростовский государственный медицинский университет,
г. Ростов E-mail: [email protected]
В статье обосновывается необходимость использования психолого-педагогических подходов в процессе преподавания общей биологии иностранным учащимся на довузовском этапе обучения. Предлагаются специальные методические приемы овладения учащимися языком дисциплины терминологической лексики, обеспечивающие активную языковую компетенцию по предмету. Подчеркивается необходимость для совершенствования учебного процесса и реализации личностно ориентированного подхода предварительно оценить психофизиологический статус иностранных учащихся, что включает в себя исследование аналити-ко-синтетической деятельности, развитие различных видов запоминания, интенсивности и темпов умственной деятельности, личностных особенностей учащихся. Наиболее важные инструменты психолого-педагогической адаптации: оценка уровня восприятия учебного материала при различных формах его презентации (классическая лекция, микролекция, практические занятия).
Ключевые слова:
Психофизиологический статус иностранных учащихся, инструменты психолого-педагогической адаптации, тематические компьютерные презентации, составные части УМК, межпредметная координация.
Биология как наука естественно-научного цикла имеет ряд особенностей, определяющих необходимость использования различных психолого-педагогических подходов в процессе преподавания в иноязычной аудитории.
Одной из основных проблем преподавания биологии является формирование понятийного аппарата, в том числе профессиональной терминологии. На важную роль тезауруса в преподавании указывает В.А. Сластенин в учебнике «Педагогика» [1]. Сложный процесс, требующий воспроизведения и запоминания терминов и их семантики, вызывает значительные трудности у большинства иностранных студентов, что связано с низкой языковой компетенцией студентов-иностранцев. Без усвоения терминологии науки невозможно говорить о знании предмета. Понимание, запоминание и воспроизведение учащимися терминологии формируют первый уровень понимания учебного материала - декларативный. Этот уровень является отправной точкой для расширения базы знаний учащихся [2].
Необходимость поиска и использования новых психолого-педагогических методов обучения определяется не только лексической насыщенностью учебного материала предмета и трудностями его восприятия на ранних этапах обучения, но и особенностями современной ситуации в учебных группах. Группы многонациональны, вследствие чего учащиеся различаются по уровню подготовленности к учебному процессу, интеллектуального и психического разви-
Трофимова Екатерина Владимировна - и.о. зав. кафедрой общей биологии и анатомии Ростовского государственного медицинского университета, г. Ростов. E-mail: [email protected] Область научных интересов: методика преподавания биологии для иностранных учащихся на довузовском этапе обучения.
Волощенко Ольга Ивановна
- старший преподаватель кафедры общей биологии и анатомии Ростовского государственного медицинского университета, г. Ростов. E-mail: [email protected] Область научных интересов: методика преподавания биологии для иностранных учащихся на довузовском этапе обучения.
Задорожный Владимир Иванович - преподаватель кафедры общей биологии и анатомии Ростовского государственного медицинского университета, г.Ростов. E-mail: [email protected] Область научных интересов: методика преподавания биологии для иностранных учащихся на довузовском этапе обучения.
тия, способностям к познавательной деятельности. В последние годы отмечается тенденция к снижению базового уровня подготовки иностранных учащихся по общеобразовательным дисциплинам, что усугубляется поздним заездом части студентов на факультет [3, 4]. Постоянный дефицит учебного времени создает проблемы в организации учебного процесса и определяет необходимость искать возможные пути их решения, использовать различные дидактические приемы, психолого-педагогические методы.
К инструментам, способствующим психологической адаптации иностранных учащихся к учебному процессу, относится внедрение индивидуального подхода с учетом типологических и личностных особенностей учащихся. Прежде всего, для учебного процесса важно определить следующие показатели: уровень сформированности аналитико-синтетической деятельности, уровень развития различных видов запоминания, основные характеристики внимания, интенсивность и темп умственной деятельности. Для этого в начале учебного процесса проводится тестирование на определение сформированности высших психических функций и личных особенностей иностранных учащихся. Кроме того, важными инструментами психолого-педагогической адаптации иностранных учащихся, приводящими к достижению образовательного результата, являются:
• создание благоприятной образовательной среды, психологического климата путем использования специальных приемов и методов, а также доброжелательного отношения, стимуляции активности, поощрения;
• для профилактики утомляемости использование обоснованных психолого-педагогических методов, чередуя различные формы обучения;
• разработка индивидуальных заданий с учетом психофизиологических особенностей учащихся;
• работа в парах, способствующая повышению коммуникативной и профессиональной компетенции иностранных учащихся. При этом реализуется известный принцип педагогики «обучая - учусь».
Активному управлению процессом получения и усвоения знаний студентами на русском (неродном) языке способствует созданный на кафедре учебно-методический комплекс (УМК). Он включает разнообразные инновационные инструменты, используемые для развития креативности обучающихся в условиях аудиторной и самостоятельной работы. Важной частью УМК является рабочая программа, составленная по принципу модульного подхода к формированию содержания образования с учетом будущей профессиональной ориентации студентов и соблюдения принципа преемственности обучения на подготовительном факультете и на основных факультетах университета.
Активному управлению процессом обучения и получения знаний учащимися способствует разработанное на кафедре «Пособие по биологии» [5], содержащее информационные тексты. Учебное пособие выполняет не только информационную, но организационно -контролирующую и управляющую функции. Управляющая функция проявляется в рубрикации, делении информационного материала по модульному принципу, в текстовом выделении основных положений учебного материала, наличии структурно-логических схем, обобщающих таблиц и выводов. Пособие содержит поурочные словари, вопросы для самоконтроля, контрольные задания.
Важным условием изучения биологии иностранными учащимися на русском языке, особенно на первых этапах, является координация работы преподавателей кафедр русского языка и кафедры биологии [6]. Это способствует соблюдению в учебном процессе единого языкового режима, разработке учебных тем, созданию методических пособий и учебников медико-биологической направленности, которые обеспечивают потребности будущих студентов-медиков в практическом овладении русским языком как средством общения в учебно -профессиональной сфере.
Межпредметная координация работы кафедр русского языка и биологии заключается в следующем:
• соотнесение тем, изучаемых по биологии, и материала по научному стилю речи на занятиях по русскому языку;
• определение этапов для презентации лексико-грамматических конструкций по научному стилю речи;
• разработка лингвометодического аппарата учебника и учебных пособий по биологии;
• разработка и включение в учебник по биологии лексико-семантических конструкций, предшествующих информационному блоку.
Большую помощь в овладении учебным материалом и в подготовке к контрольным работам и экзамену оказывает «Пособие по биологии для подготовки к тестированию (для довузовского обучения)» [7]. Пособие выполняет не только контролирующую, но и обучающую роль, т. к. в конце его студент может получить консультацию по интересующему вопросу.
В начале обучения преподаватели кафедры на своих занятиях большое внимание уделяют овладению студентами языком дисциплины. Для этого применяются специальные методические приемы:
• использование фонетических упражнений;
• многократное предъявление материала с опорой на модели научного стиля речи;
• строгая минимизация вводимой лексики;
• применение поурочных словарей;
• проведение контрольных работ, включающих терминологическую лексику и модели научного стиля речи, которые входят в активную языковую коммуникацию по предмету.
Постепенное и целенаправленное овладение языком как средством общения в учебно-научной сфере способствует формированию у иностранных учащихся коммуникативных речевых компетенций. Важным условием формирования научных понятий является включение зрительного и эмоционального каналов, использование для наглядности максимального количества средств невербального общения (рисунки, таблицы, схемы), что делает восприятие более глубоким и прочным [8].
Кроме специфики преподавания биологии, перед преподавателем встает задача максимально эффективно донести учебный материал до студентов. Восприятие учебного материала зависит не только от психологических особенностей учащихся, но и от способа предоставления информации.
Учебный процесс состоит из аудиторной и внеаудиторной работы. Аудиторные формы работы: лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, различные формы контроля. К внеаудиторным занятиям относятся консультации, самостоятельная работа по подготовке к занятиям.
Основными методами представления учебного материала являются трансляции в форме микролекций на групповых практических занятиях и информационных потоковых лекций.
В процессе образовательной деятельности в группе преподаватель должен помнить, что каждый учащийся характеризуется индивидуальными особенностями интеллектуального и психического развития, различным уровнем подготовленности к усвоению знаний на иностранном языке. Индивидуальные различия касаются познавательной сферы учащихся: одни имеют зрительный тип памяти, другие - слуховой. Это обусловливает необходимость изучить и учитывать в практической работе психологические особенности учащихся в группе, формируя для них индивидуальные задания.
На информационных потоковых лекциях преподаватель, как правило, сталкивается не только с несформированностью понятийного аппарата у студентов, но и с тем, что они не знакомы с такой формой обучения, как лекции. Определенные трудности при чтении обзорных лекций связаны с недостаточной адаптированностью учебного материала, большим количеством научных терминов. Подача информации, как правило, осуществляется только при использовании аудиального канала, что приводит к быстрой утомляемости обучаемых и, следовательно, к малой эффективности восприятия материала. Научными исследованиями доказано, что люди усваивают 20 % услышанного, 30 % увиденного, но запоминают около 50 % того, что видят и слышат одновременно. Исследования педагогов свидетельствуют, что из устных лекций студенты усваивают не более чем четверть материала [9].
Научными исследованиями доказано также, что студенты с трудом адаптируются к лекционной презентации знаний, не успевают за темпом лекций, не имеют навыков конспектиро-
вания [10]. В связи с этим можно сказать, что классическая лекция мало эффективна для достижения учебно-познавательных целей.
Многие отмеченные недостатки классической лекции компенсируются при внедрении в учебный процесс компьютерной презентации, обеспечивающей использование важнейшего принципа дидактики - наглядности. Внедрение компьютерных презентаций способствует лучшему усвоению материала. Быстрая подача учебного материала лектором компенсируется тезисным отображением ее на слайдах, содержащих таблицы, схемы и рисунки. Это повышает интерес студентов к изучаемой теме, фиксирует их внимание, что улучшает восприятие и запоминание излагаемого в лекции материала. Лекции с видеорядом значительно повышают эффективность восприятия учебного материала, т. к. позволяют одновременно воздействовать как на орган слуха, так и на орган зрения. Наш опыт показывает, что применение информационных компьютерных технологий не только в лекционной практике, но и на семинарах и практических занятиях с иностранными учащимися позволяет сделать педагогический процесс более эффективным.
Необходимым условием успешной подготовки иностранных учащихся является ознакомление их с особенностями обучения в вузе, устранение ощущения внутреннего дискомфорта [11]. В процессе обучения на подготовительном факультете формируются навыки и умения рациональной организации учебной деятельности, развиваются познавательные способности.
Развитию познавательных способностей учащихся помогают различные формы внеаудиторной работы, направленные на ознакомление с некоторыми вопросами медицины, медицинской деонтологии, привитие любви к избранной профессии врача. С этой целью на кафедре ежегодно совместно с кафедрами основных факультетов университета проводятся интернациональные студенческие конференции по различной медицинской тематике. Большая работа осуществляется с наиболее успевающими учащимися по привитию им навыков исследовательской работы и публичных выступлений на межкафедральных, межвузовских конференциях молодых ученых [11, 12].
Постоянный поиск и применение новых психолого-педагогических технологий в образовательной деятельности делают процесс обучения более успешным и способствуют психологической адаптации иностранных студентов в российском вузе.
Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ, проект №13-16-70502
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академкнига, 2002. - 576 с.
2. Смолянинова О.Г. Развитие методической системы формирования информационной и коммуникативной компетенций будущего учителя на основе мультимедийной технологии: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2002. - 504 с.
3. Елизарова Л.Ю., Проценко Ю.В., Олешко Т.В. Из опыта организации учебной работы на подготовительном факультете РостГМУ // Современные проблемы науки и образования. -2011. - № 3. - С. 25-27.
4. Елизарова Л.Ю., Волощенко О.И., Задорожный В.И. Дидактические формы контроля и закрепления знаний учащихся, используемых на кафедре общей биологии и анатомии подготовительного факультета РостГМУ // Сб. материалов к 70-летию кафедры иностранных языков РостГМУ. - Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ, 2008. - С. 67-69.
5. Елизаров Л.Ю. Пособие по биологии для довузовского обучения иностранных учащихся (медико-биологический профиль) / Л.Ю. Елизарова, О.И. Волощенко, В.И. Задорожный и др. / под ред. В.Н. Чернышова. - М.: ГОУ вунмц, 2004. - 366 с.
6. Елизарова Л.Ю., Олешко Т.В., Сидоренко Т.В. О координации в преподавании теоретических дисциплин и русского языка как иностранного на довузовском этапе // Сб. материалов конф. к 80-летию РостГМУ и 90-летию медицины на Дону «Дискуссионные вопросы педагогики, методики и общего языкознания». - Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ. - 2010. - С. 88-90.
7. Елизарова Л.Ю. Пособие по биологии для подготовки к тестированию для довузовского обучения иностранных учащихся / сост.: Л.Ю. Елизарова, О.И. Волощенко, В.И. Задорожный и др. - М.: ГОУ ВУНМЦ Росздрава, 2008. - 270 с.
8. Елизарова Л.Ю., Олешко Т.В., Саямова В.И. Инновационные подходы в преподавании на довузовском этапе обучения иностранных граждан медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 6. - С. 27-29.
9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
10. Жеданов С.А. Современные средства визуальной информации на вузовской лекции. - Киев: Высшая школа, 2005. - 145 с.
11. Елизарова Л.Ю., Волощенко О.И., Задорожный В.И. О некоторых формах повышения эффективности академической и социально-психологической адаптации иностранных студентов, обучающихся на подготовительном факультете РостГМУ // Сб. материалов Всероссийского семинара «Методология обучения и повышения эффективности академической, социально-культурной и психологической адаптации иностранных студентов в Российском вузе: теоретические и практические аспекты». - Томск: Изд-во ТПУ. - 2008. - Т. 2. - С. 55-58.
12. Елизарова Л.Ю., Громакова В.Г., Проценко Ю.В. Из опыта организации научно-исследовательской работы по изучению психофизиологического статуса иностранных учащихся подготовительного факультета Ростовского государственного медицинского университета в контексте здоровьесберегающего подхода в образовании // Сб. материалов III Международной научно-практической конф. «Профессионально направленное обучение русскому языку иностранных граждан». - М.: Спецкнига. - 2012. - Т. 2. - С. 47-51.
Поступила 01.11.2013 г.