Научная статья на тему 'К вопросу совершенствования структуры форм и методов подготовки специалистов для зарубежных стран'

К вопросу совершенствования структуры форм и методов подготовки специалистов для зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хоронько Владимир Владиленович, Елизарова Лариса Юрьевна, Васильев Андрей Юлианович, Задорожный Владимир Иванович

Авторы статьи, опираясь на многолетний опыт, акцентируют внимание на необходимости системной реорганизации (реформировании) системы обучения иностранных граждан в вузах Российской Федерации, обращая внимание прежде всего на централизованное управление и финансирование данной сферы государственной деятельности, обеспечение безопасности пребывания иностранных студентов на территории РФ, достойной оценки учебной и воспитательной работы профессорско-преподавательского состава. Высказанные авторами предложения о структуре управления данной сферой государственной деятельности и структуре образовательных учреждений являются предметом заинтересованного обсуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хоронько Владимир Владиленович, Елизарова Лариса Юрьевна, Васильев Андрей Юлианович, Задорожный Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Authors of this paper on the basis of the multiyears experience, accentuated our attention on the necessarily of system reorganization (reformation) of the educational system of the foreign citizens in the Russian Universities, taking into account to the central regulation and use the financial funds of this part of the state activity, organisation of security foreign students on the territoryof the Russian Federation, right estimation of the teaching and tutoring activity of the professores. Abovementioned ideas about regulation structure of this part of the State activity in the educational structure, has a sphere of the interested discussion.

Текст научной работы на тему «К вопросу совершенствования структуры форм и методов подготовки специалистов для зарубежных стран»

2006

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность высшей школы

№ 102

УДК 614.2.07:378.193

К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ФОРМ И МЕТОДОВ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

В.В. ХОРОНЬКО, Л.Ю. ЕЛИЗАРОВА, А.Ю. ВАСИЛЬЕВ, В.И. ЗАДОРОЖНЫЙ

Авторы статьи, опираясь на многолетний опыт, акцентируют внимание на необходимости системной реорганизации (реформировании) системы обучения иностранных граждан в вузах Российской Федерации, обращая внимание прежде всего на централизованное управление и финансирование данной сферы государственной деятельности, обеспечение безопасности пребывания иностранных студентов на территории РФ, достойной оценки учебной и воспитательной работы профессорско-преподавательского состава.

Высказанные авторами предложения о структуре управления данной сферой государственной деятельности и структуре образовательных учреждений являются предметом заинтересованного обсуждения.

В современных условиях усиления межгосударственного соревнования за мировое лидерство и обострение конкурентной борьбы на рынке международных образовательных услуг особое значение приобретает совершенствование структуры, форм и методов подготовки кадров специалистов для зарубежных стран. Занятие выгодных позиций в этой сфере международной деятельности государства, успешная реализация Российских международных программ сыграет свою роль в укреплении международных позиций Российской Федерации, поможет восстановлению политических, экономических и культурных связей с историческими друзьями и союзниками России.

90-е годы XX века для Российской системы подготовки кадров для зарубежных стран были нелегкими годами реформирования, экспериментов, поиска новых подходов к обучению иностранных граждан в вузах РФ. По нашему мнению, наступила пора синтеза старого опыта и достижений советской высшей школы в этой области и ряда положительных результатов экспериментов 90-х годов.

Совершенствование структуры, форм и методов подготовки кадров для зарубежных стран, по нашему мнению, может включать в себя следующие направления (элементы) работы:

■ совершенствование структуры государственного управления процессом (системой) обучения иностранных граждан;

■ проработка нормативной базы, определяющей цели, задачи и структуру органов (организаций), осуществляющих обучение;

■ реформирование нормативной базы по вопросам финансирования всех видов работ в процессе обучения;

■ обеспечение системного подхода к вопросам безопасности иностранных студентов;

■ проработка нормативной базы с целью кардинального изменения положения профессорско-преподавательского состава, обеспечивающего подготовку кадров для зарубежных стран;

■ обращение особого внимания вопросам гуманитарной подготовки иностранных студентов (и воспитательной работы с ними) как способу привития чувства дружбы и уважения к народам, населяющим Российскую Федерацию и Россию, в целом, как к государству.

В настоящее время вновь встает вопрос единого централизованного управления деятельностью России, государства в области международного образования и вопрос ее унификации, в связи с чем целесообразным, по нашему мнению, является создание единой централизованной специализированной (межведомственной) системы управления в виде Комитета по подготовке кадров специалистов для зарубежных стран при правительстве РФ и соответственно аналогичных комитетов при губернаторах (правительствах) краев и областей. Разумеется, название органов данной двухзвенной системы управления может быть иным, но правовое положение и соответственно компетенция должны оставаться такими (по нашему мнению), как было указано выше. Предложение о частичном воссоздании ранее существовавших городских комитетов и советов в виде секторов в одном из отделов Городской администрации (без воссоздания общегосударственного органа) является полумерой, которая не приводит к положительным результатам.

В случае образования данного комитета при Правительстве РФ именно он в первую очередь и мог бы заняться обновлением всей нормативной базы по вопросам обучения иностранных граждан и проблемам международного сотрудничества в данной сфере.

Желательным было бы принятие постановлений Правительства (а не положений или приказов отдельных министерств, осуществляющих обучение - министерство образования, минздравсоцразви-тия, министерства обороны и т.д.) о положении иностранных студентов, об обеспечении их безопасности, о специализированном финансировании данной деятельности, структуре организаций, осуществляющих обучение, и т.д.

Следующим направлением мы выделяем унификацию структур, проводящих обучение, что позволит повысить управляемость и эффективность самого процесса обучения, более целенаправленно и эффективно использовать имеющиеся как центральные, так и местные финансовые средства, обеспечить единый уровень положения, обучения и проживания иностранных студентов в различных городах и вузах. В настоящее время сложилась весьма многообразная система организации, проводящая обучение, и даже не всегда это многообразие оправдано. Например, в различных вузах могут существовать подготовительные факультеты и деканаты по обучению иностранных студентов, аспирантов и ординаторов (РостГМУ), международные факультеты (ДГТУ), Институты международного образования (Воронежский Госуниверситет), Центр Международного образования (МГУ), Факультет иностранных языков и общеобразовательных дисциплин (РУДН). У всех у них разная структура и финансовое положение, что не всегда хорошо сказывается на положении иностранных студентов.

Вероятно, можно было бы реорганизовать все эти структуры в Институты международного образования и сотрудничества при вузах во главе с директором в ранге первого проректора. Основываясь на ранее существовавших рекомендациях минобразования и с учетом собственного опыта, мы могли бы предложить следующую структуру Института:

■ факультет довузовской подготовки (подготовительный факультет);

■ факультет вузовской подготовки;

■ управление (отдел) постдипломного образования и связи с выпускниками;

■ международно-правовой отдел;

■ управление международных программ и сотрудничества (занимается набором студентов

для обучения на коммерческой основе, преподавательским и студенческим обменом, организацией международных конференций и т.д.);

■ рекламно-издательский отдел;

■ отдел учебно-методической работы;

■ отдел организации внеаудиторных воспитательных мероприятий и отдыха иностранных

студентов;

■ отдел контроля за социально-бытовыми условиями проживания;

■ объединенная паспортно-визовая служба.

Хотелось бы отдельно остановиться на некоторых проблемах организации структуры и работы факультета довузовской подготовки как первичного звена в процессе обучения иностранных граждан.

Эти проблемы во многом связаны как с наличием устаревших инструкций, так и с недостатком финансирования. Мы предлагаем снизить пороговый уровень количества иностранных студентов для наличия штатных единиц зам. декана: там, где обучается 100 иностранных граждан, должны быть в наличии штатные единицы двух, а не одного (зам. декана по учебной работе и зам. декана по социально-бытовым вопросам). Необходимо предусмотреть наличие группы преподавателей-воспитателей, методистов для работы на штатной основе в общежитии, что позволит решить ряд таких важнейших вопросов как организация самоуправления быта и культурной жизни студентов, укрепление порядка и дисциплины, обеспечения внутренней безопасности и сохранности инвентаря и материальных ценностей и т.д.

Проблемы презентации нового имиджа России, пропаганды культуры, традиций и достижений нашей страны, усиление гуманитарной подготовки и воспитательной работы, привитие иностранным студентам чувства к международной политике РФ невозможно только за счет финансовых средств одного конкретного вуза и (или) самих студентов, а потребует государственной поддержки, т.е. цен-

трализованного выделения финансовых средств на воспитательную работу, экскурсионное обеспечение и отдых иностранных студентов.

Часть этих средств можно было бы выделять в нормативном порядке, а часть по результатам конкурсов на лучшую экскурсионную программу вуза, лучшую программу организации отдыха, лучшую программу самоуправления иностранных студентов и т.д.

По нашему мнению, гораздо большие финансовые средства необходимо направить на решение таких проблем как современное материально-техническое обеспечение учебного процесса и повышение уровня социально-бытовых условий проживания иностранных студентов.

В данном аспекте необходим единый подход (поскольку это сказывается на общем отношении иностранных студентов к России), и перекладывание данных проблем только на конкретные вузы является не только финансово недопустимым, но и наносит значительный вред имиджу РФ.

В условиях обострения криминогенной ситуации (в том числе по националистическим и религиозным мотивам) в ряде российских регионов, где в основном обучаются иностранные граждане, абсолютно необходимым является проработка вопросов нормативного и организационного системного обеспечения безопасности иностранных студентов. В данной статье хотелось бы высказать ряд предложений (в надежде на плодотворную дискуссию с заинтересованными авторами и организациями):

■ штатное закрепление специально выделенных сотрудников в РОВД и ГУВД, занимающихся вопросами обеспечения безопасности, профилактики правонарушений против и среди иностранных студентов;

■ единообразно решить вопрос о сроках оформления (регистрации) и нахождения национальных документов в местных структурах ОВИРа и (согласно предложениям МВД РФ от 1999 г.) выдачи в обязательном порядке номерных справок вместо национальных паспортов;

■ разработка и осуществление единых технических требований по обеспечению безопасности и правопорядка в общежитиях, где проживают иностранные студенты;

■ проработка вопроса о необходимости и правовом положении вузовских комиссий по правовой пропаганде и профилактике правонарушений против и среди иностранных студентов.

Совершенствование, да и само осуществление обучения иностранных граждан, в настоящее время невозможно без привлечения молодых специалистов в эту сферу деятельности и проведения некоторых видов работы, непредусмотренных для преподавателей, работающих с российскими студентами. Это, в свою очередь, невозможно без централизованного совершенствования системы оплаты и стимулирования сотрудников (надбавки за знания и использование иностранных языков, повышенные размеры компенсации за учебную и научную литературу, надбавки за выслугу лет, особые условия труда и распределение служебных обязанностей и т.д.).

В современных рыночных условиях решение данных проблем (с учетом базовой ставки преподавателя) необходимо даже не столько для совершенствования обучения, сколько, к сожалению, для обеспечения самого существования центров обучения иностранных граждан в регионах.

Чрезвычайно актуальным является необходимость воссоздания системного специализированного повышения квалификации преподавателей, работающих с иностранными студентами. Ранее существовавшая и положительно себя зарекомендовавшая система дает нам такие необходимые примеры, как повышение квалификации преподавателей русского языка в специализированных группах в Институте русского языка им. А.С. Пушкина, преподавателей общественных дисциплин в специализированных группах на ИПК в Киевском государственном университете и т.д. Абсолютно необходимым является обязательное и бесплатное повышение квалификации в ведущих учебных заведениях страны.

Авторы надеются на заинтересованное и плодотворное обсуждение проблем, нашедших отражение в данной статье, и выражают уверенность, что совместными усилиями мы сможем решить вопросы совершенствования подготовки кадров для зарубежных стран.

ЛИТЕРАТУРА

1. Основные нормативные акты и требования о пребывания иностранных граждан в Российской Федерации (справочное пособие). - М. - Краснодар, 2005.

2. Сборник документов, касающихся международных аспектов высшего образования /Сост. Е.В. Шевченко. - С.-Пб: «Оракул», 2000.

3. Подготовка специалистов для зарубежных стран в России: состояние и перспективы развития. Информационноаналитические и методические материалы (Управление подготовки специалистов для зарубежных стран Министерства образования российской Федерации). - М.: Радио и связь, 1999.

4. Информационно-справочные и нормативные материалы по вопросам обучения иностранных граждан в Российской Федерации: Сборник документов. - Воронеж: Воронежский Университет, 1995.

TO THE QUESTION OF IMPROVING STRUCTURE, FORMS AND METHODS OF TEACHING SPECIALISTS FOR FOREIGN COUNTRIES

KHORONKO V.V., ELIZAROVA L.U., VASILIEV ^U., ZADOROJNIY VI.

Authors of this paper on the basis of the multiyears experience, accentuated our attention on the necessarity of system reorganization (reformation) of the educational system of the foreign citizens in the Russian Universities, taking into account to the central regulation and use the financial funds of this part of the state activity, organisation of security foreign students on the territoryof the Russian Federation, right estimation of the teaching and tutoring activity of the professores.

Abovementioned ideas about regulation structure of this part of the State activity in the educational structure, has a sphere of the interested discussion.

Сведения об авторах

Хоронько Владимир Владиленович, 1950 г. р., окончил Ростовский государственный университет (1972), доктор биологических наук, профессор, декан по обучению иностранных студентов, аспирантов и ординаторов Ростовского государственного медицинского университета, автор 148 научных работ, область научных интересов - фармакология и организация обучения иностранных студентов

Васильев Андрей Юлианович, 1957 г. р., окончил Ростовский государственный университет (1979), преподаватель Ростовского государственного медицинского университета, автор 28 научных работ, область научных интересов - методики преподавания истории студентам-иностранцам на довузовском этапе обучения, проблемы организации и проведения внеаудиторных (воспитательных) мероприятий.

Елизарова Лариса Юрьевна, окончила Ростовский государственный медицинский институт (1970), кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой Ростовского медицинского университета, автор 65 научных работ, область научных интересов - методические принципы обучения биологии и анатомии иностранных учащихся с учетом будущей специальности на этапе довузовской подготовки.

Задорожный Владимир Иванович, 1956 г. окончил Ростовский государственный университет (1979), преподаватель Ростовского государственного медицинского университета, автор 25 научных работ, область научных интересов - методические принципы обучения биологии и анатомии иностранных учащихся с учетом будущей специальности на этапе довузовской подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.