Научная статья на тему 'Многоуровневая организация управления дополнительной подготовкой иностранных граждан'

Многоуровневая организация управления дополнительной подготовкой иностранных граждан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ременцов Андрей Николаевич

В данной статье рассматриваются вопросы управления дополнительной довузовской подготовкой иностранных граждан в системе многоуровнего профессионального образования России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ременцов Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многоуровневая организация управления дополнительной подготовкой иностранных граждан»

УДК 378.1

МНОГОУРОВНЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

А.Н. РЕМЕНЦОВ

В данной статье рассматриваются вопросы управления дополнительной довузовской подготовкой иностранных граждан в системе многоуровнего профессионального образования России.

Изменение условий работы и прав вузов на современном этапе требуют от гибкой педагогической подсистемы дополнительной подготовки иностранных граждан создания соответствующих времени организационно-управленческих форм и нормативно-правового обеспечения, регламентирующих деятельность образовательных структур с целью повышения качества и эффективности их функционирования. Уровень эффективности дополнительной подготовки иностранных граждан находится в прямой зависимости от степени ее организации. Организация любого процесса, в свою очередь, безотносительно к его природе, не может ни осуществляться, ни развиваться в заданном направлении без управляющих воздействий.

То, что происходит сегодня в теории и практике управления, называют «тихой управленческой революцией». Ее начало совпало со вступлением развитого общества в информационную стадию. На смену старому, традиционному направлению, нашедшему свое отражение в так называемой американской модели управления и относительно новому, поведенческому, бихевио-ральному, нашедшему отражение в японской модели, приходит новое (неформальное), которое принято характеризовать как обновленческое, эмпирическое или маркетинговое, индивидуалистическое, «информационное».

Новая философия управления основана на системном, ситуационном подходе; дополнительная подготовка иностранных граждан - «открытая система». Успех ее функционирования связывается с тем, насколько удачно данная подготовка вписывается во внешнюю среду (экономическую, научно-техническую, социально-политическую) и приспосабливается к ней. Ситуационный подход к управлению означает, что все внутреннее построение системы управления есть ответ на воздействия внешней среды. Организационные механизмы приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений.

Таким образом, управление - это функция системы, которая отвечает за нормирование (по требованию объективных законов), ее развитие (сохранение, изменение), обеспечивающее достижение конкретной цели.

Наиболее рациональными методами построения организационных структур являются: разделение по функциям; разделение по этапам; комбинированное разделение.

Метод разделения по функциям. Согласно этому методу формирование управленческой деятельности осуществляется по функциям основных блоков, составляющих подсистему дополнительной подготовки иностранных граждан. Это означает, что для таких блоков, как система приема на обучение, правовое обеспечение, нормативное обеспечение и др., существует своя управленческая единица. Каждая такая единица централизованно выполняет свои функции на уровне всей системы.

Метод разделения по этапам используется, как правило, на производстве, но может быть применен и к обучению. Если разделить процесс дополнительной подготовки иностранных граждан на этапы, то это дает возможность формировать для каждого этапа соответствующую

управленческую единицу, выполняющую все необходимые функции независимо от другой единицы.

Метод комбинированного разделения - по мере укрупнения системы дополнительной подготовки иностранных граждан, увеличение ее управленческих функций, расширение масштаба деятельности; применение какого-либо одного метода становится недостаточным. В таком случае при формировании организационной структуры управления используют методы разделения, что позволяет проявлять большую гибкость при дальнейшей корректировке целей и стратегии.

В качестве основных принципов построения организационных структур управления следует выделить следующие:

а) детальная разработка целей и стратегии функционирования системы дополнительной подготовки иностранных граждан;

б) учет относительного значения управленческих функций;

в) специализация;

г) координация;

д) контроль функционирования.

Система дополнительной подготовки иностранных граждан - это многоуровневая и многоцелевая система. Все составляющие в ней должны быть с самого начала построены и скоординированы таким образом, чтобы обеспечить достижение всего комплекса целей. Иными словами, организационная структура управления должна выступать как механизм, обеспечивающий реализацию намеченных целей. Основой формирования конкретных взаимосвязанных задач для каждого подразделения и структуры является планируемый вклад в достижение целей.

Программно-целевой подход построения системы дополнительной подготовки направлен на согласование целей каждой составляющей, каждого подразделения, каждого исполнителя с генеральной целью: знания, умения, навыки выпускников подготовительного факультета (образовательного центра) должны соответствовать начальным требованиям, предъявляемым иностранным студентам на I курсе основных факультетов.

С учетом вышеизложенного организационно-управленческое и нормативно-правовое обеспечение системы дополнительной подготовки иностранных граждан следует рассматривать на 4-х уровнях (рис. 1):

I уровень - Министерство образования и науки, Федеральное агентство образования.

II уровень - Координационный совет центров довузовской подготовки иностранных

граждан.

III уровень - Центр (факультет) дополнительной довузовской подготовки.

IV уровень - Кафедры факультета.

Уровень Министерства образования и науки Федерального агентства образования

На данном уровне, исходя из геополитических и экономических интересов государства, Министерство устанавливает и реализует: общие количественные характеристики контингента и квоты по странам; количественные пропорции между ступенями (уровнями) обучения; принципы организации и управления системой набора иностранных граждан; качественные и количественные требования к базовому уровню подготовки иностранных граждан на предмет соответствия выбранному профилю обучения; распределение иностранных граждан по образовательным учреждениям в соответствии с профилем; управление набором иностранных граждан, поступающих на обучение на компенсационной основе; аккредитацию образовательных структур, обучающих иностранных граждан; контроль качества обучения.

ФУНКЦИЯ

Рис. 1. Уровни организационно-управленческого и нормативно-правового обеспечения

Уровень Координационного совета центров довузовской подготовки иностранных граждан

На данном уровне решаются вопросы управления системой дополнительной подготовки иностранных граждан в плане координации деятельности образовательных структур в таких направлениях, как формирование обязательных требований к уровню подготовки иностранных граждан (входное тестирование), отбор абитуриентов, маркетинг рынка образовательных услуг, разработка и реализация единых учебных планов и программ, учебных и рабочих планов по дисциплинам, формирование единого экзаменационного банка данных по дисциплинам, разработка требований к преподавателям, обучающим иностранных граждан, организация и проведение аттестации преподавателей, разработка и реализация требований к образовательным структурам, осуществляющих дополнительную подготовку иностранных граждан, аттестация и аккредитация отмеченных выше образовательных структур.

Организационно-управленческое обеспечение дополнительной подготовки иностранных граждан на уровне факультета и кафедр

Реализация цели и особенности довузовского обучения иностранных граждан определяют организационно-управленческую деятельность образовательных структур (факультеты, центры). Подготовительный факультет для иностранных граждан логично вписывается в систему дополнительной подготовки, имеющуюся в каждом вузе.

Структура факультетов и отделений определяется структурой вуза, при котором работают эти факультеты, и зависит от конкретных условий работы, вместе с тем эта структура имеет ряд общих черт и может быть примерно представлена в виде следующей схемы (рис.2).

На данном уровне организационно-управленческого обеспечения дополнительной подготовки иностранных граждан образовательное учреждение - подготовительный факультет (образовательный центр) решает такие задачи, как формирование контингента студентов; прием студентов на обучение; расселение их в общежитии; оформление документации; организация учебного процесса (комплектование групп, составление расписания, организация экзаменационных сессий); выпуск студентов и оформление сертификатов об окончании; содействие студентам в их распределении для последующего обучения; помощь студентам в решении социально-бытовых проблем и вопросов медицинского обслуживания.

Организационно-управленческое обеспечение функционирования факультета построено в соответствии с формой, принятой в вузе системой обучения: декан - деканат - кафедра, семестры, сессии, лекции, практические занятия, лабораторные работы. Особенностью функционирования является «замкнутость» обучения в пределах факультета: кафедры факультета работают только со студентами-иностранцами, и студентов подготовительного факультета обучают преподаватели только этих кафедр, в этом принципиальное отличие от кафедр университета. Отсюда постоянный и повседневный контакт деканата и кафедр и постоянная скрупулезная координация в организационно-методической работе; отсюда и территориальная обособленность факультета в рамках университета.

Поэтому факультет является как бы «государством в государстве», т.к. имеет более широкие обязанности и определенную специфику, а именно:

своя учебная часть и своя диспетчерская (расписание меняется каждую неделю); свой аудиторный фонд; свои и только свои кафедры;

смешанное финансирование, а значит своя бухгалтерия; обеспечение социально-бытовой сферы; воспитательная работа со студентами-иностранцами; работа со студентами в общежитии.

Цели и задачи, структура факультета, функции и взаимосвязь кафедр и подразделений представлены на схеме-модели (рис. 2).

Учреждение по медицинскому обслуживанию студентов

Факультет или отделение довузовской подготовки иностранных граждан

Декан

Отдел виз, регистраций и пр.

Деканат факультета

Заместители декана (по учебной работе, по социально-бытовым вопросам)

Библиотека

Г руппа инспекторов

Отдел

ТСО

Кафедры факультета

Русского языка как иностранного

Общетеоретических

дисциплин

Г уманитарных дисциплин

Кафедральные лаборатории, методические кабинеты и пр.

Рис. 2. Примерная структура подготовительного факультета для иностранных граждан

Первая часть организационно-управленческой модели функционирования подготовительного факультета для иностранных граждан дает общую характеристику работы факультета, основные задачи и место факультета в системе дополнительной подготовки иностранных граждан.

I - 1

Дисциплины:

- русский язык

- математика

- физика

- химия

- черчение

- курс истории

и страноведения

- биология

- информатика

к

1

ф

СО -О

О £ 1-52

Ь £ |

н го ^

X ^

аЗиз^

!=СО-0

: 2 С

оО<Н Ч:а£!

■ О О

“^го£

РфІО

І

Ф

СІ

ш

о

1=1

о

с

ш

о

Сі

Х^І

ою

ф

ЯсоОо ^0)00 О їй. о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ф

ю

о

о

о

§

Ці!

о Ф

^ ш ГО .0

с І ф р .0 0

¥«

Ф ¡Ё

-° ї

ЇГО

со

Б *

Ш Ф т

О

Специфика обучения на подготовительном факультете

_0

н

н

е

л

в

о

т

о

г

д

о

п

о

б

а

л

О 5

ом о я <0 х

ат

О- о

I - 2

Цель обучения Подготовить студентов-иностранцев к обучению на первом курсе вузов

Задачи обучения - Обеспечить усвоение студентами базового языкового материала по русскому языку - Сформировать навыки и умения основных видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение и письменная речь - Довести уровень знаний студентов по общетеоретическим дисциплинам до уровня, необходимого для обучения в вузе - Сформировать начальные знания; обеспечить усвоение студентами базовых знаний по истории общества - Привить навыки работы в вузе

I - 3

Место подготовительного факультета в системе обучения иностранных студентов в РФ Организация семинаров, конференций, стажировок, консультаций

Издание учебных пособий

Разработка программ, рецензирование

Шефство над родственными факультетами

Работа преподавателей за рубежом

II - 2

Учебный процесс на подготовительном факультете и его обеспечение

Кадровое

обеспе-

чение

Материальное и организационное обеспечение

Методическое Методическое

обеспечение обеспечение

работы работы

преподава- студентов

тел ей

Информационное

обеспечение

преподавателя

Кафедра

русского

языка

Кафедры факультетов Кафедра общетеоретических дисциплин

яи

км

ее

Сета

яи

кз

еи

Сф

И

км

кеи

О X

я

Р

ер

Се

ч

§Е

цо

кл

ео

Си

б

Кафедра

страно-

ведения

Межпредметная координация

Обучение научному стилю речи на материале общеобразовательных дисциплин и общественных наук Обучение лексике и структуре языка предметов Обучение слушанию и записи лекции

II - 3

Воспитательная работа

Среди преподавателей и сотрудников Цели, задачи и используемые средства

Работа с землячествами

Среди иностранных студентов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

III

Преемственность в обучении

Преемствен- Межпред- Преемствен-

ность обуче- метные ность в обуче-

ния на под- связи нии на подгото-

готовитель- вительном и

ном факуль- основных фа-

тете и базо- культетах; учет

вой подго- будущей спе-

товки альности

Рис. 3. Модель функционирования подготовительного факультета для иностранных граждан

Многоуровневая организация управления дополнительной подготовкой... 219

Вторая часть отражает специфику подготовки иностранных граждан, которая определяется задачами обучения и контингентом студентов, включает организацию и управление учебным процессом на факультете и все виды его обеспечения (кадровое, материальное, организационное, методическое, информационное). Учебный процесс на факультете осуществляется тремя кафедрами: русского языка, общетеоретических дисциплин и страноведения. В данной модели отдельно выделена роль межпредметной координации, необходимость которой диктуется спецификой обучения иностранных граждан на подготовительном факультете.

Третья часть модели отражает очень важный аспект в работе факультета - преемственность в обучении на разных этапах, как этого требует место факультета в подсистеме дополнительной подготовки и в целом в системе непрерывного образования.

MULTILEVEL MANAGEMENT OF ADDITIONAL FOREIGN STUDENTS TRAINING

Rementsov A.N.

Results of sociological research the international advertisement of education are analyztd.

Сведения об авторе

Ременцов Андрей Николаевич, 1953 г. р., окончил Московский автомобильно-дорожный институт (ГТУ) (1975), доктор педагогических наук, профессор, декан подготовительного факультета для иностранных граждан, председатель Координационного совета центров довузовской подготовки иностранных граждан Федерального агентства по образованию Минобразования и науки РФ, автор более 100 научных работ, область научных интересов - проектирования и управление педагогическими системами обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.