ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 5 (55) сентябрь-октябрь ^
ния в балетной самодеятельности не только стики. При этом следует отметить, что успеш-
повлияли на приобщение широких народных ность творческого эксперимента была обу-
масс к балетному искусству, но и предопре- словлена широким привлечением к балетной
делили развитие жанров эстрадного танца, самодеятельности выдающихся профессио-
циркового искусства, художественной гимна- нальных танцовщиков и постановщиков.
Примечания
1. Балет : энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Григорович. Москва : Советская энциклопедия, 1981.
2. Драмбалет: студия — мастерская — театр — ансамбль // Балет. 1994. № 2.
3. История русского театра. Ленинград ; Москва, 1929. Т. 1—2.
4. Левинсон А. О новом балете. Аполлон. 1911. № 8.
5. Луначарский А. В. Речь на юбилее Е. В. Гельцер // Культура театра. 1921. № 4. С. 56—58.
6. Соллертинский И. И. Музыкальный театр на пороге Октября и проблема оперно-балетного наследия в эпоху военного коммунизма // История советского театра. Ленинград : ОГИЗ, 1933. Т. 1.
7. Сирота Ф. И. Ленинград — город-герой. Ленинград, 1980.
8. Студия Чернецкой // Зрелища. 1923. № 65.
9. Тейдер В. А. Хореографические студии в 1920 годы // Сборник статей Московской государственной академии хореографии о театре, балете и музыке. Москва : МГАХ, 2010. Вып. 12.
10. Чернецкая Инна О танце // Театр и Студия. 1922. № 1—2.
(П/сИХОАОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ПАР К ВЫСТУПЛЕНИЯМ НА КОНКУРСАХ СПОРТИВНО-БААЬНЫХ ТАНЦЕВ
УДК 37.037:793.38 М. М. Бугрова
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты подготовки танцевальных пар к выступлениям на конкурсах спортивно-бальных танцев. Определяются различные стороны подготовки танцоров, а также анализируется возможный инновационный комплексный подход к решению психолого-педагогических проблем танцевальных пар при подготовке к выступлениям и конкурсам.
Ключевые слова: культурно-досуговая деятельность, спортивно-бальные танцы, психолого-педагогические аспекты, подготовка к выступлениям.
M. M. Bugrova
Moscow State University of Culture and Arts
Psychological-pedagogical aspects of preparation of dancing couples for performances at competitions of ballroom dances
Psychological-pedagogical aspects of preparation of dancing couples for performances at competitions of ballroom dances are considered in article. Defining the various sides of preparation of dancers, and also analyzing the possible innovative integrated approach to the solution of psychological-pedagogical problems of dancing couples of preparation for performances and competitions.
Keywords: cultural and leisure activity, ballroom dances, psychological-pedagogical aspects, preparation for to performances.
128
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (55) сентябрь-октябрь 2013 128-131
Успех самореализации в ходе осуществления различных мероприятий социально-культурной направленности часто зависит от эмоционального состояния участника. В частности, на конкурсах спортивно-бальных танцев, при определённых обстоятельствах, связанных с эмоциональным напряжением, исполнителю бывает трудно проявить весь свой талант. Наш опыт работы с танцорами спортивно-бальных танцев показал зависимость результата выступления танцевальной пары на конкурсе от подготовительного процесса. Стала очевидной необходимость тщательной и последовательной работы по подготовке исполнителя к конкурсным выступлениям. При этом подготовка танцоров к выступлениям зависит от сбалансированности взаимодействия и выполнения задач тренера, родителей, самих исполнителей. Подход в подготовке по каждому из этих аспектов будет различен. Рассмотрим подробно каждый аспект.
1. Педагогическая подготовка пары тренером. Тренер составляет композиции танцев, учитывая возраст и мастерство танцоров, обучает основным шагам и фигурам. Проблемы здесь возникают в том случае, если тренер неодинаково мотивирует участников, кого-то ругая, а кого-то хваля. Другая проблема может возникнуть, если тренер основывается при построении танца только на своем прошлом опыте, используя когда-то эффективную схему достижения поставленной цели, но в который учтены только личностные качества тренера, его убеждения, ценности, особенности восприятия. Однако данная схема, или стратегия, может не сработать применительно к другим танцорам. «Программы парных занятий составляются конкретно для дуэта (пары) совместно танцующих партнёров, учитывается их танцевальный класс, направленность и психофизическая подготовка, эмоциональные и артистические способности» [4]. Поэтому педагогу важно знать особенности восприятия, познания и мотивации каждого ученика, определять их и использовать в тренировочном процессе.
2. Психологическая поддержка со стороны родителей пары участников конкурсов. Родители обеспечивают материальную сторону подготовки к конкурсам: оплачивают костюмы, уроки, семинары, мотивируют детей. Часто слепая любовь к своим детям мешает родителям понять причину неудачи выступления пары. Обычно все ищут внешнюю причину, защищая своего ребёнка. Поэтому часто начинают ругать партнёра (партнёршу), обвиняя его (её) во всех провалах и неудачах, принижая его (её) самооценку, что, безусловно, в дальнейшем сказывается на самочувствии партнёра. Не понимают родители в этом случае одного: пара, которая пребывает в состоянии внутреннего конфликта, добиться успеха не сможет. Поэтому родителям крайне полезно понять, что пара, будучи тандемом гармонично сочетающихся и подходящих друг другу танцоров, способна на достижения при взаимной ответственности и стараниях. дуэт сможет пройти через любые препятствия и с лёгкостью одержать над ними победу, совершенствуя своё мастерство и укрепляя свой союз, только под девизом «вместе мы — сила!». Итак, родителям танцоров пары важно поддерживать хорошие отношения, сдерживать свои собственные эмоции и уметь мотивировать детей (танцоров) в правильном направлении.
3. самоподготовка. В полноценном комплексе мероприятий по подготовке к выступлениям и конкурсам также важным элементом является самоподготовка.
Танцоры выполняют задания тренера, пожелания родителей, но часто не справляются психологически с возложенными на них обязательствами.
В то время, когда танцор находится наедине с собой, его мысли, безусловно, заняты предстоящим выступлением. В его голове наперебой звучат наставления тренера, советы родителей, провокации конкурентов, которые сбивают и путают мысли, мешают сосредоточиться.
Также нередко танцоры вспоминают о бывших неудачах в своей карьере, возможно
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 5 (55) сентябрь-октябрь ^
оставивших неизгладимый отпечаток в памяти, который из прошлого переносится мыслями в настоящее и проецируется на будущее. Если при поражении в конкурсных испытаниях исполнитель танцевального номера поскользнулся и упал на паркете, он думает, что если упал раз, то это может повториться и в другой или даже несколько раз. Поэтому при таких мыслях и самонастрое, особенно в день выступления, не может быть и речи о том, чтобы показать себя настоящим артистом, потому что танцор будет думать только о технике исполнения танца, чтобы не упасть. При этих условиях исполнитель будет чувствовать зажатость и страх, которые непременно увидят судьи и зрители.
Поэтому танцору, когда он остаётся наедине с собой, следует думать о предстоящем событии в совершенно ином ракурсе. Его мысли должны быть направлены на победу, без отвлечения на посторонние второстепенные и ненужные страхи или причины, не имеющие под собой фактического подтверждения. Важно сказать, что такой настрой является огромным трудом, помочь в котором может педагог, владеющий методами воздействия на формирование убеждений и ценностей личности танцора.
4. комплексное решение проблем подготовки танцевальных пар. Исходя из вышесказанного, мы понимаем, что перед нами сформировался своеобразный треугольник: тренер, родители, самосознание исполнителя. И здесь необходимо сохранять ситуацию в равновесии и поддерживать опору одной стороны на другую.
В сфере спортивно-бальных танцев эмоциональные переживания и чувства танцоров занимают особое значение, поэтому необходим инновационный подход в подготовке к выступлениям исполнителей спортивно-бальных танцев. «Методика индивидуального воздействия на сознание человека приносит наибольшую результативность тогда, когда она опирается на дифференцированный подход к различным типам личности. Начальный этап этой работы состоит в том, чтобы глубже узнать человека и, не задевая
его человеческого достоинства, учитывая личные особенности, оказывать на него влияние» [6, с. 123]. Существуют различные методы воздействия на исполнителей, используемые и в подготовительном тренировочном процессе, и в педагогической работе с исполнителем перед выступлением.
Инновационный подход в психолого-педагогической подготовке танцевальных пар, в решении коммуникационных задач, внутренних проблем по самооценке у танцоров, в управлении эмоциями, в достижении целей, а также в развитии индивидуальных особенностей восприятия раскрывает нейролингвистическое программирование. «В выборе названия нейролингвистическо-го программирования сыграло роль то, что связь "мышление — тело" организуется через нейронную сеть и формируется внутри неё. "Нейро" означает способ организации нашего опыта благодаря сенсорным каналам. А "лингвистическое" указывает на тот факт, что этот опыт кодируется мозгом (психикой) в словах с помощью языка» [3, с. 7]. «Нейро-Лингвистическое Программирование — это самостоятельная область знаний, которая рассматривает структуру субъективного опыта людей, их мыслительные и поведенческие стратегии, моделирование и обучение успешным стратегиям» [1, с. 338]. В этой области изучается понимание и управление эмоциями. Как отмечает А. Д. Жарков «...существует непосредственная связь между чувствами и целями общественной группы. Сильно выраженные положительные эмоции (воодушевление, радость, энтузиазм и т.д.) усиливают, а отрицательные (пассивность, моральная усталость, неуверенность и т.п.) ослабевают волю к достижению целей» [5, с. 238]. Техники нейролингвистического программирования позволят за короткое время прийти к более эффективному результату достижения поставленной цели, помогут установить и поддерживать баланс понимания сторон: тренера, родителей, собственного «я», и окажут, в общем, положительную оценку на микроклимат внутри творческой танцевальной пары. Например, при использовании техник
нейролингвистического программирования в процессе занятий спортивно-бальными танцами исполнитель уже может почувствовать себя более уверенно, раскрыть свои эмоции в каждом танце, выразить себя в поставленных тренером задачах посредством своего актёрского дарования. «Задача нейролингвистиче-ского программирования состоит в том, чтобы позволить людям взять под контроль своё когнитивное развитие и понять, что их внутренние образы, голоса и ощущения принадлежат им и что они могут управлять ими так же, как они используют свои пальцы, чтобы
повернуть ручку двери» [2, с. 15].
В образовательном процессе танцоров необходимо учитывать психолого-педагогические аспекты подготовки танцевальных пар к выступлениям на конкурсах спортивно-бальных танцев. Гармоничность творческого союза исполнителей, способность проявить свой талант будут зависеть от комплексного решения аспектов подготовки танцевальных пар: педагогической подготовки пары тренером, психологической поддержки со стороны родителей пары участников конкурсов, самоподготовки.
Примечания
1. Бакиров А. НЛП. Игры, в которых побеждают женщины. Москва : Эксмо, 2011.
2. Бэндлер. Р. НЛП в действии. Лучшие экспресс-техники НЛП для психологов, консультантов и психотерапевтов. Санкт-Петербург, 2008.
3. Гриндер М, Лойд Л. НЛП в педагогике. Москва, 2001.
4. Ершова, О. В. Понятийно-категориальный аппарат спортивно-бальных танцев и программ. Москва, 2011.
5. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Москва, 2002.
6. Жаркова Л. С. Организация деятельности учреждений культуры : [учебник для студентов вузов культуры и искусств]. Москва, 2010.
В ОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАЧАЛЬНОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ
УДК 37.025:793.3
О. Н. Поселкина
Московский государственный университет культуры и искусств
Обучение таким специальным дисциплинам хореографических отделений детских школ искусств, как классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, формирует у детей не только психофизические, но и морально-нравственные качества. Из комплекса специальных дисциплин, преподаваемых на хореографических отделениях детских школ искусств, особо выделяется классический танец. Преподаватели специальных дисциплин хореографических отделений детских школ искусств имеют возможность использовать различные способы влияния на личность учащегося, как в формальной, так и в неформальной обстановке. Современный преподаватель хореографических дисциплин должен быть не только преподавателем, но и воспитателем. Таким образом, среда, создающаяся в детских школах искусств, становится полноправным участником воспитательного процесса.
Ключевые слова: духовно-моральные качества, специальные дисциплины, классический танец, этика, нравы.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (55) сентябрь-октябрь 2013 131-134 131