ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СЛУЖЕНИЯ РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Н. Е. Шафажинская
Аннотация: традиционная культура воина-защитника нашла свое отражение и воплотилась в подвигах казачества в наиболее сложные периоды российской истории. Образцы государственной и военно-патриотической деятельности российского казачества должны быть представлены в системе его непрерывного образования и общей гуманитарной подготовки.
Ключевые слова: российское казачество, непрерывное образование, государственная деятельность, военно-патриотическая деятельность, воинская культура, культура казачества, духовное развитие, служение.
Summary: traditional culture of the soldier defender I found the reflection and it was embodied in feats the Cossacks during the most difficult periods of the stories. Samples of the state and voyenno-patri-otic activity the Russian Cossacks have to be presented in system of its continuous education and the general humanitarian preparation.
Keywords: Russian Cossacks, continuous education, state activity, military patriotic activity, military culture, culture of the Cossacks, spiritual development, service.
Непрерывное образование российского казачества, в соответствии с основными положениями принятой Концепции, рассматривается как инструмент социально-экономического, государственно-политического и духов-
ного развития территорий с компактным проживанием казачества и собственно казачьих сообществ [8]. Кроме того, система непрерывного образования казаков предусмотрена в соответствующих учебных заведениях, включающих казачий компонент. В связи с этим целесообразно кратко коснуться содержания феномена казачества. Существует, как известно, ряд определений понятия «казачество», в котором отражены этнокультурные, социально-психологические и государственно-политические аспекты этого сложного явления. В целом, обобщая ряд подходов, можно охарактеризовать казачество как сложившуюся за длительный период своего исторического развития общность людей, отличающуюся самобытной традиционной культурой и комплексом неповторимых этнопсихологических, социокультурных особенностей.
В процессе эволюции традиционной культуры казачества формировались качества, которые принято считать отличительными чертами казака и которые в значительной мере сохранили свою жизнеспособность в настоящее время, — это развитое чувство личного достоинства, индивидуальной свободы, глубокой ответственности за судьбу Отечества, своего войска, станицы, семьи; трудолюбие и хозяйственность, владение воинскими навыками, дисциплина, любовь к родной земле, уважение к старшим, почитание обычаев и заветов предков.
Анализируя феномен российского казачества, важно помнить, что прежде всего это военное сословие, состоящее из представителей населения ряда российских местностей, пользовавшихся особыми правами и преимуществами на условиях обязательной и общей воинской повинности. Таким образом, казачество представляет собой традиционно военное полупривилегированное сословие, благодаря которому осуществлялась эффективная защита границ государства. Несмотря на сложные и противоречивые трансформации в социальной направленности и действиях казачества в ранние периоды его истории, данные аргументы позволяют охарактеризовать сложившуюся на протяжении веков своеобразную воинскую культуру российского казачества как традиционную культуру воина-защитника. В современной России казачество, учитывая его ярко выраженное государственное начало, становится значимой и признанной силой, направленной на решение общественных интересов не только местного, но и общегражданского, государственного значения.
В Стратегии развития российского казачества до 2020 г. акцентируется положение о том, что «стратегической целью государства является развитие российского казачества и усиление его роли в решении государственных задач» [11, с. 4]. Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул: «Особо хочу сказать о казачестве. Сегодня к этому сословию себя относят миллионы наших сограждан. Исторически казаки находились на службе у Российского государства, защищали его границы, участвовали в боевых походах Русской Армии. После революции 1917 года каза-
чество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, по сути — геноциду. Однако казачество выжило, сохранив свою культуру и традиции. И задача государства — всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодежи» [9].
Государство поддерживает стремление казаков возродить исконный уклад жизни, самобытные, исторически сложившиеся культурные традиции и духовные ценности, информация о которых — как следствие данной политики — должна, по нашему убеждению, стать полноправным учебно-воспитательным компонентом образовательной системы российского казачества всех уровней, включая высшую школу. С целью обоснования и аргументации данного утверждения считаем необходимым привлечение фактологического материала, иллюстрирующего изложенное. В качестве актуальной проблематики одного из образовательных модулей выступает изучение аспектов, отражающих представленность казачества и его вклад в развитие государственной, военно-политической и патриотической культуры нашей страны в новейшую эпоху.
Великая Отечественная война 1941 г., как известно, стала одним из всемирно значимых событий ХХ столетия. В этот тяжелейший период для Советского Союза казачество, по верному определению атамана «Союза казаков России» П.Ф. Задорожного, «забыло прошлые обиды (это и расказачивание, это и раскулачивание, это и поражение до 1936 г. в правах), и вместе со всем советским народом поднялось на защиту своей Родины» [7]. Свой ве-
сомый вклад в приближение Победы, совместно с другими видами и родами войск, внесли знаменитые кавалерийские войска, основу которых составляло казачество. Будучи участниками крупнейших воинских операций, с честью сражались до окончания войны 4-й Кубанский, 5-й Донской добровольческие казачьи корпуса; 9-я пластунская краснознаменная Краснодарская дивизия, десятки стрелковых и кавалерийских дивизий, сформированных в начале войны из казаков Дона, Кубани, Терека, Ставрополья, Оренбуржья, Урала, Семиречья, Забайкалья и Дальнего Востока. Атаман П.Ф. Задорожный отмечает, что еще в самом начале войны на Дону, Кубани, Ставрополье развернулось массовое движение за создание в станицах добровольческих казачьих сотен. Повсеместно в казачьих районах страны шла запись добровольцев в кавалерийские части Красной Армии. Сталинградский обком ВКП(б) 11 июля 1941 г. принял постановление об образовании в сводном народном ополчении Донской казачьей кавалерийской дивизии. Такая дивизия была сформирована из добровольцев 21-го района Сталинградской области и получила наименование 15-й Донской казачьей кавалерийской дивизии, которую возглавил в те годы полковник С.И. Горшков (в 1944 г. генерал-лейтенант).
Сергей Ильич Горшков (19021993) — видный советский военачальник — родился на хуторе Ольшанка станицы Урюпинской Хопёрского округа области войска Донского в семье донского казака. Военное образование он получил на кавалерийских курсах (1921), в кавалерийской школе, а также в штабном отделении кавалерийских курсов усовер-
шенствования комсостава (1933) и на высших академических курсах при Военной академии РККА имени К.Е. Ворошилова (1946).
С началом Великой Отечественной войны дивизия под командованием С.И. Горшкова участвовала в приграничном сражении и обороне Киева, где Сергей Ильич был тяжело ранен. В ноябре 1941 г. он был назначен командиром 15-й казачьей кавалерийской дивизии СКВО. В июле 1942 г. эта дивизия была включена в состав Северо-Кавказского фронта, затем Черноморской группы войск Закавказского фронта и участвовала в Битве за Кавказ. За успешное выполнение заданий командования и героизм личного состава она была преобразована в 11-ю гвардейскую дивизию.
В боевой характеристике от 1 декабря 1943 г. подчеркивалось: «Гвардии генерал-майор Горшков Сергей Ильич в боях проявил себя грамотным, смелым, решительным, настойчивым и вел полки в бой, преодолевая сопротивление превосходящих сил противника... Дивизия под его командованием была преобразована в гвардейскую и награждена орденом Красного Знамени» [2]. Можно утверждать, что преемственность исконной, традиционной государственно-патриотической культуры казачества оказала влияние на выполнение воинского долга С.И. Горшковым и методы его руководства.
В октябре 1943 г. 5-й гвардейский Донской казачий кавалерийский корпус принял участие в освобождении Левобережной Украины. Корпус в составе конно-механизированной группы под командованием С.И. Горшкова участвовал в Ясско-Кишинёвской, Дебре-ценской и Будапештской наступатель-
ных операциях, в освобождении городов Тыргу-Фрумос, Роман, Бакэу, Дебрецен, Ньиредьхаза, Мишкольц. За отличие при освобождении Будапешта корпусу было присвоено почетное наименование «Будапештский». В Венской наступательной операции 5-й гвардейский Донской казачий кавалерийский корпус освободил города Надьканижа, Ново (в конном строю), Фридберг и Фишбах.
И после окончания войны С.И. Горшков продолжал командовать корпусом, а с марта 1946 г. учился на Высших академических курсах при Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова. Находясь в отставке (с ноября 1946 г.), прославленный военачальник жил в городе Ростове-на-Дону и вел большую военно-патриотическую работу: возглавлял научное общество СКВО, был депутатом горсовета. В 1979 г. он был удостоен звания почетного гражданина города [3]. Знаменательным фактом в судьбе героя является то, что в рассказе К.С. Симонова «Сын Аксиньи Ивановны» прототипом полковника Вершкова послужил донской казак С.И. Горшков. Характеризуя военно-патриотическое служение казачества, отметим, что в Московской битве принимали участие 33 кавалерийские казачьи дивизии, а в ноябре 1941 г. в битве под Москвой родилась первая конная гвардия.
Наиболее значимым аспектом обсуждаемой темы,безусловно,является влияние личностного фактора в описываемых событиях и подвигах. Именно через личность, индивидуальное проявление человека в процессе его деятельности, служения, систему поступков мы имеем возможность проникнуть в сущность мотивации, системы ценностей и
смыслов того или иного субъекта. Особенно актуальными и показательными эти рассуждения представляются при оценке индивидуальных действий личности в экстремальных условиях, когда человек находится в состоянии сложнейшего экзистенциального выбора, цена которого — жизнь, честь, достоинство, судьба Отечества, родных, близких.
В связи с этим затронем тему героической и ставшей уже легендарной судьбы генерал-лейтенанта, сибирского казака Дмитрия Михайловича Карбышева (1880-1945), зверски замученного в фашистском концлагере, но морально не побежденного.
Представитель казачьего рода, выходец из дворян, Д.М. Карбышев, родился в Российской империи, городе Омске. В 1911 г. он с отличием окончил Николаевскую военно-инженерную академию и по распределению в чине штабс-капитана был направлен в Брест-Литовск на должность командира минной роты, где принимал участие в строительстве фортов Брестской крепости. Дмитрий Михайлович, представитель высокой воинской культуры и образованности, участвовал в Первой мировой войне с первого ее дня. Ему довелось воевать в Карпатах в составе 8-й армии знаменитого генерала А.А. Брусилова (Юго-Западный фронт), где он был дивизионным инженером 78-й и 69-й пехотных дивизий, затем начальником инженерной службы 22-го финляндского стрелкового корпуса. В начале 1915 г. Карбышев участвовал в штурме крепости Перемышль. За храбрость и отвагу он был награжден орденом Святой Анны и произведен в подполковники; в 1916 г. стал участником знаменитого Брусилов-ского прорыва.
В начале июня 1941 г. Дмитрий Михайлович был командирован в Западный Особый военный округ. Великая Отечественная война застала его в штабе 3-й армии в Гродно. В августе 1941 г. при попытке выйти из окружения генерал Карбышев был тяжело контужен в бою в районе Днепра, в Могилёвской области Белоруссии, и в бессознательном состоянии захвачен в плен [4]. Дмитрий Карбышев содержался в нескольких немецких концентрационных лагерях: Замосць, Хаммельбург, Флоссен-бюрг, Майданек, Аушвиц, Заксенхаузен и Маутхаузен. Известно, что неоднократно от администрации лагерей он получал предложения о сотрудничестве, на которые как человек высочайшей чести и достоинства отвечал отказом. Надо сказать, что и в заключении генерал Карбышев был одним из активных руководителей лагерного движения сопротивления. Однако в ночь на 18 февраля 1945 г. в концлагере Маутхаузен (Австрия) он и около 500 других заключенных погибли после зверских пыток, а их тела были сожжены в печах концлагеря. Генерал Д.М. Карбышев стал символом несгибаемой воли и стойкости.
Дмитрий Михайлович Карбышев являлся высокообразованным военным специалистом, генерал-лейтенантом инженерных войск, профессором Военной академии Генерального штаба, доктором военных наук, профессором. За подвиг в Великой Отечественной войне он был удостоен звания Героя Советского Союза [10].
В контексте учебно-воспитательного процесса, включающего в себя материал о видных представителях военно-патриотической и государственно-политической культуры казачества,
считаем важным сделать акцент на личностных достижениях героев. Так, в плеяду героев войны и послевоенного периода, выдающихся деятелей военно-политической и государственной культуры из казачьих родов по праву входит и Арсений Григорьевич Головко (1906-1962) — выдающийся советский флотоводец, адмирал (1944), бессменный командующий Северным морским флотом во время Великой Отечественной войны.
Адмирал А.Г. Головко родился в станице Прохладная в семье казака — ветфельдшера и крестьянки Терской области, выходец из казаков Терского казачьего войска. С 1922 г. он учился на рабфаке в Ростове-на-Дону, а в 1925 г. приехал в Москву, чтобы поступать в Тимирязевскую сельскохозяйственную академию, но по комсомольскому набору был призван на флот. Образование Арсений Григорьевич получил в Военно-морском училище имени Фрунзе (1928), на специальных курсах комсостава (1931) и в Военно-морской академии (1938). В 1927 г. он был принят в ВКП(б).
Будущий адмирал прошел все этапы военно-морской подготовки: с 1928 г. он — вахтенный командир эсминца «Фрунзе» Морских Сил Черного моря; с 1929 г. — штурман группы канонерских лодок Каспийской флотилии; с мая 1931 г.—дивизионный минер эскадренных миноносцев на Балтийском флоте; с 1932 г. — флагманский минер бригады траления и заграждения; с января 1933 г. — начальник штаба отряда торпедных катеров особого назначения, затем командир бригады торпедных катеров Тихоокеанского флота. В 1 936 г. А.Г. Головко поступил в Военно-морскую
академию, учеба в которой была на время прервана его участием в качестве добровольца в Гражданской войне в Испании, где он находился в должности советника командира военно-морской базы в порту Картахены. После возвращения Арсений Григорьевич продолжил и успешно завершил учебу в академии.
В течение 1938 г. он командовал дивизионом эсминцев Северного флота и был начальником штаба Северного флота, командующим Каспийской флотилией, а с июля 1939 г. — являлся командующим Краснознамённой Амурской флотилией.
Наиболее сложный период его деятельности — это командование Северным флотом с июля 1940 г. по апрель 1946 г. Следует подчеркнуть, что Арсений Григорьевич Головко бессменно командовал Северным флотом на протяжении всей Великой Отечественной войны. Под его руководством флот участвовал в обороне Мурманска и Советского Заполярья в целом, обеспечении проводки северных морских конвоев союзников и внутренних конвоев, борьбе на коммуникациях германских войск у Северной Норвегии, Петсамо-Киркинесской наступательной операции.
И после окончания Великой Отечественной войны адмирал Головко оставался верен своему воинскому и государственному долгу: с апреля 1946 г. — он заместитель начальника, а с февраля 1947 г. — начальник Главного штаба ВМФ — заместитель Главнокомандующего Военно-Морским флотом СССР. С марта 1950 г. — начальник Морского Генерального штаба и первый заместитель военно-морского министра. С июня 1952 г. — А.Г. Головко назначен командующим Балтийским флотом; в ноябре
1956 г. он становится первым заместителем главкома ВМФ. Депутат Верховных Советов РСФСР и СССР.
Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов, высоко оценивая личностные и профессиональные качества А.Г. Головко, отмечал, что «он был одним из наиболее образованных военачальников нашего Военно-Морского Флота и пользовался большим авторитетом. Успешные действия флота на Севере — лучшая аттестация для командующего...» [12].
Всего за время войны силы флота уничтожили 68 и повредили 28 кораблей и транспортов общим тоннажем свыше 1 млн тонн и 1308 самолетов противника. За умелое руководство силами флота в годы войны и за добросовестную службу адмирал А.Г. Головко был удостоен высших флотоводческих наград: награжден четырьмя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Ушакова I степени, орденом Нахимова I степени, двумя орденами Красной Звезды и многими медалями.
Называя высокие заслуги представителя казачества А.Г. Головко перед Отечеством, следует обратить внимание и на иные грани творческого диапазона этого выдающегося деятеля. Арсений Григорьевич был знатоком и ценителем культуры, театрального искусства и литературы, что отчасти не удивительно: его супруга — одна из знаменитых актрис МХАТ имени А.П. Чехова Кира Николаевна Головко, сыгравшая, в частности, графиню Ростову в экранизации романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Известно, что адмирал Головко в период службы на флоте помогал организовывать деятельность театральной труппы,
способствовал работе писателей, помог проявить талант одному из своих матросов (Л. Кербелю), заказав серию скульптурных портретов героев — моряков и летчиков. В настоящее время Л. Кербель является известнейшим российским скульптором.
Отмечая незаурядные личностные качества А.Г. Головко, укажем на то, что, проявляя морскую отвагу и высочайшее профессиональное умение в тяжелых условиях военных походов в ходе Великой Отечественной войны, флотоводец находил в себе силы в короткие минуты отдыха вести дневник, записи из которого, отличающиеся очевидным литературным талантом автора, легли в основу его мемуаров «Вместе с флотом» (выпущенных Воениздатом в 1960, 1979 гг. и переизданных в 1984 г.) [5].
А.Г. Головко умер после тяжелой болезни 17 мая 1962 г. Он похоронен на Новодевичьем кладбище. Знаменательно, что памятник на могиле выдающегося адмирала выполнен его бывшим матросом — Л. Кербелем.
Образцы военно-патриотической культуры представителей казачества воплотились и в сфере оружейного искусства, в частности, в деятельности одного из известнейших мастеров Федора Васильевича Токарева. Имеются противоречивые сведения о дне и месте его рождения: по одним данным он родился 2 (14) июня 1871 г. в станице Егорлык-ской, ныне Ростовской области [1]; по другим источникам — 22 июня 1871 г. в станице Мечетинской, Донской области. Федор Васильевич окончил казачье юнкерское училище в 1900 г. и с 1891 г. работал оружейным мастером в казачьем полку в Радивилове на Волыни, а с 1900 г. — заведующим ору-
жием. Затем он поступил на курсы при офицерской стрелковой школе в Ораниенбауме, где и начал в 1908 г. конструкторскую карьеру. Несколько лет Токарев трудился на Сестрорецком оружейном заводе, продолжая совершенствовать модель винтовки и работая над новыми образцами автоматической винтовки собственной конструкции [6]. Автоматическая винтовка Токарева наравне с другими конструкторами была признана и прошла комиссионные и полевые испытания. В 1912 г. он представил совершенно новый образец винтовки, значительно улучшенный, над которым работал до 1914 г., до момента мобилизации.
В действующей армии Токарев находился около полутора лет, командовал сотней в 29-м Донском казачьем полку и получил 5 боевых наград за отличие в делах против неприятеля. В 1915 г. его вновь зачислили в штат Сестрорецкого завода, как «отличного техника и конструктора оружия».
Незаурядный талант мастера-оружейника Ф.В. Токарева во всю силу проявился в начале 1920-х годов. С 1921 г. он связал свою судьбу с Тульским оружейным заводом, а в 1924 г. на вооружение Красной Армии был принят ручной пулемет Максима, модернизированный по системе Токарева (МТ — Максим-Токарев). В 1926 г. новатор Ф.В. Токарев представил новый вариант пулемета Максима для применения в авиации, заменивший пулемет Виккерс. В 1927 г. мастер разработал первый отечественный пистолет-пулемет под револьверный патрон (Пистолет-пулемет Токарева образца 1927 г.).
Федор Васильевич нередко выходил победителем открытых конкурсов на лучшие образцы оружия. В 1930 г. на воо-
ружение армии поступил разработанный им самозарядный пистолет ТТ. Токаревым были также разработаны самозарядная винтовка образца 1938 г. (СВТ-38) и самозарядная винтовка СВТ-40, использовавшиеся в период Великой Отечественной войны.
Конструкторский талант Федора Васильевича проявился и на мирном поприще: 1948 г. им был сконструирован оригинальный фотоаппарат для панорамной съемки ФТ-1, выпущенный в небольшом количестве в 1948-1949 гг. на Красногорском механическом заводе. После существенной переработки заводскими конструкторами фотоаппарат Токарева под названием ФТ-2 выпускался с 1958 по 1965 год.
За выдающиеся заслуги в конструкторской деятельности Токареву было присвоено звание Героя Социалистического Труда (1940), он стал лауреатом Сталинской премии. Награжден оружейный мастер четырьмя орденами Ленина, орденом Суворова 2 степени, орденом Отечественной войны 1 степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды и медалями. Четвертый орден Ленина Ф.В. Токарев получил к своему 95-летнему юбилею в знак высочайшей оценки его трудового вклада.
В заключение краткого обзора темы, лишь в малой степени освещающего роль представителей казачества в развитии государственной, военно-политической и патриотической культуры России, расставим акценты: исконная, традиционная культура воина-защитника нашла свое отражение и воплотилась в подвигах казачества в наиболее сложные периоды российской истории, особенно в годы Ве-
ликой Отечественной войны. Образцы героического служения казачества могут и должны быть включены в учебно-воспитательные модули системы непрерывного образования российского казачества, а также гуманитарную, этнокультурную и этнопсихологическую подготовку профессионального образования с интегрированным казачьим компонентом на всех уровнях, включая высшую школу. Осуществление данного проекта, с нашей точки зрения, необходимо в целях достижения объективности в оценке культурно-исторической роли российского казачества, а также для формирования позитивного образа современного казачества, учитывающего его несомненный вклад в служение гражданскому обществу и его защиту.
Литература
1. Болотин Д. Выдающийся советский оружейник. — М.: Воен. вестн., 1 971.
2. Великая Отечественная: Комдивы: воен. биограф. слов. — М.: Кучково поле, 2011.—Т. 1. — 736 с.
3. Великая Отечественная: Комкоры: воен. биограф. слов. / под общ. ред. М.Г. Вожакина. — М.; Жуковский: Кучково поле, 2006. — Т. 1. — 672 с.
4. Герои Советского Союза: краткий биограф. слов. — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1.
5. Головко А.Г. Вместе с Флотом. — М., 1984.
6. Гусаров А.Ю. Ораниенбаум. Три века истории. — СПб., 2011.
7. Задорожный П.Ф. О положении дел в казачестве России и ближнего Зарубежья: доклад Совету атаманов Союза казаков России Воронежская область. — Россошь, 2011.
8. Концепция непрерывного образования российского казачества. — М.: МГУТУ имени К.Г. Разумовского, 2012.
9. Путин В.В. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России // Рос. газ. — 2012. — 20 февр.
10. Решин ЕГ. Генерал Карбышев. — 4-е изд., испр. — М., 1987.
11. Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года. — М., 2012.
12. Центральный Военно-Морской Портал [Электронный ресурс]. — URL: http://flot.com/history/ personalities/golovko.htm.