Научная статья на тему 'Взаимоотношение русского государства и казачества: культурно-исторический аспект'

Взаимоотношение русского государства и казачества: культурно-исторический аспект Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3105
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАЧЕСТВО / СОСЛОВИЕ / ГОСУДАРСТВО / ПРАВОСЛАВИЕ / ВОЕННЫЕ ПОХОДЫ / ЭМИГРАЦИЯ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / COSSACKS / ESTATE / ORTHODOXY / MILITARY CAMPAIGNS / EMIGRATION / WORLD WAR II

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дзюбан Валерий Валерьевич

Казаки всегда были преданы своей родной земле и тому, кому клялись в верности. Куда бы военная судьба ни забрасывала казака, он всегда возвращался на свою родную землю. С XVIII в. казаки связали свою судьбу с Россией и всегда преданно служили ей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mutual relation of Russian state and the Cossacks: cultural-historical aspect

Cossacks are an ancient ethnic group with rich historical past. They have always been faithful to their native land and to whom pledged allegiance. Where would the military fate throw a Cossack, he always returned to his native land; they are warriors aces. Since the 18th Century, Cossacks have linked their fate with Russia and have ever since been faithfully serving it.

Текст научной работы на тему «Взаимоотношение русского государства и казачества: культурно-исторический аспект»

80%С1°/о83°/(™о/(дао/(С0о/аВЕо/(™о/оВ2&Шп=

ru&mime=html&sign=876f083dcb9e5991e

02е8еса6:с95801&кеупо=0

13. http://hgЫtd.yandex.net/yandЫm?fmode= mject&ш•l=http%3A%2F%2Fwww.Ы-edu.гu

%2Febooks%2FCB%2F033.htm&text=%D0%9A.% D0%9D.%20%D0%94%D0%B5%D1%80%D1% 83%D0%BD%D0%BE%D0%B2&l10n= т&тппе= html&sign=b5d1e6e4ba4ae8e2bb63e0422c 364020&кеупо=0

УДК 008

Дзюбан Валерий Валерьевич

кандидат педагогических наук Брянский государственный технический университет

[email protected]

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА И КАЗАЧЕСТВА: КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Казаки всегда были преданы своей родной земле и тому, кому клялись в верности. Куда бы военная судьба ни забрасывала казака, он всегда возвращался на свою родную землю. С XVIII в. казаки связали свою судьбу с Россией и всегда преданно служили ей.

Ключевые слова: казачество, сословие, государство, православие, военные походы, эмиграция, Великая Отечественная война.

Появлению и утверждению казачества как сословия предшествовали долгие времена взаимного непонимания и неприятия во взаимоотношениях «казачество -власть». Были и восстания казаков, и их подавления властью, были и другие репрессивные меры со стороны власти. Все это продолжалось до тех пор, пока власть (царская) не оценила наконец достоинства казачьего движения и сумела это, по началу сверхвольное и неуправляемое течение, привлечь на свою сторону. Ни в одной стране мира казаки, в том качестве, в котором они были в России, не появлялись именно из-за особенностей российского государства, даже чисто географически-территориально. Именно казачьи поселения, практически по всей южной границе, надежно прикрыли государство от внешних набегов и нашествий. Мало того что казаки несли службу на границе - они всегда были готовы, по военным меркам - мгновенно, выставить заранее определенное количество строевых, обученных, снаряженных казаков.

Казачество зародилось в XIV веке на степных незаселенных просторах между Московской Русью, Литвой, Польшей и татарскими ханствами. Его формирование, начавшееся после распада Золотой Орды, проходило в постоянной борьбе с многочисленными врагами вдали от развитых культурных центров. О первых страницах казачьей истории не сохранилось достоверных письменных источников. Истоки происхождения казаче-

ства многие исследователи пытались обнаружить в национальных корнях предков казаков среди самых разных народов (скифов, половцев, хазар, алан, киргизов, татар, горских черкесов, касогов, бродников, черных клобуков, торков и др.) или рассматривали оригинальную казачью воинскую общность как результат генетических связей нескольких племен с пришедшими в Причерноморье славянами, причем отсчет этого процесса велся с начала новой эры. Другие историки, напротив, доказывали русскость казачества, делая упор на постоянность нахождения славян в областях, ставших колыбелью казачества.

Дипломатические отношения с русским государством поддерживались отправкой в Москву посольств с назначенным атаманом. С момента выхода казачества на историческую арену его взаимоотношения с Россией отличались двойственностью. Первоначально они строились по принципу независимых государств, имевших одного противника.

С русскими казаков связывало Православие. А по понятиям той эпохи «православный» было тождественно слову «русский». Православные украинцы тогда называли себя «русскими». И человек любой нации, принимая православное крещение, становился «русским», с ним обращались как с полноправным русским. То есть казачество стало субэтносом, «народом внутри народа». Таким образом, формирование великорусского этноса и казачества шло одновременно, было «двуединым» процессом.

В начале XVI в., когда великий князь Василий III решил перевести дипломатические отношения с Турцией на постоянную основу, он пригласил для консультаций донских атаманов (откуда видно, что контакты с ними уже существовали). Атаманы пояснили, что обмениваться посольствами на Переволоке нельзя из-за угрозы со стороны Астрахани, и был выработан механизм, что охрана и сопровождение посольств на Дону будет осуществляться казаками, а встреча и передача дипломатов будет происходить в низовьях Дона и на Медведице. Казакам за такую службу стало выплачиваться жалованье.

В 1555 г. к Ивану Грозному прибыло посольство от кабардинцев, «дало правду на всю землю». В состав посольства входили и гребенские казаки. Царь согласился принять Кабарду в подданство, послы принесли присягу, «что им со всею землею Черкасскою служити государю» [5, с. 20].

Часто русским властям было выгодно представлять вольные казачьи общины как абсолютно независимые от Москвы. С другой стороны, московское государство было недовольно казачьими сообществами, постоянно нападавшими на турецкие владения, что часто шло вразрез с русскими внешнеполитическими интересами. Нередко между союзниками наступали периоды охлаждения, и Россия прекращала всякую помощь казакам. Недовольство Москвы вызывал и постоянный уход подданных в казачьи области. Демократические порядки (все равны, ни властей, ни налогов) стали магнитом, притягивавшим к себе все новых предприимчивых и смелых людей из русских земель.

Опасения России оказались отнюдь не беспочвенны - на протяжении ХУП-ХУШ веков казачество шло в авангарде мощных антиправительственных выступлений, из его рядов вышли предводители казацко-крестьянских восстаний - Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачев. Велика была роль казаков во время событий Смутного времени в начале XVII века. Активное участие казаки принимали в первом и втором ополчениях и 27 октября в составе второго ополчения вошли в Москву

В 1613 году на Земском Соборе казаки активно поддерживали кандидатуру Михаила Романова, несмотря на то что бояре в целом были против него.

Казачество, даже ослабленное, являлось в это время основной боевой силой государства: прежней армии не существовало. И власть всячески

укрепляла отношения с казаками. Один из первых указов нового царя был направлен на то, чтобы утвердить доброе имя казаков, замаранное всякими бандитами. Михаил Федорович требовал «впредь тех воров казаками не называть, дабы прямым казакам, которые служат, бесчестья не было» [5, с. 43].

Российский трон, учитывая важнейшие функции казачества как военной силы в пограничных районах, проявляло долготерпение и стремилось подчинить его своей власти. Чтобы закрепить верность российскому престолу, цари, используя все рычаги, сумели добиться к концу XVII века принятия присяги всеми Войсками (последнее Войско Донское - в 1671). Из добровольных союзников казаки превратились в российских подданных. С включением юго-восточных территорий в состав России казачество осталось лишь особой частью российского населения, постепенно потеряв многие свои демократические права и завоевания. С XVIII века государство постоянно регламентировало жизнь казачьих областей, модернизировало в нужном для себя русле традиционные казачьи структуры управления, превратив их в составную часть административной системы российской империи.

С 1721 казачьи части находились в ведении казачьей экспедиции Военной коллегии. В том же году Петр I упразднил выборность войсковых атаманов и ввел институт наказных атаманов, назначаемых верховной властью.

В 1798 по указу Павла I все казачьи офицерские чины были приравнены к общеармейским, а их обладатели получили права на дворянство. В 1802 было разработано первое Положение для казачьих войск. С 1811 года особым царским указом было запрещено выходить из казачества и записываться в казаки. Станичные и окружные Круги и Атаманы пользовались значительной самостоятельностью в расходовании средств: строили школы, гимназии, военные училища, назначали пенсии инвалидам войн и семьям погибших, строили мосты, чинили дороги и т.д. Каждый казак обязан был служить 20 лет, из них 4 года в кадровых частях, 7 лет - в запасе 1-й очереди. После этого он мог привлекаться в строй лишь в случае большой войны. Это значит, что, начиная службу в 21 год, он уже с 32 лет мог спокойно заниматься семьёй и хозяйством (см.: С. Иванов «Трагедия Казачества»). С 1827 августейшим атаманом всех казачьих войск стал назначаться наследник пре-

стола. В 1838 был утвержден первый строевой устав для казачьих частей, а в 1857 казачество перешло в ведение Управления (с 1867 - Главного Управления) иррегулярных (с 1879 - казачьих) войск Военного министерства.

Сами слова «казачество», «казаковать» появились только тогда, когда казаков стали превращать в служивое сословие русского государства, что делалось стараниями русского правительства. Русские и казаки всегда были близки друг другу по духу, основу чего составляло православие. Именно на этой основе казаки - этнически иной народ - превратились в субэтнос русского народа. Этническую основу казаков составляли тюркские племена, которые испокон веков жили на этой территории. Но в те далекие времена, когда наши предки приняли монотеистические религии - христианство и ислам, для них духовная близость была важнее, чем кровное родство, и черкесы стали русскими казаками. Скифы, сарматы, готы, гунны, авары, аланы, булгары, хазары, печенеги, половцы (кипчаки, куманы) - вот перечень только крупных этносов, которые жили на территории, занимаемой в последствии донскими, кубанскими и запорожскими черкесами (казаками).

В целом казачество процветало и оставалось вполне жизнеспособным организмом. Об этом свидетельствует красноречивый факт. За последние 30 лет существования Российской империи численность казаков увеличилась (за счет естественного прироста!) почти вдвое. В 1887 г. она составляла 2 млн. 726 тыс., а к 1916 г. достигла 4 млн. 424 тыс. В Войске Донском было 1 млн. 495 тыс. казаков и казачек, в Кубанском -1,367 млн., в Оренбургском - 633 тыс., в Забайкальском - 265 тыс., в Терском - 255 тыс., в Сибирском - 177 тыс., в Уральском - 166 тыс., в Амурском - 49 тыс., в Семиреченском - 45 тыс., в Астраханском - 40 тыс., в Уссурийском - 34 тыс., в Красноярском и Иркутском полках - 10 тыс., в Якутском полку - 3 тыс. [3, с. 57-63].

За обязанность нести военную службу государство наделяло казаков землей, и за казачьими войсками были закреплены земли в больших размерах. За войсками Донским и Уральским были закреплены те земли, которые были заняты ими самими, другие казачьи войска получили земли по распоряжению правительства при своем образовании. Площадь казачьих земель с точностью не определена. По сведениям на 1892 г., она равнялась приблизительно 543557 тыс. десятин.

Казачьи земли до начала 70-х гг. юридически находились во владении всего войска, без распределения между станицами, но фактически каждая станица имела в своем распоряжении земельные участки («История Казачества России»).

В 1910 г. казакам пришлось участвовать и в необъявленной «локальной» войне. В Иране углублялся распад, власть шаха, настроенного пророссийски, совсем ослабла. И эмиссары Турции, которой покровительствовали немцы, взбунтовали Северную Персию. Беснующиеся толпы осаждали русские представительства, восстали племена шахсевен, нарушали границу, угоняли скот. Царь решил ввести в Северный Иран войска. Главную роль сыграли казаки. В городах волнения усмирили быстро, порой оказывалось достаточно, чтобы сотня казаков разогнала толпу и выпорола зачинщиков. А вот с шахсевенами пришлось драться. Но казаки во главе с генералом Фидаровым справились, и в 1912 г. вынудили мятежников принести присягу никогда впредь не поднимать оружия против России и не вторгаться в ее пределы. Для службы в Иране было оставлено 24 сотни кубанцев и терцев [1, с. 157].

В годы Первой мировой войны казачество выставило на фронт 162 конных полка, 171 отдельную сотню и 24 пластунских батальона -450 тыс. воинов. Как пишет протоиерей о. Георгий (Поляков), «являясь исключительно православным воинством, случаев дезертирства казачество не знало».

Невозможно упомянуть и все подвиги казаков - их совершалось множество. В первой зафиксированной стычке 12 августа у литовского местечка Торжок пост из 5 казаков 3-го Донского им. Ермака Тимофеевича полка схватился с разъездом из 27 немецких драгун. Особенно отличился приказной Кузьма Крючков. Отстреливался, рубился, а когда враги насели и выбили шашку, желая взять в плен, выхватил у немца пику и стал отмахиваться, как оглоблей. Сразил 11 неприятелей, получив 16 ран. Уцелевшие неприятели удрали. Крючков первым в этой войне был награжден Георгиевским крестом.

В ходе Ивангородско-Варшавской операции хорунжий 1-го Нерчинского полка Григорий Семенов, возвращаясь с 10 казаками из разведки, узнал вдруг, что на наши тылы напала германская кавалерийская бригада, захватила обозы, артиллерийский парк, знамя полка и уходит, уводя пленных. 11 всадников налетели на арьергардную

заставу врага, порубили и обратили в бегство. Паника покатилась, нарастая, от хвоста к голове колонны, и неприятель обратился прочь, бросив добычу. Было освобождено 400 пленных, отбито знамя и все трофеи [2, с. 198].

Во время Гражданской войны большинство казаков выступило против советской власти. Казачьи области стали опорой Белого движения. Крупнейшими антибольшевистскими вооружёнными формированиями казаков были Донская армия на юге России, Оренбургская и Уральская армии - на востоке. В то же время часть казаков служила в Красной армии.

Отношения казачества и советской власти в 20-30-е гг. были сложными. После окончания Гражданской войны большинство советских руководителей в центре и на местах по-прежнему смотрело на казаков как на враждебную силу. В свою очередь основная масса казачества относилась к новой власти с недоверием.

После окончания Гражданской войны страну покинуло около 2 млн человек. Среди эмигрантов были идейные непримиримые противники советской власти, но много было и простого гражданского населения, в том числе более 100 тыс. казаков всех казачьих войск. Особенно массовым был исход донцов (34 тыс.), кубанцев (более 20 тыс.) и забайкальцев (20-30 тыс.). К концу 20-х гг. они проживали в 18 странах Европы, Азии, Америки. Многие переселились в США, Канаду, Аргентину, Бразилию, Перу. Некоторые не выдержали разлуки с родиной. Особенно много казаков вернулось в Россию в 1922 г. Всего реэмигрантов было около 30 тыс. В 1921 г. Врангелю удалось договориться со славянскими странами, белогвардейцев стали перевозить на Балканы. В Югославии их приняли тепло и сердечно. Часть казаков зачислили в пограничную стражу, других направили на строительство дорог. Работали, сохраняя воинские части - все еще надеясь на изменение обстановки. А в 1922 г. на Генуэзской конференции советская делегация добилась решения о роспуске белых формирований. Югославии и Болгарии осталось подчиниться. И Врангель перешел к новой форме организации - создал Русский общевоинский союз (РОВС), в котором воинские чины состояли на учете, как бы в запасе. Но фактически армия распалась. Эмигранты стали распространяться по тем же Балканам. Многие перебрались во Францию и Бельгию.

Большие колонии казаков возникли и в Иране.

В Китае дутовцы обосновались в г. Суйдун, семи-реченцы в Кульдже, анненковцы в Ланьчжоу. Многие поселились в Харбине - он до революции был по сути «русским» городом. Несколько сот казаков генерала Глебова осели в Шанхае.

Везде казаки старались держаться друг друга, организовывались в станицы, хутора - подобие землячеств с выборными атаманами, кассами взаимопомощи. Большим успехом пользовались самодеятельные казачьи хоры, их приглашали выступать в ресторанах, лучшие коллективы подхватывались западными продюсерами, становились профессиональными. Возникали и цирковые казачьи труппы, поражали публику искусством джигитовки. Но это было труднее: требовалось приобрести и содержать хороших лошадей.

Настоящие станицы возникли только в Маньчжурии. После образования ДВР сюда ушли тысячи забайкальцев, многие сумели перегнать стада скота. И устроились довольно неплохо. Китайские чиновники разрешили селиться, налог брали маленький (а то и не брали за взятки). Никакой казачьей службы тут, конечно, не было, просто жили, вели хозяйство, богатели. Но в 1929 г. во время конфликта на КВЖД отряды ОГПУ совершили ряд нападений на станицы, сотни казаков были убиты, 600 человек угнали в СССР. А в 1931 г. Маньчжурия была оккупирована Японией, и процветание кончилось. У казаков, как и у китайцев, переписали все имущество, стали взимать огромные налоги, принудительные поставки, оставляя хозяевам лишь необходимое для пропитания [4, с. 114].

К концу 30-х гг. в разных странах проживало до 60 тыс. казаков-эмигрантов.

В 1924 г. в Париже создается Казачий союз, в который вошли станицы всех казачьих войск. Возглавил его бывший председатель донского правительства Н.М. Мельников. Казачий союз занимался в основном решением организационнохозяйственных проблем, бытового обустройства казачьих станиц, способствовал сохранению и развитию культуры.

В самом начале 20-х гг. советскими органами власти все казачьи войска как административнотерриториальные образования были упразднены; казачьи земли вошли в состав краев и областей. С целью «распыления» казачества производилось дробление территорий бывших казачьих войск.

Существовали ограничения по службе казаков в армии, их представительству в местных органах власти. Было запрещено ношение традици-

онной казачьей одежды (шаровар с лампасами). Традиционное казачье землевладение и землепользование ликвидировались.

С началом Великой Отечественной войны казачьи части, как регулярные, в составе Красной армии, так и добровольческие, приняли активное участие в боевых действия против немецко-фашистских захватчиков. 2 августа 1942 года близ станицы Кущевской 17-кавалерийский корпус генерала Н.Я. Кириченко в составе 12-й и 13-й Кубанских, 15-й и 116-й Донской казачьих дивизий остановил наступление крупных сил вермахта, продвигавшхся от Ростова на Краснодар.

Также большое количество казаков вливалось добровольцами в национальные части Северного Кавказа. Такие части создавались осенью 1941 г. по примеру опыта Первой мировой войны. Эти кавалерийские части в народе также назывались «Дикими дивизиями». Например, осенью 1941 г. в Грозном формировался 255 отдельный Чечено-Ингушский кавалерийский полк. В его составе было несколько сотен казаков-добровольцев из числа выходцев из сунженских и терских станиц.

С 1943 года происходило объединение казачьих кавалерийских дивизий и танковых частей, в связи с чем образовывались конно-механизированные группы. Лошади использовались в большей степени для организации быстрого перемещения, в бою казаки были задействованы в качестве пехоты. Из кубанских и терских казаков также были сформированы пластунские дивизии. Из числа казаков 262 кавалериста получили звание Героя Советского Союза, 7 кавкорпу-сов и 17 кавдивизий получили гвардейские звания. Кроме казачьих частей, воссозданных при Сталине, во время Великой Отечественной войны было множество казаков среди известных людей, которые воевали не в «фирменных» казачьих кавалерийских или пластунских частях, а во всей советской армии или отличились в военном производстве. Например: танковый ас № 1, Герой Советского Союза Д.Ф. Лавриненко - кубанский казак, уроженец станицы Бесстрашной; генерал-лейтенант инженерных войск, Герой Советского Союза Д.М. Карбышев - родовой уральский казак-кряшен, уроженец Омска; командующий Северным флотом адмирал А.А. Головко -терский казак, уроженец станицы Прохладной; конструктор-оружейник Ф.В. Токарев - донской казак, уроженец станицы Егорлыкской Области Войска Донского; командующий Брянским и 2-м

Прибалтийским фронтом, генерал армии, Герой Советского Союза М.М. Попов - донской казак, уроженец станицы Усть-Медведицкой Области Войска Донского, и т.д.

После войны в Советском Союзе казачество котировалось очень высоко. И пропагандировалось: ставились фильмы, выходили книги по казачьей тематике, создавались казачьи ансамбли. Этот процесс, вроде бы, продолжился и после смерти Сталина. Например, была осуществлена вторая, самая известная экранизация «Тихого Дона». Консультировал постановку сам Шолохов, и любопытно, что на главную роль вдруг был выбран малоизвестный актер Петр Глебов. Шолохов, когда ему показали кинопробы разных артистов, сказал: «А я только одного казака видел». Прозорливости писателя можно только подивиться - Глебов действительно был казаком, прямым потомком героя 1812 г. Орлова-Денисова.

Но подобные фильмы снимались уже «по инерции». На самом же деле в жизни казачества в 1950-х наступил резкий перелом. Слово «казак» снова изъялось из обихода.

Что же представляет собой казачество в начале XXI века? Оно остается разобщенным. Но после всех обманов и самообманов размежевание между «красными» и «белыми», реестровыми и «общественными» сглаживается. И более актуальным стало другое разделение: на тех, кто сохранил иждивенческие настроения, и тех, кто от них избавился. Некоторые все еще ждут, когда же кто-нибудь начнет их «возрождать».

Но казачество было всегда сильно традициями самоорганизации и развивается, воссоздает себя само. Процесс это трудный, во многом стихийный. Но отнюдь не хаотичный.

Примерно с 2005 г. молодежь снова потянулась в казачьи ряды. Это наблюдается повсеместно. И если такие молодые люди, даже и совершенно не казачьего происхождения, обращаются с вопросом: «А можно ли стать казаками?» - настоящие казаки их не оттолкнут и не прогонят. Примут в организацию, будут обучать вместе со своими казачатами и малолетками - ведь в наше время казачьи дети и внуки тоже очень редко получают достаточную подготовку от отцов и дедов. Словом, выработалась та же самая система, которая существовала у казаков до XVIII в., а у запорожцев, кубанцев и терцев до XIX-го: родовое казачество является костяком, носителем духа и традиций, а обрастать этот костяк может как за счет потомственных казаков, так и внеш-

него притока [5, с. 255].

Таким образом, казачество - часть русского народа: оставаясь в первую очередь военным сословием, защитниками границ России, казаки являлись хранителями русских традиций и культуры, стали примером верности родной земле и любви к Родине.

Библиографический список

1. Елисеев Ф. Казаки на Кавказском фронте

1914-1917. - М.: Воениздат, 2001. - 292с.

2. Шумов В.В. История казачества в вопросах и ответах. - Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2003. - 198 с.

3. Левченко В.Г. Россия воскреснет. - М.: Парад, 2000. - С. 57-63.

4. Сибиряков Н.С. Конец Забайкальского казачьего войска / примеч. Б. Трофимова // Минувшее. - М.: Прогресс, 1990. - 254 с.

5. Шамбаров В.Е. Казачество: Путь воинов Христовых. - М.: Алгоритм, 2008. - 257 с.

УДК 13.130.3

Ёлшина Татьяна Алексеевна

Костромской государственный технологический университет

В. СОЛОВЬЕВ И Ф. НИЦШЕ КАК ПЕРВЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИ XIX СТОЛЕТИЯ

В статье исследуются причины актуальности философских идей В. Соловьева и Ф. Ницше для художественного сознания Серебряного века: неортодоксальность философского дискурса, христологическая и антропологическая проблематика, использование в качестве инструментария мифологем и архетипов, — а также наличие у философов собственной поэтической одаренности.

Ключевые слова: эстетизм, художественное сознание, антропология, христология, мифологема, архетип.

ух русского культурного ренессанса (Серебряного века) - это дух эстетиз а; очевидно, поэтому необычайно высок был статус художника, которого, в традиции философии В. Соловьева, именовали теургом. Весь мир воспринимался как эстетический феномен, при этом искусству в целом надлежало стать устроителем жизни - в этом постулате видна роль другого философа и властителя дум, Фридриха Ницше. И не важно, что один из них -Владимир Соловьев - видел высокую миссию христианства, а другой - Фридрих Ницше - считал сам дух христианства унизительно лживым, ибо культура Серебряного века включала в себя спектр разнообразных суждений о Боге и мире.

Не случайно о Вл. Соловьеве говорят как о «глубоком и ярком символисте»1, а Ницше называют «великим катализатором» русского сим-волизма2. Их философия сыграла существенную роль в раскрепощении индивидуальности, работы этих столь несхожих мыслителей пронизывает единый пафос веры в возможность безграничного развития человечества, вплоть до победы над смертью путем возвращения к андрогинной природе - у Соловьева, или создания нового, более высокого типа человека - у Ницше. Никакого вдохновения у представителей Серебряного века русской культуры не вызывала материалистическая

идеология «шестидесятников», кому природа казалась некой непроницаемой структурой, которую, чтобы понять, надобно разъять, «распластать». Базаров, пытливо пластающий лягушек, рассуждающий об идентичности лягушачьих и человеческих внутренностей, вызывал усмешку. В XIX веке люди века Серебряного находили начало, обезбожившее мир и обессмыслившее существование человека на земле. Не случайно А. Блок в поэме «Возмездие» писал:

Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

Тобою в мрак ночной, беззвездный Беспечный брошен человек!

Русские «шестидесятники» заповедали ХХ -веку человека активного, освобожденного от власти природной, но не от власти разума, которого достало-таки, чтобы выйти на пути нового, духовного познания, наладить связь, воссоздать утраченную гармонию. Люди рубежа столетия чувствовали не только тайную связь человека с при-родой-лягушкой, но, выражаясь опять-таки фигурально, умели увидеть и в лягушке - царевну. Они, заблудшие дети конца XIX века, обращались к живой душе мироздания; отвечая на зов далеких высот, в минуты творческого озарения в своих одиноких восторгах наедине с листом бумаги и пером, с кистью или глиной в руках они чув-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.