Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты физического воспитания студентов специальной медицинской группы'

Психолого-педагогические аспекты физического воспитания студентов специальной медицинской группы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
282
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / СТРЕСС / STRESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мирошникова Алина Николаевна, Петрова Светлана Юрьевна, Гаськов Алексей Владимирович

Стрессы, возникающие на работе, во время выяснения отношений дома, когда что-то не получается в учебе и т. д., приводят к ухудшению здоровья человека. Физическая активность является лучшим и уникальным средством для снятия стрессов и приведения организма в норму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мирошникова Алина Николаевна, Петрова Светлана Юрьевна, Гаськов Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical aspects of physical education for students of special medical group

Stress occuring at work during a showdown at home, when something does not work in school and so on, lead to health impairment. Physical activity is the best and unique way to relieve stress and bring the body back to a normal status.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты физического воспитания студентов специальной медицинской группы»

УДК 796,37.037.2

Психолого-педагогические аспекты физического воспитания студентов специальной медицинской группы

© Мирошникова Алина Николаевна

аспирант, Забайкальский государственный университет Россия, 672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30 E-mail: mail@zabgu.ru

© Петрова Светлана Юрьевна

аспирант, Забайкальский государственный университет Россия, 672039, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30 E-mail: mail@zabgu.ru

© Гаськов Алексей Владимирович

доктор педагогических наук, профессор, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: gaskov@bsu.ru

Стрессы, возникающие на работе, во время выяснения отношений дома, когда что-то не получается в учебе и т. д., приводят к ухудшению здоровья человека. Физическая активность является лучшим и уникальным средством для снятия стрессов и приведения организма в норму. Ключевые слова: физическое воспитание, студенты, стресс.

Psychological and pedagogical aspects of physical education for students of special medical group

Alina N. Miroshnikova

Research Assistant, Transbaikal State University 30 Aleksandro-Zavodskaya St., Chita, 672039 Russia

Svetlana Yu. Petrova

Research Assistant, Transbaikal State University 30 Aleksandro-Zavodskaya St., Chita, 672039 Russia

Aleksey V. Gaskov

EdD, Professor, Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia

Stress occuring at work during a showdown at home, when something does not work in school and so on, lead to health impairment. Physical activity is the best and unique way to relieve stress and bring the body back to a normal status.

Keywords: physical education, students, stress.

Одним из критериев здоровья является физическая подготовленность человека. Однако в последние годы наблюдается резкое ухудшение физической подготовленности студентов. Так, у студентов, поступающих в Читинскую государственную медицинскую академию, этот показатель ежегодно снижается. В то же время именно неудовлетворительная физическая подготовленность — следствие ослабления здоровья и причина многих болезней. Общая выносливость — наиболее важное двигательное качество для здоровья, так как коррелируется с другими показателями здоровья — трудоспособностью, устойчивостью к заболеваниям и стрессам.

Студенческая молодежь — особая профессиональная группа. Информационные и эмоциональные перегрузки, которым она подвергается, очень часто приводят к срыву адаптационных процессов организма, за которыми следуют различные отклонения здоровья.

В основе здорового образа жизни студентов должна лежать культурная привычка к ежедневной двигательной активности в различных ее формах и повышение личной ответственности за уровень своего здоровья. Однако уже давно доказано, что только правильно дозируемые упражнения могут противостоять умственным и эмоциональным перегрузкам, которым подвергаются студенты любого вуза. В медицинских вузах студенты должны освоить этот предмет не только для своего личного оздоровления, но и для того, чтобы в будущем применить полученные знания и навыки в своей профессиональной деятельности как мощное средство восстановительной медицины, для первичной и вторичной профилактики и реабилитации больных.

Современная жизнь студента насыщена экстремальными условиями, и чтобы переносить их, оставаясь при этом умственно и физически работоспособными, необходимо повышать свой биологический, психофизиологический и физический потенциал. Только тогда можно ожидать наиболее полной профессиональной самореализации и продления творческого и физического долголетия. В случае болезни, когда этот запас по разным причинам уже исчерпан, придется медленно и кропотливо сначала формировать резерв в других системах организма, которые возьмут на себя (компенсируют) работу больного органа.

Медицинское заключение на предмет пригодности к обучению в вузе и последующей профессиональной деятельности является не менее важным моментом в вопросах прогнозирования учебной и профессиональной адаптации студентов — будущих врачей. При консультировании подростков, желающих получить высшее медицинское образование, необходимо учитывать, что учебная нагрузка студентов-медиков в среднем в 2 раза выше, чем у студентов технических вузов, следовательно, специфика обучения в медицинском вузе предъявляет высокие требования к состоянию здоровья обучающихся.

Стресс многими экспертами определяется как «неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие». Стрессовыми факторами могут являться конфликтное взаимодействие людей, утомляемость человека, личностные проблемы и пр. Студенты медицинского вуза с первых дней обучения испытывают значительные физические и интеллектуальные нагрузки за счет ухода от привычного образа жизни, обострения межличностных отношений вне семьи, что требует высокого уровня адаптации к новым условиям. Это позволяет отнести студентов медицинского вуза к группе населения с выраженным риском прогрессирования функциональных отклонений и хронических заболеваний.

Спорт играет достаточно большую роль в формировании профессионально значимых качеств врача. Кроме физической подготовленности, которую дают занятия спортом, для профессии врача важен опыт спортивной деятельности. Специфические проблемы, связанные с реакцией организма на нагрузки, профилактика и лечение спортивных травм, состояний перенапряжения, повышение функциональных резервов организма и т. д. могут быть хорошо изучены на собственном примере или на примере товарищей по команде.

Целью исследования явилось изучение нервно-психического и психоэмоционального состояний студентов специальной медицинской группы, не занимающихся спортом.

Методика. Использовались опросник Т. А. Немчина и специально разработанная анкета. В целом нервно-психическое напряжение по опроснику Т. А. Немчина оценено как «легкая степень». По результатам теста у студентов обнаружен стресс умеренной интенсивности, выражаемый по шкале интенсивности 0,9±0,1 усл. ед. Присутствие источника стресса довольно высокой интенсивности зафиксировано у 76 (57,6 %) обследованных студентов.

Официально спортивная активность не является главной: студенты поступают в медицинскую академию учиться будущей специальности, а не заниматься спортом, и поэтому основной вид деятельности для них — учеба. Спорт и учеба разделяют второе-третье места, причем предпочтение чаще отдается учебе. Более детальный анализ прагматических мотивов показал, что занятия спортом аргументированы соображениями о том, что они улучшают самочувствие (89 % мужчин и 86 % женщин), улучшают здоровье (75 и 67 % соответственно), а также придают уверенность в своих силах (74 и 56 %).

Распространенность иных доводов различна у студенток и студентов. Особенно это касается мнения о влиянии занятий спортом на функциональные резервы и физическую работоспособность. Положительного мнения на этот счет придерживаются 86 % мужчин и только 40 % женщин. Суждение о том, что физическая культура предупреждает заболевания, высказывают 67 % мужчин и 25 % женщин. Благоприятного влияния спорта на умственную работоспособность аргументированно придер-

живаются 44 % мужчин и менее трети (28 %) женщин. Положительное влияние спорта на успеваемость большинство опрошенных отвергают (68 % студентов и 88 % студенток).

Большую роль в развитии мотивации спортивной деятельности играет ее престижность в глазах окружающих — студентов и преподавателей вуза.

Среди нервно-психических расстройств у студентов чаще встречаются состояния и реакции тревожно-депрессивного характера, соматоформные нарушения вегетативной нервной системы, воспалительные заболевания оболочек головного мозга, возникшие вследствие перенесенных черепно-мозговых травм, последствия перинатальной энцефалопатии в виде вторичной вегетативной дисфункции нервной системы.

Между тем выбор узкой врачебной специальности выпускником вуза часто зависит от случайных факторов, тогда как успешность обучения и эффективность труда во многом определяется такими характеристиками, как мотивация, наличие устойчивого интереса, целеустремленность, состояние здоровья, семейные традиции, способность работать в коллективе и др. Общеизвестно, что, помимо квалификации, личного опыта и стажа работы, результаты профессиональной деятельности врача-хирурга во многом зависят от психических особенностей его высшей нервной деятельности, физиологической устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов, от степени развития его физических качеств, а также общей выносливости и работоспособности всего организма.

Так, при профессиональном отборе студентов для работы врачом значимыми критериями являются физическая подготовленность, нейропсихические, функциональные и интеллектуальные характеристики обучающегося. Однако в настоящее время в современной литературе практически не установлено, какие качества личности врача являются более значимыми, предпочтительными, существенно влияющими на профессионализм, мастерство, те, которые являются врожденными и почти неизменными, или те, которые он приобретает, развивает и тренирует, либо определенное их сочетание.

В свете этой проблемы особую актуальность представляют исследования, позволяющие выявить у студентов наличие определенного уровня развития физических и психологических качеств, особенностей поведения в различных ситуациях. Своевременное определение необходимого уровня требуемых качеств, дальнейшее их развитие, а при необходимости и коррекция в ходе обучения позволит выпускнику вуза впоследствии с большим успехом для собственного здоровья справляться со своими должностными обязанностями.

Литература

1. Андрущенко Л. Б. Спортивно ориентированная технология обучения студентов по предмету «физическая культура» // Теория и практика физической культуры. — 2002. — № 2. — С. 22-26.

2. Дубровский В. И. Лечебная физическая культура: учебник для студ. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 606 с.

3. Ильин Е. П. Психология спорта. — СПб.: Питер, 2008. — 352 с.

4. Коник Г. А. Учебные занятия по видам спорта как средство формирования мотивации к здоровому образу жизни у студентов высших учебных заведений // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. — 2006. — № 4. — С. 108-114.

5. Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения. — Л., 1983. — 163 с.

6. Плотников В. П., Миронова Т. С., Рыжак М. М. Нервно-психическое состояние и мотивация спортивной деятельности студентов медицинского вуза // Теория и практика физической культуры. — 2001. — № 5. — С. 39-40.

7. Дубровский В. И. Спортивная физиология: учебник. — М.: Владос, 2005. — 606 с.

8. Физическая культура и здоровье: учебник / под ред. В. В. Пономаревой. — М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006.

9. Лутфуллин И. Я. Артериальная гипертензия у спортсменов. Детская спортивная кардиология / под ред. Е. А. Дегтяревой. — М., 2011. — С. 120-132.

10. Ахметов И. И. Молекулярная генетика спорта: монография. — М.: Совет. спорт, 2009. — 268 с.

11. Линде Е. В., Ахметов И. И. Клинико-генетические аспекты в формировании «спортивного сердца» // Актуальные проблемы детской спортивной кардиологии / под ред. Е. А. Дегтяревой, Б. А. Поляева. — М.: РАСМИРБИ, 2009. — С. 99-120.

References

1. Andrushchenko L. B. Sportivno orientirovannaya tekhnologiya obucheniya studentov po predmetu «fizicheskaya kul'tura» [Sports oriented technology of students training in "physical culture" discipline]. Teoriya ipraktikafizicheskoi kul'tury — Theory and Practice of Physical Culture. 2002. No. 2. Pp. 22-26.

2. Dubrovskii V. I. Lechebnayafizicheskaya kul'tura [Exercise therapy]. 3rd ed., rev. and add. Moscow: Vlados, 2001. 606 p.

3. Il'in E. P. Psikhologiya sporta [Sports Psychology]. St Petebsburg: Piter, 2008. 352 p.

4. Konik G. A. Uchebnye zanyatiya po vidam sporta kak sredstvo formirovaniya motivatsii k zdorovomu obrazu zhizni u studentov vysshikh uchebnykh zavedenii [Training sessions on sports as a means of formation motivation to healthy lifestyle among students of higher educational institutions]. Fizicheskoe vospitanie studentov tvorcheskikh spetsial'nostei — Physical training of art students. 2006. No. 4. Pp. 108-114.

5. Nemchin T. A. Sostoyaniya nervno-psikhicheskogo napryazheniya [States of mental stress]. Leningrad, 1983. 163 p.

6. Plotnikov V. P., Mironova T. S., Ryzhak M. M. Nervno-psikhicheskoe sostoyanie i motivatsiya sportivnoi deyatel'nosti stu-dentov meditsinskogo vuza [Neuropsychiatric condition and motivation of medical students for sports activities]. Teoriya ipraktika fizicheskoi kul'tury — Theory and Practice of Physical Culture. 2001. No. 5. Pp. 39-40.

7. Dubrovskii V. I. Sportivnayafiziologiya [Sports Physiology]. Moscow: Vlados, 2005. 606 p.

8. Fizicheskaya kul'tura i zdorov'e [Physical culture and health]. Moscow: Russian educational, scientific and methodical center of Russian healthcare supervision, 2006.

9. Lutfullin I. Ya. Arterial'naya gipertenziya u sportsmenov. Detskaya sportivnaya kardiologiya [Hypertension of athletes. Pediatric sports cardiology]. Moscow, 2011. Pp. 120-132.

10. Akhmetov I. I. Molekulyarnaya genetika sporta [Molecular genetics of sports]. Moscow: Soviet sport, 2009. 268 p.

11. Linde E. V., Akhmetov I. I. Kliniko-geneticheskie aspekty v formirovanii «sportivnogo serdtsa» [Clinical and genetic aspects in the formation of "athlete's heart"]. Aktual'nye problemy detskoi sportivnoi kardiologii — Topical problems of Pediatric sports cardiology. Moscow: Russian Association of sports medicine and rehabilitation of sick and disabled, 2009. S. 99-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.