Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНО-НЕГАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНО-НЕГАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
49
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
девиантное поведение / агрессия / нарушение дисциплины / социальная адаптация / поддерживающая среда

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гарькушев Александр Анатольевич

В статье представлен анализ основных причин социальнонегативного поведения подростков, а также конкретные шаги и рекомендации для психологов, педагогов и родителей по созданию поддерживающей среды, а также пути эффективного взаимодействия с подростками, которые позволят им развить позитивные навыки и стратегии поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНО-НЕГАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»



SCIENCE TIME

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНО-НЕГАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Гаръкушев Александр Анатольевич, Научный руководитель: Блыщак Татьяна Анатольевна, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Ялта

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье представлен анализ основных причин социально-негативного поведения подростков, а также конкретные шаги и рекомендации для психологов, педагогов и родителей по созданию поддерживающей среды, а также пути эффективного взаимодействия с подростками, которые позволят им развить позитивные навыки и стратегии поведения.

Ключевые слова: девиантное поведение, агрессия, нарушение дисциплины, социальная адаптация, поддерживающая среда.

Подростковый возраст сопряжен с множеством вызовов и трудностей, которые могут привести к развитию социально-негативного поведения. В современном обществе особенно важно обращать внимание на психолого-педагогическую профилактику для предотвращения негативных последствий и помощи подросткам в сложных жизненных ситуациях. Понимание причин и механизмов социально-негативного поведения [3].

Прежде всего, необходимо понять, что стоит за поведенческими проявлениями подростков. Это могут быть проблемы в семье, школе, негативное влияние окружения, низкая самооценка или недостаток социальных навыков. Анализ причин поможет разработать более эффективные стратегии профилактики.

Развитие эмоционального интеллекта и социальных навыков. Одним из ключевых моментов в профилактике социально-негативного поведения является развитие эмоционального интеллекта и социальных навыков подростков. Помощь в управлении эмоциями, развитие коммуникативных способностей и умение решать конфликты могут значительно снизить вероятность негативного поведения.

Создание безопасной и поддерживающей среды. Школа и семья играют важную роль в формировании поведенческих паттернов подростков. Необходимо создать безопасное и поддерживающее окружение, где подростки могут чувствовать себя защищенными и понятыми. Регулярное общение с родителями, педагогами и психологами способствует выявлению проблем и своевременной помощи.

Важным аспектом успешной профилактики социально-негативного поведения подростков является вовлечение семьи и общества [1].

I

1 SCIENCE TIME 1

Поддержка и взаимодействие родителей, педагогов, специалистов и общественных организаций способствует созданию целостной системы поддержки для подростков. Обучение родителей навыкам эмоциональной поддержки и понимания потребностей подростков также играет важную роль в профилактике негативного поведения. Психологическая поддержка и консультирование. Проведение психологических тренингов, групповых и индивидуальных консультаций помогает подросткам разобраться в своих эмоциях, научиться управлять стрессом и негативными переживаниями. Психологическая поддержка также способствует выявлению скрытых проблем и помогает подросткам найти пути их решения.

Сотрудничество с образовательными учреждениями и социальными службами. Взаимодействие педагогов, психологов, социальных работников и других специалистов в рамках образовательных учреждений и социальных служб позволяет создать комплексный подход к профилактике социально-негативного поведения. Обмен опытом, разработка совместных программ и регулярное обучение персонала способствуют эффективной работе с подростками и их семьями.

Мониторинг и оценка результатов. Важным этапом в процессе психолого-педагогической профилактики является мониторинг и оценка результатов проводимых мероприятий. Анализ эффективности программ, сбор обратной связи от подростков и их родителей позволяет корректировать стратегии работы и повышать качество предоставляемых услуг. Психолого-педагогическая профилактика социально-негативного поведения подростков требует комплексного подхода, вовлечения различных сторон и систематической работы по предотвращению негативных последствий [2].

Работа в данном направлении не только помогает подросткам преодолеть трудности, но и способствует созданию здоровой и безопасной среды для их развития. Обучение навыкам решения конфликтов и принятия решений. Подростки часто сталкиваются с конфликтными ситуациями, и важно научить их эффективно решать конфликты и принимать обоснованные решения. Тренинги по развитию этих навыков могут значительно повысить уровень адаптации и снизить риск негативного поведения.

Психолого-педагогическая профилактика социально-негативного поведения подростков является важным направлением работы с молодежью. Понимание причин, развитие навыков и создание поддерживающей среды помогают предотвратить негативные последствия и обеспечить здоровое развитие подрастающего поколения.

Литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник / Г.С. Абрамова. -Екатеринбург: Деловая книга, 2022. - 624 с.

2. Александров Ю.К. Очерки криминальной субкультуры / Ю.К. Александров. - М.: Права человека, 2002. - 152 с.

3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. -М.: Просвещение, 1989. - 224 с.

»

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.