Научная статья на тему 'СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ: ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ПРИЧИНЫ И СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ'

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ: ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ПРИЧИНЫ И СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
подростковый возраст / психологическая профилактика / суицидальное поведение / личностные особенности подростков / образовательная среда / причины суицидального поведения / стратегии психопрофилактики / негативная самооценка подростка / adolescence / psychological prevention / suicidal behavior / personality characteristics of adolescents / educational environment / causes of suicidal behavior / strategies of psycho-prophylaxis / negative of teenager

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ширина О.С.

В статье анализируется суицидальное поведение в подростковом возрасте, основные личностные особенности и причины суицидального поведения в подростковом возрасте, проведен обзор литературы по проблеме суицидального поведения подростков, приведены данные исследования. Изучение всех этих факторов имеет важное значение для предупреждения суицидального поведения у подростков в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ширина О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUICIDAL BEHAVIOR AMONG TEENAGERS: PERSONAL CHARACTERISTICS, CAUSES AND STRATEGIES OF PSYCHOLOGICAL PREVENTION

The article analyzes suicidal behavior in adolescence, the main personality characteristics and causes of suicidal behavior in adolescence, reviews the literature on the problem of suicidal behavior in adolescents, and provides research data. The study of all these factors is important for the prevention of suicidal behavior in adolescents in an educational environment.

Текст научной работы на тему «СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ: ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ПРИЧИНЫ И СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ»

УДК 159

Ширина О.С.

Курский областной центр психолого-педагогического медицинского и социального сопровождения, Московский государственный психолого-педагогический университет

(г. Москва, Россия)

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ:

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ПРИЧИНЫ И СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

Аннотация: в статье анализируется суицидальное поведение в подростковом возрасте, основные личностные особенности и причины суицидального поведения в подростковом возрасте, проведен обзор литературы по проблеме суицидального поведения подростков, приведены данные исследования. Изучение всех этих факторов имеет важное значение для предупреждения суицидального поведения у подростков в образовательной среде.

Ключевые слова: подростковый возраст, психологическая профилактика, суицидальное поведение, личностные особенности подростков, образовательная среда, причины суицидального поведения, стратегии психопрофилактики, негативная самооценка подростка.

Анализ научно-методической литературы показал, что подростковый возраст (с 10 до 16 лет) - это сложный период развития и становления, играющий одну из ключевых ролей в его дальнейшей жизни.

Эмиль Дюркгейм, в своей работе «Самоубийство» (1897) проводил анализ и классификацию различных типов суицида на основе социальных факторов. Он выделил эгоистический, альтруистический, аномический и дружественный суицид, подчеркивая важность социальных устремлений для понимания этого явления.

Вихристюк О.В., отмечает, что спецификой подросткового возраста является повышенной чувствительностью и иногда подверженностью внушениям, что совпадает с периодом перехода во взрослую жизнь. Эти особенности могут способствовать тому, что подросток в кризисной ситуации может рассматривать самоубийство как наиболее «легкий» способ решения видимых проблем и трудностей. [1].

Суицид - это трагический акт, оставляющий глубокие шрамы как на окружающих, так и на самом человеке. Суицидальное поведение среди подростков - это особенно острая и тревожная проблема, которую нельзя игнорировать.

Активное участие общества, включая членов образовательного сообщества, является особенно важным в борьбе с проблемой суицида среди подростков. Повышение осведомленности общества о вопросах, связанных с суицидом, проведение профилактических мероприятий, создание безопасной и поддерживающей среды - все это может существенно снизить количество случаев самоубийств среди подростков.

Ингрид Гридлер провела исследование, посвященное влиянию личностных расстройств на суицидальное поведение у подростков. Она анализировала связь между травмами, депрессией, тревожными расстройствами и другими психическими состояниями с возможностью суицидальных действий у подростков. В ходе своего исследования она подтвердила значимую связь.

Очень важно понимать, что подростки, как особая категория людей, находятся в периоде активного формирования своей личности, структуры мировоззрения, отношений с собой и окружающим миром. Весь комплекс внутренних и внешних факторов - от изменений в организме под воздействием гормонального фона до влияния социокультурной среды - делает подростков особенно уязвимыми перед стрессами и проблемами.

Личностные особенности играют важную роль в возникновении суицидальных мыслей у подростков. Низкая самооценка, чувство одиночества, невыработанные навыки принятия решений и разрешение проблем, а также

неумение контролировать свои эмоции - все это может сделать подростка более склонным к мыслям о самоубийстве.

Семейная обстановка также играет большую роль в формировании ментального здоровья подростка. Конфликты в семье, отсутствие поддержки со стороны родителей, насилие или абьюз - все это может быть триггером для суицидальных намерений у подростка.

Важно также учитывать окружающую среду подростка. Влияние социальных сетей, школьной среды, друзей - все это может оказать не только положительное, но и отрицательное воздействие на подростка.

Некоторые из ключевых факторов, которые могут повысить уязвимость подростка к суицидальным мыслям и действиям, включают в себя:

Низкая самооценка: Подростки с низкой самооценкой могут испытывать чувство беспомощности и бесполезности, что увеличивает вероятность развития суицидальных мыслей.

Недостаточное развитие навыков общения и решения проблем: Ограниченная способность эффективно общаться с окружающими людьми и находить конструктивные решения проблем может стать фактором, способствующим возникновению суицидальных намерений.

Непостоянство эмоций: Подростки, склонные к резким перепадам настроения, более подвержены депрессии и суицидальным мыслям в силу своей эмоциональной неустойчивости.

Чрезмерная самокритичность: Постоянное самокритическое отношение к себе и своим действиям может привести к проблемам с психическим здоровьем и суицидальным мыслям.

Отсутствие социальной поддержки: Чувство одиночества и изоляции, отсутствие близких отношений и поддержки со стороны окружающих также способствует увеличению риска суицида.

Для профилактики суицида среди подростков необходимо работать в нескольких направлениях одновременно. Важно создать доверительные отношения с подростками, активно вести работу по развитию их

коммуникативных и эмоциональных навыков, обучать управлению стрессом, а также пропагандировать культуру заботы о себе и своем здоровье.

Исходя из актуализации данной проблемы, мной было проведено исследование, на базе ОКУ ЦППМСП Курской области.

Выборка. За период с 2023 по 2024 год в ОКУ ЦППМСП проходили диагностическое обследование 78 подростков с суицидальными рисками, с учетом объективной реальности классных руководителей из разных общеобразовательных организаций.

Цель исследования: выявить личностные особенности подростков, способствующие возникновению суицидального поведения.

Задачи исследования: Изучение количественных и качественных аспектов суицидального поведения подростков, необходимо для разработки психологических мероприятий по профилактике суицидального поведения в образовательном учреждении.

На этапе констатирующего эксперимента с использованием подобранных диагностических средств выявлены индивидуальные психологические особенности, способствующие возникновению суицидального поведения у подростков. Выборка была разбита на две группы по результатам объективной реальности и заполнения сигнальной карточки с учетом маркеров суицидального риска: 1 группа (38 человек) -подростки с умеренным риском, 2 группа (40 человек) - подростки с потенциальным риском.

Проверка статистических гипотез показала наличие различий на достоверном уровне статистической значимости по шкалам «Одиночество» (р-0,012), «Безнадежность» (р-0,059). Таким образом, обе группы характеризуется высоким процентом отсутствия выявленной безнадежности. Группа 2 имеет более высокий процент уровня одиночества (35%) по сравнению с группой 1 (11%). Подростки из группы 2, испытывающие высокий уровень одиночества, более склонны к проявлению таких негативных эмоциональных состояний, как: депрессия, тревога, низкая самооценка.

Также статистически значимые достоверные различия обнаружены по переменным: Аддиктивное поведение ф=0,03739), Делинквентное поведение, различия обнаружены на уровне статистической тенденции ф=0,08328) и Девиантное поведение ф=0,05749) также на уровне статистической тенденции. По переменной Суицидальное поведение различий обнаружено не было. Сравнивая данные двух групп, можно сделать следующие выводы: в группе 1 преобладает низкий уровень аддиктивного поведения (79%), из чего следует, что у подростков данной группы более здоровые привычки и минимизированы склонности к зависимостям, таким как, химическая зависимость, игровая зависимость. Группа 2 характеризуется более высоким процентом подростков с высоким уровнем аддиктивного поведения (18%), это связано с повышенным риском развития зависимостей у этих подростков, в связи с этим наступает социальная изоляция, потеря друзей и семьи, что усиливает чувство одиночества и беспомощности, способствуя суицидальным мыслям. Также высокий процент склонности к делинквентному поведению по сравнению с группой 1 (25% против 8%), что может указывать на более выраженные проблемы с социальным поведением, что объясняет большую склонность к правонарушениям. Подростки проявляют потребность в новых ощущениях и недостаточно ценят свою жизнь.

В результате статистического анализа были обнаружены различия по следующим переменным: «межличностные проблемы» и «неэффективность». У обоих групп присутствует высокий уровень убеждения неэффективности, но у подростков из 2 группы, выше, следовательно, присутствует общее снижение настроения, постоянное ожидание неприятностей, повышенный уровень тревожности. Обнаружены различия по переменной «Поиск социальной поддержки» в сравниваемых группах подростков на уровне статистической тенденции ф=,06245) и по переменной «Избегание проблем» также на уровне статистической тенденции ф=,08789). По переменной «Решение проблем» статистически значимых различий не обнаружено. На основе представленных данных было выявлено, что подростки из группы 1, чаще выбирают стратегию «Поиск социальной поддержки» для эффективной борьбы со стрессом,

открытого выражения своих чувств в общении с другими людьми, а также получения важной поддержки и необходимых ресурсов. В группе 2 «Поиск социальной поддержки» на низком уровне, это говорит о том, что большинство подростков из данной группы не желают обращаться за помощью в трудной ситуации, боятся показаться непонятыми и отвергнутыми. «Избегание проблем» преобладает у подростков из группы 2, это проявляется стремлением избежать контакта с реальностью, чаще уходят от решения проблем. Для подростков, подверженных риску, характерна стратегия предпочтения ухода от проблем, которая в конечном итоге может привести к рассмотрению самоубийства как возможного способа преодоления трудностей.

В результате статистического анализа показателей антисуицидальной мотивации, различий обнаружено не было. У подростков в обеих группах антисуицидальная мотивация находится в среднем диапазоне значений, что указывает на наличие определенных ресурсов для преодоления суицидальных наклонностей в случае возникновения психотравмирующих ситуаций.

В результате эмпирического исследования было установлено, что респонденты с повышенным суицидальным риском испытывают одиночество, депрессивные состояния, безнадежность, негативное отношение к себе. Личностные особенности, увеличивающие риск суицида, включают склонность к аддиктивному и делинквентному поведению, отчужденность, нарциссические черты, которые напрямую связаны с межличностными проблемами. Также отрицательное восприятие окружающего мира и готовность оправдывать суицидальные действия являются зонами повышенного риска.

Для проверки взаимосвязей между показателями суицидальных факторов, и между показателями антисуицидальных факторов, был использован ранговый корреляционный анализ Спирмена (см. рис.1).

Положительная корреляция Отрицательная корреляция

Рис. 1.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Банников Г.С., Павлова Т.С. и др. Методические рекомендации по организации мероприятий по профилактике суицидального поведения обучающихся. М.: МГППУ, 2017;

2. Вихристюк О.В. Что нужно знать родителям о подростковых суицидах? М.: МГППУ, 2013 - 67 с;

3. Русакова М.М. и др. Отчет о проведении социологического исследования. - СПб.: Подростки 360, 2022г;

4. Рудзинская Т.Ф., Шаров А.А. Психологические факторы суицидального риска у подростков//Вестник молодых ученых. - 2018г. - Т. 2. - № 3(6) - 7 с;

5. Шнейдер Л. Кризисные состояния у детей и подростков//газета Школьный психолог. - 2009г. - №7 - С.12-24.

Shirina O.S.

Moscow State Psychological and Pedagogical University

(Moscow, Russia)

SUICIDAL BEHAVIOR AMONG TEENAGERS: PERSONAL CHARACTERISTICS, CAUSES AND STRATEGIES OF PSYCHOLOGICAL PREVENTION

Abstract: the article analyzes suicidal behavior in adolescence, the main personality characteristics and causes of suicidal behavior in adolescence, reviews the literature on the problem of suicidal behavior in adolescents, and provides research data. The study of all these factors is important for the prevention of suicidal behavior in adolescents in an educational environment.

Keywords: adolescence, psychological prevention, suicidal behavior, personality characteristics of adolescents, educational environment, causes of suicidal behavior, strategies of psychoprophylaxis, negative of teenager.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.