ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И САМООБРАЗОВАНИЕ
UDC 376.3 LBC 74.53
Submitted: 15.10.2023 Accepted: 15.11.2023
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO FAMILIES RAISING A CHILD WITH VISUAL IMPAIRMENTS THROUGH HEALTH-SAVING
TECHNOLOGIES
Pridnestrovian State University named after T.G. Shevchenko, Tiraspol, Pridnestrovian Moldavian Republic, Moldova
Abstract. One of the important components of an integrated approach to providing care for the health of visually impaired children is the presence of a clear system of work in this direction. Currently, issues related to the family are attracting increasing attention from scientists in connection with modern changes in society. This is due to the fact that this social situation is undergoing significant changes in the Pridnestrovian Moldavian Republic (PMR). Of particular importance is the problem of changing relationships within the family when children appear in it with certain disorders of physical and mental development. For these children, the family remains the most important center of education, and the PMR government has passed a set of laws giving people with disabilities the same rights as non-disabled people. Changes in legislation concerning people with disabilities give them an important position in the PMR system. Parents raising children with special needs experience serious concerns about the educational process. Of course, children with visual impairments are included in the category of persons with disabilities. This study provides insight into the impact of psycho-educational assistance provided to parents raising children with visual impairments. The results obtained can be used in family psychological counseling and correctional and developmental support for children with visual impairments.
Key words: family, children with visual impairments, psychological and pedagogical assistance, health-saving technologies, test questionnaire.
УДК 376.3 Дата поступления статьи: 15.10.2023
Аннотация. Одной из важных составляющих комплексного подхода к предоставлению заботы о здоровье слабовидящих детей является наличие четкой системы работы в этом направлении. В настоящее время все большее внимание ученых привлекают вопросы семьи в связи с современными изменениями в обществе. Это обусловлено тем, что эта социальная ситуация претерпевает значительные изменения в Приднестровской Молдавской Республике (далее - ПМР). Особое значение имеет проблема изменения взаимоотношений внутри семьи при появлении в ней детей с определенными нарушениями физического и психического развития. Для этих детей семья остается самым важным центром воспитания, и правительство ПМР при-^ няло набор законов, предоставляющих людям с ограниченными возможностями те же права, что и здоровым О людям. Изменения в законодательстве, касающиеся инвалидов, придает им важное положение в системе « ПМР. Родители, воспитывающие детей с особыми потребностями, испытывают серьезные беспокойства ^ относительно образовательного процесса. Безусловно, дети с нарушением зрения входят в категорию лиц © с инвалидностью. Настоящее исследование представляет понимание о воздействии психолого-педагоги-
Olga A. Iovva
ББК 74.53
Дата принятия статьи: 15.11.2023
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ, ПОСРЕДСТВОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Ольга Андреевна Иовва
Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, г. Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика, Молдова
ческой помощи, оказываемой родителям, воспитывающим детей с нарушением зрения. Полученные результаты могут применяться в семейном психологическом консультировании и коррекционно-развиваю-щем сопровождении детей с нарушением зрения.
Ключевые слова: семья, дети с нарушением зрения, психолого-педагогическая помощь, здоровьесбе-регающие технологии, тест-опросник.
Введение
Семья играет первостепенную роль в воспитании детей и является ключевым элементом их социальной сферы. Это влиятельное воспитательное сообщество формирует и развивает личность ребенка и обеспечивает ему первые знания о мире, а также необходимые навыки для социального взаимодействия. Более того, микросреда, в которой ребенок растет, определяет его отношение к окружающей среде и процессу социализации. Социализация, в свою очередь, является важным процессом на протяжении всей жизни человека, охватывая раннюю социализацию, обучение, социальное взросление и завершение жизненного цикла. В результате этих этапов люди приобретают навыки и компетенции, необходимые для успешной жизни, такие как навыки коммуникации, адекватная самооценка и способность к самореализации в различных сферах жизни.
Ребенок с ограниченными зрительными возможностями развивается в 3 крупных системах - семья, школа, социум. ФГОС подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Зрение играет важную роль в восприятии окружающего мира. 90 % информации получаем с помощью зрения. Одной из проблем современного состояния воспитания является недостаточная роль семьи на фоне всеобщей информации и компьютеризации. Все больше на первый план педагогическая практика выдвигает потребность в грамотных, подготовленных родителях, знакомых (хотя бы в общих чертах) с педагогикой и психологией, а также с возрастной физиологией, не говоря уже о коррекци-онной педагогике и специальной психологии. Одной из самых эффективных форм помощи детям с проблемами зрения является поддержка семьи, в которой воспитывается слепой ребенок. Проблемы развития таких детей были исследованы такими авторами, как
Т.Р. Богданова, Т.В. Волосовец, Е.А. Екжано-ва, С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко, Е.М. Ма-стюкова, А.Г. Московкина, В.В. Ткачева, и в их исследованиях подробно рассматривается важность сотрудничества семьи с организациями, занимающимися поддержкой детей с ограниченными возможностями здоровья.
Исследования отечественных и зарубежных ученых (О.Л. Алексеев, В.П. Ермаков, М.И. Земцова, Н.С. Костючек, А.Г. Литвак, И.С. Моргулис, Г.В. Никулина, Л.И. Плакси-на, Т.П. Свиридюк, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова, С.М. Херош, D.L. Cohen, P. Tait) и практика обучения детей с нарушениями зрения (Л. П. Григорьева, В. З. Денискина,
A.Е. Пальтов, E.H. Подколзина, Б.К. Тупоно-гов) подтверждают, что при поступлении в первый класс около 12-15 % учеников испытывают проблемы со зрением, а к концу начальной школы эта цифра возрастает до 35 % (чаще всего из-за миопии). В 11-м классе количество здоровых детей со зрением существенно снижается, а миопия и астигматизм увеличиваются (Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, H.A. Литвинова). У слабовидящих детей наблюдается отставание в физическом и психическом развитии по сравнению с нормой [2]. Многие ученые (Р.Н. Азарян, В.П. Ермаков,
B.А. Кручинин, Л.Н. Ростомашвили, Б.В. Сер-меев, Л.А. Семенов) показывают, что развитие слабовидящих учеников значительно отстает от развития их здоровых сверстников без проблем со зрением [3]. Все это указывает на необходимость проведения специализированной работы с такими детьми и формирования правильного здоровье-ориентированного поведения, учитывая нарушение зрения в будущей жизни.
Цель исследования: изучение и теоретическое обоснование проблемы психолого-педагогической помощи родителям по развитию моторных функций у слабовидящих детей дошкольного возраста.
О.А. Иовва. Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающим ребенка с нарушением зрения
Методы
Эмпирическую базу исследования составил ГБОУ Школа № 1321 «Ковчег», дошкольное отделение № 2, г. Москва.
Для исследования была выбрана группа из 10 семей, где дети имели функциональные нарушения зрения, такие как косоглазие и ам-блиопия. Согласно протоколам ПМПК, у всех детей в этой выборке отмечалось неблагоприятное течение пренатального и натального периодов.
Для сбора эмпирических данных использовалось несколько методик, включая тест родительского отношения (ОРО), разработанный А.Я. Варгой и В.В. Столиным, «Методика измерения родительских установок и реакций» (PARI) авторства Е.С. Шефера и Р.К. Белла и «Анализ семейных отношений», разработанный Э.Г. Эйдемиллером и В.В. Юстицкисом. Эти методики могут быть использованы как для измерения отношений между только детьми, только родителями, так и между детьми и родителями в семье.
Анализ
Исследование родительского отношения, проведенное А.Я. Варгой и В.В. Столиным, выявило, что преобладающим подходом к детям с нарушением зрения является феномен «симбиоза». Это выражение желания взрослого интегрироваться с ребенком, хотя для нас оказалось противоположным. Кроме того, эти родители не стремились поддерживать эмоциональную дистанцию между собой и своими детьми. В то же время многие из них принимали «авторитарный формат чрезмерной социализации».
Для выявления уровня развития моторного развития детей с нарушениями зрения нами были использованы диагностические методики А.А. Дмитриева, В.В. Сазоновой.
Результаты
Анализ представленных данных позволяет сделать вывод о возможности разработки модели сотрудничества родителей, основанной на коррекционно-воспитательной работе семей, воспитывающих незрячих детей.
Наши исследования подтверждают, что стиль воспитания сильно зависит от коррекционно-го подхода, который принимает вид традиций в воспитании детей, а также от воспитательной позиции родителей в контексте детско-родительских отношений в семье. Среди ключевых факторов, влияющих на эти отношения, выделяются личностные характеристики и поведенческий стиль родителей, их психолого-педагогическая компетентность, уровень образования, эмоционально-нравственная атмосфера в семье, уровень вовлеченности детей в жизнь семьи и другие. Кроме того, важным фактором является образование родителей, а также их активное участие в жизни семьи.
Наши исследования показали, что семьи с детьми, страдающими от проблем со зрением, создают неблагоприятные условия для развития и самоопределения ребенка. Мы обнаружили, что в таких семьях устанавливаются детско-родительские отношения, основанные на чрезмерной заботе и защите со стороны матери, но при этом сопровождающиеся контролем и эмоциональным отвержением. Существует значительная трудность в обмене информацией между слабовидящим ребенком и его родителями, как в плане осведомленности матери о лечении ребенка, так и осведомленности ребенка об компетентности его матери в этой области [1].
Одним из элементов технологии развития моторных функций у слабовидящих детей является взаимодействие педагогов с семьей по вопросам моторного развития детей с нарушением зрения. В данном направлении нами организован и проведен семинар для родителей: «Здоровьесберегающие технологии для детей с нарушением зрения», целью которого выступило ознакомление родителей с методикой организации здоровьесберегаю-щих технологий с детьми с нарушением зрения (по У. Бейтсу).
Содержание семинара составляло две части: программно-методический подход к содержанию работы с детьми с нарушением зрения и практическая часть: здоровьесбере-гающие технологии в работе с детьми с нарушением зрения (по У. Бейтсу). В первой части семинара родители были ознакомлены со значением здоровьесберегающих техноло-
гий в работе с детьми с нарушением зрения. Во второй, практической части им были предложены советы доктора У. Бейтса по использованию упражнений для детей с нарушением зрения.
Выводы
В современных условиях проблема сохранения здоровья одна из актуальных. Коррекция и профилактика нарушений зрения должна быть ориентирована на формирование умений анализировать личные восприятия, и применять при знакомстве с объектами внешнего мира другие анализаторы. Замедленность, узость, фрагментарность, недифферен-цированность зрительного восприятия сказывается на двигательном развитии дошкольников с отклонением зрения. Для физического развития детей с нарушениями зрения используются в работе различные средства: средства коррекции функции равновесия; средства коррекции вестибулярной функции.
Эффективность развитых локомоторных функций у слабовидящих дошкольников возможна только при тесном сотрудничестве с родителями воспитанников.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Азарян, Р. Н. Коррекционно-развивающая работа со слабовидящими детьми в условиях массового и интегративного обучения / Р. Н. Азарян,
Н. П. Григорян // Педагогическая мысль. - 2009. -№ 1-2. - С. 157-160.
2. Анисимова, Е. В. Психологические особенности детей с нарушениями зрения / Е. В. Анисимова // Обеспечение преемственности коррекци-онно-педагогической работы в учреждениях для детей с нарушением зрения : учеб.-метод. пособие. -СПбАППО, 2011. - 112 с.
3. Григорьева, Л. П. О системе развития зрительного восприятия при нарушениях зрения / Л. П. Григорьева // Психологический журнал. -1988. - Т. 9, № 2. - С. 97-107.
REFERENCES
1. Azaryan R.N., Grigoryan N.P. Korrektsionno-razvivayushchaya rabota so slabovidyashchimi detmi v usloviyakh massovogo i integrativnogo obucheniya [Corrective and Developmental Work with Visually Impaired Children in Conditions of Mass and Integrative Education]. Pedagogicheskaya mysl' [Pedagogical Thought], 2009, no. 1-2, pp. 157-160.
2. Anisimova E.V Psikhologicheskie osobennosti detey s narusheniyami zreniya [Psychological Characteristics of Children with Visual Impairments]. Obespecheniye preyemstvennosti korrektsionno-pedagogicheskoy raboty v uchrezhdeniyakh dlya detey s narusheniyem zreniya [Ensuring the Continuity of Correctional and Pedagogical Work in Institutions for Children with Visual Impairments]. Educational and Methodological Manual. SPbAPPO, 2011. 112 p.
3. Grigorieva L.P. On the System of Development of Visual Perception in Visual Impairments [On the System of Development of Visual Perception in Visual Impairments]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 1988, vol. 9, no. 2, pp. 97-107.
Information About the Author
Olga A. Iovva, Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Department of Preschool, Special Education and Pedagogical Management, Pridnestrovian State University named after T.G. Shevchenko, Oktyabrya 25 St, 128, 3300 Tiraspol, Pridnestrovian Moldavian Republic, Moldova, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1773-0299
Информация об авторе
Ольга Андреевна Иовва, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного, специального образования и педагогического менеджмента, Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, ул. 25 Октября, 128, 3300 г. Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика, Молдова, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1773-0299
Artium magister. 2023. Vol. 23. No. 4
21