чества (82%), быть самостоятельными и независимыми (71%) и создать уют и благополучие (68%).
Значимых различий в выраженности переменной осмысленность выявлено не было. Африканские студенты склонны понимать уверенность как умение и способность владеть самим собой (89%), качество, воспитанное в процессе жизни (89%), черту, которую можно развивать и совершенствовать (82%). По мнению латиноамериканских студентов, уверенность - это активное состояние человека (89%), волевая черта характера (89%), а также самодостаточность личности (84%). Китайские студенты понимают под уверенностью черту, воспитанную в процессе жизни (95%), которую можно развивать и совершенствовать (95%), стремление человека показать себя и свои возможности (95%).
Показатель осведомленности у латиноамериканских и африканских студентов значимо выше, чем у китайских. Так, африканские студенты считают, что уверенность - это свойство, зависящее от темперамента (87%), черта, передающаяся по наследству (79%), врожденное свойство личности (76%). Латиноамериканские студенты также считают данное свойство врожденным (89%), полагают, что оно зависит от темперамента (87%), генетически обусловлено (87%). Китайские студенты также указывают на то, что уверенность - это черта, полученная от родителей (80%), зависящая от темперамента (75%) и природно-заданная (75%).
Оказалось, что продуктивность уверенного поведения китайских студентов самая низкая среди 3-х групп. Показатель выраженности предметности значимо выше у африканских и латиноамериканских студентов по сравнению с китайскими. Уверенное поведение африканских студентов в большей мере способствовало расширению контактов с другими людьми (89%), более успешному освоению учебных предметов (87%), достижению общественного признания (84%). Латиноамериканским студентам удалось добиться большей результативности в различных видах деятельности (97%), более успешного освоения учебных предметов (89%), дальнейшего продвижения по карьере (87%). Китайские студенты отмечают более успешное усвоение учебных предметов (85%), приобретение большего жизненного опыта (85%), большую результативность в различных видах деятельности (85%).
Что касается субъектности, то у латиноамериканских студентов данный показатель значимо выше, чем у китайских. Уверенное поведение латиноамериканских студентов в большей степени способствовало формированию упорства и других волевых качеств (97%), преодолению возникших трудностей (95%), развитию самостоятельности и инициативности (89%). У африканских студентов результативность уверенности способствовала развитию упорства и настойчивости (89%), уменьшению тревожности и застенчивости (87%), развитию самостоятельности и инициативности (82%). Китайские студенты отмечают развитие упорства и настойчивости (95%), волевых качеств (80%), преодоление возникших трудностей (85%).
Рассмотрев особенности уверенности у иностранных студентов, можно сказать, что каждая из изучаемых групп отличается своим психологическим своеобразием. Эти особенности необходимо учитывать при составлении программ коррекции и саморегуляции уверенности с целью оптимизации процесса адаптации студентов к инокультурной среде и к обучению в вузе.
Литература
[1]. Бойко З.В. Этнопсихологические особенности уверенности у различных групп студентов. Дис. .. .канд. психол. наук. - М., 2009. - 193 с.
[2]. Замалдинова Г.Н. Соотношение индивидуально-типических особенностей уверенности с уровнем самоактуализации сотрудников коммерческих организаций. Дис. .канд. психол. наук.: 19.00.01/ РУДН. - М., 2011.
[3]. Крупнов А. И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств. // Вестник РУДН, сер. Психология и педагогика, 2006, № 1 (3). - С. 63-73.
[4]. Селиверстова М. А. Психологические особенности уверенности старших школьников и студентов. Дис. . канд. психол. наук. - М., 2007.
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF MOTIVATIONAL-SEMANTIC SUBSYSTEM OF CONFIDENCE OF FOREIGN STUDENTS
Anna V. Sheptura - graduate student, Department of Social and Differential Psychology, Peoples' Friendship University of Russia; Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198.
Abstract
The article describes the psychological features of motivational-semantic subsystem of confidence of African, Latin American and Chinese students studying in Russian universitiy. Key words: confidence, objectives, motivation, productivity, foreign students.
УДК 159.922
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ В ВУЗЕ
Щиголева Нина Васильевна (Воронеж, Россия) -кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный педагогический университет; ул. Ленина, 86; [email protected]
Аннотация
Статья посвящена анализу проблемы адаптации первокурсников к обучению в высшей школе. В ней рассмотрены условия адаптации студентов первого курса в вузе.
Ключевые слова: адаптация студентов, адаптированность, социально-психологическая адаптация, культурно-образовательное пространство вуза.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Выделяются два вида адаптации: биофизиологическая и социально-психологическая. Социально-психологическая адаптация-это процесс приобретения людьми определенного социально-психологического статуса, овладение социально-психологическими ролевыми функциями. В процессе ее человек стремится достигнуть гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности. По мере осуществления социально-психологической адаптации повышается адаптированность личности-степень приспособленности к условиям жизни и деятельности. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным и негативным результатам.
Внутренняя адаптированность личности проявляется в перестройке функциональных структур и систем личности при определенной трансформации жизни и деятельности. Внешние формы поведения, деятельность личности видоизменяются и приходят в соответствие с ожиданиями среды, требованиями извне-происходит полная, генерализованная адаптация личности [2]. При внешней адаптированности -поведенческой, приспособительской- личность внутренне содержательно не перестраивается и сохраняет себя, свою самостоятельность. Это инструментальная адаптация личности. Ученые выделяют и смешанную адаптацию, при которой личность частично перестраивается и подстраивается внутренне под среду, ее ценности, нормы, и в то же время частично адаптируется инструментально, поведенчески, сохраняя свое «Я», свою самостоятельность [2]. При полной адаптированности достигается адекватность психической деятельности человека условиям среды и деятельности в тех или иных обстоятельствах. Социально-психологическая адаптация выступает и как средство защиты личности. С помощью него ослабляются, устраняются внутреннее психическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникающие у человека при взаимодействии с другими людьми. Социально-психологическая адаптация выполняет кроме психологической защиты и такие функции: достижение оптимального равновесия в системе «личность-социальная среда»; проявление и развитие творческих способностей личности, повышение ее активности, регулирование общения и взаимоотношений; сохранение психического здоровья, самореализация, самопознание и самокоррекция личности [1].
Успешная адаптация проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного характера. Про-
должительность процесса адаптации может быть ограничена несколькими днями или быть более длительной.
Характер адаптации зависит от нескольких факторов: возраста человека, состояния здоровья и уровня развития, биологического и социального анамнеза, особенностей высшей нервной системы, ее типа, тренировки нервной системы, индивидуальных особенностей половых различий, уровня тренированности адаптационных механизмов.
Зарубежный и отечественный опыт показывает, что некоторая системность в работе по адаптации студенчества есть. Сегодня образовательные организации все больше обращаются к воспитанию личности на основе создания целостной системы адаптации.Эффективным средством в успешной адаптации студентов первого курса в культурно-образовательном пространстве вуза является студенческая группа. Группа приобщает первокурсников к коллективной жизни, предоставляет новые условия жизнедеятельности и возможность становиться инициатором, автором и реализатором проектов. Важным средством успешной адаптации в вузе является участие студентов в разнообразных студенческих объединениях. Их эффективность состоит в том, что процесс активного участия имеет воспитывающий и развивающий личность характер. Он позволят пройти начальный этап адаптации в позитивно-эмоциональном настрое. Через творческое участие в жизнедеятельности объединения студент становится автором своего саморазвития: вырабатываются жизненные смыслы, ценности нравственные идеалы. Коллективное творчество стимулирует развитие способностей, рост творческой индивидуальности, предоставляя благоприятные возможности для самоутверждения и самовоспитания. Формами интеграции первокурсников в культурно-образовательное пространство вуза являются традиции: Посвящение в первокурсники, Школа актива, Школа старостата, Студенческая весна, Вечера встреч первокурсников с выпускниками и студентами старших курсов и пр. Существенную роль в адаптации первокурсников играет институт кураторства. Функции кураторов многообразны: информативная, коммуникативная, контролирующая, творческая, организующая и др. Куратор ориентиру-
ет студентов на освоение ими вузовских традиций, идеалов, ценностей. Формы работы кураторов также разнообразны: собрания, анкетирование, знакомство с нормативными документами вуза, выявление актива, лидеров, организация проектов и др. Конференция по проблемам самостоятельной работы студентов, знакомство с учебным планом, графиком учебного процесса является элементом системы адаптации. В ходе экспериментальной работы мы выявили проблемы, проясняющие картину трудностей адаптационного периода: 23% студентов первокурсников одной из трудностей считают насыщенность вузовской программы; 25% - указывают на недостаточность школьной подготовки, 5% - на неблагополучные жилищные условия, 22% - материальные условия, 15% -состояние здоровья, 5% - семейные обстоятельства, 5% - указали другие проблемы и затруднялись в ответе.
Это актуализирует проблему психолого-педагогической поддержки студентов в процессе адаптации в вузе. Литература
[1]. Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии. -М.; СПб.: Питер, 2003. - 416 с.
[2]. Тюрина Н.В. Понятие адаптации в современной психологии // Вестник АГТУ. - 2007. № 5.(40). - С. 152-156.
PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS IN THE PROCESS OF ADAPTATION AT THE UNIVERSITY
Shchigoleva Nina Vasilevna (Voronezh, Russia). - Associate professor, Ph.D. Voronezh State Pedagogical University; st. Lenin, 86; [email protected].
Abstract
The article is devoted to problems of adaptation of freshmen to study in higher education. It examines the conditions of adaptation of first-year students at the University.
Key words: students' adjustment, adaptation, socio-psychological adaptation, cultural-educational space of the University.